Причастие младенца
Ясно, что крещеного младенца можно и нужно причащать. Благодать причащения взращивает, исцеляет и укрепляет ребенка духовно и физически. Поэтому частое причащение ребенка – залог его духовного и телесного здоровья. По свидетельству дореволюционных докторов, в отношении тех детей, которых часто носят к причастию, редко приходится прибегать к лекарствам. Над часто причащающимися детьми не имеет силы даже закон плохой наследственности.
Первое причастие – сразу вслед за Таинством Крещения. Или как можно скорее после него. А дальше? Как часто причащать младенца?
Самое простое – спросите об этом у священника. Скорее всего, он вам посоветует приносить чадо к Святой Чаше еженедельно.
Только имейте в виду – во время Великого поста детей причащают лишь по субботним и воскресным дням. Потому что по будням идет литургия Преждеосвященных Даров, а ими детей не причащают.
Сколько времени проводить с младенцем в храме? По минимуму. Минут 15–20 или того меньше. Пришли к причастию, причастили и ушли. Если ему нравится на службе, можно постоять подольше. Многие младенчики, в течение девяти месяцев участвовавшие в службе, пока пребывали в мамином животе, с удовольствием проводят в храме достаточно долгое время. Такие семьи сразу видно. С первого взягляда.
Как быть, если дитя заснуло прямо перед причастием? У младенцев рефлекс – открывать рот и готовиться съесть, что дают, когда их гладят по щечке. Они рефлекторно открывают рот для причащения и пробуждаются.
Как насчет: «Все принимают причастие из одной ложки – фи, там микробы и зараза!» Да нет там ни микробов, ни заразы. Потому что в ложке – не еда, не питье, а Кровь и Тело Христовы, Которые попаляют, уничтожают любых микробов и вирусов. Заразиться от Христа? Это нелепо.
Младенцев причащают первыми. Не нужно стоять с ними в общей очереди причастников. Пройдите тихонько вперед. Все непременно расступятся и пропустят вас. Поднося ребенка к Чаше, его нужно держать на правой руке, придерживать ножки и ручки, чтобы случайно не толкнул потир. Священник произносит: «Причащается раб(а) Божий(ия)», – и тут вы должны внятно произнести полное имя младенца, которым он был крещен: «Иоанн, Наталия, Феодор».
Совсем крошек причащают только Кровью, без частиц. После причащения нужно дать ему запивочку – она называется теплотой, – чтобы смыть остатки Святых Даров и чтобы они не остались во рту. Потому что если он чихнет, кашлянет и частички вылетят с брызгами слюны, то осквернится самая большая на свете святыня, упадет на землю, на пол, окажется попираемой ногами. Так что причастие запивают все. Кто постарше – еще и заедает кусочком просфоры.
К Чаше детей приносят или родители, или крестные – и если вы обзавелись именно такой крестной, то будьте счастливы!
Следующая глава >>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- Причастие (K стp. 65)
- 4. Божественное Причастие
- Божественное Причастие
- Литургия и причастие
- Причастие
- Главное причастие
- Причастие младенца
- XIV Причастие и Мир Христов
- Исповедь и причастие
- Святое причастие
- Как совершается причастие?
- Подготовка к крещению мамы и грудничка
- Что нужно для крещения грудничка
- Крещение грудничка: правила
- Как проходит обряд крещения младенца
- Причастие грудничка после крещения
- Когда можно начинать причащение младенцев?
- Как приготовиться к причащению младенца?
- Как происходит Таинство Причащения?
- Экстрасенс, бабка или церковь?
- Дети и церковь
- Детская исповедь
- Как причащать детей?
- Семейная молитва
- Как относиться к светским праздникам?
Причастие (K стp. 65)
17. Причастие (K стp. 65) «Причащаться лучше часто, — пишет владыка Антоний, но добавляет: — Ценность Причастия зависит не от частоты». Автор этих строк прошел путь многолетних преследований и гонений. Опытный лагерник, он, как и многие верующие его поколения, имевшие опыт
4. Божественное Причастие
4. Божественное Причастие Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих (Пс. 22, 5). Трапеза Господня, Пречистое Божие Таинство, Тело и Кровь Христовы — наивысшее сокровище, дарованное нам вочеловечившимся Сыном Божиим, и ни человеческий, ни ангельский язык не в силах
Божественное Причастие
Божественное Причастие Сойдя с горы Синай, боговидец Моисей преобразился — его лицо сияло Божественной славой настолько, что никто не мог поднять на него взор. Сияние было столь сильным, что люди боялись приблизиться к пророку. И тогда Моисей решил сокрыть свое лицо под
Литургия и причастие
Литургия и причастие О том, как именно служили литургию, мы знаем очень мало. Вполне возможно, она следовала либо сразу после утренней службы, либо после вечерней. Согласно рассказу аввы Даниила, где описан Скит времен аввы Арсения, монахи во время службы стояли на пучках
Причастие
Причастие Священное Писание о Причастии «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний
Главное причастие
Главное причастие Помню из детства, когда кто-то хвастался, что хочет ехать в далекие края, ему говорили: «Поедешь небось с печи на полати». Но мы, русские, по неистребимой страсти поглощать пространство, ездили во все далекие края. Вот и я, грешный, обколесил, обстучал
Причастие младенца
Причастие младенца Ясно, что крещеного младенца можно и нужно причащать. Благодать причащения взращивает, исцеляет и укрепляет ребенка духовно и физически. Поэтому частое причащение ребенка – залог его духовного и телесного здоровья. По свидетельству дореволюционных
Причастие Как учит христиан мать-Церковь, человек, приняв Крещение, рождается второй раз – от «воды и Духа». Это есть его духовное рождение. Очистившись от грехов, а младенцы от первородного греха (которое тяготеет над всеми людьми, начиная с Адама), через причастие мы
XIV Причастие и Мир Христов
XIV Причастие и Мир Христов Месса — это жертва благодарения, которую Церковь совершает в воспоминание Христа силою Духа Святого. Мы попытались раскрыть это в трёх предыдущих главах, как бы прервав рассмотрение прямой последовательности Литургии. В X главе мы завершили
Исповедь и причастие
Исповедь и причастие – Там процедура покаяния идет. Я хотела подключиться, но позавтракала. – Очиститься можно? – Вы имеете в виду исповедь? – Ну, когда полотенце на голову надевают и крестят. – Исповедь и причастие будут? – Да, конечно. – Что «да, конечно»? Будут или
Святое причастие
Святое причастие см.: Вечеря Господня.
20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но,
Исповедь и причастие 1Возникшие в нашей Церкви cпоры и вопрошания о более частом причащении, о связи таинства причащения с таинством покаяния, о сущности и форме исповеди и т. д., суть признак не слабости и упадка, а жизни и жизненности. Среди православных людей, среди
Исповедь и причастие Исповедь и причастие – два разных таинства, не связанные друг с другом литургически, точно так же как не связаны друг с другом таинство крещения и таинство миропомазания. В отличие от католической церкви в православной миропомазание совершают
Как совершается причастие?
19. Как совершается причастие? Вопрос:Как совершается причастие?Отвечает священник Константин Слепинин:Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек
Крещение грудного ребенка является таинством, в процессе которого маленький человек принимается в лоно православной церкви. Это таинство считается духовным рождением малыша, одним из главных событий его жизни на нашей планете. При крещении у ребенка появляется ангел-хранитель, незримо присутствующий с ним и охраняющий его всю последующую жизнь. Верующим людям следует серьезно подходить к обряду крещения, выбору крестных и подготовке к этому таинству.
