Что сообщали об инфицировании священнослужителей в лавре
Глава информационно-просветительского управления УПЦ МП митрополит Климент в комментарии РБК-Украина рассказал, что по предварительным оценкам, на территории лавры заболели 150-200 человек.
Важно
Министерство здравоохранения опубликовало данные, что заболевших в лавре почти 100 человек. А сколько их на самом деле, мы тестирования не проводим, все данные в Минздраве. Те данные, которые известны, это примерно 100. В общем, монахов в лавре – около 150-200, но заболела только примерно сотня,
– говорит Климент.
Он отметил, что большинство из больных священников уже чувствуют себя лучше. В общем 3 человека умерли от коронавируса – это монахи и их до этого госпитализировали.
По словам представителя УПЦ МП, среди зараженных – и настоятель Киево-Печерской лавры митрополит Павел. Но его уже выписали из Александровской больницы и он – здоров.
Климент опроверг озвученные от его имени слова
Впоследствии Климент уже в комментарии «Громадскому», заявил, что вообще не говорил такого, а информация, которую опубликовали украинские СМИ со ссылкой на РБК, является неправдой.
Я говорил иначе, я говорил о том, что практически все, кто заразились в Киево-Печерской лавре, уже почти выздоровели,
– отметил митрополит Нежинский и Прилуцкий.
Он добавил, что назвать точное количество инфицированных священников в лавре не может, поскольку анализы делают государственные клиники.
«Я знаю, что где-то примерно в больнице лежало всего 15-20 человек, у них были разные формы пневмонии, но подавляющее большинство выписали, там еще несколько человек осталось», – сообщил Климент.
На этот раз представитель УПЦ МП не подтвердил данные о 150-200 инфицированных. Только сказал, что остальные (кого не госпитализировали) перенесли заболевание в легкой форме, их состояние не ухудшалось, но сколько их, назвать не может.
«Эти данные могут озвучить медицинские работники, которые делают эти анализы. Врачи брали анализы у всех в лавре, конечно же, что они лечили не всех, и не у всех были положительные анализы. Осмотр прошли все монахи, но болели не все», – подчеркнул Климент.
В то же время он подтвердил опубликованную информацию о настоятеле Киево-Печерской лавры митрополита Павла – тот уже выздоровел и был выписан из больницы.
Обратите внимание! По состоянию на 26 апреля в Киеве на коронавирус заболели 1 188 человек. Вылечиться удалось 60 лицам. К сожалению, 22 жителя столицы умерли. Киев сегодня занимает второе место по количеству подтвержденных случаев COVID-19 среди украинских регионов. Всего в Украине коронавирусом заразились 8 617 человек, 840 выздоровели, 2 019 умерли.
Что известно про митрополита Павла?Митрополит Павел более известен по кличке «Паша Мерседес» за его скандальность, любовь к дорогим авто и частые нарушения правил дорожного движения. Он митрополит Русской православной церкви в Украине (той, которую еще называют «УПЦ МП»). С 1994 года митрополит Павел возглавляет Киево-Печерскую лавру.
Ранее он призвал верующих не бояться коронавируса и причащаться в церкви.
Коронавирус в Киево-Печерской лавре: главное
- Киево-Печерская лавра находится на карантине после того, как там произошла вспышка коронавируса.
От COVID-19 там умерли насельники Киево-Печерской лавры архимандрит Нектарий, иеродиакон Наум и монах Никодим. - По данным СМИ, митрополит Онуфрий, предстоятель УПЦ МП и епископ РПЦ, тайно госпитализирован с коронавирусом.
- На Пасху значительные нарушения карантина были зафиксированы в Святогорской и Почаевской лаврах УПЦ МП, полиция начала расследование.
- Минздрав ожидает всплеск заболеваемости коронавирусом из-за несоблюдения Московским патриархатом в Украине правил карантина.
Доклад епископа Боярского Феодосия, викария Киевской митрополии на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности» (Москва, Покровский ставропигиальный женский монастырь, 23−24 сентября 2015 года)
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, пастыри, честное монашество, братья и сестры!
В этом году Святая Церковь празднует 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира Святославича. Мы славим Бога, дивного во святых Своих, – приняв чрез Днепровскую купель Святое Крещение, мы были привиты ко Христу, получили возможность освободиться от греха, принести плод святости и унаследовать жизнь вечную (Рим. 6:22).
