Проповедь в неделю Святых отцев перед Рождеством Христовым
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всякий благочестивый православный христианин пребывает сейчас в трепетном ожидании пришествия в мир Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На протяжении нескольких последних седмиц Святая Церковь своими песнопениями и самим порядком церковных служб готовила нас к принятию сердцем и осмыслению умом велией благочестия тайны. Более пяти тысяч лет в тесноте греховной ожидал ветхозаветный народ Божий этого славного события. В напоминание нам о том ожидании установлен Святой Церковью пятинедельный пост.
Человек, совершив грехопадение, утратил свое царское достоинство, лишился первозданной красоты и богоподобия. Внешний прогресс кое у кого породил иллюзию, что в нашей жизни что-то улучшилось. Но на самом деле душа, самое ценное, чем обладает человек, по-прежнему отягощена грехом и смущаема страстями и пороками, изобилующими в мире.
В эту предрождественскую неделю мы слышали в чтениях Священного Писания ветхозаветные имена (Мф. 1, 1-25), составлявшие славу иудейского народа. Этот народ Господь избрал, чтобы сохранить на земле память и почитание Единого истинного Бога. Каждому человеку присуще неистребимое врожденное религиозное чувство. Оно может привести человека к Богу, но может быть направлено и к ложным идеалам. В этом мы убеждаемся, изучая историю языческого мира с его бесчисленным множеством богопротивных идолов. Восполняя утерянное истинное богопочитание, человек творил себе кумиров из всего, что не поддавалось рациональному объяснению. И лишь одному народу иудейскому суждено было сохранить верность Единому Истинному Господу и подготовить все человечество к принятию Мессии. И пусть многим из наших современников имена ветхозаветных праотцев, звучавшие только что, уже мало о чем говорят, это ничуть не умаляет их величия.
Святой апостол и евангелист Матфей разделил всю ветхозаветную историю на три периода: от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон и от переселения вавилонского до пришествия Христа Мессии. В истории иудейского народа первый период соответствует периоду патриархов, второй – царскому, а третий – периоду правления первосвященников, прозванного историками «смутным временем». Почему именно это евангельское чтение Церковь предлагает нам накануне празднования Рождества Христова? Не в последнюю очередь и потому, дабы лишний раз нам напомнить, что никакие смены государственной власти, совершенствования гражданского законодательства, политические идеологии сами по себе не ведут к духовному возрастанию человека. Если мы не живем верой и утратили сыновнюю преданность Богу, если не стремимся к богоуподоблению, то грех никуда от нас не денется; наоборот, чем дальше, тем он больше усугубляется и изощряется.
На что еще следует обратить внимание при чтении родословной Христа Спасителя? И у евангелиста Матфея, и у евангелиста Луки, в соответствии с традицией, которая существовала у восточных народов, в родословной Иисуса упоминаются преимущественно мужские представители рода. Однако в этом перечне мы обнаруживаем и четыре женских имени, причем принадлежавших тем, кого, как метко замечают толкователи, нельзя считать примером для подражания. Имена женщин связанных с грехом и позором, включены в родословную, чтобы укорить надменность иудейских книжников и всякого горделивого человека, превозносящегося показным благочестием. Как замечает святитель Иоанн Златоуст, евангелист показывает нам, как Господь не гнушается позором нашим, Он берет на Себя греховную природу человека, чтобы ее исцелить. По мнению блаженногоФеофилакта, упоминание в родословной Иисуса Христа не просто женщин, а еще и язычниц, служило предсказанием о том, что Церковь Христова будет состоять преимущественно из языческих народов.
Евангельская родословная ни у кого не должна оставить сомнения в том, что мы родственны Христу Спасителю по нашей человеческой природе. Бог вочеловечился, чтобы уврачевать наши язвы и исправить нашу удобопреклонность ко греху. По сути, Боговоплощение – это новое творение. Теперь в таинстве Крещения каждому верующему дается возможность приобщиться к природе Нового Адама.
Своим ограниченным умом человек не способен до конца осознать все безграничное величие тайны Боговоплощения. В одном из своих сочинений блаженный ИеронимСтридонский описывает, как, пребывая в Вифлееме, он стоял перед маленькими яслями не в силах понять, как могли они вместить Самого Господа. И тогда он воззвал ко Творцу: «Господи, как Ты вместился в эту тесноту? Что мне нужно сделать, чтобы Тебе помочь?». И услышал от Богомладенца: «Пой только «Слава в вышних Богу” и пытайся бороться со своей человеческой страстью». Слишком простым показался блаженному Иерониму этот ответ и снова воззвал он: «И все же: что мне отдать Тебе, Господи?». «Мне ничего не нужно, – снова услышал, – ибо Моя земля и небо Мое. Если есть у тебя что отдать, отдай ближнему своему». «И все же, – еще настойчивее воззвал блаженный Иероним, – все же, Господи, я Твое творение, я Твой раб, чем мне Тебе помочь?». И тогда сказал ему Богомладенец: «Если ты так верен Мне, то отдай Мне твои страсти, отдай поруганную совесть и будешь спасен».
Действительно, дорогие братья и сестры, мы родственны Христу по плоти. Но, как говорит апостол Павел, это наше родство с Господом определяется не кровью, а духом. Поэтому оставшиеся подготовительные дни к встрече Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа посвятим очищению своей души и сердца, чтобы устроить нерукотворенные ясли Богомладенцу Христу. Не будем в эти дни услаждаться самомнением, а станем бодрствовать, чтобы не проспать явление Вифлеемской Звезды, указывающей путь всякому христианину. Будем готовить себя, чтобы Господь и Бог наш Иисус Христос вселился в наше сердце, в наш ум. Ему же слава во веки веков. Аминь.
Митрополит Антоний (Паканыч)
Давно собиралась составить для себя такой обобщающий список почитаемых в Православной церкви ветхозаветных святых, даже создала в ВК группу с таким же названием, однако почти нет времени ею заниматься. Несмотря на обилие в сети православных календарей и святцев, нигде не нашла такой, который бы включал в себя всю полноту почитаемых святых. Поэтому для составления нижеследующего списка использовала следующие основные источники:
Архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. II.
Иерей Игорь Дубров. Полные Православные Святцы. Справочник. — СПб: Русский Служитель, 2015. (Ссылка на издательство: http://www.sluzhebnik.ru/index.html)
Электронные православные церковные календари: https://days.pravoslavie.ru/ и https://azbyka.ru/days/menology/
Службы Недели Святых Праотец и Недели Святых Отец.
Неделя Святых Праотец в Великих Минеях Четьях митрополита Макария.
Трофимов А. Святые и праведные жены Ветхого завета.
Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. (Почитание некоторых ветхозаветных праведников предание нам сохраняет только в их иконописных изображениях, без внесения в месяцесловы и службы)
Каждому святому из списка указаны и дни его памяти — по юлианскому календарю. При этом если есть день памяти помимо служб в Неделю Святых Праотец, Неделю Святых Отец и Неделю Богоотец, то выделение его жирным шрифтом означает, что этот день отмечается в Русской православной церкви, жирным курсивом — что в РПЦ его не празднуют, но он есть в действующих месяцесловах греческой церкви (по архиеп. Сергию (Спасскому)) и, наконец, день памяти выделенный обычным курсивом показывает, что в настоящее время он в Православной церкви не отмечается (эти дни указаны в работе архиеп. Сергия (Спасского) и взяты им, как правило, из древних греческих, коптских, абиссинских рукописей). В группе для удобства ветхозаветные святые представлены также в виде месяцеслова и в хронологическом порядке. Подчеркнуты те праведники, которые вошли в родословную Иисуса Христа, в том числе через Иосифа Обручника.
Последним праведником ветхозаветного периода истории был Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Все святые, умершие после крестной казни Господа нашего Иисуса Христа, когда отверзлись врата рая, сюда уже не включены. Лик святости, которым можно объединить всех святых ветхозаветного времени — праведные, но среди них выделяют праотцов — патриархов Допотопных и Ветхозаветных — вплоть до сыновей Иакова и праматерей — жен праотцов (хотя для них все же преимущественно используется обозначение праведная), со времени Моисея, Аарона и Мариам появляются ветхозаветные пророки и пророчицы. Ближе к концу ветхозаветного периода появляется лик мучеников.
Сокращения: НСП — действующая служба Недели Святых Праотец (второе воскресенье до Рождества Христова), НСО — действующая служба Недели Святых Отец (воскресенье до Рождества Христова), ВМЧ — память святого есть в Великих Минеях Четьях на Неделю Святых Праотец.
Мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные — 29 декабря
пророк Аарон, первый первосвященник Израильский — НСП, НСО, 20 июля; ВМЧ
пророк Аввакум — 2 декабря, НСП, НСО
пророк Авдий — 19 ноября, НСП, НСО
праведный Авель — НСП, НСО, 1 марта, 20 марта; ВМЧ
праведная Авигея, жена царя Давида — иконопись
мученик Авим Маккавей — 1 августа (Семи мучеников Маккавеев)
праведная Ависага Сунамитянка — иконопись
праведный Авиуд, сын Зоровавеля — ВМЧ
праведный Авия, царь Иудейский — ВМЧ
праотец Авраам, патриарх Ветхозаветный — 9 октября (Праведного Авраама праотца и племянника его Лота), НСП, НСО, 21 августа; ВМЧ
пророк Аггей — 16 декабря, НСП, НСО
праотец Адам, патриарх Допотопный — НСП, НСО, 4 февраля (Изгнание Адама и Евы), 1 марта, 1 апреля; ВМЧ
пророк Азария — 3 февраля
мученик отрок Азария Вавилонский — 17 декабря (Пророка Даниила и трех отроков: мучеников Анании, Азарии и Мисаила), НСП, НСО; ВМЧ
праведный Азор, сын Елиакима — ВМЧ
мученик Алим Маккавей — 1 августа (Семи мучеников Маккавеев)
праведный Аминадав, сын Арама — ВМЧ
праведный Амон, царь Иудейский — ВМЧ
пророк Амос — НСП, НСО, 15 июня
пророк Анания — 27 марта
мученик отрок Анания Вавилонский — 17 декабря (Пророка Даниила и трех отроков: мучеников Анании, Азарии и Мисаила), НСП, НСО; ВМЧ
пророчица Анна, мать пророка Самуила — 9 декабря, НСП, НСО; ВМЧ
праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы — 9 сентября (Праведных Богоотец Иоакима и Анны), 9 декабря (Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы), 25 июля (Успение)
праведная Анна Пророчица — 3 февраля (Свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы), 28 августа
мученик Антонин Маккавей — 1 августа (Семи мучеников Маккавеев)
праведный Аод, судия Израильский — 31 июля
праведный Арам, сын Есрома — ВМЧ
праотец Арфаксад, патриарх Ветхозаветный — ВМЧ
праведный Аса, царь Иудейский — ВМЧ
праведная Асенефа, жена Иосифа Прекрасного — ВМЧ
праотец Асир, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праведный Ахаз, царь Иудейский — 1 апреля (?); ВМЧ
праведный Ахим, сын Садока — ВМЧ
пророк Ахия Силомлянин — 12 ноября
пророк Валаам — иконопись
праведный Валтасар волхв — 25 декабря (Поклонение волхвов)
праведный Варак, судия Израильский — НСП
пророк Варух — 28 сентября
праотец Вениамин, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праведная Вирсавия, жена царя Давида — иконопись
праведный Вооз, сын Салмона — ВМЧ
праотец Гад, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праведный Гаспар волхв — 25 декабря (Поклонение волхвов)
праведный Гедеон, судия Израильский — 26 сентября, НСП
мученик Гурий Маккавей — 1 августа (Семи мучеников Маккавеев)
пророк Давид Псалмопевец, царь Израильский — НСП, НСО, Неделя Богоотец; ВМЧ
праотец Дан, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
пророк Даниил — 17 декабря (Пророка Даниила и трех отроков: мучеников Анании, Азарии и Мисаила), НСП, НСО; ВМЧ
пророчица Девора, судия Израильская — НСП; ВМЧ
праматерь Ева — НСО, 4 февраля (Изгнание Адама и Евы), 1 апреля; ВМЧ
праотец Евер, патриарх Ветхозаветный — ВМЧ
мученик Евсевон Маккавей — 1 августа (Семи мучеников Маккавеев)
пророк Ездра, сын Фатуела — 13 июля
праведный Езекия, царь Иудейский — НСО, 28 августа; ВМЧ
праведный Елеазар, второй первосвященник Израильский — 2 сентября, НСП
мученик Елеазар Иерусалимский, священник — 1 августа (Семи мучеников Маккавеев)
праведный Елеазар, сын Елиуда — ВМЧ
мученик Елеазар Маккавей — 1 августа (Семи мучеников Маккавеев)
праведный Елиаким, сын Авиуда — ВМЧ
праведная Елисавета, мать Иоанна Предтечи — 5 сентября
пророк Елисей — НСП, НСО, 14 июня, 20 июня (?)