Подготовка к крещению мамы и грудничка
Перед проведением таинства крещения нужно обсудить со священнослужителем все вопросы, касающиеся обряда. Отдельно обговаривается присутствие матери на крещении. Считается, что родившая женщина очищается только по истечению сорока дней после родов. Если таинство проводится раньше этого срока, то матери нельзя присутствовать при обряде. При крещении ребенка, которому уже больше сорока дней, мама по желанию может присутствовать в церкви, но для этого священник заранее должен прочитать над ней специальную молитву.
Что нужно для крещения грудничка
Что взять с собой на крещение грудничка
Подготовка к обряду включает и сбор вещей для проведения таинства. С собой при крещении грудничка нужно взять:
- Крестик для ребенка. Считается, что его должен подарить на крестины будущий крестный. Для малыша подойдет серебряный крестик, который по приметам защитит его от сглаза.
- Специальная рубашка или платье. Сегодня в детских магазинах продается множество различных вариантов крестильных рубашек и платьев. Можно сшить такой наряд самостоятельно. По традиции его должна подарить малышу будущая крестная.
- Крыжма или полотенце. В него ребенка заворачивают после купели. По народным поверьям, стирать такое полотенце после крещения нельзя. Если ребенок заболел, то его нужно накрывать крыжмой.
- Свидетельство о рождении младенца и паспорта родителей.
- Одеяло, на котором можно будет переодеть ребенка.
- Пакетик, в который в процессе таинства кладут срезанную прядь волос.
- Необходимые ребенку вещи, такие как подгузники, соску, влажные салфетки и прочее.
- Деньги. Стоимость обряда и другие денежные вопросы лучше заранее обговорить со священником, проводящим таинство.
Как одеть грудничка на крещение
При выборе крестильной рубашки для грудничка стоит отдать предпочтение мягким, удобным и натуральным нарядам. Лучше, если выбранное одеяние даст возможность легкого доступа к телу малыша. Одежда может быть светлых тонов или белой. Решая, как одеть грудничка на крещение, стоит также учитывать время года, когда происходит обряд, и температуру в церкви, где будут крестить ребенка.
Взрослым, которые собираются присутствовать при крещении грудничка также следует обратить внимание на свою одежду. Не нужно выбирать чересчур праздничных одеяний. Женщинам, а тем более, крестной, стоит надеть юбку или платье достаточной длины, а голову покрыть шарфом или платком. Мужчинам лучше выбрать строгий классический вариант одежды, например, брюки и рубашку.
Крещение грудничка: правила
Правила крещения грудничка включают следующие пункты:
- Самым важным условием проведения обряда является искренняя вера родителей.
- При выборе даты крещения стоит проверить церковный календарь, лучше отказаться от таинства в большие праздники и в период строгих постов.
- Родителям и крестным нужно знать хотя бы молитву «Отче наш».
- Выбирать в крестные малышу верующих людей. Желательно, чтобы они перед таинством прошли обряд исповедования и причастия.
- Все люди, которые собираются присутствовать на крещении, должны одеться соответствующим образом.
- Будущие крестные не должны быть женаты между собой, они также не могут приходиться ребенку отцом, матерью, сестрой или братом.
- На самом обряде допускается присутствие только одного крестного.
- Если светское имя малыша отсутствует в православных канонах, то стоит подобрать ему подходящее или созвучное имя, под которым ребенок будет крещен. В последствии именно это имя используется при совершении всех церковных обрядов.
Как проходит обряд крещения младенца
Продолжительность обряда крещения может составлять до полутора часов. В церковь младенца вносят крестные: обычно девочку вносит крестный, а мальчика – крестная. Ребенок при этом должен быть полностью раздет и завернут в крестильное полотенце или крыжму.
В начале обряда крестные произносят обеты. Они же должны отвечать на вопросы священника, так как малыш еще слишком мал для этого. В процессе проведения таинства батюшка наносит елей на части тела младенца, а затем, символизируя защиту и покровительство Бога, кладет на ребенка руки. После этого крестные читают молитву «Символ веры», находясь возле купели. В ней содержатся обеты выполнять заповеди и не поддаваться дьяволу. Затем батюшка освящает воду в купели и три раза погружает в нее грудничка, сопровождая это чтением молитв.
Дальше происходит обряд миропомазания, в процессе которого совершается крестообразное нанесение мира на голову малыша. После ребенка отдают крестным, и они одевают на него заранее освященный крестик, рубашку или платья, а девочкам – чепчик или косынку. Также священник выстригает прядь волос грудничка как символ покорности. В процессе воцерквления может происходить первое причастие, при котором мальчиков проносят через алтарь, а девочек прикладывают к иконе Богоматери и подносят к вратам.
Заканчивается таинство крещения внесением соответствующих записей в церковные книги и выдачей свидетельства о крещении.
После окончания обряда родители обычно приглашают всех близких и друзей, присутствующих на нем, в гости. Застолье не должно быть чересчур обильным и лучше, если оно не будет сопровождаться употреблением спиртных напитков.
Причастие грудничка после крещения
Причащать можно деток любого возраста после их крещения. Нередко между таинством крещения и причастием грудничка проходит довольно много времени. Родители объясняют это невозможностью объяснить малышу правила поведения во время причащения и основы веры и православной церкви. Однако принадлежность Богу не привязана к возрасту, полу и другим особенностям человека, причащать можно и нужно даже грудных детей. Первое причастие следует провести через несколько дней после крещения.
Как причащают грудничков после крещения
При богослужениях в церкви выносится разбавленное вино и чаша, в которой находятся кусочки хлеба. Над ними священник читает необходимые молитвы, призывая дух Христа. Перед причастием хлебом и вином нужно получить на него благословение батюшки. Младенцев при этом нужно поместить на правую руку сопровождающего взрослого, детям более старшего возраста руки складывают на груди, причем правая должна быть сверху. Необходимо постараться объяснить малышу, что кусочек хлеба нужно проглотить. Детей обычно причащают первыми, при этом батюшке следует сказать церковное имя ребенка.
- Грудных малышей следует покормить примерно за полтора часа до таинства. Детей, которым более трех лет, лучше вообще не кормить перед этим.
- Стоит в зависимости от возраста постараться объяснить ребенку процедуру причастия и его смысл. Во время обряда нужно скрестить руки на груди, не разговаривать, не баловаться и не смеяться, спокойно сказать батюшке свое имя и проглотить частичку.
Отправляясь в церковь на причастие, нужно обязательно надеть на шею малыша крестик.
Причастие – это тайна. Но без приобщения этой тайны мы не сможем быть полновесными членами Церкви, духовно расти и, в конечном счете, не причащаясь Святых Христовых Тайн, мы не сможем стать наследниками Царства Небесного (Ин). Причащаясь, человек получает всю полноту благодати Пресвятого Духа, т.е. всё самое лучшее, что он только способен получить на земле для своей жизни, для своего развития.
Господь показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» не препятствует действительной близости с Богом.
Причащая детей, нужно учитывать, что для малышей от одного до трех лет никакой подготовки перед Причастием нет, их можно даже кормить. Важно также настраивать ребенка на Причастие. Говорить, что мы идем в храм, что батюшка будет тебя причащать, что ты откроешь ротик.
