— Леонард, смотри, Шелдон обнимает меня!
— О да! Это чудо сатурналии!
Сатурна́лии (лат. Saturnalia) — у древних римлян праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лацио связывали введение земледелия и первые успехи культуры.
Праздник приходился на последнюю половину декабря — время, когдаприходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в
одежде господ и даже принимали от них услуги. Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме;
затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia). Обрядовая сторона празднества имела исконно римский характер, хотя с 217 года были введены лектистернии и обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения. По мнению Марквардта,
праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего
равенства, был освящен тем же предписанием Сивиллиных книг, что и учреждение лектистерний. Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в заключительный период Республики — семи). Среди праздничных подарков фигурировали, в числе прочего, cer e i (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.
Для использования в других целях, см Сатурналии (значения) .
Сатурналии (1783) Антуана Калле , показывающие его интерпретацию того, как могли выглядеть Сатурналии.
Римляне
Классическая римская религия
Публичный фестиваль
Пир, смена ролей, дарение подарков, азартные игры
Публичное жертвоприношение и банкет в честь бога Сатурна; универсальное ношение Pileus
17–23 декабря
Сатурналии — древнеримский фестиваль в честь бога Сатурна , проводившийся 17 декабря по юлианскому календарю, а затем расширенный празднествами до 23 декабря. Праздник отмечался жертвоприношением в храме Сатурна на Римском форуме и публичным банкетом, за которым следовали частные подарки, постоянные вечеринки и карнавальная атмосфера, которая изменила римские социальные нормы : азартные игры были разрешены, а хозяева обеспечивали сервировка стола для их рабов, поскольку это считалось временем свободы как рабов, так и вольноотпущенников. Распространенным обычаем было избрание «Короля Сатурналий», который отдавал приказы людям, которым следовало следовать и руководить весельем. Обмениваемые дары обычно представляли собой кляп или маленькие фигурки из воска или глиняной посуды, известные как сигиллярии . Поэт Катулл назвал это «лучшим из дней».
Сатурналии были римским эквивалентом более раннего греческого праздника Крония , который отмечался во время аттического месяца Гекатомбайон в конце середины лета. Он имел богословское значение для некоторых римлян, которые видели в нем восстановление древнего Золотого века , когда миром правил Сатурн. Neoplatonist философ Порфирий интерпретировали свободу , связанную с Сатурналий , как символизирующий «освобождение души в бессмертие». Сатурналии, возможно, повлияли на некоторые обычаи, связанные с более поздними празднованиями в Западной Европе, происходящими в середине зимы, особенно на традиции, связанные с Рождеством , Праздником Святых Младенцев и Крещением . В частности, исторический западноевропейский рождественский обычай избирать » Повелителя беспорядка » может иметь свои корни в праздновании Сатурналий.
Сатурналии праздник (Saturnalia) — у древних римлян праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лация связывали введение земледелия и успехи первоначальной культуры. Праздник приходился на последнюю половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и всякому хотелось отдохнуть и повеселиться по случаю окончания жатвы. Во время С. общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обыденных трудов, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали позволение участвовать за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги. Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особый костюм. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причем друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia). Обрядовая сторона празднества имела исконный римский характер, хотя с 217 г. были введены лектистернии и обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения. По мнению Марквардта, праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего равенства, был освящен тем же предписанием Сивиллиных книг, как и учреждение лектистерний. Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в конце Республики — 7). В числе праздничных подарков фигурировали, между прочим, cer e i (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник С. приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являются пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.
Н. О.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.