9 февраля Церковь празднует память новомучеников и исповедников Церкви Русской – всех, кто пострадал за Христа в годы советских гонений на веру. Специально к прославлению этих святых была написана икона. Кто ее написал, по какому образцу и чьи лики изобразил – об этом наш рассказ сегодня.
Содержание
История иконы
Кто ее написал?
Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» и создана была тоже соборно — ее написала группа иконописцев мастерской Православного Свято-Тихоновского богословского института (ныне факультет церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета). Произошло это в 2000 году в преддверии прославления сонма новомучеников и исповедников на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Не случайно за этот труд взялись именно иконописцы Свято-Тихоновского института. Сама идея соборно прославить всех пострадавших за веру в годы советских гонений принадлежала ректору этого учебного заведения протоиерею Владимиру Воробьеву, лично знавшему многих исповедников веры Христовой: Сергея Иосифовича Фуделя, игумена Иоанна (Селецкого), иеромонаха Павла (Троицкого), протоиерея Всеволода Шпиллера… Отцу Владимиру и декану факультета церковных художеств ПСТГУ Александру Салтыкову принадлежал замысел иконы, трудились же над ней иконописцы-преподаватели этого факультета Татьяна Азарова-Кауц, Татьяна Андросова, Мария Глебова, Наталия Муравьева при участии студентов университета.
Протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Александр Салтыков
К тому времени Церковь уже успела прославить несколько самых крупных фигур из числа новомучеников и исповедников: в 1989 году — Святейшего Патриарха Тихона; в 1992-м — митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), а также митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) и великую княгиню Елизавету Федоровну; в 1994 году — протоиерея Иоанна Кочурова; в 1997-м — митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова) и архиепископа Тверского Фаддея (Успенского)… Но в Свято-Тихоновском институте с начала 1990-х собирался архив писем и документов с данными о жизни и смерти тысяч других, менее известных подвижников. А в епархиях набирала оборот деятельность комиссий по сбору сведений о местночтимых новомучениках.
Отпраздновать 2000-летие Рождества Христова соборным прославлением всех новомучеников Русской Церкви, и известных, и неизвестных — так звучала идея, с которой отец Владимир Воробьев обратился к руководителю Синодальной комиссии по канонизации святых митрополиту Ювеналию. Тот идею поддержал, и в августе 2000 года на Юбилейном Соборе, в котором приняли участие 144 архиерея, были канонизированы все известные святые новейшей российской истории и «доныне миру не явленные, но ведомые Богу». В общий список вошли более 1200 новомучеников и исповедников, как те, кого успели канонизировать ранее или почитали как святых только в отдельных местностях, так и более 800 новых имен. В результате сонм русских святых, прославленных за всю историю Русской Церкви, расширился по меньшей мере втрое.
Прославление иконы «Собор новомучениов и исповедников
Российских» на юбилейном Соборе 2000 г.
Именно на этом Юбилейном Соборе были прославлены, в частности, святые царственные страстотерпцы: император Николай II, его супруга Александра Федоровна и пятеро их детей — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.
По какому образцу писали икону?
У иконы, написанной к Собору, была предшественница — икона, написанная двадцатью годами раньше архимандритом Русской Православной Церкви Заграницей Киприаном (Пыжовым). Зарубежная Церковь прославила Собор новомучеников и исповедников еще в ноябре 1981 года, правда, отдельно назвав имена только царя Николая II и членов его семейства. В службе, составленной в честь новомучеников, были упомянуты еще некоторые лица: Патриарх Тихон, священномученики Владимир Киевский и Вениамин Петроградский, преподобномученица Елизавета Федоровна и ряд других.
А больше всего узнаваемых лиц было на иконе: например, здесь присутствовали царские слуги, расстрелянные вместе с семьей Николая II в Екатеринбурге:
Царская семья была изображена на иконе архимандрита Киприана в самом центре, она как бы собирает вокруг себя всех пострадавших от безбожной власти. Участники Собора РПЦЗ не решились заявить, что в сонме новомучеников и исповедников XX века государь занимает центральное место, но все же назвали это место «особым». И на иконе Николай II и его семейство явно выделяются из множества лиц, прославленных в тот ноябрьский день: они стоят на фоне Храма Христа Спасителя, прямо под благословляющим с небес архангелом и расположенным еще выше престолом, над которым склонились Патриарх Тихон и местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Крутицкий Петр (Полянский).
Кто изображен на иконе?