Принятие христианства Святой Русью от Византии – это эпохальное событие, которое навеки изменило ход истории славян и их образ жизни. Мы приняли не только веру Восточного обряда, которая выкристаллизовалась на протяжении первого тысячелетия, но и древние традиции, которыми жила Вселенская Церковь. Господь благословил нам непосредственно прикоснуться к ангельскому образу жизни, познать монашество, которое, по словам современных подвижников, является лицом Церкви, всегда обращенным ко Христу.
Монашество – это уникальный образ подвижнической жизни Древней Церкви, это жизненный выбор людей, избранников Божьих, о которых Христос сказал: «Не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:11, 12). И отвечая на вопрос учеников: «что же будет нам?», – Христос говорит: «И всякий, кто оставит домы, или братьев… или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:27, 29).
На протяжении первого тысячелетия мы находим множество примеров уединенного спасения среди сонма угодников Божьих, для которых сей путь праведности был открыт преподобным Антонием Великим и основателем иноческого общежития преподобным Пахомием Великим. Своим примером служения Богу они вдохновили многих на подобный аскетический подвиг.
Преподобный Антоний Печерский и зарождение монашества Киевской Руси
Монашество Киевской Руси берет свое начало именно от этого Вселенского источника иноческой жизни. Во многих древнерусских литературных памятниках указано разное время появления русской монашеской традиции, и, как говорит церковный историк Антон Владимирович Карташев, «начало русского монашества представляет как бы некоторую загадку».
«Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона (середина XI в.) свидетельствует о том, что после Крещения Руси при князе Владимире появляются первые монашеские обители: «Монастыри на горах встали, черноризцы явились».Митрополит Московский Макарий (Булгаков) сообщает, что монастыри появились, без сомнения, вместе с первыми пастырями, пришедшими к нам из Греции. При этом «Повесть временных лет» прп. Нестора Летописца (начало XII в.) содержит сведения о более позднем периоде существования монашеской жизни. После закладки Святой Софии князем Ярославом Мудрым в 1037 году появляется иноческая жизнь в монастырях святого Георгия и святой Ирины: «И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться». При этом не исключается существование монахов и до этого времени. Об этом как раз говорит уже упоминаемый нами А.В. Карташев: «Нужно думать, что монахи были в среде киевских христиан и до св. Владимира, и что с приходом из Болгарии, Афона и Византии на Русь новых монахов-миссионеров они вышли на свет Божий, соединились в общества, стали селиться возле вновь возникавших церквей».
При этом появление монашества на Руси традиционно связывают с именем преподобного Антония Печерского (983–1073 гг.), отмечая и тот факт, что сохранившееся исторические сведения о прп. Антонии весьма противоречивы.
По сей день спорным является вопрос о количестве хождений прп. Антония на Святую Гору Афон. Так в Древнем Патерике говорится только об одном посещении Афона и возвращении преподобного в Киев в 1051 году. Существуют иные мнения, согласно которым прп. Антоний совершил первое путешествие на Афон в совсем юном возрасте, около 1000-го года, и через некоторое время возвратился на Русь (некоторые источники указывают дату 1013 г.).
Сведения о втором посещении Афона появляются только во второй редакции Патерика, созданной монахом Киево-Печерского монастыря Кассианом в 1462 году. Согласно его хронике, второе хождение прп. Антония на Афон произошло после смерти князя Владимира в 1015 году и начала междоусобицы. С этого времени он подвизался до окончательного возвращения в Киев (по одним данным это произошло после 1030 г., по другим – после 1051). Это мнение поддерживал известный церковный историк и библиограф митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) в своей знаменитой работе «Описание Киево-Печерской Лавры».
Согласно второй версии, 1016 год стал началом русского монашества на Афоне, так как именно монахи, пришедшие вместе с прп. Антонием, основали первый русский монастырь в Уделе Богородицы. Некоторые исследователи предполагают, что это был Свято-Успенский Богородичный монастырь Ксилургу, в котором принял монашеский постриг преподобный Антоний Печерский. Есть и другая версия, более позднего происхождения (XVIII–XIX вв.), согласно которой Антоний принял монашество в Великой Лавре Святого Афанасия или монастыре Эсфигмен.
По благословению старцев преподобный Антоний воспринял афонский устав и принес его на Русь, основал по афонскому образцу Киево-Печерский монастырь, положив начало русскому монашеству. Таким образом Печерская обитель была основана на высоких идеалах подвижнической жизни Православного Востока. Печерский монастырь со временем стал духовным цветником и первообразом всех русских монастырей. «Молитвы, труды и подвиги преподобного Антония и его ученика преподобного Феодосия стали тем мощным фундаментом, на котором выросло и укрепилось монашество Киевской Руси». Новообразованные обители Руси полагали свой уклад жизни по образцу Печерского монастыря. Основатели таких обителей в большинстве своем были учениками преподобных Антония и Феодосия.
Кроме Печерского монастыря в Киеве существовало также два богатых княжих монастыря: Георгиевский, основанный Ярославом Мудрым, сыном Владимира, и Дмитриевский, основанный Изяславом Ярославичем, куда в игумены взят был бывший игумен Печерского монастыря Варлаам, непосредственный предшественник преподобного Феодосия. Летописец, очевидно, выразил мнение, бытующее в стенах Печерского монастыря, когда писал: «Изяслав поставил монастырь Святого Димитрия, хотя створити вышний сего монастыря (т.е. Печерского) надеялся богатству».
Но иным был промысел Божий – господствующее значение в Киеве и всей Руси выпало на долю Печерского монастыря. По объяснению прп. Нестора, произошло это потому, что основан он «слезами, пощением, молитвою и бдением».
Сегодня уже классической датой основания Киево-Печерского монастыря считается 1051 год, подтверждение этого мы находим в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца. Эта начальная летопись, прекрасное и единственное в своем роде произведение, не только положила начало летописному делу на Руси, но и сохранила память о начальных событиях Русской истории. Эта летопись является одним из существенных условий нашего исторического самосознания, и как говорит один из дореволюционных исследователей: «Без этой летописи наша история представляла бы из себя книгу без начальных листов».
Преподобный Нестор упоминает только о втором возвращении Антония и о его поселении в Иларионовой пещере, при этом не указывая тот факт, что о своем прибытии в Киев преподобный старец сообщил князю Ярославу. Поэтому можно согласиться с мнением митрополита Евгения (Болховитинова), что о подвиге великого монаха стало известно уже при Изяславе Ярославиче, который часто обращался к преподобному Антонию за духовной беседой и благословением.
С большой долей вероятности можно предположить, что только после 1054 года к преподобному Антонию прибывают подвижники, желающие уединения и молитвы. В числе собратьев прп. Антония были иерей Никон, постриженик одного из Киевских монастырей и 23-летний Феодосий. Таким образом, первое Антониево братство состояло только из четырех монахов: по благословению прп. Антония преподобным Никоном в монахи был пострижен Феодосий, а через некоторое время и преподобный Варлаам, первый игумен Печерский.
Здесь хотелось бы сказать несколько слов о преподобном Никоне Печерском, который на начальном этапе существования Печерского монастыря являлся фактически лидером монахов Киевской Руси.
Личность преподобного Никона – наиболее загадочная в истории монастыря. Доныне невыясненным остается его происхождение, место пострига, обстоятельства и время прибытия к преподобному Антонию. Высокое положение преподобного Никона дало повод исследователю М.Д. Приселкову предположить, что под именем Никона принял схиму митрополит Иларион, сведения о котором теряются около 1053-1054 года. Это предположение не имеет доказательной базы.
Достоверно известно, что преподобный Никон ушел из Печерского монастыря из-за конфликта с Киевским князем Изяславом. Причиной тому послужил постриг в иноки великокняжеского придворного Ефрема и боярского сына Варлаама. Преподобный Никон отправился на остров Тмутаракань, где основал монастырь Богородицы по примеру Печерской обители. С 1062 года вплоть до своей смерти в 1074 году игуменом Киево-Печерской обители был преподобный Феодосий.
Преподобный Феодосий – основатель общежительного устава в главном монастыре Руси
Если преподобный Антоний преимущественно созидал тайный, мистический вид пастырского служения, то святой Феодосий как монах воплотил открытое миру и людям деятельное начало. «Земной ангел и небесный человек» – так назвал его Печерский Летописец.
