Отец Валентин Амфитетаров с женой Елизаветой Ивановной и сыном Александром
На территории Ваганьковского кладбища города Москвы захоронен один из наиболее почитаемых московских подвижников благочестия предреволюционных лет – протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров (1836-1908), известный как замечательный проповедник, праведник, явивший ещё при жизни полученные от Бога дары прозрения, исцеления и старчества.
Народное почитание места захоронения протоиерея Валентина началось сразу после его кончины 20 июля (2 августа по новому стилю) 1908 года.
Похороны протоиерея Валентина Амфитеатрова. Часть процессии у храма святителя Николая Мирликийского на Щепах
Ещё до революции был издан ряд печатных работ, рассказывающих о благочестивой жизни отца Валентина и о посмертных чудесах по молитвам этому праведнику, которого прозвали в народе «московским утешителем». Издания были утверждены Санкт-Петербургским Духовным комитетом по цензуре. Подготовку материалов осуществляла духовная дочь пастыря Анна Ивановна Зерцалова, позже расстрелянная и впоследствии прославленная в лике святых новомучеников на Архиерейском Соборе 2000 года.
На могилу праведника всегда приходили люди, испрашивающие у него молитвенного заступничества.
Чтобы прекратить почитание протоиерея Валентина, богоборческие власти старались всеми силами уничтожить его могилу. Зимой 1941 года на участке с местом его захоронения на Ваганьковском кладбище была устроена братская могила военнослужащих из числа умиравших в госпиталях, раненых в битве под Москвой.
Позже на этом месте сделали мемориал.
Мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Однако почитатели отца Валентина всё равно продолжали приходить сюда.
В 1980-е годы приходом храма Воскресения Словущего была восстановлена традиция в памятные дни отца Валентина служить панихиды у его могилы на 21-м участке Ваганьковского кладбища.
К 1990 году родственниками протоиерея Валентина совместно с общиной храма был установлен памятный крест и цветник. Эта могила была создана с учётом свободного места, приближённого к месту истинного захоронения, рядом с воинским мемориалом, без нарушения его внешней архитектуры. Крест был освящён и стал местом паломничества многочисленных верующих.В 1998 году на территории воинского мемориала, рядом с символической могилой, которую ранее народ избрал для поминовения протоиерея Валентина, группой почитателей был установлен деревянный крест.
В настоящее время панихиды по приснопамятному протоиерею Валентину совершаются именно на этом месте не только в памятные даты, но и каждое воскресенье при неизменно большом стечении народа.
Многочисленные случаи помощи, получаемые по молитвам отцу Валентину уже в наши дни, описаны в многих статьях, брошюрах и книгах.
Согласно данным некоторых из этих публикаций, вопрос о возможной канонизации протоиерея Валентина Амфитеатрова в лике местночтимых святых был положительно решен на Синодальной комиссии по канонизации святых в 1998 году.
Из книги «Канонизация святых в XX веке / Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых». – Москва, Издательство Сретенского монастыря, 1999 год
В последние годы по благословению настоятеля ваганьковского прихода игумена Петра (Еремеева) сложилась традиция служить панихиды у могилы отца Валентина не только в памятные дни, но и каждое воскресенье после Божественной литургии.
В июле 2018 года, накануне 110-летия со дня преставления отца Валентина, по инициативе настоятеля храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище игумена Петра (Еремеева) сотрудники Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ после георадиолокационных исследований пластов земли и обработки полученных данных пришли к убедительному выводу о присутствии на участке, где по историческим сведениям был погребён отец Валентин и его близкие, на глубине более 3-х метров от поверхности, трёх дореволюционных погребений.
Это даёт основания считать, что честные останки протоиерея Валентина Амфитеатрова почивают здесь, у деревянного креста.
Таким образом, существует перспектива обретения останков праведника после его прославления в лике местночтимых святых.
Наследники отца Валентина поддерживают инициативу его прославления и обретения мощей.
Учитывая благочестивую подвижническую жизнь пастыря, широкое народное почитание, многочисленные случаи помощи, получаемые верующими по его молитвам, как при его жизни, так и после кончины, священноначалию Московской епархии в июне 2019 года было направлено ходатайство на предмет возможного прославления протоиерея Валентина Амфитеатрова в лике праведных как местночтимого святого Московской епархии.
