Литургия — главное Церковное богослужение. Во сколько начинается литургия и сколько она длится по времени? Почему и когда литургия проходит вечером или ночью?
Ниже — главное, что надо знать о времени и продолжительности Литургии в православных храмах.
Блок: 1/9 | Кол-во символов: 256
Содержание
- Божественная Литургия с пояснениями — скачать, слушать онлайн
- Литургия проходит в каждом храме
- Христианские основы Евхаристии
- Богослужебные часы
- Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье
- Происхождение Православной Литургии
- Литургия служится утром
- Порядок совершения полной литургии и ее объяснение
- В Великий пост Литургии служатся не каждый день
- А иногда Литургии служатся ночью
- Сколько длится литургия в храме?
- Во сколько начинается утренняя служба в церкви?
- Во сколько начинается вечерняя служба в церкви
Божественная Литургия с пояснениями — скачать, слушать онлайн
Также есть замечательная лекция протодиакона Андрея Кураева о Божественной Литургии, в которой доходчивым языком и легким слогом дается подробное объяснение православного обряда (понятное даже для чайников в данном вопросе).
Лекции протодиакона Андрея Кураева, изобилующие пояснениями, можно найти в видео- и аудио формате, посмотреть и послушать онлайн, а также скачать. Такие материалы рекомендуются для ознакомления как начинающим свой православный путь людям, так и воцерковленным прихожанам.
Не стоит путать божественную литургию с заупокойным богослужением, которое называется панихидой. Отличается эта служба тем, что на ней поминаются усопшие, служится в день смерти покойного, так же на 3-й, 9-й, 40-й день, и в каждую годовщину после смерти, в дни рождения, именин.
Панихида может служиться как в церкви священником, так и дома — мирянином. Во время данной службы, уповая на милосердие Божие, у Господа выпрашивается прощение грехов усопшему и вечная жизнь.
Это интересно: Библейская заповедь «Не сотвори себе кумира»
Литургия проходит в каждом храме
Божественная Литургия — это центральное богослужение, поскольку во время него происходит Таинство Евхаристии и причастие (вернее сказать, сама Литургия сопровождает эти Таинства). Все остальные службы так или иначе предваряют Литургию — хотя, могут проходить и накануне вечером или даже еще раньше.
Христианские основы Евхаристии
Две тысячи лет тому назад Христос на Тайной вечере оставил заповедь, принимать причастие в память о Нем, вкушая хлеб и вино. Современные христиане приобщаются Его Крови через это таинство, совершаемое во время Божественной Литургии.
Божественная литургия – самое важное богослужение
В прежние времена Великое богослужение называлось обедней, католики проводят причастие на мессе.
Первые христиане в иудейском обществе воспринимались, как секта, поэтому подвергались гонению. Неся евангелие Христа в мир, рассказывая о значении Евхаристии, ученики Иисуса постоянно подвергались нападкам общества, поэтому часто их богослужения проходили под покровом тайны.
После служений язычникам апостол Павел отстоял предложение допускать к причастию новообращенных язычников без соблюдения закона Моисея об обрезании. На первых служениях практически ежедневно читались псалмы, говорились проповеди, пелись молитвы, и все служения заканчивались воспоминаем о Тайной Вечере. На общих молитвах христиане каждый день преломляли хлеб и принимали вино, вспоминая о земной жизни Спасителя.
Читайте о Православной Церкви:
Позже это действие назовут Евхаристией, которая является центральной частью Божественного служения. В отличие от иудеев, христиане:
- отказалась от кровавых жертв, приняв единую и последнюю жертву, Божьего Агнца, Иисуса Христа;
- могут рукополагать любого человека на земле, принявшего христианство, а не только Аароновых потомков;
- местом служения выбирают весь мир;
- молитвенные богослужения могут проводить как днем, так и ночью;
- ввели часы по время служения.
Богослужебные часы
Молитвы, время чтения которых определяется временем суток, называется часами. Во время этих молитв, которые длятся всего четверть часа, от присутствующих требуется максимальная концентрация внимания, чтобы отвлечься от мирской суеты и почувствовать Божье присутствие во всей полноте.
Богослужебные Часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное
После часов, которые начинаются в шесть вечера, идет обычное богослужение.
Божественное служение начинается с вечерни и повечерни, которые начинаются в 17.00 и 21.00 соответственно.