Икона, написанная для Собора Русской Православной Церкви 2000 года, отличается от своей предшественницы прежде всего наличием клейм, то есть отдельных сюжетов, показывающих подвиги отдельных святых. А с точки зрения композиции она во многом напоминает икону 1981 года.
Как и на американской иконе, в центре Собора новомучеников и исповедников — семья царственных страстотерпцев: российский император Николай II, его супруга Александра Федоровна, дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын, цесаревич Алексей. Расстрелянные в подвале дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, они оказались в первой волне пострадавших за Христа, и постигшая их участь знаменовала собой судьбу многих тысяч других новомучеников и исповедников Русской Церкви. Члены царской семьи облачены в византийские императорские платья — далматики. Это напоминание как о преемстве христианской веры, так и об особом положении в Церкви православного монарха, который, согласно византийскому праву, приближался по своему статусу к священнослужителям: мог, в отличие от обычных мирян, входить в алтарь, благословлять народ, утверждать решения созванных им же церковных Соборов и т. д. По словам отца Александра Салтыкова, члены царской семьи «олицетворяют благословленный Богом принцип верховной власти и порядка, противостоящего хаосу».
Вокруг царской семьи собраны миряне, священники и монахи, пострадавшие в годы преследования христиан безбожной властью.
Преподобномученицы Елизавета Федоровна (2) и Варвара Яковлева (3), сброшенные большевиками в заброшенную шахту под Алапаевском на следующую ночь после убийства царской семьи, с 17 на 18 июля 1918 года. Елизавета Федоровна — супруга московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова и родная сестра императрицы Александры. После его убийства террористом отдала себя целиком на служение больным и обездоленным людям, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, в которой трудилась и Варвара Яковлева.
Архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, был известен как молитвенник и человек святой жизни. После закрытия обители прошел серию тюрем и ссылок.
Протоиерей Сергий Мечёв, продолжатель дела своего отца протоиерея Алексия Мечёва, возглавлявший «монастырь в миру» — общину храма святителя Николая в Клённиках. Замечательный духовник и молитвенник, в 1931 году отец Сергий был «отлучен от православной жизни и запрещен в священнослужении» Синодом за отказ поминать за богослужением безбожную власть. Много лет провел в ссылках, где сохранял контакт с духовными чадами. Расстрелян в ярославской тюрьме 6 января 1942 года.
Архимандрит Сергий (Шеин), секретарь Поместного Собора 1917–1918 годов, впоследствии играл ключевую роль в Обществе объединенных петроградских приходов, задачей которого было бороться против закрытия храмов. Расстрелян 13 августа 1922 года за сопротивление кампании по изъятию церковных ценностей.
Протоиерей Философ Орнатский, настоятель собора Казанской иконы Божией Матери в Петрограде, много содействовал духовной миссии на фронте во время Первой мировой войны, после революции организовал защиту Александро-Невской лавры от посягательств толпы. Расстрелян с сыновьями в октябре 1918 года во время «красного террора».
Протоиерей Иоанн Кочуров, клирик Екатерининского собора в Царском Селе под Петербургом и первый священнослужитель, пострадавший после большевистского переворота. Прежде служил в Северо-Американской епархии, которую в ту пору возглавлял митрополит Тихон (Беллавин), будущий Патриарх. 30 октября 1917 года во время обстрела Царского Села возглавил крестный ход, участники которого молились о прекращении междоусобной брани. Был убит радикально настроенной толпой из солдат, матросов и рабочих.
Над царской семьей расположен Патриарший престол, на котором лежит Евангелие, раскрытое на словах: Не бойтесь убивающих тело, душú же не могущих убить (Мф 10:28). Крест за престолом символизирует мученический подвиг во имя Христа. Следователи, как правило, вынуждали новомучеников и исповедников не отрекаться от Христа или уходить из Церкви, а называть имена других церковных людей, которым в таком случае тоже угрожали бы арест и смерть. Поэтому отказ от доносительства Церковь приравнивает к исполнению заповеди Христовой: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40).
Рядом с престолом — два Первоиерарха Русской Церкви начального периода гонений: Патриарх Тихон (Беллавин) (11), первый за два с лишним века российский Патриарх, избранный на Поместном Соборе Русской Церкви в октябре 1917 года, и митрополит Крутицкий Петр (Полянский) (12), исполнявший обязанности Местоблюстителя Патриаршего престола с момента смерти святителя Тихона (7 апреля 1925 года) и до собственного расстрела в Верхнеуральском изоляторе в октябре 1937 года. Святители Тихон и Петр пользовались огромным авторитетом и уважением в Церкви, и, хотя советские власти сделали все, чтобы изолировать их в тюрьмах и лагерях (например, митрополит Петр после ареста в декабре 1925 года на свободу уже не вышел), их бескомпромиссная верность Христу и Церкви была известна всем и продолжала вдохновлять церковный народ даже после их смерти.
