Дома у одинокой русской пожилой женщины, живущей в Грозном. Фото предоставлено автором.
Русские – самое крупное национальное меньшинство в Чечне. При этом, по данным переписи 2010 года, в республике их осталось меньше двух процентов населения. Если верить Рамзану Кадырову, Чечня является «образцом межнационального и межрелигиозного мира и согласия». Но что скрывается за благостной картинкой, которую рисуют официальные федеральные и чеченские СМИ?
Эта статья написана по итогам полугодового проживания автора в республике и непосредственного общения с респондентами – русскими и чеченцами. Причем русскими мы называем здесь тех, кто в разговоре сам себя так идентифицирует. Это могут быть казаки, украинцы, армяне… В Чечне их объединяет религия: православие.
Содержание
- Спасительный крест
- Истории с хорошим концом
- Работа для своих
- Новый исламский мир
- Потемкинские станицы
- Хороший чеченец, плохой чеченец
- Видео ролик о городе
- Общие сведения и описание Грозного
- Численность населения Грозного на 2020 год. Количество жителей Грозного
- Грозный фото города. Фотография Грозного
- Карта города Грозного. Грозный яндекс карты
Спасительный крест
По статистике 1979 года, русские составляли более 30 процентов жителей Чечни. К 1989 году их число уменьшилось, но все равно было на уровне 25 процентов населения. В 2002 цифра составит уже менее четырех процентов. К 2010 году Чечня станет лидером по оттоку русскоязычного населения среди северокавказских республик и превратится в этнически однородный субъект России.
Джохар Дудаев. Фото CC BY-SA 4.0: Wikipedia.
Сообщения об этнических чистках стали поступать из республики в период правления Джохара Дудаева (1991-1996). Руководитель северокавказской программы Правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов рассказывал мне, что в 1994 году он вместе с Уполномоченным по правам человека в РФ Сергеем Ковалевым стал свидетелем притеснения русскоязычного населения в Чечне.
«Мы столкнулись с тем, что там происходит правовой беспредел – бандиты нападают на русскоязычное население, пользуясь тем, что власти де-факто независимой Чеченской Республики Ичкерии им не препятствуют. Всю собранную информацию мы передали Ельцину. Но она не понадобилась, потому что совсем скоро началась война», – рассказывал Орлов.
В начале 90-х нечеченское население стало массово покидать республику. Оставшиеся подвергались прессингу со стороны как боевиков, так и российских военных. Нередки были случаи, когда военные угрожали местным русским расстрелом наравне с чеченцами. По воспоминаниям одной русской женщины, поныне живущей в Грозном, им часто приходилось слышать: «Нам все равно, кто вы, тут все с чеченцами помазаны».
Семья Люси (имя изменено) столкнулась с похожей ситуацией. Она с братом и престарелой лежачей матерью живет в небольшом ветхом доме. Следить за домом и больной матерью ей приходится в основном самой – брат большую часть времени проводит в одиночестве, изучает какие-то книги. Поговорить с ним мне удалось лишь однажды – он пришел показать, что обнаружил на старых чертежах города масонские знаки.
До войны он был обычным мужчиной, но потом с ним случилась история, которая необратимо повлияла на его восприятие реальности. Тогда по городу шли зачистки – отлавливали «бородатых». Он тоже носил бороду. И не расстался с жизнью только потому, что на нем был нательный крест. Правда, пришлось умолять людей с автоматами посмотреть на него, убедиться, что он «свой», что убивать необязательно. Крест тогда не был гарантией сохранения жизни, но именно его он спас.
Истории с хорошим концом
Нельзя сказать однозначно, что русских притесняли чеченские боевики или местные жители. Известны случаи, когда боевики приносили одиноким русским женщинам муку и воду, следили за тем, чтобы их не обижали другие боевики.
Анна Павловна (имя изменено) давно на пенсии. Приехала в Грозный с мужем еще в молодости, работала на предприятии и к 90-м давно была тут на хорошем счету. Судьба ее семьи сложилась трагично – муж скончался рано, как и двое сыновей. С тех пор женщина посвящает все свое время саду – здесь растут фрукты, очень вкусный виноград и много-много цветов. А еще Анна Павловна, как и большинство оставшихся в Грозном русских, исправно ходит в церковь. Там, на территории храма, она тоже высадила много цветов.
Перед входом в храм Михаила Архангела, Грозный. Фото предоставлено автором.
Свой дом за время войн она покидала несколько раз – уезжала в Ставрополь и как-то сосед чеченец вывез ее вместе со своей семьей в село. Но большую часть военного времени она все же провела в Грозном.