Причем, примерно к двум годам, ребенку, особенно если он не привык причащаться, необходимо объяснить, что такое Причастие и как приступать к Таинству. Не нужно употреблять кощунственные формулировки вроде: «Вот батюшка тебе вкусненького компотика даст» и подобные. Лучше сказать: «Батюшка тебе Причастие даст – святое, хорошее…». Или: «Мы причастимся Тела и Крови Господа». Так постепенно, благодаря отношению взрослых к ребенку-причастнику – как его поздравляют, целуют, стараются в этот день одеть по-праздничному, – он начинает понимать, что Причастие – это радостное, торжественное, святое событие.
Если младенец никогда не причащался, то, когда его подносят к Чаше, он может испугаться. Он не понимает, что с ним пытаются сделать или, например, думает, что его хотят напоить лекарством, или может быть другая причина. В таких случаях не нужно причащать ребенка насильно. Лучше пусть он посмотрит, как причащаются другие дети, дать ему кусочек просфоры, поднести к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что его причастят в следующий раз.
Годам к трем-четырем можно и нужно объяснять детям смысл Таинства Причастия. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных, ласкал маленьких детей. И вот, когда Он узнал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. И когда они расположились за столом, Он взял хлеб, разломил и раздал им, сказав: «Этот хлеб – Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами». Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «В этой чаше Я вам даю самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». Так Иисус Христос первый раз причастил людей и завещал, чтобы все, кто Его любят, также причащались.
Начав с простого объяснения, подрастающим детям можно рассказывать о Тайной Вечери подробнее и полнее, следуя евангельскому тексту. За литургией они услышат слова: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «Пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за много изливаемая во оставление грехов». И к этому их надо приготовить. Но как бы мы ни упрощали евангельские рассказы, важно, чтобы не искажался их смысл.
Маленький ребенок может расплакаться на службе, что будет мешать молящимся, да и родителям с ребенком нелегко выстоять всю службу. Поэтому лучше приходить в храм минут за 10-15 до Причастия. Это может касаться и некоторых детей старше 3-х лет. Детей к Храму нужно приучать постепенно, не принуждать отстаивать всю службу, так как в будущем это может произвести обратный эффект, и ребенок вовсе не захочет идти в церковь.
Постепенно, годам к четырем нужно уже приучать ребенка причащаться натощак. Этот литургический пост – прекрасная подготовка к принятию Таинства, и чем раньше ребёнок к нему привыкает, тем лучше, и тем легче это даётся.
Лет с пяти детки уже могут поститься день перед причастием. Не строго: воздерживаться от мяса, конфет, от просмотра мультфильмов, стараться вести себя лучше, быть послушнее и т. п. Хорошо прочитать с ними вслух одну или несколько молитв ко Святому Причащению.
Родители призваны научить детей, как подходить к причастию: сложив руки на груди, а подходя к Чаше, не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Чашу. Следует назвать священнику свое имя. После причастия нам дают съесть кусочек просфоры и выпить немножко вина с водой — это называется «запивка». Все это внешние правила, и нельзя их смешивать со смыслом и значением таинства, но установленное традицией поведение в храме имеет немалое значение. Детям важно почувствовать в торжественные минуты, что они умеют держать себя как взрослые.
Говоря о частоте Причастия, отметим, что маленьким детям можно причащаться часто, но начиная с шести-семи лет благоразумнее будет согласовать этот вопрос с духовником. Или с любым батюшкой, который будет в курсе Ваших обстоятельств.
С семи лет ребенка необходимо приводить на исповедь, к чему его тоже следует подготовить: рассказать о том, что в этом таинстве сам Господь прощает грехи. Конечно же, мы еще раньше учим детей анализировать, что хорошо, а что плохо, поэтому возраст исповеди может и уменьшаться, если ребенок понимает, что это за Таинство, и отдает отчет своим поступкам. Важно, чтобы ребенок не боялся этого Таинства, а поэтому нужно постараться предупредить священника, что у Вашего ребенка первая исповедь.
С семи лет постепенно ребенка нужно приучать и к остальным требованием ко Причастию. Но важно помнить, что это внешняя подготовка к Причастию, а важна еще и внутренняя. Самим родителям надо стремиться любить храм, любить Бога и исполнять Его святые заповеди. Помнить, что мы в Таинстве Причастия встречаемся со Христом и должны стремится к этой встрече, радоваться ей, желать ее (как мы желаем встречи с любимым человеком). Важно эту любовь привить и ребенку. А поэтому здесь необходима во всем постепенность и самое главное – личный пример, иначе мы можем только отторгнуть ребенка от Церкви и Бога. Господь принимал детей и радовался им, не обременял их. Так должны и мы с постепенностью и любовь приводить детей ко Христу. Стремясь сами быть примером не просто формального исполнения церковных предписаний, но примером любви, понимания, отдаляясь сор, гнева и злости. Ведь ребенок судит о вере, взирая на нас, и если мы живем не по христиански, то едва ли механическое Причащение детей даст плоды. Только с понимания сути Таинства, только с желанием и с любовью к нему, а значит и к Богу, Причастие будет приносить пользу для человека, будет врачеванием и духовных, и телесных недугов. И конечно необходима твердая вера в Бога и вера в Его любовь к Нам. «Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь». Его жизнь во мне — вот в чем состоит таинство Святого Причастия, и в этом раскрывается смысл и цель нашей жизни.
Причащение младенцев — необходимый обряд в жизни каждой молодой православной семьи. Что такое причащение? Почему необходимо причащать младенцев? Как правильно приготовиться к причастию? Ответы на все эти вопросы вы найдете просто сейчас.
Итак, сначала попробуем разобраться с тем чем же является причащение. Почему каждый православный христианин должен причащаться.
Причащение — одно из Таинств Церкви. Оно называется причащением, потому что через него мы стаем «причастниками Божества Иисусова», через него соединяемся с Христом. Это происходит когда человек вкушает хлеб (Тело Христово) и вино (Кровь Христова). И чем раньше происходит такое святое соединение в жизни человека, тем лучше. Потому так важно причащение младенцев.
Когда можно начинать причащение младенцев?
Причащать младенцев можно уже на следующий день после . Узнайте когда в церкви будет происходить причащение и приходите к этому времени. А лучше немножко раньше, чтобы до причащение постоять с малышом на службе. Приходите с мужем или мамой, сестрой. Они вам помогут держать малыша и если обряд затянется, смогут погулять с ребеночком на улице.
Как приготовиться к причащению младенца?
К причащению младенца готовиться не нужно. Если для взрослого православного христианина есть обязательным условие соблюдения поста и подготовки к исповеди, то младенцам как и всем детям до семи лет исповедаться и поститься не нужно.
Как происходит Таинство Причащения?
Как правило, во время утренней службы в церкви происходит причащение православных христиан. Вначале все пришедшие в церковь стоят на службе, далее по одному подходят к священнику и исповедаются. К исповеди нужно подготовиться заранее. Хорошенько продумайте какие грехи совершали и в чем хотите покаяться. Можете выписать названия грехов на листочек, если боитесь, что забудете. После исповеди и совершается собственно Таинство Причащения.
Первыми к священнику и его помощнику подносят младенцев, затем детей постарше. За детьми идут причащаться мужчины, за мужчинами женщины.
