10 Aug 2015 / by admin / in Uncategorized
Правительства не хотят бороться с сектами
Деятельность секты очень часто видимость законности. Типичный чиновник держит закон, и это очень трудно отличить его, насколько в случаях сект, право которого нарушено, – сказал Том Саквилл.
Под эгидой Европейской федерации центров по исследованию и. Информация о сектах (FECARIS) 7 мая в Варшаве состоялась международная конференция по проблемам сект. Встреча Пт «Системный насилие в культах: свидетельства и доказательства” приняли участие около 150 человек, в том числе представители европейских стран, США и Канады..
Том Саквилл представляет британскую ассоциацию FECRIS выживания Trust семьи (семьи, которые пережили секту). Консервативный политик и бывший министр здравоохранения в Великобритании отметил, что низкий интерес регулирующее вопрос о сектах, в первую очередь из-за невежества политиков. Саквилл признался, что только правительства трех стран поддерживают деятельность FECRIS-ин и понять серьезность ситуации: Франция, Бельгия и Австрия. – В демократических странах уважать права человека и в то же время уважать права лиц. И мы знаем, что все тоталитарные секты, поэтому они хотят, чтобы их влияние, чтобы охватить весь человек. Правительства этих стран, которые понимают и заботятся об интересах блока – сказал абонента KAI. Том Саквилл признал, что сотрудничество может также рассчитывать на российской стороне, хотя он добавил, что Россия не в полной мере демократическое государство.
Отсутствие поддержки деятельности FECRIS от властей других стран также в связи с тем, что секта использовать демократические законы, ссылаясь на права человека, например,. Для религиозной свободы. «Деятельность секты имеют очень часто видимость законности. Типичный чиновник держит закон, и это очень трудно отличить его, насколько в случаях сект, право которого нарушено «, – сказал Президент FECRIS. Том Саквилл добавил, что многие министры считают, что они являются более важные вещи, чем деятельности сект. Даже упомянул проблему иммиграции, наркотиков, или любое преступление.
Указывая, как отличить секту религии, Саквилл сказал, что один из основных принципов этой первой эвакуации детей из их семей. – Критерий в оценке ли группа культ его влияние на молодых людей. Таким образом, секта делает большой вред целыми семьями. Их лидеры используют религию в своих целях, в то время как истинная религия, как и католицизм, учит людей не только верить в Бога, но также указывает на делаете хорошие вещи и оставляет свободу человека. Между тем, секта воздействие на психику, например. Способствует сексуальной эксплуатации детей, вынуждены заниматься проституцией, или привлечь деньги для себя.
Саквилл сказал, что в Европе начали секта самых распространяться в 90-х годах ХХ века. Когда его спросили, о том, что стало причиной, вызывающий КАИ указал на снижение влияния церкви. «Ослабление религиозной жизни способствовали тому, что люди начали чувствовать пустоту. Но человек нуждается в духовном опыт. И это то, что лидеры секты использовали, предложив, чтобы заполнить эту пустоту «, – подчеркнул президент FECRIS.
Европейская федерация центров по исследованию и. Информация о сектах была основана во Франции в 1994 году. Эта международная организация объединяет организации из 40 стран, которые работают, чтобы предотвратить деятельность сект. Польский представитель в FECRIS это движение в защиту семьи и личности. С 2010 года FECRIS является участником форума по правам Европейского Союза.
Слово «секта» у большинства людей вызывает негативную реакцию. Все мы примерно представляем себе, что в сектах плохо, сектанты – неадекватны, в их «лапы» лучше не попадать. Что такое секта и к чему может привести борьба с сектантами, мы поговорили с кандидатом психологических наук Александром Невеевым, который уже много лет занимается борьбой с сектами и помогает людям вернуться к нормальной жизни.
Как Вы пришли к тому, чем сейчас занимаетесь – к борьбе с сектантством?