Однажды, еще в первую кампанию, к ней домой привезли молодого русского солдата. Чеченцы нашли его в лесополосе – он сбежал со своего поста и скрывался. Анна Павловна вспоминает, что он оказался очень голодным, а волосы были полны вшей.
Привезли его к ней, чтобы спасти – непонятно, от кого конкретно: его могли убить боевики, а «свои» могли осудить за дезертирство. Почти полгода он жил в доме Анны Павловны – и все это время она и ее бывшие коллеги (производство к тому времени уже не работало) пытались найти родственников парня, чтобы вернуть его домой. С трудом, но это им удалось – за парнем приехала мать, которая даже не знала, что сына отправили в Чечню.
Анна (имя изменено) живет в казачьей хате – такой старой, что она уже частично ушла в землю, а внутри появился запах умирающего дома, который женщина не может вытравить, как бы ни мыла все кругом. Во время войны она оказалась заблокирована в этих стенах со слепой больной матерью: соседние дома заняли боевики.
Казачья хата, в которой живет Анна. Фото предоставлено автором.
Как и ко многим гражданским, к ней приходили в поисках еды и воды. Однажды один из гостей сел с ней рядом на кровать и положил руку на колено. Анна так испугалась, что не могла и шевельнуться. Это увидели другие «гости» – и быстро увели товарища из дома.
На следующий день к ней пришел боевик, которого она не видела раньше, и спросил, обижают ли ее. После ее рассказа он сказал: «Эти к тебе больше не придут». И действительно, наглого гостя она больше не видела.
Это истории с хорошим концом, ведь мы узнаем их от тех, кто выжил. Что происходило с теми, кто погиб, мы не знаем. К сожалению, есть и другие истории: в них русских грабили, избивали и выгоняли из собственного жилья. О таких вещах они рассказывают с неохотой: страх, что кто-то узнает и к ним придут с угрозами, укоренился в сознании намертво.
Работа для своих
Большинство русских, живших до войны в Грозном, работали на заводах и фабриках, и в мирное время не смогли трудоустроиться. Чеченцы столкнулись с аналогичной проблемой – но в их случае на помощь приходили родственные связи, которыми не обладали русские.
Система трудоустройства в Чечне полностью коррумпирована: практически любое рабочее место можно получить, предварительно заплатив, и только при наличии рекомендаций от человека, которому доверяют в выбранной структуре. Речь не только о местах в сфере образования, медицины и в правоохранительных органах: в Чечне люди платят даже за место водителя в скорой помощи.
Клановость поглотила в Чечне все сферы – здравоохранение, образование, правоохранительные органы и, разумеется, властные структуры. Такая система наблюдается и в других северокавказских республиках, например, в Дагестане. Но в Чечне, из-за ее национального состава, большинство должностей занимают чеченцы, которые в первую очередь устраивают на работу своих родственников и друзей – тоже чеченцев. После войны трудоустроиться смогли только русские, сохранившие дружеские связи с чеченцами или вступившие с ними в родство.
Лена приехала в Чечню несколько лет назад. Она жила на Донбассе, и когда начался военный конфликт, сразу попыталась перебраться в Россию и получить гражданство. Пробовала осесть в Саратове, но столкнулась с той же проблемой, что и многие беженцы – оказалась никому не нужна. Попытки получить российский паспорт были безрезультатны.
«Познакомилась случайно в поезде с чеченцем, и он мне сказал – езжай в Грозный, там тебе и устроиться будет легче, и гражданство оформить. Сказал, что строится очень много жилья, можно даже получить что-то. И что вообще развивается город, я смогу там найти работу. Мне тогда уже нечего было терять, и я поехала в никуда», – вспоминает Лена.
Она приехала уже в новую Чечню, глубоко коррумпированную. «Я никуда не могла сначала устроиться. На рынке перебивалась подработкой, убиралась, даже попрошайничала. Но мне всегда помогали люди, причем чеченцы помогали чаще, чем русские», – рассказывает Лена.
Фото из квартиры пожилой русской женщины, живущей в Грозном. Фото предоставлено автором.
«Пыталась устроиться уборщицей в больницу, но не взяли – нужно было заплатить восемь тысяч за трудоустройство, а их не было.» Причем платить, как говорит Лена, должны все – независимо от национальности.
Лене помог ее пробивной характер – она даже нашла себе комнату в общежитии за тысячу рублей в месяц. Хоть там нет ни кухни, ни даже туалета (только на улице) – зато свой угол. А скоро ей уже должны дать российский паспорт.
«С разным отношением сталкивалась, я ведь одинокая русская женщина», – смеется Лена. Часто звали в любовницы, но она бы так не смогла. «Ну, и говорили мне, конечно, – надень хиджаб, прими ислам, мы тебя выдадим замуж. Но мне не нужно это, я всегда была православной, это часть нашей культуры русской», – уверенно говорит Лена. Хотя принятие ислама в условиях современной Чечни действительно облегчило бы ей жизнь.