праведный Елиуд, сын Ахима — ВМЧ
праотец Енос, патриарх Допотопный — НСП, НСО, 1 марта; ВМЧ
праотец Енох, патриарх Допотопный — НСП, НСО, 1 марта; ВМЧ
праведный Есром, сын Фареса — ВМЧ
праведная Есфирь — НСП; ВМЧ
праведный Ефам Езрахит — иконопись
праотец Завулон, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праведный Зара, сын Иуды — ВМЧ
пророк Захария Праведный, отец Иоанна Предтечи — 5 сентября, НСП, НСО
пророк Захария Серповидец — НСП, НСО, 8 февраля
праведный Зоровавель, сын Салафиила, вождь Иудейский — ВМЧ
праведная Иаиль — НСП
праотец Иаков, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО, 21 августа; ВМЧ
праведный Иаков, сын Матфана — ВМЧ
праотец Иаред, патриарх Допотопный — ВМЧ
праотец Иафет, патриарх Ветхозаветный — НСО; ВМЧ
пророк Иезекииль — НСП, НСО, 21 июля
пророк Иеремия — НСП, НСО, 1 мая
праведный Иессей, отец царя Давида — НСП, НСО; ВМЧ
праведный Иеффай, судия Израильский — НСП, НСО
праведный Иехония, царь Иудейский — ВМЧ
праведный Иисус Навин, вождь Израильский — 1 сентября, НСП, НСО; ВМЧ
праведный Иисус, сын Иоседеков, первосвященник Израильский — 13 декабря (?)
пророк Илия Фесвитянин — НСП, НСО, 20 июля
пророк Иоад — 30 марта
праведный Иоаким, отец Пресвятой Богородицы — 9 сентября (Праведных Богоотец Иоакима и Анны)
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн — 23 сентября (Зачатие), 12 октября (Перенесение десной руки), НСП, НСО, 7 января (Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), 24 февраля (Первое и второе обретение главы), 25 мая (Третье обретение главы), 24 июня (Рождество), 29 августа (Усекновение главы)
праведный Иоафам, царь Иудейский — ВМЧ
праведный Иов Многострадальный — 6 мая, НСП
пророк Иоиль — 19 октября, НСП, НСО
пророк Иона — 22 сентября, НСП, НСО
праведный Иорам, царь Иудейский — ВМЧ
праведный Иосафат, царь Иудейский — ВМЧ
праотец Иосиф Прекрасный, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО, 31 марта; ВМЧ
праведный Иосиф Обручник, сын Иакова — НСП, НСО, Неделя Богоотец; ВМЧ
праведный Иосия, царь Иудейский — НСП, НСО; ВМЧ
праотец Исаак, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО, 21 августа; ВМЧ
пророк Исаия — НСП, НСО, 9 мая
праотец Иссахар, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праотец Иуда, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праведная Иудифь — 7 сентября, НСП; ВМЧ
праотец Каинан, патриарх Допотопный — ВМЧ
праотец Каинан, патриарх Ветхозаветный — ВМЧ
праотец Ламех, патриарх Допотопный — ВМЧ
праотец Левий, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праведная Лия — ВМЧ
праведный Лот, патриарх Ветхозаветный — 9 октября (Праведного Авраама праотца и племянника его Лота)
пророк Малахия — НСП, НСО, 3 января
праотец Малелеил, патриарх Допотопный — ВМЧ
праведный Манассия, царь Иудейский — ВМЧ
праведный Маной, отец праведного Сампсона — иконопись
праведная жена Маноя, мать праведного Сампсона — иконопись
пророчица Мариам, сестра пророка Моисея — НСП, НСО; ВМЧ
мученик Маркелл Маккавей — 1 августа (Семи мучеников Маккавеев)
праведный Матфан, сын Елеазара — ВМЧ
праотец Мафусал, патриарх Допотопный — ВМЧ
праведный Мелхиор волхв — 25 декабря (Поклонение волхвов)
праведный Мелхиседек, царь Салимский — НСП, НСО, 1 марта, 22 мая; ВМЧ
мученик отрок Мисаил Вавилонский — 17 декабря (Пророка Даниила и трех отроков: мучеников Анании, Азарии и Мисаила), НСП, НСО; ВМЧ
пророк Михей (из колена Ефремова) — 5 января
пророк Михей Морасфитянин (из колена Иудина) — НСП, НСО, 14 августа
пророк Моисей Боговидец — 4 сентября, НСП, НСО; ВМЧ
праведный Наассон, сын Аминадава — ВМЧ
пророк Наум Елкосеянин — 1 декабря, НСП, НСО
пророк Нафан — 30 июля (дата спорна), НСП; ВМЧ
праотец Нахор, патриарх Ветхозаветный — ВМЧ
праведный Неемия, вождь Иудейский — иконопись
праотец Неффалим, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праотец Ной, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праведный Овид, сын Вооза — ВМЧ
праведный Озия, царь Иудейский — ВМЧ
пророчица Олдама — НСП, 10 апреля
праведный Ор, сын Халева — НСП; ВМЧ
пророк Осия — 17 октября, НСП, НСО
праведная Раав Иерихонская — иконопись
праотец Рагав, патриарх Ветхозаветный — ВМЧ
праведная Рахиль — НСП, НСО; ВМЧ
праведная Ревекка — НСП, НСО; ВМЧ
праведный Ровоам, царь Иудейский — ВМЧ
праотец Рувим, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праведная Руфь Моавитянка — НСП; ВМЧ
праведный Садок, сын Азора — ВМЧ
праотец Сала, патриарх Ветхозаветный — ВМЧ
праведный Салафиил — ВМЧ, иконопись
праведный Салмон, сын Наассона — ВМЧ
пророк Самей — 9 января
праведный Сампсон, судия Израильский — НСП, 25 марта
пророк Самуил, судия Израильский — НСП, НСО, 20 августа; ВМЧ
праведная Сараффия (вдовица Сарептская) — 19 декабря; ВМЧ
праматерь Сарра — НСП, НСО, 19 августа; ВМЧ
праотец Серух, патриарх Ветхозаветный — ВМЧ
праведная Сивилла Южная (царица Савская) — иконопись
праотец Сим, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праотец Симеон, патриарх Ветхозаветный — НСП, НСО; ВМЧ
праведный Симеон Богоприимец — 3 февраля (Свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы)
праведный Симон Иерей Великий — ?
праотец Сиф, патриарх Допотопный — НСП, НСО, 1 марта; ВМЧ
пророк Соломон, царь Израильский — НСП, 17 июня; ВМЧ
мученица Соломония Маккавей — 1 августа (Семи мучеников Маккавеев)
праведная Соманитянка (Сонамитянка, Саманитина, Сунамитянка) — паремия в Великую Субботу; ВМЧ
пророк Софония — 3 декабря, НСП, НСО
праведная Сусанна Вавилонская — ВМЧ
праведный Товит — иконопись
праведный Товия, сын Товита — иконопись
праотец Фалек, патриарх Ветхозаветный — ВМЧ
праотец Фара, патриарх Ветхозаветный — ВМЧ
праведный Фарес, сын Иуды — ВМЧ
праведный Финеес, третий первосвященник Израильский — 12 марта
праведный Халев, сотрудник Иисуса Навина — ?
Пока не нашла сведений, почитаются ли Православной церковью следующие ветхозаветные лица:
Ефрем, сын Иосифа Прекрасного
Иохаведа, мать пророка Моисея
Манассия, сын Иосифа Прекрасного
Фамарь, жена праотца Иуды
Неделя святых праотец – предпоследняя Неделя перед Рождеством Христовым. Неделя святых праотец приходится на промежуток с 11/24 до 17/30 декабря.