Во время причащения следует скрестить на груди руки, при этом правая должна быть сверху. Если мама подносит к священнику младенца, ребенок должен лежать по правую руку.
Каждый причащающийся вкушает хлеб (тело) и вино (кровь). Младенцам дается только последнее так как твердую пищу они еще не могут есть. После причащения необходимо подойти к специальному столику, где нужно выпить свяченой воды и съесть фрагмент просфоры. Воду за малыша допивает мама и просфору тоже съедает молодая родительница или тот кто будет с малышом.
Экстрасенс, бабка или церковь?
Говоря о причащении младенцев, нельзя не остановиться на столь важном моменте как то, почему иногда мы заблуждаемся в своем выборе. Ведь практически каждый день мы стоим перед выбором как быть: что приготовить на завтрак, во что одеться, какой выбрать вид транспорта и т. д.
Также иногда нам приходиться решать как же вылечить, успокоить малыша. Кто-то посоветует срочно поехать к знакомой бабке, кто-то предложит обратиться к экстрасенсу, а кто-то скажет, что лучше всего пойти в церковь, поставить свечку, а еще лучше причащать младенца и чем чаще, тем лучше.
Конечно же, и в этой ситуации каждая молодая мама делает свой выбор. Но прежде, чем решиться на что-либо, хорошенько подумайте, ведь речь идет о жизни вашего ребеночка, а что может быть ценнее…
(Размышление о воспитание детей священника Илии Шугаева – многодетного отца)
Дети, как и взрослые, готовятся к Причащению постом, исповедью и молитвой. Но подготовка детей к Причастию отличается от подготовки взрослых.
0–3 лет. О подготовке детей ко Причащению в этом возрасте можно сказать очень просто: дети пока никак не готовятся. Грудных детей вы можете покормить, когда они этого требуют, и приходить в храм. Причем приходить можно не к началу службы. В этом возрасте дети не постятся, поскольку они и не могут поститься. Малыши еще не вполне научились управлять своими чувствами и своим поведением. Например, ребенок, с утра зайдя на кухню и увидев там печенье, возьмет его, хотя две минуты назад мама ему строго напомнила, что есть перед причастием нельзя. Он понял это и с легкостью согласился с мамой, его желание вполне совпадает с желанием матери. Но вот перед ним печенье, и возникает уже новое желание. В ребенке два желания, а управлять ими он еще не умеет, поэтому побеждает, как правило, последнее. Ребенок съест это печенье, и не будет виноват в этом. Нельзя требовать от ребенка то, на что он еще не способен. Поэтому ребенка можно покормить перед Причащением в этом возрасте, если это необходимо. Ближе к 3-летнему возрасту желательно не есть перед причастием, но если ребенок что-то случайно съел, это не препятствует ему причащаться. Особые молитвы перед Причастием с ребенком пока не читаются. Очевидно, что исповеди также пока нет.
Приходить на Литургию можно за 15 минут до Причащения. Если в храме служба начинается в 8.00, то приходить с малышами можно примерно к 9.15. Пришли, через 15 минут будет Причащение, причастились, еще через 15 минут — конец службы. Ребенок проводит в храме около получаса, поэтому практически любой ребенок, даже самый беспокойный, обычно выдерживает это время в храме. Надо только заранее выяснить в храме, куда вы будете ходить, когда лучше придти с ребенком на причастие.
Детей в этом возрасте лучше всего причащать каждую неделю. Столь же часто причащались в древности все христиане. Сейчас из-за того, что принято взрослому человеку поститься два-три дня перед причастием, то взрослые причащаются несколько реже: один раз в две-три недели или раз в месяц. Каждую неделю уже есть два постных дня (среда и пятница), а добавлять еще несколько постных дней будет тяжело как взрослых. Поскольку дети не постятся, они могут причащаться и каждую неделю.
3–7 лет. В три года у ребенка наступает определенный переходный возраст, он взрослеет и уже управляет своими чувствами и действиями. Поэтому с 3 до 7 лет дети причащаются уже натощак. В три года ребенку можно объяснить, что до службы есть нельзя, и он уже может себя остановить при виде случайно оставленного лакомства. Если ребенок случайно съест что-то, то он может быть не допущен ко Причастию, что должен решить священник, учитывая возраст ребенка, церковность ребенка и родителей и многое другое.
В этом возрасте ребенка также приводят не к началу службы, хотя и немного раньше, чем малышей. Дома вместе с родителями ребенок может читать 2–3 знакомых ему молитвы. В храм ребенка приводят за 15–30 минут до причастия. Детей можно причащать каждую неделю. Дети в этом возрасте не исповедуются. Некоторые дети могут вполне сознательно исповедоваться и раньше семи лет, например, уже в шесть лет.
7-14 лет. В семь лет наступает следующий этап развития ребенка. Он становится маленьким взрослым, поэтому все делает, как взрослые, только в меньшем объеме. Например, взрослые постятся два-три дня, а ребенок должен поститься хотя бы один день. Взрослые читают полное молитвенное правило, а ребенку достаточно нескольких коротеньких молитв. И, наконец, с семи лет дети начинают исповедоваться. Далее, по мере взросления, дети все больше приближаются к взрослым: постятся чуть дольше, молитв читают побольше, и более серьезно исповедуются.
Поэтому в этом возрасте ребенок постится 1–2 дня перед Причастием. С момента, когда ребенок научился читать, он читает особые молитвы к Причастию. В 7 лет можно читать всего 3–4 специальные молитвы, а чем старше ребенок, тем ближе его молитвенное правило к взрослому.
Постепенно ребенок приходит к тому, что в 14 лет он совершает все полностью, как взрослые: бывает на всенощном бдении накануне Литургии, молится на Литургии с самого начала службы, постится 2–3 дня (можно и больше), читает полностью Последование ко Причащению, а также каноны: покаянный, Богородице и ангелу-хранителю.
Как и взрослые с семи дети причащаются один раз в две-три недели, обязательно исповедуясь перед этим.
(13 голосов : 4.85 из 5 )
«Васенька, потерпи немножко, детка! Сейчас выйдет батюшка и даст тебе компотик», — услышала я за спиной слова, которые каждый раз заставляют меня невольно вздрагивать.
«Компотик», «изюминка», «вкусненькое» — что только не доводилось мне слышать, стоя в воскресный день на Божественной литургии и ожидая выноса Чаши.
К сожалению, подобные «объяснения» самого главного Таинства Церкви у некоторых прихожан всё ещё встречаются. При этом никто из них не задумывается: «А не послужат ли такие слова в дальнейшем тем самым искушением, которое оттолкнет моего ребёнка и от причастия и от Церкви? А не зародится ли в ребёнке сначала малое, а потом уже и неисправимое неблагоговейное отношение к Таинству? А поверит ли потом подрастающее чадо уже более серьёзному объяснению сути Евхаристии?»
Размышляя над вопросом, как объяснить ребёнку, что такое Тело и Кровь Христовы, следует начать с того, что Таинство Святого Причащения должно быть неотъемлемой частью жизни ребёнка и родителей, а о Литургии следует говорить на разных возрастных этапах, постепенно «усложняя» объяснение.
Если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста после своего крещения причащается вместе с ними, то у него вряд ли будет возникать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?». Для него участие в станет естественной и неотъемлемой частью жизни. Но в то же время недостаточно принести дитя в храм, причастить и уйти. Уже собираясь в храм, полезно подчёркивать, что идёте в Божий дом, что будете участвовать в Таинстве Святого Причащения, чтобы соединиться с Господом.