Когда я учился в МПГУ, моей специальностью была возрастная психология. Со школьниками я работал и при написании диссертации, но специальность поменялась с психологии развития на социальную психологию. Меня интересовали группы, а подростковые группы довольно легко исследовать – достаточно просто прийти в школу. Параллельно, еще когда я учился в вузе, заинтересовался темой сект. Многих, кто идет в психологию, интересуют манипуляции, и мне показалось, что в сектах эта тема особенно заострена. Углубившись в тему манипуляций, я понял, что в ней очень много чуши: честно говоря, я был поражен, насколько современное психологическое образование ненаучно, как много в некоторых его областях своего рода эзотерики и мистики. Мне пришлось приложить очень много усилий, чтобы выявить в психологии подлинно научное содержание. Современное психологическое образование в России (по крайней мере, там, где я учился) предполагает участие в различных, тренингах с элементами психотерапии, получение соответствующей подготовки. Я, например, посещал Институт Групповой и Семейной Психологии и Психотерапии, Л.Кроля, и ощущения были ужасающими. К счастью, в один прекрасный день я прочел учебник по социальной психологии Д.Майерса, позже в руки попала его же книга «Интуиция: возможности и опасности», которая помогла мне иначе взглянуть на многие вещи. Например, пришло понимание, что без применения методов математической статистики современной психологии как науки быть не может.
Можно сказать, что проникновение в психологию разного рода эзотерики – это мой основной интерес, а противоборство сектам побочный.
Возможно, этот интерес как-то связан с твоим личным мировоззрением?
Мой путь к православию был очень сложен – через эзотерику, восточные религии и религиозные практики. Первоначально я даже не видел разницы, во что верить, но затем просто стал смотреть глубже, в частности, мне очень помогло изучение православной догматики. Изучая ее, я понял чрезвычайно важную вещь: если говорить грубо, то религиозные убеждения можно разложить по двум ящичкам. В первый ящик пойдут утверждения, которые можно проверить эмпирически, во второй – то, что эмпирически не проверяемо. Позитивисты, сциентисты, научные атеисты говорят, что этот второй ящичек надо просто вытрясти в мусорное ведро, что все это неважно и не нужно. Однако такого рода непроверяемые утверждения касаются смысловых вещей: смысла жизни, целей человека, вопросов, зачем мы в этом мире, кто мы вообще. Это очень сложная тема, но поверьте, что на эти вопросы невозможно ответить, формулируя какие-то эмпирически проверяемые утверждения.
От разного рода популяризаторов науки часто можно услышать, что нет разницы, в секте человек или в православной церкви. И искус объявить, что нет никаких сект, что любая религия – это зло и шарлатанство в любом случае, очень велик. Идея эта, кстати, не нова, вспомним идеи французских просветителей, которые говорили о том, что изначально была хорошая-добрая религия, Бог – архитектор вселенной, и все были равны как братья, а потом пришли шарлатаны, напридумывали всяких крестов, мощей и порабощают людей. Я не спорю, что в Средние века католическая церковь играла значимую роль в политике и использовала религиозные чувства для решения чисто политических задач. Все это породило народное недовольство и, в конечном итоге, привело к Реформации.
Я не отрицаю того, что манипулировать человеком на основе религиозной догматики и религиозных представлений можно,. Но мы видим на примере деятельности фонда «Эволюция», что манипулировать на основе научных идей ничуть не сложнее. Вопрос не в том, с помощью чего мы манипулируем, вопрос в том, а есть ли что-то еще помимо манипуляции. Поэтому ставить знак равенства между религией и сектой нельзя.
Так в чем разница?
В любой религии – в христианстве, буддизме, исламе, иудаизме – есть утверждения, которые эмпирически проверяются. Больше всего их в «народных версиях» религий. Разумеется, в трудах святых отцов вы не найдете утверждений типа «такой-то святой сильный, к нему приходишь и чувствуешь благодать». А секты в большей степени построены именно на подобных утверждениях.
Саентологи* говорят: «Занимайтесь оддитингом и избавитесь и от психологических, и от психических, и от соматических заболеваний». Или вегетарианцы утверждают, что стоит перестать есть мясо – и здоровье придет в норму. Для той же цели предлагают читать махамантру. Но если провести объективную проверку той же йоги, тот оказывается, что никакого положительного влияния на здоровье она не оказывает, а в некоторых случаях даже вредит.
