Продолжая путь по пустыне, народ снова начал малодушествовать и роптать на Бога и против Моисея: «Зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища». За этот ропот Господь послал на народ ядовитых змей, которые жалили людей, и они умирали. Тогда многие пришли к Моисею и сказали: «Согрешили мы, когда говорили против Господа и против тебя. Помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змеев». Моисей стал молиться о народе, и Господь ответил ему: «Сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив». Моисей сделал большого медного змея и выставил его перед всеми. Когда ужаленный змеей человек смотрел на медного змея, то он не умирал. Как важно верить всему тому, что говорит Господь! Хотя нам кажется, что невозможно получить исцеление от укуса змеи, только посмотрев на искусственного змея, но когда Сам Бог говорит об этом, это значит, что Он указывает нам единственный путь к спасению. Это был пример для нас. От укуса и жала греха мы также можем избавиться, взглянув на распятого за нас Иисуса Христа и приняв Его в наше сердце.
Читайте более подробно: Числа 21:4-9.
Всем известная пословица «По одёжке встречают» как нельзя больше применима к военным, священнослужителям и врачам. Их униформу не спутаешь ни между собой, ни с другими. Впрочем, последние в этом ряду имеют некоторые преимущества. Даже если врача лишить белого халата, а машину «скорой помощи» — спецсигналов и боевой раскраски, всё равно останется легко узнаваемая символика — красный крест.
Ассоциация настолько тесная, что мы уже не отделяем одно от другого. Врач — это красный крест в белом поле. И наоборот. Кажется, что так было всегда и нет на земле более гуманного символа, чем этот.
Некоторая доля правды в этом есть. Но только некоторая. Красный крест, появившись сравнительно недавно, в 1864 году, логично наследовал более древним символам, которыми обзавелось врачебное дело за несколько тысяч лет своего существования. И не просто наследовал, а являлся их продолжением и переосмыслением. В полном соответствии с такими тонкими и сложными дисциплинами, как геральдика, семиотика и семантика.
Асклепий — бог медицины и врачевания. Фото: Commons.wikimedia.org/ Nina Aldin Thune
Гады ползучие?
Если взглянуть на более-менее известные медицинские символы, то в глаза бросится явная закономерность. Кадуцей, жезл Асклепия, чаша Гигиеи — всё это эмблемы древние, почтенные. Все они знакомы нам с детства — та же чаша Гигиеи висела на каждой советской аптеке. Два других точно так же узнаваемы за рубежом: Кадуцей — медицинская эмблема США, а жезл Асклепия вообще находится на флаге Всемирной организации здравоохранения. Так вот. В каждом случае главную роль в символе играет такая малоприятная рептилия, как змея. Которую, к слову, в старославянском языке, ничуть не смущаясь, называли не иначе как гада или гадина. С чего бы ей такая честь?
Придётся погрузиться в пучины мифологии. И признать, что мы целиком и полностью находимся в пространстве мифов народа, которого не существует уже очень давно.
В Древней Греции насчёт змеи мнение было неоднозначным, что, собственно, и показывает история одного из древнейших медицинских символов — жезла Асклепия. Сам Асклепий был смертным человеком, однако настолько преуспел в искусстве врачевания, что был принят в сонм богов и занял подобающее место на Олимпе. Но это произойдёт ещё нескоро. Пока что Асклепий, уже известный врач, идёт к критскому царю Миносу, чтобы вернуть к жизни его малолетнего сына Главка. Тот то ли играл в мяч, то ли гонялся за мышью — неважно. Важно, что свалился в чан с мёдом и вроде бы захлебнулся.
Асклепий шёл, опираясь на посох. Внезапно посох обвила змея, по виду ядовитая. Дело кончилось бы плохо, но реакция у врача была боксёрская — змею удалось убить с первой попытки. И тут ему крупно повезло — следом явилась ещё одна змея, которая принесла во рту какую-то травку и с её помощью воскресила убитого сородича. Наблюдательность — великое дело. Асклепий смекнул, что травка полезная, и озаботился найти её и сделать запас. С помощью которого сумел воскресить и Главка, и многих других.
