Высшими должностными лицами «Господина Великого Новгорода» были князь, посадник, тысяцкий и архиепископ.
По традиции высшей правительственной властью в Новгороде был наделен князь. Он выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города, был верховным судьей и правителем новгородским. В ситуации бесконечных внутренних распрей новгородцы нуждались в справедливом посреднике, который бы ни от кого из них не зависел, «любил добрых и казнил злых».
Как мы уже указывали, князь приглашался гражданами на княжение. Избирая себе князя, новгородское вече вступало с ним в договор («ряд»), где оговаривались условия его княжения. По договорам с городом князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгородских волостей своим приближенным, управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему также запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договоров князь мог быть изгнан.
Для содержания княжеского двора и получения доходов в его казну новгородцы выделяли ему земельные угодья, как правило, в Новом Торжке и на Волоке. За свою службу князь получал еще и «дары», «дань» в точно определенном размере. Как постороннее Новгороду лицо, князь жил не в самом городе, а в трех верстах от него, ближе к Ильменю.
В целях предотвращения возможности узурпации власти и установления автократии (единовластия) править Новгородом князь обязывался, не изменяя новгородских законов и обычаев, причем с постоянным участием посадника, избранного вечем.
Посадник сопровождал князя на войну, присутствовал при княжеском суде, вместе с князем назначал должностных лиц. Посадник избирался вече сроком на один-два года. Он руководил деятельностью всех должностных лиц и осуществлял контроль над гражданскими делами. Вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях.
Если посадник ведал, преимущественно, гражданскими делами, то тысяцкий был предводителем новгородского ополчения. Ему были подчинены сотские – начальники десяти сотен, составлявших тысячу. Весь город был разделен на пять концов, из которых каждый выставлял две сотни ополченцев. Кроме того, тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда.
С XII в. в Новгороде, как и в других городах Руси, устанавливается постоянное место проведения вечевых собраний и пребывания посадника и тысяцкого.
Важную роль в политической жизни Новгорода играл владыка-архиепископ, который ведал не только делами церковными, но и осуществлял административные функции. Он возглавлял правительственный совет, состоявший в основном из влиятельных бояр. Двор владыки у Софийского собора и сам собор были правительственным центром, где хранили государственный архив. Он контролировал деятельность веча. Всякое решение вече требовало «благословения» владыки. Он примирял спорящие стороны, выступая арбитром. Владыка был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. Своею печатью владыка скреплял договорные грамоты с иноземцами. У пего был свой штат чиновников и даже свой полк, стоящий отдельно от новгородского ополчения. Владыка был крупным землевладельцем.
Территориальное деление Новгородской земли (концы, пятины, земли, волости) определило управление в них, которое строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород. Административное устройство включало округа (губы), волости, села.
Однако внутренние распри неизбежно ослабляли боярскую республику. Сохранить свою независимость Новгород мог с помощью заключения военно-политического союза с одним из своих противников: Москвой или Литвой. Однако в выборе союзников население Новгорода разошлось. «Лучшие люди» желали союза с Литвой против Москвы, а «молодшие люди», напротив, настаивали на сближении с Москвой для того, чтобы бороться с Литвой. В результате в 1478 г. Московское княжество завоевало Новгород, а затем присоединило к себе все его земли.
ПИМЕН
ПИМЕН — монах-летописец, персонаж, в своем монологе задающий точку зрения вечности, без которой высокая трагедия невозможна; носитель позиции, независимой ни от власти, ни от толпы. Связан с образом «идеального» летописца Авраамия Палицына из 10—11-го томов «Истории государства Российского» H. М. Карамзина; в какой-то мере — и с «культурной маской» самого Карамзина.
Пимен появляется в единственной сцене — «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». 1603 год. Летописец завершает «труд, завещанный от Бога»; рядом спит келейник Пимена, инок Григорий, будущий Лжедимитрий. Некогда Пимен участвовал в истории — воевал «под башнями Казани», «рать Литвы при Шуйском отражал», видел роскошь двора Иоанна Грозного. Теперь он отрешен от быстротекущей современности. Первым поняв причину Смуты — цареубийство, общенародное нарушение законов Божеских и человеческих («Владыкою себе цареубийцу / Мы нарекли <…>»), он раскрывает смысл происходящего не современникам, но потомкам:
<…> Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
<…>
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет.
Время, в котором, как в некоем физиологическом растворе, живет мысль Пимена, не есть настоящее, не есть прошлое, не есть даже собственно будущее, — хотя о каждом из этих измерений временного потока в его монологе сказано достаточно, особенно о минувшем. Его «внутреннее время» вненаходимо, внеположно Истории, очищено от страдательного залога; оно «безмолвно и покойно». Это время не протекшее, но постоянно протекающее, «объемлющее живо»; это время, совершающееся здесь и сейчас, но посвященное воспоминаниям; оно всегда возможно и никогда не будет дано. Именно поэтому Пимен уходит в свой труд ночью, когда итог одному дню с его бурями подведен, а начало другому дню не положено; когда История не прекращается, но как бы замирает; и недаром «последнее сказанье» должно быть завершено до наступления утра: «…близок день, лампада догорает <…>».
