14 января – праздник Обрезания Господня. Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). Митрополит Вениамин (Федченков) так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».
Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.
Содержание
- Без непрошеных замечаний
- Не просто «транслировать»
- Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.
- Первый шаг, второй, третий…
- Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.
- Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.
- Без безграмотной демагогии
- Суеверие об уборке в церковные праздники
- Мнение церкви
- Заповеди Ветхого
- Что говорит Новый завет?
- Почему нельзя работать в церковные праздники?
- В какие церковные праздники нельзя работать?
- Что нельзя делать в праздники?
- Что говорят служители церкви?
- Какие приметы связаны с церковными праздниками?
- Пасхальные приметы
- Работать или не работать?
- Почему в День Духов нельзя работать в огороде: праздник Святого Духа
- Почему в День Духов нельзя работать в огороде: именины земли
Без непрошеных замечаний
Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:
Протоиерей Николай Соколов
– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.
«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует быть христианину, – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.
Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.
Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.
Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.
Не просто «транслировать»
Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин):
Игумен Зосима (Балин)
– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.
Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.
Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.
Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.
Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»
И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.
Первый шаг, второй, третий…
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:
Протоиерей Игорь Гагарин
– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.
С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.
Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.
Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.
Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.
Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.
Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.
А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.
Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.
Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.
Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…
Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.
Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.
Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…
Без безграмотной демагогии
Протоиерей Максим Брусов, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:
Протоиерей Максим Брусов
– С библейско-евангельских времен бытовое миссионерство часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.
Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.
Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.
В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.
Иногда отказ от уборки обусловлен не ленью, а традициями — например, считается, что в церковные праздники убираться нельзя. Так это или нет, и что на этот счёт думает церковь? Разберём истоки этого суеверия.
Суеверие об уборке в церковные праздники
Христиане, которые обращают внимание на суеверия, обычно отказываются работать в церковные праздники. Причём под запретом не только домашняя уборка, но и любые другие виды труда: рукоделие, работа в огороде или в поле, приготовление еды. Некоторые даже приравнивают работу в церковный праздник чуть ли не к смертному греху. Действительно ли труд наказуем Богом?
На самом деле в Библии вы не найдёте однозначного указания на то, что работа в религиозный праздник — это грех. Откуда же растут ноги у этого суеверия? Одна из самых распространённых версий предлагает такое объяснение — когда христианство только появилось на Руси, первым миссионерам и священникам было сложно собрать паству в религиозный праздник. Люди продолжали усердно работать, невзирая на просьбы и уговоры священнослужителей. Тогда те придумали небольшую уловку и объявили, что работа в церковные праздники — это страшный грех, за который придётся расплачиваться после смерти. Среди народа распространилась более «языческая» версия этого объяснения — у каждого, кто работал в церковный праздник, всё валилось из рук. Необходимость принуждать людей уделять время духовной работе уже отпала, а суеверие по-прежнему живёт.
Работа в полях была одной из самых якобы наказуемых — возможно, потому что была очень распространена на Руси
Мнение церкви
Церковь не поддерживает суеверия в принципе. Ведь само слово «суеверие» говорит о «суетной вере» человека. Праздничные дни церковники советуют в первую очередь посвятить служению Богу, молитвам и посещению церкви. Но оставшееся время можно потратить и на мирские дела — ту же уборку. Никто за это наказывать и ругать вас не будет.
Тем не менее церковные служители рекомендуют все крупные дела (например, уборку или крупный проект на работе) сделать накануне, чтобы освободить праздничный день для добрых дел и молитв.
Смысл подобных запретов не в том, что нельзя совершать какие-то определенные действия, а в том, что православный праздник — это в первую очередь день, который мы посвящаем Богу. Начинать этот день нужно не просто с домашней молитвы, но с посещения храма, исповеди, Причастия. После этого можно сделать какие-то необходимые дела, но эти дела не должны заменять посещение храма и молитву.
Представители церкви подчёркивают, что в праздник можно заниматься необходимыми мирскими делами и работой по хозяйству. Однако христианам стоит отдать предпочтение заботе о душе, молитвам, исповеди и милосердию.
- Лина Сергеева
Многие верующие люди часто задаются вопросом, можно ли в церковные праздники работать? Ответ в этом случае не может быть однозначным, так как зависит от разных факторов.
Заповеди Ветхого
Если руководствоваться тем, что написано в Ветхом Завете, то четвертая заповедь его гласит о том, что день субботний должен быть проведен свято и посвящен Господу. Остальные шесть дней недели необходимо посвятить работе.