Такие эзотерические, магические по сути представления – это ядро сектантства. Например, православный человек должен верить в то, что Христос ходил по воде. Этот элемент нельзя взять и выбросить, хотя кто-то скажет, что человек по воде ходить не способен, это противоречит законам природы. Но православные люди и не говорят, что это утверждение – эмпирически проверяемо. А главное, мы не открываем при монастырях курсы водохождения.
Секты же, по сути, занимаются именно этим. Любая секта – это финансовая пирамида, созданная для того, чтобы продавать свои услуги, тренинги, семинары, ретриты, чудодейственные молитвенные собрания и прочее. И люди верят Например, адепты секты «Трансцендентальная медитация» сидя в позе лотоса, подпрыгивают на матах, уверенные, что научатся левитации.
Другой пример: в христианстве есть догмат о Пятидесятнице: через 50 дней после воскресения Христа на апостолов сошел Святой Дух, и они стали пророчествовать на языках, которых ранее не знали и не могли знать. Но мы не говорим: «Сейчас мы сядем, призовем Святой Дух и все заговорим по-английски». Но есть секты, которые именно это и заявляют! Например, неопятидесятники. Для них глоссолалия — одна из основ службы. Пасторы кричат о чуде, мол, смотрите, человек начал говорить на иностранном языке! Но так ли это?
У нас есть замечательный проповедник, протоиерей Олег Стеняев. Он ходил к неопятидесятникам и говорил на еврейском языке. Неопятидесятники не смогли перевести, что он говорил, хотя утверждали, что Дух Святой на них нисходит. Комизм ситуации заключался в том, что отец Олег тогда читал отрывок из Ветхого Завета «Слушай Израиль…» (Втор. 6:4) — и странно, что люди, которые увлекаются христианством, настолько плохо знают священные тексты.
Есть ли еще какие-то существенные отличия религии от секты?
Если вы перестанете ходить в православный храм, вам не будут звонить с попыткой вас вернуть. Про вас не будут распространять гадости в интернете, не будет никакой травли. С вами даже общение никто не прервет, если не было никакого серьезного конфликта. Если вы попробуете выйти из секты Свидетелей Иеговы*, вас лишат общения и всех сектантов оповестят о вашем уходе. Саентологи* завалят вас письмами, звонками, могут быть и более серьезные варианты травли.
Естественно, нормальные религии подобным не занимаются. Вместе с тем нельзя отрицать, что и на основе традиционных религий которые исторически присутствуют на какой-то территории, тоже могут быть созданы секты. Например, из недавнего: секта Владимира Головина — человек, по сути, подменил таинства молитвами по соглашению.
И все-таки можно ли человека как-то из секты вытащить, если уж он в нее попал?
В основном я работаю на упреждение, в сфере просвещения: рассказываю правдиво о сектах, у меня все строится на доказательной базе. Однако если ко мне обращаются с просьбой поработать с человеком, который хочет выйти из секты, я, как правило, не отказываю.
Хочет выйти?
Большое заблуждение – думать, что человек, попавший в секту, был просто зомбирован, подвергся гипнозу или обработан с помощью НЛП. Путь в секту долгий, это не какое-то мгновенное обращение. Никто не попадает в секту с нуля. И самое главное: попав в секту, человек существенно меняет свое мировоззрение.
Подойти к кришнаиту и сказать: «Ну как ты можешь в эту чушь верить, ну Прабхупада же дурак?» Или адептам Ошо попытаться доказать, что не может быть светочем духовности человек, который употреблял наркотики и у которого было 364 ролсройса. У меня был такой опыт неоднократно, и по сути, это бесполезно. Если человек колеблется, сомневается, ищет диалог, то шанс есть. Но если человек с остекленевшими глазами погружен в это, то шансов практически нет.
Сектоведы, которые заявляют, что существуют методики вывода из секты, как минимум, заблуждаются. Как не существует способа сделать из убежденного коммуниста убежденного либертарианца, так не существует и гарантированного способа убедить человека, что он должен выйти из секты. Попытки такие делались в США – жестокие, грубые, показатель эффективности – нулевой.
