Каждый второй россиянин ассоциирует День народного единства — 4 ноября — с обычным выходным днем. Об этом говорят результаты опроса, проведенного исследовательским центром портала Superjob.ru по запросу «Известий».
Опрос провели с 22 по 24 октября в 278 населенных пунктах во всех округах страны. В нем приняли участие 1600 представителей экономически активного населения.
Оказалось, что лишь 16% респондентов воспринимают 4 ноября в качестве официального государственного праздника. 5% опрошенных прямо заявили, что День народного единства для них — не праздник.
Еще 3% предпочли 4 ноября упраздненный в России День Октябрьской социалистической революции.
Личные и семейные праздники, такие как как дни рождения, годовщины знакомства или свадьбы, выпали на этот день у 3% участников опроса.
Содержание
Где отпразднуют День народного единства
Большинство россиян проведут День народного единства дома в кругу семьи — 59%. Гулять по городу или участвовать в демонстрации запланировали 5% опрошенных.
По 3% опрошенных проведут праздничный день на природе или в путешествии. По 2% — на даче или в гостях.
Однако 12% респондентов будут 4 ноября работать. Присоединить к выходному отпуска и отгулы пожелали в этом году 15% опрошенных. В 2016 году таких людей было 11%.
В свою очередь опрос Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что почти 70% россиян считают, что отмечать праздник важно. При этом половина из них уверена, что этот он способствует сплочению.
День народного единства отмечается в России ежегодно 4 ноября начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
И. В. Гусенко
4 ноября 2013 г.
Цель урока – способствовать:
- воспитанию у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
- развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
- пониманию учащимися своего статуса как гражданина России, члена московского сообщества;
- развитию у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).
Обеспечение урока:
- Историческая карта «Россия в XVII веке» со схемой-вставкой «Освобождение Москвы 26 октября 1612 г.»;
- Гимн России;
- иллюстрации к уроку (см. презентацию);
- книга Н. Кончаловской «Наша древняя столица»;
- музыкальное произведение – хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки;
- фрагменты компьютерных программ.
День народного единства посвящен освобождению Москвы от польских интервентов 26–27 октября 1612 г. (по старому стилю) Вторым ополчением под руководством гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского.
Методические рекомендации по проведению урока в начальной школе
При проведении урока необходимо учитывать, что ребята ещё мало знакомы с отечественной историей. Поэтому на первый план выдвигается задача познакомить их с событиями Смутного времени, пояснить, почему день освобождения Москвы в 1612 г. стал официальным праздником – Днём народного единства.
Учитель: Наш сегодняшний урок посвящён новому празднику, который будет отмечаться в нашей стране 4 ноября. Что это за день? Чему он посвящён? Найти ответы на эти вопросы – задача нашего урока.
На календаре мы с вами видим даты, отмеченные красным цветом. Это даты, которые празднуют в России. Скажите, пожалуйста, а какие праздники вы отмечаете вместе с родителями? Каждый этих праздников связан с какой-то традицией, обычаем, событием истории, памятной датой. 4 ноября мы будем отмечать День народного единства. Подумайте, как можно объяснить слово «единство»? (объединение) Значит, праздник связан с событием, в котором проявилось единство всех граждан страны. Когда объединение всех граждан страны? Почему?
Справка: В русской истории были периоды, когда объединение людей позволяло избавить страну от нависшей над ней опасности. Так было, когда великий князь Дмитрий Донской собрал объединённое русское войско и выступил против полчищ хана Мамая на Куликовом поле, когда весь народ объединился против войск французского императора Наполеона в Отечественной войне 1812 года, а также во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
В истории России, в XVII веке, был период, названный Смутным временем. События, связанные с ним, и дали начало новому празднику. Посмотрите на картину «Смутное время» (см. презентацию). Какое впечатление производит на вас изображённое на картине событие? Кто на ней изображён?
Вы видите людей в иноземном платье. Это захватчики из Польши, которые пришли в Россию, чтобы захватить власть в стране, распространить чуждую для России религию – католическую. Опасность, нависшая над страной, была велика. В 1611 г. интервенты вошли в Москву, столицу России.
