Содержание
Биография
Врожденный талант народного артиста РФ Евгения Стеблова переоценить действительно сложно: этот актер поучаствовал в таких картинах, которые со временем стали классикой жанра. Евгений Юрьевич показал себя как разноплановый артист, например, он умудрился выступить в роли Иоганна Себастьяна Баха («Ужин в четыре руки», 1999) и перевоплотиться в князя Алексея («Сибирский цирюльник», 1999). Когда актеру в 2010 году исполнилось 65 лет, его лично поздравил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Детство и юность
В 1945 году заканчивается Великая Отечественная война: вечером 8 мая вооруженные войска Адольфа Гитлера отступают, что становится для СССР началом жизни с чистого листа. У народа появляется вера в светлое будущее, а руководство Советского Союза под предводительством Сталина разрабатывает четвертый пятилетний план, который должен восстановить народное хозяйство и промышленность страны. Именно в это смутное и пока еще непонятное время 8 декабря 1945 года в Москве родился великий актер – Евгений Стеблов.
Актер Евгений Стеблов
Семья Евгения происходит из древнего рода дворян: его прапрадед – Павел Акинфиевич – служил на заводе Демидовых, а сын Павел Павлович был генералом, депутатом городской думы, а также директором мужской гимназии в Рыбинске. По слухам, в музее этого города хранится фотография Владимира Александровича, брата Александра III: на снимке запечатлен великий князь в окружении первых лиц Ярославской области, среди которых значатся прадед актера, а также Сергей Владимирович Михалков – дальний родственник Никиты Михалкова.
Евгений Стеблов в детстве и юности
Примечательно, что дедушка Евгения – Виктор Павлович – вел себя скромно и не делал свое знатное происхождение достоянием общественности, предпочитая указывать в графе социального положения, что он не из рода дворян, а из «служащих». Маленький Женя рос и воспитывался в среднестатистической квартире советского типа, которая была расположена неподалеку от Северо-Восточного округа Москвы – Марьиной рощи. Как известно, эта местность имела дурную славу и ассоциировалась у жителей столицы как криминальный район. Поэтому ночной шум на улице и драки хулиганов стали привычными для многих семей.
Маленький Евгений Стеблов вместе с родителями
Отец будущего актера – Юрий Викторович – трудился радиоинженером и был ревностно увлечен своей профессией; мать Евгения – Марта Борисовна – работала учительницей, а позже стала директором школы. В интервью актер вспоминал, что на каждое торжество на столе вместе с праздничным пирогом стоял новенький радиоприемник, собранный его отцом (правда, потом Юрий его все-таки разбирал и принимался за новый). Также в силу специальности главы семейства в доме Стебловых появился телевизор, что для тех времен считалось невиданной роскошью. Благодаря этому чудо-аппарату Женя обзавелся многочисленными знакомыми: с интеллигентным мальчиком старались общаться даже отпетые хулиганы.
Евгений Стеблов в молодости
Евгений Юрьевич рассказывал, что в детстве на зависть другим детям он не ходил в садик: летом ребенок резвился в деревне, а зимой, пока родители были на работе, за Женей присматривали родственники. Большую часть своего времени мальчик проводил с дедушкой: они часто гуляли по Останкинскому парку и посещали музеи. Примечательно, что Шереметьевский театр оставил в душе мальчика неизгладимые впечатления.
Молодой Евгений Стеблов
Наблюдая за красочной игрой актеров, Женя воодушевился тем, что все герои – это не сказочные персонажи, а обычные люди, переодетые в сценические костюмы и маски. Поэтому, когда остальные мальчики мечтали о профессии космонавта или пожарного, юноша понял, что его судьба непременно будет связана с актерским мастерством. В комнате Жени даже был свой собственный кукольный театр, а все игрушечные «лицедеи» изготавливались его бабушкой.
Театр
Юрий и Марта не препятствовали увлечению своего чада, однако все же мечтали, что Женя выберет гуманитарную стезю. В надежде на то, что их сын станет учителем филологии, мама и папа будущего актера не пожалели денег на репетитора по литературе, который, по их мнению, должен был направить юношу на «истинный путь». Но по иронии судьбы преподаватель оказался страстным любителем театра, и именно он посоветовал Стеблову записаться в драматический кружок.
Евгений Стеблов в молодости
Евгений Юрьевич часто вспоминает о былых временах, проведенных в студии при драматическом театре имени К.С. Станиславского. И это неудивительно, ведь актеру приходилось общаться с будущими мэтрами российского кино – Инной Чуриковой, Никитой Михалковым, Александром Пашутиным и другими знаменитыми деятелями.
Евгений Стеблов в спектакле «Свадьба Кречинского»
После окончания школы Стеблов не подчинился родительской воле и стал студентом Театрального института имени Бориса Щукина – одного из самых престижных вузов страны. По слухам, российская актриса Цецилия Мансурова (знакомая бабушки Евгения) помогала молодому человеку в подготовке к вступительным экзаменам. Первоначально будущий актер хотел стать учеником МХАТа, однако приемной комиссии не понравилось выступление Евгения, который страстно читал стихи Владимира Маяковского.