Праотец (греч.) — один из ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. родоначальник, праотец). Церковь почитает десять ветхозаветных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5:1-32).
В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: «Приидите, да восхвалим собор праотцев — Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова».
Основными в приготовлении к празднику Рождества Христова являются службы двух последних Недель, посвященных воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Одна называется из недель называется Неделей святых праотец, а другая — Неделей святых отец. Наименование «праотец» указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе «отец».
В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам как прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее «Утробу Девичу». В Неделю праотец положен отдельный канон праотцам. А в Неделю отец пророку Даниилу и трем отрокам посвящен тропарь. Им же посвящены в Недели праотец и отец кондак, икос и ипакои. В обе Недели читаются на Литургии особые Апостол и Евангелие, и поется особый прокимен (воскресные Апостол, Евангелие и прокимен отменяются).
Нравственно-догматическое содержание песнопений служб Недели святых праотец и Недели святых отец.
После грехопадения всеродного Адама поток тления и греха разлился по земле. «Средостение греха» уносилось человеком в загробную жизнь. Души умерших нисходили в темницу (греч. — ад, евр. — шеол), как бы в заключение, будучи связаны еще в земной жизни узами греха и невольным рабством врагу рода человеческого — диаволу. «Узами греха» были связаны даже и праведно пожившие на земле, ибо и они не имели достаточно сил и чувств, необходимых для райской жизни: духовные силы их не были подготовлены к райскому Богообщению.
Человеку оставалась юдоль плача и воздыхания по Избавителю и Освободителю от рабства греха и диавола. «Простри руку Твою (Боже), — так, вероятно, взывал ветхозаветный человек, — не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, и сатана, ненавидящий нас, но прииди и приближися нам, и пощади души наша». Обещание, что придет Избавитель — Христос, данное Богом еще Адаму, сохранилось в предании его потомков. Но не скоро пришел на землю Христос Спаситель. Потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к Его принятию. И это понятно. Человек был создан существом свободно-разумным и мог быть спасен Богом не иначе, как при своем добровольном желании. Господь подготавливал человечество ко спасению: до Авраама — через праотцев, а после Авраама — через избранный народ Израильский.
О пришествии Спасителя многие «законнии образы и пророческие проречения яве предвозвещаху». Пророки народа Израильского, начиная от Моисея и кончая «печатью пророков» Малахией, пророчествовали о Христе Спасителе. «Образы неизреченного Твоего воплощения проявляя, Щедре, умножил еси видения и пророчествия вдохнул еси».
Бог, изрекая Свой суд Адаму и его потомству, предсказал и ту борьбу, которая будет происходить между семенем змия (диавола) и семенем жены. Если под первым понимаются все люди, которые через грех работают диаволу, то под вторым следует понимать лучших потомков Адама, праотцев и отцов древности, которые своей праведной жизнью противоборствовали «семени диавола» — греховной части человечества. Они жили непреложной, живой верой и ожиданием явления Божественного Посланника. Человечество могло принять Христа только верою. И первое, чего потребовал Христос от людей, была вера (Евр., гл. 11). Задолго до Рождества Христова человечество в лице праотцев и отцов, которых воспевает Церковь в своих песнопениях перед праздником Рождества Христова, явило благие плоды веры. «Верою (греч. «в вере») Бог оправдал праотцев», — говорится в кондаке Недели праотцев. Поскольку многие из праотцев не принадлежали к избранному народу, Христос через них предобручил Себе язычников, чтобы впоследствии призвать языческие народы в Свою Церковь. Христос «возвеличил их (праотцев и отцов) во всех языцех», ибо от их рода происходила Пресвятая Дева Мария, которая без семени родила Христа.
Спаситель должен был родиться на земле телесно. Насколько важно было телесное рождение, доказывается тем, что Евангелие начинается именно с родословия Христа. Хотя рождение Спасителя и было чудесным, безмужным, но оно произошло от Матери, и благословенная Дева и Матерь не могла не иметь Своих предков. «Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь — с детства, с колыбели за грехи своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных наклонностей. Но этот же закон и весьма благодетелен для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, закрепляет в потомках — и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует. Этот закон делает один род, один даже народ хорошим, честным, даже святым, другой — плохим, худшим, по крайней мере».
Особенно ярко это видно в родословии Иисуса Христа, в праотцах и отцах древности, от которых по плоти произошел Христос, — все они отличались высокой и праведною жизнью. Вот восхваляется «первый Адам, рукою Зиждителя (через создание) почтенный», всех праотец; сын его Авель, дары принесший «душою благороднейшею», «которые и принял всех Бог и Господь»; «поется в мире Сифово к Зиждителю пламенное устремление, ибо в непорочном жительстве и душевной любви Тому истинно угоди». «Чудный Еноc богомудренно положился в Духе на призывание устами, языком и сердцем Владыки всех и Бога». И Енох, «благоугодив Господу, преставился в славе, явился лучше смерти, Божий быв раб искреннейший». Бог, видя благородство и простоту нрава Ноя во всем совершенными, «соделал его главным вождем (родоначальником) второго мира». Отец верующих — Авраам, образец кротости и покорности — Исаак, пример терпения — Иаков, покорности и целомудрия — Иосиф, милосердный Вооз, преданная Руфь, мужественный Давид, премудрый Соломон, несчастный Ровоам, благочестивый Езекия, кающийся Манассия, праведный Иосия и многие другие ветхозаветные праведники. Так от одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения. К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей, «взывающа вся сущия в мире».
Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее была вера и ожидание праведников Ветхого Завета. Три отрока, находившиеся в пламени, верою побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих. И пророк Даниил, будучи брошен в ров львиный, силою веры укрощал диких зверей. Христос явился ожиданием не только избранного народа Божия, но и «чаянием (всех) языков». Наконец, когда «оскуде князь от (племени) Иуды, время наста прочее (уже) в неже явится языков упование (чаяние народов) Христос» — «пророческая проповедания, речения и видения — конец прияша (начали осуществляться)» .
«Се, время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити. Вифлееме, земле Иудова! Красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш. Услышите горы и холмы, и окрестные страны иудейские, яко грядет Христос, да спасет человека, его же созда». «Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, Вифлееме, приими Христа! К Тебе бо воплотивыйся приходит, Едем отверзая мне».
Тропарь праотцем, глас 2:
Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Седален праотцев, глас 8:
Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно, / Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи / купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною, / радуйтеся, – вопиюще к ним, – прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, / и Христу молитеся / согрешений оставление даровати празднующим любовью святую память вашу.
Из 8 песни канона праотцем в Неделю святых праотец:
Днесь сущих от века Божественную память совершаем честных отец, / Адама, Авеля же, Сифа, и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака и вернаго Иакова, / да благословит тварь, вопиюще, Господа / и превозносит во вся веки.
