Знаки и символы существуют на земле издавна. Ними изображают отношение к определенной культуре, религии, стране, роду или вещи. Символы христианской православной культуры подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Духу Святому, через веру в Святую Троицу.
Христианскими знаками православные выражают свою веру, но немногие даже крещенные, знают их значение.
Христианские символы в православии
Содержание
История возникновения символов
После распятия и воскрешения Спасителя начались гонения на христиан, уверовавших в приход Мессии. Для того чтобы общаться между собой, верующие начали создавать тайнописные коды и знаки, помогающие избежать опасности.
Криптограмма или тайнопись возникла в катакомбах, где приходилось прятаться ранним христианам. Порой они использовали давно известные знаки из иудейской культуры, придавая им новый смысл.
Символизм ранней Церкви основывается на видении человеком Божественного мира через сокровенные глубины невидимого. Смысл возникновения христианских знаков состоит в подготовке ранних христиан к принятию Боговоплощения Иисуса, жившего по земным законам.
Знаки тайнописи в то время были более доходчивыми и приемлемыми между христиан, чем проповеди или чтение книг.
Важно! Основой всех знаков и кодов является Спаситель, Его Смерть и Вознесение, Евхаристия — Таинство, оставленное Миссией перед Его распятием. (Марка 14:22)
Крест
Крест символизирует распятие Христа, его изображение можно видеть на куполах храмов, в виде нательных крестиков, в христианских книгах и многих других вещах. В православии есть несколько видов крестов, но основным является восьмиконечный, на таком кресте был распят Спаситель.
Крест: главный символ христианства
Маленькая горизонтальная перекладина служила для надписи » Иисус Назарей, Царь Иудейский». К большой поперечной перекладине прибиты руки Христа, к нижней — Его ноги. Верх креста направлен в небо, а царство Вечное, а под ногами Спасителя — ад.
О кресте в православии:
- Полумесяц на православных крестах
- Куда девать нательный крестик умершего человека
- Чем отличается православный крест от католического
Рыба — ихтис
Иисус призвал в ученики рыбаков, которых впоследствии сделал ловцами людей для Царства Небесного.
Одним из первых знаков ранней Церкви стала рыба, впоследствии в нее вписали слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»
Рыба — христианский символ
Хлеб и виноградная лоза
Принадлежность к Евхаристии или Таинству причастия выражается через рисунки хлеба и винограда, а порой вина или виноградных бочек. Эти знаки наносились на священные сосуды и были понятны каждому, принявшему веру во Христа.
Важно! Виноградная лоза — прообраз Иисуса. Все христиане — его ветви, а сок — прообраз Крови, которая очищает нас во время принятия Евхаристии.
В Старом Завете виноградная лоза является знаком земли обетованной, Новый Завет преподносит лозу, как символ рая.
Виноградная лоза как символ рая в Новом Завете
Птица, сидящая на лозе винограда, символизирует возрождение к новой жизни. Часто хлеб рисуется в виде колосьев, что одновременно является знаком единства Апостолов.
Рыба и хлеб
Хлеба, изображенные на рыбине, относятся к одному из первых чудес, совершенных Иисусом на земле, когда Он пятью хлебами и двумя рыбками (Луки 9:13-14) накормил более пяти тысяч людей, пришедших издалека послушать проповеди Миссии.
Иисус Христос — в символах и кодах
Спаситель выступает Добрым пастырем для своих овец, христиан. В то же время, Он — Агнец, закланный за наши грехи, Он — спасительный крест и якорь.
Вселенский собор 692 года запретил все символы, касающиеся Иисуса Христа, чтобы перенести акцент не на образ, а на Живого Спасителя, однако, они существуют и поныне.
Агнец
Маленький ягненок, послушный, беззащитный — прообраз жертвы Христа, который стал последней жертвой, ибо Богу стали не угодны приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества (Иоан. 3:16).