С увеличением числа иноков в 1062 году Лавра основала наземные монастырские сооружения для проживания братии, но благоговейно хранила пещеры для погребения усопшей братии и подвига отдельных иноков. Еще до постройки наземного монастыря прп. Антоний уединился от подвижников, выкопав себе пещеру «под новым монастырем». Что это был за «новый монастырь»? Ответ на этот вопрос находим в «Житии преподобного Феодосия», которое гласит, что невдалеке от монастыря, построенного при первой пещере, есть место, где перед своей кончиной прп. Феодосий, управляя общиной, начал строить каменный храм, и куда по окончании строительства переселилась братия, оставив в старой обители лишь немногих иноков.
Увеличение числа монашеского братства заставило прп. Феодосия приняться за поиски Устава для упорядочения жизни Печерского монастыря. Именно с именем преподобного Феодосия Печерского связано введение Студийского общежительного монашеского устава. Обыденное управление стало основополагающим условием для дальнейшего существования Печерской обители; в начале игуменства Феодосия (1062 г.) в монастыре подвизалось 20 монахов, а за короткое время число насельников возросло до ста.
По мнению исследователя В.Н. Топорова, «выбор Студийского устава был не случайным, а сознательным и глубоко обдуманным шагом». Общежитие, предписываемое Студийским уставом, было единственным условием сохранения монашеской общинной жизни. Сведения о введении Студийского устава в Киево-Печерском монастыре находим в «Житии Феодосия Печерского» и Печерском Патерике. Первая часть устава – традиция совершения богослужения – была получена от византийского монаха Михаила, пришедшего на Русь с митрополитом Георгием в 1062 году.
По благословению прп. Феодосия полную редакцию Устава Студийского монастыря на Русь принес Печерский монах Ефрем около 1065 года. Именно этот устав лег в основу иноческого общежития Киево-Печерского монастыря. Сегодня существуют разные мнения по поводу того, насколько точно прп. Феодосий следовал Студийскому уставу. Для игумена Печерской обители фундаментом жизненного уклада было соблюдение основ Устава – принципа строгого общего жития, отречения от собственности, полного равенства братии между собой, постоянной молитвы и труда.
Таким образом, введение прп. Феодосием Студийского общежительного устава в Печерском монастыре кардинально изменило обыденный характер братской общины, сохраняя при этом традиции «особножительства». Наличие этих двух противоположных типов подвижничества является отличительной особенностью Киево-Печерского монастыря.
Свидетельством веры преподобных Антония и Феодосия Печерских явилось начало строительства в 1073 году главного храма монастыря – Успенского собора. Согласно «Слову о создании Церкви печерской» святителя Симона, епископа Владимиро-Суздальского (†1226), накануне закладки храма к преподобным Антонию и Феодосию пришли четверо зодчих из Константинополя. Они рассказали о чудесном явлении Божьей Матери и Ее повелении построить на Руси храм: «И сама приду, чтобы увидеть церковь, и буду в ней жить». По данным «Повести», с кончиной прп. Феодосия в 1074 году строительство храма было остановлено, но уже через год следующий настоятель обители игумен Стефан возобновил созидание храма и завершил его в 1078 году.
История создания Великой церкви исполнена благодатных чудес, явленных Богом для утверждения молодой христианской Руси в православной вере. Разные эпизоды этой истории подробно описали постриженики Лавры: прп. Нестор Летописец, свт. Симон, епископ Владимиро-Суздальский и Симонов ученик, инок Поликарп, в своем «Послании» к лаврскому настоятелю архимандриту Акиндину.
Согласно «Повести», освящение Великой Лаврской церкви было совершено в 1089 году митрополитом Киевским с епископами при игумене Иоанне Печерском.
Помимо «Жития» Феодосия Печерского, преподобный Нестор написал еще одно произведение, связанное с его именем: «Слово Нестора, монаха Печерского, о перенесении мощей святого преподобного отца нашего Феодосия Печерского». Данное событие произошло в канун Успения Пресвятой Богородицы 1091 года: из пещер в правую часть притвора церкви были перенесены мощи прп. Феодосия. Освящение храма и положение в нем мощей основателя русского монашеского общежития завершило первый этап становления Печерского монастыря как духовного центра Киевской Руси.
За девять с половиной веков исторического бытия Киево-Печерской Лавры в ней просияли великие подвижники. Братия монастыря во все времена по милости Божьей отличалась силой духа. Будучи ревнителями высокого иноческого подвига, монахи были готовы благоговейно и со смирением переносить тяготы убогой жизни, голод, холод и нищету. Ныне в пещерах славной Киевской Лавры почивают мощи множества святых, из которых поименно нам известны более 120 ее насельников.