(www.portal-slovo.ru; wertograd.narod.ru; иллюстрации — nikolski-sobor.narod.ru;
www.cirota.ru; foto.mail.ru; palomnic.org).
Храм св.праотцев в Хевроне.
|
В Храме святых праотцев. Хеврон.
|
||
В Храме св.праотцев в Хевроне.
|
Пещера Праотцев в Хевроне.
|
||
В храме Св.Праотцев в Хевроне
|
Один из приделов храма Св.Праотцев в Хевроне
|
||
Фрагмент иконостаса храма Св.Праотцев в Хевроне
|
Икона пророка и царя Соломона в иконостасе соборного храма мон-ря в честь иконы Б.М. «Всецарица» г.Краснодар
|
||
Икона царя и пророка Давида в иконостасе монаст.храма «Всецарица» г.Краснодар
|
Праотец Аарон. Икона в иконостасе монаст. храма «Всецарица» г.Краснодар
|
||
Св.праотец Мелхиседек. Икона в иконостасе монаст.храма «Всецарица» г.Краснодар
|
Икона св.праотца Иакова в монаст.храме в честь иконы Б.М. «Всецарица» г.Краснодар
|
Сегодня, братья и сестры, мы совершаем память святых отцов, которые были крепки в вере и которые, как мы слышали в апостольском чтении, силою веры побеждали царства, творили чудеса, получали обетования и предсказали пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня мы слышали в евангельском чтении книгу родословия Сына Божия, Сына Авраама, Сына Давидова — Господа нашего Иисуса Христа. Это родословие, братья и сестры, включает людей не только святых и праведных, но также и грешных людей. Среди них находится, например Раф, который считается раб блудницы иерехонской, которая затем обратилась к истинной вере в Бога и стала одной из проматерей Ветхозаветного народа.
Это говорит о том, что Господь наш Иисус Христос приемлет свою праведность вовсе не от людей, но Сам является источником святости и праведности, тем, кто приходит в мир для того, чтобы спасти род человеческий от греха и того проклятия, которое пало на Адама после его грехопадения. Сегодня мы слышали в евангельском чтении о том, каким образом произошло рождение и явление в мир Господа нашего Иисуса Христа. В то время, когда Дева Мария находилась в доме своих родителей, до того как она вошла в дом Иосифа, прежде чем они сошлись, как пишется в евангелии для совместной жизни, не для плотской, она уже приняла в своем чреве от Духа Святого, то есть в ней уже воплотился Господь наш Иисус Христос. Когда узнал об этом ее муж, праведный Иосиф, то был в сильном смущении. Сначала он хотел тайно изгнать ее из дома, чтобы она не была опозорена и не подверглась побиению камнями, как это полагалось по Ветхозаветному Закону. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго. (Мф. гл. 1, 20) То есть рождение Господа нашего Иисуса Христа произошло сверхъестественным образом, путем сошествия Духа Святого, который очистил ее утробу, очистил ее природу, которая также как и наша была подвергнута последствиям первородного греха. Именно в эту чистую святую утробу вселяется Бог Слово и уже исходит из нее как Новый Адам, который не имел никакого греха. Он воспринимает все немощи нашей природы, то есть способность к страданию и смерти, которая является следствием греха, с тем, чтобы через Свою крестную смерть, через Свою крестную жертву спасти наш грешный человеческий род.
Сегодня мы слышали о вере Святых Отцов. Вера является главной добродетелью и силой, которая спасает человека, потому что без нее Сам Бог не может спасти нас. Вера — это та дверь, через которую подаются Богом духовные дарования для тех, кто ищет спасения. Поэтому, прежде всего, братья и сестры, мы должны хранить веру православную, для того чтобы получить спасение, и бороться за нее. Часто мы встречаем такие препятствия и людей, которые смущают нас, пытаются умалить или вовсе низложить нашу веру. Весь мир, который нас сейчас окружает, является вовсе нехристианским, а можно сказать антихристианским. Вся та культура, которая навязывается современному человеку, является как раз тем орудием, которое действует против Христа. Поэтому мы должны хранить свою веру и стараться ее укреплять в себе. Каким образом? Для этого мы должны жить по заповедям Христовым. Апостолы просили Христа: «Укрепи в нас веру». И Господь им сказал: «Сотворите заповеди, и когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать» (Лк. гл. 17, 10).
Когда человек творит заповеди и пытается стяжать добродетель смирения, то тогда он укрепляется в вере и его вера становится спасительной.
Будем молиться Святым Отцам и просить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он укрепил нас в вере и помог нам идти путем заповедей евангельских, чтобы нам стать причастниками вечной блаженной жизни. Аминь.
В субботу на Малей вечерни поем по обычаю.
На Велицей вечерни, по обычной кафисме, на Господи воззвах, стихиры воскресны, 3: и анатолиевы 3: и праотцев на 4: Глас 8.
Подобен: Иже во Едеме:
Праотцев днесь вернии, совершающе память, воспоим Христа избавителя, возвеличившаго их во всех языцех, и чудес преславная верно совершившаго Господа, яко державна и сильна, и от них показавша жезл силы нам, едину неискусомужную, и Богоотроковицу Марию чистую: из Неяже цвет пройде Христос, израстивый всем жизнь, и неиждиваемую пищу, и спасение вечное.
Иже святыя отроки из огня избавивый, Владыко, и от уст львовых Даниила, благословивый Авраама, и Исаака раба Твоего, и сего сына Иакова, благоволивый от семене их быти по нам, да прежде поползнувшияся спасеши праотцы наша Крестом Твоим и Воскресением, и расторгнув смертныя узы, совозставиши вся, яже от века сущия в мертвых, покланяющияся Тебе, Христе Царю веков.
Якоже в хладе посреде пламене росою Духа, радующеся отроцы Божии хождаху, таинственно в нем прообразивше Троицу, и воплощение Христово, и яко мудрии верою угасиша силу огненную. И Даниил же праведный львов явися обуздатель. ихже молитвами умолен быв, Человеколюбче Спасе, и нас негасимаго и вечнаго избави огня, и сподоби ны Царствия Твоего, Господи.
Якоже в росе суще вернии и святии отроцы Твои, в пещи пламене огненнаго предживописаху таинственно еже из Девы Твое пришествие, неопально возсиявшее нам. И Даниил же праведный, и во пророцех чудный, ясно Божественное второе Твое пришествие проявляя, видех дондеже престоли поставишася, глаголет, и судия седе, и огненная потече река. Еяже да избавимся, Христе, молитвами их, Владыко.
Слава, глас 6:
Иже прежде закона отцы вся восхвалим днесь вернии, Авраама боголюбиваго, и Исаака от обещания рожденнаго, и Иакова, и дванадесять патриархи, Давида кротчайшаго, и Даниила желаний пророка, и три отроки с ними славяще, пещь в росу преложившия, просяще оставления от Христа Бога, прославляемаго во святых Своих.