Любопытнее всего, что у Асклепия была дочь Гигиея. Та унаследовала от отца не только профессиональные склонности, но и особое почитание змей. Классическое изображение этого персонажа — молодая женщина со змеёй в одной руке и жертвенной чашей в другой. Что именно происходит по сюжету, сказать нельзя. То ли Гигиея поит змею жертвенной кровью, то ли, наоборот, змея добровольно расстаётся со своим ядом, сцеживая его в чашу. В любом случае ясно, что змея уже во втором поколении мифологических врачей Древней Греции плотно завязана на медицину. Кстати, эта самая дочь Асклепия дала название целой медицинской отрасли — термин «гигиена» напрямую происходит от имени Гигиея.
Обратим внимание: змея не просто «помогает» в лечении. Змея буквально указывает путь, как победить саму смерть и вернуть человека с того света. Причём делает это по доброй воле. По законам Тота. В Древнем Египте наказывали за антисанитарию Подробнее
Египетский след
В совсем примитивных архаических культах такого нет и быть не может. Там змея — однозначное зло, связанное с подземными богами, тьмой и ужасом. Дорасти до понимания змеи-целительницы нужно было либо самостоятельно, что очень долго, либо подсмотрев нечто подобное у более развитых народов. В те времена, когда складывались греческие мифы с участием змей, Асклепия и Гигиеи, таким народом для того региона были только египтяне.
Вот у них действительно кроме жуткого змея Апопа, символизирующего мрак, жуть и хаос, была божественная кобра Уаджит, которая выкормила Гора — бога Солнца и Неба. И в том, что касается медицины, египтяне понимали куда больше, чем нахлынувшие неведомо откуда греки, которые тогда были сущими дикарями и варварами.
То, что такие возвышенные эллины сильно отставали от египтян, зафиксировано самым солидным греческим авторитетом. Вот что сказал о ситуации Платон: «Мы, греки, в действительности просто дети по сравнению с этим народом, чьи традиции в десять раз древнее. Египет записывает и сохраняет навечно мудрость древних времён. Стены их храмов покрыты надписями, и у жрецов всегда перед глазами их божественное наследие… Поколения продолжают передавать последующим поколениям всё, что пришло с незапамятных времен, когда боги правили землёй».
То, что змея как медицинский символ, очевидно, имеет египетское происхождение, косвенно подтверждает другая история, связанная на этот раз не с греками, а с древними евреями. В Библии змея, или змей, — безусловное зло, олицетворяющее всё самое скверное, что только можно придумать. Это антипод Бога — дьявол. Вспомните хотя бы историю грехопадения Адама и Евы — кто соблазнил нашу общую праматерь яблоком?
Но внезапно, через несколько глав, ситуация в Библии меняется. Исход евреев из Египта. Ведёт свой народ Моисей. Ведёт, как известно, по пустыне. И очень долго — целых 40 лет. Народ начинает роптать. Что было дальше, можно найти в Книге Чисел русского синодального перевода Библии: «И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта? И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».
Лечение красотой. Когда живописная картинка помогает? Подробнее
Жизнь земная и жизнь вечная
Загадочное «знамя» представляло собой длинный шест или жезл с крестообразным навершием, обвитый медным змеем. А теперь желающие могут найти десять отличий жезла Асклепия от жезла Моисея. Поражает не только чисто внешнее сходство. Поражает и функциональность предмета — змея или её изображение призваны не просто исцелять, а возвращать из мёртвых. То есть способствовать воскрешению людей.
Евреи, изначально примитивный народ кочевников‑скотоводов, действительно взяли очень многое от своего египетского соседа — одной из древнейших цивилизаций. В том числе и кое-какую символику, до которой самостоятельно просто не смог бы дойти. Забавно, что эта символика не была растеряна или кардинально переосмыслена. Более того, уже на рубеже нашей эры одна весьма известная фигура дала образу змеи новую жизнь. Вот что говорит Иисус Христос в Новом Завете, Евангелие от Иоанна: «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
«Бронзовый змей» перенаправляется сюда. Для монстра Dungeons & Dragons см. Бронзовый змей (Dungeons & Dragons) . «Brazen Serpent» перенаправляется сюда. Для исторического книжного магазина в Лондоне см Медный змей (кладбище Святого Павла) . Моисей поднимает медную змею, исцеляя израильтян от змеиных укусов . Езекия назвал змею «Нехуштан».