Но — и тут Пушкин как бы испытывает своего мудрого героя — рядом с Пименом дремлет тот, кто как раз и явится расплатой; тот, с кем будет связан ход ближайшей русской истории, — Отрепьев. И летописец, проникший мыслью в тайный ход вещей, не только не провидит в Григории лицо историческое; он не только невольно указывает новоначальному иноку на открывшуюся «царскую вакансию», но и поручает ему свой труд:
Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю <…>
Очевидно, не случайно Пушкин вводит в монолог Пимена упоминание о «многострадальном Кирилле», который некогда жил в той же келье и говорил правду в лицо Иоанну Грозному; недаром вкладывает в уста Григория реплику:
Я угадать хотел, о чем он пишет?
<…>
Так точно дьяк, в приказах поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
А в уста Бориса — слова:
В прежни годы,
Когда бедой отечеству грозило,
Отшельники на битву сами шли.
(Именно так будет решен образ Авраамия Палицына в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский»; вообще присутствие монаха-летописца в наборе персонажей исторического романа о Смуте станет почти обязательным.)
Пимен не только не идет на битву; он не идет и в толпу народную; его знание о добре и зле — инакое, иноческое. В смысловой структуре драмы его образ контрастно соотнесен с образом Юродивого Николки.
Следующая глава >>
Старик Пимен является одним из второстепенных персонажей знаменитой трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина, написанной в 1825 году. Однако от этого он не становится менее ярким. Автор собрал этот образ «старца кроткого и смиренного” из «Истории…” Н.М. Карамзина, а также из литературы XVI в.
Этот герой — монах-летописец Чудова монастыря, мудрейший и почтеннейший старец, под началом которого состоял молодой инок — Г. Отрепьев.
Содержание
Характеристика персонажа
(Народный артист РСФСР Александр Иосифович Батурин в роли Пимена из оперы Борис Годунов)
Характер старца Пимена, как признался сам автор, не является его собственным изобретением. В нем автор объединил характерные черты своих любимых героев из древнерусских летописей. Поэтому его герой обладает кротостью, простодушием, усердием, набожностью в отношении к царской власти (считалось, что она дана от Бога), мудростью. И хотя характеристике старца автор отвел совсем немного места, можно заметить, как трепетно он относится к своему герою. Пимен — не простой монах-воин, который проникнут глубокими религиозными чувствами. Он имеет прекрасное образование, интеллигентен. В каждом событии старец видит Божий перст, потому ничьи поступки никогда не осуждает. Также герой обладает некоторым поэтическим даром, что связывает его с самим автором, — он пишет летопись.
Образ в произведении
Герою одной из сцен трагедии, старику Пимену, досталась, казалось бы, незначительная роль. Но этот персонаж выполняет важную функцию в развитии сюжетных линий, в сцеплениях основополагающих образов и идей. В I картине, из рассказа Шуйского становится известно о цареубийстве, которое совершено в Угличе, виновником чего называют Бориса Годунова. Однако сам Шуйский является косвенным свидетелем, заставшим «свежие следы” на месте преступления. Старик Пимен же фактически является единственным реальным очевидцем среди остальных персонажей, который лично видел зарезанного царевича Димитрия.
Факт гибели царевича для Шуйского тривиален, как любое другое убийство, связанное с политикой, ведь в то время таковым не было числа. Оценка же Пимена имеет совершенно иной тон. Старик убежден, что грех убийцы ложится на всех, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли».
(В.Р. Петров, опера «Борис Годунов», фотограф и художник К.А, Фишер)
В словах мудрого старца далеко не обычная нравственная оценка. Пимен действительно считает, что ответственность за преступление одного человека ложится на них всех.
Пимен еще даже не знает о последствиях, которое принесет это событие, однако монах обладает уникальной способностью — предчувствовать беду, что делает его смиренным и милосердным. Своих потомков он призывает быть смиренными. Именно здесь проявляется симметрично противоположное отличие от «суда” Юродивого, который отказал Годунову в молитве.
Григорию Отрепьеву Пимен пытается объяснить, что даже для таких людей, как цари, для которых жизнь на земле складывается, казалось бы, наилучшим образом, не могут найти свой покой, и обретают его только в схиме. Рассказ о Димитрии, в особенности, упоминание о том, что он был ровесником Григория, провоцируют мысль, определяющую дальнейшее развитие событий. Пимен производит Григория в самозванцы, причем не имея на это намерений. В результате этой основополагающей перипетии, затягивается в свой драматургический узел завязка произведения.
