По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько «непонятных» и «противоречащих» здравому смыслу мест. Новая рубрика нашего журнала -«Мир Библии» — посвящена их православному толкованию.
Вот, к примеру, одно из писем, пришедших в редакцию «Фомы».
«Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный человек. Однажды в какой-то телевизионной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал). Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христианскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?»
Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше — всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.
Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41).
Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлечененно-фило-софский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком. Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.
В библейской традиции удар по щеке — это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу — личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.
Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?
Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, — это высшее выражение любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.
Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения. Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному. Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека.
Христианство говорит, что заповеди Христа — это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании — это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства — спасение и обновление личности -предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).
Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне — страх быть подвергнутым тому же. Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.
Заповедь Христа — «не противься злому» — предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом -противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.
Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином.
А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек — постарается выбрать меньшее зло. Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди «непротивления злому», еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.
Без преувеличения можно говорить о том, что земная жизнь и проповедь Иисуса Христа изменили ход истории и сознание людей. Господь явил в себе образ не только абсолютной святости, но и совершенной любви к человеку, венцом которой стало вольное страдание на Кресте за грехи всего мира.
Христос сам был кроток и смирен сердцем и призывал всех научиться от Него (Мф. 11:29). Во время Нагорной проповеди Он устремил своих учеников к достижению богоподобной святости: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), и указал на добродетели, способные сделать человека сопричастником подлинного блаженства. Учение Господа шло вразрез устоявшимся нравственным идеалам ветхозаветного сознания. Новый закон в отличие от ветхого обращал внимание не на внешнем, а на внутреннем преображении человека, потому тогда, две тысячи лет назад, многие призывы Иисуса Христа становились поводом для жестоких нападок «законников» на Него и на Его последователей. Дискуссия над нормами христианской нравственности, обозначенными во время Нагорной проповеди, не остановилась и до наших дней.
Нам, христианам, очень важно иметь самое ясное понимание содержания той или иной заповеди Спасителя для того, чтобы избегать ошибочных выводов, опасных крайностей, а также уметь дать исчерпывающий ответ на критику возможных оппонентов.
Рассмотрим одну из самых «неприемлемых» заповедей Спасителя: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39).
Часто эти слова Иисуса Христа вызывают большое негодование и порождают массу критических упреков в адрес как отдельных христиан, так и Церкви в целом. Призыв к непротивлению злому у многих привычно ассоциируется с необходимостью всепопустительства и бездействия перед проявлением всякого зла, а призыв к обращению другой щеки с унижением, малодушием и слабостью.
К таким негативным выводам можно прийти, если воспринять призыв Спасителя буквально, вне контекста Его жизни и учения. Но ведь изучение Священного Писания требует куда более рассудительного подхода, нежели рассмотрение свода каких-либо инструкций или кодексов. Христос, как свидетельствуют евангелисты, поучая народ, постоянно говорил притчами (Мф 13:34) и образами, близкими для понимания людям своей эпохи.
В пользу этого свидетельствует и событие, произошедшее в последние часы жизни Иисуса Христа на допросе у первосвященника Анны и описанный евангелистом Иоанном Богословом. Возмущенный ответом Господа первосвященнику, один из служителей ударил Христа по щеке. Как же отреагировал Спаситель, ранее призывавший учеников подставлять другую щеку и не противиться злому? Вместо смиренного и унизительного молчания мы видим справедливое возражение: «Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23).
Данный эпизод имеет четкую параллель с прежним призывом Господа. Исходя уже и из одного этого случая можно утверждать о том, что заповедь, данная во время Нагорной проповеди имеет образный язык и содержит куда более глубокий, чем может показаться на первый взгляд внутренний духовный смысл. Для того, чтобы всесторонне раскрыть его, необходимо обратиться к авторитетному мнению святых отцов и выдающихся церковных авторов, которые занимались истолкованием этого евангельского отрывка.
Содержание
А нужно ли смиряться?
Что же имел ввиду Господь, использовав образ удара по правой щеке? Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Матфея предостерегает от грубого понимания слов Спасителя и указывает на то, что призыв Иисуса Христа касается не только удара по щеке, но и любой полученной обиды: «Не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде».
Под злым же Феофилакт Болгарский понимает здесь действия дьявола: «Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять?»
Исходя из этого, Блаженный Феофилакт задается справедливым вопросом. Действительно, неужели последователям Иисуса Христа, который пришел в мир уязвить древнего змия и который сам во время земной жизни обличал беззакония фарисеев, творящих похоти дьявола (Ин. 8:44), подобает мириться с подлыми проделками злого духа? Очевидно, что это возмутительно и унизительно для христиан. Далее Феофилакт Болгарский разрешает это недоумение: «Да, должно , только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою».
Такое понимание слов Спасителя позволяет приблизиться к уразумению подлинного смысла данной ученикам заповеди. Господь призывает своих последователей прежде всего не отвечать злом на зло. Как огонь, разжигает пламя, так и месть за обиду не позволяет пресечь беззаконие, но чаще всего приводит к еще большему разжиганию ненависти и злобы между людьми.
Во времена Ветхого Завета месть пресекалась тем, что воздаяние должно было быть равным нанесенному ущербу: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:20).
На Нагорной проповеди Господь возводит человека на более высокий уровень нравственности и воспрещает своим последователям любое уподобление дьяволу, плодами деятельности которого и являются зло, вражда, месть и ненависть.
