Справедлив ли Бог? Над этим трудным вопросом размышляет протоиерей Алексий Уминский.
Вопрос о Божественной справедливости – сложный. Наверное, трудно назвать Бога справедливым. Даже невозможно. Божественной справедливости мы не замечаем. Да мы и не ищем у Бога никакой справедливости. Мы ищем у Него милости.
Там, где есть милость и любовь, не может быть справедливости. Справедливость должна быть на суде. Когда есть суд, рассуждение, когда каждому – по делам его, когда каждому – по заслугам его…
А вот у Бога справедливости просить невозможно. Даже царь Давид в своём псалме говорит: «Суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя» (Пс. 7:9).
Не «по Твоей правде», потому что перед правдой Божией никто устоять не может.
Поэтому мы не к справедливости Божественной обращаемся, а к Его безграничной милости и любви.
Считать, что Бог посылает нам скорби, несчастья и этим как бы воздает Свою справедливость – глубочайшая ошибка. Бог не посылает скорби, зло, болезни, несчастья. Как можно вообще так подумать, что Бог может послать кому-то несчастье! Это противоречит Его божественной природе.
Бог не радуется даже о страданиях грешников. Не нравятся Богу страдания даже самых-самых грешных.
И то, что происходит с людьми на земле в качестве наших скорбей и страданий, не является тем, что Бог нам посылает. Я бы сказал, что эти вещи в нашей жизни встречаются нами. Встречаются как последствия человеческой злобы и греха, которыми мир искажен.
Мир лежит во зле. Поэтому мир тоже к справедливости никакого отношения не имеет. Можно даже сказать, что справедливость – это категория почти неуловимая.
Это человеческая категория, выработанная нашими условиями. Что справедливо? Око за око, зуб за зуб? Это справедливо с точки зрения морали, когда ты не можешь требовать большего.
Если тебе выбили один зуб, значит, по справедливости, ты должен выбить не более одного. Если тебе выкололи один глаз, то по справедливости ты не можешь претендовать на то, чтобы вырвать у твоего врага два глаза.
Протоиерей Алексий Уминский. Фото Анны Гальпериной
Этой справедливости человечество ищет и добивается? Нет, все равно везде и всегда человек ищет милости, сочувствия, понимания. И в этом нет справедливости.
Есть жесточайшая несправедливость, которую мы видим вокруг себя, которая существует в государстве, в судах — в тех органах власти, которые должны были бы следить за справедливостью, но сами являются источниками несправедливости.
Здесь существуют наши внутренние критерии, про которые я бы сказал, что человечество больше стремится к тому, чтобы с каждым человеком поступали по совести. И тогда совесть может, в каком-то смысле, подтянуть человечество к понятиям справедливости, правды.
Крещение Христа на Иордане. Приходит толпа грешников: фарисеев, солдат… Толпа разных людей, по-разному согрешающих, по-разному требующих очищения. И приходит невинный Христос.
Остальные устремляются сюда, чтобы исповедовать свои грехи, то есть открыть свои болезни, свою несправедливость, свою неправду, неправедность. С тем, чтобы омыться в Иордане, получить прощение и приготовиться к пришествию Мессии.
Тут появляется Христос, который к ним вроде бы никакого отношения не имеет. Вдруг Он говорит Иоанну Крестителю, который отказывается Его крестить: «Оставь ныне, ибо так надлежит исполнить всякую правду». В чем же правда состоит? Правда Бога по отношению к этим людям?
Должник по правде должен отдавать долги, вор, украв, должен сидеть, и так далее – каждый должен как-то правде удовлетворить. Но разве Христос с этой правдой приходит в мир? Он берет всю неправду мира на себя. Он берет на себя все грехи мира как раз в этот момент, когда говорит, что Ему «надлежит исполнить всякую правду».
Можно ли Его обвинять в том, что он посылает нам страдания, несчастия, скорби?! И говорить, что через это Его любовь исполняется? По-моему, это величайшая ересь, которую только можно высказать.
Другое дело, когда нам в нашей жизни встречаются скорби, боль, страдания, несчастия, рядом с нами оказывается Христос. Если мы дадим Ему возможность присутствовать с нами в скорбях и болезнях, то Он тут же с нами и окажется и разделит с нами весь этот ужас в жизни, в мире несправедливом, в мире, который лежит во зле.
Мы встретили свое несчастье в искаженном злобой и грехом мире, и вместе с нами оказался любящий Христос. В этом Его милость. А может быть, и справедливость.
Несчастья и скорби встречаются в нашей жизни не потому, что кто-то их заслужил. Если бы было так, то Бога можно было бы назвать Богом справедливости.
Тогда злые люди должны были бы умирать от страшных болезней, а добрые должны были бы быть счастливыми, богатыми, очень здоровыми и вообще никогда не умирать.
Но так не может быть, потому что если бы была Божественная справедливость в этом мире, то спасения не было бы никому. Потому, что по справедливости, по правде, все очень грешные.
