Описание иконы Пресвятой Богородицы Трилетствующая
Икона Божией Матери «Трилетствующая» находится в Свято-Троицком Дерманском женском монастыре на Украине (Ровенская епархия) у игумении монастыря. Её бабушке привезли из Иерусалима такую фотографию, которая долго хранилась в семье. Cтав игуменией, она попросила написать с фотографии икону. Не знаю, как на Украине, а в Росcии формально православной ее никто не объявлял, дня празднования установлено не было. Да и действительно, выглядит как иллюстрация к детской сказочной книжке, вызывающая лишь беззаботное умиление, а не как православная икона, способствующая покаянию, или вообще какому-бы то ни было серъезному молитвенному настрою, поэтому статус пока «сомнительно». Далее привожу текст с сайта http://www.taday.ru/vopros/20321/410670.html (протоиерея Максима Козлова, настоятеля домового храма святой мученицы Татианы при МГУ): Данное изображение не является канонической православной иконой. В традиционной иконографии нашей Церкви нет иконы Божией Матери «Трилетствующая». И с точки з
Сегодня — увы! — повестка дня чуть иная, и поэтические строчки русского классика о том, что на Введение Рождество уже засветилось, и в сердце свет зажигается, новостью не станут. В «топы» выходят заголовки типа: «Праздник Введения, что можно, а что никогда делать нельзя», и это, безусловно, отражение нашего часто формального отношения к церковному торжеству как к системе запретов, или, наоборот, обязательных ритуалов с магическим душком. Но, нет, всё не так. Хотя про то, что можно, а что нельзя делать на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, я, конечно, скажу. Просто дело-то не в этом. А в чем? Давайте разбираться.
Более двух тысячелетий назад жители Назарета Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию в Иерусалимский храм, и то, что затем произошло, было не просто символично, такие события в Церкви называют «знамениями», то есть чудесными, необычными явлением, через которое Господь проявляет Свое отношение к тварному миру. Трехлетняя девочка, приведенная родителями в храм, самостоятельно туда вошла, поднявшись без чьей-либо помощи по высоким ступеням — отсюда и название праздника: Введение во храм. Но что же было во всем этом необычное, знаковое и символическое?
В Церкви есть слово, созвучное нашему обыденному «лестница», синоним ему. Это слово «лествица», означающее духовное восхождение. Так вот Деву Марию, Мать Христа в одном из церковных песнопений называют таинственной лествицей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. И этот образ лестницы, лествицы, духовного восхождения к Богу имеет прямое отношение к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Но прежде чем рассказать, в чем символика события, произошедшего с девочкой Марией две тысячи лет назад, надо обязательно вспомнить, каким было рождение Матери Христа. А оно было необычным, чудесным. Как известно, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета (сейчас север Израиля). Важно, что Иоаким происходил из рода царя Давида, ведь пророки предсказывали появление Мессии именно из Давидова колена. Иоаким и Анна были женаты уже много лет, но оставались бездетны. Однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву — свой дар Богу, — Книжник, то есть служитель церкви, знаток Моисеева Закона, публично отверг ее. Дело в том, что в те времена бесплодие считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. А значит, по мнению служителя церкви, принимать жертву от таких «греховных» людей было бы неверно. Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого прилюдно не приняли его дар Богу, удалился из храма. Он не осмелился вернуться домой и решил уйти к пастухам. Там в посте и молитве он провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Бог смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны, конечно, дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и, опечаленная, она тоже стала молить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, и пообещала, что она посвятит его Богу. Анна вложила в свою мольбу всю душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией». На древнееврейском Мария означает «возвышенная, превознесенная».
Согласно данному обету, Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. Когда Марии исполнилось три года, родители привели Ее к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих в храм. Тут и свершилось событие необычное, всех удивившее: никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице вверх. Окружающие были поражены, а старец первосвященник Захария, подчиняясь какому-то таинственному вдохновению, взял Марию и повел Ее за собой в сокровенную глубину храма, в «Святая Святых» — место, куда не позволялось входить не только ни одной из женщин, но куда не ступала нога обычных священников. Только первосвященники могли входить туда, да и то лишь раз в год — когда приносили в «святая Святых» жертвенную кровь. Все присутствующие были поражены — девочку, столь отзывчивую к Святыне оставили при храме, и Мария жила там до 12 лет. Встреча с Богом — это всегда не только Его призыв к нам — часто молчаливый, ступенями лествицы, поставленный перед нами. Встреча с Господом — это и наш ответ на Его призыв. Наш шаг навстречу Богу.
«С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо, — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности». До явления в мир Христа, до момента, когда Дева Мария станет Матерью Спасителя, оставались считаные годы… А пока в «таинственной глубине» Божьего дома — храма, детски чистая, чуткая душа девочки готовилась, воспитывалась, возрастала…
День Введения во храм Пресвятой Богородицы, часто считают детским праздником, именно в этот день принято приводить детей на первую исповедь. «Привести в Храм — это значит ввести жизнь в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта», — говорил богослов Александр Шмеман. По православной традиции обычно дети начинают исповедоваться с семи лет. Часто свое первое детское религиозное переживание человек потом проносит через всю жизнь, настолько много в нем бывает много искренности, чистоты и ясности.
Ну, и наконец, про «можно и нельзя». Хотя праздник Введения выпадает на Рождественский пост (28 ноября — 6 января), в честь него пост отменяется, но только по отношению к рыбе: и даже в монастырях на столах будут рыбные праздничные блюда.
Божья матерь — одно из известных иконописных изображений в христианстве. Однако в большей степени и большим трепетом и любовью относятся к ней не в православном христианстве, а в католичестве. У католиков изображение Богоматери выходит за пределы иконописи и практически в каждом доме присутствуют также ее небольшие статуэтки.
Содержание
Особенности изображения Богоматери
Стоит заметить, что изображение Матери Божией, традиционное для православия и католицизма разнятся. И если среди православных икон можно выделить некие общие черты в изображении Пресвятой Девы, то в католицизме наравне с традиционным ликом Девы Марии почитается и довольно малоизвестная икона под названием «Трилетствующая».
Икона Божьей Матери «Трилетствующая»
Икона Богоматери «Трилетствующая» не является традиционной для западных христиан, если бы изображенную на ней Деву Марию не венчал нимб, и не присутствовала надпись, характерная для икон, то, скорее всего, это редкое изображение было бы принято за картину.
Что нужно знать про икону
Следует понимать, что икона «Трилетствующая» относится только лишь к западной церкви и отношение к ней в Русской православной церкви не вполне однозначное. С одной стороны, она не запрещена строго, и православные люди вполне могут иметь такое изображение Пресвятой Девы у себя дома. Однако, приобрести эту икону в любом из православных храмов весьма затруднительно, ведь русское православие не признает данное изображение за иконописное, считая его не более, чем картиной, созданной на основе библейского сюжета.
Внимание! Многие священники не запрещают молиться перед этой иконой, но все же лучшим считают возносить молитвы у икон Богородицы, почитаемых в православии.
Описание иконы
На иконе «Трилетствующая» изображена Дева Мария в возрасте 3 лет. Она облачена в голубую тунику и держит в руках большой цветок белой лилии, как воплощение первозданной чистоты. Голову Марии венчает нимб, что и указывает на тот факт, что перед нами икона.
Ещё об иконах Пресвятой Богородицы:
- Икона Божией Матери «Помощница в родах»
- Икона Божией Матери «Млекопитательница»
- Икона Божией Матери «Прибавление ума»
Известно, что изображенная на иконе Дева Мария не соответствует канонам иконописи по ряду моментов.
- Во-первых, она изображена с непокрытой головой, в то время как в православии принято изображать Богородицу всегда облаченную в одежды, покрывающие и голову.
- Во-вторых, при создании иконы не учтена практически ни одна деталь, важная для иконописи. Традиционным осталось лишь голубое одеяние на девочки, что достаточно мало, по мнению православных священников, указывает на ее духовную зрелость и понимание своей миссии.
Икона Богородицы «Трилетствующая»
Значение образа Пречистой Девы
Икона «Трилетствующая» называется так по строчкам из канона, посвященного празднику введения в Храм Пречистой Девы. Слово «трилетствующая» указывает в данном каноне на возраст, в котором Марию впервые привели в Храм.
Икона также указывает на духовность и благочестие Пресвятой Девы, что кроме того указывает на богоизбранность девочки.
Почитание иконы
Как уже говорилось, икона в основном почитаема в католичестве. Так, в семьях воцерковленных родителей существует традиция помещать это изображение Богородицы в изголовье малыша, на детской кроватке, ведь так ребенок будет находиться под покровительством Святой Девы и с ним ничего плохого не случиться.
О чем молиться
К лику Божией матери «Трилетствующая» принято обращаться женщинам тогда, когда необходима помощь в деторождении: будь то зачатие или тяжелые роды. Изначально это иконописное изображение Пречистой Девы связывают именно с продолжением рода.
Ещё о материнской молитве:
- Молитва «Благословение матери» на каждый день
- Православные материнские молитвы о сыне
- Православная материнская молитва о детях
Матери, имеющие дочек, молятся у этой иконы о благополучии своих девочек, ведь икона также считается покровительницей всех дочерей.
Икона Девы Марии «Трилетствующая»
Так как основное значение иконы, благодаря изображению маленькой девочки, связывают с материнством, то чаще всего обращение к данному образу помогает в стремлении женщины стать матерью. Отсюда следует, что наиболее часто к иконе обращают свои молитвы женщины, особенно те, для кого беременность и вынашивание малыша является большой проблемой.
Совет! Существует мнение о том, что тем женщинам, которые мечтают забеременеть, следует хранить икону «Трилетствующую» в изголовье кровати либо под подушкой.
Но и тем женщинам, которые уже имеют детей, особенно в младенческом и маленьком возрасте, можно обращаться к этому изображению Богоматери с молитвой о заступничестве своего чада, о его здоровье и даровании мудрости.
История написания
Об истории возникновения иконы «Трилетствующая» существуют две версии.
- Согласно первой, написана она была по благословению одной из монахинь монастыря, находящегося в Украине. Считается, что эта икона написана на основе небольшой открытки, привезенной из Иерусалима.
- Вторая версия опирается на тот факт, что изображенный на иконе сюжет наиболее близок западной иконописной школе, потому и икона считается католической.
Однако какова бы ни была история создания иконы «Трилетствующая», важно одно — скольким людям, молящимся у образа, помогла Дева Мария.
О неканонической иконе Трилетствующая. Протоиерей Владимир Головин
В храмах и церковных лавках Кемеровской и Новокузнецкой епархии запрещена к использованию и распространению отсутствующая в иконографии икона Божией Матери «Трилетствующая». С таким сообщением выступила пресс-служба епархии.
Икона Божией Матери «Трилетствующая»
— Это скорее картинка, на которой изображена маленькая пухлая девочка с неестественно большими карими глазами, распущенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящая лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке, — приводятся слова руководителя информационно-апологетического центра епархии Елены Кулешовой.
Прототипом иконы стала открытка, которую привезли из Иерусалима. В епархии отмечают, что Богородица в трехлетнем возрасте была не просто девочкой, которая изображена на иконе.
— Канон указывает нам на особенный случай во всей мировой истории, когда трехлетнее дитя достигает не по возрасту высокого духовного развития, что это дитя несет в мир исполнения многотысячных обетований – непорочного Зачатия, Приснодевства, Рождения Богочеловека, — отметила Кулешова.