39 Статей (39 Articles of Religion) — вероучительный документ Церкви Англии, о согласии с которым обязан письменно заявить каждый кандидат в диаконы, священники и епископы перед хиротонией.
43 отношения: Prima Scriptura, Sola scriptura, University Extension, Кромвель, Томас, Книга общих молитв, Корнуоллис, Фредерик, Продолжающие англикане, Пресуществление, Поттер, Джон, О христианском учении (Мильтон), Оксфордское движение, Акт о веротерпимости, Акт о единообразии, Анафора (литургия), Англиканство, Англиканское сообщество, Ньюмен, Джон Генри, Реформация, Реформация в Англии, Религиозные взгляды Исаака Ньютона, Символ веры, Сошествие Христа в ад, Секкер, Томас, Три отрока в пещи огненной, Утреня (в Англиканской церкви), Уитгифт, Джон, Университеты из красного кирпича, Хилиазм, Церковь Англии, Церковь Христа (Иерусалим), Церковь Ирландии, Чиллингворт, Уильям, История Англии, История протестантизма, Исповедание веры, Идолопоклонство, Библейский канон, Вестминстерская ассамблея, Верховенство права, Гриндал, Эдмунд, Глава церкви, Ереси в христианстве, Литургия в Англиканской церкви.
Содержание
- Prima Scriptura
- Sola scriptura
- University Extension
- Кромвель, Томас
- Книга общих молитв
- Корнуоллис, Фредерик
- Продолжающие англикане
- Пресуществление
- Поттер, Джон
- О христианском учении (Мильтон)
- Оксфордское движение
- Акт о веротерпимости
- Акт о единообразии
- Анафора (литургия)
- Англиканство
- Англиканское сообщество
- Ньюмен, Джон Генри
- Реформация
- Реформация в Англии
- Религиозные взгляды Исаака Ньютона
- Символ веры
- Сошествие Христа в ад
- Секкер, Томас
- Три отрока в пещи огненной
- Утреня (в Англиканской церкви)
- Уитгифт, Джон
- Университеты из красного кирпича
- Хилиазм
- Церковь Англии
- Церковь Христа (Иерусалим)
- Церковь Ирландии
- Чиллингворт, Уильям
- История Англии
- История протестантизма
- Исповедание веры
- Идолопоклонство
- Библейский канон
- Вестминстерская ассамблея
- Верховенство права
- Гриндал, Эдмунд
- Глава церкви
- Ереси в христианстве
- Литургия в Англиканской церкви
- Перенаправления здесь:
Prima Scriptura
Prima Scriptura является христианской доктриной, утверждающей, что Священное Писание является «первым» или «выше всех» других источников божественного откровения.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Prima Scriptura · Узнать больше «
Sola scriptura
Sola scriptura — один из важнейших тезисов Реформации XVI века.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Sola scriptura · Узнать больше «
University Extension
University Extension или обучение при университете (University Extension, расширение университета) — название движения к демократизации высшего образования, начавшееся во второй половине XIX века в Англии и Америке и распространившееся к концу века в других цивилизованных странах.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и University Extension · Узнать больше «
Кромвель, Томас
Томас Кромвель, 1-й граф Эссекс (Thomas Cromwell; около 1485 — 28 июля 1540) — английский государственный деятель, первый советник ГенрихаnbspVIII в 1532—1540 годах, главный идеолог Английской Реформации, один из основоположников англиканства.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Кромвель, Томас · Узнать больше «
Книга общих молитв
Первое издание Кранмера 1549 г. Книга общественного богослужениясм.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Книга общих молитв · Узнать больше «
Корнуоллис, Фредерик
Фредерик Корнуоллис (Frederick Cornwallis; Лондон, 22 февраля 1713 — Ламбет, 19 марта 1783) — 87-й архиепископ Кентерберийский (1768—1783).
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Корнуоллис, Фредерик · Узнать больше «
Продолжающие англикане
Проложающееся англиканское движение (Continuing Anglican movement, также известное как англиканский континуум, Anglican Continuum) — общее название ряда независимых западных христианских деноминций, принадлежащих к англиканской традиции, но которые не являются частью англиканского сообщества.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Продолжающие англикане · Узнать больше «
Пресуществление
Пресуществле́ние (транссубстанциация, transsubstantiatio) — богословское понятие (термин), используемое для объяснения смысла превращения в Таинстве Евхаристии хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Пресуществление · Узнать больше «
Поттер, Джон
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Поттер, Джон · Узнать больше «
О христианском учении (Мильтон)
«De Doctrina Christiana» («О христианском учении») — богословский трактат английского поэта и мыслителя Джона Мильтона (1608—1674), содержащий систематическое изложение его.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и О христианском учении (Мильтон) · Узнать больше «
Оксфордское движение
Джона Генри Ньюмена в одном из католических ораториев Лондона Оксфордское движение — движение среди англикан Высокой Церкви (High Church) в Церкви Англии, которое постепенно развилось в англо-католицизм.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Оксфордское движение · Узнать больше «
Акт о веротерпимости
Акт о веротерпимости (Toleration Act, полное название — «Акт об освобождении от наказаний, предусмотренных соответствующими законами, протестантских верноподданных, отделившихся от Церкви Англии» — An Act for Exempting their Majestyes Protestant Subjects dissenting from the Church of England from the Penalties of certaine Lawes) — акт, принятый английским парламентом (24 мая 1689 года) при Вильгельме III и Марии II, смягчивший религиозную политику Стюартов.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Акт о веротерпимости · Узнать больше «
Акт о единообразии
Акт о единообразии общественных молитв, совершения таинств, других обрядов и церемоний, а также об установлении формы посвящения епископов, священников и диаконов в Англиканской церкви (An Act for the Uniformity of Publick Prayers; and Administration of Sacraments, and other Rites and Ceremonies: And for the establishing the Form of Making, Ordaining, and Consecrating Bishops, Priests, and Deacons in the Church of England) — название четырёх законов, принятых английским парламентом последовательно в 1549, 1552, 1559 и 1662 годах, установивших единую для Церкви Англии Книгу общих молитв и ставших основным инструментом для введения установленной Англиканской церкви.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Акт о единообразии · Узнать больше «
Анафора (литургия)
Украинский грекокатолический священник во время произнесения анафоры Ана́фора, или Евхаристи́ческая моли́тва (ἀναφορά — возношение) — центральная часть христианской литургии, древнейшая по своему происхождению и наиболее важная.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Анафора (литургия) · Узнать больше «
Англиканство
Англика́нство — одно из направлений христианства, появившееся в ходе английской Реформации.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Англиканство · Узнать больше «
Англиканское сообщество
Англика́нское сообщество (The Anglican Communion) — всемирное объединение поместных (национальных) англиканских Церквей.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Англиканское сообщество · Узнать больше «
Ньюмен, Джон Генри
Джо́н Ге́нри Нью́мен CO (John Henry Newman; 21 февраля 1801, Лондон — 11 августа 1890, Эдгбастон, Бирмингем), известный также как кардинал Ньюмен и блаженный Джон Генри Ньюмен — центральная фигура в религиозной жизни Великобритании викторианского периода.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Ньюмен, Джон Генри · Узнать больше «
Реформация
Реформа́ция (reformatio — исправление, превращение, преобразование, реформирование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Реформация · Узнать больше «
Реформация в Англии
Англия — страна, известная своими реформаторскими тенденциями.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Реформация в Англии · Узнать больше «