И ныне, Богородичен первый, гласа.
На литии стихира храма.
Слава, глас 1:
Лучами облиставшеся богоглаголания, великоименитии пророцы присно блажатся, и речения Духа плодствующе, несказанное рождество Христа Бога всем проповедаша, законно же кончину совершиша, поживше жизнь пречудную.
И ныне, Богородичен: Се исполнися Исаиино проречение:
Стиховна воскресна.
Слава, глас 3.
Праотцев собор, празднолюбцы приидите, псаломски да восхвалим: Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака, и Иакова: по законе Моисеа и Аарона: Иисуса, Самуила, и Давида: с нимиже Исаию, Иеремию, и Иезекииля, и Даниила, и дванадесять, купно Илию, Елиссеа и вся: Захарию, и Крестителя, и проповедавшия Христа, жизнь и воскресение рода нашего.
И ныне, Богородичен: Без семене от Божественнаго Духа:
На благословении хлебов, тропарь, Богородице Дево: дважды.
Таже праотцев, единожды. Глас 2:
Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь, хвалятся в славе святии, яко от семене их есть плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
На Утрени,
на Бог Господь, тропарь воскресен, дважды: Слава, и ныне, праотцев. По обоих кафисмах седальны во Октоихе, и чтение. Таже полиелей, и тропари: Ангельский собор, и ипакои гласа:
и праотцев седален. Глас 8:
Подобен: Премудрости:
Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно: Давида кроткаго, Иисуса, и дванадесять патриархи, купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною: радуйтеся, вопиюще к ним, прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, и Христу молитеся, согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память вашу.
Слава, и ныне, Богородичен:
Благодарственное похваление должно, якоже вдовица оная два лепта, приношу Тебе, Владычице, о всех дарованиих Твоих: Ты бо явилася еси покров купно и помощь, напастей и скорбей присно мя изымающи. Темже яко от среды горящия пещи избавлься оскорбляющих мя, от сердца взываю Тебе: Богородице, помози ми, молящи Христа Бога, согрешений оставление дати мне, Тя бо имею надежду раб Твой.
Каноны три: Воскресен со ирмосом на 4: И святых триех отроков на 4: И праотцев на 6.
Канон святых триех отроков,
Творение Феофаново. Глас 8.
Песнь 1.
Ирмос: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, Израильтянин вопияше: избавителю и Богу нашему поим.
Безначальное Слово из Отца, прежде всех веков рожденно Боголепно, в пещи юношам образно видено бывше прославим.
Глаголы мучителя злочестиваго, благороднии отроцы оплевавше терпеливно, снедьми беззаконных осквернитися халдейски не восхотеша.
Питастеся убо словом душевне, снедьми же саморасленными плотски, паче питающихся дебелыми снедьми, царю краснейши лицы явистеся.
Богородичен: Яд змиин в слухи горько излиявшийся Евины, яже из Давида возрастшая Отроковице исцеляеши, Избавителя рождши.
Канон святых праотцев,
Творение Иосифово. Глас 1.
Песнь 1.
Ирмос: Христос раждается, славите: Христос с Небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.
Отцем пение принесем, прежде закона и в законе возсиявшим, и из Девы возсиявшему Господу и Владыце волею правою угодившим, и незаходимаго просвещения ныне наслаждающимся.
Адама перваго почтим, рукою почтеннаго Зиждителя, и всех нас праотца уже бывшаго, и в скиниях небесных со всеми избранными почивающа.
Авеля дары принесшаго душею благороднейшею, прият всех Бог и Господь: сего же паки скверноубийственною рукою умерщвлена, принесе к свету, яко Божественна мученика.
Богородичен: Речение Божественных услышим вопиющих Христово явление: се бо в вертепе раждается из Отроковицы неискусомужныя, Егоже страшное рождество провозвещает звездословцем звезда явльшаяся.
Катавасиа: Христос раждается:
Песнь 3.
Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси свет омраченных, и поет Тя дух мой.
Разум стяжавше богонаученный, Владыко, отроцы Давидовы, законы отеческия богомудренно соблюдоша.
Огнь не опали чистейшая телеса благочестивых, постом бо душепитательным напаяхуся.
Хвалу всемирную и многопетую поют отроцы трие, посреде пещи чудно орошаеми.
Богородичен: Да рождество, Владыко, из девствующаго телесе покажеши нам, спасаеши в пещи девствующая телеса.
Ин.
Ирмос: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно Христу Богу возопиим: вознесый рог наш, Свят еси, Господи.
Поется в мире Сифово к Зиждителю разжжение: ибо в непорочнем жительстве и душевней любви, Тому истинно угоди: ныне во стране живых вопиет: Свят еси, Господи.
Усты и языком и сердцем Енос чудный, призвати богомудренно Владыку всех и Бога, надеяшеся в Дусе: и благоугодно пожив на земли, славу восприят.
Священнословии священными Еноха ублажим, благоугодив бо Господу преставился в славе, явився лучши смерти, якоже писася: имже Божий быв раб искреннейший.
Богородичен: Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, и Вифлеем заключенный отверзает светло Едема, Слово воплощаемое приемля, и в яслех плотию возлегшаго.
Катавасиа: Прежде век:
Ипакои, глас 2:
В росу детем огнь прелагашеся, плач в радость женам пременяшеся, ангел бо во обоих служаше чудесех: овым убо во упокоение претворивый пещь, сим же воскресение возвестивый тридневное, начальниче жизни нашея, Господи, слава Тебе.
Песнь 4.
Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.
Даниил мудрейший, божественне умом просвещаемь, сония разреши самодержцев, Божественною благодатию.
Облистает чудесы еже в пещи отроков страдание, мучителя бо уловиша к познанию Твоему, Всесильне.
Согласия органы, и мусикии песни всесличныя, доблественных не привлекоша, и златому образу не подклониша.
Богородичен: Песньми, Всепетая, иже в Вавилоне дети почитают Сына Твоего Пребожественнаго, Егоже в пещи познаша.
Ин.
Ирмос: Жезл из корене Иессеова, и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный приосененныя чащи, пришел еси воплощься, от неискусомужныя невещественный и Боже: слава силе Твоей, Господи.
Хвалу принесем Богу, чтуще песньми Ноя, воистинну суща праведнаго: во всех бо заповедех Божественных украшаемь явися, Христу благоугодив. Емуже песнопоем вернии: слава силе Твоей, Господи.
Видев твое Бог благородное нрава, и простое, и по всему Ноя совершенна, втораго мира яве началовожда тя показует, спасшаго Тому всякаго рода, от потопа чувственнаго семя, якоже Сам повеле.
Ноя сохраньшаго Божий закон невредимь, и обретшася тогда праведна в роде своем, и древяным спасша древле ковчегом безсловесных роды, повелением Вседетельным, песньми благочестно ублажим.