Ночное служение заканчивается полунощной, после чего следует утреня, начинается в 7 часов утра, на ней звучит молитва Первого часа. Третий час читается в 9 утра, Шестой — 12.00, заканчивает дневные молитвы Девятый час в 15 часов. Божественная Литургия служится с Третьего по Девятый час, хотя каждый храм имеет свое расписание.
В расписание молитвенных часов вносят свои коррективы посты, праздники и особые даты. Например, перед Святым Воскресением ночное бдение объединяет такие богослужения, как вечерня, повечерие и полунощница.
Важно! Божественная Литургия и Евхаристия не проводятся в Великую Пятницу.
Читайте о других днях Страстной Седмицы:
Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье
Регулярность богослужений зависит от храма: места, где храм находится, и количеством прихожан. Иными словами, Литургия проходит в храме так часто, как это на самом деле нужно.
Например, в монастырях службы идут каждый день: поскольку смысл монастыря для его насельников-монахов — служение Богу, и Литургия для них это не обязанность, а жизнь.
В некоторых немонастырских храмах Литургии также могут служиться ежедневно.
В сельских и небольших городских храмах Литургия, как правило, совершается минимум один раз в неделю (в воскресенье) и по большим Церковным праздникам.
Это интересно: Что такое целомудрие и что оно значит в православии
Происхождение Православной Литургии
Как уже было сказано ранее, Евхаристия составляет основу литургического богослужения. В Древней Греции существовало такое понятие, как «Евхаристия».
В переводе с греческого на русский язык это слово означает «общее дело». Как свидетельствует история, после вознесения Спасителя на небо, апостолы в воспоминание о Нем совершали преломление хлеба.
В дальнейшем традиция передалась всем последователям данной религии. Христиане, приняв учение апостолов, также начали совершать это таинство, и делают это по сей день.
Сама служба со временем изменилась. Если вначале священнодействие производилось в том порядке, какой установился во времена Апостолов (когда причащение сочеталось с трапезами, молитвами и общением), то в современных реалиях литургия оказалась отделена от трапезы и превратилась в самостоятельный ритуал. Священнодействие стали проводить в церквях и храмах.
Литургия служится утром
Когда начинается Литургия? Время начала также может меняться от храма к храму. Но, как правило, служба начинается не раньше семи утра и не позже десяти.
Например, на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве расписание Литургий такое:
- будни и суббота — начало Литургии в 8 утра;
- воскресенье и дни больших Церковных праздников проходят две литургии: ранняя в 7 утра и поздняя — в 9 утра.
В любом случае очное расписание богослужений можно всегда узнать на сайте храма или на его территории.
Троицкий храм. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве
Порядок совершения полной литургии и ее объяснение
Перед совершением главной церковной службы, священнослужители должны подготовить себя. Ещё не надевая на себя никаких облачений, встав в храме перед царскими уратами, священники молятся, читая так называемые «Входные молитвы».
Затем служители кланяются и целуют иконы Спасителя и Божией Матери и произносят тропари.
После этого священники тайно молятся перед вратами о том, чтобы Господь укрепил их на проведение предстоящей службы. Далее они кланяются друг другу, святым иконам и народу, и входят в алтарь.
Длится служба около двух часов и проходит в основном в утренние часы. Длительность, однако, может быть совершенно разной, и кроме того, службы могут проводиться даже ночью или в вечернее время.
Как правило, обряд проводится в воскресные дни, а так же в дни праздников, в дни памяти Святых и празднования икон. Вся церемония богослужения представляет собой последовательный ряд действий, разделенных на несколько этапов, имеющих собственные названия и выполняющихся в соответствии с определенными правилами.
Церковная служба состоит из трех частей:
- проскомидии;
- литургии оглашенных;
- литургии верных.
К числу полных обрядов не относится Литургия святителя Григория Двоеслова. Порядок и схема совершения полной церковной службы сводится к следующему.
Во-первых, священнослужители приготавливают вещество для совершения таинства Евхаристии из хлеба и вина. Во-вторых, идет подготовка к Таинству. И, в-третьих, совершается Евхаристия, в ходе которой освящаются Святые Дары, и происходит Святое Причащение участников богослужения.
Проскомидия
Это первый этап. Процесс заключается в подготовке и принесении необходимых атрибутов богослужения – хлеба и вина. Проскомидия осуществляется на алтаре во время чтения часов (молитвенных благословений, освящающих определенное время суток).
В самом начале проскомидии служители церкви облачаются в священное одеяние и читают входные молитвы. Далее на первой просфоре трижды делается изображение креста, произносится молитва. Из просфоры вырезается середина в виде куба – Агнец. Его возлагают на один из литургических сосудов – дискос.
