- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Почем загробная жизнь
Почему проводить человека в последний путь сегодня обходится в копеечку? Кому нужны богатые надгробия и пышные похороны? Как хоронят мусульман и православных? И о чем стоит подумать родным и близким покойных людей?
Все эти вопросы рано или поздно касаются каждого из нас. И важно определиться для себя с ответами на них.
Недавно у одного знакомого умер отец. При жизни называвший себя атеистом казах завещал похоронить его рядом с женой-христианкой. Сын был вынужден исполнить волю отца и похоронить его по православному обычаю на христианском кладбище Алматы.
Окружающие его не осуждали, ведь подобных семей родом из советской эпохи и сегодня немало. Знакомые лишь посетовали, что казахи сегодня стали забывать религию предков…
Другой случай почти анекдотичен: у мужчины умерла мать, которая попросила после смерти положить ее в гроб в платье и театральной шляпе с вуалькой. Но родственники воспротивились: хоронить будем по исламскому обычаю — в белом саване и без всяких излишеств, поскольку при жизни покойная называла себя мусульманкой, хоть и не читала намаз. И подобных случаев, особенно в смешанных браках, предостаточно. Многие люди после смерти своих родных оказываются в полной растерянности: что делать? Как хоронить? По какому обычаю?
Одежда для судного дня
Наиб-имам Центральной мечети Алматы Нурмухамед ИМИНОВ рассказал нам, почему важно мусульман хоронить именно по шариату — в белом саване и читать по умершему молитвы.
— Человек приходит в этот мир нагим и таким же уходит из него. Его единственным одеянием, в котором он предстанет перед Аллахом, будет белый саван, в котором его кладут в могилу. Казахи называют его «акырет», хотя это и не шариатское название. «Акыретом» называют судный день.
Обязанность родных — проводить умершего в последний путь согласно шариату. Если, конечно, при жизни он называл себя мусульманином, даже если никогда не читал намаз.
Если человек при смерти, ему нужно прочесть суру Ясин.
Умирающему важно тихонечко напоминать перед смертью слова талкина (о том, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад его пророк). Если у него будут силы, он произнесет их. По Корану, человек, произнесший эти слова перед самой смертью, попадает в рай. Это означает, что он ушел в мир иной с верой. После того, как человек умирает, ему закрывают глаза, а также связывают между собой большие пальцы ног, руки кладутся прямо. Тело кладут лицом к Кибле (в Алматы — на юго-запад). Вначале совершается малое, затем полное омовение, человека заворачивают в саван (кепен) длиной около 15-20 метров, в зависимости от ширины ткани.
Мужчин заворачивают в три слоя, женщин — в пять (потому что прикрываются отдельно грудь и голова). После чего мулла или другой знающий человек читает жаназа-намаз (заупокойная молитва). Он произносится коллективно и другими присутствующими. Отличается от обычного пятикратного намаза тем, что читается стоя. После его прочтения тело везут на кладбище.
Никаких предписаний насчет богатого убранства могилы, роскошных мраморных надгробий и уж тем более поминок на 7-й, 40-й день или через год в шариате нет. Все надо делать по средствам, без излишеств.
Лучшей помощью душе умершего могут стать ваши молитвы о его спасении и прощении Аллахом, а также добрые дела от его имени, милостыня (садака), поданная от его имени.
Об этом же говорит председатель Союза мусульман Мурат ТЕЛИБЕКОВ:
— К сожалению, в Казахстане до сих пор красивое богатое надгробие считается обязательным, особенно для состоятельных людей. И часто мы наблюдаем своего рода ярмарку тщеславия, когда видим мазары, соревнующиеся по высоте, по материалу. Несколько лет назад умер король Саудовской Аравии Фадх, так мир поразила скромность его захоронения: небольшой камень с его именем и больше ничего. Нам в Казахстане стоило бы у них этому поучиться…
Успокоение от трудов
В отличие от ислама в православии после омовения усопшему руки складывают крестообразно на груди и накрывают его белым покрывалом, на лоб кладут бумажный венчик с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи.
— Бумажный венчик символизирует венец славы, который Господь обещал любящим Его и исполняющим Его заповеди, — рассказывает пресс-секретарь Казахстанской епархии протоиерей Евгений ИВАНОВ. — В руки усопшему кладут небольшую икону или крест. Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать. Гроб, похоронное убранство и одежда покойного должны быть простыми, качественными, в определенной степени красивыми, но ни в коем случае не дорогими.
Обычай класть в гроб с умершим платки, очки, деньги и прочие предметы, которыми он пользовался при жизни, является языческим суеверием и никакой пользы его душе не приносит. Существует древний благочестивый обычай читать Псалтирь по усопшим. Если этого в силу разных обстоятельств не могут сделать родственники покойного, то им необходимо попросить верующих воцерковленных людей.