Новый исламский мир
За последние два десятка лет Чечня подверглась сильнейшей исламизации. Конечно, чеченцы и до этого не пренебрегали религией, но именно в последние годы ислам во многом стал объединяющим фактором.
Русские, которые приняли ислам, становятся ближе к чеченцам – например, могут претендовать на вхождение в чеченскую семью посредством брака. Это дает им возможность использовать родственные связи как социальный лифт. В сущности, родственные связи – это единственный реально работающий механизм как для продвижения по карьерной лестнице, так и для простого выживания в современной Чечне.
Принятие ислама, а вместе с ним и чеченских традиций – это вещь не принудительная. Случаи мягкого подталкивания к исламу, конечно, существуют, но в основном люди «очечениваются» под давлением общей окружающей обстановки.
Со своим будущим мужем Настя познакомилась в начале 2000-х, когда начала глубоко заниматься проблемой гибели гражданского населения в ходе военных действий в Чечне. Ей было чуть больше тридцати, она работала в правозащитном центре. Муж старше почти на 15 лет – чеченец, профессиональный юрист. Познакомились на одном из круглых столов, посвященных Чечне.
Будущий муж никогда не был до этого женат, что для взрослого чеченца редкость. И когда он решил жениться на Насте, было ясно, что это обдуманное и серьезное решение.
Надпись на стене в районе Черноречье (Грозный). Фото предоставлено автором.
Они отправились в московскую Соборную мечеть, где совершили никях (обряд бракосочетания в исламе). Настя ислам не принимала, но, как и полагается, дала согласие на то, что рожденные в браке дети будут мусульманами.
Уже после этого муж привез ее в свое родное село, поставив родственников перед фактом: это моя жена, она русская. Гладко вхождение ее в семью не прошло. Об этом Настя не рассказывает, но упоминает, что однажды ей – уже с ребенком – пришлось покинуть дом мужа на довольно долгое время.
Сейчас Настя живет в селе, в браке родилось уже четверо детей. Она приняла ислам, носит хиджаб. В ней есть черта, которую так ценят чеченцы в женщине – кротость. Отличить ее от чеченки можно только по тому, что она не знает язык. Говорит, что сначала нужно выучить арабский, чтобы читать Коран, а потом можно и чеченский. Она прекрасно следит за хозяйством – тут идеальная чистота, как в образцовом чеченском доме. Даже провожая меня поздно вечером, она не проходит спокойно мимо палисадника – останавливается, чтобы выбрать сорняки. Ее родственники говорят, что Настя – прекрасная жена.
Она считает, что все в ее жизни вело к одному – принятию ислама. Настя очень много времени уделяет своему религиозному воспитанию, старается быть максимально соблюдающей. Я не знала ее раньше и мне сложно представить, что эта женщина вообще жила когда-то простой светской жизнью.
По ее собственным словам, ислам не только успокоил ее душу и помог определить истинный жизненный путь, но и облегчил общение с собственными детьми. Они, конечно, хорошо знают чеченский, в отличие от мамы.
Настя действительно почти стала чеченкой, ведь основополагающими факторами чеченской национальной идентичности являются знание языка, принятие культурного кодекса поведения – адатов, и религиозная принадлежность – ислам. Национальность у чеченцев передается по отцу, так что вопрос с национальностью детей при браке с русской изначально решен.
Случаи, когда чеченка выходит замуж за русского, крайне редки – но это возможно, если мужчина принял ислам и говорит на чеченском. В отношениях чеченцев с русскими женщинами ситуация проще: случаются браки как с русскими мусульманками, так и с православными. Принципиально важен тут момент религиозной и национальной принадлежности детей: они должны быть мусульманами и воспитываться родственниками со стороны отца. В итоге дети русских женщин, вышедших замуж за чеченцев, в основном никак не ассоциируют себя с русскими.
Потемкинские станицы
В Чечне есть несколько станиц, которые позиционируются властями как казачьи. Мне удалось побывать в двух из них – это Шелковская и Наурская.
В Шелковской в сентябре 2018 года состоялось торжественное открытие нового православного храма, куда, как рассказали мне очевидцы, прилетел сам Кадыров со своей свитой на двух вертолетах (да да). Открытие приурочили к 300-летию станицы – сюда привезли православную паству со всей Чечни, захватив еще людей из соседних республик. Народу было много, о чем свидетельствуют официальные фотографии.
Я приехала туда спустя месяц после открытия и обнаружила храм закрытым. На территории были только охранник и кот. Охранник рассказал, что после так называемого открытия храм тут же закрыли, а батюшка ни разу не появлялся.
На въезде в Шелковскую. Фото предоставлено автором.
Поиски казачьего населения привели меня к месту, где традиционно можно встретить самое большое количество русских фамилий. Это кладбище. Здесь, на могиле молодого военнослужащего, я встретила семью – мать погибшего, его вдову и двоих детей.
Женщины рассказали, что дворов, которые населяли бы казаки, в станице почти нет, что они тут – практически единственные. Те, кто в 90-е не погиб, сбежали, а их место заняли приезжие чеченцы из отдаленных сел.
«Место же неплохое, тут равнина, можно заниматься сельским хозяйством. Так что у нас сейчас живет очень много чеченцев, перебравшихся ради хоть какого-то заработка. В хорошие времена тут было много работы, сейчас только если самому для себя стараться. Так что и чеченцы, которые были специалисты, тоже отсюда поуехали», – рассказали женщины.
О том, почему погибали в 90-е – ведь в Шелковской не велось никаких активных боевых действий, – женщины говорить не захотели и начали спешно прощаться.
В Шелковской есть одно удивительное место – это Русский национальный культурный центр. Он ютится в крошечной комнатке местного дома культуры на первом этаже. Здание дома культуры старое и обшарпанное – тысячи таких районных ДК разбросаны по бывшему СССР. Стоит здание в двух шагах от центральной площади, где нет ничего примечательного – только национальные флаги, фотографии Ахмата Кадырова и Владимира Путина. Внутри ДК иногда собираются подростки поиграть на гитаре – во время моего визита парни сидели вдоль стены и пели песни Тимура Муцураева (это чеченский бард-исполнитель, особой популярностью пользуются его песни о войне и исламе, некоторые из них запрещены на территории РФ).
Сам же русский культурный центр вмещает в себя стол, несколько стульев и шкаф, где выставлены грамоты и памятные фото. Руководитель местного казачьего хора Хан-эли Хамаев рассказал, что центр существует уже много лет, работает успешно, а его подопечные регулярно ездят по республике с выступлениями.
Станица Наурская в целом похожа на Шелковскую, только храм тут более старый и большой. Он находится за высоким забором, который примыкает к отделу полиции. Перед воротами храма меня встретили полицейские, которые после недолгого разговора затребовали документы и осмотрели мою машину. По их словам, появление любых незнакомых лиц считается подозрительным «из-за принятых мер безопасности».
На въезде в станицу Наурскую, октябрь 2018. Фото предоставлено автором.
В станице есть крошечный казачий кружок, которым руководит бойкая женщина с короткой стрижкой, на вид около 50 лет. В небольшой комнатке она оборудовала музей из вещей, сохранившихся в частных домах.
«Раньше тут было хорошо – мы ходили в кино, были даже танцы. Сейчас ничего не осталось – станицы пришли в упадок», – рассказывала она, пока мы гуляли по когда-то красивой центральной аллее. Сейчас она выглядит грустно – деревья неухоженные, дорожка разбита, каменные плиточки отсутствуют, оставшиеся некрасиво топорщатся.
Живут в станице в основном чеченцы, русские – преимущественно прикомандированные военные. Их дети в основном и посещают казачий кружок. «Есть одна смелая девочка – им сказали в школе, что надо носить платок, она ответила, что не будет, потому что русская», – рассказала женщина.
Вскоре мы встретили эту девочку – она шла по улице в свитере, короткой куртке и зауженных джинсах. Смело даже по меркам относительно современного Грозного.
Хороший чеченец, плохой чеченец
Дома у Рамзана никогда не говорили по-чеченски. Его мама, ингушка, владеет только русским, да и отец в чеченском не силен. Единственный, кто говорит на нем свободно – сам Рамзан.
Рамзану 21 год, раннее детство он провел в Ингушетии в палаточном лагере для беженцев. Он не представляет себе, что такое советский Грозный, как раньше жили там люди – зато он хорошо знает, какие тут люди сейчас. Разговоры у молодежи, особенно у ребят, зачастую сводятся к тому, насколько ты хороший чеченец – и тут Рамзану не раз приходилось сталкиваться с трудностями: обе его бабушки были украинками, обе православными.
Никаких вопросов с самоопределением у Рамзана нет – он чеченец, это однозначно и непоколебимо. Но ему непонятно, почему парни плохо относятся к русским девочкам, почему считают их легкодоступными. Он не раз защищал девушек-нечеченок от «подкатов» со стороны друзей, что в кругу его знакомых не находило понимания.
Одна из бабушек Рамзана похоронена на центральном христианском кладбище недалеко от старого консервного завода – вместе мы ходили навещать ее могилу. Однажды он пошел туда с другом, но тот отказался даже на территорию зайти – мусульманину, мол, нельзя.
В современном чеченском обществе появляется масса околорелигиозных мифов – например, о запрете заходить на православные кладбища или в церковь. Церковные обряды – допустим, крестный ход – кажутся молодежи средневековой дикостью.
Такое поведение среди людей предыдущего поколения встречается значительно реже. Взрослые люди в большинстве своем спокойно относятся к традициям и религии русских. Во времена их молодости Чечня не была мононациональной республикой.
Видео ролик о городе
Общие сведения и описание Грозного
Грозный располагается на Северном Кавказе, административная середина Чечни, сплетение автодорог, железнодорожная станция. На побережьях реки Сунжа (на правом притоке Терека) стоит город. Климат умеренно-континентальный.
В 1818 г. была отстроена крепость Грозная, под командованием генерала Ермолова, как Сунженская укреплённая линия. Своё стратегическое назначение крепость утратила к началу 1870 г. Она была преобразована в населённый пункт Терской местности. В 1871 г. был подготовлен первый проект застройки города.
Добывать нефть начали в 1890-х гг. в районе города. В мае 1893 г. в Грозном появилась проложенная от Беслана линия железной дороги. Первую нефтяную скважину пробурили в октябре этого же года. Одним из самых крупных индустриальных середин Кавказа стал Грозный. Первые трамваи возникли в городе в 1932 г. В 1938 г. был основан аэропорт. Первые троллейбусные маршруты появились в 1975 г. Столицей Нохчичо Грозный был объявлен в 1992 г., а столицей Чеченской республики Ичкерия в 1993 г. Сёла Старая Сунжа и Алхан-Чурт присоединились к Грозному в 2009 г.
Численность населения Грозного на 2020 год. Количество жителей Грозного
Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Грозного. В таблице указано распределение количества жителей Грозного по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.
Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.
Количество жителей Грозного | Годы |
---|---|
210 720 человек | 2002 год |
210 700 человек | 2003 год |
215 700 человек | 2005 год |
218 200 человек | 2006 год |
222 000 человек | 2007 год |
226 100 человек | 2008 год |
231 200 человек | 2009 год |
271 573 человек | 2010 год |
271 600 человек | 2011 год |
275 627 человек | 2012 год |
277 414 человек | 2013 год |
280 263 человек | 2014 год |
283 659 человек | 2015 год |
287 410 человек | 2016 год |
291 687 человек | 2017 год |
297 137 человек | 2018 год |
301 253 человек | 2019 год |
305 911 человек | 2020 год |
График изменения численности населения Грозного:
Грозный фото города. Фотография Грозного
Информация о городе Грозный в Википедии:
Ссылка на сайт Грозного. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Грозного, официальном портале Грозного и правительства.
Официальный сайт Грозного
Карта города Грозного. Грозный яндекс карты
Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Грозного на карте России. г. Грозный Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Грозного с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Грозного, пользоваться ей удобно и не сложно.
На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Грозного. Так же увидеть расположение города Грозный на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города. Поделитесь информацией с друзьями:
«Сердце Чечни» — мечеть, возведённая уже после окончания войны стала одним из символов республикиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Десять лет назад в Чечне сняли режим контртеррористической операции. Десять лет назад руководство страны перестало опасаться обострения ситуации. 16 апреля 2009 года стало датой официального признания мира в республике.
Всё началось в августе 1999 года, когда бешеная банда басаевцев пересекла границу Дагестана. Началось полномасштабное вторжение. Сначала террористы атаковали и захватывали посты силовиков и сёла в Ботлихском районе, а в сентябре перешли в Новолакский район. Развернулась полноценная война, в ходе которой армия РФ потеряла 279 солдат. Ещё 800 были ранены.
После этого инцидента, 23 сентября на территории Чечни ввели режим контртеррористической операции. Он действовал почти десять лет. Лишь в 2009 году правительство страны посчитало, что повторения трагических событий конца 90-х не будет.
Момент стал историческим. Сегодня, в обращении к жителям Чечни, Рамзан Кадыров назвал его точкой отчёта новой эпохи для региона. Эпохи развития. По словам главы республики, в этот день «чеченский народ вернул свое доброе имя — имя созидателя, строителя и защитника Отечества».
Поэтому «Комсомолка» решила сравнить Чечню тогда и сейчас на примере столицы — Грозного. Города, на который пришёлся один из самых страшных ударов войны. Города, который за эти годы расцвёл из пепла.
Грозный: «до» и «после»
После окончания антитеррористической компании в столице Чеченской Республики не оставалось ни одного целого здания. Боевики сражались за каждый сантиметр, а понесшие значительные потери федеральные войска были обозлены до предела и использовали без стеснения и танки, и пулемёты. Авиация бомбардировала город беспощадно.
Учитывая это, после окончания конфликта всерьез вставал вопрос: нужно ли восстанавливать Грозный? Звучали предложения перенести республиканскую столицу в практически не опаленный в горниле конфликта Гудермес. Однако власти республики во главе с Ахмат-Хаджи Кадыровым решили поднимать город из руин.
Дом Печати
Смотреть на это восстановленное в числе первых здание приезжали жители Чечни из самых дальних сёл. Именно тогда, после реставрации Дома печати, тысячи горожан и гостей Грозного уверились, что столица никуда не «переезжает» Именно тогда появилась уверенность, что город можно отстроить из руин и восстановить из пепла.
В конце 2014 года, когда боевики напали на похорошевшую столицу, здание подожгли. Уничтожили символ восстановления. Но, по распоряжению непреклонного Рамзана Кадырова, его отреставрировали в кратчайшие сроки.
Храм Михаила Архангела
Храм Архангела Михаила был символом православия. Заложенный в 1868 году собор был возведён к 1890. Строили его в русском стиле, из природного камня на общественные пожертвования простых грозненцев. Спустя два года начались богослужения. Но в суровое военное время их пришлось прекратить.
Война была беспощадна. В церковь попали снаряды и бомбы. Но строителям удалось найти старые снимки здания, и по ним восстановить собор именно таким, каким он был издревле, когда в нем на протяжении десятилетий венчались сотни семей грозненцев. Кстати, расположен храм практически рядом с мечетью «Сердце Чечни» — одним из новых символов города, возведённых уже после войны.
Аэропорт «Грозный»
Аэропорт Грозного попал под авиаудары, как ключевой узел и «воздушные ворота» столицы Чечни. В 1994 году по нему сначала наносились ракетные удары, потом он, как и вся столица, с боем был взят российскими войсками. После этого он утратил свои функции.
Однако в обновлённом Грозном он был не просто восстановлен, но и приобрёл статус международного. Сейчас руководство республики задумывается о расширении аэровокзала, а в столицу Чечни летают рейсы из крупнейших городов России и мировых столиц.
«Барский дом»
Не избежал разрушения в годы двух войн и так называемый Барский дом на проспекте Путина 2/1 (бывшем проспекте Победы). Здание было возведено ещё в начале ХХ века английскими промышленниками и всегда было одной из достопримечательностей Грозного.
Во время войны в результате прямого попадания снарядов дом был разрушен до основания. По просьбе горожан руководство республики решило восстановить его по старым фотографиям. А чтобы новый Барский дом был неотличим от оригинала, рабочие облицевали его плиткой, имитирующей старинный кирпич.
Одно из старейших зданий Грозного
На проспекте, носящем имя президента Российской Федерации, расположен ещё один памятник архитектуры. Дом N2 — одно из старейших зданий в Грозном, был построен еще в середине XIX века. Но в 90-е полностью сгорел и был разрушен войной. С него началась реконструкция центра столицы Чечни. Сегодня здание полностью восстановлено.
Исторический центр Грозного
На одной из послевоенных фотографий запечатлён отрезок центра Грозного — улица Мира. Здесь в военные годы добросердечные женщины продавали хлеб, который они каким-то непостижимым образом умудрялись доставлять в столицу Чечни через все посты. После окончания конфликта дома здесь были разрушены до фундамента. Их также решено было восстановить в первозданной красоте — такими, какими они были за 60 лет до трагедии, в момент возведения.
Перекресток проспекта Путина и улицы Мира
Перекресток проспекта Путина и улицы Мира. Все дома в этом историческом центре Грозного были превращены в развалины. Дороги были разбиты, повсюду зияли воронки от снарядов. Возвращающимся к родным пепелищам горожанам приходилось переходить на другую сторону улицы по камням и шлакоблокам. Но теперь здесь тишь, покой, идеальные дороги и восстановленные из руин здания.
Жилой квартал рядом с грозненским драмтеатром
Полностью был разрушен и Чеченский драматический театр имени Нурадилова на проспекте Эсамбаева, 9 и жилой квартал за ним, по улице Мира. Власти республики восстановили храм искусства в первоначальном виде, а на месте жилых зданий возвели современные и комфортные жилые дома.
Памятник дружбы народов
Памятник Николаю Гикало, Асланбеку Шерипову и Гапуру Ахриеву — русскому, чеченцу и ингушу, символизировавший дружбу народов, во время войны обезглавили. Монумент, символизирующий советскую эпоху даже собирались убрать. Но большинство горожан высказалось против. Поэтому памятник отреставрировли.
Здание на проспекте Путина
Один из символов старого Грозного — жилой дом на проспекте Мира, 64. От здания оставались лишь внешние стены. Не было перекрытий с первого и до последнего этажа. В рамках реконструкции проспекта строители его восстановили, максимально постаравшись сохранить его первозданный облик.
В Чечне «сегодня совсем другая жизнь», республику восстановили, экономическая ситуация «очень хорошая, несмотря на все санкции, всё недружеское отношение к России и Чеченской Республике», все социальные вопросы решаются, отчитался Рамзан Кадыров перед Владимиром Путиным на встрече 31 декабря 2019 года. Фото – kremlin.ru
Русские в Чечне составляют всего 3% от общего числа населения. Это примерно 40 тысяч человек. В 90-е, во время двух чеченских войн, русскоязычное население покинуло республику. Центр Грозного, где они жили, частично опустел, жилища беженцев заняли боевики, а потом федеральная авиация разбомбила дома. В последние годы Рамзан Кадыров призывал уехавших вернуться. Почему этого не произошло и как сейчас живется русским в республике, на месте разбирался корреспондент Belsat.eu.
Еще 13 лет назад Рамзан Кадыров призвал вернуться в республику бывших земляков.
«Нам нужно вернуть в республику представителей всех этнических групп и конфессий, вынужденно покинувших ее в годы контртеррористической операции. Вот если мы сумеем это сделать, это и будет означать, что в Чеченской Республике наступил мир!» – говорил в 2006 году тогда еще председатель правительства, а сейчас президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров.
Христианам здесь по-прежнему небезопасно?
Основной этнической группой, помимо чеченцев, в регионе были русские. К середине прошлого века они составляли половину населения, а к концу восьмидесятых – от 25% до трети. Разговор о возвращении в первую очередь касался и касается теперь именно их.
Видимо, с целью привлечь побольше православных (читай – русских), руководство Чечни сделало символический жест – в центре Грозного на проспекте Путина построили храм Архангела Михаила. Церковь была в Грозном и до войны. Именно на церемонии открытия Кадыров призвал русских возвращаться.
Храм Архангела Михаила на проспекте Ахмада Кадырова в Грозном. Фото — Sergei Fadeichev / TASS / Forum
Однако, нападение в мае 2018-го на храм боевиков, унесшее жизни двух полицейских и прихожанина, показало: христианам здесь по-прежнему небезопасно. Сейчас церковь усиленно охраняется вооруженными бойцами с автоматами.
Сергей Степашин, бывший российский вице-премьер, в начале декабря 2019 года назвал малое количество русских и людей других национальностей главной проблемой Чечни и указал причину – отсутствие безопасности.
«Это становится этнонациональным государством. А в Грозном всегда русское большинство жило. (…) Это серьезнейшая отложенная проблема, которой нет ни в одной европейской стране, ни в США», – сказал Степашин, выступая на конференции «Как война в Чечне изменила российское общество» в Екатеринбурге.
Юлия-Хадижа: «Мне казалось, я попала в советские времена»
Русская девушка Юлия родом из Челябинска, принявшая ислам, а с ним и новое имя Хадижа, полагает, что жизнь в Грозном комфортная и безопасная. Она вышла замуж за чеченца и живет в Чечне уже шесть лет.
«Чем больше я живу в Чечне, тем больше мне нравится. Я никогда не чувствовала никакого притеснения или неприязни из-за того, что я русская. Первое время это меня удивляло, я даже звонила маме, делилась впечатлениями, как здесь хорошо, какие здесь люди: дружные соседи, уважительное отношение. Это идет от ислама. Сначала мне даже казалось, что я попала в советские времена, в свое детство: люди были добрыми, двери ни у кого не закрывались. Тут тебя никогда не оставят в беде, неважно, кто ты по национальности. Ночью здесь не воруют. Я однажды оставила бельё во дворе на ночь, наутро думала, что украли, но ничего не пропало», – рассказывает корреспонденту Belsat.eu Юлия-Хадижа.
Она говорит, что довольна местной системой здравоохранения – у ее дочери синдром Дауна и проблемы с сердцем, и уверяет, что в Чечне ей и девочке «всегда идут навстречу, все помогают».
«Есть реабилитационные центры, специализированные садики. Мы проходили лечение, и я планирую отдать ребенка в обычный садик. Я довольна работой минздрава и прочих ведомств. Думаю, это заслуга главы региона. Когда руководитель требует, чиновники работают. Думаю, живя в других регионах, я бы не добилась такой поддержки, я могу тут преодолеть любую бюрократическую проблему, я безумно благодарна. Я довольна и счастлива. Главное, я ощущаю себя в безопасности и не опасаюсь, что моему ребенку причинят вред».
Конечно, добавляет Юлия-Хадижа, в Чечне есть проблемы и заботы, как и в других регионах, «но здесь все решается намного быстрее, здесь можно оперативно добраться «до верхов», и даже выйти на связь с главой Чечни».
По словам Хадижи, среди ее подруг много женщин, принявших ислам и все они замечательно живут в Чечне.
Анатолий: «Республика во мне не нуждается»
Анатолий, бывший русский житель Чечни уехал из Грозного подростком в Первую Чеченскую. Жил с родителями в Ростове, окончил педагогический вуз и решил вернуться в родную Чечню, профессионально реализоваться там.
«Мы с мамой вернулись в 2013-м, я слышал, что в Чечне нехватка педагогов. Я пошел устраиваться преподавателем, хотел принести пользу республике. Мне предложили двойную рабочую нагрузку и заполнение всех журналов, не только моих, но и других преподавателей. Чтобы все это успеть, пришлось бы торчать на работе по 10-12 часов. При этом руководство учебного заведения сказало, что экзамены у студентов будут принимать другие сотрудники. Несложно догадаться, почему. Официальная зарплата чуть выше 20 тысяч рублей, съемная квартира стоит примерно 12, плюс проезд. Почти ничего не остается. В Чечне высокая безработица. Зачастую молодежь живет на пенсии мамы, папы или бабушки».
Грозный, проспект Путина. Фото – belsat.eu
Рассказывая о местной медицине, мужчина вспоминает случай, когда у его матери подскочило давление и пришлось вызывать неотложку:
«Скорая приехала бесплатно, сняли приступ, рекомендовали госпитализацию. В больницу пришлось платить за капельницы и уколы, положенные по полису бесплатно».
Несколько раз Анатолий столкнулся с бытовым национализмом.
«Пару раз слышал «русский алкоголик» в свой адрес. А я не пью, даже пиво. В итоге я понял, что республика во мне не нуждается и уехал».
Чечня – не совсем Россия
Призывы Кадырова к русским вернуться в Чечню – лукавые, считает Денис Соколов, советник «Центра стратегических и международных исследований».
«На Северном Кавказе идет обратный процесс. Русскоязычное население продолжает уезжать. Там и чеченцам работать негде, если они не при власти. В восточном Ставрополье тоже становится меньше русских. Вопрос не в вытеснении, а в замещении».
Сельское население уходит, потому что изменился профиль сельскохозяйственной деятельности, объясняет эксперт. В наши дни нет нужды в большом количестве рабочей силы.
«Идет отток населения из всех регионов, но если в других субъектах есть кормовая база вокруг бюджета, то в республиках Северного Кавказа, особенно в Чечне, эта база потребляется понятно кем. Идет внутренняя деколонизация. Все чеченские войны – про это», – говорит Соколов.
По его словам, русское население, которое приходило на Кавказ с середины 19 века и раньше и с помощью которого проходила колонизация Северного Кавказа, уходит.
Этническое разнообразие в Чечне можно заметить фактически в одном Грозном и всего на одной улице – на проспекте Путина. Там пьют кофе, гуляют приезжие и закупаются сувенирами туристы. Пожалуй, присутствие в туристическом потоке – это единственное заметное участие русских в экономической жизни Чечни.
А сами жители республики, упоминая о других регионах, говорят: «поехал в Россию», «был в России», возможно, и русские сюда не едут, потому что Чечня – не совсем Россия.
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
ЧЕЧНЯ. >Вы наверное, много где читали что в Чечне не безопасно. Особенно для русских. Впрочем, в этом нет ничего удивительного.
Порой люди придумывают такие вещи, и чем не реальнее звучит история, тем охотнее верят. Постараюсь рассказать о жизни русских людей, которых знаю лично. В основном я знаком с ними из-за учебы. Так как они хорошие учителя. И в школе и в универе встречались не мало преподавателей русского происхождения. В большинстве женщины. Поименно их называть я конечно не буду.
Так же у матери есть подруга русская девушка. Даже две. Одна просто подруга, у другой она училась шитью. Об обеих могу сказать только хорошее, так как другое от матери я о них не слышал. Первая иногда приезжает в гости у нее здесь никого больше нет и мы принимаем ее как свою. Вот вам и жестокие чеченцы.
Вернемся к преподавателям. Один из них мне очень помог. Дело в том что я дополнительно учился у него, и не всегда хватало денег на оплату занятий. Из-за этого я иногда пропускал. В один день я прихожу к нему, и после занятий я оплатил, и он протягивая деньги обратно говорит:»Если дело в этом, возьми их, но на занятия приходи». Я и сейчас помню этот момент. Я, конечно, не взял. Но мы, чеченцы, не забываем такие вещи. Так же, как и месть.
Живут они вполне себе не плохо. Так же как и остальные, простые, чеченцы. Естественно, из-за того что они русские, им никто ничего не говорит.