Вводная часть
Русский язык является обязательным предметом для сдачи на ЕГЭ, поэтому к нему должны готовиться все без исключения. Одним из труднейших заданий на экзамене считается сочинение, высокую оценку за которое заслужить не так-то просто. Чтобы набрать наивысший балл за свою творческую работу, необходимо основательно подготовиться и разобраться, как правильно писать эссе и какие критерии нужно соблюдать. Надеюсь, о многих нюансах мы сможем узнать на сегодняшнем уроке, а самые главные наши задачи : Образовательные: сформировать представление о структуре сочинения, особенностях определения проблемы, типах проблемы, видах комментария.
Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-карт
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.
Ход урока: Давайте вспомним структуру сочинения:
Тезис
Позиция автора
Собственное мнение
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод
Но мы с вами знаем , что в этом году работа над сочинением должна вестись по новому формату
ВСТУПЛЕНИЕ
ПРОБЛЕМА
КОММЕНТАРИЙ 1
КОММЕНТАРИЙ 2
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
СВОЕ МНЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ВЫВОД
Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает автор особое внимание.
Что же такое проблема текста?
Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор.
Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с этой проблемой.
Проблема — вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:
— философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);
— социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);
— политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);
— экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);
— нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.
Сегодня мы поработаем с текстом-отрывком из повести известной писательницы, журналистки, сценариста документальных фильмов, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года Светланы Александровны. Алексиевич.Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд».
Мы поработаем над отрывком из повести «Чернобыльская молитва»
(15)И я начал снимать цветущую яблоню…
(16)А потом был как-то случай. (17)Заходим с солдатами в хату. (18)Живёт одна бабка.
— (19)Ну, бабка, поедем.
— (20)Поедем, детки.
— (21)Тогда собирайся, бабка.
(22)И вот эта бабка выходит: у неё на руках — икона, котик и узелок. (23)Это всё, что она берёт с собой.
— (24)Бабка, кота нельзя. (25)Не положено. (26)У него шёрстка радиоактивная, — говорят солдаты.
— (27)Нет, детки, без котика не поеду. (28)Как я его оставлю? (29)Это — моя семья.
(30)Вот с этой бабки с котиком и с той цветущей яблони всё началось.
Задание:
-
У вас на листочках написаны типы проблем. Подумайте и каждый запишите хотя бы одну конкретную проблему указанного типа.
-
Кто готов? Кто дополнит?
Основные проблемы
Позиция автора
1. Проблема грамотного воспитания ребёнка. Проблема ответственного отношения к животным
1. Жизнь животного ценна так же, как и жизнь человека. Человек — существо разумное, поэтому должен брать на себя ответственность за «братьев наших меньших».
2. Проблема сострадания, милосердия
2. Человек, если он носит такое звание, должен уметь сопереживать, сострадать, иначе его и человеком назвать нельзя будет.
3. Проблема воспитания.
3. Надо воспитывать детей так, чтобы они были похожи на мальчика, которого волновала судьба животных Чернобыля. В этом ребёнке сформированы и сострадание, и ответственность, и гражданская позиция.
4. Проблема экологии
4. Человечество должно задумываться над тем, что его «хищническая» деятельность, наносит урон не только природе, но и ему самому. Нужно бережно относиться к природе.
План сочинения
-
Вступление
-
Проблема
-
Связка
-
Комментарий (1-й пример)
-
Пояснения к комментарию
-
Связка
-
Комментарий (2-й пример)
-
Пояснение к комментарию
-
Связка
-
Позиция автора
-
Собственная позиция
-
Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)
13.Заключение
1.Вступление. (2-3 предложения)
Задача: подвести читателя к проблеме.
Во введении также можно порассуждать: об эпохе; вспомнить факты из биографии писателя; кратко поговорить о поднятой теме.
КЛИШЕ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ
Думаю, эта тема интересует многих….
Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
Всем известен факт…
Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
2. Проблема + комментарий Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)
Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста. (2-4 предложения).
К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор.
Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу.
Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот.
Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.
Комментарий к выделенной проблеме
Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее. (4-7 предложений).
По сути – краткий пересказ данного текста, но обязательно своими словами.