Религиозные взгляды Исаака Ньютона
Готфрида Кнеллера Религиозные взгляды Исаака Ньютона (1642—1727) являются предметом дискуссии в течение нескольких столетий.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Религиозные взгляды Исаака Ньютона · Узнать больше «
Символ веры
Изображение Символа веры, XVII век Си́мвол ве́ры (σύμβολον) — система основополагающих догматов вероучения.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Символ веры · Узнать больше «
Сошествие Христа в ад
Сошествие Иисуса Христа в ад (устаревшее сошествие во ад; Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα, Descensus Christi ad inferos) — догмат, исповедуемый историческими христианскими церквями (римско-католической, православными, древневосточными, восточнокатолическими) и церквями ранней протестантской реформации (лютеранской, кальвинистской, англиканской, цвинглианской), согласно которому, после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Сошествие Христа в ад · Узнать больше «
Секкер, Томас
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Секкер, Томас · Узнать больше «
Три отрока в пещи огненной
Три отрока в пещи огненной, по имени Ана́ния, Аза́рия и Мисаи́л (חֲנַנְיָה Хананья, עֲזַרְיָה Азарья, מִישָׁאֵל Мишаэль, Ἀνανίας, Ἀζαρίας καὶ Μισαὴλ), (VI век до н. э.) — персонажи Книги пророка Даниила, иудейские юноши в Вавилонском пленении, где им дали имена Седра́х, Миса́х и Авденаго́ (שַׁדְרַך Шадрах, מֵישַׁך Мейшах, עֲבֵד נְגוֹ Авед-Него). Эти друзья пророка Даниила были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Три отрока в пещи огненной · Узнать больше «
Утреня (в Англиканской церкви)
Утреня — (оригинальное английское название — Morning Prayer или Matins) — установленное Книгой общих молитв богослужение Церкви Англии, выросшее из латинских утрени, хвалы (laudes) и первого часа.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Утреня (в Англиканской церкви) · Узнать больше «
Уитгифт, Джон
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Уитгифт, Джон · Узнать больше «
Университеты из красного кирпича
Здание Эштон-Уэбб, Бирмингемский университет Здание Основателя, Королевский Холлоуэйский колледж Бристольского университета, законченное в 1925 году, выполнено в стиле готической архитектуры. Здание — пример того, что термин «краснокирпичные университеты» обозначало скорее тенденцию, чем обязательный атрибут каждого из университетов Университеты из красного кирпича, или «краснокирпичные университеты», Red Brick (Universities) — неформальный термин, обозначающий группу из шести престижных университетов Англии, расположенных в крупных промышленных городах.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Университеты из красного кирпича · Узнать больше «
Хилиазм
Хилиа́зм (от χῑλιάς «тысяча»), или милленари́зм (от mille «тысяча» + annus «год») — богословское понятие (теория), представления в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле»Священник Александр Мень —, в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении 1000 лет.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Хилиазм · Узнать больше «
Церковь Англии
Церковь Англии — государственная христианская церковь в Англии (Соединённое Королевство), Матерь-Церковь (The Mother Church) всемирного Англиканского сообщества.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Церковь Англии · Узнать больше «
Церковь Христа (Иерусалим)
Церковь Христа (Christ Church, כנסיית המשיח) — англиканская церковь, основанная Лондонским еврейским обществом (сейчас общество en:CMJ) вблизи Яффских ворот Старого города Иерусалима.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Церковь Христа (Иерусалим) · Узнать больше «
Церковь Ирландии
Церковь Ирландии (Eaglais na hÉireann, Church of Ireland) — протестантская церковь, входящая в Англиканское сообщество в качестве провинции.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Церковь Ирландии · Узнать больше «
Чиллингворт, Уильям
Уи́льям Чиллингворт (William Chillingworth; 12 октября 1602, Оксфорд — 13 января 1644, Чичестер) — английский теолог.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Чиллингворт, Уильям · Узнать больше «
История Англии
История Англии началась с вторжением германских племен англов саксов ютов фризы и созданием ими на территории нескольких раннефеодальных государств.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и История Англии · Узнать больше «
История протестантизма
Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и История протестантизма · Узнать больше «
Исповедание веры
Испове́дание ве́ры — это свидетельство о своей вере в Бога добрым словом и добрым делом, стойкое следование выраженному в символических текстах церковному учению.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Исповедание веры · Узнать больше «
Идолопоклонство
Святой мученик Варлаам Антиохийский, влекомый поклоняться идолу. «Минологий Василия II», X век»»Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284—305), святой Варлаам в престарелом возрасте был схвачен, приведен на суд, где исповедал себя христианином. Судья, желая принудить святого к отречению от Христа, приказал подвести святого Варлаама — к языческому алтарю, вытянуть его правую руку и положить на ладонь зажженную курильницу с ладаном. Мучитель рассчитывал на то, что физически слабый человек не выдержит и бросит раскаленную курильницу на алтарь и, таким образом, принесет жертву идолу. Но святой держал курильницу до тех пор, пока у него не сгорели на руке пальцы. После этого святой мученик Варлаам предал свою душу Господу»» Идолопокло́нство, идолопокло́нничество, идолослуже́ние — поклонение идолам (обычное для многобожия) как религиозный культ.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Идолопоклонство · Узнать больше «
Библейский канон
Ватиканского кодекса (1209) Библе́йский кано́н — совокупность книг, признаваемых той или иной христианской конфессией боговдохновенными; книги, входящие в библейский канон, составляют в христианской конфессии Священное Писание или Библию и служат первоисточниками и нормами веры.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Библейский канон · Узнать больше «
Вестминстерская ассамблея
Вестминстерская ассамблея Вестминстерская ассамблея богословов (Westminster Assembly of Divines) — собрание английских теологов и церковнослужителей, созванное в 1643 г.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Вестминстерская ассамблея · Узнать больше «
Верховенство права
надлежащих правовых процедур. Верхове́нство пра́ва (верхове́нство зако́на Естественно-правовые теории делают различие между верховенством закона и верховенством права, причём последнее понимается более широко и связано с содержательной трактовкой доктрины., rule of law) — правовая доктрина, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Верховенство права · Узнать больше «
Гриндал, Эдмунд
Эдмунд Гриндал (Edmund Grindal; Камберленд, 1516, 1517 или 1519—1583) — 72-й архиепископ Кентерберийский (1575—1583).
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Гриндал, Эдмунд · Узнать больше «
Глава церкви
Термин глава́ це́ркви употребляется не во всех конфессиях христианства, преимущественно в протестантизме.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Глава церкви · Узнать больше «
Ереси в христианстве
Святого Игнатия церкви Иль-Джезу, Рим. 1695—1699 Е́ресь в христианстве (в противоположность ортодоксии) — формальное отрицание или сомнение в какой-либо из основных доктрин христианской веры, как они определены в одной или более христианских церквей.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Ереси в христианстве · Узнать больше «
Литургия в Англиканской церкви
Литургия (оригинальные названия Holy Communion (Святое Причастие), Lord’s Supper (Вечеря Господня, раньше переводилось как обедня, в противовес мессе), сейчас часто называется Holy Eucharist (Святая Евхаристия)) — богослужение Англиканской церкви, во время которого совершается таинство евхаристии.