Возле гроба зажигают свечи. Огонь свечи говорит о нашей надежде на переход усопшего в Царство Истинного Света. Лампады и свечи также возжигают у икон. Недопустимо ставить под ними стакан с водой (а то и водкой), хлеб и прочее. Также не следует ставить рядом с иконами фотографию умершего и зажигать перед ней свечу. Нехристианским, языческим обычаем является украшение могил венками, тем более из искусственных цветов. Нужно заказать об усопшем сорокоуст — молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Важнейшим моментом христианского погребения является отпевание — особое богослужение с пением псалмов и погребальных стихир, чтением Священного Писания, прощанием с почившим и преданием тела земле. Отпеть умершего можно и в храме, и на дому, пригласив священника. В исключительных случаях допускается «заочное» отпевание, без тела покойного.
Как не растеряться
Многие мусульмане, в особенности казахи, сегодня хоронят своих родных на третий день после смерти. Хотя по шариату принято предавать покойника земле в день его смерти, до захода солнца. По словам заместителя директора спецкомбината ритуальных услуг Марата ИСМАИЛОВА, традиция хоронить на третий день объясняется просто: раньше из-за большой территориальной удаленности кочевок в казахской степи многие родственники не успевали добраться до умершего в тот же день, чтобы попрощаться. Поэтому покойника оставляли… ждать. Впрочем, и сегодня известие о смерти родных может застать близких где угодно, поэтому отсрочка похорон осталась.
Но проблема вовсе не в этом. Зачастую родственники оказываются в полной растерянности перед смертью близкого человека и не знают, что делать.
— К нам часто обращаются люди, которые не знают, как поступить, куда обращаться. Недавно звонит 16-летняя девушка, у нее умерла бабушка, а родственников нет. Мы ей объясняли, что для начала надо вызвать на дом участкового врача, который констатирует смерть. Вместе с докторами в случаях смерти пациента выезжают и полицейские, которые убеждаются в естественности смерти. Позже на основании их заключений выдается справка о смерти, которая дает право захоронить человека на кладбище.
Марат Исмаилов предупредил читателей, что, поскольку многим из нас не так часто приходится хоронить родных и близких, мы можем и не подозревать о требуемых расходах. Этим, мол, по его словам, и пользуются не чистые на руку похоронные агентства:
— Однажды обратилась к нам пожилая женщина, с которой частные бюро после смерти ее сестры за свои услуги потребовало 250 тысяч тенге! Когда женщина умерла, они буквально тут же оказались у порога квартиры. Есть подозрение, что у них имеются осведомители среди участковых врачей и полиции. Поэтому не нужно терять голову, а обращаться в официальные органы.
Главное — молитвы
По словам протоиерея Евгения Иванова, христианское погребение совершается исключительно над христианами:
— При этом религиозная принадлежность родственников никакого значения не имеет. Нельзя совершать отпевание последователей иных религий и конфессий. Если человек заявлял о том, что он атеист, то пение над ним «Со святыми упокой» и иных слов, обращенных к Богу, будет звучать, по меньшей мере, странно. Не совершается христианское поминовение самоубийц. Хоронить рядом близких людей можно, и это является благочестивым христианским обычаем.
Родственникам очень важно совершать для души усопшего дела милосердия.
К сожалению, сегодня из-за гордости и из-за неправильных представлений о духовной жизни, провожая умершего человека в вечность, люди тратят время, нервы и огромные суммы на вещи, не нужные ни живым, ни тем более покойному: лакированные гробы, венки, охапки цветов, грандиозные памятники, поминки в ресторанах, катафалки и оркестры, «гражданские панихиды». Цветы, комплименты и подарки нужно дарить живым, а усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела.
Об этом же заявляет мусульманское духовенство.
Наиб-имам Центральной мечети Алматы Нурмухамед Иминов поведал:
— После смерти душа человека переходит в Барзах. После того, как кладбище покинет последний человек из похоронной процессии, к умершему прибывают ангелы Мункар и Накир, от одного вида которых человек может потерять дар речи, и задают три вопроса: «Кто твой Господь? Кто твой Пророк? Какова твоя религия?». Если он ответит правильно, то уже для него наступает блаженство в могиле: она становится светлой, просторной. Если же из-за совершенных грехов Аллах не даст возможности человеку ответить, то его ждет страшное наказание. Наказание неверующих происходит каждый день, кроме пятницы, пока Аллах не даст на это разрешение.
Справка
Кладбищенская земля для похорон выделяется бесплатно, но расходы все равно предстоят: на выкапывание могилы, перенос тела, подготовку территории (вырубка деревьев, планировка и др.). В среднем захоронение по мусульманскому обычаю обойдется в 52 тысячи тенге, по православной традиции — около 25 тысяч тенге. Подзахоронение обойдется в сумму от 31 тысячи тенге, поскольку придется демонтировать часть старого надгробия и возводить его по-новому. Отдельно оплачиваются услуги катафалка — от 14 до 32 тысяч тенге.