Тогда какой Вам видится своя роль в борьбе с сектами?
Я вижу свою роль в том, чтобы максимально обосновано, с научной точки зрения рассказывать и объяснять, что секты — это плохо, что ходить туда не надо, что эта восточная мудрость иллюзорна, что йога, тай-цзы, цигун, все это можно выкинуть в помойку, вместе с аюрведой и вегетарианством. Я пытаюсь объяснить, что если вы хотите быть здоровыми – изучайте современную медицину, биологию человека. А если ищете чего-то духовного, то я вас уверяю, при всем том, что православие кажется чем-то привычным и неинтересным, не нужно судить о нем по оболочке. Стоит углубиться, посмотреть на то, какие люди являются убежденными православными, посмотреть, как они живут, сколько у них детей. Каждая религия — это своего рода луковица, в ней очень много слоев, и чем религия старше, тем этих слоев больше. Если смотреть глубже, все оказывается не настолько однозначно, как кажется на первый взгляд.
Много ли у Вас единомышленников, желающих вступить в борьбу с сектами?
Борьба с сектами — это очень неблагодарное занятие, потому что это довольно агрессивные организации, способные человеку навредить. Поэтому большого количества желающих бороться с сектами нет, и это закономерно.
Периодически в моей жизни появляются люди, которые горят энтузиазмом включиться в эту борьбу. Большинство очень быстро отсеивается, причем на очень простых этапах. Тут не идет речи о работе в сектах под прикрытием, нет: даже какие-то простые задачи, к которым человек подходит со своим пониманием, оказываются нерешаемыми. Существует и другая проблема: в борьбу с сектами часто включаются люди, которые из сект вышли, но вышли только внешне. Например, я знаю одну женщину, которую обманул один из кришнаитских гуру, но она не перестала быть ведическим астрологом. Беда заключается в том, что человек порвал с конкретной организацией, но мышление у него осталось сектантским.
В сфере борьбы с сектами есть еще одна большая проблема. Если мы перечислим самых крупных сектоведов современности — протоиерей Олег Стеняев, Александр Дворкин, Роман Михайлович Конь, Владимир Мартинович, – все они друг с другом находятся в конфликте. Кто-то в большем, кто-то в меньшем, но об объединении речи не идет: Дворкин ругает отца Олега, Конь ругает Дворкина и Мартиновича, и так далее. Понятно, что есть сектоведение, которое преподается в семинариях, и его нужно преподавать с опорой на догматику. В этом я поддерживаю Романа Михайловича Коня. Но понятно и то, что современные методы исследования сект и противодействия им тоже нельзя игнорировать.
А сегодня получается, что по одну сторону — жесткие, богатые, транснациональные организации, у которых есть деньги на юристов, на взлом аккаунтов, на полноценную травлю, а по другую — люди, которые — не имеют значительных финансовых ресурсов, и которые, вдобавок, еще и разделены.
Вы говорили о том, что попытки покинуть секту чреваты травлей? А попытки помочь выйти из секты — каков ваш личный опыт в этом плане?
Опыт есть, и опыт очень неприятный. Началось все пять лет назад: ко мне обратилась женщина, которая пострадала в секте Олега Мальцева (чего там только не было, и древнеславянские науки, и бесконтактный бой, и тайные методики спецслужб, и многое другое). Я опубликовал ее письмо, описания других пострадавших. С этого момента началась травля в интернете моей скромной персоны. Первоначально она носила комический характер – это были оскорбительные массовые комментарии, рассылка по френдам разных глупостей обо мне, съемка порномультфильмов с моим участием.
В эту борьбу включился Юрий Абрамов, который представлялся десантником (типа, психологическая устойчивость и прочие навыки), он снимал различные ролики. Сектанты переключились на Абрамова, причем переключились очень здорово: они раскопали информацию, что он не десантник, публично разоблачили в интернете. Потом они начали ходить к нему на работу, распространять о нем порочащую информацию, Надо отметить, что сектанты действуют весьма интересно: они эффективно совмещают в своей травле современные технологии троллинга, пранка в сети и старые офлайн-технологии типа объявлений во дворах. В течение года Абрамов чуть ли не каждый день жаловался мне на преследование со стороны сектантов, в конце концов они согнули его в бараний рог.