Согласно этой заповеди, полученной Моисеем от Бога на раз в неделю должен быть день для отдыха от повседневных хлопот, когда нужно посвятить свои мысли и дела Господу, посещать церковь и храм, изучать Слово Божье.
Что говорит Новый завет?
Новозаветные тексты таким днем называют воскресенье, которое и стало для верующих людей днем, когда не стоит работать, а лучше посетить церковь и помолиться. Но учитывая темпы современной жизни, мало кому удается отстраниться от выполнения самых разных задач, поэтому и в выходной день люди продолжают заниматься текущими вопросами.
Почему нельзя работать в церковные праздники?
Тем не менее есть периоды, когда верующие стараются отложить все дела, — это церковные праздники. В народе считается, что работать в эти дни грешно, так как они посвящены святым и событиям из Библии, которые следует почитать.
Человека, нарушающего традицию и предписания Нового Завета, ждет наказание. Поэтому христиане стараются воздерживаться от работы в главные (двунадесятые) церковные праздники.
В какие церковные праздники нельзя работать?
Особенно большим грехом считается работа в большие праздники церкви, среди которых:
15 февраля: Сретение Господне — встреча Иисуса Христа в Иерусалимском Храме с Симеоном Богоприимцем;
Благовещение — в этот день архангел Гавриил известил Пресвятую Деву Марию о скором Рождении будущего Спасителя Мира, Сына Божьего Иисуса Христа;
Последнее воскресенье перед Пасхой: Пальмовое Воскресенье или Вербное Воскресенье — Иисус Христос въезжает в Иерусалим на осле, где приветствуется местными жителями;
Переходящая дата (зависит от лунно-солнечного календаря) — Пасха: наиболее значимый праздник христиан, день Воскресения Иисуса Христа;
Четверг после Пасхи: Вознесение Господне — восшествие Иисуса на небо во плоти;
Пятидесятый день после Пасхи: (Пятидесятница) — сошествие Святого Духа на апостолов и Деву Марию;
6 августа: Преображение Господне — явление Божественного Величия Иисуса перед тремя его ближайшими учениками во время молитвы;
15 августа: Успение Богородицы — день погребения девы Марии и день воспоминаний об этом событии;
4 декабря: Введение в храм Пресвятой Богородицы — день, в который Анна и Иоаким привели Марию в чтобы посвятить ее Богу.
Что нельзя делать в праздники?
Чтобы избежать неприятных ситуаций, все-таки старайтесь избегать работы в большие праздники, даже если вы не очень верующий человек и церковь посещаете нечасто.
Какие же существуют приметы и поверья?
На Рождество не стоит ходить на охоту, рыбалку, в походы — в общем, активно проводить день, так как велика вероятность несчастного случая. Праздник этот семейный, и проводить его нужно в кругу родных и близких.
На Рождество также нельзя заниматься делами, связанными с производительным трудом: шитьем, вязанием, плетением, прядением. Нить считается символом судьбы и жизни, и завязывать ее или делать какие-либо другие действия — плохая примета.
Рождество — это праздник семьи, покоя и радости, поэтому нельзя заниматься хозяйственными делами, которые можно отложить: уборкой, стиркой. Убирать нельзя вплоть до 14 января — в это день весь мусор собирается и сжигается на улице, чтобы в течение года злые духи не беспокоили дом.
Еще одна примета, связанная с Рождеством: если вы пригласили гостей и первой на порог ступила представительница слабого пола, значит, женщины в семье будут болеть весь год.
В праздник Сретения не стоит уезжать из дома, так как поездка может закончиться не так, как вы ожидали, или вернетесь домой не скоро.
В Благовещение и Вербное Воскресенье нельзя выполнять работу по дому до вечера. Также не рекомендуется работать на земле, из которой в этот день, согласно поверью, выползают змеи. Существует даже поговорка: «Птица гнезда не вьет, девка косу не заплетает».
На Пасху и вообще всю предшествующую ее Пасхальную неделю также рекомендуется воздержаться от работы. Но если есть неотложные дела, то церковь воспринимает это обстоятельство лояльно.
Церковный праздник Вознесение. Можно ли работать? Вознесение считается одним из самых больших праздников в церкви. В этот день, так же как и в любые другие праздники, работать строго запрещается. Существует даже поговорка: «На Вознесенье в поле не работают, а после Вознесенья запахивают».