Вокруг святителей Тихона и Петра собран сонм епископов-исповедников и священномучеников. Их расположение выше царской семьи напоминает, что Церковь собирается именно вокруг епископов, чье служение связывает мир земной с миром небесным. Епископам должна подчиняться и мирская власть, которая только через них и становится законной.
Рядом со святителем Тихоном изображен митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — первый кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего престола, названный Патриархом Тихоном, один из самых авторитетных епископов Русской Церкви. В 1926 году епископы, остававшиеся на свободе, тайным голосованием высказались за избрание святителя Кирилла новым Патриархом, но состояться этому было не суждено: власти раскрыли переписку архиереев и мигом завели уголовные дела. Был негласным лидером группы церковных деятелей, критически относившихся к политике сотрудничества с большевистским государством, которую проводил с июля 1927 года фактический глава Русской Православной Церкви в те годы, митрополит Сергий (Страгородский). Провел много лет в ссылках, расстрелян в Чимкенте в ноябре 1937 года.
Здесь же епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), священноисповедник, в 1930-е годы — активный деятель «катакомбной Церкви» (создававшейся в качестве альтернативы «советской», возглавлявшейся митрополитом Нижегородским Сергием). Взял на себя управление Владимирской епархией, когда возглавлявший ее епископ Дамиан перешел на сторону обновленцев. Прошел множество ссылок (Соловки, Туруханский край, Беломорско-Балтийские лагеря). Составил несколько служб и чинопоследований, в том числе службу всем святым, в земле Российской просиявшим.
Архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей (Успенский), верный сподвижник Патриарха Тихона. В 1922 году, еще находясь на Астраханской кафедре, был арестован по обвинению в том, что помогал распространять воззвание митрополита Агафангела, временно управлявшего Церковью после ареста святителя Тихона, с призывом хранить чистоту Церкви и сопротивляться обновленцам. Отличался личной скромностью и непритязательностью. Был оклеветан одним из священников, 20 декабря 1937 года арестован и несколько дней спустя казнен.
Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) — еще один верный сподвижник Патриарха Тихона, входивший в число кандидатов на должность Местоблюстителя Патриаршего престола. Находился в умеренной оппозиции к политике митрополита Сергия (Страгородского). Несколько лет провел в тюрьмах и ссылках. Скончался в 1928 году.
Епископ Тобольский Гермоген (Долганëв), один из самых консервативных архиереев Русской Церкви начала века, непримиримый борец с революционными настроениями. Резко критиковал попытку ввести в Церкви чин диаконисс, обличал Григория Распутина. После революции небоязненно обличал действия большевиков. Арестован после того, как в Тобольске, где содержалась царская семья, прошел большой крестный ход. В июне 1918 года утоплен в реке Туре.
Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), талантливый миссионер, помогал святителю Николаю (Касаткину) распространять православную веру среди японцев. Был известен как молитвенник и нестяжатель, резко критиковал коммунистические идеи и называл себя «открытым врагом» большевистской власти. После прихода советской власти в Пермь запретил богослужения во всех храмах города. 17 июня 1918 года был арестован, сам вырыл себе могилу и был живым закопан в нее.
Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), старейший и авторитетнейший иерарх Русской Церкви, почетный председатель Поместного Собора 1917–1918 годов. 14 лет занимал московскую кафедру, где активно занимался просвещением и миссионерской деятельностью. Стал одной из первых жертв революционно настроенных масс, расстрелян в Киево-Печерской лавре 25 января (7 февраля) 1918 года. Перед смертью благословил убийц. Участники проходившего в тот период Поместного Собора приурочили ко дню кончины митрополита Владимира день памяти всех новомучеников, пострадавших от большевиков.
Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), ближайший помощник Патриарха Тихона, один из самых деятельных сторонников восстановления патриаршества и активный борец с обновленчеством?Обновленцы – сложившаяся в начале 1920-х годов группа священников и епископов, которые проявляли демонстративную лояльность советской власти и пытались перехватить власть в Церкви в свои руки, «низложив» Патриарха Тихона. Свое название получили за то, что активно насаживали реформы, в частности, замену церковнославянского языка на русский и введение женатого епископата. Был настоятелем Сретенского монастыря после того, как его вернули обновленцы. В 1923 году сослан в Соловецкий лагерь, где завоевал всеобщую любовь арестантов, а однажды, рискуя жизнью, спас от гибели в море одного из охранников. Умер в 1929 году от тифа по пути в новую ссылку.
Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) был избран на столичную кафедру жителями Петрограда, очень любившими владыку за простоту и доброту. После появления ленинского декрета об отделении Церкви от государства первым из иерархов обратился в Совет народных комиссаров с призывом не идти против собственного народа. Противостоял обновленческому расколу, за что сел на скамью подсудимых и был расстрелян 13 августа 1922 года.
Митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов), выходец из дворянского сословия, военный, ставший священником по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. В советское время боролся и с обновленчеством, и с наиболее непримиримыми оппонентами митрополита Сергия (Страгородского). Расстрелян на Бутовском полигоне в декабре 1937 года, когда ему был уже 81 год.
В самом верхнем ряду изображен Господь Иисус Христос в окружении предстоящих Ему в молитве Богородицы, Иоанна Предтечи и русских святых.
В центральной части иконы мы видим символический образ Храма Христа Спасителя, кафедрального собора Москвы, который разделил судьбу с новомучениками — живыми храмами Духа Святого: сначала был захвачен обновленцами, а в декабре 1931 года взорван. Одновременно это образ соборности, единения во Христе, которое связывает всех чад Русской Церкви, пострадавших от гонений в XX веке.
Что за сюжеты изображены по краям иконы?
По краям иконы размещены так называемые клейма (или жития) — иконографические фрагменты, изображающие наиболее известные и показательные сцены расправ, свидетельствующие о подвиге исповедников и новомучеников особенно полно и убедительно. Справа по вертикали размещены изображения мученических кончин отдельных святых, а в клеймах слева — массовые сцены.
Солдаты в форме болотисто-землистого цвета — палачи, олицетворяющие силы зла, которые стоят за ними. Фигуры солдат преднамеренно мало проработаны графически: этим подчеркивается, что они — слепые орудия бесов, воюющих против Церкви.
Страдание святых новомучеников на Соловках
С начала 1920-х годов Соловецкие острова были превращены в лагерь особого назначения, куда ссылали в том числе «религиозников». В конце 1920-х Соловки оказались местом наиболее плотной концентрации православных епископов. Клеймо изображает два острова Соловецкого архипелага — Большой Соловецкий и Анзер. В центре — монастырь со Спасо-Преображенским собором, который и стал местом заключения. На первом плане — сцена расстрела. Имена мучеников не указаны, так иконописцы показали массовый характер казней.
Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших жизнь на Соловках, был воронежский архиепископ Петр (Зверев). Он изображен почивающим в земле под храмом на острове Анзер. Несколько выше — знаменитая береза в виде креста.
В Соловецком лагере находились также архиепископ Евгений (Зернов), архиепископ Иларион (Троицкий) и множество других священномучеников.
Заключение в зимовье Хэ и убиение священномученика Петра (Полянского)
На клейме изображены страдания и кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего престола.
Митрополит Петр подвергся жестокому преследованию со стороны властей почти сразу после того, как принял обязанности Местоблюстителя. Много лет провел в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет находился в заключении за Полярным кругом, в зимовье Хэ в устье реки Обь. 27 сентября (10 октября) 1937 года исстрадавшийся после многолетних терзаний святитель Петр был расстрелян в Челябинске.
Осуждение на смерть священномученика Вениамина и иных с ним пострадавших
Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), а вместе с ним большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти.
На высокой кафедре изображен судья, оглашающий приговор. На свитке в его руке — только имена обвиняемых: таким образом судья невольно свидетельствует об исповедническом подвиге святых. Святитель Вениамин изображен с благословляющим жестом. За стеной за спинами осужденных изображены печально знаменитая петроградская тюрьма «Кресты», купол Исаакиевского собора и море.
Убийства священномучеников Андроника и Гермогена
На клейме изображен мученический подвиг Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Соликамского, и Гермогена (Долганёва), епископа Тобольского и Сибирского. Первый, называвший себя открытым врагом советской власти, был живым зарыт в землю; второго утопили в реке Тобол с камнем на шее. Святитель Андроник был деятельным миссионером (трудился в Японии, Сибири), глубоким мыслителем и аскетом, святитель Гермоген — блестяще образованным церковным деятелем и подвижником. Зверские расправы с обоими были произведены почти одновременно: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник — 20 июня 1918 года.