Новгородский Софийский собор
Новгородская и Старорусская епархия Новгородской митрополии Русской Православной Церкви
- Епархиальное управление: Россия, 173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, 12
- Тел.: (8162) 63-54-13; факс: 63-33-42
- Официальный сайт:
- Каноническая территория: ГО Великий Новгород, Батецкий, Валдайский, Волотовский, Демянский, Крестецкий, Маловишерский, Марёвский, Новгородский, Парфинский, Поддорский, Солецкий, Старорусский, Холмский, Чудовский и Шимский районы Новгородской области
- Кафедральные соборы: Софийский в г. Великом Новгороде, Воскресенский в г. Старой Руссе
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Становление епархии
Новгородская кафедра — одна из древнейших на Руси. По некоторым данным она была учреждена в 951 году . Первый известный Новгородский святитель, Иоаким Корсунянин, прибыл в Новгород в конце X века, вероятнее всего в 992 году. Владыка начал апостольские труды с простройки школы и храмов, среди которых был вероятно и деревянный Софийский собор. При святителе Луке Жидяте и благоверном князе Владимире Ярославиче, вероятно в 1045 году, был заложен каменный Софийский собор, который затем на века сделался духовным и просветительским центром Новгородской земли, главным её символом.
Новгородская епархия охватила огромную территорию Северной Руси, на которую простиралась светская власть Господина Великого Новгорода. Переход от княжеского единовластия к вечевому строю гражданского управления, который произошёл в Новгородской земле в первой половине XII века, во много обусловил особенности развития местной церковной жизни. Общественно-религиозным центром жизни новгородцев стала церковь, возле которой собиралось уличанское вече, выбирались должностные лица, решались различные вопросы.
Архиепископия Господина Великого Новгорода
Усиление и обособление Новгородской земли от Всероссийского великого князя сопровождалось переустройством Новгородской епархии на автономных началах. Вначале епархия была в полной зависимости от Киевского митрополита, который назначал сюда епископов так же как и в другие епархии Русской земли. Но не поздее середины XII века порядок изменился, и новгородцы сами стали избирать себе архиерея — принято считать, что первым избранным владыкой был святитель Аркадий, в 1156 году. Эту перемену объясняют дарованием Новгородской кафедре особых привилегий от Константинопольского патриарха, в награду за верность каноническому порядку проявленную предыдущим Новгородским святителем Нифонтом. С 1165 года, с взошествием на престол святителя Илии, Новгородская кафедра стала первой на Руси архиепископией. Согласно укладу бытовавшему тогда в Константинопольской Церкви, титул архиепископа обычно принадлежал «автокефальным» епископам, которые подчинялись не областному митрополиту, а непосредственно патриарху. Святителю Василию Калике в 1346 году было пожаловано ещё и право ношения крещатых риз, каковой привилегией пользовались в то время только самые высокопоставленные иерархи Константинопольской Церкви.
Таким образом Всероссийский митрополит лишь рукополагал выбранных в Новгороде владык. Выбор обычно совершался через жребий, но иногда избрании принимало участие и вече, и предыдущий митрополит. При этом, особенно в первой половине XIII века, новгородцы часто изгоняли неугодных им владык.
Новгородские владыки обладали как канонической и государственной властью. По канонической власти владыка учил, посвящал в сан, правил духовенством и монастырями, ведал богоугодными заведениями, следил за нравственным состоянием не только духовенства, но и мирян. Суду владыки подлежали, например, ссоры в семье или споры по имуществу. Еще одной обязанностью, утвержденной грамотой Всеволода Мстиславича, являлось заведование всеми торговыми мерами и весами. Государственная сторона деятельности владыки выражалась в том, что он принимал участие во всех переговорах с русскими князьями и послами иностранных государств. Часто бывшие в Новгороде волнения и мятежи прекращались после вмешательства владыки. Начиналась война или заключался мир только по благословлению владыки, который имел и свой полк.
Новгородская архиепископия была вероятно богатейшей из русских епархий своего времени. Казна новгородских владык, хранившаяся на хорах Софийского собора, использовалась во время войн, для заключения мирных договоров (контрибуции), для выкупа пленных и т.д. Шли ее средства и на общественные дела (строительство каменных стен кремля, моста и пр.), а также возводились храмы, оказывалась помощь во время бедствий. Основу богатства новгородской кафедры составляли различные пожертвования, главными из них были земельные. В XIV-XV веках новгородский владыка стал крупнейшим землевладельцем. Вторым по значению церковным лицом в новгородской епархии был архимандрит Юрьева монастыря. Остальные монастыри управлялись игуменами.