В результате он попросил его поддержать, и я записал видео, в котором в достаточно грубой форме потроллил Мальцева. Это видео Юрий раздергал на отдельные кусочки и растиражировал в интернете. Если верить этим видео, в которых мои слова вырваны из контекста, получается, что я какой-то неадекватный.
Вы сами об этом моменте не жалеете?
Жалею, конечно. Просто я всегда отношусь к людям как к людям, у меня и в мыслях не было, что человек, которого я считал другом, вот так меня подставит. В итоге получилось, что и человека я не поддержал, и человек этот в итоге ударил по мне.
На этом история не закончилась. Около двух лет назад сожгли машину моей бывшей супруги, ей звонили с неизвестных номеров, писали с фейковых аккаунтов, пытались выяснить, где я живу.
Разумеется, ресурсов травить меня на каждодневной основе у секты Мальцева нет, поэтому периодически травля затихает. Но они каждый раз находят способ напомнить о себе. Например, не так давно в выдаче Google убрали мои статьи об этой секте: Мальцев просто подделал судебное решение о нарушении авторских прав. Я не знаю почему, но Google в это поверил, хотя проверятся все за две минуты – видимо просто им было проще убрать мои статьи из поиска. По сектантским наветам были удалены и мой канал на YouTube, и страница на Facebook,. Сектанты создали сайт, с которого я якобы украл материалы, и разослали фальшивое судебное решение.
Сейчас я, кстати, не жалуюсь, а просто делюсь важной информацией о том, как действуют сектанты. Личную информацию необходимо защищать. Чем меньше ее будет в интернете, тем лучше, ведь ее могут использовать не только сектанты, но и гораздо более серьезные злоумышленики.
Из самого последнего: был взломан мой аккаунт ВКонтакте, после чего начались рассылки среди моих друзей и подписчиков. К сожалению, привлечь Мальцева и его сторонников к ответственности практически невозможно. Эпизод с сожженной машиной просто лег на полку, хотя вроде бы и доказательства были. На мое заявление о взломе страницы в социальной сети и похищении личных данных (а это уголовное преступление, между прочим), тоже нет никакой реакции. Секты пользуются лазейками в системе, а они есть.
Что Вы можете посоветовать человеку, который хочет вступить в борьбу?
Когда я вижу, что человек хочет бороться с сектами, я хочу, чтобы он понимал, с чем он хочет бороться, и чтобы он оценил риски. Хочу еще раз отметить, что борьба с сектами — это деятельность с высокой степенью риска. Без какой-то хотя бы минимальной защиты, засекреченности, этим заниматься нельзя. Например, если вы работаете где-то, куда можно запросто прийти с улицы, вам с сектами бороться не стоит. Необходимо серьезно озаботиться защитой личной информации, а также помнить, что достаться от сектантов может не только вам, но и вашим близким и друзьям.
На фоне подобной травли не хочется отказаться от борьбы с сектами?
Естественно, я не откажусь от борьбы с сектами. Я уверен, что она идет на пользу моей стране, моему народу, и что она угодна Богу, прежде всего. В мои планы входит, прежде всего, не молчать, рассказывать о том, как действуют сектанты, поскольку сегодня далеко не все осознают масштаб угрозы. Огромные массы людей находятся в интернете, не понимая степени опасности, с которой они сталкиваются.
*организация запрещена на территории Российской Федерации
По стране катится волна судебных исков, связанных с деятельностью тех, кого в России принято называть сектантами. Причем иски подаются и с той, и с другой стороны. В общественном сознании крепнет мнение, что быть членом секты значит быть если не потенциальным преступником, то потенциальной жертвой преступления, отмечает сегодня автор публикации в «Новых Известиях».
Заявления подобного рода звучат уже не только из Московской Патриархии, но и от представителей государственной власти и правоохранительных органов. На днях прокурор столицы пообещал «зачистить» город от всех сектантов. В первую очередь южнокорейских.