Разорение Троице-Сергиевой лавры и осквернение мощей преподобного Сергия Радонежского
Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, ставшее одним из главных событий широкой антицерковной кампании по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей.
На колокольне отсутствуют колокола, что символизирует разорение монастыря.
Убийство преподобномученицы Елизаветы Федоровны и бывших с нею в Алапаевске
В ночь на 5 (18) июля 1918 года великую княгиню Елизавету Федоровну, ее келейницу Варвару Яковлеву вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его управделами Федором Ремезом, князьями Иоанном Константиновичем, Игорем Константиновичем и Константином Константиновичем Романовыми, а также с сыном великого князя Павла Александровича Владимиром Палеем, которого Елизавета Федоровна воспитала как родного сына, скинули в пустующую шахту под Алапаевском, после чего забросали сверху гранатами.
Святые мученицы изображены в светлых, почти белых одеждах, сложившими руки на груди в знак полного смирения и покорности воле Божией.
Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре
Святитель Тихон был фигурантом уголовного дела (его обвиняли в сопротивлении изъятию церковных ценностей) и находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года. Местом заключения Патриарха был Донской монастырь, где ныне почивают его мощи.
На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить. Духовенство и народ молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ.
Убийство святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича, царевен и слуг их в Екатеринбурге
Расстрел царской семьи и верных им слуг произошел в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 3 (16) на 4 (17) июля 1918 года. В течение предыдущих 17 месяцев царственные страстотерпцы находились в заключении — сначала в Царском Селе, потом в Тобольске и, наконец, в Екатеринбурге. Все эти месяцы они вели себя как настоящие христиане: трудились, заботились друг о друге и никогда не жаловались на часто грубое обращение.
Незадолго до гибели великая княжна Ольга Николаевна написала в одном из писем: «»Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»
Массовый расстрел на полигоне Бутово
Бутовский полигон — один из самых страшных памятников сталинских репрессий. В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы, были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие священнослужители. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Всего за год с небольшим, когда расстрелы документировались, — с августа 1937 года по октябрь 1938-го — на полигоне был уничтожен 20 761 человек, из них около 1000 людей Церкви — монахов, священников, епископов и др. Более 300 из них уже прославлено в лике святых новомучеников.
На клейме они изображены в виде двух групп, в одну из которых солдаты стреляют, а другую ведут на казнь. Также на изображении видны два рва с телами убитых мучеников в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Эти яркие цвета, контрастирующие с темно-зеленой униформой убийц, обозначают праведность страдальцев, их переход в вечную жизнь.
Расстрел крестного хода в Астрахани
Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918–1919 годов. На данном фрагменте иконы изображен один из самых массовых крестных ходов против осквернения храмов, который возглавляет архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный 23 июня 1919 года. В процессию стреляет группа солдат.
Казнь и обретение тела священномученика Владимира, митрополита Киевского
Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Святитель Владимир хорошо понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в период пребывания на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской лавре, выведен за стены и расстрелян 25 января 1918 года. За несколько минут до смерти святитель помолился и благословил убийц.
Арест священника в храме во время богослужения
Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной литургии, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения.
На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны.
В левой части клейма изображена неизвестная женщина с детьми — это также обобщенный образ, символизирующий исповеднический женский подвиг периода гонений. Безвестные монахини, жены и сестры священников, простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. А остававшиеся на свободе незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения, в самые беспросветные годы не оставляли храм и богослужение. «Белые платочки» — так с любовью называл их Патриарх Тихон.
Закрытие Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима
Саровская Успенская пустынь принадлежит к наиболее чтимым православным народом святым местам Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима.
На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители.
Убийство священномученика Кирилла, митрополита Казанского
На последнем клейме иконы изображен расстрел самого авторитетного иерарха Русской Церкви после Патриарха Тихона и митрополита Крутицкого Петра — святителя Кирилла (Смирнова). Несколько лет вокруг него объединялись епископы, несогласные с политикой лояльности государству, которую проводил и. о. заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). Вместе с тем, пребывая в оппозиции этой политике, святитель Кирилл никогда не уклонялся в раскол и не призывал своих сторонников бойкотировать богослужения епископов-«сергиан».
Митрополит Кирилл был убит в Чимкенте (южный район Казахстана) 7 (20) ноября 1937 года. Его руки молитвенно простерты, а литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей.
Подготовил И. Цуканов
Написана к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.
Перед иконописцами стояла задача создать собирательный образ подвига, совершенного Русской Церковью в ХХ веке в лице бесчисленного сонма Ее членов.
Икона состоит из трех частей: средника, как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов.
СРЕДНИК
В верхней части по золоту фона сделана надпись, содержащая наименование иконы и выполненная стилизованным уставом XV века. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма, изображающего храм Христа Спасителя в Москве.
Храм представлен в несколько обобщенном виде. Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение. Такое облачение является одним из существенных символов вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью, ликования в Царствии Небесном, где пребывают мученики. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» (Мф. 10:28).
Фрагмент иконы
Несколько выше представлен крест, подчеркнуто крупного размера, указывающий на причастность к мученическому подвигу всех изображенных на иконе, а также на торжество Церкви над грехом через крест Христов. Именно крест является центром композиции. Он как бы осеняет предстоящих праведников.
По вертикали на оси креста, внизу, ниже престола, расположена группа Царственных мучеников с Государем Николаем II в центре. Царская Семья представлена в византийских царских одеяниях — далматиках, наиболее соответствующих их прославленному образу и подчеркивающих неразрывную связь Византии и России.
Царственные мученики помещены ниже иерархов, через которых власть получает Божие благословение и приобретает законный характер. Изображения иерархов представлены в виде двух групп справа и слева от креста и престола. Их соответственно возглавляют святой Патриарх Тихон и святой Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Глава Церкви Святейший Патриарх Тихон помещен слева, потому, что, согласно церковному учению об иконопочитании, отсчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае — от престола, так же, как в деисусном чине Матерь Божия тоже изображается слева от Спасителя.
Непосредственно рядом со святителями Тихоном и Петром стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. Эти два иерарха были названы в «Завещании» Патриарха Тихона кандидатами в Местоблюстители Патриаршего Престола.
Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; Гермоген (Долганев), епископ Тобольский; Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий (Гулевич), епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 гг. Однако, святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов.
Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре Царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее — священноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.
В иконе присутствуют также безымянные миряне — мужи, и жены, и дети. Фигуры поставлены относительно свободными рядами, они объединяются в небольшие группы по два-три лица, их внешний облик разнообразен и индивидуален.
В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, — в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие Ее части. Это образ торжества Церкви воинствующей. Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом.
ДЕИСУСНЫЙ ЧИН
В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, помещен, как всегда, образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: «Аз есмь свет миру” (Ин.8:12). Его образ завершает вертикаль: царственные мученики – престол – крест – купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути.
В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые XX – XIX вв. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Далее изображены российские святители Петр и Алексий, Иона и Филипп, Иов и Ермоген; благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Сергий и Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Амвросий Оптинский. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками.
КЛЕЙМА
Непосредственное раскрытие подвига мучеников дано в клеймах по сторонам средника.
Клейма справа по вертикали — изображения мученических кончин отдельных святых.
Клейма слева – массовые сцены.
В среднике и в деисусном чине преобладает состояние покоя, в то время как в клеймах преобладает состояние движения.
Все клейма имеют развернутые наименования на церковно-славянском языке, выполненные полууставом, даты в описаниях клейм даны по старому стилю.
Соловки
ПЕРВОЕ КЛЕЙМО
Соловки
Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости – многочисленным чином святых мучеников.
На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные.
В центре — сам монастырь со Спасо-Преображенским собором. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Они в нимбах, но имена отсутствуют, поскольку в них отражен массовый характер казней оставшихся навсегда неведомыми праведников.
На острове Анзер находилась лагерная больница, также мрачно известная. Она была расположена в Голгофо-Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова.
Голгофо-Распятский скит был построен в XVIII веке по особому откровению. Жившему на Анзере подвижнику преподобному Иову (в схиме – Иисус) явилась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына.
Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших здесь свою жизнь, был Воронежский архиепископ Петр (Зверев). На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста – удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века, когда Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Удивительной особенностью этого дерева является то, что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест.
Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола
ВТОРОЕ КЛЕЙМО
Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола
В среднике иконы святитель Петр представлен в центре у престола наравне со святителем Тихоном. Как законный Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины Патриарха Тихона. Митрополит Петр подвергся чрезвычайно жестокому преследованию со стороны властей, проведя много лет в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет он провел в заключении за полярным кругом, в зимовье Хэ в устье реки Обь. 27 сентября (10 октября) 1937 года исстрадавшийся после многолетних терзаний святитель Петр был расстрелян в Челябинске.
Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими
ТРЕТЬЕ КЛЕЙМО
Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими
Святитель Вениамин и большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти.