Вино умиления нам точит чтущим тя, Ное блаженне, память твоя, веселящее и души и сердца всегда, чисте блажащих нравы твоя честныя, и жительство божественное.
Богородичен: Ныне избавление наше в яслех возлегает, и пеленами повивается якоже Младенец, и волсви восточнии царие приходят, сего яко Бога и Царя рождшагося от Чистыя, видети и поклонитися с дары верно.
Катавасиа: Жезл из корене:
Песнь 5.
Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго? Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.
Научившеся закону, Спасе, не отвергошася Твои угодницы, Даниил великий с треми юношами богомудрыми: но крепость приемше от Тебе Благодетеля, мучителей мужески победиша.
Мысленно научашеся Даниил, Человеколюбче, Твоим тайнам: на облаце бо яко Сына Тя Человеча грядуща, языков всех яко Судию и Царя, зряше ума чистотою.
Украсися, о дети, паче камене сапфира ваше совокупление, яко заря златая благочестия ревностию распальшеся, ходяще радостно в пещи, и собирающе ликование всемирное.
Богородичен: Даниил тя, Дево, гору прописа яве божественный, трие же отроцы видевше пламень орошающь, Твое Божественное Рождество песнопесненно восхваляют, яко Спаса и Зиждителя, и Господа.
Ин.
Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа послал еси нам: тем Богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.
Хвалами божественными да почтится Сим, отеческое благословение приплодив: и пред Богом благоугоден явлься к праотеческим ликом причтеся, и во стране живых радостно почивает.
Видети сподобися яко друг Божий, Авраам день Зиждителя своего, и исполнь бывает радости духовныя: сего убо ума правостию чтуще ублажим вси, яко Христова божественна праотца.
Видел еси якоже есть мощно человеку видети Троицу, и Тую угостил еси яко друг присный, преблаженне Аврааме: темже мзду приял еси страннаго гощения, еже быти тебе безчисленных языков отцу верою.
Богородичен: Полный истощавается плотию нас ради, и начало Безначальный приемлет: обнищавает же богатый, и Слово сый Бог, во яслех безсловесных возлежит яко Младенец, воззвание всех сущих от века соделовая.
Катавасиа: Бог сый мира:
Песнь 6.
Ирмос: Бездна грехов, и прегрешений буря мя смущает, и во глубину нужднаго реет мя отчаяния: но Твою крепкую руку мне простри яко Петрови, о Управителю! И спаси.
Обладавше душевными страстьми силою слова, страны язык халдейских властели бысте: весть бо добродетель честь даровати стяжавшим ю, о Давидовы мудрии внуцы!
В мертвость Даниил живоносную одеявся древле, яко Бога халдеем злочестивно мнимаго, убивает снедию змия злейшаго: священники же злочестивыя мудре убил есть.
Богородичен: Милостива ми Судию Сына Твоего, Богородице Дево, Твоими молитвами быти в день суда, избавителя же лютых, Мати умоли: на Тя бо едину надежду мою возлагаю.
Ин.
Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву же всельшееся Слово, и плоть приемшее, пройде сохраньшее нетленну, егоже бо не пострада истления, рождшую сохрани неврежденну.
Образ Христовы страсти был еси яве, Исааче преблаженне, возводимь отчим благопокорением еже закалатися. Сего ради ублажился еси, и раб Божий воистинну явился еси ближний, со всеми праведными вселяяся.
Явися Иаков угодник вернейший всех Бога: темже и брася со ангелом, ум зря Бога наречеся, и спя Божественную лествицу виде, на нейже Бог утверждашеся, плотию обложивыйся за благостыню.
Любя Иосиф ко отцу благопокорение, в ров ввержен, продадеся во образ закланнаго, и в рове положеннаго Христа: пшеницодавец же Египта бысть, целомудр быв и праведен, царь же страстей истиннейший.
Богородичен: Младо на земли Отроча познавается, сый со Отцем присно и Духом, пеленами же повивается, Иже землю повиваяй мглою яве, и в яслех безсловесных возлежит. Сего ныне предпразднуим радующеся безсеменное рождество.
Катавасиа: Из утробы Иону:
Кондак, глас 6:
Рукописаннаго образа не почетше, но неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, в подвизе огня прославистеся: среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори, о Щедрый! и потщися яко милостив в помощь нашу, яко можеши хотяй.
Икос: Простри Твою руку, еюже древле прияша искушение египтяне борющии, и еврее боримии. Не остави нас, да не пожрет нас смерть жаждущая нас, и сатана ненавидяй нас: но приближися нам, и пощади души наша, якоже пощадил еси иногда отроки Твоя сущия в Вавилоне, непрестанно славящия Тя, и вверженныя Тебе ради в пещь, и от сея вопиющия Ти: ускори Щедрый, и потщися яко милостив на помощь нашу яко можеши хотяй.
Песнь 7.
Ирмос: Отроцы благочестивии в Вавилоне образу златому не поклонишася, но посреде пещи огненныя орошаеми, песнь воспеваху глаголюще: превозносимый отцев и нас, Боже, благословен еси.
Глас боголюбезен пояшеся из среды огня Вседержителю: Азариа бо божественный лик составив, песнь воспевая глаголаше: благословен Бог отец наших.
Цевница юношей богословствует всех Бога и Вседержителя, тем в пещи ясно явльшагося, и песнь воспеваху глаголюще: благословен Бог отец наших.
Три в пещь вверженныя видев царь, яко узре четвертаго вид, Сына пронарече Божия, и всем возопи: благословен Бог отец наших.
Богородичен: Имея просвещен Божественною зарею ум, Данииле богоблаженне, Девы Рождество яве предвидел еси, таинственными образы образуемо: благословен, вопия, Бог отец наших.
Ин.
Ирмос: Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшеся, но посреди пламене стояще пояху: отцев Боже, благословен еси.
Да воспоется Ананиа, Азариа, Мисаил с Даниилом, пещь угасивше огненную, и львов обуздавше стремления, и Христу согласно поюще: отцев Боже, благословен еси.
Законно пострадав в напастех, и неослабных скорбех, угодник наречеся Иов Божий, всеистиннейший, кроток, незлобив, прав, совершен, непорочен, вопия: отцев Боже, благословен еси.
Верою Моисеа, Аарона же, и Ора почтим, восхваляюще Иисуса, и Левию священнейшаго, Гедеона же и Сампсона, и взываем: отцев Боже, благословен еси.
Богородичен: Се якоже прорече пророк, во чреве зача Неискусобрачная Бога, и родити яве идет в вертепе Вифлеемле. Емуже вси поем: отцев Боже, благословен еси.
Катавасиа: Отроцы благочестию:
Песнь 8.
Ирмос: Седмерицею пещь, халдейский мучитель, Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.