И наши добрые дела, добрые характеры являются, собственно говоря, не нашей заслугой, а часто просто Его дарами и милостью по отношению к нам.
Поэтому – мир несправедлив и в лучшем смысле этого слова, и в худшем смысле. В худшем – потому, что он лежит во зле, и здесь правит зло, неправда, несправедливость. В падшем мире – законы падшего мира.
С другой стороны – это благо. Бог милосерден, и поэтому Его любовь покрывает любую правду и любую справедливость. Потому что она выше и значительно лучше.
При Николае II бестолковые колебания расстроили нашу армию, а всю предыдущую подготовку западного театра свели почти к нулю. Поощряемые Германией, мы затеяли дальневосточную авантюру, во время которой немцы наложили на нас крупную контрибуцию в виде постыдного для нашего самолюбия и разорительного для нашего кармана торгового договора. Мы позорно проиграли войну с Японией, и такими деяниями, нужно, по справедливости признать, само правительство ускорило революцию 1905-1906 гг. В годы японской войны и первой революции наше правительство ясно подчеркнуло и указало народу, что оно само не знает, чего хочет и куда идет.<…>
Если бы в войсках какой-либо начальник вздумал объяснить своим подчиненным, что наш главный враг — немец, что он собирается напасть на нас и что мы должны всеми силами готовиться отразить его, то этот господин был бы немедленно выгнан со службы, если только не предан суду. Еще в меньшей степени мог бы школьный учитель проповедовать своим питомцам любовь к славянам и ненависть к немцам. Он был бы сочтен опасным панславистом, ярым революционером и сослан в Туруханский или Нарымский край. Очевидно, немец, внешний и внутренний, был у нас всесилен, он занимал самые высшие государственные посты, был persona gratissima при дворе. Кроме того, в Петербурге была могущественная русско-немецкая партия, требовавшая во что бы то ни стало, ценою каких бы то ни было унижений крепкого союза с Германией, которая демонстративно в то время плевала на нас…
Фемида — общепризнанный символ правосудия.
Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят «российская Фемида», мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.
Фемида — древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида — титанида, дочь Урана и Геи; была первой женой Зевса, и от этого брака родились «горы» и «мойры». Одной из дочерей Фемиды была гора Дике — богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.
Фемида — статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой — обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.
Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини — левая сторона тела считается воспринимающей.
Меч — символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини — обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука — правая: это сторона действия, символ силы, «правого дела».
Мантия — торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья должен закрывать глаза на имущественные, классовые различия и рассматривать лишь справедливые факты, выслушивая обе стороны. При рассмотрении дела судья должен быть слеп, в том смысле, что и истец, и ответчик для него лишь отражения граней закона.
Что касается атрибутики Фемиды, то тут есть некое смешение образов древнегреческих и римских. Дело в том, что Римская мифология, позаимствовав образ и атрибутику богини, назвала ее именем Юстиция, на неё уже была надета и мантия, и повязка на глаза. В образе римской Юстиции слились воедино понятия права и справедливости. Две персоны древнегреческого мифа (Дике и Фемида) были заменены одной – Юстицией, да ещё и с завязанными глазами.
Меч, на который царственная Фемида возлагает правую руку, раньше был рогом изобилия, символом воздаяния за добро, совершенное при жизни. Таковой она была у греков. Повязки на глазах ее тогда еще не было.
Очередная трактовка образа Фемиды была дана скульпторами, которые создали статую греческой богини, размещенную у здания Верховного суда в Москве, где фигура Фемиды без повязки на глазах. Поскольку повязка – символ беспристрастности, по этому поводу сразу же появилась масса критических комментариев, в том числе и опубликованных в прессе. Создатели скульптуры, как выяснилось, таким способом хотели дать понять, что правосудие не слепо и не жестоко.
Еще одно нововведение – щит в руках фигуры, который та держит вместо меча или рога, – тоже вызывало вопросы. По мысли авторов, это должно символизировать, что система правосудия защищает людей, а не карает каждого, кому пришлось с ней столкнуться.
Почему она покровительствует правопорядку? Древнегреческие авторы приоткрывают завесу над тайнами жизни, какую вела богиня правосудия Фемида. Эсхил, к примеру, рассказывает нам о том, что она была матерью храбреца Прометея, подарившего людям огонь. Гомер писал о том, что она, как первый и значимый советник великого Зевса, созывает богов на совет и открывает им волю олимпийского правителя. Она же всегда готова поведать волю верховного божества и людям, учит их правильным нравственным нормам и устоям. Не удивительно, что Фемида отвечала за основы правопорядка и стала той, кого мы зовем сегодня «богиня правосудия». Нередко можно услышать, что здание суда именуют «храмом Фемиды», а судейских чиновников – «жрецами Фемиды». Латинским словом «юстиция» называют как саму судебную власть, так и систему органов, занимающихся этой деятельностью.
Справедливость представляет собой один из основополагающих принципов подлинного и истинного Ислама.
Вера в принцип справедливости помимо того, что влияет на мировоззрение и религиозные убеждения человека, имеет большое количество практической пользы и оказывает влияние на личную и социальную справедливость человека.
Вопрос божественной справедливости считается одним из основополагающих идеологических принципов Ислама. Его светлость Имам Садык (мир ему!) в этой связи повелевает: «Основой религии являются единобожие и справедливость». Некто попросил Имама прокомментировать эти слова. Его светлость Имам Садык (мир ему!) сказал: «Единобожие должно проявляться в том, что человек не должен приписывать Богу то, что касается человека и может иметь место только в отношении человека. А справедливость — это когда человек не приписывает несправедливость Богу, за совершение которой человек подвергается осуждению». В хадисе Кудси говорится, что Аллах велел: «О рабы мои! Я сделал недозволенным для себя насилие и несправедливость и сделал их запретными и среди вас. Так не совершайте же в отношении друг друга несправедливость и насилие».
Всевышний даровал каждому своему творению благ и милости в той мере, в какой он заслужил. Как повелевает Коран его светлость Моисей, обращаясь к Фараону сказал: » Наш Господь — тот, кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь», (Коран 20:50). Следовательно, каждое творение Бога получает божьи дары и блага в меру своих способностей и возможностей. На самом деле на этом и строится Божья справедливость, и Бог распространяет свою милость на все свои творения. Его светлость Али (мир ему!) в этой связи повелевает: «Истина не может быть однобокой. Если кто-то обладает правом в отношении другого, то и другой, в свою очередь, получает право в отношении него. Только Аллах имеет права на всех и никто не может иметь никаких прав в отношении Бога; все творения несут ответственность и имеют обязанности перед Богом».
Справедливость Бога проявляется в том, что Бог не нарушает чьи-либо права и распространяет милость и блага на каждое творение, согласно мудрой системе мироздания. Широта и масштабность божественной справедливости необъятны и в ней каждый человек может достичь пика своего совершенства. В хадисе Кудси со ссылкой на ангела Джибрила говорится: «Всевышний и Всемогущий Аллах повелевает: » …Некоторыми Моими набожными рабами являются те, которые хотят посредством богослужения оказаться у Моего престола, но Я не допускаю этого, дабы не возгордились они, ибо это сделает из них грешников; некоторыми Моими набожными рабами являются те, вера которых может сохраниться, только если они будут бедными, ибо если Я сделаю их не нуждающимися, отсутствие нужды их сделает грешниками; некоторыми Моими набожными рабами являются те, вера которых может сохраниться только посредством достатка и богатства, ибо если Я лишу их достатка, нужда сделает их грешниками; некоторыми Моими набожными рабами являются те, вера которых может сохраниться разве, что за счет болезни, ибо если Я дарую им здоровье, это сделает их грешниками; некоторыми Моими набожными рабами являются те, вера которых может сохраниться разве что за счет здоровья, ибо если Я лишу их здоровья, болезнь сделает их грешниками. На самом деле Я управляю людьми в виду знания о том, что происходит в их душах, ибо Я Знающий, Ведающий.
Имам Садык (мир ему!) разъясняя своему ученику Муфаддалю ибн Умару Джуфи Божью справедливость, в частности о том, что все должно находиться на своем месте, говорит следующее: «… Посмотри на этих животных! Посмотри как каждый из них ходит по пятам своей матери … Ты видишь также птиц таких, как курица, куропатка, фазан, детеныши которых, вылупившись из яйца сразу же начинают искать пропитание. Однако сердца матерей тех птенцов, которые являются немощными с рождения и не способны сами добыть пропитание, Бог наделил особой любовью и заботой: они собирают пищу в зобе и затем вкладывают еду в клюв своим чадам. Такими являются птенцы домашнего и полевого голубей и коноплянки. Они кормят и заботятся о своих детенышах пока они сами не научаться заботиться о себе. По этой причине голуби, например, не могут иметь много птенцов как куры, в противном случае голубь-мать не смогла бы накормить всех своих птенцов. Их удел определен по Божьей справедливости и по мудрости Всезнающего, Милосердного и Всеведающего Бога».
Вознаграждая и наказывая рабов своих, Всевышний воздаст каждому за то, что он сделал и заслужил. Поэтому Всевышний вознаградит праведных людей за их богоугодные деяния, а грешников накажет.
Божья справедливость также требует, чтобы ни один человек не был наказан за то, что не было возложено на него. Часть воздаяния, в том числе вознаграждение и наказание, человек получит в этом мире, а часть в мире вечном. В суре «Аз-Залзала» (Сотрясение) читаем: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его, /И тот кто сделал зло весом в мельчайшую частицу увидит его», (Коран 99:7,8).
О наказании за насилие в отношении рабов Бога Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) говорит: «Не совершайте насилия и бойтесь этого греха! Ибо в День Воскрешения, когда каждое деяние человека обретет соответствующую форму, насилие будет воплощено как мрак, и те, которые совершали насилие будут окутаны мраком со всех сторон».