Н. Кончаловская. «Наша древняя столица» (отрывок):
Как захватчики Кремля дожидались короля
Горит, пылает, стонет Русь
Под игом польских банд.
В Кремле враги.
Полковник Струсь – кремлевский комендант.
Москву ограбив, обобрав,
Орава панов ждет,
Что королевич Владислав
Из Польши в Кремль придёт,
Придёт, займёт московский трон,
И Польшей станет Русь.
Кремль укрепить со всех сторон
Велит полковник Струсь.
Правительство, не справлялось с ситуацией в стране. И тогда за дело освобождения страны взялись сами граждане России. В Нижнем Новгороде было созвано ополчение – народное войско, средства на которое собирали сами жители города, а потом в сбор средств включились и другие русские города. Организатором ополчения стал нижегородский купец Козьма Минин, а военное руководство взял на себя князь Дмитрий Пожарский.
Скажите, кому знакомы эти имена? Где вы с ними встречались? Бывали ли вы на Красной площади? Кто изображен на памятнике, стоящем возле храма Василия Блаженного? (учитель показывает изображение памятника Д. Пожарскому и К. Минину – см. презентацию).
В 1818 году московскому князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому купцу Козьме Минину был поставлен самый первый в России скульптурный памятник. Средства на памятник героям-освободителям от польско-шляхетских захватчиков собирал весь народ. На памятнике написаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Посмотрите на картину «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам 1611 г.» (см. презентацию). Что на ней изображено? Какие эмоции вызывает у вас эта картина?
Н. Кончаловская. «Наша древняя столица» (отрывок):
Быль о Минине-купце и бойце
От москвичей призыв идёт,
Идёт призыв до волжских вод.
Идёт, всю землю охватив.
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика —
Нижегородца-мясника,
Что звался Минин-Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг:
«Волжане! Православный люд!
Повсюду русских ляхи бьют!
Ужели враг непобедим?
Ужели землю отдадим?
Нет! За собой народ ведя,
Пойдем мы, жизней не щадя!
Не пощадим домов, клетей,
Ни золота, ни серебра,
Заложим жен своих, детей!
Пришла пора!»
По мере следования к Москве через крупные русские города (карта – см. презентацию), ополчение пополнялось людьми и средствами. В конце июля – начале августа 1612 года ополчение подошло к Москве. После длительной осады поляки, засевшие в Кремле, капитулировали. 27 октября 1612 года столица государства Российского была освобождена. Изгнание врага из Москвы положило начало освобождению русских земель от иноземных захватчиков.
27 октября – дата по старому стилю календаря. В нашем календаре она приходится на 4 ноября. Поэтому и праздник в память об этом событии учреждён в этот день.
Как вы думаете, почему удалось освободить Москву? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Методические рекомендации по проведению урока в 5–7 классах
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Пословица
Учащиеся 5–7-х классов еще не изучали соответствующую тему на уроках истории, но при проведении урока можно опираться на материал, изучаемый на уроках москвоведения, литературы, МХК, а также полученный во время экскурсий по Москве.
Урок может быть проведён в форме беседы с учащимися, небольших рассказов учителя и заранее подготовленных школьников, дающих краткие исторические справки.
Учитель: Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. Связан он с событиями XVII века, вошедшими в историю как Смутное время. В октябре 1612 года народное ополчение под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов, положив начало освобождению русских земель от иноземных захватчиков.
Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Смутное время»? Посмотрите на картину (см. презентацию), свяжите её содержание с названием исторического периода.
Картина написана в 1908 году. Художники, писатели, поэты неоднократно возвращались к событиям Смутного времени, находя в них пример народного единения в тяжёлые годы. Может быть, вы знаете примеры таких произведений?
Неслучайно первый скульптурный памятник в России был посвящён освободителям Москвы в 1612 г. Где он находится? Что на нём изображено?
Памятник Минину и Пожарскому был возведён в 1818 году по проекту скульптора П. Мартоса (см. презентацию). Средства на памятник героям-освободителям от польско-шляхетских захватчиков собирал весь народ. На памятнике написаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Какое событие героической истории России близко к этой дате? Война с Наполеоном, ставшая Отечественной, тоже была примером народного единения. Ведь на защиту страны поднялось все общество. Так, в этом памятнике произошла встреча событий, разделённых столетием.
Далее идут краткие сообщения учащихся о смутном времени, К. Минине, Д. Пожарском, организации народного ополчения, освобождении Москвы или рассказ учителя, сопровождаемые иллюстрациями, работой с картой (см. историческую справку, презентацию).
Подведение итогов урока.
– Какие чувства у вас вызвал рассказ о событиях Смутного времени и освобождении Москвы в октябре 1612 года? Как вы думаете, правильно ли поступило наше правительство, учреждая праздник «День народного единства»?
Для закрепления изложенного материала с учащимися можно решить кроссворд (см. презентацию).
Методические рекомендации по проведению урока в 8–11-х классах
«Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память.»
В.В. Путин
Учитель отмечает, что учреждение нового праздника День народного единства 4 ноября связан с событиями Смутного времени, с освобождением Москвы народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского от польских интервентов 26–27 октября 1612 г.
Эти события знакомы учащимся из курса истории России. Поэтому при проведении занятия необходимо сосредоточиться на проведении параллелей между историческими событиями и современной историей России.
В основу урока можно положить обсуждение вопросов, позволяющих школьникам высказать свою точку зрения.
Вопросы для обсуждения.
- Как можно объяснить понятия «национальное единство», «национальное самосознание»?
- В какие периоды русской истории эти понятия приобрели наиболее актуальное значение?
- Какие даты русской истории могли бы быть отмечены как День народного единства? Аргументируйте свое мнение.
- Почему, как вы думаете, при учреждении нового праздника предпочтение отдано событиям Смутного времени?
- Учреждение Дня народного единства было одобрено Русской православной церковью. Почему?
P.S. В каникулы можно предусмотреть экскурсии на Красную площадь, Музей истории Москвы, Троице-Сергиевский монастырь.
Краткая историческая справка
Событиям октября 1612 года предшествовали годы, вошедшие в историю нашей страны как Смутное время. Смерть царя Фёдора Ивановича Романова прервала правящую династию Рюриковичей, и в стране начался период, названный современниками «безгосударствием». Отсутствие «природного» царя, самозванство, гражданская война и интервенция – характерные черты этого времени.
Некоторые историки называют период Смутного времени временем неиспользованных возможностей для России.
Борис Годунов, первый выборный царь в России, прилагал все усилия к тому, чтобы преодолеть разруху, доставшуюся в наследство от царствования Ивана Грозного. В стране развернулось доселе небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Новые укрепления опоясали и Москву. Заботясь об укреплении городов, Годунов стремился облегчить положение посадских людей. С другими государствами он предпочитал вести переговоры, а не войны. Царь стремился открыть страну для европейцев. Пожалуй, он первым из российских монархов в полной мере осознал значение просвещенного Запада. Задолго до Петра Первого он выбрал 18 московских дворян и отправил их в разные страны учиться. Но неспособность справиться с последствиями голода начала XVII века не дала династии Годуновых возможности продолжиться на русском престоле.
Венчавшийся 30 июля 1605 г. царским венцом царевич Дмитрий (Лжедмитрий I) представлял собой образ европейского правителя. Но он слишком решительно разрушил образ царя-полубога, за что и был свергнут.
Правление Василия Шуйского – еще одна из неиспользованных возможностей для России. Дело в том, что, вступая на трон, В. Шуйский впервые присягнул своим подданным. Он торжественно целовал крест и дал соответствующую «запись» в том, что он никого не осудит и не предаст смерти без «истинного» суда со своими боярами, не станет преследовать и лишать имущества родственников и наследников опального, если они невиновны. Царь обязывался не слушать ложных доносов и полагаться только на справедливое расследование. «Царь превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам» (В.О. Ключевский).
