Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.
Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.
Содержание
- Формы налоговых льгот
- Классификация налоговых льгот согласно НК РФ
- Налоговые освобождения
- Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки
- Налоговые кредиты
- Кто может использовать налоговые льготы
- Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот
- Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам
- Уровни применения налоговых льгот
- Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы
- Порядок отмены налоговых льгот
- Итоги
- Виды налоговых льгот
Формы налоговых льгот
Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:
-
налоговые вычеты;
-
пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;
-
освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;
-
уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;
-
иные формы.
Классификация налоговых льгот согласно НК РФ
НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:
-
освобождении от налога;
-
уменьшении налоговой базы;
-
предоставлении налогового кредита.
Налоговые освобождения
Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:
-
налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
-
налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
-
полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
-
изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
-
пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:
-
налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;
-
необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.
Налоговые кредиты
Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.
Кто может использовать налоговые льготы
Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.
Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.
Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).
Уровни применения налоговых льгот
На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.
Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).
Порядок отмены налоговых льгот
Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.
Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).
Итоги
Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.
Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.
Налоговая служба Приморского края информирует о том, что с 1 января 2015 года изменился порядок предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц.
Изменения не коснулись перечня льготных категорий физических лиц, он остался прежним.
В 2015 году использовать льготу можно только при уплате налога за один объект каждого вида, по выбору налогоплательщика, вне зависимости от количества оснований для применения льгот. До 01.01.2015 льгота предоставлялась за все объекты, находящиеся на территории муниципального образования.
Кроме того, налоговая льгота теперь не предоставляется в отношении таких объектов как — единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Если налогоплательщик-льготник имеет в собственности две квартиры и дачный дом, то он имеет право на льготу при уплате налога за дачный дом и за одну из своих квартир (по его выбору). Если же налогоплательщик владеет по одному объекту недвижимости разного вида (например, жилой дом, гараж и дача), то он имеет право заявить о льготном налогообложении всех этих объектов.
Налогоплательщик, имеющий право на льготу по налогу на имущество физических лиц, может подать соответствующее уведомление. И сделать это нужно до 1 ноября 2015 года.
Форму уведомления (утв. Приказом ФНС России от 13.07.2015 № ММВ-7-11/280@) можно получить в любом налоговом органе либо обратившись к любой правовой программе. Пользователи электронного сервиса «Личный кабинет для физических лиц» могут направить уведомление о выборе льготного объекта, воспользовавшись данным сервисом.
При расчете суммы налога в 2016 году за 2015 год льгота будет учтена.
Если ранее налогоплательщик не имел льгот по налогу на имущество физических лиц, к уведомлению необходимо приложить соответствующее заявление и документы, подтверждающие право на налоговую льготу.
В уведомлении необходимо указать один объект налогообложения каждого вида(из расположенных на всей территории Российской Федерации) по выбору налогоплательщика, в отношении которого налогоплательщик желает применить льготу по налогу на имущество физических лиц.
Если налогоплательщик, имеющий право на льготу по налогу на имущество физических лиц, не подаст уведомление до 1 ноября 2015 года, он сможет сделать это в следующем году и оно будет учтено при расчете суммы налога в 2017 году. А за 2015 год льгота будет предоставлена налоговым органом самостоятельно, в отношении объекта с максимальной суммой налога. Далее подавать уведомления ежегодно не нужно.
Представление уточненного уведомления с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота, после 1 ноября не допускается.
Налогоплательщикам — льготникам следует знать, что за 2014 год порядок предоставления льгот остался прежний. Льгота по налогу на имущество предоставляется физическим лицам, имеющим на неё право, по всем объектам его собственности.
Добавить в «Нужное»
Актуально на: 11 декабря 2019 г.
Понятие налоговой льготы раскрывается в НК РФ. Под ней понимается предоставление отдельным категориям налогоплательщиков некоторых преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками. В том числе это может быть возможность уплаты налога в меньшей сумме либо неуплаты налога вообще. При установлении льготы должны быть определены основания ее применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).
Льгота не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть категория плательщиков, отвечающих определенным критериям (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (п. 1,2 ст. 17 НК РФ). Поэтому налог считается законно установленным, даже если никакие льготы по нему ни для кого из плательщиков не определены.
Применение налоговой льготы не является обязательным для налогоплательщика. Иначе говоря, лицо, которое вправе применять льготу, может отказаться от нее или приостановить ее использование на время – один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).
Виды налоговых льгот
Традиционно выделяют льготы по уровню действия. То есть льготы в отношении:
- федеральных налогов, устанавливаемые НК РФ;
- региональных налогов, устанавливаемые НК РФ и/или региональными законами;
- местных налогов, устанавливаемые НК РФ и/или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 3 ст. 56 НК РФ).
Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать. Вместе с тем льготы, установленные НК РФ:
- применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования не нужно (Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11);
- не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).
Налоговые льготы могут быть предоставлены в разной форме. Например, в виде освобождения от уплаты налога для определенных налогоплательщиков. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 14 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33);
Предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налога (пп. 4 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 61 НК РФ) некоторые специалисты также относят к налоговым льготам. Однако с этим можно не согласиться. Ведь при их предоставлении у налогоплательщика не происходит уменьшения налоговых обязательств. Он должен будет уплатить ту же сумму налога, но в более поздний срок.
Частные школы, детские сады и организации, задействованные в параолимпийском движении, получат новые льготы по налогу на имущество, а в отношении промышленных предприятий и владельцев гаражей действующие нормы будут уточнены. Поправки в соответствующие законы города приняли депутаты Мосгордумы.
«Новая льгота по налогу на имущество организаций позволит частным детским садам и школам, которые инвестируют в строительство или реконструкцию зданий, снизить налог в десять раз. Данные меры (в совокупности с другими мерами поддержки города) должны простимулировать работу инвесторов в образовательном секторе», — сказал заммэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Владимир Ефимов.
С 1 января 2017 года от уплаты налога на имущество, исчисляемого от кадастровой стоимости, освобождаются общероссийские общественные организации, ведущие подготовку спортсменов-инвалидов к участию в Параолимпийских играх.
Еще одно изменение коснется налогообложения организаций, в которых работают инвалиды. Со следующего года льгота будет распространяться только на рабочие места, занимаемые инвалидами. Это позволит препятствовать уходу от уплаты налогов по дорогостоящей коммерческой недвижимости, которую сдают в аренду.
Будет уточнена льгота для промышленных предприятий. Это коснется площадей, которые занимают их административные службы. Сейчас для предоставления льготы эта площадь должна составлять не менее 20 процентов от общей площади здания. При этом остальная площадь здания не должна сдаваться в аренду. С 1 января 2019 года эти ограничения снимаются, что позволит увеличить количество промышленных предприятий — пользователей данной льготы.
«Нынешние изменения — элемент комплексной программы поддержки реального сектора экономики. В рамках этой программы город предоставляет налоговые льготы эффективно работающим предприятиям в обмен на инвестиции в развитие производственных мощностей и увеличение объемов производства», — отметил Владимир Ефимов.
Изменения коснутся и физических лиц — собственников гаражей и машино-мест. Ставка 0,1 процента распространится на все категории гаражей и машино-мест (без ограничения по площади). И именно по ней уже будет исчисляться налог за 2017 год.
Кроме того, внесено изменение в столичный закон о земельном налоге, предусматривающее сохранение налогового вычета в размере одного миллиона рублей для социально незащищенных слоев населения. Эта норма будет действовать в дополнение к налоговому вычету в размере шести соток, установленному на федеральном уровне.
«Данные изменения прежде всего направлены на совершенствование городских налоговых норм, на создание справедливых и равных условий для всех налогоплательщиков и на стимулирование социально значимых проектов», — добавил руководитель ведомства.
Департамент экономической политики и развития города Москвы напоминает, что налог на имущество, транспортный и земельный налоги за 2017 год собственники квартир, жилых домов, земельных участков или автомобилей должны оплатить до 3 декабря 2018 года. В случае несвоевременной оплаты налогов начисляются пени.
1. Дети, родители (законные представители) которых имеют право на внеочередное зачисление ребенка в ОУ:
— дети граждан из подразделений особого риска, а также семей, потерявших кормильца из числа этих граждан (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;
— дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС (пункты 1 — 4, 6, 11 статьи 13 Закона Российской Федерации
от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);
— дети прокуроров (Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
— дети сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»);
— дети судей (Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей
в Российской Федерации»);
— дети погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами сотрудников
и военнослужащих специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации
и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а также сотрудников и военнослужащих Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»).
2. Дети, родители (законные представители) которых имеют право на первоочередное зачисление ребенка в ОУ:
— дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, уволенных
с военной службы при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями
по месту жительства их семей (Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
— дети из многодетных семей (Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992
№ 431 «О мерах по социальной поддержке семей»);
— дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом (Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»);
— дети из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (распоряжение Комитета по образованию от 18.11.2014 № 5208-р «Об определении категорий детей, имеющих преимущественное право зачисления на обучение в государственные дошкольные образовательные организации и в государственные общеобразовательные организации Санкт-Петербурга»);
— дети из семей, в которой воспитывается ребенок-инвалид (распоряжение Комитета
по образованию от 18.11.2014 № 5208-р «Об определении категорий детей, имеющих преимущественное право зачисления на обучение в государственные дошкольные образовательные организации и в государственные общеобразовательные организации Санкт-Петербурга»);
— дети, братья и сестры которых посещают данное ОУ на дату поступления ребенка
в ОУ (распоряжение Комитета по образованию от 18.11.2014 № 5208-р «Об определении категорий детей, имеющих преимущественное право зачисления на обучение
в государственные дошкольные образовательные организации и в государственные общеобразовательные организации Санкт-Петербурга»);
— дети, родитель (законный представитель) которых занимает штатную должность в данном ОУ (распоряжение Комитета по образованию от 18.11.2014 № 5208-р «Об определении категорий детей, имеющих преимущественное право зачисления
на обучение в государственные дошкольные образовательные организации и в государственные общеобразовательные организации Санкт-Петербурга»);
— дети сотрудника полиции (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»);
— дети сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»);
— дети сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»);
— дети гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»);
— дети гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»);
— дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудника полиции, гражданина Российской Федерации, указанных в абзацах девятом-тринадцатом настоящего пункта;
— дети сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»);
— дети гражданина Российской Федерации, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, уволенного со службы в указанных учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в указанных учреждениях и органах (Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— дети сотрудника, имеющего специальные звания и проходившего службу- дети гражданина Российской Федерации, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
и таможенных органах Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах (Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей (Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— дети сотрудника, имеющего специальные звания и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах (Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— дети сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, и таможенных органах Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудника, имеющего (имевшего) специальные звания и проходящего (проходившего) службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, гражданина Российской Федерации, указанных в абзацах шестнадцатом-двадцатом настоящего пункта (пункты 1 — 5 части 14 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— дети военнослужащих по месту жительства их семей (Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).