На высокой кафедре стоит судья со свитком. Согласно канонической традиции, текст свитка или книги соответствует моменту речи и как бы озвучивает речь говорящего: написание слова равно звуку. На свитке в руке судьи читаются только имена обвиняемых. Этим приемом показывается, что неправедный судья невольно свидетельствует о исповедническом подвиге святых, готовых принять смерть за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет. К нему с жестами, выражающими веру и смирение, обращаются другие осужденные. За их спинами высятся силуэты стражников. За стеной изображена печально знаменитая петроградская тюрьма «Кресты”, где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море, обозначающее прибрежное положение Петрограда.
ЧЕТВЕРТОЕ КЛЕЙМО
Подвиг двух праведников: священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского, и священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского
Первого зарывают живым в землю, второго топят в реке Тобол с камнем на шее. Святитель Андроник – деятельный миссионер в Японии, трудившийся затем на ряде кафедр, глубокий мыслитель и аскет.
Святитель Гермоген – блестяще образованный церковный деятель, подвижник.
Зверские расправы с обоими были произведены почти одновременно: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник 20 июня 1918 г.
Образы святых становятся знаками страдания, таинственно просветленного благодатью Духа Святого, укрепляющего подвижников в их противостоянии врагу. Их добровольное принесение себя в жертву ради веры Христовой и ради вечной жизни освящает землю и воду, что наиболее зримо показано в данном клейме. С нимбами вокруг просветленных ликов, с молитвенными жестами, в ярко-праздничных, небесных одеяниях они погружаются внутрь стихии, будучи сами как бы бесплотными, уже обретшими ангельское состояние.
ПЯТОЕ КЛЕЙМО
Разорение одной из величайших русских святынь – Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского
Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру «русским Ватиканом”. Все эти события обобщены в композиции.
Изображен – условно – главный вход в монастырь, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов. В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного Сергия. На колокольне отсутствуют колокола, что означает разорение монастыря. По сторонам колокольни изображены Успенский и Троицкий соборы.
Трагедия в Алапаевске 5 июля 1918 года
ШЕСТОЕ КЛЕЙМО
Трагедия в Алапаевске
5 июля 1918 года. Святых великую княгиню Елисавету и ее келейницу Варвару вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, князем Владимиром Палеем, еще тремя князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту.
На иконе святые жены изображены в светлых, почти белых одеждах, которые в соединении с духом полного смирения и покорности воле Божией, выраженном в недвижной сдержанности их падающих фигур, являют в них Невест Христовых. Здесь цвет символизирует невинность жертв, с одной стороны, и свирепость убийц – с другой.
СЕДЬМОЕ КЛЕЙМО
Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре.
Святой Тихон – великий иерарх. Промыслом Божиим возведенный на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период.
Выбранный для иконного изображения момент его жизни позволяет с наибольшей полнотой отразить две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенного ему православного народа.
Святитель находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года.
На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить. Духовенство и народ молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ.
ВОСЬМОЕ КЛЕЙМО
Убийство Царской Семьи в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева 4 (17) июля 1918 года.
Благочестивый Государь был глубоко предан Церкви и Отечеству и говорил, что готов стать жертвой Богу, если это необходимо.
Родившись в день праведного Иова Многострадального, Государь всю жизнь считал это особым предзнаменованием.
Массовый расстрел праведников на полигоне Бутово под Москвой в 1930-е годы
ДЕВЯТОЕ КЛЕЙМО
Массовый расстрел праведников на полигоне Бутово под Москвой в 1930-е годы.
Бутовский полигон – одно из трагических мест русской истории ХХ века. В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы. Были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие священнослужители. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Ныне в Бутово поставлен крест, и воздвигнут деревянный храм.
Праведники изображены в виде двух групп, в которых стреляют убийцы. Основная группа – в центре, над рвом, где видны их убиенные собратья. В центре на фоне мирных зеленых горок предстоит фигура некоего старца священнослужителя в светло-желтых ризах, за ним еще двое в темно-красных и розовых одеяниях. Старец благословляет палачей.
Слева группа ведомых на казнь. У праведников связаны руки. Во рвах изображены убиенные в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Цвет обозначает их праведность, переход в вечную жизнь.
Расстрел крестного хода в Астрахани
ДЕСЯТОЕ КЛЕЙМО
Расстрел крестного хода в Астрахани
Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918-1919 годов. Большевики же расстреливали мирных людей.