В Вознесенском кафедральном соборе пожертвование за отпевание составляет 5 тысяч тенге, за сорокоуст — 1500 тенге. Если у родственников нет средств, то можно попросить священнослужителей, и все необходимое совершат безвозмездно.
Жанар КАНАФИНА
Фото Тахира САСЫКОВА
Прощание со старой жизнью. Начало новой
В день свадьбы я получила множество поздравительных эсэмэсок из России, в том числе и от Женьки из Мурманска. На следующее утро я вспомнила об этом и вдруг удивилась, что на нашем празднике не было Раджа – ведь он все-таки друг Санни, пусть мне и не доставило бы удовольствия видеть его физиономию… Я спросила Санни, в чем дело.
– Не знаю, – ответил он. – Я его приглашал…
– Однако он проигнорировал твою свадьбу… – подытожила я.
Санни помолчал, а затем выговорил, запинаясь:
– Я не хотел об этом, но… Думаю, Радж не пришел потому, что он изначально был категорически против нашей женитьбы…
– Что значит – против? – изумилась я. – Он-то тут при чем? Кто он нам – брат, сват, мать родная?..
– За несколько дней до свадьбы он спросил у меня: ты что, вправду собираешься на ней жениться? Я ему говорю – конечно, а ты еще не понял?.. Он мне в ответ: не женись на ней, это нехорошо, ты же индиец и потому должен жениться только на индианке, иностранка тебя недостойна…
– Ничего себе, новости! – Я обалдела от такого заявления. – То есть он считает, что брак с иностранкой – это нехорошо, это ниже его индийского достоинства. А просто спать с ней и пудрить ей мозги – это, стало быть, нормально?! Посмотрите-ка, какой правильный! А то, что он Дженни уже более двух лет просто использует, – это, значит, удовлетворяет его высокую нравственность и моральные устои?..
Честно, я была на Раджа дико зла. Хорош гусь, ничего не скажешь! И ладно бы, только Женьке лапшу на уши вешал – так он еще и в нашу с Санни жизнь влезть пытается, рекомендации Санни дает, жениться ему на мне или нет! Ну вот наконец-то он и сбросил маску – каков негодяй, а? Теперь я была убеждена на сто процентов, что он НИКОГДА не женится на Женьке, что бы он ей там ни говорил про временные затруднения и большие перспективы…
Между тем моей маме пора было уезжать. Несмотря на то что мы с Санни звали ее хотя бы заключительную ночь провести не в отеле, а у нас дома, она по-прежнему отказывалась. Поэтому в последний вечер мы, как обычно, отвезли ее туда. (Мне как-то еще не верилось, что это больше не МОЙ отель, не моя комната… Я забрала из номера все свои вещи – и следа от меня там не осталось!) До этого мы возили маму повидаться напоследок со всеми Санниными (и, значит, теперь уже и моими) родственниками. Она попрощалась со всеми очень бурно, как это повелось у нее в Индии – со слезами. Впрочем, родственники моего мужа тоже не остались в долгу. Обнимались, рыдали… Как говорил дядя Митя в фильме «Любовь и голуби»: «Однако, потоп сейчас будет!»
В отеле, перед тем как попрощаться с мамой до утра, я дала ей две тысячи рупий – для Болы. Очень уж хотелось как-то отблагодарить его за все, что он для нас сделал. А то, думаю, мало ли – завтра мама выселяется из отеля в шесть утра, мы едем в Дели, в аэропорт. Может, Болу увидеть с утра и не удастся… Да и неудобно как-то – вдруг завтра, при выселении, рядом будет начальство Болы – например, хозяин отеля. Это же не положено – влетит еще бедняге, чего доброго, да и деньги отберут…
Мама рассказывала потом, что вечером попросила Болу принести в номер бутылку воды – вот тогда-то и отдала ему деньги, без свидетелей: мол, это от нас с дочкой… Говорит, что он чуть не ошалел от радости! У него глаза едва не вылезли из орбит, когда он увидел, сколько ему дают – две тысячи для него это огромные деньги… Он быстро спрятал их в карман, принялся горячо маму благодарить и упрашивать, чтобы она никому про это не говорила – вот дурачок!.. Сказал, что мы с мамой очень добры к нему и что он скоро поедет домой, в отпуск, – вот детишки и жена обрадуются!.. А я-то, грешным делом, думала раньше, что двух тысяч может быть мало… Не представляю, кстати, на каком языке у них шел разговор, но что они поняли друг друга – ни капли не сомневаюсь.
Утром мы заехали за мамой на машине. Закрывая дверь моего номера НАВСЕГДА, Санни поинтересовался у меня:
– Ну как, ты готова распрощаться с этим отелем?