Заповеди блаженства: Блаженни кротции, яко тии наследят землю
Иисус Христос прежнюю заповедь, пропитанную духом справедливости, заменяет новой, плодом которой является любовь. Христиане призваны побеждать низменные проявления зла с помощью терпения, смирения, кротости и великодушия. Как становится ясно, целью такого поведения является вовсе не бессмысленное потакание чужим похотям, а желание избежать огня мести и примириться с обидчиком. Как часто человек, встретив незлобие в ответ на свое злодеяние, умягчается и сам приносит покаяние. Данную мысль ясно выражает греческий богослов, живший на рубеже 11 и 12 веков, Евфимий Зигабен: » повелевает не только не мстить, а скорее подставлять себя ударяющему, чтобы терпением и великодушием обуздать его. Видя, это, он не только не нанесет другого удара, но раскается и в первом и примирится…»
Здесь мы встречаем полное согласие с апостолом Павлом, который, обращаясь к Галатам писал: «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым» (Гал. 6:1).
Внимательное исследование заповеди Господа раскрывает всю глубину христианской нравственности. Здесь зло побеждается добром. Месть заглушается любовью к обижающему с целью не только себя уберечь от необдуманной горячности, но и ближнего своего охладить кротостью и привести к покаянию.
Что же делать, если попытки смягчить озлобившегося кротостью приводят его к еще большему желанию творить начатое? Бывает ведь и такая подлость, что человек и на доброту разжигается и начинает более прежнего преуспевать в начатом. В этом и других подобных случаях (например, когда угрожает опасность ближним, Церкви или Отечеству), когда увещевание не дает своего плода, но может стать попустительством беззакония, долгом христианина будет дать отпор обидчику и пресечь зло, чтобы не принесло большего горя. Однако совершаться это должно обязательно из любви, а не из жажды мести. Данную мысль прекрасно выразил святитель Филарет, митрополит Киевский: «И в личных оскорблениях частному человеку не запрещается судом наказывать оскорбителя, не из ненависти к нему и мщения, но для исправления его и других, ежели снисхождение и ненаказанность сделали бы ему самому больший вред, утвердив его в своей злости. Но в таковом случае потребно строгое безпристрастие и осмотрительность, дабы к огню не придать огня, и не маслом гасить его, а водою».
Сила к сопротивлению злу
Такое понимание рассмотренного евангельского призыва не оставляет места бессмысленному унижению, малодушию и слабости, которое рассматривают в словах Господа многие критики христианства. Евангелие возводит человека на вершину человеческого достоинства, украшает его многими добродетелями и делает сопричастником подлинного блаженства.
Подробное изъяснение одной лишь заповеди, данной Спасителем, позволяет понять, почему Иисус Христос своих последователей призывает быть светом и солью мира. Как свет рассеивает тьму, а соль останавливает тление, так и христиане, стремясь к святости, должны любовью рассеивать всякое зло и побеждать беззаконие и тление мира, как совершил это кроткий и смиренный Господь: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
Теги: Смирение ненависть духовная жизнь Заповеди Божии
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
Аудио
Христос сказал: «Если ударили по одной щеке – подставь другую». Но на деле это практически невозможно. Как связать с реальностью Евангельскую истину?
Кстати, очень важный момент, который называется рассмотрением любого положения Священного Писания в контексте, а не вырванно – взять вот это одно и всё. А если вы посмотрите Евангельский контекст, то крайне будете удивлены. Когда Христа арестовали, привели во двор первосвященника, когда плевали и издевались над ним, вдруг один как-то очень сильно ударил Его по щеке. Реакция какая Христа — он подставил другую, да? Нет! Вы слышите, как Он ответил: «Если Я не прав – скажи, что Я неправ, а если Я сказал правильно, за что бьешь Меня?»
Когда речь идет об этих словах: «подставь другую щеку», то учтите — всё Евангелие написано языком того времени, того народа. А весь этот язык какой? Весь язык приточный. Вот это – восточные народы, они отличались и отличаются до сих пор этим. Этой метафоричностью. И в данном случае речь о чем идет-то?
Вот семья, например. И вдруг кто-то: она или он, тебя ударил словом так, что здесь можно все – ответь и развод…. И всё, пропала твоя жизнь. Всё рассыпалось. Если ты сможешь удержаться, да еще сказать — «ой, извини, да, я оказался неправ» — хотя на самом деле может и прав, убеждён. Всё утихло, все успокоилось. А потом, в спокойной обстановке, можно и поговорить, объяснить, кто прав и кто виноват. Это же удар по щеке, тут вспышка, разум весь в гневе помрачается. Надеюсь, все это понимают. Помрачается разум. Поэтому совет всех мудрых людей – никогда не принимай решения, когда ты разгневан. Успокойся, потом уже принимай решение.
Так и здесь. Когда ударили по щеке – ты весь взорвался. Не реагируй, не решай сейчас. Если можешь, если сил хватит, скажи: «извини», «прости», «уйди», но — успокойся. Это в этом смысле – подставить другую щеку, а не в прямом.
А насчет прямого смысла — это могут сделать только люди, действительно достигшие бесстрастия. Они – могут. Подобные Серафиму Саровскому, они могут подставить и другую щеку, но не мы. Это надо запомнить. А нам – вот так нужно поступать.