Что такое «фарисейская закваска» (или саддукейская), о которой неоднократно говорил Иисус на страницах Библии? Чем она опасна, как ее распознать и как христианин может ее избежать?
В Евангелии от Луки 12:1-2 написано:
«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы».
Иисус предупреждает Своих учеников, чтобы они остерегались фарисейской закваски – лицемерия. Он понимал, что эта закваска, может заквасить все тесто: «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1 Послание Коринфянам 5:6). Лицемерие может войти в нашу жизнь и полностью поразить нас и наших друзей. Нам важно всегда оставаться скромными, и следить за своим сердцем, чтобы там, даже не было маленькой части лицемерия, которое может со временем сильно прорости, и увести нас от Бога.
В Евангелии от Матфея 23 главе Иисус рассказывает ученикам, о книжниках, фарисеях, и о том, как закваска лицемерия вошла в их жизнь.
В Евангелии от Матфея 23:1-12 написано: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим, и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Иисус предостерегает, чтобы наши слова не расходились с нашими делами, от «показухи», когда мы стараемся хорошо выглядеть в глазах других, и от гордости, когда мы ждем похвалы и жаждем высокой оценки для наших поступков.
В Евангелии от Матфея 23:13-36 Иисус 7 раз строго обличает фарисейскую закваску и лицемерие: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», и предупреждает, что таким образом мы можем навлечь на свою жизнь Божий гнев.
Содержание
Фарисейская закваска и ее проявления
Мы рассмотрим 8 вещей, о которых говорил Христос, чтобы сделать все возможное, чтобы фарисейская закваска не вошла в нашу жизнь.
Ни себе, ни людям
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Матфея 23:13).
Фарисейская закваска никому не приносит пользы. Иисус Христос говорил про Себя, что Он дверь овцам: «Итак, опять Иисус Христос сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Евангелие от Иоанна 10:7-9). Он хотел, чтобы через Него, эту открытую дверь, люди приходили к Богу, спасались и находили духовную пищу.
Иисус также хочет, чтобы мы, как Его ученики тоже были открытыми дверьми для других людей. Он послал своих учеников проповедовать всем народам (Евангелие от Матфея 28:18-20), быть светом и солью для людей, которые их окружают (Евангелие от Матфея 5:13-16). В Евангелии от Марка 8:38 написаны очень серьезные слова: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда Придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Если я стыжусь рассказывать другим об Иисусе, то и Христос будет меня стыдиться перед Отцом.
Много слов, но мало дел
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Евангелие от Матфея 23:14).
Некоторые думают, что истинное благочестие, это когда мы много молимся и читаем Библию. Но в послании Иакова 1:27 написано: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира». То есть очень важно знать о нуждах тех, кто особенно нуждается, и помогать им.
Также я могу сказать тем, кто просит у меня помощи: «Я за тебя помолюсь», но не помочь удовлетворить нужду и решить проблему. В Послании Иакова 2:15-16 написано: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» Иисус призывает нас заботиться друг о друге, и помогать тем, кто в нужде. Фарисейская же закваска заставляет больше внимания уделять словам, а не делам.
Ведя по ложному пути
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Евангелие от Матфея 23:15).
Фарисейская закваска ослепляет. Фарисеи обращали язычников в свою иудейскую веру, и их называли прозелитами. Проблема была в том, что фарисеи фокусировали обращенных больше не на личности Бога, а на их правилах и предписаниях. Для них были важны все мелкие дела, все, как они сами подробно описали, как нужно поклоняться Богу.
Когда мы приводим людей к Христу, мы тоже можем больше фокусировать людей не на личности Бога, а на разных предписаниях и правилах нашей Церкви. Мы можем заставлять их делать все, что мы уже давно привыкли, и больше показывать правильные дела, а не любовь и веру в Бога.
Мы, прежде всего, приводим людей не в нашу организацию, и не к себе, но к Богу и первосвященнику Христу: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Послание Евреям 4:14-16). Важно учить людей всегда слушать самого Христа, и Его Слово.
Когда традиции важнее истины
«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Евангелие от Матфея 23:16-22).
Фарисейская закваска ставит традиции выше истины. У фарисеев со временем появилось правило, что когда они клялись храмом или жертвенником, это было несерьезно, и эту клятву было легко нарушить, так как обычно при этом не упоминалось имя Бога. А когда клялись золотом храма и даром, который был на нем, эта клятва была нерушимой, так как при этом призывали имя Бога в свидетели. Таким образом, хитрые фарисеи легко могли выворачиваться, и ловко находить выгоды в любой ситуации.
Иисус Христос учил своих учеников: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но, да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Евангелие от Матфея 5:33-37). Иисус Христос учил, что я не могу идти за древними традициями, и в разных правилах искать, как я могу уклониться от исполнения своих обещаний. Любое мое слово и поступок имеет огромное значение, потому что Бог все видит, и всегда является «Свидетелем верным и истинным» (Откровение 3:14) всей моей жизни.
Мне важно всегда думать, как я могу не нарушить заповеди Бога, а всем сердцем и душой стараться угодить любящему Отцу.
Упуская из вида главное
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Евангелие от Матфея 23:23-24).
Интересно, что мята, анис и тмин были садовыми растениями, а не сельскохозяйственной продукцией, с которой должна была приноситься десятина (Левит 27:30). Но они так много времени уделяли подсчетам десятине, что анис они даже подсчитывали по каждому зернышку. У них уже просто не оставалось времени для справедливого суда, оказания милости и дел веры. Вот так проявляет себя подобная фарисейская закваска.
Некоторые фарисеи процеживали через марлю все свои напитки по несколько раз, только бы туда не попал комар, самый маленький из всех нечистых животных (Левит 11:23). Интересно, что верблюд являлся самым большим из нечистых животных (Левит 11:4). Фарисейская закваска упускает из виду то, что является наиболее важным и ценным.
Мы тоже можем так сильно сфокусироваться на исполнении каких-то маленьких деталей, а забыть самые главные заповеди Христа, на которые у нас просто может не хватить времени.
Забота о внешнем, а не о внутреннем
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Евангелие от Матфея 23:25-26).
Фарисеи часто заботились о внешнем виде, о правильной одежде, чем о том, что находилось у них внутри, о своих мыслях и чувствах.
В Притчи 23:7 написано: «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою». Человек может вроде бы вам радоваться, вас угощать, но в сердце на вас затаить обиду, а затем еще рассказывать о вас другим. В Евангелии от Матфея 18:15 написано, что если мы видим что-то в других, мы должны идти и говорить с ними лично.
В Притчи 20:5 написано: «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их». Библия говорит, что в нашем сердце много мыслей и чувств, которые нам надо вычерпывать.
Я должен вычерпывать свое сердце перед Богом: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалом 31:3-5).
А также важно вычерпывать сердце и быть открытыми перед братьями и сестрами: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь, друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Послание Иакова 5:16).
Давайте заботиться больше о том, что у нас внутри, чем снаружи.
Показная духовность
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Евангелие от Матфея 23:27-28).
Очередная фарисейская закваска — жить двойной жизнью. Фарисеи часто заботились о том, как выглядеть перед другими. Они любили молиться, чтобы их видели, поститься, давать милостыни и делать добрые дела, чтобы все об этом знали (Евангелие от Матфея 6:1-5).
В Иеремия 7:8-10 написано: «Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости». Фарисеи тайно грешили, а затем приходили в дом Бога, поклонялись, благодарили за свое спасение, но не каялись, и продолжали грешить. Они хотели, чтобы люди видели их внешность, думали, что все с ними хорошо, но при этом не знали, что у них внутри.
Иисус хочет, чтобы наша внешность совпадала с нашим внутренним миром. Он больше ценит тайные дела, о которых никто не знает, и все то, что мы делаем от чистого сердца. В 1-ом Послании Коринфянам 4:5 написано: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Иисус придет и откроет все наши сердечные намерения, и все наши мотивы. Но Иисус ценит и помнит все, что мы сделали для Него и для наших братьев и сестер: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Послание Евреям 6:10).
Считать себя умнее других
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Евангелие от Матфея 23:29-36).
Еще одно проявление фарисейской или саддукейской закваски — считать себя умнее других. Фарисеи говорили, что если бы жили в более древние времена, то поступали бы праведно, и ни в коем случае не были бы причастны к пролитию крови Божьих пророков. Но интересно, что в их сердцах уже созрел план, как предать и убить самого главного пророка – Христа.
Мы, как христиане, может осуждать библейских героев за их неправедные поступки, но как бы мы сами поступали в подобных ситуациях? Также мы можем осуждать наших братьев и сестер, и в наших сердцах могут затаиться горькие корни и обиды. У нас могут возникать неправедные мысли и пожелания зла другим. Поэтому Иисус Христос учил: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Евангелие от Марка 11:25). Нам надо освобождать наши сердца, и следить, чтобы там не было никакой горечи: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Послание Евреям 12:15). Нам, прежде всего, надо наблюдать не за другими, а за собой и за своим сердцем.
В Послании Евреям 6:9 написано: «Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так». Бог надеется, что мы находимся в лучшем состоянии, и верит, что если с нами что-то не так, мы сможем покаяться.
Алексей Смирнов
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Библейский курс для начинающих
Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.
Курсы для начинающих
Вопрос: Что такое Божественное провидение?
Ответ: Божественное провидение является средством, при помощи которого Бог управляет всем во вселенной. Это включает вселенную в целом (Псалом 103:19), физический мир (Матфея 5:45), судьбу народов (Псалом 65:7), рождение и участь людей (Галатам 1:15), успехи и неудачи человека (Луки 1:52) и защиту верующих в Него (Псалом 3:8). Эта доктрина прямо противоречит теории о том, что вселенная управляется волей случая.
Цель Божественного провидения состоит в осуществлении Его воли. Чтобы обеспечить исполнение Своих планов, Бог руководит делами людей, используя естественный порядок во вселенной. Законы природы являются ничем иным, как иллюстрацией работы Бога во вселенной. Они как не имеют внутренней силы, так и не работают независимо. Это – правила и принципы, учрежденные Богом для управления миром.
Это же относится и к человеческому выбору. Мы, в прямом смысле, не являемся свободными выбирать или действовать отдельно от Божественной воли. Всё, что мы делаем, и всё, что мы выбираем, находится в полном согласии с Его волей – даже наши грешные намерения (Бытие 50:20). Бог контролирует наши решения и действия (Бытие 45:5; Второзаконие 8:18; Притчи 21:1), но Он совершает это таким образом, который не нарушает нашу ответственность как свободных моральных личностей и не подрывает реальность наших решений.
Доктрина о Божественном провидении может быть лаконично изложена следующим образом: «Бог из вечности, по намерению Своей собственной воли предопределил все, что должно произойти; в то же время, Бог ни в коем случае не является автором греха и не снимает ответственность с человека». В первую очередь, Бог осуществляет Свою волю при помощи вторичных средств (например, законов природы, человеческих решений и т.д.). Иными словами, Бог работает непрямо, используя эти средства.
Бог также иногда работает непосредственно. Эта работа является тем, что мы называем чудесами (то есть, сверхъестественные события). Чудо – это Божественное вмешательство, на продолжении краткого периода времени, в естественный порядок вещей для осуществления Своей воли и целей. Из двух примеров в книге Деяний Апостолов можно увидеть прямую и непрямую работу Бога по осуществлению Своей воли. В Деяниях 9 гл. мы читаем об обращении Савла из Тарса. При помощи ослепляющей вспышки света и голоса, услышанного только им, Бог навсегда изменил его жизнь. Бог желал использовать Павла для дальнейшего осуществления Своей воли, и Он применил прямые средства для обращения Павла. Поговорите с любым обращённым христианином, и вы, вряд ли услышите историю, похожую на эту. Большинство из нас приходят к Христу через услышанную проповедь, чтение книг или через продолжительное свидетельство друга или члена семьи. Кроме этого, обычно имеют место жизненные обстоятельства, которые готовят почву – потеря работы, утрата члена семьи, неудавшийся брак, вредная зависимость. Обращение Павла было непосредственным и сверхъестественным.
В Деяниях 16:6-10 мы также видим, как Бог осуществляет Свою волю непрямо. Это произошло во время второго миссионерского путешествия Павла. Бог хотел, чтобы Павел и его попутчики отправились в Троаду, но, следуя из Антиохии в Писидию, Павел решил отправиться на восток в Азию. Библия говорит, что Святой Дух запретил им говорить в Азии. Тогда они захотели отправиться на запад, в Вифинию, но Святой Дух опять воспрепятствовал им, поэтому в конечном итоге они направлялись в Троаду. Это было написано в ретроспективе, и, вероятно, в то время существовали определенные логические объяснения, почему они не могли отправиться в те два региона. Тем не менее, со временем они осознали, что именно Бог направлял их туда, куда Он хотел – это было провидением. Притчи 16:9 говорят об этом: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его».
С другой стороны, кое-кто может возразить, что идея о том, что Бог прямо или непрямо управляет абсолютно всем во вселенной, исключает любую возможность для свободной воли. Если Бог владеет полным контролем, как мы можем быть истинно свободными в принимаемых нами решениях? Иными словами, для того, чтобы понятие свободной воли имело смысл, должны быть некоторые аспекты «вне досягаемости» Божьего контроля – например, случайность человеческого выбора. В интересах дискуссии предположим, что это правда. Что же тогда? Если Бог не владеет полным контролем над всеми случайностями, тогда как Он может гарантировать наше спасение? Павел говорит в Послании к Филиппийцам 1:6, что: «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Если Бог не контролирует все вещи, тогда это обещание и все другие библейские обетования несостоятельны. Мы не сможем быть полностью уверены, что доброе дело спасения, начатое в нас, будет доведено до конца.
Более того, если Бог не контролирует всё вокруг, тогда Он не владеет верховной властью, а если так, тогда Он не является Богом. Итак, цена удержания свободной воли вне пределов Божьего контроля ведет к тому, что Бог вовсе не является Богом. И если наша воля может превысить Божественное провидение, тогда кто, в конечном итоге, является Богом? Мы! То есть, очевидно, что это неприемлемо для тех, кто следует христианским или библейским убеждениям.
Божественное провидение не уничтожает нашей свободы. Оно, скорее, дает нам возможность использовать эту свободу должным образом.
«… Смотрите, берегитесь закваски фарисейской исаддукейской». (От Матфея 16:6).
В каком контексте Господь Иисус говорил эти слова? В священном писании говорится следующее: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: «Вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел». И, оставив их, отошел. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Они же помышляли в себе и говорили: , что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: «Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч , и сколько коробов вы набрали?ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?» Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» (От Матфея 16:1-12).
Из этого отрывка Библии мы ясно можем видеть, что Господь Иисус учил Своих учеников остерегаться учения фарисеев и саддукеев. Фарисеи и саддукеи, как мы знаем, были на то время крайне важными людьми в церкви, но почему же Иисус учит сторониться их? Давайте перенесемся во времена жизни Иисуса Христа и посмотрим, что сделали фарисеи и саддукеи.
Прочтите страничку о Путь в Царство Небесное или нажмите на тексты по данной теме
Когда Господь Иисус был среди людей Он, стремился, чтобы люди лучше узнали Его и приняли дар искупления, сотворил множество чудес: слепые видели, хромые начинали ходить, Он изгонял демонов и даже воскрешал из мертвых. Поэтому, многие евреи следовали за ним и слушали Его проповедь, видя Его благословения, славу и чудеса. Фарисеи же и саддукеи, замечая, что все больше людей следует за Иисусом, хотели сохранить свое положение и власть. Поэтому они распространяли ложные слухи об Иисусе, клеветали и обвиняли Его. А глупый еврейский народ не был тверд в истине и поддавался этим слухам. Люди последовали за фарисеями и саддукеями, отвергнув и осудив Христа. В итоге все иудеи осудили Господа Иисуса на крестную смерть. Именно в этом контексте Иисус Христос сказал Своим ученикам: «… смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (От Матфея 16:6).
Ученики Иисуса, видя Его дела и слыша Его слова, узнали в Нем Мессию, которому надлежало прийти; они верили, что Его сила исцелять больных и изгонять злых духов исходит от Бога. Несмотря на ложь и сплетни фарисеев и саддукеев они стойко шли за Христом. В то же время еврейский народ, который был, обманут слухами фарисеев и Саддукеев, последовал за ними, чтобы пригвоздить Господа Иисуса ко кресту, став теми, кто сопротивлялся и осуждал Бога. В конце концов, пострадал весь народ.
В Библии уже предсказано: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.А вне—псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откровение 22:12-15). Из этих стихов видно, что такие злые дела, как, например, ложь, все еще будут иметь место, когда Господь Иисус Христос явится в последние дни. Тогда как же сильно нам нужно избегать учения фарисейского и саддукейского, чтобы не пойти по следам еврейского народа! Это та истина, которую должны понять каждый брат или сестра, ожидающие пришествия Господня.
Лиу Чжи
Прочтите страничку о Путь в Царство Небесное или нажмите на тексты по данной теме
Ст. 5-12 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского
Переправившись на другую сторону, на другой берег моря Галилейского, ученики Его забыли взять хлебов. Господь со скорбью видел, что они уже забыли о недавних чудесах умножения хлебов, и, не обличая их прямо, обращает их мысль на более важное, на ту опасность, которая грозит им от фарисейского учения, от лукавства и лицемерия.
Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской, закваски этих двух самых опасных сект, Мне столь враждебных. Но ученики не поняли этого предостережения: они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли, – вот, и Он упрекает нас, что не позаботились запастись хлебами у людей благочестивых в Галилее, а купить хлеб у фарисеев или саддукеев будет все равно, что купить его у нечистых Самарян или Гадарян… Так мало понятливы были в духовном рассуждении эти рыбари, – будущие столпы Церкви Христовой! «Они заботились еще об иудейских очищениях, – говорит святитель Златоуст, – они наблюдали фарисейскую разборчивость в пище и даже чудесами Господа мало вразумлялись. Потому Господь строго укоряет их в маловерии»: уразумев то, что они помышляют, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? «Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите?» (Мк. 8:17–18). «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – сильное негодование? Ибо нигде ранее не видно, чтобы Он так укорял их. Для чего же делает это? Для того, чтобы опять отвергнуть их предрассудок относительно пищи. Ибо и кротость не везде уместна. Смотрите же, как Он был строг и вместе с тем снисходителен, ибо едва не извиняется перед ними за то, что укорил их с такой силой, когда говорит: еще ли не понимаете, неужели вы еще не разумеете, и не помните, неужели забыли о пяти хлебах, предложенных на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах, предложенных на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? Где же вера ваша в Мое о вас отеческое попечение? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам (не хлебной закваски нужно беречься): берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? С благоговейным страхом выслушали ученики эти строгие упреки Господа и не посмели спросить Его, что Он разумел под закваской. Но это и без объяснений стало для них понятно: тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского. Ложь в учении, лицемерный образ жизни, лукавство, страшная гордость и самомнение, мелочная забота о соблюдении всяких, вовсе не нужных старческих преданий, вроде омовений, разборчивости в пище, и в то же время развращенность сердца, – вот та закваска, от которой Господь предостерегал Своих учеников.
«Смотрите, – говорит святитель Златоуст, – сколько доброго произвела укоризна. Так и мы не должны всегда давать поблажки подчиненным, равно не должны искать того, чтобы начальники наши давали нам поблажки, потому что для души человеческой необходимы оба эти врачевства – и строгость, и снисходительность. Для того-то и Бог в целой вселенной так распоряжается, что иногда употребляет строгость, а иногда снисходительность».
Троицкие листки. №801-1050.