Можно ли работать в Троицу? Это день, когда Святой Дух снизошел на апостолов и обещал им вернуться после своего вознесения на небо. Так и случилось. Событие стало праздником для христиан всего мира и отмечается с особенным почетом. Поэтому различные работы (на земле, по дому) не рекомендуются. И на вопрос о том, можно ли работать в Троицу, священник скажет вам, что делать это не желательно.
Лучше убедиться, что вы все делаете верно, особенно если относите себя к людям глубоко религиозным. Поэтому не бойтесь лишний раз спросить у служителя церкви, можно ли в церковные праздники работать. Священник подскажет, какие работы позволительны в тот или иной праздник, а какие — категорически запрещены. Многочисленные приметы и поверья объясняют, почему нельзя работать в церковные праздники: тех, кто нарушает данный запрет, ожидает наказание в виде бедности, проблем со здоровьем и всяческих неудач.
Что говорят служители церкви?
Церковные служители говорят о том, что если в праздничные или воскресные дни человек не молится, не посещает церковь или храм, не читает Библию, а просто бездельничает, то это очень нехорошо. Свободные от работы дни даются как раз для того, чтобы посвятить их служению Господу, познанию себя, посещению службы и покою.
Грех ли работать в церковные праздники? От священника вы услышите, что если вы по своему графику должны выйти на работу или заступить на смену, либо нет возможности отложить хозяйственные дела, то это не будет являться грехом. Ведь посвящать мысли Богу можно не только дома или в церкви, но в любом месте в любое время. Все зависит от ситуации. То же самое касается вопроса о том, можно работать в огороде в церковные праздники или нет. Если есть острая необходимость, лучше выполнить задуманное и попросить прощения у Бога в молитве.
Какие приметы связаны с церковными праздниками?
Народ за долгие годы накопил много знаний, которые передавал из поколения в поколение. В том числе это связано с различными приметами, особенно касающихся праздничных дней. Поэтому помимо актуального вопроса о том, можно ли в церковные праздники работать, религиозные люди должны знать и о наблюдениях, связанных с ними.
Так, считается, что если на Рождество идет снег, то год будет удачным и прибыльным. Если же погода солнечная, то весна будет холодной. Приятной традицией было запекание монетки в пироге. Того, кому она попадется, ожидает успех и счастье в новом году.
На праздник Сретения люди верили в волшебную силу воды и в исполнение желаний. Также он был предвестником весны: погода в этот день была показателем того, какой будет грядущая весна.
Благовещение также богато различными поверьями и приметами. В этот день нельзя занимать деньги и что-то выносить из дома, чтобы не отдать благополучие и везение. Очень интересно наблюдение, связанное с волосами: не рекомендовалось причесываться, краситься или стричься, так как можно запутать свою судьбу.
Пасхальные приметы
На Пасху примет было особенно много. Среди них такие:
если в Пасхальное воскресенье родится ребенок, быть ему удачливым и знаменитым;
если ребенок рождается на Пасхальной неделе — у него будет крепкое здоровье;
если потрескались пасхальные куличи, то в семье целый год не будет счастья;
если на Пасху услышать кукушку, значит, ожидается пополнение в семье. Если птицу услышит незамужняя девушка — скоро она сыграет свадьбу;
традиция, сохранившаяся до наших дней — пасхальную трапезу нужно начинать всей семье с кусочка кулича и яйца, освященных в церкви во время праздничной службы.
Работать или не работать?
Традиции народа, передававшиеся из поколения в поколение, со временем изменяются или забываются.
Можно ли в церковные праздники работать — решать только вам. Религиозные люди и сейчас свято чтут такие дни и стараются придерживаться всех предписаний церкви.
В понедельник сразу после Троицы православные верующие отмечают Духов день. В текущем году дата этого праздника выпадает на 28 мая. Другое, более народное название этого церковного праздника – «Именины земли». В этот день в церквях проходят литургии в честь важного события: сошествия Святого Духа на апостолов.
Церковные праздники всегда сопряжены со строгими запретами, не является исключением. Духов день в 2018 году, что нельзя делать список будет не столь внушительным, как на другие праздники. В этот день, согласно Новому завету. Святой Дух в виде огненных лучей сошел на апостолов. Они неожиданно заговорили на разных языках, стали понимать эти языки. После этого события апостолы понесли слово божье по всему миру.
Сошествие Святого духа
Перед тем, как узнать, что нельзя делать в Духов день в 2018 году, надо понять, что это за праздник. Верующие отмечают в этот день сошествие Святого Духа на апостолов. Это продолжение Троицы, поэтому, традиции дней во многом очень схожи.
В народе этот праздник также называют Именинами земли. В Духов день нельзя работать на земле, потому что это считается большим грехом. В этот понедельник надо беречь землю и выказывать ей свое почитание и уважение.
Что нельзя делать
Конкретный список того, что нельзя делать в Духов день в 2018 году, обычаи, довольно короткий. Практически все запреты тут будут связаны с землей. На ней нельзя работать, сажать что-то, полоть, копать, боронить. Отложить лучше все работы, которые каким-то образом связаны с землей. ?
Также в этот день надо постараться отказаться от всей работы по дому. Как и в День Троицы нельзя шить и вязать, убираться, стирать. Разрешается готовить кушанья. Это основные запреты, в Духов день 2018, что нельзя делать. Список того, что можно делать, гораздо обширнее и увлекательнее.
Что можно делать в Духов день (28 мая 2018 года):
* Запасаться травами и цветами. Растения, собранные и засушенные в этот день, обладают целебными свойствами. Потому что считалось, что огонь сходит с неба и уничтожает всю нечисть. Знахарки именно из трав, собранных в этот период, готовили специальный травяной порошок для изгнания бесов.
* Кормить землю. Духов день во многих деревнях считался женским праздником. Было принято, чтобы замужние женщины села, включая самую старую представительницу, собирались на околице. Там накрывалась скатерть, прямо на земле, женщины пели, веселились, водили хороводы. Этот обряд должен был выказывать уважение и почтение к земле.
* Смывать с себя грехи, но не купаясь в открытых водоемах (этого, кстати, делать нельзя в течение трех дней после Троицы и на саму Троицу), а колодезной водой. Особенно такой обычай был распространен в Калужской губернии. Надо было бросить в колодец монету, помолиться, а потом водой этой умыться. На этой территории считали, что так в Духов день с себя можно смыть грехи.
* Приносить из церкви домой освященные березовые веточки. Их ставили в доме как защиту от злых сил. Когда веточки высыхали, их обязательно сохраняли в укромном уголке.
* Слушать клады. Так как в этот день люди поклоняются земле, то некоторым она открывала свои тайны. После вечерней молитвы люди припадали ухом к земле и прислушивались, не откроем ли она свои тайны именно им.
Духов день 2018: что нельзя делать или можно никак не повлияет на примету, связанную с погодой. В частности, какая погода будет в Духов день, таким будет все лето. Светлого праздника и только солнечной погоды!
Один из главных христианских праздников — День Святой Троицы в 2018 году празднуют 27 мая — православная церковь в этот день вспоминает евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов, которое описано в одной из книг Нового Завета.
Праздник не имеет определенной даты в церковном календаре, так как привязан к дню празднования Пасхи — его празднуют на 50-й день после Светлого Воскресения Христова.
Sputnik Грузия поинтересовался, какие приметы связаны с Днем Святой Троицы, что можно и нельзя делать в этот великий праздник, который имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства.
Что можно и нельзя делать
Согласно народным традициям и приметам, в праздник Святой Троицы, как и в любой другой православный праздник, нельзя выполнять различную работу — шить, мыть, стирать, убирать и прочее. Все работы по дому и хозяйству нужно завершить перед праздником.
Особенно строго в праздник запрещается работать на земле, в том числе копать, сажать и косить траву.
© photo: Sputnik / Evgeny Tikhanov
Репродукция копии иконы «Троица». Художник Андрей Рублев.
Те, кто не следуют старым обычаям и нарушают запреты, согласно поверьям, могут понести значительный ущерб. Так, например, у тех, кто пашет — может погибнуть скот, у тех, кто сеет — град побьет посевы. А у тех, кто прядет шерсть — заблудятся овцы и так далее.
В эти дни можно готовить еду к праздничному столу и кормить-поить скот и и домашних животных. В праздник всей семьей украшают дом веточками различных деревьев, цветами и зеленью, освященными в церкви.
Праздник Святой Троицы всегда выпадает в воскресенье — в этот день верующие с утра стараются посетить праздничное богослужение в храме, причаститься Святых Христовых Тайн и посвятить время молитве.
Можно ли работать на Троицу
В старину в дни великих праздников люди всегда старались отложить все дела, считая, что это неугодно Господу, так как работа, как правило, не спорилась и не приносила положительного результата.
Священнослужители поясняют, что, работая в день Троицы, мы как бы показываем Богу свое неуважение, поэтому по возможности в дни больших праздников, таких как Троица, лучше отложить все дела, в том числе и работу в огороде.
Конечно, бывают особо важные дела, которые нельзя перенести на другой день, но к их выполнению лучше приступить только после посещения службы и молитвы.
Кроме того, в современном мире есть немало работ, которые должны выполняться ежедневно, без перерывов и выходных, поэтому если верующий не может посетить храм, он может помолиться дома или на работе.
Можно ли купаться на Троицу
Люди в праздник также воздерживались от купания в доме — старались близко не подходить к воде, даже чтобы просто умыться.
Церковнослужители утверждают, что нет и не может быть никаких оснований не разрешать купаться на Троицу. Просто не стоит заменять поход в церковь и молитву пляжным отдыхом, что безусловно, будет грехом.
На природу можно отправится после службы, тем более что Троица всегда выпадает на конец мая или начало июня, когда погода бывает жаркая.
Что еще нельзя делать
На Троицу запрещалось проводить венчания и справлять свадьбы, а вот сватанье в этот праздник считалось благоприятной приметой — совместная жизнь будет долгой и счастливой.
В праздник Троицы запрещается думать о плохом, ругаться с близкими, обижаться на окружающих и желать кому-то плохого.
© photo: Sputnik / Oleg Lastochkin
Также запрещалось на Святую Троицу ходить в лес. В старину верили, что лешии и мавки (злые лесные духи) караулили там людей, заманивали в глубь леса и щекотали их до смерти. Но девушки, которые хотели узнать свое будущее, нарушая запрет, все равно бегали лес, чтобы погадать на суженого.
Обычаи и приметы
Неделя перед Троицей называется Зеленой — на неделе девушки плетут венки для всех членов семьи и приносят их домой. Если к Троице венок не завял, значит, человек будет жить долго и счастливо.
На Троицу было принято украшать комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует процветание и продолжение жизни. Для этого использовали ветки березы, рябины, клена, мяты, мелисы — люди считали, что чем больше зелени будет в доме на Троицу, тем счастливее станет дом.
В церкви во время службы освящали травы и букеты полевых цветов, которые засушивали и хранили целый год как оберег от дурного глаза. После праздничной утренней службы участок и дом освящали святой водой, чтобы таким образом отвадить потусторонние силы.
С древних времен устраивалось веселое застолье — на праздничный обед приглашали близких людей и родственников, которых угощали Троицким караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем. Дарили друг другу веселые подарки.
Сухари от Троицкого каравая хранили, чтобы добавлять их в свадебный пирог молодоженам в знак счастья и любви.
На Троицу полезно гулять босиком по траве, собирать и сушить целебные растения (чабрец, мята, мелисса), которые впоследствии используют как лекарство. Издревле люди считали, что в этот день земля и зелень обладают особой целебной силой.
На Троицу и последующие дни обязательно носили свой нательный крестик, как оберег, который защитит от потусторонних существ.
У девушек важным обычаем считалось пускание на воду сплетенного венка. Если венок поплыл далеко, то тогда можно готовиться к свадьбе, если утонет, то быть беде, а если причалит к берегу, то ждать ей замужества придется долго. А чтобы увидеть во сне суженого, нужно было положить березовые веточки под подушку.
Для христианина не существует запретов на те или иные виды деятельности в обычный или праздничный день, если они не вредят его душе. Ни купание, ни прогулка, ни работа не помешают верующему человеку, если он помнит о Боге.
На Троицу каждый верующий старается посетить храм, где в этот день после Литургии читаются особые коленопреклоненные молитвы о прощении грехов, милости Божьей и даровании благодати Святого Духа. Но сохранить и преумножить эту благодать в своей жизни христианин может только сам, следуя Евангелию, а не суеверным правилам.
И самое главное — не только в Святую Троицу, но и любой другой день нельзя держать в себе негативные мысли, не желайте никому плохого, простите родным и друзьям все обиды, переступите их и оставьте в прошлом, что обрести покой морально и физически.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Работающий по необходимости не подлежит осуждению
Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.
При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?
Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.
Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.
В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.
Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).
Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).
Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).
Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).
Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!
В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).
Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа «.
Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».
Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).
Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).
И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?
Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»
Просмотрено (13258) раз
После дня Священной Троицы, в который славят Бога — Единого в трёх обличиях, следует праздник день Святого Духа. Отметим, в День памяти Святого Духа, всегда празднуют в понедельник.