Далее священник вливает в потир вино. По трем сторонам располагают частицы из пяти просфор. В конце священнослужитель покрывает сосуды с Дарами покровцами и «воздухом» и просит Бога дать благословение Дарам.
Литургия оглашенных
В давности участие в церковных обрядах требовало серьезной длительной подготовки. Люди должны были изучить религиозные догматы, посещать церковь, однако читать молитвы во время церковной службы они имели право лишь до принесения Даров с алтаря на престол.
Вначале произносятся молитвенные прошения, поются псалмы и тропари. Далее оглашенные должны покинуть место проведения православного обряда, поскольку наступает основной этап Божественной литургии.
Литургия верных
Как только звучит призыв оглашенным покинуть храм, начинается третья часть службы. Произносятся молитвенные прошения, поются песнопения. В это же время происходит перенесение Даров на престол. Данный процесс получил название великого хода, что символизирует собой шествие Спасителя на страдания и смерть.
Перед освящением святых Даров произносится просительная ектения. Также произносится ектения, которая подготавливает присутствующих к причащению, затем поется молитва «Отче наш». Далее происходит причащение Святых Христовых Тайн всех тех, кто подготовился к этому и получил благословение священнослужителя.
Важно знать: чтобы стать участником великого таинства Причащения верующие должны пройти литургический пост и очистить свою совесть — не кушать и не пить после 00 ч. накануне и прийти на исповедь.
После принесения Чаши в алтарь произносится краткая ектения. По окончании церковной службы священник призывает благословение на молящихся, прихожане целуют крест, читаются благодарственные молитвы.
В Великий пост Литургии служатся не каждый день
Разницу в расписании великопостных богослужении можно увидеть только на примерах храмов, где службы проходят ежедневно. В субботу и воскресенье Литургии служатся, как и всегда, а вот в будни — только в среду и пятницу (так называемые Литургии преждеосвященных Даров). Более того, в большинстве храмов будничные великопостные Литургии проходят во второй половине дня.
А иногда Литургии служатся ночью
Ночные литургии проходят в самые главные христианские праздники — на Пасху и в Рождество. Есть и другие исключения. Например, на том же Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ночная Литургия проходит в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Достойно Есть» — в храме находится эта чтимая икона Богоматери, которую привезли с Афона.
Икона Божией Матери «Достойно есть» на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Такова суть и порядок проведения Божественной службы. Каждый, кто причисляет себя к христианской вере, должен знать все о литургии и понимать смысл всех действ, чтобы вести диалог с Богом и сделать свою веру поистине осмысленной.
Сколько длится литургия в храме?
Продолжительность литургии в зависимости ото дня или храма может различаться. Но это не значит что каким-то коренным образом меняется состав богослужения. Например, в особо торжественные дни часть молитв, которые в иной раз прочитываются чтецом, на этот раз поются хором.
Кроме того, на то, сколько длится литургия, могут оказывать влияние такие, казалось бы, незначительные факторы, как скорость, с которой служат священник и диакон: один ведет службы быстрее, другой медленнее, один читает Евангелие в одном темпе, другой — более размеренно. И так далее.
Но если говорить в общих чертах, то в дни Больших праздников Литургия длится дольше, чем в обычные — иногда до двух часов.
В Пасхальную ночь или Рождественскую Литургия длится не дольше обычного, но само ночное богослужение получается многочасовым — поскольку Литургию предваряет продолжительное Всенощное бдение.
Во сколько начинается утренняя служба в церкви?
С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба — это и есть Литургия.
Другое дело, что в некоторых церквях (там, где только один священник) исповедь иногда проходит не во время богослужения, а перед ним, и поэтому те, кто хочется исповедаться или причаститься, приходят раньше.
А вот в монастырях утренние службы начинаются гораздо раньше, поскольку там проводится полный суточный круг богослужений.
Например, перед литургией в монастырях обязательно читаются Часы (это небольшая служба, которая включает в себя чтение определенных молитв и отдельных псалмов), а в большинство дней служится еще и полунощница, которая может начинаться и в 6 утра, и раньше.
Кроме того, устав некоторых монастырей предполагает еще, допустим, и ежедневное утреннее чтение акафистов, и молитвенное правило, которое также будет проходить в храме. Поэтому в некоторых монастырях утренние службы, по факту, растягиваются на несколько часов, а Литургия, как и полагается, венчает этот цикл.