- Причастие – это соединение с Богом – вот самое доступное объяснение для детей. Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры. Само слово помогает нам в этом: При-частие , становление частью чего-то, при-со-единение к Богу…
- Бог есть , полнота любви и её источник. Как сказал один богослов: «Даже наша пища – это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько любит нас, что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом. Для этого Он таинственным образом соединяется с нами в Таинстве Причастия.
- Можно охарактеризовать Святые Дары словами Спасителя о Себе — Хлеб Небесный: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек » .
- Понятия «Тело» и «Кровь» сложны для детского восприятия, так как в современном языке редко выражают сопричастность. Однако мы можем привести в пример выражения «моя кровинушка», «плоть от плоти». Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения и формируется с помощью её организма.
Постепенно через знакомство с Библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия ко Христу. - также правильно и доступно для ребёнка именовать Святыней .
Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие. Но все они сходны в одном мнении – ребёнок сможет понять Таинство Тела и Крови постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто мировоззрением, а является образом жизни.
Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт, и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают Причастие малыши. Моя маленькая крестница, после первого Причастия на вопрос своей нецерковной бабушки: «Ну что, причастилась? Батюшка тебя причастил?» (она боялась бородатых мужчин) — ответила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»
Вот и что она видела?! Я, пытаясь словами объяснить, что такое Причастие, едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.
Анастасия Овансова, мама троих детей
Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в раннем возрасте абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно. Я говорю: «Соединяемся с Господом!»
Марина Базанова, мама двоих детей
Вопрос формального объяснения Таинства Евхаристии сложен для детского ума.
Попытка ответить на вопрос: «Что находится в Чаше?», — в категориях «Хлеб», «Тело», «Вино», «Кровь» может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому, что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.
Более того, объяснение Таинства в данных категориях даже для взрослого человека не внесет ясности в суть происходящего.
Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через регулярное приобщение Трапезе Господней возможно раскрытие внутреннего содержания Таинства Таинств.
Только через личный пример, участвуя в Божественной литургии совместно с ребенком, подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой, возможно ожидать, что маленький человек станет причастником Божественных Таин.
Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично воспримет эту Истину. Истину того, что в Чаше находится Господь, таинственным образом преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.
священник Александр Аникин
Родители должны привить ребёнку личностное отношение с Богом, чтобы ребёнок понимал что Бог это Личность, что Бог является таким же близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской Библии, через молитву в храме и дома с родителями.
Тогда до ребёнка можно донести, что такое Причастие и зачем оно. В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями, так же как и для взрослых.
Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать Причастию магические свойства (например: «если ты будешь причащаться, то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь причащаться, то Богу будет приятно, и если ты загадаешь желание или будет мечта, Бог обязательно исполнит»). Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.
священник Александр Ионитис
Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное — постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается, прикасается к Богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.
диакон Антоний Сацута
Мне кажется, что можно сказать так: «Господь войдёт в твоё сердечко, и постарайся сохранить там этого дорогого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».
Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа?» — можно, я думаю, ответить так: «Мы принимаем пищу, и она нами усваивается, становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем необходимые вещества и энергию через питание). Так и Господь на Тайной Вечере вкусил хлеб и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литургии становимся участниками той самой Тайной Вечери и таинственным образом принимаем в себя Самого Христа. Он, живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас». А выяснять уже механику или химию этого Таинства — дело невозможное, да и ненужное. На то оно и Таинство.
иподиакон Александр Попов
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА КО СВЯТОМУ ПРИЧАСТИЮ
О том, что такое Причастие и зачем православному христианину необходимо причащаться, Вы можете подробно прочитать здесь . А сегодняшняя статья затрагивает тему о Святом Причастии детей.
Во-первых, ребенка с младенчества необходимо учить причащаться осознанно. Как это сделать?
Конечно, малыш до 3-4 лет не осознает всей серьезности происходящего. Но тот факт, что родители исправно, каждое воскресенье и Великие праздники подносят его к Святой Чаши, играет огромную роль в деле православного воспитания. Ребенок, буквально с пеленок, впитывает благодать от Святого Причащения.
Если ребенка в первый раз привели причащаться только в двух-трехлетнем возрасте, то он может расплакаться, испугаться священника. Он не понимает, зачем он здесь находится. Детей, которых причащают с младенчества видно сразу. Они сами складывают ручки перед Чашей, с радостью называют свои имена батюшке и открывают ротик для принятия Святых Христовых Таин.
Таким детям объясняют с самого раннего возраста, что их ведут в храм причащаться. Даже если вам кажется, что малыш ничего еще не понимает, но он от вас слышит самые важные слова в жизни христианина: Причастие, Святые Христовы Таины, Тело и Кровь Христовы.
Немного повзрослев, детям можно в доступной форме рассказать про Бога, самые азы, доступные ребенку. Объяснить маленькому человечку, что нужно с благоговением подходить к Чаше, не баловаться, не кричать в храме, тогда ребенок будет учиться с ранних лет осознанности и осмысленности того, что он делает.
Причащение после Крестин
Как мы поняли, детей необходимо водить причащать сразу, как только крестили, с младенчества. Покрестив ребенка, вы обсуждаете со священником, когда вам принести малыша на Причащение.
Общие правила Причащения младенцев и детей раннего возраста:
1. Ребенка необходимо держать на правой руке, как при кормлении. Вы придерживаете своей рукой ручки малыша, чтобы он случайно не задел руку священника, держащего лжицу со Святыми Дарами.
2. После Причастия необходимо дать ребенку запивку, которую дают в храме всем принявшим Христовы Таины. Младенцам запивку дают очень аккуратно, можно дать с маленькой ложечки.
3. Если ребенок срыгнул, то об этом нужно сразу же сказать священнику, чтобы он принял меры. Такое важно не допускать, поэтому не кормите ребенка непосредственно перед самим Причащением.
По обычаю Церкви, начиная с 4-х лет, младенец уже не должен с утра вкушать пищи или пития до Причастия.
Детей до семи лет Церковью принято не исповедовать перед Причастием. В возрасте семи лет младенец становится отроком и считается уже ответственным за свои поступки. Поэтому важно готовить ребенка к этому моменту.
Более подробно, как готовить ребенка к исповеди, читайте здесь.
По любым вопросам, если вы в чем-то сомневаетесь, обращайтесь к священнику.
Александра Ерёменко
Работы отца Ильи Шугаева, настоятеля храма Михаила Архангела, г.Талдом
Размышления о воспитании детей. Вступление
Воспитание будущего семьянина
- От нуля до трех
- От трех до семи
- Следующие этапы
О капризах и непослушании
- Капризы
- Непослушание
- Запреты
Условия для воспитания
- Место ребенка в семье
- Связь поколений
- Дети – маленькие взрослые
- Бесхозяйственность
- Высокие идеалы
Дети и церковь
- Дети в храме
- Детская исповедь
- Как причащать детей?
- Семейная молитва
- Как относиться к светским праздникам?
Дети и церковь
Дети в силу своего возраста не могут стоять в храме на молитве так же, как взрослые. Например, детей от рождения до года обычно приносят в храм только для Причащения.