До поры до времени на деятельность новых религиозных движений и рост численности их приверженцев в России не обращали внимания ни государственные чиновники, ни руководство Русской православной церкви (РПЦ). Однако с середины 90-х ситуация начала меняться. В печати все чаще стали появляться сообщения о жертвах «тоталитарных культов», которым был причинен моральный и материальный ущерб. Последовало несколько нашумевших судебных процессов. От сотрудничества с западными и восточными миссионерами Россия перешла к борьбе с ними. Сегодня практически во всех епархиях РПЦ созданы миссионерские отделы, информационно-консультативные центры по «проблемам психологического и духовного насилия», службы реабилитации «жертв нетрадиционных религий». Координирует их работу столичный Информационно-консультативный центр св. Иринея Лионского, возглавляемый Александром Дворкиным, читающим лекции о происках сектантов «от Москвы до самых до окраин».
Власть формирует официальную религиозную доктрину, считают эксперты
Все чаще к антисектантским выпадам РПЦ прислушиваются власть имущие. Так, новосибирская мэрия на прошлой неделе признала своей ошибкой награждение местного отделения Церкви сайентологов дипломом «За вклад в развитие добровольческого движения в городе Новосибирске». Городские власти пообещали внимательнее относиться к этой секте.
Чуть раньше прокурор Москвы Юрий Семин сообщил, что по данным МВД в России 50 крупных и на порядок больше мелких сект, в том числе 80 – южнокорейского происхождения. По словам прокурора, сегодня «религиозная преступность латентна почти на 100%». Прокуратура намерена предпринять «очень жесткие меры к пресечению деятельности деструктивных сект». Как стало известно «Новым Известиям», такое решение было принято в ответ на просьбы Московской Патриархии.
Действительно, существуют религиозные организации, калечащие души людей. Многим из них приходится прибегать к помощи врачей. Но эксперты сходятся и на том, что болезненная реакция на деятельность сектантов в России вызвана, прежде всего, формированием властью официальной религиозной доктрины. «В РПЦ искренне считают, что на первом месте должно быть конфессиональное единство России, – пояснил газете старший научный сотрудник отдела религиоведения МГУ Павел Костылев. – Здесь найдется чуть-чуть места для ислама, немного для иудеев и буддистов, но большинство должно исповедовать православие. Такой подход узаконит окончательно преследование неугодных религиозных движений в стране».
По словам Павла Костылева, «в юридической терминологии слова «секта» нет. В законе также отсутствует термин «деструктивное религиозное объединение». Процент закононепослушных в «традиционных» и «новых» Церквах практически одинаков. Нужно понять: чтобы запретить так называемую секту, необходимо менять законодательство. Но тогда в проигрыше будут все».
Излишняя активность подозрительна
Нельзя не обратить внимания на то, что адепты «новых» Церквей проявляют излишнюю назойливость в своем миссионерском служении. Поэтому и кажутся подозрительными. Тревогу у представителей «традиционных» религий вызывает и то, что «нетрадиционные» все активнее идут к людям.
Дмитрий направлялся к метро, когда его остановил парень лет двадцати. Он спросил Дмитрия, как тот смотрит на современный мир и хочет ли его изменить. Если хочет – пусть приходит на лекцию-собрание. «В тот момент в моей семье случилось горе, и я согласился прийти к ним, – рассказал газете Дмитрий. – Встречи проходили в четырехкомнатной квартире. Собрания начались с песен под гитару, как мне объяснили, для сплачивания коллектива. Потом рассказали о множестве толкований Библии и напоили чаем с печеньем, после чего меня и другого новичка развели по разным комнатам, где показали фотографии из жизни их организации и рассказали об их лидере. Мне предложили заполнить анкету, где были пункты с конфиденциальной информацией. Некоторые из них я заполнять отказался, но к концу встречи почувствовал желание еще раз туда прийти».