С марта 2019 года приход храма Воскресения Словущего дополнительно вёдет сбор информации о случаях помощи по молитвам протоиерею Валентину Амфитеатрову.
Приводим некоторые из них.
Алла Корзун
«Игумену Петру (Еремееву), настоятелю храма Воскресения Словущего.
Ваше Высокопреподобие, уважаемый отец Пётр!
Хотела бы поделиться с Вами свидетельством случая проявления прозорливости протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова, глубокая вера и почитание которого, как чудотворца, передалась по роду от моей прапрабабушки Сахаровой Прасковьи Григорьевны (1846-1906) не только её детям, внукам и правнукам, но и прапрапраправнукам, родившимся уже в XXI веке.
Без благословения отца Валентина в нашей семье не начинаются никакие дела. На его могиле или дома, мысленно мы обращаемся к нему за помощью, советом и благословением. Многие чудеса происходили на моих глазах, и я счастлива, что моя семья имеет такого покровителя, как батюшка Валентин.
Моя мама Анна Петровна, в замужестве Фирсова (1917-2006), из рода Климановых-Сахаровых, знала духовную дочь батюшки Анну Ивановну Зерцалову, с которой в детские годы изучала Закон Божий.
В книге новомученицы Анны «Никто не погибнет со мной» (изд. 2016 г., стр. 291) и в книге о жизнеописании протоиерея В.Н. Амфитеатрова «Я плакал о всяком печальном» (изд. 2005 г. и 2006 г., стр. 232-233) приводится рассказ о провидении батюшки во время его земной жизни. Этот рассказ касается родного дяди моей мамы – Климанова Михаила Алексеевича. Его жена Пелагея Алексеевна (до замужества Миронова) осталась круглой сиротой после смерти матери от чахотки и воспитывалась со своей сестрой в чужой семье вдовы Прасковьи Александровны Смирновой.
Вдова жила бедно и, чтобы как то прожить с двумя девочками, бралась за всякую работу. Единственное своё богатство – один выигрышный билет майского розыгрыша – она отдала на особое хранение отцу Валентину, у которого пользовалась благорасположением.
Но настал день, когда она осталась без работы и без денег. Прасковья Александровна решила продать этот билет перед выигрышем подороже. Придя к батюшке, она попросила благословение на продажу билета, на что батюшка ей ответил отказом и даже запретил думать об этом. С большими сомнениями Прасковья Смирнова всё же послушалась отца Валентина и через некоторое время выиграла очень большую (особенно по тем временам) сумму денег – 75 тысяч рублей, из которых смогла дать приёмной дочери Пелагее «хорошее» приданое и выдать её замуж за Михаила Алексеевича Климанова.
В браке с Михаилом Климановым Пелагея, несмотря на больное сердце, родила шестерых детей.
Я поддерживаю тесное общение с прямыми потомками Михаила Алексеевича и Пелагеи Алексеевны, которые, как и весь многочисленный род Климановых-Сахаровых, надеются, что протоиерей Валентин Амфитеатров будет причислен к лику святых. У всех нас сохранилось много примеров чудес, совершённых батюшкой во время земной жизни и после его блаженной кончины.
С уважением, Шилова Елена Александровна, 1947 года рождения».
«Я узнала в церкви на Ваганьковском кладбище, что собираются письма об отце Валентине и поэтому пишу Вам.
Вся моя семья часто бывает на могиле отца Валентина со своими бедами и болезнями, и всегда незримо получает помощь и благодать. Сильно болели дети, лежали в больницах на операциях, и по молитвам отцу Валентину мы всегда получали помощь и утешение.
Муж мой, Николай Петрович, ныне умерший, был большим почитателем великого пастыря.
Когда он был маленький, с ним случился детский приступ, он был без сознания несколько часов, врачи не знали, что делать. А бабушка положила ребенку на головку портрет батюшки и со слезами молила о помощи. И через некоторое время ребенок открыл глаза и сел в кровати. Все видели, что исцеление было чудесным.
