Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из великих православных праздников. Он установлен в честь приведения в Иерусалимский храм будущей Матери Господа Иисуса Христа. Это второй двунадесятый богородичный праздник церковного года. И это своего рода введение в зиму, введение в Рождественский пост, введение в предпраздничные, предрождественские дни.
Потому что именно в это торжество, как мы слышим на вечерней службе, впервые звучат рождественские песнопения «Христос раждается, славите…» отголоском будущего праздника, к которому мы все готовимся, — Рождества Христова.
Чистое Дитя, чистая Дева была уже с рождения посвящена Богу. Такой обет дали Ее праведные родители Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства. Спустя три года после Рождества Богородицы они привели дочь к стенам Храма. Согласно Священному Преданию, Мария с Божией помощью легко поднялась по высоким крутым ступеням наверх, где Ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить.
Как отмечает епископ Василий (Родзянко), «неслучайно первосвященник оказался Ее собственным ближайшим родственником (на тот год первосвященником был Захария, который был отцом Иоанна Крестителя, а Иоанн Креститель был ближайший родственник Ее божественного Сына — Иисуса Христа). Вот как эта святая семья принесла спасение роду человеческому. И это тоже неслучайно, потому что Господь Христос Спаситель именно семью поставил в основу спасения большой семьи человеческой, которую он именовал — Церковью».
От нас сокрыты многие подробности земной жизни Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Прикровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Знаем только, что Мария постоянно молилась и читала Священное Писание, прилежно занималась рукоделием, а главное — возрастала в любви к Богу. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
Разлучившись с родителями, Дева Мария со временем смогла стать всем нам Матерью. Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей, и Ходатаицей. Ее иконы называются: «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»… Одно только перечисление названий уже звучит как прекрасный гимн нашего народа в честь его Покровительницы. Все земные и Небесные Силы славят Ту, Которая объединяет всё земное и небесное и Сама стала «новым творением» и «освященной церковью».
С первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово.
Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых.
Да — мы осквернены; да — наши умы отуманены; да — наши сердца нечисты; да — наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых.
Митрополит Антоний Сурожский
Что такое Введение? Введение — это вход Пресвятой Богородицы. Ее ввели во храм в трехлетнем возрасте — это имело совершенно особое значение — для того, чтобы она смогла действительно хорошо подготовиться к тому великому служению, к которому призвал ее Господь. Церковь Христова была сотворена в раю, еще до (как говорит Климент Римский), солнца и луны наших. Вот почему это дитя чистое было введено первосвященником Захарией прямо в святое святых, то есть — в главную святыню Ветхозаветного Храма. И с этого началось превращение этого Ветхозаветного Храма в Новый Завет. Это был момент, когда святое святых стало постепенно превращаться в святое святых, которое существует теперь в каждом православном христианском храме, и о котором на каждой литургии произносятся подобные этому слова — «Святая Святым».
Святыня эта величайшая, рай на земле снова восстановлен, и мы воздвигнуты снова на небо Божье. И это дитя знаменовало этот переход из одного Святое Святых в другое, из Ветхозаветного в Новозаветное.
Будем же стараться и мы с вами идти этим святым путем в борьбе со всякими искушениями, так, чтобы Господь дал нам возможность приблизиться хоть немножко к Той, которая в Сегодняшний день совершила этот символический переход из Ветхого Завета в Новый, для нас с вами.
Епископ Василий (Родзянко)
Церковь Лейб-Гвардии Семеновского полка
в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Полковой праздник 21-го ноября (по старому стилю)
Введенская лейб-гвардии Семеновского полка церковь располагалась на правой стороне Загородного пр., между Гороховой ул. и Введенским каналом. Первый период истории Семеновской полковой церкви, так же как и истории самого полка, принадлежит Москве. Первой полковой церковью Семеновцев была приходская церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы в селе Семеновском около Москвы.
После перевода Семеновского полка из Москвы в Санкт-Петербург, весною 1745 г. был высочайше одобрен план обустройства в Семеновской солдатской слободе небольшой деревянной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, который был освящен 20 ноября (по ст. стилю) 1746 г. Но церковь в слободе оставалась недолго, в 1764 г. храм перенесли на Большую Загородную ул. (Загородный пр.). В 1842 г. обветшавшая деревянная церковь была разобрана. Но сначала последовал высочайший рескрипт Николая I от 31 января 1837 г. о построении нового каменного храма на имя тогдашнего министра двора князя П. М. Волконского, который числился в списках полка. Затем Высочайше утвержден и комитет, под наблюдением которого происходила постройка храма, его возглавил князь Волконский……
План и фасад нового каменного храма были составлены арх. К. А. Тоном, которому было поручено возглавить и все работы по строительству. Закладка храма состоялась 22-го августа 1837 г., а освящение совершено 20-го ноября 1842 г. На построение новой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также на ее отделку и снабжение иконами, ризницею, сосудами и прочей церковной утварью было потрачено около миллиона рублей, «из коих семьсот тысяч рублей были получены от щедрот Августейшего Шефа полка, Императора Николая Павловича, из собственного Его Величества кабинета».
Пятиглавый храм был выполнен в византийском стиле, имел три престола: главный — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и северный — во имя Святых праведных Захария и Елисаветы.
Иконостасы во всех приделах были деревянные, резной работы, золоченые. Для них были выполнены живописные работы , но в иконостасе правого придела большинство икон были перенесены из старой деревянной церкви. Новые живописные работы были произведены известными мастерами среди них академики Неф, Брюлов, Шебуев, Сазонов, профессора — Басин, Гобель-Цетелль, Марков и пр. В куполе храма по кругу располаголись 16 фресок: Спасителя, 12 апостолов и 3 святителей, которые были выполнены акад. Сазоновым.
Особого внимания в церкви заслуживали две исторические иконы в серебряных ризах, старинного греческого письма выполненные на деревянных досках — Нерукотворенного Спаса и Знамения Божией Матери, которые были помещены в главном алтаре по обеим сторонам запрестольного образа. Внизу каждой из них выгравирована одинаковая надпись: «Сей святый образ построен в дни благочестивыя державы при Царе Государе Петре Алексиевиче и при сыне его Государе Царевиче Алексии Петровиче всея России, а по обещанию полку Семеновскому, 1705 г.». Именно эти иконы, по свидетельству историков Семеновского полка, «постоянно сопутствовали Петру I в походах и воодушевляли Семеновцев в геройских битвах при деревне Лесной и под Полтавой». Из других святынь заслуживали особого внимания две плащаницы: одна по своей ценности (около 6 тыс. рублей), а другая — по своей исторической судьбе. Она была похищена французами в 1812 г. из какой-то, вероятно, Московской церкви, «плащаница сия была отбита у них казаками во время бегства Наполеоновской армии, при переправе через реку Березину, и передана, для благоговейного хранения, в церковь лейб-гвардии Семеновского полка».
К 1912 г. к числу достопримечательностей храма относились: «а) Семеновские мундиры Шефов полка, блаженной памяти Императоров: Александра I, Николая I и Александра II, — Высочайше пожалованные полку и, по распоряжению военного начальства, хранящиеся в церкви, в устроенных для того киотах; б) драгоценный фельдмаршальский жезл Великого Князя Николая Николаевича старшего, вделанный в стену и заложенный каменным стеклом и железною решеткою; в) гробницы над могильными склепами: светлейшего князя П. М. Волконского, который председательствовал в комитете по построению храма, бывшего командира полка графа В. П. Клейнмихеля; в нижней церкви, под сводами храма (во имя Св. Мученика Иакова) в левой стороне был особый склеп, где покоились кости убитых во время Московских мятежей трех нижних чинов. Над этой могилой была помещена художественная икона Спасителя в терновом венце, написанная Васнецовым и оцененная в 10 тыс. рублей. Тут же покоился прах бывшего командира полка генерал-майора Георгия Александровича Мина», убитого в 1906 г. революционеркой-террористкой.
К 1912 г. стены храма украшали четыре мраморные памятные доски с именами Семеновских офицеров, павших в битвах со времени сформирования полка. К 1917 г. прибавились памятные доски с именами погибших воинов в Первую мировую войну, но информация о них пока остается неизвестной.
С 1816 г. Введенская церковь была в ведомстве Обер-священника, а до этого времени в церковно-иерархическом отношении она подчинялась местной епархиальной власти. Точных юридических сведений о границах прихода не имелось. На основании же долговременной клировой практики принято было считать Введенским приходом часть города Санкт-Петербурга, лежавшую между Забалканским пр., Фонтанкой, Лештуковым пер., Ивановской, Николаевской и Звенигородской улицами и Обводным каналом (употребляемые названия улиц старые, на 1912 г.). «В черте этого прихода и у границ его располагалось 15 казенных или домовых церквей. При всем том, число прихожан обоего пола, бывающих у исповеди и Святого Причастия, простирается, по клировым ведомостям, за последние годы ( с нач. XX в. – по 1912 г.) до 6 тысяч. Все это, как и подобает окраине города, преимущественно простые чернорабочие люди.
Слайд 1
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Слайд 2
Богородице отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря Иакиму явился ангел, принеся благую весть о том, что жена его Анна родит дочь «выше всех земных дочерей», которую будет боготворить весь мир и которую нарекут Марией .
Слайд 3
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года , святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм.
Слайд 4
Марию встретил первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в 5 высоких ступеней . Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю.
Слайд 5
Затем первосвященник, ввел Пресвятую Деву в Святое святых , куда из всех людей только раз в году входил первосвященник. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Слайд 6
Благословив Марию, Захария сказал, что возвеличит имя ее Господь во всех родах, ибо явит через нее искупление всему миру.
Слайд 7
Во время своего пребывания в Иерусалимском храме Пречистая Дева воспитывалась в обществе благочестивых дев.
Слайд 8
Там она получала воспитание вместе с другими девицами, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
Слайд 9
В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество.
История храма
Храм Покрова Пресвятой Богородицы находится недалеко от Свято-Пафнутьева Боровского монастыря на окраине города Боровска. История храма неразрывно связана с основателем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря преподобным Пафнутием Боровским всея России чудотворцем.
На этом месте находился Высоко-Покровский Боровский монастырь, основанный в середине XIV в. В 1414 г. в этот монастырь пришел преподобный Пафнутий и был вручен под руководство преподобному Никите Серпуховскому, ученику преподобного Сергия Радонежского. Двадцать лет преподобный Пафнутий был иноком Покровского Высоковского монастыря и в 1434 г. он стал его игуменом. 23 апреля 1444 г. преподобный покинул эту обитель и поселился на реке Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В начале XVII в. в Покровском монастыре стояли два храма: один белокаменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй — деревянный во имя Входа Господня в Иерусалим и деревянные кельи. В 1610 г. монастырские строения были сожжены и разорены литовскими людьми и поляками. В 1615 и в 1618 гг. жалованными грамотами царя Михаила Федоровича велено было Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Согласно «Дозорной книге» к 1621 г. были поставлены новая деревянная церковь Покрова Пречистой Богородицы и кельи.
При возведении храма в него были переданы иконы и утварь из Пафнутьева монастыря. Сохранились несколько древних икон из Покровского храма: икона Богоматери Петровской, написанная в 1690 г., и ряд икон из иконостаса храма. Эти иконы находятся сейчас в Калужском областном художественном музее.
Покровский монастырь после разорения был приписан к Пафнутьеву монастырю. Сюда же из Пафнутьева монастыря присылали жить монахов. В монастыре продолжал стоять деревянный храм Покрова Пречистой Богородицы. Паперть храма с трех сторон окружала галерея с тремя крыльцами. На ней находилась колокольня. Стояли в монастыре две кельи «о двух жильях верхних». Все монастырские строения в форме четырехугольника окружала ограда с большими красивыми воротами.
В связи с секуляризацией церковных земель в 1764 г. Высоко-Покровский монастырь получил статус приписного и был прикреплен к Свято-Пафнутьеву монастырю, а впоследствии к городской Крестовоздвиженской церкви, его территорию превратили в городское кладбище.
В 1868 году возле алтаря, где по местному преданию покоятся родители прп. Пафнутия, была построена часовня.
В годы Советской власти храм был закрыт и постепенно стал ветшать.
В 2000 году храм Покрова стал подворьем Свято-Пафнутьва Боровского монастыря.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — уникальный, единственный в Калужской области деревянный храм XVII века, возведенный русскими мастерами-древоделами из сосновых брёвен без единого гвоздя раньше, чем знаменитые Кижи. Такие храмы в нашем климате без реставрации не сохраняются более двухсот лет. Милостью Божией, молитвами преподобного Пафнутия, и за гробом почитающего родителей своих, Пресвятая Богородица хранит свой храм почти четыре века.
По местному преданию, Наполеон, отступая из Москвы пытался поджечь храм, но огонь «не занялся». В 1941 г. в храм попал снаряд, который чудом не взорвался.
В 1994 г. храм был передан Калужской епархии РПЦ. В 1999 г. храму присвоен статус Подворья Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.
Реставрация
В 2008-2009 гг. происходила реставрация храма, в результате которой были заменены пришедшие в негодность бревна, были восстановлены утраченные галереи-гульбища и подклет храма.
Освящение храма
18 октября 2010 г. после совершения реставрационных работ храм был освящен митрополитом Калужским и Боровским Климентом.
Храм сегодня