Как выяснилось, Дмитрий познакомился с адептами «Церкви Объединения» Муна. Юноша успел посетить три лекции, когда о его походах в секту узнали родственники. «После того, как я пропустил следующую встречу, мне позвонили домой и спросили, почему я не пришел, – вспоминает Дмитрий. – Я объяснил им, что не хочу с ними общаться, и мне больше не звонили».
Никаких негативных чувств к своим «вербовщикам» Дмитрий не испытывает: разошлись, как в море корабли. Так случается не со всеми: «вербовщики» знают много ключиков к душам потенциальных единоверцев. Впрочем, то же самое можно заметить и в «традиционных» конфессиях. Но в сектах все выглядит не так, как в православных храмах и мечетях. Те, кого в России всем скопом причисляют к «тоталитарным сектантам», считаются с современными реалиями. Это признают и те, кто с ними борется. Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев говорит: «Сектанты – люди думающие, ищущие, неординарные личности, которые не хотят жить, как живет серая масса».
Яркий пример – бесплатный фортепианный концерт, устроенный на прошлой неделе московскими мормонами – членами «Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней» (мормоны. – Прим. ред.) Входящих в зал встречали сладкими улыбками активисты – американские юноши в темных брюках и белых рубашках с бейджиками, на которых было написано, к примеру, «Старейшина Томас» или «Старейшина Джейсон». Гостям импонировало, что «старейшины» обращаются к ним на чистом русском языке. Перед концертом была прочитана благодарственная молитва Богу и организаторам. От лица мормонов было много сказано о важности семьи и о доверии к человеку. На входе и выходе те же бойкие ребята совали гостям в руки брошюрки и листовки с адресом церкви и завлекательной информацией о ней. По словам самих мормонов, смысл встречи – в том, что «музыка объединяет». Но кто знает, не пожелает ли кто-нибудь после концерта ближе познакомиться с учением мормонов?
Если мормоны ориентированы на американские вкусы, то Общество Сознания Кришны – на любителя модной восточной экзотики, полагает автор публикации. Недалеко от метро «Динамо» располагается храм кришнаитов, рядом бесплатная автостоянка и магазинчик для любителей продуктов из сои и ароматических палочек. Каждый вечер на богослужение собирается около 30 человек. Московские индийцы составляют четверть от числа молящихся, остальные – москвичи, в основном в возрасте 25–35 лет. У входа полагается снимать обувь, зато внутри во время службы можно сидеть и даже лежать на полу. Под тимпаны и бубны адепты секты танцуют и повторяют слова мантры «Харе Кришна». По праздникам всех – и старожилов, и пришедших впервые – угощают сладостями.
Борьба с непредсказуемым исходом
Протоиерей Михаил Дудко, отвечающий за связи с общественностью в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, по его признанию, «согласен, что слово «секта» несет сейчас отрицательную нагрузку. Но это скорее связано с советским периодом, когда этот термин употребляли направо и налево, и с тех пор он остался в сознании большинства наших сограждан чем-то ужасным и страшным. Нам нужно пытаться выработать механизм, который позволил бы отличить нормальную религиозную организацию от деструктивного культа».
Вполне здравая точка зрения, созвучная мнению члена Общественной палаты, Председателя Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской (Пятидесятники) Сергея Ряховского: «У нас есть Закон о свободе совести и религиозных объединениях, есть какие-то подзаконные акты, но нет главного – концепции государственно-конфессиональных отношений. Почему бы не принять закон о сектах – если он появится, государство решит, с кем иметь дело, а с кем не иметь». По мнению епископа Ряховского, в России «с термином «секта» нужно обращаться очень осторожно, он не должен нести в себе оскорбительной, тем более обвинительной нагрузки. Но именно этим занимаются сектоборцы, подрывая репутацию России».
Сказанное в последнее время находит подтверждение в заявлениях и судебных исках членов «новых церквей» в защиту своих прав. Объединение камчатских церквей Полного Евангелия «Благовестие» – одной из организаций христиан веры евангельской (пятидесятников) выразило возмущение фактом поджога в ночь с 23 на 24 декабря строящегося в Петропавловске-Камчатском храма. Зданию был нанесен значительный ущерб в размере более 120 000 рублей.