Новый!!: 39 статей англиканского вероисповедания и Литургия в Англиканской церкви · Узнать больше «
Перенаправления здесь:
Председатель Святого Августина, архиепископский трон в Кентерберийском соборе , Кент
Формальная история Церкви Англии традиционно датированы Церкви к григорианскому миссии в Англию по Августина Кентерберийского в 597. г. н.э. В результате миссии Августина, и на основе принципов христианства, христианство в Англии упал под контролем или авторитет Папы . Это давало ему право назначать епископов, сохранять или изменять доктрину и / или делать исключения из стандартной доктрины.
Фраза » Англиканская церковь» , однако, часто относится к церкви 1534 года, когда она отделилась от католической церкви и стала одной из многих церквей, принявших протестантскую Реформацию. Король Англии Генрих VIII меньше интересовался церковной доктриной, а больше практическими вопросами. Желая контролировать религиозный диктат, чтобы аннулировать его брак с Екатериной Арагонской , он сам (в отличие от Папы) объявил себя верховным главой церкви в Англии. Это привело к расколу с папством. Генрих также использовал раскол как предлог для захвата значительных земель и богатств многих монастырей. В результате этого раскола многие неангликанцы считают, что Англиканская церковь существовала только с протестантской Реформации 16-го века , и часто употребляемая фраза может означать именно это. Эта статья, однако, включает всю историю христианской церкви в ее различных формах в Англии.
Христианство пришло на Британские острова примерно в 47 г. н.э. во времена Римской империи, согласно Gildas’s De Excidio et Conquestu Britanniae . Известно, что архиепископ Реститут и другие присутствовали на Арльском соборе в 314 году . Христианство зародилось в субримской Британии, а затем в Ирландии , Шотландии и Пиктландии . В англо-саксы (германские язычники , которые постепенно захватившие британской территорию) во время 5 — го, 6 — го и 7 — го века, учрежденный небольшое количество королевств и евангелизация англосаксов были проведены преемниками григорианской миссии и кельтскими миссионерами из Шотландия. Церковь в Уэльсе оставалась изолированной и была доставлена только в пределах юрисдикции английского епископов спустя несколько столетий.
Англиканская церковь стала официальной церковью актом парламента в Акте о верховенстве , положив начало серии событий, известных как Английская Реформация . Во время правления королевы Марии I и короля Филиппа церковь была полностью восстановлена под властью Рима в 1555 году. Однако власть папы снова была недвусмысленно отвергнута после вступления на престол королевы Елизаветы I, когда был принят Акт о превосходстве 1558 года . Католические и реформатские фракции соперничали за определение доктрин и вероисповедания церкви. Это закончилось Елизаветинским поселением 1558 года , в результате которого возникло понимание того, что церковь должна быть » католической и реформатской «.
главная / религии мира / Англиканство АНГЛИКАНСТВО, одно из течений внутри христианства, которое иногда считают течением протестантизма, а порой рассматривают как самостоятельное направление христианской религии. Некоторые религиеведы определяют англиканство как совокупность церквей, находящихся в евхаристическом общении с Кентерберийской архиепархией (то есть фактически с Церковью Англии), что не совсем точно, поскольку с Церковью Англии в интеркоммунионе находятся и некоторые неангликанские церкви (старокатолики, Филиппинская независимая церковь, Сирийская малабарская церковь Мар Тома, ряд объединённых протестантских церквей: Церковь Южной Индии, Церковь Северной Индии, Церковь Пакистана, Церковь Бангладеш).
Начало англиканизму, выразившемуся на первых порах в отделении Церкви Англии от Римско-католической церкви, было положено Актом о супрематии (1534), в котором английский король Генрих VIII (правил в 1509—1547) провозглашался в Англии главой церкви вместо римского папы (при этом сами англичане ведут историю своей церкви с 100). Однако организационное обособление от римского католицизма ещё не означало отказа от его вероучения и обрядности, этот отход проводился очень осторожно и постепенно. В принятых в 1536 «10 статьях» отвергались католические положения о верховенстве пап, чистилище, святых мощах, почитании икон. Затем последовали «Книга епископов» (1537), «6 статей» (1539), «Книга короля» (1543), где развивались положения англиканства. Эдуард VI (1547—1553) продолжал реформировать церковь в кальвинистском направлении. В 1549 была опубликована «Книга общественного богослужения», предписанная Законом о единообразии в качестве официального служебника. Эта книга, в которую были введены и элементы догматики, пересматривалась в 1552,1559,1662 и 1872 и до сих пор остаётся основным руководством по обрядности в англиканской церкви. В 1552 были опубликованы «42 статьи», в которых излагались основы англиканского вероучения. Однако они фактически не нашли применения, так как после воцарения Марии Тюдор (1553—1558) в Англии произошла реставрация католицизма. Королева Елизавета I (1558—1603) вернулась к принципам англиканства. В 1562 были приняты «39 статей» (слегка изменённые по сравнению с «42 статьями»), которые до сих пор остаются догматической основой англиканского вероучения. В них вносились небольшие изменения вплоть до 1571, когда статьи были утверждены конвокацией — собором англиканского духовенства.
В целом «39 статей» могут быть охарактеризованы как своего рода компромисс между прокальвинистскими и прокатолическими силами в Англии. Фактически в англиканстве не делается каких-либо жёстких предписаний, определяются лишь гибкие рамки для религиозных представлений верующего. Имеются в них и элементы лютеранства. В статьях кратко изложены основные догматические положения англиканства, причём краткость, а порой и неопределённость формулировок дают возможность их широкого толкования. В «39 статьях» многие положения даны в такой обтекаемой форме, что не могли вызвать каких-либо резких нападок со стороны противоборствующих партий. Некоторые религиеведы считают, что это было сделано умышленно, для того чтобы сделать англиканское вероучение приемлемым для английских религиозных деятелей, придерживавшихся весьма разных, порой противоречивых взглядов.
В статьях отражены и некоторые общехристианские доктринальные положения и, прежде всего, догмат о триединстве Бога.
Основным авторитетом для англикан служит Священное Писание. Считается, что Ветхий и Новый заветы содержат всё необходимое для спасения, являются правилом и окончательным стандартом веры. Три христианских символа веры (Апостольский, Никейский и Афанасьевский) признаются, поскольку всё их содержание может быть доказано из Священного Писания. Апостольский символ веры воспринимается как крещальный символ, Никейский символ — как прочное положение о христианской вере. Не отвергается полностью и такой элемент Священного Предания, как постановления соборов. Так, англикане признают доктринальные положения, принятые первыми четырьмя вселенскими соборами: Никейским (325), Константинопольским (381), Эфесским (431) и Халкидонским (451). Стремясь опираться только на догматы раннего периода христианской церкви, англикане всё же оставили в своём вероучении католическое филиокве: положение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына — новацию западного христианства, появившуюся в VII в.
Англиканская церковь, как и православная, отвергает католическое учение о сверхдолжных заслугах святых, считая его нечестивым. Категорически также отрицается какая-либо законность власти пап.
Не приняв католическую доктрину пресуществления, то есть чудесного превращения во время причастия хлеба и вина в тело и кровь Христовы, англикане тем не менее отвергли цвинглианское и кальвинистское представления об элементах причастия как только о символах тела и крови Христа, примкнув к компромиссной доктрине о реальном присутствии в причастии тела и крови Христа. Считается, что хотя хлеб и вино остаются неизменными после освящения, причастники получают вместе с ними тело и кровь Христовы.