Всякий раз, когда я бываю на могиле о. Валентина, там множество народа, везде свечи и цветы. Каждый приезжает со своим горем, и все по вере получают помощь и утешение.
Елена Алексеевна, пенсионерка, город Москва».
Впервые имя отца Валентина я услышала в доме моих друзей в 1960 году.
Хозяин дома лично знал его и много рассказывал о чудесах, совершаемых им, о помощи, оказываемой им людям и лично ему в трудные минуты их жизни. Я не очень поверила всему сказанному.
Но в 1964 году на мою долю выпало много неприятностей, в основном, личного характера. Мне было очень тяжело, порой просто не хотелось жить. Друзья утешали, помогали, но на душе оставались беспокойство и тоска.
И вот однажды я была на Ваганьковском кладбище (не помню по какому поводу) и вдруг вспомнила рассказанное мне об отце Валентине; стала искать могилку батюшки и вскоре нашла ее. Хорошо помню чувство, которое овладело мною, когда я впервые очутилась у могилы. Было ощущение, что кто-то невидимо стоит рядом. Я почему-то была уверена, что это батюшка, и мысленно обратилась к нему в своей печали. Помню, даже плакала. Но когда возвращалась домой, вдруг почувствовала какое-то облегчение, на душе появилось спокойствие. И то, что ранее казалось трагичным, вдруг стало каким-то пустячным и даже не заслуживающим внимания. И на окружающий меня мир я стала смотреть иными глазами. Жизнь потекла для меня в обычном русле, и вскоре я про все позабыла.
В 1970 году тяжело заболела моя мать. Врачи готовили меня к самому худшему. Я вновь обратилась к батюшке, и совершенно неожиданно появился очень хороший доктор, с которым я начала выводить маму из тяжелого состояния. Совершилось чудо! Болезнь стала отступать, мама выздоровела, прожила после этого еще десять лет и умерла в 85-летнем возрасте.
И еще один случай. У моей знакомой Лиды дочь в течение двух лет не могла поступить в институт. Все это время я активно принимала участие в её поступлении, но увы! Мать девочки была в отчаянии. Я решилась тогда рассказать матери об отце Валентине, привела её к могиле. После этого она приходила самостоятельно. В результате девочка поступила в институт.
Я очень часто обращаюсь к батюшке, прихожу на могилку со своими горестями, заботами и сомнениями, и всегда ухожу умиротворенной. По моему глубокому убеждению, это место святое.
Элеонора Васильевна, город Москва».
В прошлые выходные мне довелось побывать на несколько необычной и очень интересной экскурсии, о которой я хочу вам рассказать.
Ваганьковское кладбище — одно из старейших кладбищ города. Название Ваганьково произошло от слова «ваганы» (схоже с западно-европейскими «вагантами»), означающего веселый народ, странствующих артистов, бродячих поэтов, шутов и скоморохов.
Сейчас это место известно многим как последнее земное пристанище многих знаменитых артистов, спортсменов, архитекторов, художников, писателей, поэтов и других известных людей. Но наша экскурсия была посвящена не заслуженным деятелям светского мира, а церковному некрополю кладбища.
Годом основания кладбища считается 1771 г. После эпидемии чумы императрица Екатерина II запретила любые захоронения в черте города. Село Новое Ваганьково находилось в 1 км от границы Москвы. Первыми на новом кладбище стали хоронить умерших от эпидемии безымянных москвичей. На протяжении долгого времени здесь хоронили небогатых горожан.
Экскурсию для нас проводил иерей Сергей Матюшин, который много лет служит клириком в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
Храм Андрея Первозванного — это единственный дореволюционный храм в Москве, освященный в честь апостола Андрея. При постройке в 1821-1824 году храма Воскресения Словущего изначально здесь были два флигеля. В одном из них разместилась богадельня, а в другом — гостиница для приезжих и чуть позже церковно-приходская школа. Эта школа была перестроена в храм Андрея Первозванного в 1916 году. Первоначально строительство храма здесь не предполагалось, поэтому была допущена одна исключительная особенность. Алтари православных храмов обращены на восток, а алтарь храма Андрея Первозванного смотрит на юг. Вот такое совершенно не типичное для православных церквей исключение.