Это не значит, что причащающимся мирянам нужно присутствовать на всех монастырских службах — они предназначаются в первую очередь для насельников монастыря (монахов, послушников и трудников). Главное прийти к началу Литургии.
Во сколько начинается вечерняя служба в церкви
Как и в случае с утренними службами, конкретное время начала вечернего богослужения определяется уставом храма или монастыря (их всегда можно найти или на сайте или на дверях храма). Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов.
Сама служба, в зависимости от дня или устоев того или иного храма, продолжается от полутора часов до трех. В монастырях в торжественные дни вечернее богослужение может продолжаться гораздо больше.
Вечернее богослужение является обязательным для тех, кто собирается на следующее утро причаститься. Это связано с тем, что в Церкви принят суточный круг богослужений, который начинается вечером, а утренняя Литургия венчает его.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во
И еще в е!
Главная Информация о богослужениях
Богослужение в нашем храме совершается ежедневно.
В воскресные и праздничные дни обыкновенно совершаются ранняя и поздняя Божественные литургии. Начало богослужения — в 6.40 и в 8.40 соответственно. Ранняя Божественная литургия совершается в приделе святого пророка Илии (этот придел находится слева от главного алтаря), в редких случаях — в приделе святителя Николая (правый придел; как правило, в нем служат ранние литургии в дни памяти святителя 22 мая и 19 декабря, а также в других исключительных случаях).
Продолжительность совершения Божественной литургии обычно не превышает 2 часов.
Накануне воскресных и праздничных дней в 17.00 в храме собором духовенства совершается вечернее богослужение, называемое Всенощным бдением. Кроме того, вечернее богослужение совершается в пятницу вечером накануне субботней Божественной литургии.
Всенощное бдение продолжается до 3 часов.
Во время Всенощного бдения и Божественных литургий в храме совершается Таинство покаяния — исповедь. За Всенощным бдением и поздней Божественной литургией исповедуют в приделе святого пророка Илии (слева), за ранней Божественной литургией — в Никольском приделе (справа).
В субботу в храме совершается одна Божественная литургия. Начало богослужения в 8.40.
В будние дни в нашем храме совершается утреня, богослужение Часов и Божественная литургия. Начало богослужения в 8.30. Во время службы до начала Божественной литургии в приделе святого пророка Илии совершается исповедь.
По окончании Божественной литургии обычно совершается молебен о здравии (до 11.00) и богослужение об усопших (отпевание или панихида, после 11.00). Затем совершаются частные богослужения — венчания (если положено), крещения и т.д.
В воскресенье вечером в 17.00 в нашем храме совершается вечернее богослужение — вечерня с чтением акафиста. Обычно читается Акафист Пресвятой Богородице. По окончании этого богослужения, примерно в 18.00, все желающие могут отправится посетить болящих в корпус «Травма» городской клинической больницы #67.
В дни Великого поста ежедневное богослужение в будние дни начинается в 8.00 и состоит из так называемых служб суточного круга — утрени, часов, изобразительных и вечерни. В среды и пятницы, а также в праздники, приходящиеся на понедельник — пятницу, к службам суточного круга присоединяется Литургия Преждеосвященных Даров.
Полная Божественная литургия, как правило, совершается только в субботы (Божественная литургия Иоанна Златоуста) и воскресенья (Божественная литургия Василия Великого).
Причаститься Святых Христовых Таин в дни Великого поста можно только тогда, когда совершается литургия — полная или Преждеосвященных Даров.
Более подробно о богослужениях предстоящей недели — см. обновляемый раздел Расписание богослужений.
Литургия – это главное христианское богослужение, во время которого происходит главное таинство – Евхаристия: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Перед началом службы прихожане пишут записки о живых и уже ушедших в мир иной. Этот обычай хорошо известен невоцерковленным людям, но смысл его часто остается «за кадром». Суть в том, что во время службы верующим предоставляется возможность несколько раз помянуть своих сродников и друзей, и записки – это одна из таких возможностей.
Служба начинается с чтения Часов — краткого богослужения, молитвенно освещающего определенное время суток (с шести часов утра до шести часов вечера). Пока чтец и прихожане молятся, священник совершает проскомидию. Это первая часть Литургии, состоящей из трех: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.