Дети от года до 3 летмогут спокойно вести себя в храме не более получаса, и то при условии, что они будут в чем-то участвовать или что-то рассматривать. Поэтому обычно один из родителей приходит в храм с детьми к самым важным или самым торжественным моментам. Например, на всенощном бдении (вечерняя служба накануне больших праздников) с ребенком достаточно прийти к полиелею. Эта часть службы наполнена действиями (выход священства из алтаря, каждение, пение величания или других песнопений, звон колоколов, чтение Евангелия, прикладывание к иконе праздника, помазание). После помазания елеем с ребенком можно идти домой. На Литургию с такими малышами достаточно прийти за 10-15 минут до Причащения. Во время причащения священнослужителей в алтаре обычно бывает в храме пауза, во время которой с детьми удобно поставить свечи, поцеловать иконы. После причащения можно достоять до конца службы и отправиться домой. С детьми в этом возрасте родителям лучше стоять в конце храме сзади всех молящихся, поскольку ребенок, не умеющий управлять собой, будет привлекать к себе много внимания, и отвлекать других молящихся.
Если ребенок ведет себя спокойно, можно приходить и пораньше. Уже сама обстановка храма с молитвенным пением хора, возгласами диакона или священника, ликами святых, словно глядящих из горнего мира, особым запахом ладана благотворно воздействует на малышей.
Дети от 3 до 7 лет уже могут немного управлять собой, поэтому время их пребывания в храме можно постепенно увеличивать от получаса в три года до часа (или полтора часа, в зависимости от характера и терпения ребенка) к семи годам. Некоторые дети могут выстоять и два часа, но это исключительные случаи и на них нельзя ориентироваться. Поскольку детям все равно еще трудно стоять в храме на одном месте более 5-10 минут, то можно им поручить поправлять свечи на подсвечниках, привлекать их к пению (например, на Литургии «Верую» и «Отче наш», или тихонько подпевать «Господи, помилуй», «Аминь»). Родителям надо стоять рядом с детьми и подсказывать им их действия во время молитвы: когда перекреститься, наклонить голову, сделать земной поклон, делая все вместе с детьми. В летнее время можно даже выходить на улицу в не самые важные моменты службы. Например, на всенощном бдении после помазания в конце полиелея, можно выйти из храма, чтобы вернуться на пение «Честнейшую херувим…» Так можно делать, поскольку важно не количество времени, проведенное ребенком в храме, а благоговение. Лучше выйти, если ребенок уже не может стоять спокойно, и вернуться к важному моменту, когда ребенок сможет вновь собраться и благоговейно стоять. Родители должны научиться чувствовать золотую середину между тем, чтобы не перегнуть палку и не заставить ребенка делать то, на что он еще просто не способен, и тем, чтобы не дать ребенку повод вести себя расслабленно. Кстати, перегиб в первом случае опаснее, чем во втором. В этом возрасте с детьми можно стоять в середине или впереди храма, чтобы лучше видеть службу.
Дети от 7 до 14 лет постепенно приближаются к взрослым. Время пребывания на службе постепенно увеличивается от часа до полной службы (два – два с половиной часа). Ребенку родители или преподаватели в воскресной школе должны объяснять богослужение, смысл тех или иных действий. В это время детям можно давать постоянные для них послушания: пение на клиросе, дежурство у подсвечника, помощь в алтаре. Подобное послушание может дать только настоятель. Он, например, своим авторитетом может указать дежурным у подсвечников бабушкам о необходимости такой практики. Настоятель должен быть в взращивании будущих прихожан в храме. На практике назначение определенных послушаний детям делается с помощью преподавателей воскресной школы и активных родителей. Ребенок в этом возрасте должен уметь писать записки о здравии и о упокоении своих близких.
Все приведенные здесь рекомендации приблизительны, родители должны сами следить за взрослением ребенка и определять посильное для него участие в богослужении. Крайне опасны перегибы, когда ребенка заставляют выстаивать службу больше, чем сколько он способен по возрасту. Это надо учитывать и если ребенок начинает ходить в храм не с раннего детства. Обязательным условием является постепенное воцерковление ребенка вместе с родителями. Если ребенок пришел в храм только в десять лет, его молитва должна начинаться с непродолжительного пребывания (полчаса) в храме и постепенно, по мере воцерковления, увеличиваться до уровня, соответствующего его возрасту.
Надо учитывать и физические способности ребенка. Например, если ребенок устал, то он может сесть во время службы. За этим (тяжело или нет ребенку) должны следить родители. Но ребенок должен знать те важные моменты службы, когда надо встать.
Чтобы не было проблем с посещением храма, родители должны стараться, чтобы ребенок шел в храм и на Причащение, как на праздник. Насилие в посещении служб неуместно. В случае, если ребенок может выстоять определенное родителями для него время, но заупрямился, плохо ведет себя и не останавливается после соответствующих вразумлений, его можно наказать, выгнав из храма или не допустив его до Причащения. Это правильнее, чем заставлять его молиться или тянуть на Причастие, поскольку он будет воспринимать молитвы или Причащение, как наказание. Наказанием должно быть лишение права молиться или приступать к какому-нибудь Таинству, а не сама молитва или Таинство.
Как правило, большие проблемы с ребенком в храме возникают при разногласии между родителями в вопросе посещения им храма, особенно если один из родителей категорически против посещения храма ребенком. Поскольку молитва в храме это, конечно, не только праздник, но и обязательно труд, ребенку часто хочется избавиться от этого труда. Ребенок будет стараться спрятаться за родителя, который дает ему возможность расслабиться. Здесь от церковного родителя требуется большая мудрость в воспитании ребенка. В переходном возрасте для подростков в силу того, что все большую роль в их жизни играют сверстники, а не родители, важно, чтобы в храме были у них друзья, например, из воскресной школы. Конечно, есть опасность, оставшись с друзьями ребенок будет играть и болтать. Я думаю, что до 11-12 лет лучше не оставлять детей наедине с друзьями, а в 13-14, когда уже вовсю начинается переходный возраст и дети серьезно начинают взрослеть, вполне можно и нужно оставлять их, но если начинается болтовня и игры, тогда, конечно, это надо пресекать.
Важно, чтобы в храме проводились мероприятия, направленные на подростков (походы, летние лагеря, поездки, совместная работа в кружках, выпуск газет и т.д.).
Родители (или один из них), которые постоянно ходят в храм с детьми, вынуждены посещать храм меньше, подстраиваясь под их уровень развития. Если родители причащают детей каждую неделю, то допустимо одному из родителей причащаться с детьми, не выстояв всей службы, но полностью прочитав правило ко Причащению.
Детская исповедь
Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обязательно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые.
Очень важно родителям подготовить ребенка к первой исповеди. Ребенка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди – это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их.
Обычно исповедь происходит перед причастием, поэтому воцерковленные дети исповедуются примерно один раз в две-три недели. Исповедоваться можно и без причащения. Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.
Исповедь совершается перед Крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.
Хотелось бы, что бы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у Креста и Евангелия – это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». Как в кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и сидит медсестра, которая помогает врачу, так и на исповеди мы стоим на исповеди перед Богом – Врачом наших душ – и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь – это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь – это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.