В комментарии экзаменуемый должен показать, насколько глубоко он понял сформулированную им проблему текста, выделить ее аспекты.
Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции.
Для формулировки проблемы
-Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
— Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
— Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
Для комментариев
Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)… Раскрывая подлинный смысл проблемы, автор…
4 Позиция автора
Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
Автору удалось убедить читателя в том, что…
В произведении доказана мысль о…
Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…
5 Своё мнение, содержащее тезис
Я вполне согласен с точкой зрения автора…
Не могу полностью разделить мнение автора…
Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
Мне близка позиция повествующего…
6 Заключение-вывод (1-3 предложения)
После прочтения этого произведения становится понятно…
После знакомства с героями произведения понимаешь…
Прочитав произведение, осознаешь…
Автор стремился показать…
Автор хочет, чтобы читатель понял…
Автор текста считает проблему важной…
Итоги урока:
— что ты сегодня узнал?
— какой этап урока для тебя был самым сложным?
— какой этап урока для тебя был самым легким?
-Появилась ли в тебе уверенность в написании сочинения?
Сегодня мы создали скелет нашего сочинения и , конечно, он нуждается в редактировании. Он должен обрести форму. Это и будет вашим домашним заданием
Спасибо вам за урок
Задание 1
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(15)И я начал снимать цветущую яблоню…
(16)А потом был как-то случай. (17)Заходим с солдатами в хату. (18)Живёт одна бабка.
— (19)Ну, бабка, поедем.
— (20)Поедем, детки.
— (21)Тогда собирайся, бабка.
(22)И вот эта бабка выходит: у неё на руках — икона, котик и узелок. (23)Это всё, что она берёт с собой.
— (24)Бабка, кота нельзя. (25)Не положено. (26)У него шёрстка радиоактивная, — говорят солдаты.
— (27)Нет, детки, без котика не поеду. (28)Как я его оставлю? (29)Это — моя семья.
(30)Вот с этой бабки с котиком и с той цветущей яблони всё началось.
(по С.А. Алексиевич*)
* Светлана Александровна Алексиевич (род. в 1948 г.) — советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года, автор книг в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд».
Пояснение.
Основные проблемы
Позиция автора
1. Проблема грамотного воспитания ребёнка. Проблема ответственного отношения к животным
1. Человек — существо разумное, поэтому должен брать на себя ответственность за «братьев наших меньших».
2. Проблема сострадания, милосердия
2. Человек, если он носит такое звание, должен уметь сопереживать, сострадать, иначе его и человеком назвать нельзя будет.
3. Проблема воспитания.
3. Надо воспитывать детей так, чтобы они были похожи на мальчика, которого волновала судьба животных Чернобыля. В этом ребёнке сформированы и сострадание, и ответственность, и гражданская позиция.
4. Проблема экологии
4. Человечество должно задумываться над тем, что его «хищническая» деятельность, наносит урон не только природе, но и ему самому. Нужно бережно относиться к природе.
Светлана Алексиевич, известная писательница и журналист, которая в своих произведениях всегда поднимает важные и актуальные проблемы. Она работает в художественно-документальном жанре, заставляет людей задумываться над своим прошлым. Наверно, не зря ее называют «хранительницей памяти». О поднимающих ею проблемах написано много произведений и снято тысячи кинолент
Проблема страданий человека нередко поднимается в литературе. Но часто ли приходится читать о страданиях животных? Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор. В тексте С.А. Алексиевич поднимается проблема обесценивания жизни представителей животного мира.
Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно. Размышления по этому поводу возникли у героя-рассказчика во время эвакуации людей из Чернобыля. Когда людей вывозили из заражённой зоны, одна старушка наотрез отказалась уезжать без своего кота, объяснив, что он член её семьи. Этот пример показывает, что есть люди, воспринимающие животных как равные человеку существа, которых нельзя обрекать на страдания.
Контрастное отношение мы видим у солдат, следующих приказу: «…кота нельзя. Не положено». Долг службы, а может, и равнодушие заставляет их забыть о том, что котик обречён на мучительную смерть. Этот пример свидетельствует: общество не готово задумываться о жизни животных и спасать их в экстремальных ситуациях.