Проскомидия — подготовительная часть перед началом Литургии. На ней заготавливаются Хлеб и Вино, которые потом по молитвам священника претворятся в Тело и Кровь Христову. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено Таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина. Кроме этого, читаются молитвы за живых и мертвых (как раз тех, что упомянуты в записках). Из просфоры (хлеба, который употребляется для Таинства) вынимаются частицы, которые символизируют членов Церкви. Просфора выпекается из пшеничного квасного хлеба и обязательно должна быть составлена из двух частей (образ двух природ в Иисусе Христе – человеческой и божественной). Она символизирует тот хлеб, который Христос разделил между своими учениками на Тайной вечере. Вино (красное, без всяких добавок) смешивается с водой в знак воспоминания, что из раны Спасителя на Кресте излилась кровь и вода. Просфор используется пять, в знак памяти о чуде насыщения пятью хлебами, которое сотворил Христос. Первая просфора – Агничная. После чтения перед Закрытыми Вратами определенных молитв и облачения в священные одежды, священник чертит на ней копием изображение креста , вырезает середину (Агнец) и кладет на дискос (круглое блюдо). Затем священник надрезает Агнец с нижней стороны и протыкает его с правой стороны копием. После вино смешается с водой. Вторую просфору называют Богородичной, потому что из нее вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Третья в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников и всех, угодивших Богу. Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и мертвых. Вынутые частицы раскладываются на дискосе рядом с Агнцем. Священник ставит на дискос звездицу, покрывает его и чашу покровами, а затем все вместе большим покровом (воздухом). Незадолго до окончания чтения Часов, священник выходит из алтаря с кадилом для того, чтобы совершить каждение храма. Каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых — благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.
Часы прочитаны, начинается Литургия оглашенных. Свое название она получила потому, что на ней могли присутствовать не только члены Церкви, но и те, кто только готовился принять Крещение. С благословения иерея дьякон с амвона провозглашает начало службы. Священник гласом прославляет Святую Троицу, хор попеременно то левым, то правым хором (антифонно) поет псалмы, произносится Великия ектения (прощение у Бога милости и благ). По окончанию пения священник вместе с дьяконом , у которого в руках напрестольное Евангелие, выходят на амвон. Символическими действиями дьякон напоминает верующим, что сейчас они услышат святое Евангелие и поэтому должны стоять прямо (об этом напоминает возглас — «Премудрость, прости (прямо)). Так совершается Малый вход, обозначающий выход Иисуса Христа на проповедь — каждое обрядовое действие в Церкви глубоко символично и несет в себе глубокий смысл. После чтения Апостола и Евангелия совершается сугубая ектения, и это вторая возможность, когда можно помолиться за тех, кто нам дорог. Далее возносится ектения об оглашенных, и в древности, после этого все некрещеные удалялись из храмов. Сейчас же эта традиция не соблюдается.
Начинается Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. Священник втайне молится, чтобы Господь сделал его достойным совершать это великое Таинство. В это время хор поет песнопение, которое называется Херувимская песнь. Потом священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После чего они совершают Великий вход в алтарь.
Раздается призыв возлюбить Святую Троицу, и верующие поют «Символ веры», которые напоминает о том, в чем состоит надежда и упование Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все его блага и милость Его. Священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Своего Святого Духа на людей в церкви и на Предложенные Дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре, чтобы Бог позволил им обращаться к Себе со своими нуждами. Вслух священник благословляют присутствующих, и начинается просительная ектения. Поется молитва «Отче наш» всеми присутствующими.
Диакон опоясывается орарем, возглашает «Вонмем», и завеса Царских Врат задергивается, тем самым напоминая о камне, который был привален ко Гробу Господню. Священник, поднимая Святой Агнец, возглашает «Святая — святым». Верующие отвечают : «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», тем самым сознавая свое недостоинство.
Первыми причащаются священнослужители. Священник разламывает Агнец на четыре части: часть с надписью «IC” опускается в чашу, затем туда же наливается горячая вода (теплота). Другая часть с надписью «ХС” — для причастия священнослужителей, части с надписями «NI” и «КА” — для мирян.
Пока причащаются священнослужители, поется так называемый Запричастный канон. Наконец открываются Царские врата. Выходит священник с Чашей в руках, произносит особую молитву, причастники подходят, сложа руки крестообразно на груди и называя свое имя. После Причащения верующим дают запивку (вино, смешанное с горячей водой). Это нужно для того, чтобы во рту не остались частички Святых Даров. Священник заносит чашу в алтарь и опускает в нее частицы из принесенных просфор с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто поминался на Литургии. Это последний раз, когда мы можем молитвенно помянуть своих сродников и братьев и сестер по вере. Совершается Отпуст, верующие подходят и целуют крест в руках священника. Желательно провести остаток дня благоговейно, храня полученную благодать и памятуя о Боге.