Символ Агнца со Знаменем
Только вера в спасительную жертву Иисуса, который есть путь, истина и жизнь, открывает дорогу к вечной жизни.
В Ветхом Завете ягненок является прообразом крови Авеля и жертвы Авраама, которому Бог послал для жертвоприношения ягненка вместо его сына Исаака.
В Откровении Иоанна Богослова (14:1) говорится об агнце, стоящем на горе. Гора — это вселенская Церковь, четыре потока, — Евангелия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна, которые питают христианскую веру.
Ранние христиане в тайнописи изображали Иисуса Добрым пастырем с овечкой на плечах. Ныне священников называют пастырями, христиан — овцами или паствой.
Монограммы имени Христа
В переводе с греческого монограмма «crisma» означает миропомазание и переводится, как печать.
Кровью Иисуса Христа мы запечатаны для Его любви и спасения. За буквами X.P скрыто изображение Распятия Христа, Воплотившегося Бога.
Буквы «альфа» и «омега» обозначают начало и конец, символы Бога.
Монограммы имени Иисуса Христа
Малоизвестные закодированные изображения
Корабль и якорь
Образ Христа часто передается знаками в виде корабля или якоря. В христианстве корабль символизирует человеческую жизнь, Церковь. Под знаком Спасителя верующие в корабле по имени Церковь плывут к вечной жизни, имея якорь — символ надежды.
Голубь
Святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь — птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.
Символ Святого Духа — голубь
Око и треугольник
Глаз, вписанный в треугольник, означает всевидящее око Всевышнего Бога в единстве Святой Троицы. Треугольник подчеркивает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны в Своем предназначении, являются единым целым. Понять это простому христианину практически невозможно. Этот факт надо принять верой.
Богородичная звезда
При рождении Иисуса на небе зажглась Вифлеемская звезда, которую в христианстве изображают восьмиконечной. В центре звезды находится светлый лик Богоматери с Младенцем, поэтому рядом с Вифлеемской появилось название Богородичная.
В четырех ее углах видны изображения в виде человека, орла, льва и тельца, под которыми закодированы четыре Евангелия.
О звездах:
- Что означает шестиконечная звезда в православии
- О пятиконечной звезде в православии
- Восьмиконечная звезда
Богородичная восьмиконечная звезда
Евангелист Марк представлен львом, воспевающим могущество и царственное достоинство Иисуса. Телец символизирует Евангелиста Луки, сделавшего в своем послании акцент на жертву Христа, после чего телец стал прообразом мучеников.
Иисус в человеческом образе описан Евангелистом Матфеем, он является изображенным в левом верхнем углу ангелом или человеком.
Евангелист Иоанн символизируется орлом, который представляет Святого Духа и Воскресение Иисуса Христа.
Звезда даров Святого Духа
Среди христианских знаков часто встречается и девятиконечная звезда, каждый конец которой означает дар Духа Святого. (1 Кор. 12:8-11)
Девятиконечная звезда как символ Святого Духа
Девять даров оставил Дух Святой людям:
- Слово мудрости;
- Слово знания;
- Вера;
- Дар исцеления;
- Чудотворение;
- Пророчество;
- Различение духов;
- Говорение на иных языках;
- Истолкование языков.
Важно! В христианской культуре много знаков, однако, для всех православных верующих основным символом веры остается молитва и исповедание Святой Троицы. Видео о православной молитве
Крест Константина
Монограмма «Хи-Ро»
IHS, 1НС. Эти три буквы являются первыми буквами греческого слова «lhsus» или «lhcuc», означающего имя «Иисус». S и’С — различные варианты латинской транскрипции греческой буквы «сигма». Эту надпись часто путают с первыми буквами латинской фразы «In hoc signo». Она относится к легенде о том, как Константина накануне битвы, состоявшейся перед его крещением, посетило видение знамени, на котором были начертаны слова: «In hoc signo vinces» («Сим знаком победишь»). Одержав победу в этой битве, Константин обратился в христианство. .Более того, эти буквы ошибочно истолковывают как аббревиатуру латинской фразы «lesus Hominum Salvator» («Иисус — Спаситель Человечества»). Данная надпись, начертанная на солнце, являет собой знак, явившийся в видении Св. Бернардино Сиенскому, которого часто изображали с этим знаком в руке.
INRI. Эти четыре буквы являются начальными буквами слов латинской фразы «Jesus Nazarenus RexJudaeorum», означающей «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Согласно Евангелию от Иоанна, после того как Христос был распят, «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19). Далее Св. Иоанн говоРИТ о том, что эта надпись была написана по-еврейски, по-гречески и по-римски.
Полное значение этого символа вызывает сомнения.
Является сокращением от chreston — «дело доброе». Благоприятный знак, применявшийся в Греции, чтобы отмечать важный переход. Вертикальная линия, предположительно, обозначает Космическое Древо и аксиальный символ. Лабарум являлся также эмблемой халдейского бога Неба, а в христианстве был принят под названием ХР, обозначающим две первые буквы имени Христа. Был эмблемой Константина, по преданию, явившись ему во сне. Константин снабдил этим знаком свой стяг и щиты своих солдат, обеспечив им, таким образом, защиту Христа. Часто изображается на лампах, сосудах и в гробницах вместе с Альфой и Омегой.
Иллюстрации
Лабарум, украшающий раннехристианский римский могильный камень. По преданию явился во сне императору Константину. В традиционной интерпретации этот знак символизирует первые буквы имени Христа — «X» и «Р», хотя ранее он олицетворял халдейского бога Неба.
ХР. Эти две греческие буквы, «хи» и «ро», которые чаще всего встречаются в монограмме, являются первыми двумя буквами греческого слова «Христос». Сочетание этих букв сразу дает форму креста. Более того, поскольку «ро» напоминает «р», а «хи» напоминает «х», эту монограмму можно прочитать по-латыни как «pax», что означает «мир».
IС ХС NICA. Древняя монограмма, символизирующая Христа Победителя. 1 и С— первая и последняя буквы греческого слова lhcuc (Иисус); Х и С — первая и последняя буквы слова Xpictoc (Христос); Nika — по-гречески означает «победитель».
Сам хрисмон — частый и значимый символ ранней Церкви её отличительный знак, вытесненный впоследствии крестом, принятый ранними христианами в качестве символа христианства и очень часто встречающийся в древнем христианском искусстве, начиная с IV века, на саркофагах, евхаристических сосудах и светильниках. Некоторое время христограмма была второй по значимости, после рыбы, эмблемой христианства.
Как знак ХР (Христос), так и знак IX (Иисус Христос) использовались ранними христианами в качестве траурных монограмм. Что касается этой монограммы, она является комбинацией букв Х, Chi и Р, Rho, начального слога слова Христос. в христианстве был принят под названием ХР, обозначающим две первые буквы имени Христа. Был эмблемой Константина,
Более того, поскольку «ро» напоминает «р», а «хи» напоминает «х», эту монограмму можно прочитать по-латыни как «pax», что означает «мир».
имел две основные формы. Первая представляла собой монограмму из заглавных греческих букв «иота» и «хи» (инициалы Iesous Christos — Иисус Христос). Вторая, более известна как крест Константина (Labarum of Constantine), образована греческими литерами «хи» и «ро» — первыми буквами в слове Christos (см. Крест).
Дуга, отличающая второй вариант от первого, рассматривался Рене Геноном (Guenon) как Солнце в зените, на вершине мировой оси, а также как «игольное ушко», «тесные врата» или даже «Ворота Солнца», через которые возможен «выход в Космос», который является плодом искупительной силы Христа. eye of the needle / strait gate / Gate of the Sun / through which may be made that «release from the Cosmos» which is the fruit of Christ’s redemptive power. laburnum призванный символизировать его самого, его покровительство и его победу над смертью. Он обозначает победу христианства над миром или победу Спасителя над господствующим грехом.
Христианство
Первый общепринятый символ христианства, а также символ победы.
Будучи часто изображаем внутри круга, первый вид знака может рассматриваться как колесо с шестью или восемью (при добавлении горизонтальной черты) спицами. Тот факт, что колесо — обычный солнечный символ, напоминает нам такой литургический эпитет Христа как sol invictus — «непобедимое солнце». Иногда изображается в тройном кругу (указание на Троицу) и комбинируется с буквами «альфа» и «омега» по сторонам. Монограмма Христа в круге воспринимается как символ Солнца в форме колеса, что подчеркивает триумфальный характер знака. Круг, или кольцо, считается универсальным символом вечности и непрекращающегося бытия. Как монограмма Бога он выражает собой не только совершенство Бога, но и вечность Того, «кто был в начале вечного мира, кто есть сейчас и кто будет всегда» (См. Кольцо, глава XIV). Буквы альфа и омега нередко являлись составной частью этой монограммы. Часто изображается на лампах, сосудах и в гробницах вместе с Альфой и Омегой.
однако его применение прослеживается ещё раньше.
Но Лабарум был эмблемой Этрурии за века до Константина и христианской эры. Он был также знаком Озириса и Гора, которого часто изображают с длинным латинским крестом, тогда как греческий нагрудный крест является чисто египетским. В своем труде «Упадок и гибель» Гиббон раскрыл обман Константина. Этот император, если он вообще когда-то имел видение, должно быть увидел Олимпийского Юпитера, в вере в которого он и умер.
Полное значение этого символа вызывает сомнения. Является сокращением от chreston — дело доброе. Благоприятный знак, применявшийся в Греции, чтобы отмечать важный переход. Вертикальная линия, предположительно, обозначает Космическое Древо и аксиальный символ. Лабарум являлся также эмблемой халдейского бога Неба, а Сама по себе она ещё значительно раньше существовала как аббревиатура греческого слова chrestos (сулящий счастье) и служила символом хорошего предзнаменования. Знак христограммы существовал и до христианства: в греческом языке слово «хрестос» обозначало буквально «благоприятный» и также начиналось с Х и Р: похожая монограмма использовалась ещё ранее халдеями как символ солнца.
Имеется большая вероятность того лабарум, двойной топор лабрис и бабочка — генетически родственный символя, восходящие к неолитическим графемам, связанным с Солнцем и Великой Богиней (Матерью).
Наша партия была создана 6 мая 1993 года как Русский Национальный Союз. С ноября 1998 года мы называемся Русской Национальной Социалистической Партией. Нашей идеологией является Русский Национал-социализм. Создатель нашей партии и её Вождь — Константин Касимовский. В 1992 году, после поездки в Приднестровье, он разорвал взаимоотношения с лидером НПФ «Память» Дмитрием Васильевым и создал новую партию. Нашей эмблемой является монограмма Христа — Лабарум. Византийский Император Константин http://www.nationalism.org/rnsp/index9.htm
http://zatuchniy.narod.ru/index.html На рисунке слева показано современное толкование: Христос и альфа, и омега. В древности оно состояло из двух букв иврита: алеф как начало миров, в которую буквой куф подается жизнь.
Данная фигура является иным вариантом тайного Ключа, это настолько очевидно, что дальнейшее раскрытие связи носило бы характер кощунства.
Кроме того, несложно заметить, что данная фигура тождественна пресловутому двойному топору (по-гречески labrys; отсюда название Лабиринта, в котором обитал Минотавр).
Двойной топор — это ничто иное, как знак Рыб, заключенный в окружие. Знак Рыб представляет завершенность цикла и своеобразную бездну между ветхим и новым, между бесконечностью и бесконечностью — лежит бесконечность, могущая распылить стремящегося; но имеется линия, соединяющая две бесконечности. Двойной же топор репрезентирует просветление и трансцендентное постижение всей бездны. Окружность, заключающая в себя ветхий знак Рыб, — это глаз Гора. Место схождения всех линий — его зеница, точка Севера, Полярная звезда.
Северная традиция
Современные рунологи Нельзя не указать и на букву Ж, а также на первую руну второго Эттира «Хагель», имеющую форму буквы «Ж». (В означенной выше форме иероглиф NIX образуется путем сложениy рун Иса, «лед», и Даг, «день»)
… Несмотря на то, что, с научной точки зрения, Nix — это снег, мы уподобим NIX бабочке, летящей над землей в Ночи NOX. Бабочка как таковая репрезентирует, в общем, то-же самое, что и двойной топор. Форма декаграммы (если счесть центральную линию повторно как таковую, а не только как два отрезка, то фигура являет додекаграмму) очевидно напоминает кристалл воды, обилие которых в просторечье и именуют снегом. Так или иначе, фигура имеет непосредственное отношение к декабрю и зимнему солнцестоянию, и к полночи. Последнее видно невооруженным глазом (210 / 2 = половина ночи = полночь = 105 = 150)…
СМЫСЛ ДРЕВНЕ-ХРИСТИАНСКИХ СИМВОЛОВ,
ИЗОБРАЖЕННЫХ ВОКРУГ СВЯТО-ИЛЬИНСКОГО ХРАМА.
Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам первых гонений на Церковь в Римской империи.
Мозаики пола времен Константина и Елены в базилике Рождества Христова в Вифлееме.
Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви. Агнец, Крест, виноградная лоза, корзина с хлебами, чаша, голубь, Добрый Пастырь, лилия, павлин, рыба, феникс, якорь, пеликан, орел, хризма, петух, лев, оливковая ветвь, альфа и омега — вот наиболее часто встречающиеся первохристианские символы.
Мозаичный пол с изображением виноградных листьев и гроздий, несущих евхаристический смысл, дополнением к которому служат изображения Евхаристических чаш и рядом с ними плодов гранатовых яблок — одного из вариантов плодов Древа Жизни.
Символизм первохристианского искусства гораздо глубже простых зашифрованных изображений, эти изображения являлись своего рода наглядной проповедью для христиан, подобно притчам, к которым прибегали библейские пророки и нередко обращался в своих беседах Иисус Христос.
В 2012 году, в ходе работ по благоустройству территории Ильинской горы, с западной и восточной, северной и южной стороны Свято-Ильинского храма с помощью декоративного мощения были изображены древне-христианские символы: лилия, хризма, рыба и якорь. Что же они означают?
ЛИЛИЯ.
Изображенная в декоративном мощении перед входом в храм лилия является символом невинности и чистоты, символом любящей Бога души. В Книге Песни Песней сказано, что ветхозаветный храм Соломона был украшен лилиями. По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком в Средневековье изображали святых, прославленных чистотой своей жизни. У первых христиан лилия олицетворяла мучеников, которые остались чисты и верны Христу, несмотря на жестокие гонения.
Так и нам должно входить в храм Господень с чистыми и кроткими сердцами, если мы хотим принять участие в Божественной Литургии и достойно приобщиться Святых Христовых Таин.
ХРИЗМА.
Монета императора Магненция с изображением хризмы.
Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках, в том числе напольных, и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что ее происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго» (Откр. 7:2). Греческое название монограммы «crisma» (собств. «помазание», «миропомазание») может переводиться как «печать».
Монограмма Христа на полу древне-христианской базилики Хрисополитисса.
В среде славянских народов древне-христианская хризма приобрела новый смысл, став символом Боговоплощения или Рождества Христова, по первым буквам, — «Р» и «Х» — его славянского написания.
Хризма на южной стороне Свято-Ильинского храма в Выборге
РЫБА.
Рыба — один из самых ранних и наиболее распространенных христианских символов. «Ихтис» (др.-греч. Ἰχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ίησοὺς Χριστὸς Θεού Ὺιὸς Σωτήρ(Иисус Христос Сын Божий Спаситель), то есть выражает в краткой форме исповедание Христианской веры.
Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью Учеников Христовых, некоторые из которых были рыбаками.
При этом и сами христиане часто изображались символическим образом — в виде рыбок. Один из ранних отцов Церкви Тертуллиан писал: «Мы, маленькие рыбки, вслед за нашим Иисусом Христом в воде (благодати) рождаемся и, лишь пребывая в ней, можем быть невредимыми».
Символическое изображение рыбы имеет также евхаристическое значение. В древнейшей части катакомб Каллиста исследователи обнаружили четкое изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином. Это — евхаристический символ, обозначающий Спасителя, Который дарует людям пищу спасения, новую жизнь.
Древняя мозаика, изображающая ступу с хлебами и рыбами, которыми Господь накормил страждущих, находится в Алтаре рядом со священным камнем. На камне, как предполагают некоторые исследователи Нового Завета, Спаситель стоял, когда благословлял рыбу и хлеб перед насыщением ими народа.
В других катакомбах и на надгробных памятниках изображение рыбы часто встречается в сочетании с другими символами и означает насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк. 6:34-44, Мк. 8:1-9), а также трапезу, приготовленную Спасителем для Апостолов по Его Воскресении (Ин. 21:9-22) на берегу Тивериадского озера.
Древне-христианский символ рыбы с восточной
стороны Свято-Ильинского храма в Выборге
ЯКОРЬ.
В раннехристианском искусстве якорь являлся символом надежды. Источником для возникновения этого образа послужило Послание к евреям св. Апостола Павла, где мы можем найти следующие слова: «Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы… твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (6:17-20). Таким образом, якорь является для нас атрибутом персонифицированной надежды на спасение во Христе Иисусе от вечной смерти.
Напольная мозаика Морского собора.
Якорь, как древне-христианский символ надежды с северной стороны Свято-Ильинского храма в Выборге.
Со временем, Единая неразделенная Церковь Христова своим соборным разумом 82-м правилом Шестого Вселенского собора отвергла образ Агнца, как символ Крестной Жертвы Христовой: «На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания, и спасительной смерти, и сим образом совершившегося искупления мира».
Также, 73-м правилом того же Собора Церковь запретила изображать Животворящий Крест Христов на земле: «Поелико Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, через что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемые некоторыми на земле, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих…».
Но, сегодня, когда современные средства информации, казалось бы, дают неисчерпаемые возможности для познания собственной Веры, неведомо откуда, появились несчастные»ревнители» собственного невежества, которые от воспаления еще неизжитых страстей прежней жизни стали хулить изображенные по четырем сторонам Свято-Ильинского храма древне-христианские символы, ложно утверждая, что их изображения на земле запрещены 73-м правилом Шестого Вселенского собора. Однако, как мы можем видеть из текста этого правила, Церковь запрещает изображать только Животворящий Крест Христов на земле, даже намеком не упоминая другие древне-христианские символы. Более того, это правило говорит именно о «Животворящем Кресте», а не о всяком ином, простом или декоративном, перекрестии линий. Потому что из трех, найденных равноапостольной царицей Еленой крестов, только один, — Крест Христов, — был Животворящим и достойным поклонения. Два других креста, среди которых был и крест благоразумного разбойника, который, по слову Господнему, первым вошел в райские обители, не были Животворящими и не являлись предметом поклонения для Церкви.
Опять же, если мы будем видеть Животворящий Крест Господень в любом перекрестии линий, то вынуждены будем отказаться от пользования транспортом и дорогами, которые постоянно перекрещиваются, как, впрочем, и тротуарами, которые неизбежно заканчиваются пешеходными переходами на перекрестках. Одновременно, к великой радости противников нашей веры, мы будем вынуждены прыгать как блохи, случайно оказавшись в перекрестии швов плиточных полов в общественных местах.
Поэтому Церковь издревле, изображая Животворящий Крест Господень, двумя дополнительными перекладинами и надписанием на них указывает на то, что сей крест есть не просто декоративное перекрестие линий или орнаментов, а есть образ Животворящего Креста Христова, которым мы спасены «от работы вражия».
Что же касается других древне-христианских символов, то, повторим, Церковь никогда не запрещала их изображение как на стенах, так и на полах христианских храмов, кроме как во времена позорного торжества иконоборчества. Те же, кто будучи заражен гордостным самомнением, вопреки всей традиции Единой неразделенной Церкви, ревнует о своих невежественных мнениях о недопустимости изображения христианских символов в православном храмостроительстве не только на стенах, но и на земле, уподобляется древним фарисеям, которые, вместо наблюдения за исполнением заповедей Божиих, самовольно приняли держаться ложного благочестия: «наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (Марк. 7:4).
И таковые показывают себя подобными не только древним фарисеям, но и обнаруживают себя новыми иконоборцами, которые, будучи заражены тайным манихейством, забыли о том, что все сотворено «добра зело» (Быт. 1:31); и что мы сотворены из праха земного, который доныне «попираем» нашими ногами; и что Господь, в Своем Святом Воплощении, воспринял эту нашу телесность из праха земного, приобщив ее к Своему нетленному Божеству; и что Господь омыл в Своих Таинствах не только наши головы, но и ноги, что ясно показал на примере Петра (Иоан. 13:6-10); и что Бог есть не только Бог Неба, но и земли (Откр. 11:4); и что в день Святого Богоявления мы освящаем святой агиасмой не только стены наших жилищ, но и «во всяких местах, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть»; и что в будущий век, предсиянием которого наполнены наши храмы, «Бог будет все во всем» (1Кор. 15:28) — таковые желают отнять у нас не просто благолепие, но богатство благодатных и спасительных символов, наполняющих наши храмы, уподобив их печальному запустению протестантских кирх.
Более того, если нам следовать логике этих новых иконоборцев, то следует запретить архиерейские службы. Потому что епископы Церкви на богослужениях стоят не иначе как на орлецах, на которых изображен древне-христианский символ орла в сиянии благодати и город со святыми храмами, и которые, если верить басням новоявленных иконоборцев, предстоятели поместных Церквей в «постыдном неведении» об истинном благочестии «попирают» ногами. Но мы знаем, что где епископ, там и Церковь, и где нет епископа, там нет и Церкви. Что же нам теперь в угоду новым иконоборцам оставить Церковь? Да не будет этого!
Самое же печальное, что таковые лжеучителя, «не входя дверью во двор овчий» (Иоан. 10:1), обольщают сердца простодушных и сеют разделение в единое Тело Церковное. Для них полезно будет хорошо помнить и не забывать совсем другое правило этого же Шестого Вселенского собора, — 64-е, — которое гласит: «Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или учить, и тако брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучаться Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову Апостола, которое изъясняя Григорий Богослов ясно показывает находяшийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним; сей да будет ухом, а тот языком; сей рукою, а другой иным чем-либо; сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, Если и всего ближе сие, ни все Апостолами, ни все Пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себя пастырем, будучи овцею? почто делаешься главою, будучи ногою? почто покушаешься военачальствовать, быв поставлен в ряду воинов? И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах; не распростирайся убог сый с богатым; не ищи мудрых мудрейший быти. Если же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на сорок дней да будет отлучен от общения церковнаго».
Председатель Отдела религиозного образования и катехизации
Выборгской епархии,
настоятель Свято-Ильинского храма города Выборга
протоиерей Игорь Викторович Аксёнов.