В эту эпоху в Новгородской земле идёт деятельное храмоздательство, основываются многочисленные монастыри, ведётся проповедь Евангелия среди карелов и других язычников северных земель. Самобытная новгородская школа возникает в ряде церковных искусств, особенно — в храмоздательстве и иконописи. Усилия Новгородских владык помогают подъёму учености и книжности. Наконец, важнейшим проявлением церковной жизни было появление целого сонма святых просиявших в Новгородской земле. По числу прославленных святых древняя Новгородская архиепископия превосходила прочие русские земли; из 30 владык занимавших кафедру Великого Новгорода до 1478 года 17 причислены к лику святых. Прославились здесь также чудотворные иконы Божьей Матери: Знаменская, Тихвинская, а также икона Софии Премудрости Божией.
В составе Московский иерархии
Усиление Москвы и обособление Русской Православной Церкви от Константинопольской обусловило утрату Новгородской независимости как в гражданских так и церковных делах. После первого удачного похода на Новгород в 1471 году великий князь Московский Иоанн Васильевич принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве.» Последним Новгородским архиепископом, избранным по жребию, стал преподобный Феофил. После окончательного покорения Новгорода Москве, святитель Феофил был сведён с кафедры по повелению великого князя. Епархия лишилась значительной доли своих богатств: в год покорения Великого Новгорода Иоанн Васильевич вывез в Москву казну Софийского дома и отнял значительную часть земельных владений архиепископа и крупных монастырей. В 1492 году, по повелению великого князя, Новгородский архиепископ уступил Вологду Пермской кафедре.
Несмотря на потерю самостоятельности, Новгородская кафедра сохранила особое положение. Новгородский владыка единственный среди руссих иерархов носил белый клобук. Доходы кафедры продолжали превосходить доходы других епископов. Новгородский святитель Геннадий совершил труд великого значения для всей Церкви возглавив собрание первого полного кодекса Библейских книг на церковно-славянском языке. Его наследник, святитель Серапион, храбро защищал неприкосновенность своей церковной области от митрополита и великого князя, за что поплатился смещением с кафедры и заточением. В XVI веке Московские правители продолжали борьбу с влиянием новогородской кафедры. Так, с 1509 по 1526 год на Новгородский престол не ставился архиерей. Поход на Новгород царя Иоанна Грозного в 1569-1570 годах оказался для епархии разрушительным. Однако, позднее царь Иоанн уже пытался отчасти возместить потери: Софийскому собору возвращены две знаменитые иконы, отлит новый колокол на «колоколище во владычном дворе,» делались крупные пожертвования.
В связи с учреждением на Руси патриаршества, значительное церковное переустройство коснулось и Новгородской кафедры. 26 января 1589 года Новгородская архиепископия была возведена в ранг митрополии, но её территория — в то время самая обширная в Русской Церкви — была урезана путём выделения самостоятельной Псковской епархии. Образование патриаршей области также внесло коррективы в границы епархий. Наконец, около того же времени для окормления земель Корельского уезда была учреждена викарная Корельская кафедра в составе Новгородской.
В начале XVII века Новгородская Церковь пережила страшное разорение: шведы «разориша вся святые места, и монастыри и церкви, и вся сосуды златые и серебряные, и кузнь, и раки святых поимаша.» Однако епархия восстановилась, и в последующие годы оставалась второй по важности кафедрой Великороссии. В XVII веке на Новгородской кафедре находились будущие Московские патриархи Никон, Питирим и Иоаким.
При патриархе Никоне Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский уезды Новгородской епархии были приписаны к вотчинам его «особых» монастырей: Иверского и Воскресенского. 18 марта 1682 года из состава Новгородской епархии была выделена Холмогорская (впоследствии Архангельская).
Синодальный период
Синодальный период ознаменовался подъёмом новой столицы — Санкт-Петербурга — которая выросла на территории Новгородской епархии и затмила древний престольный град. После отвоевания у Швеции Ингерманландии, новоприсоединённые земли с городами Выборг, Ямбург (ныне Кингисепп), Нарва, Копорье и Шлиссельбург вошли в состав Новгородской епархии. Однако, с 1708 года по настоянию царя Петра I этим карем стал заведовать особый «духовный судья» остававшийся в подчинении архиерея лишь номинально. К Санкт-Петербургскому уделу перешли некоторые монастыри Новгородской кафедры. В 1715 году номинальное архипастырское попечение о Санкт-Петербурге и прилежащих землях было передано вдовствующей патриаршей кафедре. Первый Новгородский архиерей поставленный после начала Петровских реформ, Феодосий (Яновский), не получил титула митрополита и предпочёл пребывать в Санкт-Петербурге.
В 1740 году открылась Новгородская духовная семинария. В 1764 году из состава Новгородской епархии была выделена Олонецкая.
С 1775 года, за исключением крайне непродолжительных периодов, епархия находилась в управлении Санкт-Петербургских архиереев, титул которых в такие периоды начинался с наименования «Новгородский». Только в 1892 году, с назначением владыки Феогноста (Лебедева), независимость Новгородской кафедры снова утвердилась и на неё стали назначаться самостоятельные архиереи.
В 1892 году в составе епархии было учреждено Кирилловское викариатство, а в 1907 году — ещё Тихвинское.