В июне в Моршанске Тамбовской области была предпринята попытка сорвать презентацию книги о лютеранстве, которое в России существует уже 300 лет. Заведующая Отделом культуры администрации района заявила, что «администрация района приветствует только Русскую православную церковь, а все остальные религиозные течения считает сектами». Мероприятие пришлось перенести в приходский дом, но перед самым началом презентации к дому подъехал благочинный Моршанского округа протоиерей Андрей Корнеев и с выкриками: «Это – моя земля! Кто позволил лютеранам заниматься прозелитизмом?» направился к руководителям общины. Благочинный пообещал, что «примет меры и не допустит регистрации лютеранского прихода в Моршанском районе».
Подобным образом в конце июня – начале июля в поселке Лотошино Московской области районная администрация запретила баптистам проведение в парке культуры и отдыха фестиваля христианской музыки, семьи, детских и юношеских программ «Надежда всем». К кампании против баптистов были подключены местное духовенство РПЦ и православные активисты. Первые по местному радио характеризовали баптистов как «зловредную секту», вторые – вышли на пикет. В руках у бабушек и подростков были плакаты: «Не предавай веру и Отечество!» и «Экстрасенсы, прочь со Святой Руси!».
Нижний Новгород, Екатеринбург, Липецк, Якутск… Список российских городов, где антисектантская истерия приобрела угрожающий характер, в последние месяцы пополняется. На жалобы «нетрадиционных» власти и судебные инстанции, как правило, отвечают отписками, и им приходится апеллировать к международному сообществу. В декабре Страсбургский суд удовлетворил жалобу челябинских Свидетелей Иеговы, с которыми был незаконно расторгнут договор аренды помещения. В ходе судебного разбирательства «Свидетелей» неоднократно называли «тоталитарной сектой». В Страсбурге признали, что в данном случае была нарушена ст. 6 и 9 Европейской конвенции по правам человека, и теперь Российская Федерация будет обязана выплатить заявителям более 90 тыс. евро в качестве возмещения морального ущерба и компенсации издержек.
Перед законом все равны
Андрей Себенцов, заместитель председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, так прокомментировал «Новым Известиям» сложившуюся ситуацию: «У нас власти предпочитают не ссориться с традиционными конфессиями, поскольку за ними большинство. И получается так, что слова некоторых религиозных деятелей воспринимаются чиновниками и политиками, как руководство к действию. В результате нам приходится слышать грозные высказывания по поводу разрушительной, деструктивной деятельности сект. Однако сектанта, как любого другого человека, можно привлечь только в том случае, если он нарушит закон. Право на свободу совести и вероисповедания дает человеку возможность беспрепятственно верить в Кришну или Иегову, брить голову или, наоборот, отращивать волосы. За это привлечь к ответственности нельзя.
Главная причина скандалов, связанных с сектами, кроется, на мой взгляд, в отсутствии толерантности. То, что не родственно нам, воспринимается, как зло».
Религиозные общины Германии борются за спецстатус
За всю новейшую историю Германии под государственный запрет не угодили даже те группы, в которых отправляют диковинные обряды, придерживаются нетрадиционного вероисповедания, требуют полной лояльности и выманивают у своих приверженцев чуть ли не последнее имущество.
Юридический статус религиозных сообществ здесь делится на специальный и обычный. Лютеранская и Римско-католическая Церкви, а также ортодоксальный иудаизм получают государственную поддержку и доступ с гуманитарными, благотворительными целями в больницы и школы.
Однако такого рода спецстатус, сулящий весьма существенные налоговые льготы, доступен лишь тем, кто объединяет в своих рядах не менее 1% населения и не отнесен к коммерческим структурам. Под последнее определение попадают, например, сайентологи. Еще 12 лет тому назад Федеральный трудовой суд Гамбурга признал это течение бизнесом, но не религией. Даже активная миссионерская деятельность и тысячи адептов по всей стране не изменили их статуса. Впрочем, это не помешало сайентологам на днях открыть в Берлине храм, рассчитанный на 4 тыс. человек, сообщает из Германии корреспондент «Новых Известий».