Но идти службам в этом храме было суждено недолго, и спустя два года церковь была закрыта. В ней устроили общежитие и помещение для кладбищенских служб. Богослужения вновь возобновились в храме после 1989 года, когда он был возвращен РПЦ.
Небольшая часовня на фото сейчас находится на реставрации. Она интересна надписью о захоронении здесь Марии Васильевны Вешняковой в 1706 году, т.е. намного раньше основания самого кладбища. Можно предположить, что она была одной из тех «вагантов», проживающих здесь ранее.
На Ваганьковском кладбище жива память страшных событий в истории России. Три стеллы у входа напоминают о людях, погибших в битве с Наполеоном в 1812 года, о жертвах репрессий во времена лихолетий и о воинах, отдавших свою жизнь ради защиты Родины во время Великой Отечественной войны.
Официально считается, что на кладбище захоронено порядка 500 000 человек. Это достаточно условная цифра, полученная на основании деления общей площади территории 50 га на предполагаемое количество участков. На самом деле большинство памятников, которые мы видим, это могилы 20-21 вв. От захоронений 19 века осталось, по мнению иерея Сергия Матюшина, порядка 5%, а от захоронений 18 века не осталось практически ничего.
Памятники 19 в. все «обезглавлены». В богоборческие 20-30 годы комсомольцы ходили по кладбищу и сбивали с навершений кресты. Сейчас некоторые из них постепенно стараются восстанавливать.
Этот саркофаг к.18-н.19 вв. недавно отреставрирован Департаментом культурного наследия г. Москвы. Подобные надгробия в большом количестве можно увидеть в Донском монастыре. Отец Сергий рассказал, что похоронить человека в монастырях стоило раза в 1,5 дороже, чем на кладбище, поэтому там в основном находились усыпальницы знати. На кладбищах места погребения делились на 6 разрядов в зависимости от удаленности от храма. Место в первом разряде, самом ближайшем к церкви, стоило 200 рублей, а самый удаленный шестой разряд был предназначен для безвозмездного захоронения.
Опасаясь преследований революционеров, многие надписи родственники стирали. Теперь можно только предполагать, кем являлись в миру те, кому принадлежат эти надгробия.
Здесь надпись сохранилась
Анна Васильевна Книппер, возлюбленная адмирала Колчака, провела в лагерях 37 лет. Рядом с ее могилой стоит памятник (кенотаф) ее сыну, расстрелянному на полигоне в Бутово.
Вениамин Александрович Каверин. Жертвы трагедии на мюзикле Норд-Ост, поставленному по произведению Каверина, так же похоронены на Ваганьковском кладбище.
Этот дом — усыпальница купцов Прохоровых.
Династия Мамонтовых.
Алексей Кондратьевич Саврасов. Художник закончил жизнь в бедности, а такой солидный памятник с эпитафией Левитана поставлен позже при советской власти.
Здесь покоятся три родные сестры фон-Лескен: игумения Серафима, монахиня Леонида и монахиня Анастасия.
Матушка Серафима (средняя сестра) была игуменией Вознесенского монастыря в Московском Кремле, разрушенного в 1929 году.
Вознесенский монастырь был основан женой Дмитрия Донского великой княжной Евдокией (в монашестве Ефросинией). Здесь хоронили женщин великокняжеского рода.
Могила Сергея Есенина. Мы удивились, обнаружив расположившуюся на бортике цветника алкобратию, задорно распивающую и закусывающую. Если присмотреться внимательно, то между цветами можно увидеть заныканную ими бутылку.
Есенин завещал похоронить себя на Ваганьковском кладбище рядом со своим другом поэтом Александром Ширяевцем (Абрамовым)
Купцы Филипповы, которые держали булочные
Среди могил воинов, погибших в 1941-1945 гг., возвышается деревянный крест. Здесь покоится протоиерей Валентин Амфитеатров.
К нему каждый день приходят люди с различными просьбами.
Отец Валентин родился в семье священника в 1836 году.