Начавшаяся гражданская война усилила раскол в обществе. Попытка возвести на престол очередного ставленника Польши Лжедмитрия II («тушинский вор») окончилась неудачей. Началось открытое вторжение польских войск в пределы России (интервенция).
В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III осадил Смоленск. Оборону возглавил воевода М.Б. Шеин. Почти 21 месяц гарнизон и вооружившиеся жители города удерживали Смоленск.
Русские бояре отправили посольство к Сигизмунду III – просить на русский престол его сына, королевича Владислава. В феврале 1610 года был заключен русско-польский договор. В нём повторялась «крестоцеловальная запись» Василия Шуйского и давались гарантии, что Россия не станет частью Речи Посполитой, сохранит независимость. Шляхте запрещалось занимать административные должности в России. Вызвал разногласия лишь один пункт: фанатичный католик Сигизмунд III не соглашался, чтобы его сын принял православную веру. Если бы Владислав принял православие, то он лишился бы права на польский престол и стал бы просто русским царем иностранного происхождения. В Западной Европе это было привычным явлением. Ведь и сам Сигизмунд III был польским королем шведского происхождения. В российском же государственном устройстве могли укрепиться договорные начала.
17 июля 1610 г. бояре потребовали от В. Шуйского отречения от престола и подтвердили договор о призвании Владислава. Швеция, узнав о низложении царя и о русско-польском договоре, оккупировала северо-западные русские земли. Переговоры о вероисповедании будущего русского царя зашли в тупик. Одновременно обострилась ситуация в Москве. Польский гарнизон, расположившийся в городе, подчинялся наместнику Владислава — Александру Гонсевскому. Сигизмунд III побоялся отпустить в мятежную далекую Москву своего пятнадцатилетнего сына. Гонсевский повел себя как самовластный правитель, не считаясь с русскими обычаями. Он начал раздачу земель сторонникам поляков, конфискуя владения тех, кто не признавал новую власть.
По стране, наводя ужас на мирных жителей, бродили шайки разбойников. Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твердой власти, способной навести порядок в государстве. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы.
Первое ополчение
Созыву ополчения способствовал распад Тушинского лагеря Лжедмитрия II. После гибели самозванца в декабре 1610 г. тушинские казаки и дворяне влились в создававшееся ополчение.
В феврале-марте 1611 г. бывшие воеводы Василия Шуйского и Лжедмитрия II из Тулы, Калуги, Нижнего Новгорода, Ярославля, Рязани, Суздаля, Владимира и других городов вместе с отрядами дворян, стрельцов, казаков, служилых татар объединились ради единой цели — изгнания поляков из Москвы.
Высшим органом власти в Первом ополчении был Совет всей земли, возглавлявшийся рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и бывшим «боярином» Тушинского вора, безродным казачьим атаманом Иваном Заруцким. Действия руководителей ополчения были нерешительными из-за противоречий между казаками и дворянами.
Первое ополчение осадило Москву. 19 марта 1611 г. произошло решающее сражение, в ходе которого восставшим удалось овладеть Белым городом. Однако поляки подожгли Белый и Земляной город. Благодаря этому им удалось удержать Кремль и Китай-город. В эти дни особо отличился князь Дмитрий Иванович Пожарский, ведший отчаянный бой с поляками на Лубянке, где находился его двор (в этом бою он был ранен).
Стычки с поляками продолжались еще несколько суток. На помощь Сигизмунда им рассчитывать не приходилось — он был озабочен взятием Смоленска, и польский гарнизон вместе с верными полякам московскими боярами засел в осаду.
30 июня 1611 г. по инициативе П. Ляпунова был принят «Приговор всей земли», носивший ярко выраженный дворянский характер. В соответствии с этим документом казаки не имели права занимать в управленческих органах какие-либо традиционно дворянские должности. Крестьяне и холопы должны были вернуться к своим прежним хозяевам.
«Приговор…» возмутил казачество. П. Ляпунов был приглашен на казачий круг и убит в отместку за смерть 28 казаков, незадолго до этого утопленных дворянами под Москвой. Узнав о гибели своего предводителя, дворяне покинули ополчение. Осаду Москвы продолжили казачьи силы во главе с И. Заруцким и Д. Трубецким.
Распад первого ополчения сопровождался другими неудачами. 3 июня 1611 г. после героической обороны из-за предательства перебежчика пал Смоленск. Сигизмунд III заявлял теперь, что русский трон будет занят не его сыном, а им самим. Это означало, что Россия станет частью Речи Посполитой и перестанет существовать как самостоятельное государство.
16 июля 1611 г. Швеция захватила Новгород. Шведские войска в это время осаждали Псков.
Второе ополчение
Осенью 1611 г. стало создаваться Второе ополчение. Нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к жителям города не пожалеть средств на ополчение, чтобы освободить Москву. Он убеждал отдать на это святое дело «все злато и серебро и, если надо будет продать имущество, заложить жен и детей своих». Народ без раздумий откликнулся на призыв. Люди нередко жертвовали последним.
Во главе ополчения был поставлен князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Было создано правительство, названное (как и в Первом ополчении) Советом всей земли. Руководители его – Минин и Пожарский – напряженно готовились к решительному выступлению.
В марте 1612 г. об ополчении уже знали по всей стране. На пути к столице люди радостно встречали ополченцев и присоединялись к ним. Из Нижнего Новгорода ополчение двинулось к Москве через Кострому и Ярославль. В этих крупных богатых городах, сравнительно мало затронутых Смутой, проживало немало служилых и посадских людей, которые влились в ряды ополчения.
В Ярославле формирование правительства завершилось. Были созданы основные приказы – органы управления. Ополчение получило значительные средства за счет обязательного обложения всего населения, церквей и монастырей на пятую часть имущества («пятая деньга»).
На помощь польскому гарнизону двигались войска гетмана Ходкевича с запасами боеприпасов и продовольствия. Но ополчение Минина и Пожарского опередило их – в августе 1612 г. оно подошло к столице и соединилось с остатками Первого ополчения.
Передовые отряды ополченцев подошли к Москве немногим ранее поляков и расположились полукругом от Тверских до Пречистенских ворот. Первое столкновение между противниками произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. В ходе боя полякам удалось переправиться через Москву-реку, и лишь вмешательство казацких сотен князя Трубецкого, стоявших под Москвой еще задолго до прихода Минина и Пожарского и выступивших на их стороне, спасло положение. Не ожидавшие флангового удара польские роты вынуждены были отступить за реку к Поклонной горе.
В ночь с 23 на 24 августа отряд из 500 человек, посланный Ходкевичем, под покровом темноты проник в осажденный Кремль. Усиленные этим отрядом, засевшие там поляки совершили вылазку из ворот Китай-города, переправились через реку и овладели позициями ополченцев близ церкви Святого Георгия. В то же время Ходкевич двинул свои полки к Донскому монастырю, стараясь зайти в тыл ополченцев с незащищенной юго-восточной стороны. Однако земская пехота остановила продвижение поляков. Завязался упорный бой, в котором колоссальные потери были с обеих сторон. Но удача всё же сопутствовала полякам. Ополченцы вынуждены были отступить на левый берег Москвы-реки. Польские роты начали преследование и также переправились на левый берег.
В этот момент Козьма Минин снова обратился к казакам с просьбой помочь в отражении атаки. Казаки ринулись в бой и опрокинули боевые порядки наступавших поляков. Пока шло это сражение, Минин сам переправился на другой берег Москвы-реки и ударил в тыл польским войскам. В стане Ходкевича поднялась паника. Бросив весь обоз, артиллерию и провиант, гетман спешно отступил из русской столицы. В значительной степени это предрешило судьбу польского гарнизона в Кремле. 26 октября 1612 г., убедившись в своей обречённости, он капитулировал.
Земская рать со стороны Арбата торжественным маршем с развёрнутыми знаменами под шум ликующей толпы горожан проследовала на Красную площадь. Там она соединилась с участвовавшими в освобождении столицы отрядами князя Трубецкого. Войска сошлись возле лобного места и через Спасские ворота вошли в Кремль. Москвичи праздновали победу.
