Подобно иконам Иисуса Христа, святые иконы, изображающие Богоматерь (Богородицу), являются достоверными, поскольку они представляют собой очевидную истину. Считается, что первое изображение Девы с Младенцем было создано святым Лукой, хотя на самом деле он видел Марию только пожилой женщиной. В любом случае на сегодняшний день мы можем разделить восточно-православные иконы Богоматери на несколько основных типов, но, конечно же, не без исключений. В целом выделяют пять обширных групп икон Пресвятой Богородицы: Агиосортисса, Оранта, Елеуса, Одигитрия и Панахранта.
Агиосортисса (Заступница)
Этот тип известных религиозных икон предназначен для почитания Девы Марии, которая часто изображается в полный рост и без Младенца. Тем не менее существуют также православные иконы этого типа, изображающие Деву Марию опоясно; например, Ахтырская икона Божией Матери и Семистрельная икона Божией Матери.
Оранта (Молящаяся)
Этот тип восточно-православных икон показывает Богоматерь в молитве, с поднятыми вверх руками в характерном жесте. Образ Христа, заключенный в круг, обычно появляется в ее утробе. В большинстве случаев русские религиозные иконы этого типа изображают Деву Марию по пояс и часто называются «Знамение». Однако есть также изображения Богоматери с Младенцем в полный рост – они известны под названием «Всесвятая» или «Великая Панагия».
Елеуса (Умиление)
Рукописные православные иконы этого типа относятся к наиболее древним. Они изображают Богоматерь, держащую своего Сына. Младенец Христос обнимает Деву Марию одной или двумя руками и прижимается щекой к ее лицу, что является четким выражением ласковых отношений и силы любви между Богом и человеком.
Одигитрия (Путеводительница)
Именно этот образ Богоматери на старинных иконах обычно приписывают святому Луке. Само слово «Одигитрия» означает «та, что указывает путь» или «Путеводительница». Этот тип восточно-православных икон изображает Деву Марию, держащую Младенца Христа. Она касается Сына или указывает на Него, о чем свидетельствует характерный жест ее правой руки. Это своего рода руководство к спасению и Богу.
Панахранта (Всемилостивая)
Эти православные иконы изображают сидящую на престоле Богоматерь с Сыном на коленях. Вместе с Христом они следят за судьбой мира. Образ престола в таких религиозных иконах символизирует царскую славу Богородицы.
В восточно-православной иконографии, нет другого объекта, помимо Иисуса Христа, который был бы изображен с такой любовью, как образ Богоматери. На сегодняшний день существует множество вариаций этих удивительных религиозных икон, но все они объединяются в эти пять типов, которые можно использовать как руководство. Однако имейте в виду, что это разделение по-прежнему остается относительным, с большим количеством исключений.
Отзыв о книге «Икона Пресвятой Богородицы «Воскрешающая Русь»»
В последнее время по рукам православных людей ходит наспех составленная брошюра под названием «Икона Пресвятой Богородицы «Воскрешающая Русь»». На обложке изображена сама икона. Ее стиль удивляет, он необычен для православных икон.
Божия Матерь вся в белом (!) простирает Свой белый покров над Русью. С покрова падают восьмиконечные кресты. Одни люди их ловят и светлеют, а другие убегают и чернеют, превращаясь «в кучку дерьма» (с. 4). Прошу прощения за ненормативную лексику, но ей изобилует брошюра, о которой идет речь. Богородицу окружают семь дев, немного выше изображены преподобный Серафим Саровский и святитель Николай, а выше всех – Бог Саваоф, благословляющий двумя руками. Именно такой явилась Божия Матерь некоей рабе Божией Ольге Павленко 14 октября 1998 года, на Покров. Ольга сидела дома и слушала акафист Божией Матери, вероятно в магнитофонной записи. Вдруг произошло явление схожее с явлениями, бывающими у экстрасенсов и медиумов. На языке православной аскетики это явление можно назвать лишь одним словом – «прелесть». Явление сопровождалось излиянием света, менявшего свою окраску. В самом явлении более всего поражает появление Бога Саваофа, благословляющего двумя руками. Вывод напрашивается сам собой: либо Ольга просто лжет, что ей было какое-либо явление, либо она находится в тяжелейшей прелести, когда возможны такие явления. Где и кому Бог Отец являлся именно в таком виде? Да, согласно иконографии, не принятой (!) Православной Церковью, Отец может изображаться и так. Но кому, какому пророку было такое явление? Бог в Ветхом Завете являлся в различных образах, но так – никогда. Тем более в Новом Завете, когда Сын – образ Отца – явился Сам, воплотился, приняв на Себя человеческую плоть, есть ли какое оправдание такому явлению? Не даром в более поздних списках, которые есть в интернете, на иконе Бог Саваоф заменен изображением Спасителя. Видимо, идеологи этого движения, ощутив «перебор», умышленно изменили иконографию, чтобы не смущать православный люд.
На одном интернет-форуме икона эта была названа «провокацией Богородичного братства», и очень точно. Оказывается, Богородичный центр сам называет себя Церковью Божией Матери Преображающейся. На иконе же «Воскрешающая Русь» изображено, как выясняется, Ее Преображение (!). «Достаточно беглого взгляда на образ Владычицы «Воскрешающая Русь», чтобы нисколько не сомневаться в том, что это – Богородичное Преображение» (с. 32). О родстве с богородичниками говорит и необычный для православной иконографии белый цвет облачения Девы Марии. Именно в этот цвет облачают Божию Матерь богородичники, и недаром. А смысл здесь следующий: Божия Матерь становится на место Христа Спасителя. Некий поистине многогрешный иеромонах Корнилий дает этому хорошее богословское обоснование. Успение Божией Матери – это богородичная Пасха, Ее Покров – это «богородичное Воздвижение Креста, ибо что для Господа Крест, то для Пречистой Его Матери – Покров» (с. 31). И ниже: «Как Преображение Господне стало залогом Его славного Воскресения и последующего всеобщего воскресения, так и явление Божией Матери 14 октября 1998 года… стало залогом грядущего воскресения Руси» (с. 33). Да в самом деле, что, воскрешение Руси мы теперь должны включить как центральный догмат в символ веры и петь «Чаю воскрешение Руси…»? К какой Церкви относит себя многогрешный иеромонах Корнилий? Почему все христианство, которое и для Руси, и для Греции, и для всего мира одно, замыкается как в бреду на Руси, на ее воскресении? Что для мира больше нет иного исхода, как ждать, когда воскреснет Русь, и тогда придет спасение? Но нет, именно таким представляется христианство составителям брошюры: «Воскрешение Руси, как и дарование нам на малое время Царя… — непреложная истина… От личного отношения каждого из нас к этому явлению будет зависеть то, где мы окажемся: в стане спасаемых, или у врат адовых» (с. 34-35).
Поражает еще одно сходство с богородичниками: почитание Григория Ефимовича Распутина за святого старца, за пророка Божия. Сами богородичники, как и ныне некие мнимо-православные, изображают его на иконах в красных ризах, как пророка, называя его Григорием Новым. Царь же Николай II почитается у них не страстотерпцем, а Царем Искупителем (!). Доводилось видеть на обложке одного мнимо-православного журнала (по-иному его назвать не могу) «Первый и последний» прямо богохульную икону. На ней известное изображение: святой Иоанн Предтеча держит в одной руке дискос, а другой указывает на него. Только одним отличается эта икона от канонической, одной маленькой, но центральной деталью. На дискосе вместо младенца Христа изображена глава царя Николая, на нимбе которого написано: Царь Искупитель. Точно также Царем Искупителем он назван и в брошюре (с. 26). Царь Искупитель, по словам блаженной Пелагеи Рязанской, не допустит «антихристовой власти в России» (с. 20). И здесь у блаженной старицы прорываются явно антицерковные нотки. «Епископы Российской Православной Церкви отступят от истины Православной Веры». Как вы думаете, в чем истина Православной Веры? Может быть епископы отступят от того исповедания веры, которое было принято семью Вселенскими Соборами? Нет, нет, вы ошиблись! Они «не будут верить пророчествам о воскресении России!». После этих епископов-отступников восстанет, по словам же блаженной Пелагеи, «новое духовенство, которое будет иметь преданность ко Господу». И в чем же будет выражаться эта преданность? Оказывается, что главное дело нового духовенства состоит в том, что оно «будет научать народ служить Батюшке-Царю всем сердцем!» (с. 19). Пророчества блаженной старицы составители брошюры заканчивают откровенным запугиванием, что неприятие иконы Воскрешающая Русь, «безразличие к знамениям Божиим» приведет к бедствиям, сравнимым по своим масштабам разве что с открытым богоборчеством и ужасной разрухой революционных лет (с. 20). «Наместник Божий на земле» — Царь Православный должен спасти Россию (с. 26).
Итак, перед нами идеология новой псевдоправославной секты, практически ереси. Подспудное брожение невоцерковленных умов вчерашних неофитов, желающих по своей гордости переделать Церковь, которая сама должна бы переделать их, на наших глазах кристаллизируется в новую ересь, принимает зримые, оформленные очертания. Происходит это, вероятно, не без посторонней помощи. Здесь своя сотериология (наука о спасении), свой искупитель, своя Божия Матерь, своя церковь, свое, новое духовенство, своя эсхатология (наука о последних временах). Христианство здесь вырождается в антихристианство, не побоюсь этого слова. Ведь кто такой антихрист? Это тот, кто вместо Христа, потому что греческий предлог и приставка анти означает вместо. Как раз вместо Христа здесь выступает Царь Искупитель. Помните, на иконе его глава возлежит вместо Спасителя. Он – наместник Божий на земле, тот, который заменяет Бога Христа, кто на Его месте, вместо Него. Здесь царь Николай – антихрист. Это хула не только на Христа, но и на самого святого, который, очевидно, никогда и не мыслил о таком кощунстве. Божия Матерь выступает здесь тоже в роли Спасительницы, по рангу, видимо, выше Царя Искупителя. Она спасает Россию, она спасает людей. Христу здесь нет места. У нее свой крестный путь, свое преображение, распятие и воскресение. Как-то забывается, что согласно православному учению спасает все-таки не Божия Матерь, а Христос по молитвам Богородицы. Почитание Богородицы вырождается здесь в культ богородичников, которые причащаются слезами Девы Марии. Очевидная прелесть проявляется и в том, что в брошюрке приводятся антропометрические данные Божией Матери. Привожу дословную цитату, со всеми ее особенностями, как стилистическими, так и орфографическими. «Из всех явлений Божией Матери известно, что Богородица не выше одного метра шестьдесят сантиметров. Ее ножка не более 36-го размера, 2-я группа крови, резус положительная – женская кровь, глаза карии, цвет лица персиковый. Известно, что кровь Иисуса Христа с плашенницы 4-я группа, резус – положительная. Этим самым Господь показывает нам, грешным, начало Нового Завета. В медицине известно, что 1-я и 2-я группы крови – более древняя кровь. 3-я и 4-я – не более 2000 лет» (с. 13). Здоровый ли человек писал это?
29.11.2002
Святая Богородица не раз спасала Русь.
Богоматерь остается связанной с нашим миром в единстве со Христом.
«Вся тоска страдающего человечества, все умиление перед миром божественным, которые не смеют излиться перед Христом в силу религиозного страха, свободно и любовно истекают на Богоматерь. Вознесенная в мир божественный до неразличимости с небесным Богом, Она, с другой стороны, остается, в отличие от Христа, связанной с человечеством, страждущей матерью и заступницей», -пишет религиозный писатель Георгий Федотов в своей книге «Стихи духовные».
Да, действительно, Богоматерь остается связанной с нашим миром, правда, не в отличие от Христа, но в единстве со Христом, вместе с Отцом Небесным и Духом Святым, однако Она связана с миром и нами по-особому, как по-особому Она дает просиять в себе всей Пресвятой Троице. Тайну Божию, превосходящую даже ангельское разумение, Богородица делает близкой, интимной, материнской. И потому Православие неразрывно соединено с почитанием Божией Матери. Это почитание обусловлено самим церковным бытием, пронизанным вечным удивлением перед чудом Воплощения. Именно в Богоматери раскрывается все милосердие Божие, направленное на то, чтобы «взыскать и спасти» страждущую человеческую природу. И вместе с тем Богоматерь сама являет собой эту природу, очищенную и преображенную Христом Спасителем.
Столь частое и горячее обращение к Божией матери может показаться странным. Ведь Священное Писание не содержит в себе развернутого учения о Ней, а Символ Веры, хоть и упоминает о Марии Деве, но провозглашает прежде всего веру в Пресвятую Троицу. И тем не менее, все Писание, если читать его сердцем, просвещенным светом Христовым, прикровенно говорит и о Деве Марии. Мы узнаем Ее присутствие повсюду: в образе земного рая, в истории Евы, в повествовании о Ноевом ковчеге, в неопалимой купине.
«В Марии разъясняются все тайны темных пророческих книг,» — говорит святой Ефрем Сирин, — «Из Нее восходит солнце правды и при восходе своем освещает всю землю… В Марии осуществляются все символы, раскрываются все знамения, все пророчества находят в ней свое исполнение».
Из Ветхого завета эти символы переходят в Новый, но здесь они раскрывают себя во всей полноте, приобретают новый смысл, ибо исполняются во Христе. Нам не нужно более узнавать Богородицу в пророческих иносказаниях, ибо Она уже явлена миру, и нам, принявшим откровение Бога во Христе, надлежит исповедовать, воспевать и изображать Ее как Матерь Господа нашего, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы», как говорит наш Символ Веры. И спасение наше совершается во Христе, но не помимо Марии, а в Ней и с Ее помощью и заступничеством…
Спасение — это встреча милующей благодати Божией с человеческим желанием служить Богу и жить согласно воле Его, и происходит оно в Церкви Христовой. Когда мы думаем о спасении, нас поражает невидимая, но несомненная аналогия между образом Церкви и самой Пресвятой Девой Марией. Во всех ее образах, словесных, иконописных, догматических всегда отражается образ Церкви как место таинственного соединения божественного и человеческого. Мы узнаем Богородицу в Церкви и Церковь в Богородице, ибо все пророческие знамения, исполнившиеся во Христе, относятся к ним обеим. Такова древняя святоотеческая традиция, продолжающаяся и до наших дней.
Матерь Божия — это и первообраз самой нашей веры во Христа. Она — Мать ее и своим материнством Мария открывает также «материнство» самой нашей души, принимающей Духа Святого и рождающей из глубины своей Слово Божие. Она рождает его из тишины, которая окутывает всякую душу, пребывающую наедине с Богом.
«Начальника тишины родила еси», — говорится о Христе в одном из песнопений, обращенных к Богородице. Когда Бог касается души, она останавливается в молчании и благодарном изумлении. И тем самым таинственно уподобляется самой Матери Божией.
Рождество Спасителя, Ее присутствие в Его жизни, Ее стояние у Креста, Ее земная жизнь после Воскресения и Вознесения, само Успение ее — все это окружено безмолвием. Безмолвие это священно. Оно наполнено неслышной и непрестанной молитвой, которая словно передается нам, верующим в Сына Ее. И эта молитва дает начало почитанию Богородицы, поклонению Ей, молитвенному воспеванию Ее, которое имеет очень древние истоки. Из безмолвия Матери Божией рождаются нескончаемые и неиссякаемые потоки славословий, во исполнение пророчества, произнесенного Ею самой: «Отныне будут ублажать Меня все роды».
Так органически из Священного Писания, сначала прикровенно, а затем открыто свидетельствующего о Богородице, вырастает Священное Предание, прославляющее ее в своем созерцании и опыте.
Одно из самых первых упоминаний о Богоматери, принадлежащих уже не Писанию, а Священному Преданию, мы находим у священномученика епископа Игнатия Антиохийского в начале второго века. Это упоминание удивительно тем, что оно вырывается совершенно непроизвольно. Ему словно открывается тайна Пресвятой Девы, тайна, невидимая этому миру и «князю его». «От князя века сего», — пишет святой Игнатий, — «было сокрыто девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божием».
Это свидетельство драгоценно для нас не только своей древностью, но, прежде всего, своей духовной подлинностью и достоверностью: приснодевство Марии, Рождество Сына Божия, Его смерть и Воскресение суть три тайны, сокрытые от плотских глаз, но открывающихся вере» в безмолвии Божием».
Это безмолвие наполняет собой безмолвие Богоматери. Ибо когда говорит Дух, человеческая душа молчит. Вот почему преподобный Серафим Саровский называл молчание «таинством будущего века». Но здесь, в веке сем, молчание не может не наполняться человеческими словами. Словами богословов, словами церковных поэтов, словами бесчисленных молитв, вырывающихся из верующего сердца. Святой Ириней Лионский, немногим более старший Игнатия, также священномученик, впервые находит сравнение, которое станет затем классическим для всего последующего богословия.
Как Ева через непослушание содействовала падению человеческого рода, так Мария через послушание открыла путь к спасению его. Одна Дева исправляет то, что совершала другая. И потому Дева Мария именуется также Новой Евой, как Христос — Новым Адамом.
Лик Богородицы в Православии имеет множество выражений, множество образов, связанных и находящихся во взаимодействии между собой. Можно сказать, что в духовном опыте Православия при сохранении строгой христоцентричности развилась особая духовность почитания Богородицы. Ведь Пресвятая Дева Мария, прежде всего — та, Кто родила Спасителя мира, и как Мать она предстательствует перед ним за весь род человеческий. И это ее предстательство и заступничество наполнило собой весь неизмеримый духовный опыт Православия.
Прежде всего, что означает сам термин или, скорее, словесный образ: «Богоматерь»? Этот образ был торжественно провозглашен в качестве обязательного догмата на Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 году. Догмат в Православии играет роль защитника правой веры, ограждающего ее от лжетолкований. Принятию этого догмата предшествовала длительная борьба между сторонниками православия в лице Кирилла, епископа Александрийского, и Нестория, патриарха Константинопольского. Как и все еретические учения, доктрина Нестория была совершенно логична и рациональна: Слово Божие, утверждал Несторий, не нуждалось в девяти месяцах, чтобы сформироваться в материнской утробе. Бог воспользовался Марией как «инструментом» для чуда воплощения, но как только чудо совершилось, «инструмент» был отложен в сторону. И никакой «инструмент» не может быть объектом поклонения.
Однако Отцы Собора приняли учение Кирилла Александрийского, и потому до сих пор мы исповедуем Святую Деву Матерью Божией, в которой воплотилось и вочеловечилось Слово Божие, сделав Ее навеки живым Святилищем Бога Живого. Кроме провозглашения Пресвятой Девы Марии Матерью Божией Православная Церковь больше не провозглашала никаких новых мариологических догматов. Это не значит, что она удовлетворилась своего рода «догматическим минимумом». Но она навеки определила наше видение роли Пресвятой Девы, открыв простор литургическому, молитвенному и духовному творчеству.
Смысл соборного решения заключается в том, что истина о Христе облекает своим светом также и истину о Его Матери, и это свет неразделен и неразложим; там, где мы произносим имя Христово, мы вспоминаем и о Матери Его, там, где мы воспеваем Мать, мы исповедуем нашу веру во Христа-Спасителя.
И всякий раз, когда мы молимся о том с верой и любовью, мы знаем, что наша молитва исполняется. Ибо любовь и вера есть дар Сына Божия, который всегда посылается нам из рук Матери.