На фрагменте слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди идут диакона. В середине епископ. Это архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный 23 июня 1919 года. Напротив крестного хода, группа солдат, стреляющих в процессию. Событие развертывается на фоне храма, его дверной проем служит разделительным знаком между противостоящими силами.
ОДИННАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года
Святитель Владимир первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Святитель Владимир был председателем Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 гг. Он понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в долговременную бытность на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской Лавре, выведен за стены и расстрелян. В момент смерти святитель благословлял убийц.
Момент казни в композиции отсутствует. Святитель показан дважды: выведение на расстрел из обители и обнаружение его тела иноками.
ДВЕНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Образ безымянной святой жены с детьми
Исповеднический женский подвиг периода гонений чрезвычайно велик. Безвестные монахини, жены и сестры духовенства, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. Остававшиеся на свободе смиренно и кротко, незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения, непоколебимо стояли в храмах на богослужении в самые беспросветные годы.
«Белые платочки», как с любовью называл их святитель Патриарх Тихон. На них же лежало воспитание детей, потерявших отцов. Но ни одна слеза бесчисленных страдалиц не забыта у Бога.
На иконе в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми. Ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника.
Арест священника в храме во время богослужения
ТРИНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Арест священника в храме во время богослужения
Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной службы, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения.
Изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах. Лик священника несколько напоминает преподобного Серафима Саровского. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны.
Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима
ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима
Саровская Успенская пустынь, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Соловецким монастырем относится к ряду наиболее чтимых православным народом святых мест Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима.
На иконе обобщенно представлен вид Саровского монастыря. На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского 7(20) ноября 1937 года
ПЯТНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского в Чимкенте 7 (20) ноября 1937 года.
На иконе изображено исполнение смертного приговора, вынесенного святителю Кириллу врагами Церкви. Святитель молится, обращенный ликом к зрителю. Его поднятые руки торжественно простерты в жесте молитвы и последнего благословения, преподаваемого им всему миру. Его величественный образ, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Темный, сливающийся тройной профиль солдат, направляющих винтовки на святого, выражает бессильную ярость адских сил. Пейзажные горки, имея необходимую иконную стилистику, сохраняют общее сходство с известным по фотографии пейзажем местности, где святитель был предан смерти. Горки желтовато-розового цвета написаны в одной гамме со святителем, они создают образ обновленной природы, вместе со святым мучеником противостоящей мрачным олицетворениям зла, что рождает ощущение торжества и победы над адом и смертью, свидетельство вечности.
Композиция с убиением святителя Кирилла – последнее клеймо иконы.
КЛЕЙМА ИКОННЫЕ — небольшие законченные композиции на краях иконы, образующие цикл, тематически соотнесённый со значительно более крупной центральной частью иконы (средником).
Клейма прямоугольной формы обычно обрамляют средник со всех 4 сторон, реже размещаются под и/или над ним либо по обеим сторонам от него (в иконах житийных, «праздников», Страстей Христовых, чудотворных образов, деяний Святой Троицы, акафиста — например, «Похвала Богоматери с акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, конца XIV века, и др.).
В византийской иконописи клеймам предшествовали фризообразные композиции на продолговатых досках-темплонах, появившиеся в связи с составлением и переработкой сборников Четьих-Миней с житиями святых в IX-XI веках. Иногда житийные композиции размещались на боковых створках триптиха. По средневековой традиции клейма читались слева направо по рядам.
Позднее порядок чтения мог усложняться: горизонтальное чтение (по рядам) иногда сочеталось с вертикальным (по столбцам). Нижний ряд обычно завершается сценой успения (у мучеников – казни) или погребения («Св. Екатерина с житием в 12 клеймах», начало XIII века, монастырь Святой Екатерины на Синае). Большое распространение клейма иконные получили в русской иконописи, отчасти заменяя фресковые циклы, отсутствующие в деревянных храмах.
Стремление к полноте повествования привело в XVI-XVI веках к созданию икон с большим количеством клейм иконных, размещённых в 2 и более рядов и столбцов («Преподобные Зосима и Савватий, с житием в 56 клеймах», 1550-1560-е годы, ГИМ; рама от иконы «Св. Власий, епископ Севастийский, с житием в 58 клеймах», конец XVII- начало XVIII века, Ярославский художественный музей, и др.). Несмотря на появление в середине XVII века нового типа икон, когда сцены жития располагали в едином пространстве с монументальной фигурой святого, композиция со средником и клеймами остаётся главным типом житийной иконы.
Иллюстрация:
Икона «Святой Сергий Радонежский с 30 клеймами». Сер. XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (Москва). Архив БРЭ.