Хотя ребенок должен понимать, что исповедоваться можно любому священнику, поскольку не священник принимает наше покаяние, а Бог, тем не менее желательно, чтобы у ребенка был духовный отец, то есть священник с которым он мог бы посоветоваться и решить свои духовные проблемы. Чтобы посоветоваться, выбирать священника можно и нужно. Как врачи бывают разной специальности – кто-то терапевт, кто-то хирург, кто-то дантист. И каждый специалист лучше разбирается в своем круге болезней. Также и духовники могут отличаться по тому, кто какие душевные болезни лучше видит и может помочь. Кому-то из священников легче понять ребенка с его проблемами, кому-то подростка в переходном возрасте и т.д. Поэтому лучше, если ребенок выберет сам какого-нибудь из священников и будет с ним советоваться. Этот священник в этом случае будет духовником, а ребенок его духовным чадом. Это не значит, что теперь нельзя ни с кем больше советоваться. Любой священник, как и любой взрослый, имеет жизненный опыт и может дать совет и к нему надо прислушиваться, а потому можно советоваться с другими людьми, если вы их уважаете. Просто легче советоваться с тем, к кому у тебя уже есть доверие, и кто уже немного знает тебя и твою семью.
Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на бумаге, по которой можно прочитать грехи на исповеди.
После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди.
При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т.д.. Но не стоит ребенку рассказывать о тяжелых грехах, надеясь на Бога и Его глас в душе человеческой – совесть.
Для ребенка от семи до двенадцати-тринадцати лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.
Грехи по отношению к старшим. Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.
Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.
Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.
Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.
Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.
Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.
Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.
После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:
Ругался матом. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины. Было вольное обращение с противоположным полом.
Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.
Как причащать детей?
Дети, как и взрослые, готовятся к Причащению постом, исповедью и молитвой. Но подготовка детей к Причастию отличается от подготовки взрослых.
0-3 лет. О подготовке детей ко Причащению в этом возрасте можно сказать очень просто: дети пока никак не готовятся. Грудных детей вы можете покормить, когда они этого требуют, и приходить в храм. Причем приходить можно не к началу службы. В этом возрасте дети не постятся, поскольку они и не могут поститься. Малыши еще не вполне научились управлять своими чувствами и своим поведением. Например, ребенок, с утра зайдя на кухню и увидев там печенье, возьмет его, хотя две минуты назад мама ему строго напомнила, что есть перед причастием нельзя. Он понял это и с легкостью согласился с мамой, его желание вполне совпадает с желанием матери. Но вот перед ним печенье, и возникает уже новое желание. В ребенке два желания, а управлять ими он еще не умеет, поэтому побеждает, как правило, последнее. Ребенок съест это печенье, и не будет виноват в этом. Нельзя требовать от ребенка то, на что он еще не способен. Поэтому ребенка можно покормить перед Причащением в этом возрасте, если это необходимо. Ближе к 3-летнему возрасту желательно не есть перед причастием, но если ребенок что-то случайно съел, это не препятствует ему причащаться. Особые молитвы перед Причастием с ребенком пока не читаются. Очевидно, что исповеди также пока нет.
Приходить на Литургию можно за 15 минут до Причащения. Если в храме служба начинается в 8.00, то приходить с малышами можно примерно к 9.15. Пришли, через 15 минут будет Причащение, причастились, еще через 15 минут – конец службы. Ребенок проводит в храме около получаса, поэтому практически любой ребенок, даже самый беспокойный, обычно выдерживает это время в храме. Надо только заранее выяснить в храме, куда вы будете ходить, когда лучше придти с ребенком на причастие.
Детей в этом возрасте лучше всего причащать каждую неделю. Столь же часто причащались в древности все христиане. Сейчас из-за того, что принято взрослому человеку поститься два-три дня перед причастием, то взрослые причащаются несколько реже: один раз в две-три недели или раз в месяц. Каждую неделю уже есть два постных дня (среда и пятница), а добавлять еще несколько постных дней будет тяжело как взрослых. Поскольку дети не постятся, они могут причащаться и каждую неделю.
3-7 лет. В три года у ребенка наступает определенный переходный возраст, он взрослеет и уже управляет своими чувствами и действиями. Поэтому с 3 до 7 лет дети причащаются уже натощак. В три года ребенку можно объяснить, что до службы есть нельзя, и он уже может себя остановить при виде случайно оставленного лакомства. Если ребенок случайно съест что-то, то он может быть не допущен ко Причастию, что должен решить священник, учитывая возраст ребенка, церковность ребенка и родителей и многое другое.
В этом возрасте ребенка также приводят не к началу службы, хотя и немного раньше, чем малышей. Дома вместе с родителями ребенок может читать 2-3 знакомых ему молитвы. В храм ребенка приводят за 15-30 минут до причастия. Детей можно причащать каждую неделю. Дети в этом возрасте не исповедуются. Некоторые дети могут вполне сознательно исповедоваться и раньше семи лет, например, уже в шесть лет.
7-14 лет. В семь лет наступает следующий этап развития ребенка. Он становится маленьким взрослым, поэтому все делает, как взрослые, только в меньшем объеме. Например, взрослые постятся два-три дня, а ребенок должен поститься хотя бы один день. Взрослые читают полное молитвенное правило, а ребенку достаточно нескольких коротеньких молитв. И, наконец, с семи лет дети начинают исповедоваться. Далее, по мере взросления, дети все больше приближаются к взрослым: постятся чуть дольше, молитв читают побольше, и более серьезно исповедуются.
Поэтому в этом возрасте ребенок постится 1-2 дня перед Причастием. С момента, когда ребенок научился читать, он читает особые молитвы к Причастию. В 7 лет можно читать всего 3-4 специальные молитвы, а чем старше ребенок, тем ближе его молитвенное правило к взрослому.
Постепенно ребенок приходит к тому, что в 14 лет он совершает все полностью, как взрослые: бывает на всенощном бдении накануне Литургии, молится на Литургии с самого начала службы, постится 2-3 дня (можно и больше), читает полностью Последование ко Причащению, а также каноны: покаянный, Богородице и ангелу-хранителю.
Как и взрослые с семи дети причащаются один раз в две-три недели, обязательно исповедуясь перед этим.
Семейная молитва
Семья в Православной Церкви часто называется домашней или малой церковью. Кроме личных молитв, в которых человек излагает свои личные нужды, в семье совершается общая семейная молитва. Как служба в храме, так и молитва в семье являются необходимыми.
Самыми необходимыми молитвами являются утренние и вечерние молитвы, а также молитвы перед едой и после еды. При традиционном семейном укладе эти молитвы являлись общими семейными молитвами. Если в семье есть маленькие дети, то они читают сокращенные утренние и вечерние молитвы отдельно от взрослых с кем-то из старших. Утренние молитвы должны совершаться сразу после подъема, вечерние же молитвы могут совершаться как непосредственно перед сном, так и в любое удобное для этого вечернее время.
Молитвы совершаются всеми членами семьи, кроме маленьких детей до 3-хлетнего возраста, ибо они еще в силу возраста, как правило, не могут участвовать даже в кратких молитвах. Молитвенное правило может читаться полностью одним человеком или по очереди разными членами семьи. Когда кто-то произносит молитву, не принято произносить ее вслух другим человеком, он должен либо просто слушать, либо повторять ее про себя. Пение же отдельных молитвословий, напротив, совершается всеми вместе. Начальный и конечный возгласы в молитвенном правиле, а также благословение еды совершаются только старшим из молящихся.