Два примера противопоставлены между собой. Это противоречие заставило рассказчика Сергея по-новому взглянуть на проблему и понять, что люди не вправе пренебрежительно относиться к жизни «братьев наших меньших». Позиция автора заключается в следующем: жизнь животного ценна так же, как и жизнь человека. Автору удалось убедить читателя в том, что человек — существо разумное, поэтому должен брать на себя ответственность за «братьев наших меньших».
Я согласна с позицией С.А. Алексиевич. Не зря люди называют животных «меньшие братья», ведь те и другие имеют равное право на жизнь.
Автор хочет, чтобы читатель понял, что человек, будучи более сильным и разумным, должен оберегать животных и нести ответственность за них
«Чернобыльская молитва. Хроника будущего» — книга белорусской журналистки и писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе, Светланы Алексиевич, посвящённая аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Алексиевич в последующие десять лет беседовала более чем с пятьюстами свидетелями аварии, включая пожарных, ликвидаторов, политиков, врачей, физиков и рядовых граждан. Книга описывает психологическую и личностную трагедию, которой стала Чернобыльская авария, и исследует впечатления людей, и то, как авария повлияла на их жизни.
Текст был впервые опубликован в 1997 году в журнале «Дружба народов», публикация получила премию журнала; в том же году была издана книга.
Одинокий человеческий голос
«Я не знаю, о чем рассказывать… О смерти или о любви? Или это одно и то же… О чем?»
… Мы недавно поженились. Еще ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. Всегда вдвоем. Я говорила ему: «Я тебя люблю». Но я еще не знала, как я его любила… Не представляла… Среди ночи слышу какой-то шум. Крики. Выглянула в окно. Он увидел меня: «Закрой форточки и ложись спать. На станции пожар. Я скоро буду».
одних рубашках, так и уехали. Их не предупредили, их вызвали на обыкновенный пожар…
Рано утром еду на базар, оттуда к своим знакомым, варю бульон. Все протереть, покрошить, разлить по порциям. С шестью полулитровыми баночками… Всегда на шестерых! В больницу… Сижу
до вечера. А вечером – опять в другой конец города. Насколько бы меня так хватило? Но через три дня предложили, что можно жить в гостинице для медработников, на территории самой больницы. Боже, какое счастье!
– Но там нет кухни. Как я буду им готовить?
– Вам уже не надо готовить. Их желудки перестают воспринимать еду.
Я любила его! Я еще не знала, как я его любила! Мы только поженились… Еще не нарадовались друг другу… Идем по улице. Схватит меня на руки и закружится. И целует, целует. Люди идут мимо, и все улыбаются.
Клиника острой лучевой болезни – четырнадцать дней… За четырнадцать дней человек умирает…
<…> Кожа начала трескаться на руках, ногах… Все тело покрылось волдырями. Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос… А все такое родное. Любимое… Я пыталась шутить: «Даже удобно. Не надо носить расческу». Скоро их всех постригли. Его я стригла сама. Я все хотела ему делать сама. Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от
него. Мне каждую минутку было жалко… Минутку и то жалко… Приехал мой брат и испугался: «Я тебя туда не пущу!» А отец говорит ему: «Такую разве не пустишь? Да она в окно влезет! По пожарной лестнице!»
<…> Обрывок какого-то разговора… У меня в памяти… Кто-то увещевает: «Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. Вы же не самоубийца. Возьмите себя в руки». А я как умалишенная: «Я его люблю! Я его люблю!» Он спал, я шептала: «Я тебя люблю!» Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» Вспоминала, как мы с ним раньше жили… <…>
О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. Не догадывался. Пускали меня медсестры. Первое время тоже уговаривали: «Ты – молодая. Что ты надумала? Это уже не человек, а реактор. Сгорите вместе». Я, как собачка, бегала за ними… Стояла часами под дверью. Просила-умоляла. И тогда они: «Черт с тобой! Ты – ненормальная». Утром перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывают через пленку: «Беги!». На час сбегаю в гостиницу. А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. Ноги у меня до колен посинели, распухли, настолько я уставала. Моя душа была крепче тела… Моя любовь… <…>
За день до взрыва вместе сфотографировались у нас в общежитии. Такие они наши мужья там красивые! Веселые! Последний день нашей той жизни… Дочернобыльской… Такие мы счастливые! <…> Звоню на пост медсестре: «Как он там?» – «Пятнадцать минут назад умер». Как? Я всю ночь была у него. Только на три часа отлучилась! Стала у окна и кричала: «Почему? За что?» Смотрела на небо и кричала… На всю гостиницу… Ко мне боялись подойти… <…>
«Я вам рассказала о любви… Как я любила…»
Книга раскрывает аварию и последствия аварии на Чернобыльской АЭС, которая произошла 1986 году. Автор выстроил уникальную методику повествования, — не хронологическую, но с точки зрения очевидцев событий, которые находились как в эпицентре катастрофы, так и недалеко от него.
