Содержание
Pomník svatého Václava
Конная статуя Вацлава на Вацлавской площади является одним из олицетворений Праги, и едва ли не самым узнаваемым объектом Чешской Республики. Кто же такой Святой Вацлав и почему он уже более 1000 лет остается объединяющим символом для всего чешского народа?
Интересные факты
- Это самое распространённое место встреч. Тут назначают свидание, начинаются экскурсии, встречаются в случае если потерялись. В простонародье говорят «Встречаемся под хвостом».
- Статуя выполненная в стиле монументального реализма и исполненная героического пафоса, вдохновила знаменитого современного чешского скульптора Давида Черного на создание своеобразной пародии на главный памятник страны. В 1999 г. был открыт монумент под названием «Перевернутый конь», изображавший Вацлава с тем же копьем и в тех же доспехах, но только сидящим на брюхе подвешенного за ноги издохшего коня. Такая политическая сатира вызвала большой протест среди общественности.
- Поскольку история не донесла до нас никаких прижизненных изображений Святого (как и четырех святых его окружения), то лица статуй являются абсолютным плодом фантазии художника, за исключением Святого Прокопия. В нем скульптор Йосеф Мысльбек увековечил свое собственное лицо.
Главный памятник Праги
В 1894 г. состоялся конкурс проектов нового памятника Святому Вацлаву, участие в котором приняли 8 скульпторов. Окончательный выбор предстояло сделать между двумя проектами, отобранными в последний тур. Один из них представлял князя в облике кроткого благословителя чешского народа, сподвижника веры. Второй же изображал его на коне, в боевом доспехе. В итоге утвердили последний вариант, автором которого был скульптор Йосеф Мысльбек.
Более трех десятков лет понадобилось для завершения всех деталей памятника. Его архитектурная, скульптурная и декоративная концепции менялись несколько раз, прежде чем Святой Вацлав был установлен на Вацлавской площади в 1912 году. Великий князь предстал в окружении статуй трех чешских святых – Людмилы (бабушки, воспитавшей Вацлава), Прокопия и Войтеха. Спустя 12 лет скульптурная композиция была дополнена фигурой Святой Анежки. Фигура самого Вацлава предстает в полном боевом облачении – в шлеме и кольчуге, с копьем и мечем. Надпись на постаменте гласит «Святой Вацлав, князь Чешской земли, господин наш, сохрани нас и наших детей».
Святой ПрокопийСвятой ВойтехСвятая Людмила Святая Анежка
Статуя стала символом независимости чешского народа и самостоятельной государственности Чешской Республики. Поэтому именно перед памятником проводятся праздничные мероприятия и народные собрания. И именно поэтому здесь в 1969 г. двое студентов совершили акт принародного самосожжения в знак протеста против советской оккупации Чехословакии.
В 1995 г. памятник был внесен в список объектов исторического наследия Чехии и получил статус национального культурного достояния.
Святой Вацлав
Главный святой чешского народа, бессменный ее покровитель и защитник, Вацлав был одним из князей раннесредневековой Чехии. Родившись в 907 г., он уже в первые годы жизни попал в межконфессиональный конфликт между своими родственниками. Его мать была убежденной язычницей, в то время как отец пытался воспитывать сына в христианской традиции. Однако, отец Вацлава скончался, когда мальчику исполнилось 13 лет, и воспитанием занялась бабушка по отцу – Людмила, причисленная в последствии к лику святых. Мать пыталась всеми силами вернуть Вацлава к язычеству, и даже пошла на вероломное убийство свекрови. Тем не менее, Вацлав остался верен христианству, и на протяжении всего своего княжения (924-935 гг.) активно насаждал его среди чешского народа.
Младший брат Болеслав был воспитан их матерью, потому исповедовал язычество. По одной из исторических версий, он убил своего брата с целью остановить распространение христианства. Другие историки склоняются к тому, что это был банальный захват власти. Доподлинно известно только то, что великий чешский святой погиб от рук родного брата.
Днем поминовения покровителя Чехии считается 28 сентября. В этот день, являющийся в стране национальным праздником, многие приходят к костелу Космы и Дамиана, у входа в который, по одной из версий, Вацлав был убит Болеславом.
Первый памятник Святому Вацлаву был установлен на Конском рынке (так тогда называлась Вацлавская площадь) еще в 1680 году. В 70-х годах XIX века пражане сочли эту монументальную барочную статую устаревшей, и перенесли ее на Вышеград, где она находится и по сей день.
Алёнушка — киевский летописец, жена богатыря Ильи Муромца.
История
Илья Муромец и Соловей-Разбойник
Алёнушка приходит к Князю, чтобы взять у него интервью об отставке Ильи Муромца, Князь её выгоняет. Она едет к Ильи чтобы у него лично спросить о данной ситуации, однако дома его нет, он поехал с Князем искать Бурушку, об этом её сообщает его мама, и просит передать ему узелок с землицей родной который он забыл. Алёнушка находит Илью в городе, чтобы привлечь его внимание она связывает своей кобыле ноги, и делает вид что не понимает почему та не хочет идти. Когда богатырь к ней подошел, она сказала что хочет с ним отправиться в поход спасать Бурушку, также она сказала что у неё есть поручение от мамы, пока она искала узелок Илья ушёл. После этого она отправилась к Князю и рассказала ему что пресса знает об украденной казне, и они об этом напишут, если Князь не возьмёт Алёнушку в поход. Князь соглашается но богатырь против, и они идут в поход вдвоём, а Алёнушка за ними идёт тайно. В лесу её поймали разбойники Соловья, и привязали к дереву, позже они поймали и Князя, однако богатырь их обеих спас. Но после ссоры Илья идёт сам, а Алёнушка остаётся вместе с Князем. Вместе они добираются к порту. Там они устраиваються на корабль официантами, и доплывают в Царьград. В городе Алёнушку берёт к себе в машину Работорговец, и доставляет Императору. Во дворце она взяла интервью у пленного Соловья-Разбойника, и сбежала украв Бурушку. Она нашла Илью, и отдала ему сверток с землицей родной, однако тот уже не понадобился. После боя Богатыря, и армии императора она вместе со всеми вернулась домой в Киев, и Алёнушка женилась с Ильёй.
Три Богатыря и Шамаханская Царица
Аленушка живёт обычной жизнью, вместе с мужем печатает статьи. После того как её муж поехал в Шамахань вместе с другими богатырями, и долго не возвращался, она вместе с другими жёнами богатырей пошла жаловаться Князю, однако и их и Князя в тюрьму бросила новая правительница: Шамаханская Царица. С тюрьмы их спас Тихон, когда они вышли за пределы Киева, они встретили мужей. Вместе они победили солдат Царицы, и вернули власть Князю.
Три Богатыря на дальних берегах
Алёнушка продолжила жить обычной жизнью, и ждёт возвращение мужа с похода. Когда он вернулся, она заметила что он не отбрасывает тени, тоже заметили и жёны других богатырей. Вместе они пошли к Князю. По дороге они его встретили, и узнали что он уже не при власти. Вмести они встретили Змея Горыныча, и придумали план. Переодевшись они пришли на бал к новой правительнице Бабе Яге. Там они устроили драку, и раскрыли Ягу с Колываном, которые выдавали себя за других. Но Кролики Бабы Яги, которые ей служили, и помогали держать власть в городе их поймали и связали на главной площади. После этого к ним привязали и Князя с Тихоном, и Бабулей. В этот момент вернулись настоящие богатыри, и победили Кроликов, а Колыван и Яга убежали.
Три Богатыря. Ход конём.
Та самая статья в газете «Вечерний Киев»
Алёнушка вместе с другими жёнами богатырей ждала мужа с очередного похода. Первым вернулся Алёша Попович, и они все вместе пошли во дворец, к другим богатырям. На тот момент власть в городе захватил Дуб шулер. Богатыри поставили все своё имущество, против четверти Киева, и пытались отыграть город и вернуть власть Князю, однако они проиграли. Все, в том числе и Алёнушка с мужем, и Князь с Юлием ушли с города, жить к Маме Ильи. Там они все тяжко работали на огороде, а когда Князь упал в колодец Алёнушка первая побежала его спасать и вытащила со дна. В дальнейшем она помогала строить «Новый Киев», а после того как Князь вернулся на трон, она написала статью что Князь вроде бы переежает в тот же «Новый Киев». А после всех событий Алёнушка поздравляет Князя с днём рождения, также как и в весь Киев, поя песню «Антошка».
Три Богатыря и Морской Царь
Когда Морской царь затопил Киев, в Алёнушки и других жён место ног выросли хвосты как у русалок. Они все вместе собралась и пошли к царю, чтобы тот осушил город, и вернул ноги. Царя они не застали, но прибрали его дворец, чтобы тот осушил Киев. После этого они вернулись домой. После они встретились дома с мужьями, и показали свои хвосты, богатыри не сильно огорчились, но к царю пошли, с просьбой осушить город. В это время все жёны собрались у Любавы. Они разговаривали о богатырях, кто сильнее проучит Морского царя. В этот момент к ним приплыл посланец от Морского царя, и пригласил всех на свадьбу. Они пошли туда, царь должен был жениться на Настасье Филиповне, на свадьбе началась драка, но в итоге царь женился на своей помощнице Брунгильде. Осушил Киев, и богатыри с жёнами вернулись домой.
Три Богатыря и Принцесса Египта
Алёнушка вместе с мужем, и семьёй Добрыни приехали праздновать Новый Год к Любаве с Алёшей. Алёша показал им Деда Мороза, который сказал всем жёнам пускай пишут список своих пожеланий, и он их выполнит. Они написали свой список, и вышли на улицу положить его в сани Деду морозу а там их поймали разбойники, и отвезли к себе домой. Там они обманным путём смогли освободиться, и связать бандитов, и отдали Деду Морозу. Дед Мороз рассказал им правду, что Дурило украл сани и посох у Деда мороза, и выдаёт себя за него, и хочет сделать вечную жару в мире. После этого Дед мороз отправил жён к богатырям, которые к тому моменту были уже далеко в Египте в поисках жён, чтобы те остановили Дурило. Жёны когда прилетели смогли предупредить мужей, позже к ним присоединился Дед мороз, и они остановили Дурило, та вернулись домой все вместе, а Дуриле выделили один день в году, вместо года как он хотел.
Появления
- Илья Муромец и Соловей-Разбойник
- Три богатыря и Шамаханская царица
- Три богатыря на дальних берегах
- Три богатыря. Ход конём
- Три богатыря и морской царь
- Три богатыря и принцесса Египта
Интересные факты
Та самая летопись которая написанная Алёнушкой.
Тот самый плакат
- В фильме Три богатыря и морской царь Алёнушка набирает текст в газету, и видно как она набирает слово: «Пмёньсеи» что означает слово: Пенсии.
- Алёнушка пишет летопись «Будни русских героев», на главной странице Илья Муромец.
- С Алёнушкой был отдельный плакат к фильму Три богатыря и принцесса Египта, впрочем как и со всеми главными героями.
- В фильме Три богатыря и Шамаханская царица Её муж набирает текст который она диктует, а именно: «Таким образом открытие северного дровяного пути, который некоторые поспешили назвать «северным потоком» неуклонно толкает рейтинг Князя Киевского в верх, что и доказывает то, что собственно в доказательствах уже не нуждается» это очень похоже на тогдашнюю политическую ситуацию, когда Россией, через Украину в Германию был проложен газопровод под названием Северный поток.
К началу X века чешское государство еще не было централизованным в современном понимании. Скорее это был союз племен. Пусть и в разной мере, но каждое из них зависело от династии Пржемысловичей. Одним из представителей этого рода был князь Вратислав I, правивший с 915 по 921 год на центрально-чешских землях, непосредственно примыкавших к Праге. Он был сыном первого князя чехов Борживоя и, как утверждает история Чехии, власть на этих территориях получил после смерти Спытигнева I, приходившегося ему старшим братом.
Период его царствования, как бы сейчас сказали, был политически нестабильным. С одной стороны на Богемию пытался влиять, и небезуспешно, баварский герцог Арнульф. С другой – молодому княжеству угрожали правители Саксонии. Чтобы как-то защититься от немецких герцогов, Вратислав охотно шел на самые разные союзнические отношения. Одним из примеров таких союзов может служить его женитьба на Драгомире, уроженке полабского племени стодорян (или, иначе, гавелян). Этот брак обеспечил чешскому князю межгосударственную связь с могущественными на то время соплеменниками жены.
Вратислав и Драгомира стали родителями предположительно семи детей: троих сыновей и четырех дочерей. Самым именитым их сыном является святой Вацлав или князь Вячеслав Чешский, почитаемый не только католиками, но и православными. Он правил с 924 по ориентировочно 935-936 годы. В конце жизни пал жертвой заговора, у истоков которого стоял его родной брат, другой вошедший в историю отпрыск княжеской четы Болеслав I Грозный. В то время, к сожалению, братоубийство было обычным явлением.
Не менее трагичной выдалась судьба и самого Вратислава. Он прожил совсем недолгую жизнь, погибнув в 33-летнем возрасте во время сражения с мадьярами (венграми). Однако он, как и многие другие известные личности Чехии (например, князь Борживой I), ревностно вводил в своей стране новую религию – христианскую. Его жена княгиня Драгомира придерживалась языческих верований и после смерти мужа даже противилась влиянию на юного Вацлава свекрови, святой Людмилы, стремившейся воспитать внука в духе христианских традиций. Что же касается Вратислава I, то после трагической гибели на поле боя его захоронили в им же основанном храме – это базилика святого Георгия в Праге. Из памятников романского периода он наиболее хорошо сохранился. В наше время в базилике устраиваются концерты классической музыки. Тем самым весомый вклад от исторической и религиозной святыни получает и культура Чехии в том числе.