Молитвы обычно читаются стоя или на коленях. При болезнях, немощах или усталости молитвы могут совершаться сидя в благоговейной позе. Во время молитвы обычно зажигаются лампады и свечи, если имеется домашняя кадильница, то может совершаться каждение. Обычно молитвенное правило читается из молитвослова или наизусть. К правилу из молитвослова могут добавляться особые молитвы по потребности, в том числе и своими словами.
С трех лет дети участвуют в молитве только тем, что крестятся со взрослыми и произносят «Аминь» в конце молитв. К четырем годам дети могут произносить самые краткие молитвы: «Трисвятое», «Господи, помилуй», «Слава, и ныне». Ближе к пяти годам дети могут сами произносить наиболее известные молитвы наизусть, участвуя в общей молитве. Как правило дети первыми запоминают следующие молитвы: «Отче наш», «Царю Небесный», «Трисвятое», «Богородице Дево, радуйся», «Спаси Господи, люди Твоя».
Если в семье несколько маленьких детей, то хорошо, чтобы они по очереди произносили молитвы, чтобы ощущать свое участие в общем деле.
Чтобы молитва была живой, кроме определенного краткого правила, выученного детьми наизусть, в детской молитве должно быть место для молитвы о своих нуждах и своих близких. Это очень важно, поскольку ребенок приучается не просто повторять заученное правило, но осмыслять, Кому он молится, о чем он молится.
Детское правило постепенно увеличивается по мере роста детей и к четырнадцати годам (или раньше) доходит до взрослого правила.
Для дошкольного возраста можно пользоваться следующим примерным правилом:
Старший произносит возглас: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас». Все отвечают: «Аминь». Старший «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Все поют «Царю небесный..» Все по очереди произносят «Трисвятое» по «Отче наш…», причем «Отче наш…» поется. Далее можно всем по очереди произносить личную молитву. Здесь дети могут молиться о своих воспитателях и учителях, о своих друзьях, а также о своих врагах, если такие появляются. Здесь дети часто вспоминают, что, например, в группе кто-то заболел и надо помолиться о его выздоровлении, или кто-то себя плохо вел и надо помолиться о его исправлении. Нужно помолиться и о упокоении умерших родственников. После этих молитв все поют «Богородице Дево…», «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Достойно есть…». Если с детьми молится кто-то из взрослых, то дети подходят под благословение. Миряне благословляя просто крестят детей, сложив пальцы, как при обычном крестном знамении. Если детей несколько, то под благословение лучше будет подходить по старшинству.
В восемь-девять лет в правило включаются молитвы из числа утренних и на сон грядущим. Например, утром достаточно добавить четыре коротеньких молитв, надписанных в молитвослове «Святого Макария Великого».
Как относиться к светским праздникам?
В советское время при господстве коммунистической идеи создавалась своя система праздников, поскольку человек так устроен Богом, что ему нужны святые, святыни и священные дни. И создавалась эта система праздников именно в противовес церковным праздникам. Церковный люд, чувствуя это, конечно же, настороженно и неодобрительно относился к этим светским праздникам, тем более проникнутых коммунистическими идеями. На некоторые праздники уже сам церковный люд отвечал созданием своих праздников. Например, в современном церковном сознании утвердилось мнение, что день жен-мироносиц – это православный женский день. Но такой смысл появился только в советское время как реакция на 8 марта. Раньше же это был праздник всех тех, кто остался верным в своем служении, даже во время самым больших искушений. И тут Церковь вспоминает не только жен-мироносиц, но и Иосифа Аримафейского и Никодима.
Сейчас после краха коммунистической идеи само государство пытается переосмыслить многие из праздников, хотя это делается не всегда удачно. У светских праздников сейчас уже нет антицерковной направленности.
Поэтому в настоящий момент для православного христианина совсем не приемлемы только откровенно безбожные или прямо сатанинские праздники (Хеллоуин и т.п.). Неприемлемы и осудительны с точки зрения христианской морали, праздники, которые ведут к распущенности нравов, например, день святого Валентина, или Масленица, трактуемая, как широкая народная гулянка без всякой нравственной идеи.
Но христиане, как часть своего народа, не должны с презрением относиться к тем праздникам, которые вполне согласуются православной нравственностью или хотя бы не противоречат ей. Например, праздник 8 марта, несмотря на коммунистическое прошлое, может быть вполне принят православным христианином, если праздник осмысливается, не как праздник равенства женщины по отношению к мужчине, а праздник, воспевающий истинную женственность. Этот праздник может быть использован родителями для воспитания в детях уважения к роли женщины в семье, как к жене и матери. Можно рассказать мальчикам, что они должны нежно относиться к девочкам, поскольку они их будущие жены и матери их детей, а девочкам рассказать о том, что они должны себя готовить к этой роли, и только тогда они по-настоящему заслужат к себе любовь и уважение мужчин.
Опасно настраивать ребенка против этого праздника, а поскольку он широко празднуется в школах, и против общества, например, школы. Ребенку нелегко будет идти на конфликт с учителями и своими друзьями, особенно если праздник правильно осмыслен и правильно преподносится ребенку в школе. Родителям в данном случае правильнее связаться с классным руководителям или школьным руководством, чтобы помочь в проведении этого праздника в правильном русле.
Подобным образом можно поступить и в день 23 февраля.
Этот путь традиционен для Церкви, которая и в древности шла по пути «воцерковления» языческих обычаев – путем их переосмысливания и наполнения новым христианским смыслом. Например, Рождество Христово, отделилось в 4-м веке от праздника Богоявления и стало праздноваться в языческий праздник дня Солнца, но при этом христиане понимали, что они поклоняются истинному Солнцу Правды – Христу.
Перед многими православными семьями стоит вопрос: праздновать ли в семье светский праздник?
Церковь и раньше до революции часто участвовала в светских праздниках, освящая своей молитвой события гражданской жизни общества. Например, в Требнике приводится чинопоследование молебна на Новый год, в котором Церковь благодарит Бога за прошедший год и молится о помощи в будущем. Поэтому и сейчас подобные молебны совершаются в храмах, и хорошо, если православная семья участвует в молитве о своей стране и своем народе. Хорошо, если православная семья отметит День Победы 9 мая, например, участвуя в благодарственном молебне и панихиде о вождях и воинах, погибших на поле брани. Такое молитвенное участие в празднике возможно и том случае, если этот день приходится на Великий пост.
С другой стороны, православная семья может просто не праздновать светские праздники, которые не несут никакой высокой нравственной идей с точки зрения христианства. При этом только важно помнить, что не стоит осуждать, особенно при детях, тех, кто празднует их. Это праздники 1 мая, 7 ноября и подобные им.
Например, православная семья может не праздновать Новый год, перенося все торжество на Рождество Христово. Новый год приходится на последние дни Рождественского поста, поэтому если в семье строго соблюдается всеми (!) членами пост, то празднование Нового года может ограничиться только участием в молебне на Новый год, а само семейное торжество совершаться только в Рождество, после службы в храме и окончания поста.
Если в семье возникают по поводу праздника, когда, например, кто-то из членов семьи не церковный человек и для него важнее Новый год, чем Рождество Христово, то в таком случае церковной стороне лучше помнить, что раздор в семье принесет гораздо больше вреда, чем попытка сохранить строгость поста. В такой ситуации лучше найти компромиссное решение: семья собирается за новогодним столом, который будет включать как постные (для церковной стороны), так и непостные блюда (для нецерковной стороны).