Евгений Стеблов в театре
Окончив вуз, с 1966 года Евгений Юрьевич служит в Ленкоме, с 1967 по 1968 года работает в театре Советской армии, а в 1969-ом Стеблов переходит в театр им. Моссовета, на подмостках которого выступала Фаина Раневская. Он играл в таких классических спектаклях, как «Старик» (М. Горький), «Вишневый сад» (А. Чехов), «Василий Теркин» (Твардовский), «Бабье лето» (Менчелла) и т.д.
Фильмы
Впервые перед режиссерскими камерами Евгений Юрьевич появился в 1958 году – это была драма «Юность наших отцов». Однако мимолетная роль не принесла популярности Стеблову (имя молодого человека не указали в титрах). Зато уже в 1969 году актер принимает участие в культовом фильме, который был на слуху чуть ли не у каждого советского школьника и взрослого. Это была картина Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», где Евгений сыграл незаурядного юношу, мечтающего об отсрочке в армии, Сашу Шаталова.
Евгений Стеблов в фильме «Я шагаю по Москве»
С первых дней на съемочной площадке молодой человек показал себя как профессиональный актер. Поэтому неудивительно, что именитые режиссеры чуть ли не каждый год приглашали Стеблова в свои фильмы. В фильмографии Евгения Юрьевича есть примечательные работы, которые вошли в историю кино. Несмотря на то что киноискусство идет в ногу со временем и появляются новые технологии, российские зрители все равно отдают предпочтение отечественным картинам, которые снимались в СССР.
Евгений Стеблов в фильме «По семейным обстоятельствам»
Евгения Стеблова можно увидеть в таких знаменитых киноработах, как «Перекличка» (1966), «Егор Булычов и другие» (1971), «Не ходите, девки, замуж» (1985) и т.д. Помимо прочего, в 1981 году актер вместе с Василием Ливановым, Виталием Соломиным и Риной Зеленой снялся в культовом детективе по роману Сэра Артура Конан Дойла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», где Евгений исполнил роль загадочного доктора Мортимера.
Евгений Стеблов в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
В 1982 году Стеблов снимается в детском мюзикле «Не хочу быть взрослым», в котором перевоплощается в Дмитрия Константиновича Орлова, отца Павлика. За эту роль артисту присвоили Государственную премию РСФСР имени Н. К. Крупской. Также в этой картине поучаствовали Наталья Варлей, Павел Винник, Нина Агапова, Валентина Ушакова и другие актеры.
Личная жизнь
В интервью Евгений вспоминал, что в детстве он был довольно влюбчивым: когда мальчику было 12 лет, он проявлял чувства к соседской девочке. По слухам, в молодости статный Стеблов (рост актера –185 см) пользовался повышенным вниманием у женского пола. Однако стоит сказать, что Евгений Юрьевич – примерный семьянин.
Евгений Стеблов с женой Татьяной Осиповой и сыном Сергеем
В 1971 году актер нашел свое счастье и сделал предложение руки и сердца Татьяне Осиповой, работавшей финансистом. В 1973 жена родила ему сына Сергея, который пошел по стопам отца. После смерти Татьяны в 2010 году Евгений женился во второй раз на Любови Глебовой.
Евгений Стеблов и Любовь Глебова
Из биографии актера известно, что он – верующий человек. В 1976 году мужчина попал в автомобильную аварию и чудом остался в живых. До трагического события Евгения Юрьевича пригласили в картину Трилецкого «Неоконченная пьеса для механического пианино», однако Стеблову не было суждено поучаствовать в этом фильме, так как после несчастного случая актеру понадобились месяцы реабилитации. Автокатастрофа заставила его заново взглянуть на жизнь:
«Тогда Господь меня остановил: «Одумайся! Переоцени свою жизнь. Какое твое место в ней?» И, возможно, это был один из существенных толчков к перемене моего мировоззрения. Меня это подтолкнуло к Богу. Может, это и раньше жило во мне, но я не понимал» – признавался актер в интервью. Евгений Стеблов в 2017 году
Помимо прочего, Евгений Стеблов попробовал себя в качестве писателя: в 2005 году выходит его книга «Против кого дружите?» Также известно, что актер неравнодушен к политике, например, в 2014 году он поддержал стратегию В.В. Путина на Украине и Крыму.
Евгений Стеблов сейчас
Евгений Стеблов не участвует в режиссерских работах с 2015 года: тогда он появился в документальном фильме «Сохрани мою речь навсегда».
Фильмография
Фото Артем Геодакян/ТАСС
Единственный сын актера Евгения Стеблова оставил благополучную мирскую жизнь и посвятили себя Богу. Случилось это в 2010 году, в день рождения старенькой мамы звезды фильма «Я шагаю по Москве». Любимый внук Сережа приехал поздравить Марту Борисовну, а попрощался навсегда.
Единственный сын Евгения Стеблова родился в 1973 году в браке актера и финансиста Татьяны Осиповой. Сергей Стеблов окончил Театральное училище имени Щукина, успешно снимался и снимал фильмы. А в 2010 году ушел в Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь. Решение молодого человека не было скоропалительным. Сергей шел к нему много лет.
Несколько лет наследник актера ездил трудником на Соловки. Но окончательное решение принял после посещения Оптиной пустыни. В монастырь он ушел после смерти мамы. До того времени боялся, что она не выдержит такого удара: у Татьяны Ивановны был врожденный порок сердца. «При жизни мамы я не решался, ее это убило бы…», — написал он отцу, прощаясь.
Фото: СОЦСЕТИ
Год Сергей провел в обители трудником — работал и молился. Сын народного артиста служил кухне, потом работал на скотном дворе. Через год его произвели в послушники. «Это первый чин. Заполняется анкета. Ее утверждает патриарх. Шьется подрясник, и в храме происходит чин одевания», — рассказывал Евгений Стеблов.
Спустя еще три года Сергей стал иноком. У него появились ряса. Евгений Юрьевич смирился с решением сына. «А куда мне деваться? Значит, на то воля Божья. Каждому человеку Господь посылает свою судьбу. Я увидел, что он там всем нужен, к нему хорошо относятся. Да и благочинный говорил мне о сыне добрые слова…», — цитируют актера «Аргументы и Факты».
Евгений Стеблов с женой Татьяной Осиповой и их сыном Сергеем. Фото: personastars.com
Дважды в месяц актер разговаривает с сыном по телефону, а раз в год двумя самолетами добирается до Соловков, чтобы повидаться с Сергеем. Обычно свидание длится неделю. Поначалу именитый артист жил в гостинице вне монастыря. Потом по приглашению руководства обители стал селиться в гостевых покоях.
Евгений Стеблов фотография
Детство Евгения прошло в коммунальной квартире на проспекте Мира рядом с Рижским вокзалом и Марьиной Рощей, которая имела дурную славу, а проще говоря была бандитским районом. Соседи по квартире звали Стебловых «антилигентами». Как вспоминает сам артист — «очевидно из-за деда, который даже на коммунальную кухню не выходил без галстука». Отец — Стеблов Юрий Викторович был радиоинженером, мама — Стеблова Марта Борисовна работала учительницей. А маленький Женя не хотел быть ни инженером, ни учителем, он хотел стать артистом, чтобы изображать и инженера, и учителя, и еще много всяких разных людей.
Реклама:
Актерская биография началась с театра кукол. Папа сделал ему складную ширму, научил вырезать из картона кукольные головы. Сам Женя придумал делать куклы из резиновых клизм — вставлял стеклянные глаза, пробки вместо носа и вырезал рот. Становился за ширму, и начиналось представление. Со своим «театром» выступал в школе, в Доме пионеров — везде, где находились зрители.
Родители не препятствовали увлечению сына, но в будущем хотели видеть его филологом. Они наняли частного педагога по литературе, оказавшегося страстным любителем театра. Он и привел Женю в молодежную студию при Драматическом театре имени К.С. Станиславского. В числе студийцев были Инна Чурикова, Никита Михалков, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина, Яков Пакрас, Александр Кобозев. Этой блестящей молодой командой руководили режиссер Александр Борисович Аронов и актер Лев Яковлевич Елагин. «Мы чувствовали себя на седьмом небе» — так напишет о днях, проведенных в студии, Евгений Стеблов.
Судьба была решена. В 1962 году Стеблов поступает в Театральное училище имени Б.В. Щукина. И уже в 1963 году он становится знаменитым. На экраны с его участием вышел фильм Г. Данелия «Я шагаю по Москве» — фильм, как принято сейчас говорить, культовый для нескольких поколений. Успех был грандиозный. Героя Стеблова — смешного и трогательного подростка — полюбила и запомнила вся страна. Его узнают на улицах, у него выпрашивают автографы. В его жизни потом было много ролей и в кино, и в театре, он сыграл множество разных характеров, но из каждого выглядывал чудаковатый, трепетный, наголо остриженный жених из фильма Данелия. Это его первая главная роль в кино стала главным успехом в жизни. Многие зрители очень долго воспринимали артиста Стеблова прежде всего как исполнителя этой роли. Даже появился штамп зрительского восприятия Стеблова, и артист подыгрывал своим зрителям, сочувствующим его нескладным, неловким персонажам, которые вдруг неожиданно проявляли неслыханную мощь и силу характера.
Испытание славой — самое трудное, да еще в столь юном возрасте, но Евгений Стеблов его выдержал. И не только благодаря актерскому таланту, но и благодаря таланту человеческому. «Творчество не замыкается сценическим действием, творчество — это и любовь, и семья… Не знаю, где больше реальности — в моем существовании на сцене, на экране или в моей жизни, — это единый поток». Конечно, так говорить в 18 лет он не мог, но понимание, что его занятия искусством — это судьба, это образ жизни, данные ему свыше, у него было всегда. «Творчество имеет божественное начало. Я рассматриваю искусство как форму целительства. Актер, режиссер проецируют свой мир, создавая пространство, в которым людям, созвучным им, легче жить» — это скажет 50-летний актер, но такое знание не возникает вдруг, оно копится годами, чтобы обрести столь четкую форму.
В 1964 году режиссер Михаил Калик предложил Стеблову роль Володи Белова в фильме «До свиданья, мальчики». «Вот он — мой Володя Белов» — сказал про молодого артиста автор нашумевшей повести Борис Балтер. К сожалению, у этого, наверное, самого лучшего фильма Калика не было счастливой судьбы. Его запретили, широкого экрана он не увидел. После фильма «Я шагаю по Москве» Михалкова и Стеблова стали приглашать на роли молодых героев. Так они вместе снялись в фильме «Перекличка» Д. Храбровицкого. На съемках этой картины началась по-настоящему их дружба. Свой первый фильм «А я уезжаю домой», сделанный им еще во ВГИКе, Никита Михалков снял по его рассказу. Уже став знаменитым режиссером, он приглашал Стеблова в свои фильмы. В «Рабе любви» он сыграл Канина — звезду немого кино. Это была небольшая роль, но блистательно сыгранная, и она запоминалась. Стеблов наделил своего героя неестественно тонким голосом, подчеркивая несоответствие внешности и поведения героя-любовника на экране и его немужской сути в жизни. Отношение артиста к герою было ироничным, но не лишенным нежности. Образ получился объемным, смешным и трагичным одновременно. Стеблов должен был сыграть роль Трилецкого и в знаменитой «Неоконченной пьесе для механического пианино» . Но не случилось — из Праги, где снимался в совместном фильме, стремясь на съемки в Москву, артист попал в автомобильную катастрофу. Сыграл он у Михалкова в фильме «Несколько дней из жизни Обломова», снялся и в его картине «Сибирский цирюльник».
Вообще на счету Евгения Стеблова более 40 картин. Многие фильмы с его участием имели огромный зрительский успех, среди них — «Урок литературы», «Вас вызывает Таймыр», «Егор Булычев и другие», «По семейным обстоятельствам». За роль Димы в фильме «Не хочу быть взрослым» он получил Государственную премию РФ.
В 1966 году Стеблов окончил Щукинское училище. К этому времени он был уже популярным киноартистом, снялся в нескольких фильмах. Стеблов поступил в Театр имени Ленинского комсомола, потому что здесь работал один из «главных театральных лидеров 1960-х годов» Анатолий Васильевич Эфрос. Но проработал он здесь меньше сезона — театр разогнали. Успел сыграть Зубного врача в «Похождениях зубного врача» А. Володина, Витьку Аникина в «До свидания, мальчики» и яркий эпизод в «Судебной хронике» Волчека. Эфроса перевели в Театр на Малой Бронной, а Стеблова через военкомат мобилизовали в Театр Советской Армии. Его первый и единственный спектакль, сыгранный в этом театре, был «Часовщик и курица, или Мастера времени» И. Кочерги в постановке Л. Хейфеца. Стеблов играл Юркевича, роль была сложна технически — за время сценического действия артисту было необходимо сыграть четыре возраста героя. Для него взяли пьесу Г. Шпаликова «Поручик Каховский», он начал репетировать, но вскоре из-за творческих разногласий ушел из театра.
С 1969 года и по сей день Евгений Стеблов работает в Театре имени Моссовета. Дебютировал он в роли Павла в «Старике» М. Горького. Играл ярко, размашисто, свободно, даже вольно. Как говорят в театре, он «прошел», его здесь приняли. Стеблов выбрал Театр имени Моссовета, потому что хотел поработать с легендарными «стариками» — Раневской, Марецкой, Пляттом, Бирман, Орловой. «Это люди, у которых я чему-то научился, хотя специально они меня ничему не учили». Долгие годы шел с неизменным успехом спектакль «Миллион за улыбку» по пьесе А. Софронова. Стеблова ввели в этот спектакль, в котором с блеском импровизировали старейшие артисты театра. С удовольствием он включился в их игру, легко и свободно обращаясь с текстом этой незатейливой пьесы.
Стеблов — из тех артистов, которые не терпят режиссерского диктата, ему необходимо иметь свое свободное пространство. У Стеблова, выпускника Вахтанговской школы, сильно развито игровое начало. «Я всегда искал характер», — признаётся он. Обладая важнейшим и редким свойством — внутренней пластикой, он легко перевоплощается, сохраняя неизменной мягкость интонации и жеста. «Он все время примеряет на себя маску современного Пьеро, невольника духовности» — написала о Стеблове театральный критик М. Седых в рецензии на спектакль «Пять углов», в котором артист играл кавторанга Мишу. Действительно, в его облике есть что-то от Пьеро — в больших и немного грустных глазах, в полуулыбке, смахивающей на гримасу боли, но это маска, которая предъявляется, чтобы затем обнаружить неповторимость лица. Не случайно, что режиссер спектакля «Братья Карамазовы» П. Хомский предложил ему на выбор две роли: Смердякова и Алеши Карамазова — двух антиподов. Стеблов выбрал Алешу. Произошло то редкое совпадение психофизических данных артиста и роли, в результате которого рождается правда театра. Его Алеша брал на себя всю боль, все страдания мира. Он сочувствовал и жалел…
В одном из интервью Стеблов сказал, что мог бы сыграть из Достоевского еще и Мышкина. Судьба не подарила ему эту работу, но в его репертуаре через много лет появился Ростанев. «Алеша Карамазов, Мышкин, Ростанев — это три разных характера, но принадлежащих к одной тенденции, к одной авторской идее» — так скажет он позднее. Спектакль «Фома Опискин» по повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» П. Хомский выстраивал как сатирический памфлет, скорее в духе Салтыкова-Щедрина. Один Стеблов играл Ростанева по Достоевскому. В его герое было доверие и любовь к людям, но появлялись стойкость и мужество, когда за любовь приходилось бороться.
У Юрского он сыграл Платона в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского, с К. Гинкасом сделал Бракка в «Гедде Габлер» Г. Ибсена, с М. Вайлем — Мальволио в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира. Обычно Мальволио играют шаржировано, сочными, яркими красками, что называется, на публику. Стеблов же предложил свою, несколько иную трактовку этого комедийного персонажа — он играл предельно серьезно, тонко, даже с какой-то проникновенностью рисуя этого жалкого, самовлюбленного глупца. Образ получался необыкновенно смешной, но и трогательный.
У М. Козакова артист сыграл Баха в «Возможной встрече». Играть гения — задача не из легких. Стеблов играл прежде всего человека со своими слабостями, ранимого, подавленного непривычной для себя роскошью, чувствующего себя некомфортно рядом с импозантным и важным Генделем. В этой его человечности, в отрешенности от суеты, тщеславных устремлений, в его простоте и естественности угадывалась мощь таланта. Верилось, что этот внешне слабый человек — подлинный гений и потому он вызывает зависть у сильного и властного Генделя — М. Козакова.
Разные режиссеры, разные роли, разные характеры… Исполнительская манера актера обладает удивительным богатством, в ней сочетаются импровизационность и четкость рисунка, свобода актерского существования и жесткость формы, лирическая интонация и гротескность в изображении, психологическая точность и острая внешняя характерность. Последняя его работа в театре — Гаев в «Вишневом саде» А.П. Чехова в постановке Л. Хейфеца. Стеблов создает очень интересный образ. С одной стороны, он рисует абсолютно никчемного человека, пережившего свое время — замечательная сцена, в которой Лопахин говорит ему о деле, а он с тросточкой, с какой-то особенной походочкой прогуливается, не слушая, не желая слушать о том, что ему чуждо. С другой стороны, его Гаев со своими устаревшими ценностями необходим миру, без них мир станет беднее. Гаев Стеблова — дворянин в каждом своем слове, жесте, в чувстве собственного достоинства. Может, помогла в этой работе артисту память о деде, который был дворянского происхождения.
Своих дворянских корней Стеблов не скрывал, но и не афишировал, не афиширует их он и теперь, когда это стало модно. Точно так же, как в новые времена он не умалчивает о том, что был членом партии и даже заместителем секретаря парторганизации по идеологии. Тогда он считал, что жить социально активно можно находясь в этой структуре. После автомобильной катастрофы он по-новому взглянул на свою жизнь. «Это было моим вторым рождением, и духовным, и физическим одновременно. Я пришел к Богу, а потом к христианству». Для него смыслом и целью жизни стало «приближение к Богу», а заниматься творчеством, считает он, ему было дано свыше — во спасение…»
Творчество для Евгения Стеблова — это не только сыгранные роли в театре и в кино, не только его режиссерские работы, но и литература. В 1983 году в журнале «Октябрь» вышла его первая повесть » Возвращение к ненаписанному», которая была переиздана в Чехии. В 1997 году появилась книжка «Не я», а в 1999 году — «Против кого дружите». Его литературные произведения — это мемуары, блистательно написанные. Сюжеты его жизни становятся поводом для воссоздания целой эпохи. Кого только нет на страницах его книг: артисты, писатели, режиссеры, просто друзья, случайные попутчики. Стеблов удивительно честен, он ничего не приукрашивает и никого не обвиняет — он рассказывает о жизни, такой, как она есть. В его воспоминаниях есть и личная глава о любви, она посвящена его жене Тане. С Татьяной Ивановной Осиповой он прожил всю свою жизнь, несмотря на то, что к театру она не имеет никакого отношения, а, может быть, именно поэтому. У них сын — Сергей Стеблов, который пошел по стопам отца. Он окончил Театральное училище имени Б. Щукина, но, как и у отца, круг его профессиональных интересов очень широк. Он снимается в кино, уже написал пьесу «Пришельцы», которую поставили в театре «Вернисаж» и в которой играли оба Стебловых. Он пишет сценарии и пробует себя в телевизионной режиссуре.
Живет и работает в Москве.
Лучшие недели
Виктор Капитонов Посетило:10051 ![]() |
Михаил Жаров: и бандит, и князь, и милиционер Посетило:14170 ![]() |
Маргарита Назарова Посетило:74429 ![]() |
Евгений Стеблов
Евгений Юрьевич Стеблов. Родился 8 декабря 1945 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1993).
Евгений Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве.
Отец — Юрий Викторович Стеблов (1924—2000), радиоинженер.
Мать — Марта Борисовна, учительница.
Семья жила в коммуналке с родителями отца, на семью было две смежные комнаты — в одной жил он с мамой и папой, в другой — дедушка и бабушка. Как рассказывал актер, его дед — Виктор Павлович Стеблов — оказал на него большое влияние, «он был дворянин, занимал высокий пост, железнодорожный генерал», а воспитывал внука своим примером.
Евгений Юрьевич знает родословную, начиная от прапрадеда — Павла Акинфиевича Стеблова, который был крепостным на заводах Демидова в Нижнем Тагиле, затем проживал в Томске, стал купцом 3-й гильдии. Прадед актёра — Павел Павлович Стеблов (1850—1914) — купец, генерал, депутат городской думы, был инспектором и директором мужской гимназии в Рыбинске.
Дядя — Виктор Викторович Стеблов, был знаменитым в Москве библиофилом, директором книжного магазина «Москва» начиная с его открытия в 1958 году.
Бабушка была учительницей, как и его мама.
Отец в детстве соорудил для него домашний кукольный театр. «Я из него несколько лет буквально «не вылезал»», — вспоминал актер. А его мать обожала Московский Художественный театр, куда часто водила сына. Поэтому он вырос в атмосфере уважения к искусству.
Также с детства любил кино, по его словам, обожал Любовь Петровну Орлову — впоследствии ему повезло работать с ней в одном театре.
Родители хотели, чтобы он стал филологом, однако Евгений стремился на сцену. Как он рассказывал, его «крестной мамой в театре» стала знаменитая Цецилия Львовна Мансурова — первая исполнительница роли вахтанговской принцессы Турандот. Его бабушка была знакома с ней с детства и когда он собрался поступать на актерский факультет, то попросила свою старую знакомую посмотреть внука. «Моя бабушка нашла телефон Мансуровой, позвонила. Цецилия Львовна приняла меня у себя дома, я ей показался, и она посоветовала мне поступать, благословила меня», — вспоминал он.
После школы поступил в Театральное училище им. Б.В. Щукина, которое окончил в 1966 году. После вуза стал актером Московского театра им. Ленинского комсомола, в котором был занят в спектаклях: «Похождения зубного врача» А. М. Володина — зубной врач; «До свидания, мальчики» Бориса Балтера — Витька Аникин; «Судебная хроника» Я. И. Волчека.
В 1967—1968 годах служил в Центральном академическом театре Советской армии, играл в постановке «Часовщик и курица, или Мастера времени» Ивана Кочерги (режиссёр: Л. Е. Хейфец, роль — Юркевич).
С 1969 года — актёр театра им. Моссовета. Среди его работ в этом театре: «Старик» М. Горького — Павел; «Топаз» — Топаз; «Возможны варианты» — Игорь; «Братья Карамазовы» — Алеша Карамазов; «Пять углов» — кавторанг Миша; «Миллион за улыбку» А. Софронова; «Правда — хорошо, а счастье лучше» — Платон; «Гедда Габлер» — Бракк; «Двенадцатая ночь» — Мальволио; «Возможная встреча» — Бах; «Фома Опискин» — Ростанев; «Вишневый сад» — Гаев; «Василий Теркин»; «Турбаза»; «Комната»; «Егор Булычов и другие»; «Карнавал»; «Полиция»; «Как важно быть серьезным»; «Чайка».
В кино начал сниматься еще будучи школьником, с 1958 года. Первые роли были эпизодическими и его даже не указывали в титрах. А уже в 1963-м он получил свою первую звездную роль — Саши Шаталова в известной советской картине режиссера Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».
Евгений Стеблов в фильме «Я шагаю по Москве»
После этого фильма на него сразу обрушилась слава. Как отмечал Евгений Юрьевич, медные трубы ему удалось выдержать из-за повышенной требовательности к себе: «Меня спасал комплекс неполноценности, я часто себе не нравился. Когда началось повышенное внимание ко мне после фильма «Я шагаю по Москве», я не понимал, за что. Мне казалось, что это какой-то обман, сейчас все вскроется и будут бить. Только через несколько лет, посмотрев фильм и увидев себя на экране отстраненно, я понял, что хорошо там поработал. Никакого зазнайства у меня не возникало».
В целом же Георгий Николаевич Данелия открыл ему дорогу в большой кинематограф.
Далее были успешные работы в картинах «Первый троллейбус», «До свидания, мальчики». Правда, с последним фильмом возникли сложности. Сначала он не вышел на экраны в связи с наличием неприемлемых для того времени сцен. Картину порезали, а затем и во все задвинули на полку. Только в начале 1980-х фильм «До свидания, мальчики» вышел на экраны в первозданном виде.
Заметными стали его роли учителя Константина Михайловича в ленте «Урок литературы», геолога Андрея Гришко в приключенческом фильме «Вас вызывает Таймыр», актера Леши Канина в мелодраме «Раба любви».
В 1977 году на экраны вышел культовый советский фильм «По семейным обстоятельствам», в котором он исполнил роль зятя Игоря, который живет в квартире тещи (ее сыграла Галина Польских) и никак не может с ней ужиться.
Евгений Стеблов в фильме «По семейным обстоятельствам»
В 1984-м он получил Государственную премию РСФСР имени Н.К. Крупской за исполнение роли папы Димы в фильме «Не хочу быть взрослым».
В 1990-е наиболее заметной ролью стала роль великого князя в знаменитом фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». В 2000-е снимался в телесериалах. Среди его работ – ленты «Центральный округ», «Сыщики-2», «День Выборов», «Сыщик Путилин», «Привет, киндер» и другие.
Евгений Стеблов выступил как режиссёр ряда спектаклей. Написал повесть «Возвращение к ненаписанному» (1983). Иногда выступал на страницах СМИ со статьями.
Много снимался в документальных фильмах, посвященных ушедшим актерам.
В 2001 году Евгений Стеблов был ведущим телеигры «Клад графа N» на телеканале ТВЦ.
В 2004 году а Театральном центре СТД «На Страстном» поставил и сыграл главную роль в спектакле «Адвокат» Джона Мортимера.
12 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.
Евгений Стеблов в программе «Наедине со всеми»
Рост Евгения Стеблова: 185 сантиметров.
Личная жизнь Евгения Стеблова:
Первая жена — Татьяна Ивановна Осипова (1945—2010), финансист.
В браке 13 марта 1973 года родился сын Сергей, окончил Театральное училище имени Б. Щукина, был актёром, сценаристом, режиссёром, продюсером. В 2010 году поступил в Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.
Евгений Стеблов и первая жена Татьяна Осипова
После смерти жены Татьяны, с которой актер прожил 38 лет, он сильно переживал. Кроме того, кончина матери сильно повлияла на их сына Сергея. Поначалу он пропал и Евгений Стеблов несколько месяцев не знал, где он. Затем Сергей объявился, прислал письмо Евгению Юрьевичу, что решил стать священнослужителем и поселился в подмосковном монастыре.
Вскоре он встретил другую женщину.
Вторая супруга — Любовь Владимировна Глебова, финансист (имеет дочь и двух внуков). Их познакомили общие друзья.
Евгений Стеблов и вторая жена Любовь Глебова
На протяжении многих лет занимается йогой, имеет свою систему занятий.
Фильмография Евгения Стеблова:
1958 — Юность наших отцов — эпизод (нет в титрах)
1959 — Баллада о солдате — эпизод (нет в титрах)
1963 — Я шагаю по Москве — Саша Шаталов, друг Коли
1963 — Первый троллейбус — тунеядец-заика (нет в титрах)
1964 — До свидания, мальчики — Володя Белов
1965 — Перекличка — Саша Амельченко
1966 — Когда играет клавесин (короткометражный) — Костя, студент Константин Иванович
1968 — Урок литературы — Константин Михайлович
1969 — Похищение — Саша, пожарный, активист xудожественной самодеятельности
1970 — Вас вызывает Таймыр — Андрей Николаевич Гришко, геолог
1971 — Егор Булычов и другие — Тятин Степан, двоюродный брат Звонцова
1972 — Укрощение огня — Иннокентий Башкирцев, брат
1973 — Высокое звание — Ефим Захарович Корольков, красноармеец
1973 — Василий Тёркин (фильм-спектакль) — рассказчик
1975 — Раба любви — Лёша Канин, актёр
1976 — Топаз (фильм-спектакль) — Альберт Топаз, учитель в школе-пансионе
1976 — Рождение — Журавлев
1976 — Рассказы Марка Твена (фильм-спектакль) — Марк Твен
1976 — Принцесса на горошине — Поэт
1977 — Семейная история (фильм-спектакль) — Женя
1977 — Провинциальная история (фильм-спектакль) — Николай Аркадьевич Осинин
1977 — По семейным обстоятельствам — Игорь, зять
1977 — Любовь Яровая (фильм-спектакль) — Иван Колосов, телефонист
1978 — Расписание на послезавтра — Куликов, профессор, заведующий лабораторией
1978 — Пока безумствует мечта — Ширинкин, правая рука Щетинкина
1979 — Родное дело — Костя
1979 — Пена — Просов, жених Викторины, журналист
1979 — Несколько дней из жизни И.И. Обломова — отец Обломова
1979 — Дачная жизнь (фильм-спектакль) — Павел Матвеевич Зайкин
1980 — Ты должен жить — Дима Щепов
1980 — Бенефис Татьяны Дорониной (фильм-спектакль)
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — Доктор Джеймс Мортимер
1981 — Миллион за улыбку (фильм-спектакль) — Геннадий Карташёв
1981 — Безобразная Эльза (фильм-спектакль) — Уску Аалманен, студент-химик
1982 — Фитиль Путевка в жизнь, №244 (короткометражный)
1982 — Не хочу быть взрослым — Дима, папа Павлика
1982 — Культпоход в театр — Виктор Скоробогатов, писатель, автор пьесы
1984 — Осенний подарок фей — поэт
1985 — Русь изначальная — Ипатий
1985 — Не ходите, девки, замуж — Андрей, женский мастер-парикмахер
1986 — Суд над судьями (фильм-спектакль) — Рудольф Петерсен
1986 — Не забудьте выключить телевизор — Илья Степанович Гуров
1988 — Цитата (фильм-спектакль) — Антон Молочников
1989 — СВ. Спальный вагон — Иван Сидоров, снабженец
1989 — Комедия о Лисистрате (Lisistrata) — Агафон
1990 — Наш человек в Сан-Ремо — известный композитор
1990 — Каталажка — Валериан Николаевич Бочков, диктор на радио
1991 — Еврейское счастье (короткометражный) — Марк Гершенгорин
1993 — Налетъ — майор
1993 — Макаров — Федор Протасов
1994 — Чёрный клоун — Генрих, друг Эды
1998 — Сибирский цирюльникъ (Le barbier de Sibérie / Lazebník sibiřský) — великий князь
1999 — Фома Опискин (фильм-спектакль) — Егор Ильич Ростанев
1999 — Ужин в четыре руки — Иоганн Себастьян Бах
2000 — Новый год в ноябре — Искрин
2000 — Любовь.ru
2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — доктор Джеймс Мортимер
2000 — Аномалия — Таппер
2001 — Конференция маньяков — Кроткий
2002 — Кино про кино — Лев Андреевич, сценарист
2003 — Сыщики-2 — Андрей Мартынович Тобольский
2003 — Серебро и чернь (документальный)
2003 — Москва. Центральный округ — Генрих Петрович
2003 — Вечерний звон — сценарист
2004 — Слушатель — Федулов Антон Андреевич
2005 — Как уходили кумиры. Вера Марецкая (документальный)
2007 — Чайка (фильм-спектакль) — Евгений Сергеевич Дорн, врач
2007 — Сыщик Путилин — граф Шувалов
2007 — Ростислав Плятт. Что сказали звёзды? (документальный)
2007 — Ольга Остроумова. Очень личное (документальный)
2007 — Истории и легенды Ленфильма. Собака Баскервилей (документальный)
2007 — День выборов — Сан Саныч, главный режиссер областного театра
2008 — Я знаю, как стать счастливым!
2008-2009 — Неизвестная версия (Невідома версія) (Украина, документальный)
2008 — По семейным обстоятельствам (Украина, документальный)
2008 — Простите, голуби… История двух одиночеств (документальный)
2008 — Привет, киндер! — Емеля Геннадьевич, главврач
2009 — Золотая страна — Ник Джонс (нет в титрах)
2009 — Человек в кадре. Евгения Ханаева (документальный)
2009 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (Украина, документальный)
2010 — Фильм про фильм. Я шагаю по Москве. Вечное обаяние молодости (документальный)
2010 — Никита Михалков. Сами с усами (документальный)
2010 — Марина Дюжева «Я вся такая внезапная, противоречивая…» (документальный)
2010 — Человек в кадре. Борис Иванов (документальный)
2012 — Острова (документальный)
2012 — Алексей Коренев. Незнакомый режиссёр знакомых фильмов (документальный)
2012 — Здравствуйте, я ваш Калягин! (документальный)
2013 — Студия 17 — Олег Петрович Манохин, учёный
2013 — Свадьба Кречинского (фильм-спектакль) — Пётр Константинович Муромский, ярославский помещик
2013 — Жить дальше — Иван Григорьевич Левинский
Озвучивание Евгения Стеблова:
Сценарии Евгения Стеблова:
1968 — А я уезжаю домой (короткометражный)