В книге три основных главы, каждая из которых разбита на монологи. Все эти монологи, — результат интервью автора с простыми людьми, которые выжили после аварии в Чернобыле. Каждый монолог раскрывает переживания людей, их взгляды на современную политику и способы решения проблемы, их непонимание произошедшего, их совершенную безграмотность в вопросах радиации. Никто не осознавал катастрофы, — поэтому катастрофа получилась еще более масштабной и губительной.
Рассказано в книге, как люди убегали из своих домов, оставляя все нажитое, думая, что вернутся, о том, как хоронили в земле целые дома, хоронили в земле саму землю, как убивали животных, оставшихся без присмотра людей. Как хоронили стада коней и коров, которые шли на бойню со слезами на глазах. Здесь также говорится и о том, как старики оставались в поле радиации, не желая умирать вне дома. О том, как простые люди, без обмундирования и простейших масок, ликвидировали последствия аварии. О том, как кто-то жертвовал своими жизнями, вызываясь добровольцами, и решал проблему, чтобы не дать заразиться другим.
Книга очень познавательная и рассказывает о многом, что некогда было утаено, о чем многие не знали, или знали, но никто не говорил. Книга очень поучительна, если учиться на чьих-то страданиях и горе. Эта книга учит плакать.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Алексиевич — Чернобыльская молитва. Картинка к рассказу
- Краткое содержание Золото Мамин-Сибиряк
Главным персонажем книги является Родион Потапыч Зыков. Зыков трудился старейшим штейгером на золотых приисках Урала. Он возглавлял работу на Фотьяновской россыпи, которая пополняет казну на 100 пудов золота ежегодно.
- Краткое содержание сказки Беляночка и Розочка братьев Гримм
У женщины было две дочки Беляночка и Розочка, а в саду росли два куста, на которых распускались белые и розовые розы. Девочки были умные, послушные и везде ходили только вместе.
- Краткое содержание Погодин Время говорит пора
В произведении «Время говорит пора», созданном писателем Радием Петровичем Погодиным, повествуется о жизни простых советских людей в коммунальной квартире.
- Краткое содержание сказки Сладкая каша Братья Гримм
Жила послушная девочка с матерью. Трудно им приходилось, иногда есть было нечего. Пошла она на поляну лесной земляники собрать.
- Краткое содержание Стоппард Розенкранц и Гильденстерн мертвы
В книге рассказывается о приключениях двух друзей по фамилии Гильденстерн и Розенкранц. Стоя на поляне, они играли в орлянку. При орлянке Гильденстерн проиграл все деньги. Несмотря на проигрыш
Лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич в эксклюзивном интервью белорусской редакции Радио Свобода заявила, что считает мини-сериал «Чернобыль», недавно показанный телеканалом НВО, лучшим среди множества экранизаций и постановок ее книги «Чернобыльская молитва». Авторы сериала объяснили Светлане Алексиевич, что отсутствие ее имени в титрах было технической ошибкой, которую они исправят. Лауреат Нобелевской премии отреагировала и на популярные в интернете версии о том, что вымышленный персонаж фильма Ульяна Хомюк очень похожа на нее, а академик Легасов – на ее учителя Алеся Адамовича.
– Каково было ваше первое впечатление от сериала?
