Президент Украины Владимир Зеленский поблагодарил главу Турции Реджепа Тайипа Эрдогана за непризнание российского Крыма и готовность принять участие в проекте «Крымская платформа», который ставит своей задачей возвращение Крыма в состав Украины. Это напомнило журналистке и телеведущей Анне Шафран о пророчестве афонского старца.
В пятницу, 16 октября, в Стамбуле прошли переговоры Зеленского и Эрдогана. На пресс-конференции по их итогам глава Турции заявил, что его страна никогда не признает возвращение Крыма в состав России.
«Чую, недалёк момент, когда исполнится пророчество Паисия Святогорца относительно судьбы Святой Софии и Турции», — комментирует высказывание Анна Шафран в своём Telegram-канале.
Речь идёт о пророчестве афонского старца Святого Паисия Святогорца. Он предсказывал, что Россия будет воевать с Турцией, освободит Константинополь, освободит Святую Софию, установит на ней крест и отдаст грекам.
«Сегодня читать пророчества — то же самое, что читать газету: так они ясно написаны. Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию», — цитирует Шафран слова старца.
Также он считал, что соединёнными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. И при разделе Турции она почти вся останется за Россией.
Как правило, именно в период, когда избирательная кампания вступает в решающую фазу, политические партии вдруг вспоминают о том, что территориальная целостность Грузии нарушена. При этом политические лидеры, имеющие в той или иной мере претензии на прохождение в высший законодательный орган страны, начинают анонсировать утопические планы по ее восстановлению, пишет Давид Мхеидзе в статье под заголовком «Мир в ожидании большой войны» на ресурсе «Грузия и Мир».
Фраза о том, что планы эти утопические, вовсе не означает, что существуют другие — то есть, имеется реальный альтернативный способ вернуть Абхазию и Самачабло (Южная Осетия — ред.), а проблема упирается лишь в то, что наши безмозглые политики его не видят. Нет, уважаемые дамы и господа! К великому сожалению, дороги в этом направлении нет, точнее, этой дороги больше нет, поскольку на протяжении многих лет (от так называемой «революции роз» до «бидзиновской революции), руководство националов не сделало ничего в сухумско-цхинвальском направлении, кроме созданной по его инициативе популистской песни «Здравствуй, моя Абхазия!», а также совершенно непонятного движения с еще более непонятным девизом «Кокойты пандараст!».
Что касается постсаакашвилевского периода, то наши «западные друзья» все это время подталкивают совместную власть национало-мечтателей — то всех вместе, то по отдельности (а совместную, потому что она представляет собой два ответвления одной и той же либерастской идеологии, которые только для введения грузинского общества в заблуждение называют себя властью и оппозицией) — к так называемой оккупационной линии, заставляя рассматривать в бинокль российские военные базы. После чего мечтатели и наци в унисон начинают «петь» о том, что с Россией они разговаривать не станут до тех пор, пока она не выведет из Сухуми и Цхинвали свои военные базы и не отзовет назад признание абхазско-цхинвальской независимости.
Ваш покорный слуга неоднократно подчеркивал, что если вдруг произойдет чудо и начнутся переговоры о возвращении Сухуми и Цхинвали, абхазы и осетины ни за что не согласятся войти в состав Грузии в прежнем статусе. И если мы сумеем уговорить их хотя бы на конфедерацию, считайте, нам надо будет буквально омывать им ноги.
Это всего лишь в качестве, так сказать, небольшого литературно-утопического отклонения, потому что даже если мы не только ноги им будем мыть, но и вывернемся наизнанку, Сухуми и Цхинвали больше ни за что не согласятся вернуться под юрисдикцию Тбилиси, пояснив, что «Грузия своими бездумными действиями или полным бездействием давно уже переступила возвратную красную линию».