Киево-Печерская Лавра стала главной монашеской общиной и оплотом духовной жизни Святой Руси, центром созидания сокровищ славянской культуры, местом явления многочисленных чудес. Третий на земле удел Богородицы, словно духовный оазис, источает дух благодати, тайно, непостижимо соединяя в своих стенах землю и небеса. И сегодня великая обитель, возвышаясь над шумным и праздным мегаполисом, смиренно хранит дух древних благочестивых традиций святого Православия, которые находят отклик в душах самых разных современников.
Поэтому и завершить свое слово хотелось бы молитвенным воспеванием тропаря из канона преподобным Антонию и Феодосию Печерским: «Кто не удивится вашему житию, о преблаженные отцы? Кто не почудится ревности по Бозе? Яко во плоти суще, Ангелом весьма уподобистеся, их же и сожителие суще ныне, не забудите и нас, песньми вас ублажающих».
См.: Казанский П.С. История Православного монашества на Востоке. Т.1. – М., 1854.
Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – М., 1991. Т.1. С. 125.
Иларион, митр. Слово о законе и благодати. – М., 1994. С. 81.
Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Ч.1. – М., 1996. С. 359.
Повесть временных лет. – М. – Augsburg. 2003. С. 47.
Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. С. 126.
Назаренко А.В., Турилов А.А. Антоний, прп. Печерский // Православная энциклопедия. – М., 2001. Т. 2. С. 603.
Евгений (Болховитинов).митр. Описание Киево-Печерской Лавры. – К., 1847. С. 5.
Шмель С. Преподобный Антоний Печерский и Древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества. // . URL: http://www.pravoslavie.ru/put/72420.htm
Назаренко А.В., Турилов А.А. Антоний, прп. Печерский // Православная энциклопедия. Т. 2. С. 603.
Казанский П.С. История Православного русского монашества, от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания Лавры Святой Троицы преподобным Сергием. – М., 1855.
Владимир (Сабодан), митр. Послание Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви по случаю 950-летия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры // Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Послания, проповеди, речи, интерью. – К., 2005. С. 429.
Полное Собрание Русских Летописей. Т.1. Лаврентьевская летопись. СПб., 1846. С. 155.
Там же. С. 155.
Малинин В. Преподобный Феодосий, основатель Киево-Печерского монастыря // Труды Киевской Духовной Академии. 1902. №5 (Май). С. 66.
Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской Лавры. – К., 1847. С.4.
ЖиленкоІ.В. Літописні джерела до історії Києво-Печерської лаври XI–XIII ст. Вид.: КПЛ. 1995. С. 3.
Житие преподобного Феодосия Печерского. – К.: Феникс. 1998. С. 23.
Цит. по: Дятлов В. Киево-Печерская Лавра. Справочник-путеводитель. – К.: Изд. КПЛ. 2008. С. 380.
Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. – М., 1995. С. 700–701. // Цит. по: Васиховская Н.С. Общежительство в Киево-Печерском монастыре (вторая половина XI – начало XII века). Вестник Тюменского Государственного Университета. С. 144–145.
Васиховская Н.С. Общежительство в Киево-Печерском монастыре (вторая половина XI – начало XII века). Вестник Тюменского Государственного Университета. С. 146.
Дятлов В. Киево-Печерская Лавра. Справочник-путеводитель. – К.: Изд. КПЛ. 2008. С. 41.
Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского. Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского // Избранные жития русских святых (X–XV вв.). – М., 1992. С. 69–104.
Нестор Летописец, также Нестор Печерский, Нестор Киевский — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.Текст «Повести временных лет» в составе Ипатьевской летописи начинается с упоминания её безымянного автора — черноризца Печерского монастыря, а в датируемом 1214—1226 гг. послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи («Нестер, иже тъй написа Летописец»). Те же самые сведения присутствуют в «Житии преподобного Антония», составленном несколько позже и основанном на устных монастырских преданиях. Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI века Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «И приидоша на манастырь Печерьскый, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Кроме того, можно сделать вывод, что летописец был ещё жив в 1106 году: тогда, пишет он, скончался «старець добрый» Янь, «у него же аз слышах многа словеса, яже вписах в летописиць». Больше достоверных сведений о Несторе, в том числе и о его внешнем виде, нет.Считается, что Нестором написаны также «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». Канонизирован (как преподобный Нестор Летописец) Русской православной церковью; день памяти — 27 октября по юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Нестор под именем Нестор-Летописец Печерский входит в список святых Римско-католической церкви. В СССР и на Украине были выпущены почтовые марки, посвящённые Нестору. Украинская православная церковь (Московского патриархата) учредила Орден преподобного Нестора Летописца. Национальный банк Украины выпустил в 2006 году золотую юбилейную монету, посвящённую Нестору Летописцу, достоинством в 50 гривен. Памятники Нестору Летописцу установлены в Киеве, Владимире и Борисполе (Киевская область, открыт 27 июня 2017 года). В Киеве возведены два храма во имя преподобного Нестора Летописца: по улице Промышленной (в 2010 году) и по улице Доброхотова на территории Киевского университета права НАН Украины (в 2013 году). На Украине 9 ноября в день чествования памяти преподобного Нестора-Летописца с 1997 года празднуется День украинской письменности и языка.
XI — XIV ст.
На протяжении многих столетий возвышается на днепровских склонах удивительный архитектурный ансамбль одной из выдающихся святынь православного мира – Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.
Стремительно поднимается в небо Большая лаврская колокольня, золотом играют на солнце купола церквей, радуют сердце древние храмы и монастырские строения. А глубоко под землей расположены таинственные лаврские пещеры, овеянные славой и святостью подвижников печерских.
Возникновение Киево-Печерского монастыря обусловлено политическими, экономическими, социальными и культурными последствиями крещения Киевской Руси в 988-989 гг. Согласно «Повести временных лет», автором которой является монах Печерской обители Нестор, в 1051 г. подвижник Антоний основал в пещере монастырь. Возвратившись в Киев из Святого Афона, Антоний долго ходил по монастырям родной земли, и не найдя для души своей достойного места, решил уединиться в древней пещере неподалеку от княжеского села Берестово. Нестор Летописец пишет: «Пришел он на холм и, возлюбив место это, стал жить здесь, молиться богу».
Аскетический образ жизни прп. Антония прославил его по всей Русской земле. Вокруг него начали собираться единомышленники. Он стал их наставником, духовным отцом.
Когда количество братии достигло 12, прп.Антоний поставил игуменом Варлаама, а сам в 1062 г. переселился на соседний холм и выкопал там новую пещеру. Так возникли пещеры, позднее получившие название Ближние и Дальние.
Вокруг первых подвижников была создана крепкая религиозная община. Когда число братии возросло до 100, князь Изяслав, по просьбе прп. Антония, подарил монахам гору над пещерами, где была построена первая деревянная церковь. Вокруг нее строятся новые кельи, куда переселяется почти вся братия. Фактически здесь создается новый монастырь, а пещеры превращаются в место погребения. В пещерах остается небольшое количество монахов для выполнения обряда погребения и проведения ежедневных литургий. Поскольку раньше монахи жили в пещерах, то и монастырь стал называться Печерским.
Значительным событием для дальнейшего развития монастырской жизни Киевской Руси было принятие игуменом Феодосием Студийского устава, известного своей детальной разработкой богослужебной деятельности и довольно строгими правилами монашеской жизни. Студийский устав регламентировал монашескую жизнь в обители. Со временем его приняли все монастыри Киевской Руси. Поэтому прп. Феодосия считают основателем монашества в Руси-Украине.
Жизнь основателей Киево-Печерского монастыря воспринималась как моральный подвиг. Отречение монахов от мирских соблазнов, их аскетизм вызывали у верующих благоговение не только к инокам, а и к христианству в целом. Это обусловило благосклонность власти к монастырям. Князья и бояре поддерживали монахов, дарили им золото, серебро, землю с крепостными крестьянами, разные угодья.
Огромный вклад внес Печерский монастырь в развитие отечественной культуры. Этому способствовала довольно значительная концентрация в нем просвещенных людей. Еще в ХІ в. здесь зародилось летописание. Первым известным нам летописцем был Илларион (в схиме Никон) – игумен Печерского монастыря (1077-1088 гг.). В стенах Печерской обители жил и творил первый историк нашей страны Нестор Летописец. В 1113 г. он закончил «Повесть временных лет» – первая систематизированная летопись по истории нашей Родины.