– Это очень сильный фильм. Там что-то такое найдено в эстетике, которое пробивается к современному сознанию. Есть и доля страха, есть размышления, красота. То, что всегда меня волновало в зле, когда не такое вот открытое зло, а когда в нем столько всего перемешано. Та же война – она очень красивая, ночью, когда эти я видела, как «Грады» стреляют, это по-своему красиво. Это красиво, но это смерть. И все это соблюдено у них. И вот эти мысли об опасности, да.
Светлана Алексиевич
– Что такого показали создатели сериала, что зрители благодаря этому сериалу по-новому посмотрели на эту трагедию?
– Знаете, я написала пять книг, но изданий в разных странах у меня где-то около 350, от Сирии до Тайваня, везде. И вот когда приезжаешь к людям где-то далеко, в Японии, или в Германии, то видишь, что у них другой взгляд. Видимо, из-за того, что у нас много проблем в реальности, выживания, того, что как-то мы всё не сделаем нормальную демократическую страну, мы очень заняты всем этим. А там уже думают о другом, у них главные темы – социальные вопросы, права женщин, экология. Очень сильное экологическое сознание, я думаю, это понемногу проникает и к нам, видно, что в мире происходят изменения. И вот этот Чернобыль, как я его называла, репетиция апокалипсиса, она прошла как-то мимо нашей культуры, она особняком была в нашей жизни. И сейчас мы стали об этом больше думать, особенно молодые люди. Не случайно, что именно молодые люди очень активно смотрят этот сериал и обсуждают его. Это уже другие люди, они понимают, что им придется жить в мире, испытывающем очень сильные экологические проблемы. И тут совпало – очень хорошо сделанный фильм, со всеми голливудскими переплетениями, техническими возможностями. А режиссер – швед по национальности, у шведов это особенно сильно в сознании – экология, проблемы среды обитания, они очень много этому уделяют внимания. Как-то все хорошо соединилось.
Чернобыль, эта репетиция апокалипсиса, прошла как-то мимо нашей культуры
– Вымышленный персонаж сериала, физик из Беларуси Ульяна Хомюк – писали, что это некий комплимент в вашу сторону. Кроме того, история пожарного Игнатенко и его жены взята из вашей «Чернобыльской молитвы».
– Там не только эту историю с пожарниками взяли, а несколько историй. Там много из текста – реакции людей, люди на мосту, как они любуются пожаром. Ну, режиссер и признаёт, что это все родилось из чернобыльской книги. И у меня с ними контракт, все авторские права соблюдены.
– А почему вас в титрах нет?
– Да, сейчас мой литагент послала такой запрос, и они молчали, но когда в газетах стали писать, особенно после того, как появилось интервью со мной в шведской газете, то режиссер сам ответил, что это какая-то техническая ошибка, что они ее исправят.
Смотри также «Жизни, брошенные в топку». Зрители обсуждают сериал «Чернобыль»
– Белорусский писатель Виктор Мартинович написал, что создатели фильма сделали профессора Легасова похожим на Алеся Адамовича (белорусский и российский писатель, одним из первых поднял тему подлинных масштабов катастрофы на ЧАЭС, активно помогал пострадавшими от нее. – РС). Вам тоже так кажется?
– Так же, как и в случае со мной и этим вымышленным персонажем, ученой из Беларуси, я не думаю, что они писали своих героев с меня или с Адамовича. Была необходимость вот такого центрального, опорного персонажа, и его сделали женщиной, может быть потому, что они кое-что взяли из моего мировоззрения, ощущение женщиной этого мира. Для меня очень важно, у меня всегда очень много женщин-героинь во всех книгах. Эта женская связь с живым, она очень пронзительно обнаруживает суть вещей. Наверняка поэтому нужна была женщина там, не только один Легасов. Два таких сознания, два мировоззрения. Это очень интересно. Что касается Адамовича, я думаю, что создатели фильма не могли это предполагать. Я не думаю, что это была их цель. Это абсолютно наша история, а они все-таки сделали вещь такого политического порядка, когда человек уже вне истории, а как бы в космосе. Там совсем другая связь между вещами.