На протяжении минувших лет в Сухуми и Цхинвальском регионе успели подрасти несколько новых поколений людей. Для представителей этих поколений понятие «грузин» равносильно понятию «завоеватель» (с этой точки зрения особенно тяжелое положение складывается в Абхазии), они ежегодно отмечают праздник победы в «отечественной войне» и обретения независимости. Кстати, лично у меня мечта на этот счет абсолютно приземленная: быть может мне хотя бы на старости лет удастся вымолить у Всевышнего возможность вновь увидеть этот подлинный рай на земле — Абхазию… Однако резюмируя все вышесказанное, подчеркну, что Сухуми и Цхинвали потеряны нами навечно. Во всяком случае, (это чтобы меня не «сожрали» ура-патриоты), если не произойдет чуда, то в ближайшие десятилетия все именно так и останется. Данную горькую реальность нам следует осознать без взволнованного сердцебиения, чтобы в случае если какой-нибудь политик начнет перед выборами утверждать нам обратное, не повестись на его слова и убедиться, что перед нами или ура-патриот, или сознательный враг. В соответствии с процессами, происходящими в мире и, как говорится, прямо у нас под носом (в Карабахе), надо сейчас думать не о возвращении Сухуми-Цхинвали, а о том, как бы не потерять и другое, что мы имеем! — Именно так стоит сегодня вопрос…
Единственный, да и то очень сомнительный вариант — это постепенное, поэтапно возвращение в Абхазию и Самачабло грузинского населения, что без доброй воли России может быть полной утопией. Необходимо вести переговоры на эту тему, а не ставить ультиматумы владеющей ядерным оружием громадной супердержаве.
Впрочем, вместе с российской доброй волей в этом деле необходимы и встречные шаги со стороны Грузии. Прежде всего, должно быть срочно восстановлено железнодорожное сообщение между Россией и Грузией. Это послужит серьезным толчком к началу деловых отношений между абхазскими и грузинскими бизнесменами, к активации того, что часто называют народной дипломатией и, соответственно, может стать первым эффективным шагом к примирению народов.
У нас есть такой опыт в отношениях с Цхинвали, когда Эргнетская ярмарка на бытовом уровне помирила осетин и грузин, которые наряду с ведением совместного бизнеса, стали навещать друг у друга в горе и в радости, и удалось даже восстановить безопасное автомобильное движение через Цхинвали в регион Рача.
Между прочим, первое, что сделали наци, когда пришли ко власти — разнесли бульдозерами территорию Эргнетской ярмарки. В связи с этим Ираклию Окруашвили, как автору и исполнителю такого преступного злодеяния, надо бы готовиться к появлению не в ранге депутата в зале парламента, а в тюремной камере в качестве заслуженно отбывающего срок заключенного.
Выше я упомянул о происходящих в мире глобальных процессах, которые часто начинают стремительно разворачиваться в самом неожиданном направлении. Не исключено, что пока этот номер газеты дойдет до читателя, многое из того, о чем в нем сказано, может быстро утратить информационную актуальность, поскольку современный мир стоит перед реальной угрозой большой войны. Войны, по одну сторону которой будет находиться православная Россия, а по другую — либерастский Запад. Причем, одно Россия решила очень твердо — она не даст ноге турок ступить в Закавказье.
Несмотря на то, что Турция не является ядерной державой, она состоит членом НАТО и располагает крупным военным потенциалом. Российские и многие западные политологи и эксперты неприкрыто говорят о большой вероятности начала полномасштабной российско-турецкой войны.
Как тут не вспомнить одно из предсказаний афонского старца Паисия Святогорца. Согласно ему, между Турцией и негреческой православной страной разгорится большая война, и в войне этой на улицах Стамбула прольется столько крови, что в ней захлебнутся даже 2-хлетние быки. В этой войне погибнет треть турок, еще треть примет христианство, а оставшиеся переместятся куда-то там в Месопотамию (или еще, черт знает, куда, точно не помню — Д.М.). Стамбул станет опять Константинополем, а превращенная в мечеть Айя-София будет возвращена грекам, то есть, православному миру.
Важно и то, что патриарший трон в Айя-Софии займет в этом случае истинный Вселенский Патриарх, а не самозваный мировой патриарх, турецкий гражданин и агент Центрального разведывательного управления США и турецких спецслужб Варфоломей, в резиденции у которого рядом со святыми иконами красуется портрет Ататюрка. А Турция раз и навсегда исчезнет с политической карты мира. Не думаю, что у кто-нибудь возникают сомнения, что под упомянутыми в предсказании старца Паисия православными людьми, не владеющими греческим языком и воюющими в Турции, подразумевается Россия. Не случайно, под влиянием вышеупомянутого предсказания у меня возник вопрос — не является ли ожидаемая российско-турецкая война исполнением предсказания старца Паисия? Что ж, поживем — увидим…
Но перед этим скажем несколько слов относительно Запада, начавшего столь надменно говорить с Россией, и о том, как ответила на это сама Россия. «Если западные страны не пожелают продолжать взаимоуважительный диалог с Москвой, Москва, возможно, прервет отношения с Брюсселем», — заявил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров.
«Мы, видимо, просто должны на определенное время прекратить отношения с людьми, которые несут на Западе ответственность за внешнюю политику и не испытывают необходимости в разговоре, основанном на взаимоуважении. Тем более, что Урсула фон дер Ляйен заявила, что геополитического партнерства с нынешним российским руководством не получается. Тогда, раз они этого хотят, путь так оно и будет», — заявил Сергей Лавров.
Трудно представить себе более острый ответ дипломата. Тут же последовало менторское заявление министра иностранных дел Германии Хайко Мааса: «Россия должна принять европейские ценности, если она хочет, чтобы отношения между Москвой и Берлином были восстановлены на уровне 1990-х и 2000-х годов». Дипломат подчеркнул, «Германия, как и прежде, остается приверженцем этих ценностей: демократии, прав человека и мирового порядка. В Германии действуют правила, а не «право сильного»… Впрочем, Европа буквально на второй же день продемонстрировала миру истинную цену западных ценностей, когда школьная учительница на примере порнографической карикатуры Мухаммеда стала объяснять детям, что означают права человека и свобода самовыражения. В отместку за такое оскорбление религиозных чувств живущий во Франции чеченский юноша обезглавил в центре Парижа педагога, ставшего знаменосцем такого рода прав человека и свободы самовыражения.
Станислав Тарасов, 16 июня 2020, 10:12 — REGNUM
Изображение Иисуса Христа в соборе Святой Софии (сс) Schezar
Удивительное дело. Всякий раз, когда в мире происходят какие-либо потрясения, затрагивающие так или иначе Ближний Восток, в Турции, да не только там, всплывает мистика, связанная с Собором Святой Софии в Стамбуле.
Автору этих строк вспоминается разговор с турецким историком в кафе на берегу Босфора, когда тот, указывая на величайшую жемчужину христианского мира, загадочно заявлял, что «новая история Софийского собора, начатая после захвата в 1453 году Константинополя султаном Мехмедом II Фатихом, когда храм почти 500 лет являлся придворной мечетью, не закончена». По его словам, основатель современной Турецкой Республики Мустафа Кемаль был хорошо знаком с многими пророчествами о том, что «христиане вернут Константинополь и произойдет это после того, как Святая София снова станет мечетью». Отметим, что эти предсказания были известны русским царям. Каждый раз, когда начиналась война России с Турцией, легенды оживали в памяти. Тем более что София Палеолог, жена Ивана III, была племянницей последнего византийского императора Константина IX, и это стимулировало стремление русских царей отвоевать византийское наследие. Так что в этой истории один интригующий сюжет накатывается на другой.
Мой турецкий визави рассказывал, что предложение превратить собор в музей поступило Ататюрку от Джона Рокфеллера, после чего турецкий вождь создал комиссию, в которую вошли девять человек. Восемь из них выступили за прекращение совершения религиозных обрядов в мечети. 24 ноября 1934 года Совет министров Турции принял решение о превращении ее в музей Айя-София, который 1 февраля 1935 года открыл свои двери для посетителей. При этом в соборе были очищены мозаичные фрески, замазанные штукатуркой после завоевания Стамбула. Многие верующие тогда посчитали, что это было сделано специально, чтобы «оправдать» запрет на совершение молитв мусульманами в помещении, где присутствуют изображения людей. В течение всего времени, пока проводились работы, собор был оцеплен полицией. Но уже тогда стали плодиться слухи, что подпись Ататюрка на правительственном указе о перепрофилировании Святой Софии из мечети в музей, является поддельной, а сам указ не зарегистрирован в журнале официальной информации.
Вид на Софийский собор Alexxx1979
На протяжении многих лет отношение турецких властей к статусу собора колебалось подобно маятнику. Превращение в музей объяснялось стремлением Ататюрка закрепиться в так называемом «Балканском пакте» — военно-политическом союзе Греции, Румынии, Турции и Югославии, заключенном 9 февраля 1934 года в Афинах с целью сохранения на Балканах версальского соотношения сил. В 1950-х годах впервые был поднят вопрос о возвращении Айя-Софии статуса мечети. К этому призывали многие общественные и националистические организации. Однако Анкара не желала обострять отношения с Афинами, своим союзником по НАТО. После прихода в начале 2000-х к власти в Турции Партии справедливости и развития часто стали звучать призывы преобразовать Айя-Софию в мечеть, но всякий раз это вписывалось в определенный политический или геополитический контекст. В том числе когда вдруг возникали разговоры о восстановлении христианской империи со столицей в Константинополе. Вспоминали в этой связи и афонского святого старца Паисия Святогорца.
«Сегодня ради турок европейцы создают независимые государства с мусульманским населением (Боснию, Герцеговину), — говорил он. — Однако я вижу, что они в будущем деликатно разделят и саму Турцию: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют признания независимости и права этих народов на самоопределение». И тут недавно Эрдоган публично заявляет, что «мы не позволим превратить Стамбул в Константинополь», обозначая тем самым свое знакомство с пророчествами и якобы предпринимая все для того, чтобы они не сбылись. Тем не менее все происходит как в заколдованном королевстве, создавая ощущение, что действует некая невидимая рука, что турки начинают воспринимать чуть ли не буквально. Когда в США и по всей Европе сегодня крушат и разрушают памятники и монументы, когда многие страны и народы, неожиданно решили с критических позиций разобраться в собственной истории, Турция тоже оказывается вовлеченной в этот процесс.
Парадокс. Эрдоган заявляет, что необходимо изменить статус Святой Софии, что он не намерен «у кого бы то ни было запрашивать согласия на эти действия». 2 июля этот вопрос будет рассматривать Государственный совет Турции (высший административный суд). Зачем? Почему? Президент Турции полагает, что превращение собора в мечеть станет «симметричным ответом США, признавшим суверенитет Израиля над Голанскими высотами». Но причем тут США? Турецкое издание Hürriyet отмечает, что Анкара якобы «начинает перебирать болезненные струны исторической памяти только двух стран — своей и Греции». Хотя лучше было бы заполнить хотя бы наполовину построенную рядом Голубую мечеть, вместо того чтобы «дразнить геополитических гусей». Американское издание The American Conservative считает, что утрата Святой Софией защитного статуса со стороны светской власти и превращение в мечеть превращает ее в символ гонимого на Ближнем Востоке христианства, «ведет к реставрации геополитического проекта Византийской империи с центром в Константинополе».
Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей. Фреска византийского периода в храме Святой Софии в Стамбуле
Об этом же предупреждает и бывший премьер-министр Турции, лидер недавно созданной оппозиционной «Партии будущего» Ахмет Давутоглу. Он не только критикует правительство за оживление старых дискуссий о преобразовании Святой Софии в мечеть, но и говорит, что таким образом в ментальности европейцев закрепляется образ турок как «завоевателей», когда для них сужается кажущееся сакральным географическое пространство, а изменение статуса Айя-Софии в складывающихся внешнеполитических условиях будет восприниматься «оскорблением религиозных чувств христиан во всем мире». Такой ход событий турецкий историк Ильбер Ортайли считает «очень опасным для судьбы страны». По мнению другого турецкого эксперта, «сегодня читать пророчества относительно статуса Святой Софии то же самое, что читать газету. Так они ясно написаны и так ясно ведет себя Анкара». Автору этих строк остается здесь только вспомнить ощущения, связанные с посещением собора.
Это рождение одновременно чувств охвата, величия и восхищения, понимание, что попал на перекресток миров Запада и Востока. Из Айя-Софии выходишь с осознанием его величия и незавершенности его истории. Что же заставляет власти Турции подавать все более явные тревожные сигналы своего дрейфа в непредсказуемую ими сторону, кто или что искушает Эрдогана? Надо перечитать пророчества.