За крещенской водой в приходские храмы Всех Святых и Илии Пророка пришли около 1700 горожан. Из них чуть более десяти заинтересовались объявлением о том, что 23 января иерей Сергий Скузоваткин проведет беседу о христианской вере.
Священник разъяснил собравшимся, чем просто верящий человек отличается от верующего. Большинство верящих рассуждают просто: «Бог существует для того, чтобы в Него верили, и чтобы Он нам помогал». Они приходят в церковь поставить свечи, освящают на Пасху куличи, запасаются крещенской водой, стараются исполнять религиозные ритуалы. Но при этом внутренне не меняются. Даже если отстоят многочасовую очередь к мощам св. Матронушки, и даже если по ее молитвам Бог исполнит их прошение. В их глазах церковь — это заведение, в котором оказывают духовные услуги, а Бог — нечто вроде золотой рыбки из сказки Пушкина. При этом они себя считают религиозными людьми.
О. Сергий регулярно спрашивает у оглашаемых, которые собираются принять св. Крещение, об их представлениях о Боге. Большинство считают, что Бог это — некая безликая сила, т. е. имеют не христианские, а пантеистические представления.
Совсем по-другому устроены верующие. По латыни «верую» обозначается словом «кредо», т. е. это — девиз, жизненный принцип, от которого человек не отступится ни при каких обстоятельствах. Для такого человека вера не сводится к манипуляциям с крещенской водой, для него это в первую очередь — личные взаимоотношения с Богом. Верующий человек видит разумность во всем. Он себе задает вопросы: «Зачем я нужен Богу»? «Соответствую ли я званию христианина»? Христос пришел на землю, чтобы отдать Себя другим, для христианина — это бесконечно высокая планка. Православная вера кардинально отличается от других еще и тем, что перед верующим человеком стоит задача обожения, изменения себя с помощью Бога.
Участники беседы обсудили, что означает выражение «Бог в душе». Христианин подотчетен Церкви, а человек «с Богом в душе» — своей личной совести. Это очень комфортное состояние. Он сам себя не видит, многое себе прощает, ко всему приспосабливается и сам себя оправдывает. Ему не приходится испытывать мучительный стыд во время исповеди, не надо преодолевать себя. Европейскую культуру породило христианство, и нравственность такого человека обусловлена культурной средой. Однако по пастырскому опыту о. Сергия, седьмая заповедь не входит в систему ценностей людей, исповедующих «Бога в душе». Христос пришел спасти погибающих, и пока такой человек не почувствует себя погибающим, Христос ему не нужен. Христианин же, напротив, не должен себя ставить в комфортное положение, чтобы избежать духовной работы, ведь именно она заставляет нас обращаться к Богу.
Священнику задали вопрос, зачем нужно причащаться. О. Сергий: «Господь воплотился для того, чтобы стать пищей для нас. Эта пища попаляет зло, возвышает человека на святость. «Счастье» — это часть со Христом. Если человек причащается, то он прицепляется к Богу, как вагон к паровозу, и едет вперед. А если не причащается, то барахтается на месте. «Кто со Мной не собирает, тот расточает», — сказал в Евангелии Христос (Мф.12:30) . Такой человек тратит время даром. Еще батюшка Серафим в своей беседе с Мотовиловым о смысле христианской жизни учил обменивать добрые дела на благодать Святого Духа…»
На встрече также шла речь о Промысле Божием, человеческой свободе, рае и аде, о предопределении и судьбе. В конце участникам беседы были предложены катехизаторские листовки о церковных таинствах и книга о. Даниила Сысоева «Инструкция для бессмертных».
Православные курсы для взрослых / 20160123-катехизаторская беседа о сергия
Введение
Вы пришли в православный храм, потому что считаете себя верующим человеком? Это чудесно! Но вы ещё не задумывались как следует над тем, что означает «быть верующим»? Тогда эта книжечка для вас! Она коротко и ёмко ответит на основные вопросы о вере и Церкви, объяснит, в чём состоит смысл жизни верующего человека, растолкует основные понятия, связанные с православным вероучением.
Кто такие верующие люди?
В наше время стали называть себя верующими многие люди, не имеющие чёткого представления о значении этого слова. Они считают, что умозрительная вера в существование где-то во вселенной некоей сверхъестественной силы («Высшего Разума» и т. п.) или отдавание дани традициям русского народа служат основанием именовать себя словом «верующий».
Однако настоящие верующие люди – это люди, хранящие верность заповедям Божиим, то есть старающиеся вести себя в соответствии с ними, и соблюдающие по мере сил предписания нашей Святой Православной Церкви; люди, принимающие Священное Писание (Библию) как абсолютное знание, не подлежащее сомнению, и Православную Церковь как хранительницу и защитницу этого знания.
Людей, которые не хотят исполнять заповеди и предписания Церкви, не знают их или не принимают, Церковь верующими не считает. Для того, чтобы учиться исполнять Божии заповеди и предписания Церкви, нужно их по крайней мере знать, но, к сожалению, многие люди, утверждающие, что не нарушают заповедей, имеют о них весьма смутное представление.
Что такое заповеди Божии?
Заповеди – это законы, по которым живёт верующий человек. Они даны Богом, и в основе их лежит любовь к Богу и служение Ему. Есть распространённое заблуждение, что Богу служат только священнослужители и монахи, или что Богу служат только в монастырях и храмах. Но на самом деле все верующие люди стараются служить Богу всегда и везде. Служение Богу есть соблюдение заповедей Божиих и предписаний нашей Церкви. Служение Богу бывает общественным (через других людей) и личным (подвижничество). Но служение обществу само по себе не есть служение Богу. Человек не может считать себя верующим христианином на том основании, что он служит обществу, если при этом он не исполняет заповеди и предписания Церкви.
Есть десять ветхозаветных заповедей, данных Господом через пророка Моисея, и новозаветные заповеди, данные людям самим Господом Иисусом Христом. В широком смысле все слова Иисуса Христа, приведённые в Евангелии, являются новозаветными заповедями. Среди них выделяют заповеди блаженства (часть Нагорной проповеди), заповеди, данные ученикам на тайной вечери, и др. Чтобы хорошо разбираться в новозаветных заповедях, нужно прочитать Новый Завет с толкованиями святых отцов. Пытаться самому истолковать новозаветные истины – примерно то же, что расшифровывать таблицу Менделеева, не прочитав даже школьный учебник по химии. Самые общие толкования, а также основы жизни верующего человека приведены в книге «Закон Божий».