Авраамово благородие сохранити тщащеся, свойственное к нему стяжасте основание веры, и надежды преподобнии, терпение и напастем пождание, вопиюще: благословите священницы Владыку, людие превозносите Его во веки.
Яко светила просиявше, и землю онебесивше, и благочестия просвещением осиявшеся, всемирное составльше ликостояние, поют от напастей спасшему Владыце: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.
Юношески погасивше распалимую пещь, и львов челюсти заграждше, Давидовы внуцы ныне радующеся поют Тя благодетеля Царя всех: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.
Богородичен: Тайнонаучает, Пречистая, Даниил мудрейший, и предживописуют отроцы трие Рождество Твое богомудреннии, образы зряще из утробы Твоея прошедшаго несказанно. Егоже дети благословят, священницы воспевают, людие превозносят во вся веки.
Ин.
Ирмос: Чуда преестественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в нюже вниде утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа, и превозносит во вся веки.
Днесь сущих от века божественную память совершаем честных отец, Адама, Авеля же, Сифа, и Ноа, и Еноса, и Еноха и Авраама, Мелхиседека, и Иова, Исаака, и вернаго Иакова. да благословит тварь, вопиющи, Господа, и превозносит во вся веки.
Полк богокрасный божественных отец да восхвалим, Варака, и Нафана, и Елеазара, Иосию, и Давида, Иеффая, Самуила же, предняя зряща честне, и взывающа: да благословит тварь вся Господа, и превозносит Его во веки.
Похвалу песнопесненно да принесем Божиим пророком, восхваляюще Иосию, и Михеа, Софониа, и Аввакума: Захарию, и Иону: Аггеа же и Аммоса, и со Авдием Малахиа, и Наума: Исаию, и Иеремию и Иезекииля: купно Даниила, Илию и Елиссеа.
Глаголы тройческими Всесвятую воспоим, вернии, Троицу, Отца Безначальнаго, Сына же, и праваго Духа Святаго, Единицу триипостасную, Юже всякое дыхание славит, зовуще: да благословит тварь вся Господа, и превозносит во вся веки.
Богородичен: Явился еси от девственных, Христе, кровей воплощаемь неизреченным словом, и яко Младенец совершен в вертепе, премножеством благоутробия, Иисусе, раждаяся, звезда же Тя издалеча возвести звездословцем, пойте верою зовущим, и превозносите Христа во веки.
Катавасиа: Чуда преестественнаго:
Песнь 9.
Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.
Достигосте кончину желаемую, и желаний крайнейшему предстоите в небесных чертозех, отроцы всебогатии.
Радующеся рукоятие еже от слез, добраго вашего земледелания приясте, нетления клас плодоносивше.
Возсия светлость ныне вам достойно, и веселие сердца процвете: отонудуже бо отбеже печаль, вселистеся.
Богородичен: Пажить смертную уставила еси, Дево, Жизнодавца рождши и Господа, животворящаго верою величающия Тя.
Ин.
Ирмос: Таинство странное вижу и преславное: небо, вертеп, престол херувимский, Деву: ясли, вместилище: в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем.
Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери Господи, Анна, и Иудифь, и Девора, Олда, Иаиль же, Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, Рахиль и Ревекка, и Руфь, велемудрыя.
Яко угасившия отроки святыя пещь священно почтим, купно с Даниилом пророком, и всеми праведными яве, прежде закона облиставшими добре, и в законе Владыце угодившими.
Премудрии божественнии пророцы бывше Авраамовы внуцы, еже от Авраама и Иуды рождшееся Слово Божие провозвестиша Духом. Тех мольбами, Иисусе, вся ущедри.
Освятися вся тварь памятию вашею, и торжествующи зовет рабски вопиющи: мольбу Господу присно принесите, блаженнии, улучити вечных благ благохвалящим вас.
Богородичен: Облекийся в мя от Девы предгрядет, и в вертепе раждается Слово Отчее неслитно. Ликуй тварь гласы благодарственными величающи Того еже за милосердие всесвятое снизшествие.
Катавасиа: Таинство странное:
Светилен воскресен.
Слава, праотцев:
Подобен: Жены услышите:
И ныне: Солнце великое, Создатель от неискусомужныя Девы, яже от Адама просветити в Вифлеем тщится. Темже возвещает чудо праотец всесветлейшая память.
На хвалитех стихиры воскресны, на 4: и святых праотцев, 4. Глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:
Вси честных ныне праотец память совершаем, поюще богоугодное сих житие егоже ради возвеличишася.
Стих: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки.
Угасиша силу отроцы огненную, ликующе посреде пещи, и поюще Бога всесильнаго.
Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам.
В рове заключен, зверем сообитатель, Даниил пророк, непричастен сих показася озлобления.
Слава, глас 7.
Приидите вси верно торжествуим, прежде закона отец, Авраама и сущих с ним, летнюю память, Иудово племя достойно почтим, иже в Вавилоне отроки угасившия пещный пламень, яко Троицы образ, с Даниилом восхвалим, пророческая проречения известно держаще, со Исаием велегласно возопиим: се Дева во чреве приимет, и родит Сына Еммануила, Иже есть с нами Бог.
И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево:
Славословие великое. ектении, и отпуст.
И стихира евангельская. Час 1. И конечный отпуст.
На Литургии:
Блаженна, Октоиха, на 6: и праотцев песнь 3-я, на 4. По входе тропарь, воскресен, и праотцев: Слава, и ныне, кондак праотцев, Прокимен, песнь отцев, глас 4: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки: Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам.
Апостол праотцев к Колоссаем, зачало 257.
Братие, егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе. |
Братья, когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. |
Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение, |
Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, |
Ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления, |
За которые гнев Божий грядет на сынов противления, |
В нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них. |
В которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. |
Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших: |
А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; |
Не лжите друг на друга, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его |
Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его |
И облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его, |
И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, |
Идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос. |
Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. |
Аллилуиа, глас 4: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его.
Евангелие Луки, зачало 76.
Рече Господь притчу сию: человек некий сотвори вечерю велию, и зва многи: |
Сказал Господь притчу сию: один человек сделал большой ужин и звал многих, |
И посла раба своего в год вечери рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся. |
И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. |
И начаша вкупе отрицатися вси. Первый рече ему: село купих, и имам нужду изыти и видети е. Молютися, имей мя отречена. |
И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. |
И другий рече: супруг волов купих пять, и гряду искусити их: молю тя, имей мя отречена. |
Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. |
И другий рече: жену поях, и сего ради не могу приити. |
Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. |
И пришед раб той поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищия и бедныя и слепыя и хромыя введи семо. |
И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. |
И рече раб. Господи, бысть якоже повелел еси, и еще место есть. |
И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. |
И рече господин к рабу: изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом мой: |
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. |
Глаголю бо вам, яко ни един мужей тех званных вкусит моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных. |
Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. |
Причастен: Хвалите Господа с Небес: Другий: Радуйтеся, праведнии о Господе: