Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но вместо этого его казнили, как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Римский проконсул открыто заявил о том, что он христианин и был жестоко убит, за что причислен к числу великомучеников.
Православные христиане 8 ноября 2019 отмечают день святого великомученика Димитрия Солунского. Праздник еще называют Димитров день и связывают с ним приметы.
Как и другие великомученики христианской церкви, Димитрий Солунский погиб из-за своей веры.
История праздника Димитрия Солунского
Димитрий Солунский был римским проконсулом в Фессалониках в 305-306 годах. Мужчина был христианином и открыто об этом заявил, чем вызвал гнев императора Галерий Максимиан.
Его заточили в подземной темнице, а затем закололи копьями. Согласно верованиям, служитель Солунского Лупп обмакнул императорский перстень в кровь умершего. Это украшение и другие предметы, контактировавшие с кровью святого, начали исцелять людей.
Тело великомученика выбросили на съедение зверям, но христиане тайно похоронили его. Позже над могилой святого построили церковь.
Запреты Дмитриева дня
Славяне верили, что после Дмитриева дня 8 ноября потепления уже не будет. С этого дня запрещалось играть свадьбы.
Традиционно наши предки считали запретной домашнюю работу: шитье, рубка дров, строительство. Как и в любой другой христианский праздник нельзя ругаться и сквернословить.
Не принято было выполнять действия связанные с водой: купаться, стирать, мыть посуду. Считалось, что в этот день вода льется на души усопших родственников.
Традиции и приметы на Димитров день
В День Димитрия Солунского принято было начинать вечерницы и сватовство.
Также христиане поминали усопших родственников и проводили время с семьей.
С Дмитриевым днем связаны приметы о том, когда придет зима и какой будет весна.
- Пришел Димитров день – зима влезла на забор
- День на Дмитрия без снега – зимы еще не будет
- Зима даже ранняя до Дмитрия не вступает в силу
- На Дмитрия тепло – весна будет ранняя, мягкая
- Если на Дмитрия дождь, то на Введение снега будет по колено
- Земля на Дмитрия замерзла и дует холодный ветер – снега не будет до Нового года
- Дмитрий на снегу – весна будет поздняя
- Оттепель на Дмитрия – зима будет с мокрым теплом, а весна – ранняя
Ранее Корреспондент писал о дате и традициях Рождественского поста 2019-2020.
Также сообщалось, что Укрзализныця запустит дополнительные поезда на зимние праздники.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet
Димитрий Солунский († ок. 306) – покровитель греческого города Салоники. Греки именуют великомученика Мироточцем, т. к. его мощи источали миро. В древних византийских текстах он часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес святого Димитрия связано с оказанием военной помощи. На Руси он особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установилась традиция поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти Димитрия Солунского. Позже обычай распространился на всех усопших православных, и этот день недели стал называться Димитриевской родительской субботой.
По преданию, святой великомученик Димитрий был знатным жителем Фессалоники (древнерусское название города — Солунь) и проконсулом. За проповедь христианства в городе и округе он был казнен при императоре Максимиане (293-311 гг.).
На предполагаемом месте мученической кончины святого в Фессалониках в IV веке была основана базилика в честь святого.
В Собрании чудес Димитрия Солунского, составленном архиепископом Фессалоникийским Иоанном в 610-620 гг., содержатся важные сведения о гробнице и мощах святого. В то время было распространено мнение, что мощи святого Димитрия находились в земле под киворием. Из кивория, который почитался как «дом» великомученика, раздавался его голос, туда шли, чтобы обратиться к святому за помощью.
В тексте «О востребовании мощей мученика» тот же архиепископ Иоанн рассказывает о таком случае. Император Маврикий потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Димитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан тщетно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно появившимся пламенем и грозным голосом Димитрия Солунского, запретившего им делать это. Императору была отправлена благоухающая пыль с того места.
В средневизантийский период представление о мощах Димитрия Солунского несколько изменилось: считалось, что тело святого покоится в гробнице, помещенной внутри кивория. Древние авторы Иоанн Ставракий и Константин Акрополитупоминают кенотаф (надгробный памятник) и находящийся непосредственно под ним в земле саркофаг с мощами великомученика.
В X-XI веках в сочинениях Иоанна Камениаты (904), Иоанна Скилицы (1040), Анны Комнины (1081) и ряда других появились сведения о мироточении в базилике Димитрия Солунского. Древнейшим бесспорным известием о мире от мощей святого является Житие преподобного Фантина, написанное в начале ХI в. Паломники собирали считавшееся чудодейственным благовонное масло и увозили его в специальных сосудах – ампулах, напоминающих по форме раннехристианские евлогии. Древнейшие найденные ампулы датируются XI-XII вв. и имеют изображение Димитрия Солунского с одной стороны, Богородицы, прп. Феодоры Солунской, мч. Нестора или вмч. Георгия с другой. Воины натирали тело этим священным миром перед битвой. Также в ту эпоху широкое распространение получили иконы с небольшим сосудом для мира.
Никита Хониат свидетельствует о бесчинствах, которые творили в храме захватившие Фессалонику норманны в начале XII века: они набирали миро в кастрюли, жарили на нем мясо и рыбу, натирали обувь и прочее.
С начала XIV века, по свидетельствам византийских авторов Никифора Григора, Исидора Глава, Симеона, архиеп. Фессалоникийского характер мироточения изменился: вместо елея начала проистекать вода. Профессор Х. Бакирдзис связывает это изменение с перенесением части мощей (в том чесле и честной главы) святого в аббатство итальянского городка Сан-Лоренцо-ин-Кампо близ Сассоферрато. Когда точно произошло это событие, неизвестно.
Мироистечение прекратилось с превращением базилики в мечеть в 1493 г. Православные сохранили за собой право поклоняться кенотафу Димитрия Солунского, сделанному из мрамора в поствизантийский период и установленному в северо-западном углу базилики.
В 1978 г. из Сан-Лоренцо-ин-Кампо в Фессалоники была возвращена честная глава святого, а в 1980 г. – остальная часть мощей. Эти святыни были помещены в базилике Димитрия Солунского в греческом городе Салоники.
В крипте храма с раннехристианских времен существовал источник святой воды, действующий и в наши дни.
О помощи по молитвам святого сохранилось бесчисленное количество преданий.
Так, одно из них повествует об избавлении Фессалоники от эпидемии чумы, охватившей всю Грецию. Очевидец событий, архиепископ Иоанн, подробно описывает эпидемию, от которой умирали и младенцы, и воины, и правители. Уповая на помощь покровителя Фессалоники Димитрия Солунского, люди усердно молились всю ночь в его храме, а наутро многие из них стали выздоравливать. Те же, кто остались дома, умерли. Это событие произошло в июле 586 года…
Епископ Киприан, который отправился из Африки в Константинополь, у берегов Эллады был схвачен славянами в плен и попал в рабство. Однажды перед ним предстал некий юноша в военной одежде и сказал, что его имя — Димитрий и его дом в Фессалонике. Он велел Киприану следовать за ним, но хранить по дороге молчание и не обращаться к нему. Через 8 дней Киприан достиг Фессалоник и его провожатый исчез. Епископ искал в городе дом воина Димитрия, чтобы поблагодарить его. Зайдя помолится в храм Димитрия Солунского, он узнал своего спутника на иконе и рассказал обо всем архиепископу города. По возвращении в Африку Киприан воздвиг на родине храм во имя святого. В этом храме многие исцелялись от укуса скорпионов, помазавшись маслом от лампады перед иконой великомученика.
О почитании Димитрия Солунского славянами было известно еще до принятия ими христианства, в период расселения на Дунае, прежде всего в Сирмии (Среме). Святой был одним из небесных покровителей созданной в 869 г. Сирмийской (Паннонской) архиепископии, во главе которой стал славянский первоучитель равноапостольный Мефодий (869-885), также уроженец Фессалоники. С принятием христианства в конце X века Димитрий Солунский стал почитаемым святым на Руси.
В малоизученной рукописи 17 века содержится «Сказание о чудеси великомученика Христова Димитрия Селунскаго Мироточца, иже есть на Славкове улицы». Чудо случилось 14 января и 29 января 1627 г. в Новгороде на Торговой стороне на Славковой улице: ночью возле купола храма святого Димитрия Солунского стал раздаваться гулкий звон и повсюду разносились звуки многоголосого хора. Это происходило не только ночью, но и утром, до полудня, так что многие могли это слышать. Новгородцы, утверждает автор сказания, толпами стекались к храму. Наместник города князь И. И. Одоевский, его помощники и церковнослужители — никто не мог разгадать тайну: пение слышно, а певчих нигде не видать; некоторым даже казалось, что чудный звон доносится не то из-под купола, не то от креста. Лишь к полудню все стихло. «Чудо» повторилось 29 января того же года. На этот раз священники храма вместе с толпой отправились в храм святой Софии, чтобы сообщить митрополиту Киприану о случившемся. Митрополит, конечно, принял меры: прочитал поучение пастве, велел отслужить обедню в Димитриевском храме, а сам организовал крестный ход к иконе Знамения Пресвятой Богородицы, находившейся в Знаменской церкви. И только после этого звон прекратился, пение стихло. Киприан послал грамоту обо всем случившемся патриарху Филарету и только после благожелательного ответа последнего велел учредить в Новгороде ежегодное празднование святому Димитрию Солунскому в четвертую неделю Великого поста.
Мироточение от мощей великомученика в настоящее время прекратилось, но раку в храме в честь великого святого в греческом городе Салоники открывают раз в год, 8 ноября, после вечерни, и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью.