В Библии слово «жалость» встречается лишь один раз в Ветхом Завете в Книге пророка Осии. Позволю себе предположить, что это неслучайно. Тот, кого мы называем отцом лжи, жалостью подменил милосердие, потому что последнее требует ответственности и призывает к труду, жалость ни к чему не обязывает, она не подталкивает к деятельности. Жалость – подмена любви
Давным-давно, когда о детях из детских домов я знала лишь понаслышке, мне было ужасно их жалко. Хотелось кого-нибудь усыновить. Наверное, хорошо, что желание, которое сейчас я назвала бы порывом, столкнулось, как говорится, с обстоятельствами непреодолимой силы. Усыновлять ребенка из жалости нельзя.
Со временем в моей жизни стали появляться вполне конкретные воспитанники детских домов – одноклассники собственных детей, потом ученики. Я никогда не стремилась узнать о том, почему они попали в сиротские заведения, но, тем не менее, иногда мне рассказывали подробности их жизни. Было грустно, но я заставила чувство жалости к ним сначала отойти на второй план, а потом и вовсе исчезнуть, потому что поняла вдруг, что оно мешает мне.
Я не имею права жалеть этих детей, потому что, жалея, ставлю их в исключительное положение по отношению к другим детям. Но будет ли так дальше в их жизни? Будут ли вступительные экзамены в училище или институт оцениваться комиссией с учетом того, что когда-то ребенка бросила мама? Будет ли будущий начальник делать скидку на то, что он вырос не в семье?
Я знаю, что им трудно, но не снижаю для них требований и не завышаю оценок. И, кроме того, они хитрецы. Нередко понимают, что могут «продавить» взрослого, заставить жалеть и делать скидки. Кому-то тяжело учить стихи, но я заставляю его делать это, ставя изо дня в день двойки:
— Почему не выучил?
— Не могу, слишком длинное.
— Выучи до завтра четверть, а потом еще, и еще, и еще
Спрашиваешь каждый день по кусочку, и к концу недели он получает, например, четверку. Если бы я стала действовать из жалости, то сразу поставила тройку. Но он не уважал бы меня и, главное, не научился уважать себя.
Когда мальчик, про которого когда-то говорили, что он необучаем, осваивает правило написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных просто потому, что знает, что требуют с него наравне со всеми, это дорогого стоит. Он, получив положительный результат по самостоятельной работе, приходит на следующий урок другим человеком. А урок этот уже не русский язык, а литература, но он, всегда молчавший и рисовавший в течение 40 минут козявки на полях тетради, вдруг поднимает руку. Ему хочется ответить, он знает, что может. Как пишут в рекламе: «Он этого достоин!» — достоин высказать свою точку зрения.
Интересно, что именно в этот день мы читаем и обсуждаем рассказ О.Генри «Дары волхвов».
— Что же подарили друг другу герои произведения? – спрашиваю я в конце урока.
— Гребни и цепочку. Бесполезные подарки. Ненужные вещи, — наперебой высказываются все.
— Любовь, — говорит он.
Наверное, для кого-то моя точка зрения покажется крамольной, но я уверена, жалость мешает по-настоящему любить. Она делает из доброго добренького, из справедливого справедливенького, из красивого красивенького. Уменьшительно-ласкательный суффикс как бы отнимает качество, придает слову противоположный смысл.
Интересно, что в Библии слово «жалость» встречается лишь один раз в Ветхом Завете в Книге пророка Осии. Позволю себе предположить, что это неслучайно. Тот, кого мы называем отцом лжи, жалостью подменил милосердие, потому что последнее требует ответственности и призывает к труду, жалость же ни к чему не обязывает, она не подталкивает к деятельности. Жалость – подмена любви.
Анастасия ОТРОЩЕНКО
Об авторе:
Анастасия Отрощенко — многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко
Фото: Luc Viatour, CC BY 3.0 Unported В большом аквариуме одного супермаркета на самом дне среди угрей и форели затаилась щука. «Мама, посмотри, щука умерла», — дергает меня за рукав моя дочь. «Нет-нет, — объясняю я, — она жива. Если бы умерла, лежала бы брюшком кверху». «Мама, посмотри, какие они голодные, — продолжает дочь, изображая пальчиком червячка у стекла аквариума. На самом деле рыба подплывает поближе и следит за » потенциальной добычей». И только щука по-прежнему неподвижна. Я не подумав, продолжаю отвечать: «Что удивительного, их ведь здесь не кормят, они ведь ждут, пока их продадут, — зачем кормить». Психология взрослого и политика супермаркета. Глаза ребенка наполняются болью и состраданием. Вижу, что от щуки дочь уже не оттащить. «Их бы так, посадить в аквариум, не кормить, и сказать: ждите, пока вас кто-нибудь не съест!» «Пойдем-пойдем, — поторапливаю я ее, — еще много дел сделать нужно». «Ты видишь, какие у нее грустные глаза?»Останавливаюсь. Смотрю щуке в глаза. И правда, грустные. Несчастные глаза. Мне тоже жаль щуку. Но чем я могу ей помочь?
На ужин я приготовила форель. В огромных глазах ребенка — неописуемый ужас. «Это… та… щука?» — почти по слогам спросила она. «Нет, что ты, это форель», — отвечаю я, выкладывая рыбу на блюдо. «Форель?» — недоверчиво переспрашивает она. «Да, — подтверждаю я, продолжая заниматься сервировкой стола. — Да ты не бойся, она была замороженная. Ее поймали и сразу заморозили». «Что???»- глаза становятся еще больше. «Ее, прямо живую, заморозили?»Понимаю, что глупость снова отморозила я: «Нет, не волнуйся. Ее поймали, стукнули молоточком по голове. Она сразу умерла. И ее тут же заморозили. Она не мучалась, как та щука. Иди, мой руки!»После долгих колебаний и мучительных раздумий дочь все-таки села за стол и попробовала нежнейшее филе форели. Чтобы не обидеть маму. Как жесток наш мир! — подумала я.
Сожаление о совершенных грехах мешает совершению молитвы-намаза.
ВОПРОС: АсСаляму алейкум. Я погребала своих родных троих подряд. Сейчас убедилась, что надо читать намаз соблюдать пост. Но как я начала намаз, у меня душа мучается за проделанные грехи и что нельзя их исправить. Я чувствую усталость вялость во время намаза, поднимается и резко опускается давление, будто кто-то с меня высасывает энергию, это шайтан со мной так поступает или это я внушила сама или все так очищаются от грехов? Спасибо…
ОТВЕТ: Ўа `алейкум Салям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh! Не надо мучаться за прошлые грехи. Это шайтан так издевается над Вами! Надо делать покаяние и надеяться, что Аллаh примет его и простит.
Для покаяния следует соблюсти три условия:
- во-первых, человеку следует отказаться от совершения этого греха;
- во-вторых, раскаяться в совершённом и искренне просить у Аллаhа прощение;
- в-третьих, принять твёрдое решение никогда не соблюдать подобного впредь.
Если грех ущемлял права других людей, то необходимо восстановить их права и просить у них прощение.
И далее по сути Вашего вопроса, если чувствуете действие шайтана, скажите: «А’узу биЛляhи мина шшайтани рраджим». Можете сделать омовение.
03.01.2009 защита 34шайтан 26условия 64покаяние 118грехи 27вопросы 2221
Жалостливость как качество личности – стремление казаться сострадательным, добрым, милосердным, неравнодушным, при этом не доводить дело до реальной помощи; желание покрасоваться, продемонстрировать себе и другим свою тонкую душевную организацию.
Встал человек на Путь и пошёл. Встретилась ему на пути Неприятность. Одна. Другая. Третья. Трудности собрались толпой на пути. Препятствия всё труднее возникают. Замедлил человек свой бодрый шаг, призадумался: то ли идти, то ли не идти, то ли этой дорогой, то ли не этой…Прибежала Жалостливость: – Ой, ты несчастненький! Ой, как тебе сочувствую! И за что тебе такое?! – и напустила слёзную лужу.
Подошло и Сострадание: – Ничего страшного, и это пройдёт! Ты же сильный, ты – дух, а потому справишься со всем земным. Чем могу тебе помочь? – спросило Сострадание. Оглянулся человек вокруг и видит: лужа Жалостливости всё расползается и расползается, того и гляди всё затопит, что и шагнуть будет некуда. Не ровен час и Саможаление появится… Посмотрел человек на Сострадание. Взгляд уже у него жалобный такой. А Сострадание улыбается в ответ ободряюще: – Иди, мол, смело вперёд, двигайся решительно, пока путь совсем не перекрыт. Собрал человек свои силы и, перепрыгнув через лужу слезливой Жалостливости, бодро зашагал дальше к новым Трудностям навстречу. А Сострадание уже торопится к другому путнику, чтобы поспеть, пока Жалостливость его не затопила и Саможаление не одолело.
Жалостливость – это имитация сострадания. Жалостливость не имеет общего знаменателя с состраданием. Сострадание – это способность с помощью энергии любви понять страдания другого человека и оказать ему помощь. Жалостливость может пустить сентиментальную слезу, но ей и в голову не придёт оказать помощь. Легко быть жалостливым, не прилагая никаких усилий для оказания помощи.
Как обратная сторона злорадства, жалостливость является отрицательным качеством личности. Психолог Оксана Головко пишет: «Жалостливым явно нет никакого дела до объекта их жалости. Им важна их собственная персона, ведь так здорово, так приятно чувствовать себя сострадательными, неравнодушными, с тонкой душевной организацией, не прилагая притом никаких усилий. «Не могу смотреть, когда по телевизору показывают бездомных детей!”, «Не говорите мне о больных неизлечимой болезнью, у меня от этого сердце сжимается!”, – по этим фразам можно узнать жалостливого человека».
Ну, просто сердце кровью обливается, когда вижу этих заспиртованных животных! – Да что ты, там же всего три лягушки. – Вот именно: три лягушки, а спирта – литров десять!
Поймали немцы деда Мазая и говорят: — Веди нас к партизанам, а то всех зайцев в лесу перестреляем. Дед был жалостливый. Решил показать немцам дорогу и незаметно предупредить партизан. Но не успел — немцы нашли партизанский отряд, а потом перестреляли всех зайцев. Сидит жалостливый дед Мазай и думает: — Вот, блин, и зайцев не спас, и с пацанами как-то неудобно получилось…
Один человек тяжело заболел и оказавшись прикованным к постели, почувствовал себя беззащитным перед роком судьбы. Многочисленные родственники и друзья навещали больного, выражали свое сочувствие, сожалели о случившемся и бранили злой рок. И только его жена оставалась кроткой и молчаливой, с любовью выполняла свою работу, была заботлива и нежна. По вечерам она разжигала камин и рассказывала мужу истории со счастливым концом. Все эти дни она старалась быть необыкновенно красивой, воспламеняя в любимом желание и вместе с ним жажду жизни. И только ночью, оставшись в полном одиночестве, она горько плакала, высунувшись в окно, чтобы ее рыдания мог заглушить шум ветра. А в том месте, куда падали ее слезы, вырастало дерево изумительной красоты.
И вот однажды в город, где жил человек, приехал замечательный лекарь, известный своей мудростью и знанием. Его попросили осмотреть больного и тот, осмотрев его, произнес: «Ты выздоровеешь, если перестанешь пить воду из источника жалостливости и съешь плод с дерева сострадания».
Жена человека была мудрой женщиной. Она попросила родственников и друзей покинуть их дом. И принесла мужу плод с прекрасного дерева, выросшего под ее окном. Съев этот плод, мужчина почувствовал, как наливается крепостью его тело, и тут же встал на ноги. Уходя, лекарь попросил еще один плод с дерева сострадания. Он хотел взять от него семена и распространить по всему миру. Чтобы люди, вкушая его плоды, учились отличать настоящее сострадание от притворной жалостливости, чистоту от своекорыстия, искренность от лжи.
Жалостливость наигранная и неискренняя. Этим она разительно отличается от сердобольности — склонности принимать всё близко к сердцу, искренне сочувствовать чужому горю, несчастью, предпринимая тщетные попытки что-либо изменить. То есть, даже в сердобольности есть активность. В жалостливости активность заканчивается на уровне удовлетворения своего любопытства.
Сердобольные работницы почты обнаруживают письмо, адресованное Деду Морозу. Открывают, читают: «Дорогой Дедушка Мороз! Пишет тебе мальчик Ваня. Я из очень бедной семьи, у меня нет на зиму ни пальтишка, ни шапочки, ни валеночек. А еще очень хочется конфеток. Помоги мне, Дедушка Мороз, пришли на Новый год пальтишко, шапочку, валеночки и конфеток». Ну, тетки на почте разрыдались, сложились, отправили мальчику посылку, только про конфетки забыли. Получают следующее письмо: «Спасибо тебе Дедушка Мороз, получил пальтишко, шапочку, валеночки. А конфетки, к сожалению, не дошли, наверное, сволочи на почте сожрали».
К молодой маме, везущей в инвалидной коляске симпатичного малыша, подваливает женщина с характерным Варвариным носом, который, как известно, оторвали на ярмарке за навязчивое, раздражающее любопытство, и с жалостливо-сострадательной миной на лицемерном лице спрашивает: — И что, совсем не ходит? Это у него с рождения или получил травму? Ой, как жаль!
Молодая мама, стараясь сохранить вежливость, скороговоркой говорит что-то невнятное и быстро-быстро уходит прочь, увозя от жалостливой тётки своего малыша. Увы, от жалостливости не спрячешься, она на каждом углу выскакивает, как чёрт из табакерки.
После просмотра фильма «Титаник» сценарист и режиссер выходят из зала и один другому говорит: — Да ничего себе кино получилось, можно смотреть! — Согласен, что неплохо. Однако массовку все ж таки жалко, хорошие люди были! — Да и хрен с ними! Все равно платить нечем было!
В отличие от сочувствия, которое умеет понимать и разделять чувства, эмоции другого человека, жалостливость не собирается залезать в «чужую шкуру». Зачастую жалостливость не знает, что кроме чужих неприятностей, в жизни есть и другие радости. Жалостливый жалеет на внешнем уровне, а внутри говорит себе: — Хорошо, что это не со мной.
Доктор осматривает больного и по мере осмотра говорит: — Просто замечательно» Великолепно! Отлично! Ну, просто хорошо! Пациент: Доктор, что хорошо? – Хорошо, что не со мной.
Сексуальный маньяк вблизи театра лилипутов поймал мальчика лет 8. Сделал дело. Потянуло на разговор.- Кто твои родители?- Они умерли. Маньяк был жалостливый, ему стало жалко пацана.- Так ты, сирота, один живешь?- Нет, с внучкой.
Жалостливость не способна к сопереживанию, ибо у неё напрочь отсутствует способность внутренне отождествляться с другим человеком, объединять свои переживания с его переживаниями, чувствовать то, что чувствует другой человек; способность переживать радость и горе другого человека, испытывать без зависти и ревности удовлетворение за успехи других людей.
Жалостливость несравненно далеко от простой участливости – способности проникнуться отзывчивостью, состраданием и сочувствием, принять сердечное участие в судьбе других; готовности оказать помощь, содействие.
Самый конец 20-го века… Быль. Россия и всё прогрессивное человечество широко отмечает 200 лет со дня рождения А. С. Пушкина. В дебиливизоре юбиляр представлен в количестве поражающем всякое воображение. Вечер, простая российская семья проводит досуг. — Ко-о-оль, а Пушкину. сколько было когда он умер? – Ну, ты…37…! Жалостливо так, по бабьи: — Молоденький… Болел наверно…