Советский период
Революция 1917 года открыла период безбожных гонений в СССР и Новгородская епархия сполна разделила участь Православной Церкви в России. Между началом 1920-х и серединой 1930-х годов в составе епархии некоторое время действовали Боровичская (с 1934 года самостоятельная), Валдайская и Демянская викарные кафедры. После всесоюзных волн антицерковных репрессий и кампаний по закрытию храмов, в конце 1930-х годов было уничтожено почти все духовенство епархии.
К началу Великой Отечественной войны в Великом Новгороде действовал один лишь Михаило-Архангельский собор на Прусской улице. Богослужение в нем продолжалось и во время немецкой оккупации. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм — Никольский собор, после закрытия которого в 1962 году службы стали совершаться в церкви святого Филиппа Апостола.
При этом Новгородская епархия была выделена из состава Ленинградской 22 ноября 1956 года, но 7 октября 1967 года вновь слита с ней. Однако, в последующие годы при служении в храмах Новгородской области митрополит поминался как «Новгородский и Ленинградский».
Новейшее время
Решением Священного Синода от 20 июля 1990 года Новгородская епархия снова стала самостоятельной. Началось возрождение церковной жизни — стали открываться старые храмы и обители, в ряде мест строились новые церкви. Новгородский кафедральный Софийский собор был возвращен Православной Церкви в 1991 году.
До 2011 года епархия охватывала территорию Новгородской области. 28 декабря 2011 года из её состава была выделена Боровичская епархия, вместе с которой Новгородская епархия была включена в новоучрежденную Новгородскую митрополию. В составе Новгородской епархии были оставлены районы в центре и на западе Новгородской области.
Исторические названия
- Новгородская (992 — 1166)
- Великоновгородская и Псковская (1166 — 26 января 1589)
- (Велико)Новгородская и Великолуцкая (26 января 1589 — 1 января 1775)
- Новгородская и Санкт-Петербургская (1 января 1775 — 16 октября 1799)
- Новгородская и Олонецкая (16 октября 1799 — 19 декабря 1800)
- Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Выборгская (19 декабря 1800 — 4 декабря 1803)
- Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская (4 декабря 1803 — 26 марта 1818)
- Новгородская и Олонецкая (26 марта — 25 июня 1818)
- Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская (25 июня 1818 — 4 ноября 1848)
- ? Новгородская и Олонецкая (4 ноября — 20 ноября 1848)
- Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская (20 ноября 1848 — 24 июня 1865)
- Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская (24 июня 1865 — 1891/1892)
- Новгородская и Старорусская (1891/1892 — 1943)
- ? Новгородская (26 мая 1944 — 7 сентября 1945)
- ? Новгородская (22 ноября 1956 — 23 августа 1959)
- Новгородская и Старорусская (23 августа 1959 — 7 октября 1967, с 20 июля 1990)
Статистика
Архиереи
Викарные епархии
География благочиний
Монастыри
Ранее подчинённые епархии
- Антониев-Дымский (мужской, ныне в пределах Тихвинской епархии)
- Трифоно-Печенгский (мужской, ныне в пределах Североморской епархии)
Епархиальные отделы
- по религиозному просвещению и катехизации
- по социальному служению и благотворительности
- по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
- по делам молодежи
- миссионерский
- Общество православных врачей
Учебные заведения
- Новгородская духовная семинария (недейств.)
- Новгородское духовное училище
- Новгородское женское училище (недейств.)
- Старорусское духовное училище (недейств.)
Ранее подчинённые епархии
- Белозерское духовное училище (недейств., ныне в пределах Череповецкой епархии)
- Боровичское духовное училище (недейств., ныне в пределах Боровичской епархии )
- Кирилловское духовное училище (недейств., ныне в пределах Вологодской епархии)
- Тихвинское духовное училище (недейств., ныне в пределах Тихвинской епархии )
- Устюженское духовное училище (недейств., ныне в пределах Череповецкой епархии )
Средства массовой информации
- Новгородские епархиальные ведомости, газета
- София, журнал
- София. Программа о наших истоках, телепередача
Церковно-общественные организации
- Новгородское церковно-археологическое общество
Литература
- Толстой, М. В., Святыни и древности Великого Новгорода, Москва, 1862.
- Тихомиров, П. И., прот., Кафедра новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде (902) до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716, Новгород, 1891-1897, 2 тт.
- Здравомыслов, К. Я., Иерархия Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки, Новгород, 1897.
Использованные материалы
- Страница официального сайта Новгородской епархии:
- Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
- «История Новгородской епархии,» альманах Новгородские страницы:
- Страница сайта Русское Православие:
- БД ПСТГУ Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955гг.):
Дурново, Иерархия…, 35.
«История Новгородской епархии,» альманах Новгородские страницы,
В марте 1568 года, во время богослужения в Успенском соборе Кремля, Московский митрополит Филипп отказался благословить царя Иоанна Грозного и начал прилюдно обличать его в кровопролитии и «возмущении державы». Царь пришел в ярость. На Филиппа немедленно посыпались нападки и обвинения, соборный чтец стал произносить «скверные словеса» о якобы недостойном поведении митрополита. «Слышавшие же епископы, угождающие царю, – Пимен Новгородский и прочие – злились на святого и говорили: «Как же он царя наставляет, а сам творит непотребства!» Святой же Филипп сказал архиепископу Пимену: «Хоть и человекоугодие творишь и стараешься отнять чужой престол, но и со своего будешь жестоко низвержен!»» Такую картину рисует нам житие святителя Филиппа. Сцена эта по-своему уникальна. Не так часто жития рассказывают о столкновении православного святого с православным царем. И уж совсем непривычно читать об открытой словесной перепалке двух высших иерархов и выдающихся церковных деятелей своего времени. Двух православных святых.
Житие святого Филиппа занимает в этом конфликте сторону московского митрополита, что вполне объяснимо. Ведь жития не ставят цель точно воспроизвести исторические детали – жития помогают разглядеть вечность, проступающую сквозь личность святого. Впрочем, и исторические документы эпохи Иоанна Грозного не всегда являются надежным источником информации. Например, самый известный мемуарист того времени, князь Андрей Курбский нередко смешивает достоверные исторические факты с тенденциозным преувеличением злодеяний царя и его приближенных, которые вызывают у беглого князя резкую антипатию. Правда, не все из них. Исключением является Новгородский архиепископ, о котором (по воспоминаниям Курбского) «говорили, что он льстил мучителю и вместе с ним был гонителем митрополита Филиппа». Но этот «льстец» и «гонитель» описан Курбским с нескрываемым уважением, как человек «удивительных обычаев» и «чистой, очень строгой жизни».
История не сохранила описания «обычаев» новгородского владыки и его аскетических подвигов. Мы видим лишь факты биографии, которые, впрочем, говорят о многом. В 1552 году моровое поветрие (видимо, эпидемия чумы) косит жизни новгородцев; одной из многих жертв этого бедствия становится Новгородский архиепископ Серапион. Его приемником избирается инок Кирилло-Белозерского монастыря Пимен, который прибывает в охваченный смертью город уже через несколько дней после хиротонии. И сразу погружается с головой в архипастырские труды. «Еще смертоносное поветрие не прекратилось в Новгороде, как он начал служить в святой Софии и поставлять по обителям игуменов, а по всем церквам священников, и после этого явилась милость Божия, и вскоре поветрие прекратилось». Так начинается известная нам биография владыки, через которую красной нитью проходит строительство и восстановление храмов и монастырей, канонизация и почитание памяти новгородских святых. Само время благоприятствовало архипастырским трудам владыки; правление молодого царя Иоанна Васильевича при Московском митрополите Макарии по праву считается одной из самых славных страниц русской истории.
Труды новгородского архиепископа едва ли принесли бы такие обильные плоды без поддержки со стороны государя. Как полагают историки – именно царь, неоднократно ездивший на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь, предложил при избрании новгородского архиерея кандидатуру неизвестного, но полюбившегося ему монаха. Как бы то ни было, архипастрырское служение владыки Пимена было отмечено близостью с царем. Иоанн Васильевич охотно выступал в роли благотворителя и храмоздателя «в тандеме» с новгородским владыкой. В 1560 году святитель Пимен основывает знаменитый Тихвинский монастырь – по указанию и на иждивение царя Иоанна Грозного. Через год владыка получает царское повеление отдать в Москву несколько чтимых новгородских икон, и новгородцы безропотно приносят эту жертву политике централизации государства. «И провожали те иконы архиепископ Пимен… с новгородскими игуменами и священниками и со всеми гражданами». Святитель Пимен на многие годы становится активным и последовательным проводником политической воли царя, направленной на укрепление государственной власти. Будучи вторым по достоинству архиереем русской церкви, он подолгу живет в Москве и играет немаловажную роль в политике. Но сама политика все меньше напоминают славные дела прошлых лет.
Административная и военная машина Московского царства начинает пробуксовывать. Царь вынашивает планы глубокой централизации власти и мобилизации резервов страны, но сталкивается с недовольством прежней элиты и отдельными случаями открытой измены. На рубеже 1564/65 годов он неожиданно покидает Москву и в письме объясняет свой отъезд «гневом» на подданных. Интересно, что среди сословий «провинившихся» перед царем – не последнее место занимает духовенство: «И в чем государь бояр своих, и всех приказных людей… захочет наказать и взыскать – архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, вместе с боярами и с дворянами, и с дьяками, и со всеми приказными людьми, начинают их перед государем и великим князем покрывать…»
Весть о том, что царь отказался от власти из-за измены бояр, резко накаляет обстановку. В Кремль стекаются разъяренные на бояр москвичи, нависает угроза нестроений и безвластия. К царю в Александровскую слободу отправляется делегация бояр и горожан, которые просят Иоанна вернуться в Москву и править по своей воле. Возглавляет делегацию царский любимец, Новгородский архиепископ Пимен.
Вернувшийся царь принимает власть с условием, чтобы ему вольно было казнить изменников и подвергать их опале «без докуки и печалований» со стороны духовенства. Независимость церкви в нравственной оценке действий царя, и даже исконное право первоиерарха печаловаться за впавших в царскую немилость – фактически упраздняются, как помеха в государственном строительстве. Тогда же учреждается грозный инструмент борьбы с «изменой» – опричнина; начинаются репрессии против боярской элиты. Пока еще раздаются отдельные негромкие голоса против царских нововведений. Архиепископ Пимен последовательно поддерживает институт опричнины, и выступает на соборных прениях в числе «царю угождающих».
Через год после введения опричнины Московский митрополит Афанасий добровольно оставляет свою кафедру «по великой немощи». Царь хочет видеть на первосвятительском престоле клирика Новгородской епархии, Соловецкого игумена Филиппа. Однако игумен оказался несговорчив – отказывался стать митрополитом «из-за опричнины», и был «понуждаем на митрополию» собором архиереев по указанию царя. Наверняка, немаловажную роль в убеждении святого Филиппа сыграл его епархиальный архиерей, святитель Пимен. Он же возглавил торжественную хиротонию нового митрополита. Судьбы двух святителей крепко завязывались в один узел, впоследствии разрубленный царем.
Несмотря на определенную мягкость характера, святой Филипп вскоре занял бескомпромиссную позицию в стремлении остановить государственные репрессии, обрушившиеся главным образом на его московскую паству. «Угождающие царю» архиепископы и епископы пытались убедить митрополита действовать более дипломатично и отказаться от прямой критики Грозного: «добро было во всем царя слушаться и на всякое дело благословлять без рассуждения, и волю его творить и не гневить, а где возможно гнев царя утолять и переменять на милосердие». Несомненно, эти слова отражали «политическое кредо» главного церковного оппонента Филиппа, архиепископа Пимена – опытного политика, хорошо знавшего характер царя.
Правота «угождающих» казалась все более очевидной по мере нарастания напряженности между Филиппом и царем. Обличительные речи святителя отзывались лишь вспышками царского гнева и новыми казнями мнимых изменников. Противостояние с Иоанном Грозным закончилось в 1568 году инсценировкой церковного суда над святым Филиппом; по ложным обвинениям святитель был лишен сана и приговорен к вечному заключению. Председательствовал на суде святой архиепископ Пимен. Московский митрополит оказался заточен в монастырской келье, а новгородский владыка продолжал строить и благоукрашать храмы своей епархии.
Свободолюбивый Новгород более 17-ти лет находился под омофором преосвященного Пимена. Это время запечатлелось в летописях частым освящением новых храмов, а в памяти суеверных новгородцев – необычными природными явлениями, предвещавшими беду.
В 1554 году святитель Пимен возводит над гробом блаженного Николая Кочанова храм во имя святого великомученика Пантелеймона (память великомученика празднуется в день кончины блаженного). Этот же год запомнился тревожным знамением: в высоте над городом «огонь ходил как молния и зажгло небо, а ходило полосами белыми и красными и синими – невиданно, а расходилось по воздуху и сшибалось вместе, как люди, и это было трижды – расходилось да сшибалось». Богатым на церковные события выдался в Новгороде 1560 год. Помимо основания Тихвинского монастыря, трудами архиепископа было устроено святительское место в Софийском соборе и освящен придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви. А в конце года опять случилось нечто необычное: «было на небе знамение: столпы сходились красные и синие, да на небе как вода колебалась долгое время». Весной 1564 года вдруг «поднялся огонь от церкви Святаго Духа в Духове монастыре и пал на Вяжицком дворе на Яковлеве улице, что видели многие и ужасались». В 1566 году архиепископ освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовом погосте. В начале следующего 1567 года вдруг «на 8 часу ночи звонило в колокольчики малые, трехкратно, в ночи; а то Бог весть кто звонил». В 1568 году (год низложения митрополита Филиппа) святитель Пимен освятил новую каменную церковь Николая Чудотворца «на Розваже улице, в монастыре». Кажется, это был последний храм, построенный при его архиерейском служении.
В том же 1568 году царь посетил Великий Новгород. Иоанна Грозного встретил на Ильинской улице архиепископ с многолюдным крестным ходом. «Слушал государь молебен у Пречистой у Знаменья, а после молебна пошел государь пешком за крестами к Софии Премудрости Божией, слушал здесь обедню, и потом с сыном ел хлеб у архиепископа». Спустя 8 дней царь собрался в обратный путь; «архиепископ Пимен пел напутственные молебны в Софии Премудрости Божией и святил воду с мощей, а сам государь царь с царевичем слушал молебны; и государь царь после молебнов наказывал архиепископу и всему православному христианству молить Бога о своем царском здравии и о царевичах, и архиепископ благословил царя и царевича крестом».
В следующем 1569 году Иоанн Грозный получает донос о том, что новгородцы с архиепископом хотят перейти в подданство польского короля. Доносчик безошибочно попадает в цель. Царь, уже буквально помешанный на страхе государственных измен, выдвигается к Новгороду с опричным войском. По дороге опричники убивают святителя Филиппа, заключенного в Тверском Отроч монастыре. В январе 1570 года передовые отряды подошли к Новгороду и сразу оцепили его кольцом застав. Знатные новгородцы арестовываются «до государева приезда». Священников и монахов всей округи свозят в город и требуют с них большую денежную пеню; тех, которые не могут заплатить, начинают «бить на правеже от утра до вечера». В зловещей тишине город ждал прибытия царя. В праздник Богоявления Иоанн Грозный с основным войском подошел к Новгороду и встал в двух верстах от посада. На другой день город услышал первое царское повеление – казнить всех иноков, бывших на правеже. Их избили до смерти палками и развезли по монастырям для погребения. Еще через день царь с дружиной вступил в Новгород.
На Великом мосту, у Черного креста, царя встречал святитель Пимен и духовенство с крестами и иконами. По обычаю, архиепископ стал осенять государя святым крестом. Но тот, не приняв благословения, неистово закричал на владыку, обвиняя его в намерении передать Новгород «королю литовскому Жигимонту». Обругав архиепископа, Иоанн велел ему идти в Софийский собор. Здесь царь молился за литургией со слезами. После богослужения, во время обеда в архиерейских палатах, царь вновь «завопил» на архиепископа «гласом велиим», и опричники схватили владыку с его приближенными. По одному из свидетельств, Грозный сказал Пимену, что тот не достоин называться архиереем, но должен стать скоморохом и жениться. Затем последовало трагикомическое исполнение царских слов. Лишенного архиерейских облачений и одетого в нищенское рубище святителя посадили, привязав ногами, на белую кобылу – названную его женой. В руки ему дали бубны и волынку – атрибуты скомороха, и так возили по улицам.
На следующий день начались печально знаменитые казни новгородцев, ежедневно повторявшиеся более месяца. Тысячи (если не десятки тысяч) горожан и окрестных жителей были жестоко замучены. Церкви и дома разграблялись опричниками. Жизнь города превратилась в ад.
Наконец, в понедельник второй недели Великого поста, Грозный призвал к себе оставшихся в живых именитых новгородцев. Когда те в смертельном страхе предстали перед царем, он «воззрел на них оком милостивым и кротким», и тихо сказал: «…Молите Господа о нашей благочестивой царской власти, о христолюбивом воинстве, да побеждаем всех врагов видимых и невидимых! Суди Бог изменнику моему, вашему Архиепископу Пимену и злым его советникам! На них, на них взыщется кровь, здесь пролитая. Да умолкнет плач и стенание; да утишится скорбь и горесть! Живите и благоденствуйте в этом городе».Царь уехал из опустевшего Новгорода. Уехали в «столицу» опричнины, Александровскую слободу, сотни возов с награбленным добром. Туда же уехал в узах архиепископ Пимен – ожидать суда. Спустя пять месяцев святителя лишили сана и сослали в Тульский свято-Никольский Венев монастырь. В это же время были казнены по обвинению в сговоре с архиепископом многие приспешники и любимцы царя, совсем недавно казнившие и пытавшие других «изменников».
Место архиепископа Пимена на Новгородской кафедре занял архимандрит Чудова монастыря Леонид. Впоследствии он также был обвинен в измене и принял от царя насильственную смерть.
В Веневском монастыре святителя Пимена ожидало вечное заточение в «каменном мешке». То была ниша в кирпичной кладке объемом полтора кубических метра, в которой невозможно было ни встать, ни лечь в полный рост. В ней владыка был замурован, через маленькое отверстие ему подавали раз в сутки воду и самую скудную пищу. Так святитель прожил год и два месяца, то был последний из подвигов его аскетичной жизни. Предание говорит, что тело святого совсем иссохло за время заточения и напоминало мумию.
Церковью не установлено особого дня почитания святителя Пимена; его память празднуется в соборах Новгородских святых (переходящее празднование в 3-ю неделю по Пятидесятнице) и Тульских святых (5 октября по новому стилю). Последний праздник лишь немного отстоит от дня кончины святителя, последовавшей 25 сентября (8 октября н. ст.) 1571 года.
Память святителя особо чтилась в основанной им Тихвинской обители. В Веневском монастыре находится икона святого Пимена и хранится частица его мощей; в каменных сводах нижнего (Никольского) храма устроена имитация его «каменного мешка», приводящая в содрогание паломников.