История праздника «День народного единства»
В декабре 2004 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 4 ноября объявлялся Днём народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
К законопроекту имеется пояснительная записка, в которой отмечается: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
4 ноября (22 октября по старому стилю) ещё отличается и православный праздник Казанской иконы Божией матери, считающейся защитницей Москвы. Освобождение Москвы в 1612 году совпало с этим днем. Со времени восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова Казанская икона сделалась семейной в царском роду. В Москве был установлен праздник Казанской иконы Божией Матери два раза в год – в день обретения иконы 8 июля и в день освобождения Москвы от поляков 22 октября – с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, где князем Пожарским поставлен был верный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. В 1649 году царь Алексей Михайлович установил 22 октября праздновать по всей России.
Правление в период Смутного времени
(начало XVII века)
Борис Годунов (1598–1605)
Федор Борисович (апрель-май 1605)
Лжедмитрий I (1605–1606)
Василий Шуйский (1606–1610)
Лжедмитрий II (1608–1610)
Владислав (польский королевич) (1610–1612 – правила «семибоярщина»)
Термины и понятия
Смутное время (1598–1613) – период в истории России, характеризующийся слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией.
Гражданская война – наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства (война граждан) за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон.
Интервенция (лат. вмешательство) – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушение его суверенитета.
Ополчение – военное формирование во время войны, созданное в помощь регулярной армии.
Национальное самосознание – осознание народом своей роли в истории страны.
02 ноября 17:28
Анна Старицкая
4 ноября Россия отмечает День народного единства. Этот праздник важен как память о подвиге наших предков, сплотившихся, чтобы освободить страну от поляков. «360» рассказывает о появлении и значимости этой даты для всех нас.
Источник фото:
День народного единства россияне празднуют 4 ноября. И это неслучайно, ведь ровно 407 лет назад российское войско освободило Москву от польских интервентов.
«4 ноября 1612 года воины ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе», — писали авторы законопроекта о назначении праздника.
Появление
Большинство молодых россиян заявили о важности Дня народного единства
Победа имела огромное значение для государства: она положила конец Смуте на Руси и привела к власти династию Романовых. В 1613 году Михаил Федорович учредил в честь нее День очищения Москвы от польских интервентов.
Спустя 36 лет его сын Алексей Михайлович объявил его церковно-государственным праздником. В церковный календарь он вошел как празднование в честь Казанской иконы Божией матери — покровительницы ополченцев.
В советское время историческое событие не почитали, а отмечали 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции, впоследствии переименованный в День согласия и примирения.
В 2004 году депутаты решили перенести его на 4 ноября, а Межрелигиозный совет России предложил отмечать его как День народного единства. В Госдуме идею поддержали, и с 2005 года дата отмечается в России.
Значимость
В этот день россияне вспоминают подвиг разных людей, сплотившихся в единое целое перед лицом общей опасности, считал Патриарх Алексий II.
Меры безопасности усилят 4 ноября в Подмосковье
«Этот день напоминает нам, как россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — говорил он.
В 2008 году на посту президента Дмитрий Медведев отмечал, что во время экономических, политических и военных испытаний сплоченность населения особенно важна для государства.
«Такое единство является целью развития страны. Оно особенно необходимо в период, когда государство и общество проходят через горнила трудностей», — передавало его слова РИА «Новости».
Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, почти 70% наших соотечественников считают важным отмечать этот праздник. По их словам, он объединяет людей, помогает воспитывать чувство патриотизма и помнить историю.
В этот день
В православных храмах проходят торжественные богослужения и Крестные ходы в честь иконы Казанской Божией матери. В последние годы во многих российских городах в этот день открывают исторические памятники и проводят концерты. А россияне проводят патриотические марши и народные шествия.
4 ноября президент России возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади. Кроме того, обычно глава государства проводит прием, где поздравляет россиян и награждает тех, кто внес вклад в популяризацию и сохранение русских языка и культуры за границей.