В «39 статьях» также отвергаются монашество, почитание святых мощей и икон.
Относительно принятых православием и католицизмом семи таинств «39 статей» высказываются не очень категорично, оставляя, однако, в числе главных, установленных самим Христом, только два таинства: крещение и Вечерю Господню (причащение).
В англиканстве, как и в других протестантских конфессиях, существует положение о спасении человека личной верой. Вместе с тем англикане не отвергают полностью православную и католическую доктрину о спасающей силе церкви. О предопределении в англиканском вероучении говорится довольно неопределённо.
Обрядность в англиканской церкви существенно упрощена по сравнению с католической, но всё же не в такой степени, как в других протестантских церквах. Богослужения, проводимые у англикан на национальном языке, кое в чём напоминают католическую мессу и отличаются торжественностью. Впрочем, гибкость формулировок, характерная для «Книги общественного богослужения», касается и обрядности, что позволяет различным течениям внутри англиканства совершать богослужения по-разному.
По организационной структуре англиканство близко к католицизму. Англиканские церкви имеют епископальное устройство. Иерархия в них напоминает католическую. Есть три степени священства: диаконы, священники, епископы. В отличие от католической церкви, они не обязаны соблюдать безбрачие. Англиканское духовенство претендует на апостольскую преемственность своего священства (англиканские церкви придают этому вопросу очень большое значение).
Возникнув в Англии, англиканство в результате миграций и миссионерской деятельности распространилось и в других странах и регионах мира. В ряде стран были созданы англиканские церкви, которые полностью самостоятельны, хотя и поддерживают между собой контакты; с 1867 в Лондоне проводятся так называемые Ламбетские конференции (проводятся в Ламбетском дворце — лондонской резиденции примаса Англии), в которых участвуют все англиканские церкви мира. Всего их насчитывается 32: Церковь Англии, Церковь в Уэльсе, Епископальная церковь в Шотландии, Церковь Ирландии (действует как на территории Ирландской Республики, так и в Северной Ирландии), Англиканская церковь Канады, Протестантская епископальная церковь в США (распространила свою деятельность на территорию Пуэрто-Рико, других американских владений, Британских Виргинских островов, Кубы, всех стран Центральной Америки, кроме Белиза), Англиканская церковь в Австралии, Церковь провинции Новой Зеландии (ей, помимо англикан Новой Зеландии, подчинены также их единоверцы на Фиджи, Тонга, в Западном Самоа, на островах Кука), Церковь провинции Южной Африки (церковь окормляет, помимо англикан Южной Африки, также англикан Намибии, Лесото, Мозамбика, острова Святой Елены и присоединённых административно к нему островов), Церковь провинции Танзании, Церковь провинции Кении, Церковь Уганды, Епископальная церковь Судана, Протестантская епископальная церковь Бурунди, Церковь провинции Руанды, Церковь провинции Демократической Республики Конго, Церковь провинции Центральной Африки (объединяет англикан Ботсваны, Замбии, Малави, Зимбабве), Церковь провинции Западной Африки (опекает англикан Гамбии, Гвинеи, Сьерра-Леоне, Либерии, Ганы), Церковь провинции Нигерии, Церковь провинции Индийского океана (к ней относятся англикане Маврикия, Сейшельских Островов, Мадагаскара), Епископальная церковь Иерусалима и Среднего Востока (охватывает англикан Палестины, Израиля, Иордании, Ливана, Сирии, Ирака, Йемена, Омана, Объединённых Арабских Эмиратов, Катара, Кувейта, Ирана, Афганистана, Кипра, Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Эфиопии, Сомали), Церковь провинции Бирмы (Мьянмы), Филиппинская епископальная церковь, Епископальная церковь в Корее, Святая католическая церковь в Японии, Англиканский совет церквей Восточной Азии (является связующим звеном для англиканских церковных организаций Мьянмы, Кореи, Сингапура, Западной Малайзии, Саравака, Сабаха, Сянгана и Макао), Англиканская церковь Папуа-Новой Гвинеи, Церковь провинции Меланезия (в её ведении находятся англикане Соломоновых Островов, Вануату и Новой Каледонии), Епископальная церковь Мексики, Церковь в провинции Вест-Индии (к ней принадлежат англикане Белиза, Гайаны, Суринама, Французской Гвианы, Багамских Островов, Ямайки, Тринидада и Тобаго и других прежде принадлежавших Великобритании островов Вест-Индии, кроме Виргинских островов, а также Арубы и Нидерландских Антил), Епископальная церковь Бразилии, Англиканская церковь южного конуса Америки (в неё входят англикане Аргентины, Уругвая, Парагвая, Чили, Перу, Боливии).
Всего в мире насчитывается свыше 450 англиканских епархий более чем в 160 странах.
По толкованию некоторых положений, касающихся догматики и культовой практики, заметно различаются пять течений: англо-католики, высокая церковь, широкая (центральная) церковь, низкая церковь, евангелисты (течения перечислены по мере убывания в их доктринальных и богослужебных представлениях католических и нарастания протестантских черт).
Англо-католики мало отличаются от Римско-католической церкви по вероучению и обрядности. Они придают значительно большее, чем большинство англикан, значение Священному Преданию, верят в возможность духовенства оказать определённую помощь в спасении. Существует и представление о каком-то подобии чистилища (промежуточного звена между адом и раем). Верующие должны каяться в своих грехах на исповеди священникам. От последних требуется соблюдение целибата (безбрачия). Большое значение придаётся ритуалу: во время богослужений используются ладан и святая вода, духовенство облачается в богатые священные одеяния.
Высокая церковь также во многом близка католицизму. Среди её сторонников существует представление, что англиканская церковь — одна из трёх ветвей католицизма (две другие — римский католицизм и православие). От англо-католиков, которые фактически являются ответвлением высокой церкви, последняя отличается некоторым упрощением обрядности. Кроме того, если англо-католики не признают королевскую власть Божественной, то высокая церковь признаёт.
Низкая церковь гораздо ближе по своим доктринальным установкам и взглядам на обрядовую практику к классическому протестантизму. Её последователи не придают сколько-нибудь значительной роли Священному Преданию, считают, что для спасения нужна только личная вера, полностью отвергают чистилище. Обрядность упрощена ещё более, чем в высокой церкви.
Широкая церковь пыталась примирить крайние тенденции в англиканстве. Существует в ней и стремление объединить все христианские направления. Однако в дальнейшем либерализм этой церкви увёл её в сторону критики Библии: подвергается сомнению богодухновенность Священного Писания и предлагается его историческое истолкование.
Евангелистское течение (вышло из недр низкой церкви) потребовало максимального упрощения обрядности. Его сторонники, в частности, выступают против установления на алтаре крестов и свечей, а также против коленопреклонений во время богослужения.
В разных англиканских церквах доля последователей этих пяти течений весьма различна.
Общая численность англикан во всём мире — 69 млн. человек. Свыше трети этого числа (25 млн.) приходится на Великобританию, что составляет 43,5% её населения. Значительные группы англикан имеются в Уганде (4,5 млн., или 24% всего населения), Нигерии (4,5 млн.), Южно-Африканской Республике (2,1 млн.), Кении (1450 тыс.), Судане (1 млн.), Танзании (950 тыс.), Руанде (600 тыс.), Зимбабве (238 тыс.), Малави (165 тыс.), Гане (160 тыс.), на Мадагаскаре (160 тыс.), в Бурунди (143 тыс.), Лесото (100 тыс.), Намибии (80 тыс.), Мозамбике (75 тыс.), Замбии (45 тыс.), Сьерра-Леоне (25 тыс.), Либерии (20 тыс.), Свазиленде (12 тыс.), Австралии (3670 тыс., или 22% населения), Новой Зеландии (732 тыс., или 22% населения), Папуа-Новой Гвинее (200 тыс.), на Соломоновых Островах (112 тыс., или 34% населения), в Вануату (25 тыс., или 15% населения), США (2445 тыс.), Канаде (848 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (153 тыс., или 12% населения), Ямайке (103 тыс.), в Гаити (93 тыс.), Гайане (78 тыс., или 10% населения), на Барбадосе (78 тыс., или 30% населения), Антигуа и Барбуде (36 тыс., или 42% населения), Багамских Островах (28 тыс., или 11% населения), Сент-Винсенте (20 тыс., или 17% населения), в Панаме (20 тыс.), Мексике (18 тыс.), на Бермудских островах (18 тыс., или 30% населения), Гренаде (14 тыс., или 14% населения), принадлежащих США Виргинских островах (14 тыс., или 12% населения), Сент-Китсе и Невисе (13 тыс., или 29% населения), в Парагвае (12 тыс.), Чили (12 тыс.), Белизе (11 тыс.), Малайзии (150 тыс.), на Филиппинах (100 тыс.), в Японии (58 тыс.), Шри-Ланке (50 тыс.), Мьянме (44 тыс.), Сингапуре (24 тыс.), Сянгане (23 тыс.), Бангладеш (13 тыс.), Ирландии (95 тыс.).
По этнической принадлежности значительная часть англикан либо англичане, либо лица британского происхождения (австралийцы, новозеландцы, американцы США, англоканадцы, англоюжноафриканцы), однако среди последователей англиканства всё более увеличивается доля представителей различных африканских народов.
Реклама: Аква город. Всегда в наличии отечественная сантехника в туле по ценам изготовителя.
Козыренко Л. В.
Г енезис и эволюция англиканской церкви
Причины Реформации в Западной Европе XVI века связаны с глобальными формационными и социокультурными процессами эпохи. Прежде всего — с разложением феодального строя, на смену которому шла новая -капиталистическая — формация. На место старых и отживших феодальных отношений, во главе которых стояли светские и духовные аристократы, шли капиталистические отношения, проводником которых были средние классы городской и сельской буржуазии с ее требованием «дешевой церкви». Католическая Церковь, выполнявшая идеологическую функцию сохранения «божественного происхождения» старого феодального строя, объективно стала тормозом для дальнейшего прогрессивного развития Западной Европы по пути капитализма. Поэтому, чтобы бороться со старыми общественными отношениями, нужно было сорвать с них ореол святости. А эта борьба неминуемо требовала изменения вероучительных начал Церкви и ее нового статуса в системе государственных взаимоотношений1.
Следующая причина Реформации — политическая. К XV — XVI вв. в Западной Европе все острее наблюдается процесс противодействия отдельных государственно-национальных образований космополитической политике вмешательства Католической Церкви в их внутренние дела. Это нашло выражение в выдвигавшихся требованиях создания национальных церквей, не подчиненных Риму.
Религиозный фактор также имел существенное значение для эпохи Реформации. Обмирщение и дискредитация образа католического духовенства к XVI веку достигает своего апогея. Это выражалось в постоянном обогащении и финансовых злоупотреблениях церковных феодалов и частыми примерами их неправедного образа жизни. Имя церковного клирика становится
нарицательным в общественном сознании.1 Наглядным примером моральных грехов Церкви был сам Рим вместе со своим первосвященником.
Видным предреформационным обличителем Католической Церкви в Англии был Дж. Уиклиф (1320 — 1384). Он не просто критиковал и обличал Церковь, а предлагал реформировать ее на ряде новых богословских начал. Уиклиф выступал против «обожествления» и преклонения перед папой, поскольку считал это определенной формой идолопоклонства. Он также резко выступал против монашества. В конечном итоге Уиклиф последовательно пришел к признанию того, что Священное Писание есть единственный источник религиозного знания, которое необходимо усвоить каждому верующему. Отсюда его стремление к переводу Библии на английский язык.
Островная обособленность Англии сказалась как на специфике церковной жизни, так и на политическом развитии страны. Поэтому церковные реформы в Англии приняли особую форму. Политическим подтекстом конфликта английской короны с Римом послужил развод короля с королевой и несогласие Папы на его новый брак. Генрих VIII (1491 — 1547) объявил самого себя главой Церкви (1534) — «единственным верховным земным главой Англиканской Церкви», провозгласив, тем самым, цезарепапистские претензии на духовную и светскую власть. Король установил, что он, вместо Бога и непосредственно после Христа, управляет Церковью; что он в своем королевстве — «как душа в теле, как солнце в мире». Парламент присоединился к этому решению. Сильное влияние королевской власти на Англиканскую Церковь сыграет впоследствии существенную роль в становлении и эволюции вероучения Церкви.
При Генрихе VIII разрешение на замещение высших церковных должностей переходит к королю. Он же стал получать аннаты (прежние сборы с епископов в пользу Римской курии) и десятины. Начинается
2 См.: Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993.
активная конфискация монастырских земель. Было упразднено около 400 монастырей.
Генриховские «10 членов» (статей) признавали источником христианского вероучения Библию, но наряду с ней допускали авторитет первых четырех Вселенских соборов. В них уже упоминается только о трех таинствах, но не отвергаются еще поклонение иконам, посты, молитвы за усопших, почитания святых и тайны пресуществления в Евхаристии. «10 членов» стали своеобразным синтезом католических и протестантских воззрений, что говорит об изначально выбранном «среднем пути» Англиканской Церкви, способствовавшим формированию специфики ее вероучения.
С целью дать верующим представление об основных истинах вероучения Англиканской Церкви, архиепископ Кентерберийский Т. Кранмер в 1553 г. составил 42 статьи, в которых опровергалось учение Католической Церкви, равно как и анабаптистов, а также учение Ж. Кальвина о предопределении. Некоторые из этих 42 статей почти дословно воспроизводили «Аугсбургское исповедание веры», составленное в 1530 г. Ф. Меланхтоном при непосредственном участии М. Лютера. Во время правления Елизаветы I (1558 — 1603) архиепископ Кентерберийский М. Паркер осуществил ревизию статей Т. Кранмера, в результате он изъял 5 старых, но добавил 2 новые статьи.
Англиканские статьи (39), в которых изложено англиканское вероучение, содержат доктрину о Троице, о Воплощении и Святом Духе (статьи 1 — 5), говорят об источниках веры, признавая только Писание и отвергая Предание (статья 6). Наряду с этим англиканские статьи принимают католическое учение о «филиокве» (статья 8), т. е. признают исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, и излагают общехристианское учение о грехе и искуплении рода людского Христом, положительно оценивая значение добрых дел для спасения (статьи 9 — 18). Англиканские статьи отвергают католические догматы о безошибочности Римского папы в вопросах веры и морали (статьи 19 — 20), а также существование чистилища
(статья 22). Из 7 католических (и православных) таинств англикане оставили только Крещение и Евхаристию как единственные, находящие обоснование в Писании (статья 25). При этом, признавая реальное присутствие Христа в хлебе и вине, англиканские статьи отвергают их пресуществление (изменение субстанции). В то время как католики и православные утверждают, что жертва в Евхаристии осуществляется каждый раз священником, получившим дар совершения таинства в силу своего посвящения в сан, англикане (как и другие протестанты) не признают священного характера литургии, полагая, что Христос принес свое тело в жертву на кресте лишь однажды, раз и навсегда, а потому Евхаристия воспринимается ими как символическое действие, а не как таинство (статья 28). Англиканские статьи допускают брак священнослужителей (статья 32) и признают юрисдикцию над Церковью в Англии короля, но отвергают при этом юрисдикцию над нею Римского папы (статья 37).
Воля королевской власти играла важнейшую роль в определении того, как будет проводиться дальнейшая политика в религиозной сфере. Основные черты устройства и доктрины Англиканской Церкви во многом определила Елизавета I (1558 — 1603), и не случайно день восшествия королевы на престол отмечается как праздник в Англиканской Церкви; данный факт свидетельствует о признании начала подлинной, последовательной Реформации в Англии именно с этого времени.
Придя к власти, Елизавета последовательно шла к протестантизму, но делала это умеренными шагами. Далеко идущая реформация по кальвинистскому образцу, по ее мнению, оскорбила бы ее подданных -католиков. Этот вариант проведения реформ также дал бы возможность укорениться в стране международным религиозным силам, которые могли бы бросить вызов ее власти. По этой причине Елизавета заблокировала попытки дальнейших реформ в религиозной сфере по образцу швейцарских реформированных церквей.
29 апреля 1559 года в стране был принят Билль о королевском
верховенстве в Церкви (The Supremacy Bill). Королева становилась «Верховным правителем» (Supreme Governor) Церкви. Билль 1559 года представлял собой via media (средний путь), составленный с целью включить в Церковь, благодаря неопределенности доктринальных формулировок, как можно большее число приверженцев. Данный факт в последующем сыграл значительную роль в появлении различных религиозных мировоззренческих направлений и движений в лоне Англиканской Церкви.
Еще одним документом, определившим дальнейший строй Англиканской Церкви, стал Билль о единообразии (The Uniformity Bill). В качестве приложения к нему был принят молитвенник, сознательно составленный таким образом, чтобы удовлетворить как сторонников сохранения традиции, так и протестантов. Прежде всего это касалось понимания Евхаристии, в котором соединялись две трактовки — из старого и нового молитвенников: «Тело Господа нашего Иисуса Христа, которое дается тебе, сохраняет твое тело и душу к вечной жизни» (из молитвенника 1549 г.); «прими и вкушай его в воспоминание о том, что Христос умер за тебя, и укрепляйся Им в твоем сердце верой с благодарением» (из молитвенника 1552 г.). Двусмысленность этих двух выражений привела к различным толкованиям сущности Евхаристии. Консерваторы в словах первой части могли видеть сохранение учения о реальном присутствии Христа в Евхаристии. В содержании второй части можно было видеть протестантскую идею причастия как символического воспоминания о Христе.
Период 1558 — 1563 годов был временем, когда начал определяться облик Англиканской Церкви в доктрине, обрядах, облачениях священников. Королева зачастую непосредственно влияла на принятие решений в религиозных вопросах. В частности, Елизавета одобрила издание в 1560 году англиканского молитвенника на латинском языке.
В 1559 — 1560 годах утвердилась новая система управления Церковью. От имени королевы по епархиям были проведены визитации для проверки исполнения новых порядков. Елизавета действовала как глава Церкви через
особый, созданный с этой целью орган — Центральную церковную комиссию. Из нее вырос впоследствии суд Высокой комиссии, который активно боролся с пуританским движением, ратовавшим за более последовательную реформацию Англиканской Церкви.1 Для проведения реформации по плану королевы во всех провинциях страны было создано шесть визитационных комиссий, подчинявшихся центральной в Лондоне.
Основой для проведения визитаций в 1559 году были изданные в этом же году специальные королевские «Предписания» . Они требовали установления в английских приходах служб на родном языке и предполагали регулярную проповедь для прихожан. Способные к этому священники должны были проповедовать раз в месяц. Неспособные или не живущие в приходе (были священники, имевшие по несколько приходов) должны были обеспечить своими усилиями или за счет своих средств как минимум ежеквартальную проповедь.3 Этими королевскими распоряжениями разрешался брак духовенства. В приходах должны были также существовать описи имущества. В «Предписаниях» содержались намеки, что часть церковного имущества может быть или конфискована, или, как не соответствующая новой религиозной доктрине, уничтожена. Из других важнейших положений, вокруг которых уже шла борьба с радикальными реформаторами, королевские «Предписания» устанавливали возможность сохранения образов в церкви. В облачениях священников они предписывали ношение ризы в тех случаях, когда служба заканчивалась причастием.
Проведенные визитации носили радикальный характер. В приходских церквах были уничтожены и больше не восстановлены образа, каменные алтари были заменены деревянными столами, служившими для причастия, уничтожены были статуи, забелены разрисованные стены, сохранились лишь
2 Ibid. P. 163.
4 Ibid. P. 135.
надписи с цитатами из Священного Писания.1
Еще одним камнем преткновения была органная музыка. В Лондоне в некоторых церквах в ходе визитации уничтожили органы, в то время как королевские «Предписания» ясно высказывались за продолжение их использования. Благорасположение королевы сохранило эту черту англиканского богослужения, хотя и не везде. Там, где пуритане имели
влияние, органы были разрушены. Елизавета предпочитала сохранявшее целибат духовенство, которое, однако, не получило законодательного выражения.
Елизавета стала активно распоряжаться церковной собственностью. Доходы Церкви облагались высокими налогами, а придворные получали на выгодных условиях в аренду церковную собственность. Королева собирала церковную десятину в приходах, где это право принадлежало ей, и продавала его, чтобы единовременно получить больший доход. За годы своего правления она продала право взимания десятины в 2216 приходах. Королева собирала также доходы с епархий, остававшихся вакантными.
В первые же годы правления Елизаветы строй установленной ею Церкви стал подвергаться методичной критике со стороны пуритан. Критика касалась прежде всего обрядов, церемоний, облачений священников. Исследователи отмечают, что пуритане были против (при крещении ребенка) ориентации заменившего алтарь стола для причастий на Восток. Не допускали пуритане и крещения детей повивальными бабками в случае угрозы для жизни ребенка, считая, что совершение крещения любой ценой превращает его в магический акт, от которого не зависит спасение1. Пуритане также были против ношения стихаря священниками и обряда конфирмации, опускания на колени при причастии, ношения обручального кольца, обряда очищения женщин после рождения ребенка и т. д. Идеалом
5Haugaard WP. Op. cit. P. 184.
1 Haugaard WP. Op. cit. Р. 12, 122. .
для пуритан были швейцарские реформированные церкви, их доктрина и строй управления.
Важнейшим эпизодом в борьбе радикальных реформаторов за дальнейшие изменения церковного строя в этот период стала конвокация (заседание англиканского синода) 1563 года. Главным ее итогом было принятие упоминавшегося выше англиканского символа веры — 39 статей с официально утвержденным сборником проповедей. В них не вошли предложения радикальных реформаторов по внесению изменений в молитвенник, в церковные обряды и облачения священников.
Вместе с 39 статьями конвокация утвердила и официальный сборник проповедей. Необходимость его была связана с тем, что не все священники Англиканской Церкви могли самостоятельно подготовить квалифицированный текст проповеди. Более того, не хватало священников на все приходы, и была учреждена даже особая должность из мирян — чтецы, читавшие эти проповеди. Этот порядок должен был компенсировать нехватку проповедующих священников и считался временным. Не следует упускать из виду и еще одну его функцию: он должен был обеспечивать гарантированное совершение проповедей по официальному образцу, а не в соответствии со вкусами сторонников дальнейших реформ.
В 1565 — 1566 годах Англиканскую Церковь сотрясал спор об облачениях священников и церемониях, в которых не было единообразия. Священники придерживались разных молитвенников и самовольно вводили различные нововведения; иногда причастие принималось с опусканием на колени, иногда сидя или стоя. Не было единообразия и в установлении места для принятия причастия. Ношение предписанных облачений священники также оставляли на свое усмотрение.
Поскольку любая организация, в том числе и Церковь, держится на единообразии, и при его отсутствии начинает слабеть, королева решила принять ряд серьезных мер по наведению порядка в этом вопросе. Как глава Церкви она в 1565 году велела расследовать все отклонения при совершении
богослужения и в облачениях и предпринять меры против несогласных с официальной линией — нонконформистов. Тогда же этот термин стал входить в оборот в качестве одного из синонимов в обозначении принадлежности к формирующейся пуританской партии. У не подчинившихся требованиям властей священников отбирались лицензии на право проповеди, они также лишались приходов.
Внешне завязавшаяся в Англиканской Церкви борьба по вопросу об облачениях могла показаться спором тривиальным, но совсем иначе думали пуритане. При всей своей внешней незначительности традиционные облачения напоминали им о связи с Католической Церковью и о необходимости избавления от прошлого.
В споре между сторонниками англиканской и пуританской партий решающее значение для его исхода и дальнейших судеб Англиканской Церкви опять же имела позиция королевы. Она руководствовалась прежде всего интересами укрепления своих позиций как главы Церкви и не собиралась разделять с кем-то решающую роль в этих вопросах. Знаменательно, что при Елизавете никто из европейских реформаторов не был приглашен в Англию. Англиканская Церковь стала обретать более отчетливый национальный характер.
Важной составной частью религиозной политики Елизаветы было также ее отношение к английским католикам. Эта политика в первое десятилетие ее правления отличалась исключительной мягкостью. Дело доходило до того, что в Риме вплоть до середины 1560-х годов не теряли надежд вернуть Англию в лоно католицизма.1 Историк В. Хогаард считает, что королева намеренно не делала определенного заявления об отношении к Риму, питавшему надежду на то, что Англия пришлет своих представителей на
1 Иаи§аагё ‘.Р. Ор. ск. Р. 292.
Тридентский собор 1545 — 1563.6 Таким способом королева стремилась также умерить требования сторонников продолжения реформ в Церкви, испугать их угрозой возвращения в лоно католицизма и сплотить вокруг себя верных ей епископов.
Подводя итог, можно с уверенностью заключить, что роль королевской власти в оформлении Англиканской Церкви была решающей. Королева Елизавета и ее окружение по праву могут быть признаны «архитекторами» англиканского вероисповедания.
В целом Реформация в Англии была менее радикальной, чем в других странах. Несмотря на влияние таких лидеров Реформации, как М. Лютер и Ж. Кальвин, а также долгие и горячие споры о том, в каком направлении следует идти, реакция на реформы Английской Церкви была более консервативной, чем на континентальной Европе. Церковь Англии сохранила многие старые религиозные формы: она продолжила апостольское преемство, рукополагая епископов, священников и диаконов; ее литургия осталась в большей степени «католической», чем богослужение кальвинистских церквей; ее богословие — сакраментальным. От Реформации она восприняла такие черты, как акцент на необходимости совершать богослужение на языке, понятном обыкновенным людям, и важности участия в нем мирян, а также на особой значимости библейских чтений и проповеди.
Две наиболее значительные книги XVII в., которые обозначили особый характер Англиканской Церкви как одновременно «католической и реформатской», — это английский перевод Библии, опубликованный в 1611 г. под эгидой короля Якова I (King James’s Bible), и «Книга общих молитв» (Book of Common Prayer), завершенная в 1662 г., которой было суждено неизменно сохранять свое влияние на характер Англиканской Церкви в течение последующих трех столетий. Последующие правители будут пытаться маневрировать между своими католическими и протестантскими
6 На этом соборе были подтверждены догматы Католической Церкви и приняты постановления, касающиеся церковной дисциплины. На нем протестантское вероучение было предано анафеме. В Триденте было вновь подтверждено, что авторитет пап выше авторитета соборов.
подданными, чтобы удерживать Церковь Англии на том «срединном пути», по которому ее направили их предшественники.
В англиканской теологии изначально сложилась традиция не создавать какие-либо теологические дефиниции, поскольку именно они являлись причиной расколов в раннем и средневековом христианстве. В разнородности теологических формулировок англикане усматривают богатство содержания и ценностей христианства. По их убеждению, разнородные концепции христианства ведут к более глубокому пониманию истин Откровения. В связи с этим в англиканской теологии сложилось понятие comprehensiveness (непереводимое понятие), имплицирующее возможность двойственной ориентации — как католической, так и евангелической, что позволяет осуществлять на выбор т. н. via media в интерпретации истин и в формировании основ религиозной жизни.
Представленный выше подход — одно из завоеваний периода Реформации. Различные интерпретации религиозных истин реформаторов (лютеранская, кальвинистская и др.) требовали в этом случае от верующего личного решения при выборе того, что казалось ему наиболее соответствующим. Однако, чтобы избежать индифферентизма или субъективизма в истолковании основных истин веры, был предложен т. н. egreement, который означал общее согласие верующих (consensus fidelium) в области вероучения либо понимания религиозной жизни. В egreement Англиканская Церковь усматривает гарантию силы и прогресса, вытекающие из единства в вере.
Все проблемы вероучения разрабатываются комиссией, состоящей из иерархии и мирян. Опыт comprehensiveness и egreement, по убеждению англикан, является вкладом их Церкви в общецерковный экуменизм. Средством, способствующим нормативному установлению теологической доктрины, кроме Библии и Традиции (в виде признания решений первых четырех Вселенских соборов), является т. н. common sense (здравый смысл), благодаря которому интуитивно оцениваются правильные или неправильные
доктринальные формулировки либо религиозные практики. Это, с точки зрения англикан, не прагматизм, а следование словам Христа: «… по плодам их узнаете их» (Мф 7 : 20). Это также и не утилитаризм, а христианский социальный экзистенциализм, вытекающий из «общностного» сознания.
Учитывая тесную связь доктрины с жизнью, можно сказать, что англиканская теология имеет литургическую направленность. Важнейшую роль здесь, помимо 39 англиканских статей, играет Book of Common Prayer. Теологическая доктрина без связи с литургией имеет адиафорический характер (от греч. adiafora — безразличные вещи; термин, используемый в этике и моральной теологии для обозначения морально индифферентных проблем и действий), поскольку, как учит Англиканская Церковь, сущность христианства составляет культ.
Другой особенностью англиканской теологии является ее библейская направленность. Это выражается в англиканском пиетизме1 — религиозномистическом настроении и благочестии при чтении текстов Ветхого и Нового Заветов во время литургии. Религиозное и нравственное сознание англикан формируется не определенной системой морали, а Словом Божьим, т. е. непосредственно самой Библией, показывающей как идти по пути Христа.
Наряду с этим англиканская теология имеет экуменический характер. Она изначально ощутила на себе влияние других конфессий, но сохранила при этом собственное доктринальное единство. Несмотря на униформистскую деятельность государства, Церкви удалось в своей теологии сохранить одновременно католическую и евангелическую ориентацию, что сегодня можно считать существенным вкладом в современное теологическое сознание.
Экклезиология (учение о Церкви) в англиканстве во многом согласуется с католической трактовкой. Согласно ей, Церковь дает человеку ключ к
1 Подробно о пиетизме см.: Овсиенко Ф. Г. Пиетизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2001. Т. III. С. 231.
пониманию содержания Божьего Откровения, гарантом которого выступает авторитет Бога. С одной стороны, Церковь человеческим авторитетом обосновывает Священное Предание, с другой — Священное Писание авторитетом Бога обосновывает свою подлинную истинность. Связь и преемственность первоначальной Церкви с современной приводит к убеждению в священном характере последней.
Это, однако, не мешает англиканским теологам с католической ориентацией утверждать, что доктринальные определения соборов обладают только человеческим авторитетом, а следование им является сугубо внешним. Статус полной безошибочности эти определения обретут лишь тогда, когда они будут признаны всем церковным сообществом. Коль скоро характеристика вечности свойственна лишь всей Церкви, а не ее представителям либо локальным церквам, Вселенская Церковь не может заблуждаться в вере (что, например, может произойти в небольших общинах Церкви). С точки зрения Англиканской Церкви, Священное Писание содержит в себе фундаментальные истины, которые явно предстают перед нами как «откровенные», а также истины второстепенные, менее ясные либо многозначные. Всякий читающий Библию обязан верить в то, что он сам убежденно принимает в качестве необходимого для спасения.
Наличие церковной иерархии, а также официально назначенных священнослужителей Церкви закреплено в 23-ей статье «Англиканских статей». В ней, в частности, говорится, что ни один человек не имеет права самовольно читать публичные проповеди или совершать церковные службы, если он только официально не назначен и не уполномочен на это церковным руководством. Более того, статья 24-ая («О недостойных церковных служителях, богослужение которых не умаляет благодатный эффект от принятия Святых Таинств») в католическом духе излагает получение «благодати» церковных таинств от «неправедных служителей».
Во введении одного из основополагающих документов Англиканской Церкви — «Огётайо” — подчеркивается, что Англиканская Церковь намерена
продолжать практики ранней Церкви, поскольку они установлены Христом. Исторический епископат апостольского происхождения благодаря преемству составляет единственную гарантию божественного характера Церкви.
Теологическая интерпретация иерархической структуры Церкви выражается в двух теория. Согласно епископальной теории, единственным правящим органом ранней Церкви был установленный Христом епископат, который стал основой других функций в Церкви (священничества и диаконата). Согласно пресвитериальной теории, епископство выводится из священничества (через выбор, признание и посвящение). Таким образом, управление в Церкви покоится на пресвитерстве, а из диаконата выводятся низшие иерархические степени.
Вопрос о том, определяется ли сущность Церкви ее иерархической структурой, также был предметом длительных споров, в результате которых широко распространились два направления интерпретации. Согласно первому, иерархическая структура составляет сущность (esse) Церкви. Согласно другому направлению, иерархическая структура является лишь лучшей формой (bene esse) ее организации и, следовательно, общину, не имеющую иерархии, также можно было бы считать Церковью. Указанные позиции нашли поддержку на Ламбетской конференции 1948 г. Убеждение, что иерархическая структура является знаком «вселенскости», или полной сущности (plene esse) Церкви, является официальной интерпретацией.1
Некоторые из 39 статей содержат в себе одновременно как католические, так и протестантские основы вероучения. Такого рода смешение приводит к определенным противоречиям и позволяет говорить об эклектичности англиканского вероучения.2
Англиканская иерархия состоит из епископов, священников и диаконов (как и в католицизме), во главе ее стоит архиепископ Кентерберийский с титулом «примаса всей Англии». Второе место по значимости занимает
1 См.: Anglican Communion // Encyklopedia Katolicka. ТТ. 1-10. Lublin. Т. 1. S. 579 — 597.
2 См.: Полякова Е.Ю. Государственная Церковь Англии // Очерки западного протестантизма. М., 1995. С. 117.
архиепископ Йорка с титулом «примаса Англии». В каждой епархии наряду с епископом-ординарием имеются епископы-викарии с титулом одного из епархиальных городов (suffragan bishop) и епископы на пенсии (без титула), оказывающие помощь в пастырской работе.
Епархии делятся на архидиаконаты, те в свою очередь — на деканаты, а деканаты — на приходы. В 28 старейших епархиях, существующих еще с дореформационных времен, имеются также кафедральные капитулы (советы при епископах). В 43 епархиях действуют 30 духовных семинарий.
В настоящее время высшая форма внутреннего церковного правления -Синод Церкви Англии (The National Assembly of the Church of England) -состоит из 43 ординарных епископов (палата епископов), 350 священников (палата клира) и 350 мирян (мужчин и женщин — палата светских). Он собирается на свои заседания трижды в году и представляет Церковь в ее отношении к короне и парламенту. Локальные синоды существуют в церковных провинциях (Provincial Convocation), епархиях (Dioecesan Conference), архидиаконатах (Archidiaconal Conference), деканатах (Ruridecanal Conference) и приходах (Parish Council). Эти синоды состоят из духовных и светских лиц и занимаются преимущественно финансовыми делами, бенефициями и пастырством.
Иерархия и администрация Церкви Англии тесно связаны с государством. Монарх, коронуемый Церковью, является «высшим правителем Церкви». Он назначает архиепископов, епископов, деканов и каноников по предложению премьера. Монарх обладает правом надзора за богослужениями. Он также и высшая апелляционная инстанция по церковному судопроизводству. Статус Англиканской Церкви подразумевает, что она пользуется привилегиями, в которых отказано другим конфессиям (принимать участие в коронации монарха; 24 места в Парламенте; наличие статуса благотворительной организации; государственный статус
христианских праздников и т.д.)1. Оба англиканских архиепископа и епископы Лондона, Дурхама и Винчестера, а также 21 другой (по очередности их назначения) епископ входят в Палату лордов.
Церковь Англии (Church of England) является членом Англиканского Сообщества, объединяющего 37 церквей и 8 общин в 161 стране мира; помимо самой Церкви Англии в Сообщество входят: Церковь в Уэльсе, Протестантская епископальная Церковь в США, Англиканская Церковь Канады, Церковь Англии в Австралии, Церковь провинции Южной Африки и другие.2 Число верующих в Сообществе — 70 млн. человек, из них 26 млн. человек — в Великобритании. Англиканское Сообщество представляет собой объединение церквей, которые восходят к Англиканской Церкви, находятся в евхаристическом общении между собой и признают первенство кафедры архиепископа Кентерберийского
Англиканская Церковь имеет миссии в Африке, Латинской Америке, Австралии, Азии, Бразилии, Канаде, США. В ряде стран учрежденные в свое время миссии переросли в автономные общины Англиканской Церкви.