В библейских книгах Царств ( 2 Kings 18: 4 .; Написано с 550 до н.э.), в Нехуштане ( иврит : נחשתן Nəḥuštān ) — уничижительное имя, данное бронзовому змею на шесте, впервые описанном в Книге Чисел, которую Бог велел Моисею воздвигнуть так, чтобы израильтяне , увидевшие его, были защищены от смерти от укусов » огненных змей » , которую Бог послал наказать их за то, что они говорили против него и Моисея ( Числа 21: 4–9 ). В Kings , король Езекии , институты иконоборческая реформыкоторая требует уничтожения «медного змеячто Моисей сделал, ибо до тех дней сыны Израилевы кадили ему, и он был назван Нехуштан». Этот термин является существительным собственным, происходящим от слова «змея» или «латунь», и, таким образом, означает «(Великий) змей» или «(великий) латунь».
Памятники медного литья-кресты, иконы и складни это наиболее многочисленная группа русских христианских предметов старины,которые отражают тысячелетнюю историю христианства в России. Обладая определенными особенностями, такими как,-тиражированность, прочность, небольшие размеры, красота и относительная дешевизна-способствовали их широкому распространению как предметов личного благочестия во всех слоях русского населения.
Они пользовались спросом по всей необъятной территории России. Уже в XII столетии производство налаживается в древнем Киеве, а в дальнейшем и во многих древнерусских городах, особенно в Новгороде и Москве. Новой страницей в истории развития этого вида прикладного искусства стали произведения старообрядческих меднолитых мастерских XVIII-начала XX веков.
В годы советской власти производство меднолитой пластики прекратилось, создавались лишь кустарные и малотиражированные изделия. Но спустя 70 лет, благодаря продолжателям традиций русского медного литья, это искусство стало возрождаться. Современные мастера постарались воссоздать всё многообразие и былое великолепие медной пластики, придумывая новые изводы, а также дублируя старые, которые были созданы ранее и бытовали у наших предков. Поэзия искусства и металла получила новую жизнь!
Почему стоит купить cтарообрядческую медную или бронзовую икону именно у нас?
Не каждый коллекционер может приобрести редкую старинную бронзовую икону. Некоторые меднолитые иконы предельно дороги, а иные в хорошем качестве найти затруднительно. В этом случае, хорошая копия может на какое-то время занять место в Вашей коллекции,восполняя еще не найденный Вами шедевр-достойное альтернативное решение.
Знакомым и родственникам будет очень приятно получить такой оригинальный подарок к любому семейному событию – Дню рождения, к Крещению, даже к новоселью . Медная или бронзовая икона-это частица вечного, нематериального, она со временем может стать настоящей семейной реликвией. Она может украсить ваш домашний иконостас, или станет замечательной «путевой» иконой, которая будет сопровождать Вас в путешествиях!
«Являясь, по сути, не столько собирателем, сколько ценителем, медной Российской миниатюры, без ложной скромности скажу, что работу, которую осуществляют создатели этих шедевров, мы оценим по достоинству лишь десятки, а то и сотни лет спустя. Фактически они восприняли старинную, русскую традицию сохранив дух, и многолепость древлеправославных икон, найдя их место в современном мире и обществе. Их продукция может быть не только пополнением частной и музейной коллекции так остро иной раз нуждающейся в восполнении недостающих звеньев иконографических образов. Но и по достоинству может украсить любой домашний иконостас. Огромное спасибо мастерам за их труд приумножающей красоту в мире, и дай Бог процветания их делу и творческих успехов.
Директор Шиловского районного краеведческого музея А.П.Гаврилов.»- цитата из книги отзывов нашего сайта.
Также мы предлагаем услуги профессионального реставратора изделий из меди и её сплавов (бронзовые или медные иконы, кресты, складни; монеты; предметы быта; пряги), серебра (ювелирные украшения, награды). Это уникальная возможность дать вторую жизнь вещам, которые не пощадило время.