– В социальных сетях пишут, что главное в сериале – правда о Чернобыле, а детали не так важны. Но многие критикуют неточности в деталях. Как вы смотрите на эту критику?
Технологии превращаются в форму войны, железо уже воюет с нами
– Это просто неготовность людей пользоваться продуктами культуры на каком-то уровне. Они все стягивают на землю, до своего понимания. Это художественный фильм, и авторы имеют право на свои какие-то ассоциации, на свое понимание вещей. А то, что этот министр был толстым и в годах, а тут молодой, или наоборот, или окна какие-то не такие… Вы знаете, знаменитый фильм «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна был, там в знаменитой сцене коляска детская летит вниз по лестнице. Ну, такой революции не было – сказал бы какой-нибудь матрос Железняк. Это уже освещено творческой идеей, творческими людьми, художниками, они создали из этого уже свои миры. И здесь они создали свои миры, свои опасности нового времени, вот эти искушения самоубийственного пути цивилизации, которым мы идем, когда технологии превращаются в форму войны, когда железо уже воюет с нами, технологии воюют с нами. Они уже нам неподвластны, и это только начало, а что будет дальше?
Ульяна Хомюк, ядерный физик из Минска, персонаж сериала «Чернобыль»
Что касается сериала, у меня есть еще такое наблюдение. Сначала российские СМИ очень хорошо писали о сериале, а потом, видно, был окрик из Кремля – и они вдруг стали очень патриотическими. Вдруг выяснилось, что в России уже выпускают свой какой-то сериал, и в этом сериале сюжеты такие, что разведчики ловят американского шпиона на станции. Я когда это читала, думала: боже мой, 30 лет, неужели ничего не поменялось в сознании? Получается, что так и не вошли в новый мир. Уже совершенно ясно после Чернобыля, Фукусимы, что мы живем на маленькой Земле, что все это едино, что речь идет о человеке и природе, о человеке и космосе, а не о том, что есть русские, есть белорусы, есть американцы.
Когда я ходила по чернобыльской земле, в зоне, там я меньше всего чувствовала себя белоруской, я была представителем некоего биологического вида. Я видела, как страдают животные, птицы. Было ощущение, что всё живое страдает, и я часть этого. А вот это все, о чем вы говорите… Есть агрессивные очень критики. Я помню одно письмо: ну конечно, в основе лежит книга Алексиевич, там ощущения ее, мировоззрение ее, что вы хотите, это известная русофобка. Наши конкуренты таким образом хотят победить возможности и потенциал нашей энергетики. Ну, это невозможно читать и слушать.
Смотри также Вечная память. Наталья Геворкян – о сериале «Чернобыль»
– Когда была опубликована «Чернобыльская молитва», сколько театральных и кинорежиссеров обращались к вам с просьбой экранизировать книгу или сделать по ней спектакль?
– Спектаклей идет по миру очень много. Даже во Франции, по-моему, в Бордо был фестиваль спектаклей, сделанных по «Чернобыльской молитве». Это было очень интересно! Кажется, 17 спектаклей, они их привезли, и каждый разное видит. И очень интересно смотреть спектакли, например, шведских режиссеров, а потом польских. Всего, наверное, около сотни в мире. Что касается фильмов, их тоже очень много, около десяти, именно по «Чернобыльской молитве». Вот «Последняя дверь», она даже пыталась на «Оскара» по своей номинации пройти, была почти у цели. Потом «Голоса Чернобыля» – очень большой фильм, который недавно вышел.
Но у меня всегда была неудовлетворенность, я чувствовала, что есть нечто, что совершенно неподвластно нам сегодня – ощущение какого-то нового пространства, новой реальности, в которую мы выброшены, мы, белорусы, патриархальная нация, как и украинцы. Этого я нигде не находила. И даже когда американцы в этом случае обратились ко мне с просьбой дать право на использование этой истории, я совершенно не была уверена. А оказалось, удивительным образом они сделали, как теперь считают, лучший сериал за всю историю. Самое главное, я бы хотела, чтобы люди смотрели и думали. Поскольку мы вступили уже в этот новый мир, и среди этих опасностей нам придется жить. Их всё больше, тут и искусственный интеллект, и роботы. Это совершенно новый мир.