В этот день нежелательно проводить земельные работы, так как земля в память Святого Духа празднует свои именины. День духа отмечается, после священного дня Троицы, в 2018 году он выпадает на май 28 число.
Почему в День Духов нельзя работать в огороде: праздник Святого Духа
Известно, что после своего «Воскресения» Спаситель — Иисус Христос, несколько недель наставлял своих учеников и заповедал им свое Евангелие. После того как Спаситель восстал из мертвых и вознесся на небо прошло ровно 50 дней, и тогда на его верных сподвижников сошло благословение святости духа, и пророки стали говорить иными языками, пишет портал 1rre. После этого пошли по всему миру нести Благую Весть своего учителя, о Новом завете Спасителя узнали на всем земном шаре и стали почитать его святые таинства.
Этот день стали называть «Пятидесятницей», в православном мире он называется Троицей и имеет особенный почет у православных, это торжество стало символом Бога — Единого в трёх обличиях. Издавна после Троицы почитался День Святого Духа, в этот день работа где — либо была под запретом. С Днем духа связывает много народных поверий, даже погода в этот день определяла путь следующим двум месяцам лета.
В День почитания Святого Духа следует поминать усопших погибших в чужих странах, похороненных без исповеди и панихиды: суицидников, алкоголиков и утопших, которые не были похоронены на погосте повелению Церкви, в этот день разрешено поставить в храме за них общую свечку.
Почему в День Духов нельзя работать в огороде: именины земли
Издавна в день Святого Духа нельзя было касаться земли, в частности не заниматься садово-огородными работами, можно лишь было только поливать землю водой, так как в этот день земля отмечает свои именины, в это торжество она становится плодной. Можно в этот день ходить босыми ногами по земле, моля «матушку — землю» о даровании крепкого здоровья. Хотя Церковь православия не разделяет этого мнения и говорит, что работать в этот день не только можно, но и нужно.
Всю последующую неделю за Троицей нельзя посещать водоемы, ведь эта неделя зовется «русалкиной». В старину считалось, что в этой неделе русалки выходят из водоемов, и заманивает жертв, которые в это время решили купаться там. В любом случае последнее решение остается за человеком.
Многие слышали от бабушек и дедушек, что в воскресенье и в большие церковные праздники нельзя мыться, работать (выполнять свои обязанности на работе, а также делать что-то по дому, заниматься рукоделием) и даже говорить о работе.
Смысл подобных запретов не в том, что нельзя совершать какие-то определенные действия, а в том, что православный праздник — это в первую очередь день, который мы посвящаем Богу. Начинать этот день нужно с посещения храма.
Мыться и делать уборку в день православного праздника можно, но после, а не вместо посещения праздничного богослужения.
Если рабочее расписание требует выйти на работу в воскресенье или в большой церковный праздник, то это не запрещено. Обсуждать рабочие вопросы Церковь тоже не запрещает. Главное — не забыть о смысле праздника и не погрязнуть в суете.
Если совсем нет возможности пойти в храм, то вместо посещения храма можно почитать утром молитвы и Священное Писание.
Хорошо в день церковного праздника делать добрые дела: например, помочь близким или тем, кто нуждается в помощи, навестить родителей, болеющих друзей.
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Это четвертая заповедь. Она повелевает целый день в неделю посвящать молитве и размышлениям о Боге и избегать житейской суеты. Древние иудеи неукоснительно следовали этой заповеди. В субботу прекращали работу лавки, люди в домах не зажигали огня и не готовили пищу. Ко времени Рождества Христова была разработана подробнейшая система правил, регулирующих соблюдение субботы. Эти правила были мелочными, за ними терялась суть. Они и послужили основой для заблуждения о том, что в праздник запретна любая деятельность.
Христос принес истинное понимание заповеди о субботе. Он в субботу исцелил больного, хотя фарисеи (благочестивые иудеи, знатоки закона) считали это нарушением религиозных правил. Тем самым Христос показал, что в день, посвященный Богу, делать добрые дела не только можно, но и нужно. Согласно слову Христову, «суббота для человека, а не человек для субботы» (Евангелие от Матфея, глава 2, стих 27).
В христианской церкви место субботы занял следующий после нее день — воскресенье, когда Христос воскрес из мертвых. Ученики Христа собирались в этот день для преломления хлеба, то есть для совершения таинства причащения. В воскресенье христианину важно бывать в храме на литургии и причащаться. Празднование воскресенья начинается в субботу вечером, поэтому по возможности нужно посещать и всенощную — вечернее богослужение в субботу.