Перед смертью он оставил три завещания. Во-первых, он сказал, что кто будет приходить на его могилу с просьбой, даже если за версту, то он услышит и обязательно поможет. Во-вторых, отец Валентин велел похоронить себя на глубину, в 2 раза превышающую обычную, объяснив этот тем, что его «не смогли достать». Так же он сказал, что будет лежать среди воинов. В 1908 году, когда скончался батюшка, эти его слова были непонятны людям. Но прошло время, и слова праведника оказались предсказательными. Богоборческую власть не устраивали толпы верующих, молящихся на могиле батюшки, и они всячески старались этому помешать: сносили крест, разоряли могилу, потом не пускали даже родственников. А во время войны это место сравняли бульдозером и устроили здесь братскую могилу. Таким образом, точное место захоронения протоиерея Валентина Амфитеатрова неизвестно.
В 1989 рядом с Братским мемориалов воинов ВОВ был установлен этот крест, куда приходят помолиться и передать свои просьбы батюшке Валентину.
Елена Поленова — первая профессиональная женщина-живописец в России
Могила Сурикова
Протоиерей Алексей Приклонский — настоятель Ваганьковского кладбища. Он внес большой вклад в развитие кладбища и за свои труды был удостоен орденом Святого Владимира 4 степени и орденом Святого Владимира 3 степени. Здесь крест на надгробии тоже сбит..
На фотографии изображен домик отца Алексея, находящийся здесь неподалеку от кладбища. Эти дом простояли примерно до 60-гг, пока не были снесены, и на их месте не организовали колумбарий.
Могила Булата Окуджавы
Некрополь ныне несуществующего Московского девичьего Страстного монастыря
Страстной монастырь был построен на месте встречи чудотворной Страстной иконы Божией матери на улице Тверской, но после революции был уничтожен.
После закрытия Страстного монастыря инокини до конца жизни несли данные ими обеты и завещали похоронить себя рядом с их сестрами.
Инокиня Елена Кольцова
Последние герои СССР, погибшие во время путча в 1991 г.
Игорь Тальков
Михаил Пуговкин
Олимпийский чемпион Сергей Белов зажигал олимпийский огонь на играх 1980 в Москве
Виктор Тихонов
Скромная, но светлая могила Георгия Вицина. Хороший был человек…
Часовенка, которая стоит на месте первого деревянного храма на Ваганьковском кладбище, освященного в честь Иоанна Милостивого.
Блаженный Николай был простым водовозом, а потом отказался от всего и стал жить на улице. Он носил вериги, тяжелую палку и камень.
Верующие встрают на камушек, общаясь к блаженному.
Крест желаний.
По легенде была такая девица Варвара, которая болела ногами. И однажды ей во сне явился старец Митрофан и сказал, чтобы она пришла к нему на могилу для исцеления. Она каким-то образом добралась сюда и по вере получила просимое. В конце жизни она завещала похоронить себя рядом со своим исцелителем.
Храм Воскресения Словущего.
Храм Воскресения только один — это храм Гроба Господня в Иерусалиме. А все другие храмы Воскресения «прослывались», т.е. слыли воскресными. Престольным праздником храма является день освещения храма Гроба Господня в Иерусалиме 26 сентября. В этот день здесь проводится Пасхальное богослужение с Крестным ходом.
Мне понравилось, как получился крест на куполе. Он как будто сам излучает солнечный свет от себя.
Иерей Сергей Матюшин проводит экскурсии по Ваганьковскому кладбищу для всех желающих каждую субботу в 14.00. Всего
Об этой и других экскурсиях, которые проводит паломническая служба Высоко-Петровского мужского монастыря, можно прочитать .
Мы с подругой ушли под впечатлением и с большим желанием посетить две другие экскурсии по Ваганьковскому кладбищу отца Сергея. Для себя я узнала много нового о подвижниках веры и благочестия, о которых к своему стыду раньше не слышала.
Большое спасибо отцу Сергию за интересный и полезный для нас рассказ, а так же замечательному сообществу mosblog, которое недавно отметило двухлетие, и Юле rijaya_koshka за приглашение!