Талантливым церковным писателем был прп. Феодосий. Известны его послания, поучения, письма.
В первой половине ХІІІ в. печерские монахи Нестор, Поликарп и Симон создали «Патерик Печерский», который прославлял святых отцов Антония, Феодосия, Никона, Николу Святошу и других подвижников, живописцев, врачей. Кроме того, Патерик содержал много сведений по истории монастыря, о духовной жизни и быте монахов, о строительстве обители. Это своеобразный историко-этнографический документ, охватывающий период с ХІ по ХІІІ вв. Он был напечатан в 1661 г. в типографии Киево-Печерской лавры.
Согласно Студийскому уставу, каждый монах должен был читать рукописные книги, хранящиеся в монастырской библиотеке. Уже в то время монастырь имел значительное книгохранилище, которое позднее пополнилось довольно большим количеством собственных книг князя-монаха Николы Святоши.
В Печерском монастыре в ХІ в. развивалось и изобразительное искусство, ярким представителем которого был монах Алипий. Он стал первым иконописцем Киевской Руси, научившись этому искусству у греков.
Печерская обитель считается также центром медицины Киевской Руси. Известнейшим врачом монастыря был Агапит. Также известные имена врачей Алипия, Дамиана, Григория и др. В монастырь за медицинской помощью обращались даже великие князья. Здесь в начале ХІІ в., на средства правнука Ярослава Мудрого черниговского князя Святослава Давыдовича, была создана первая больница Киевской Руси. На основе этой больницы позднее возник Никольский Больничный монастырь с церквями, больницей и аптекой, который входил в состав Киево-Печерской лавры. Медицина в монастыре развивалась на базе народной врачебной практики, а также использования достижений медицинских знаний зарубежных стран.
Беспокоясь о церковных делах и процветании Печерского монастыря, игумен Феодосий уделял много внимания его внешнему виду, обустройству насельников. В связи с увеличением количества монахов, была значительно расширена территория монастыря, построены новые кельи, обитель обнесена изгородью. В 1073 г. в торжественной обстановке был заложен каменный Успенский собор. В конце 80-х гг. ХІ в., когда было завершено его строительство, авторитет Печерского монастыря был довольно высоким. Духовное влияние обители распространялось далеко за пределы Киева. Печерский монастырь стал также центром подготовки православного духовенства. Многие печерские монахи становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство в те земли, которые еще исповедовали язычество. В начале ХІІІ в. из числа монастырской братии в разные регионы Киевской Руси было назначено около 50 епископов.
Несмотря наразрушения, произошедшие во время нападения на Киев войска половецкого хана Боняка, в обители продолжалось строительство. В 1106-1108 гг. была сооружена Троицкая надвратная церковь. В 1108 г. завершилось строительство каменной трапезной. В конце ХІІ в. вокруг монастыря была возведена каменная стена. Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира в селе Берестовом, в начале ХІІ в. была построена церковь Спаса.
В середине ХІІ в. Киево-Печерский монастырь добился выхода из-под власти Константинопольского патриарха. Сын великого киевского князя Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1159 г. предоставил печерскому монастырю титул «лавра», статус великокняжеской архимандрии и ставропигии.
В 1230 г. монастырские сооружения пострадали от землетрясения.
В 1240 г. Киев был разрушен и ограблен полчищами степных кочевников. Но церковь была освобождена от уплаты постоянной дани Золотой Орде. Неприкосновенными объявлялись церковно-монастырские владения. Эти льготы были законодательно закреплены специальными ярлыками ордынских ханов. Но общее покровительство не гарантировало церкви защиту от насилия и разрушения культовых сооружений. Замерло каменное церковное строительство, прекратилось иконописание, пришли в упадок традиции многих ремесел.
Во второй половине ХІV в. украинские земли попали под власть княжества Литовского, а затем шляхетской Польши. В XVI в. после Люблинской (1569 г.) и Брестской (1596 г.) уний Польша старалась увенчать свое господство над украинским народом путем склонения его к католицизму. Благодаря деятельности архимандритов, поддержке казачества, мещан, крестьян и значительной части украинской православной шляхты Киево-Печерский монастырь — ставропигия Константинопольского патриарха – сохранил родную веру.