Мне было очень трудно себе это представить… Я жила в отеле «Хилл Топ» больше двух месяцев, он стал моим домом, фактически, здесь прошла целая маленькая жизнь…
– Обещай мне, что мы будем сюда приезжать… Просто так, иногда, ненадолго, – попросила я Санни. – Повидаться с Болой, и вообще – навещать это место…
– Обещаю, – ответил он серьезно, без тени насмешки. Он прекрасно понимал мои чувства…
Больше всего я переживала за маму – как она будет в аэропорту? Провожающих внутрь не пускают, и ей необходимо будет всюду ориентироваться самой – куда идти, где стойка регистрации, где паспортный контроль, где выход к самолету… Одно дело – улетать из Шереметьево-2, где весь обслуживающий персонал – русские, и совсем другое – аэропорт Индиры Ганди, где кругом одни индийцы… Я ей, конечно, все подробно расписала и даже набросала примерную схему аэропорта в ее записной книжке, вплоть до расположения табло, и как это все по-английски называется; научила ее нескольким ходовым фразам на инглише (в том числе и «Я не говорю по-английски, мне нужна помощь»), но все равно беспокоилась… Даже больше, чем в день ее прилета – прилетать в иностранный аэропорт всегда легче, чем улетать из него… Как назло, у нее и мобильник не работал – не было роуминга, так что, случись с ней, не дай бог, какая неприятность в аэропорту, она даже позвонить не сможет, мне придется ждать от нее вестей уже после ее прилета в Москву…
При прощании мама держалась молодцом, даже не рыдала на этот раз, что удивительно. Впервые за все свое пребывание в Индии она удержалась от слез в столь щекотливой ситуации… Зато Санни, хорошо изучивший меня, сообщил маме:
– Джули сейчас будет плакать…
И в самом деле – у меня глаза были на мокром месте… Я вдруг почувствовала себя очень одинокой. Несомненно, я оставалась в Индии с самым своим любимым и дорогим человеком – с Санни, но в тот момент я впервые осознала на все сто процентов, что все, игрушки закончились, начинается моя новая, отдельная, самостоятельная и независимая от России жизнь…
Мама прошла внутрь аэропорта, помахала нам рукой через стеклянную стену, и тут я разрыдалась в голос… Санни повел меня, плачущую, обратно к машине, обнимая за плечи. Я не могла успокоиться половину дороги до Агры – больше двух часов… Всю вторую половину я проспала на плече у мужа, почувствовав вдруг, как смертельно вымоталась за эти дни – и физически, и эмоционально…
Когда мы уже подъезжали к городу, я проснулась, и Санни признался мне:
– Ты знаешь, мне сейчас на какое-то мгновение показалось, что нам нужно ехать в отель. Я забыл, что ты там больше не живешь…
Я окончательно проснулась и поняла – мы едем ДОМОЙ…
Старая жизнь закончилась. Впереди была новая жизнь, огромное непройденное расстояние…
Следующая глава >>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- Б. Шамша, В. Бурлаков СЛОВОМ, ВИНТОВКОЙ, ЖИЗНЬЮ
- МИХАИЛ ВЕРБИНСКИЙ У СТАРОЙ ВОДОКАЧКИ
- НА СТАРОЙ КАРАВАННОЙ
- ЕФИМ ГРИНИН В СТАРОЙ ОТРАДЕ
- Неразрешимые противоречия новой Конституции и «новой общности»
- Клады старой Рязани
- № 107 Приказ ГУЛАГа ОГПУ № 43 «О командировании сотрудников для знакомства с жизнью ИТЛ»
- «Новые времена» в старой усадьбе
- МАСТЕРСКАЯ НА СТАРОЙ ПЛОЩАДИ
- Омар Хайям: …много лет размышлял я над жизнью земной…
- Уголок старой Одессы
- Анатолий Марченко ВСТРЕЧА С ЖИЗНЬЮ
- По старой дружбе
- Основы построения траурной речи
- Примеры построения и написания текста для прощальной церемонии
- Различия траурных речей, которые говорят в разных странах
- Особенности поминальных слов на 40 дней
- Что сказать на поминках?
Б. Шамша, В. Бурлаков СЛОВОМ, ВИНТОВКОЙ, ЖИЗНЬЮ
Б. Шамша, В. Бурлаков СЛОВОМ, ВИНТОВКОЙ, ЖИЗНЬЮ След человека в истории далеко не всегда достойно отражается в исторических документах. Мало ли прекрасных людей честно делали свое дело, оставаясь незамеченными для летописцев? И прямой долг потомков кропотливо
МИХАИЛ ВЕРБИНСКИЙ У СТАРОЙ ВОДОКАЧКИ
МИХАИЛ ВЕРБИНСКИЙ У СТАРОЙ ВОДОКАЧКИ Извилистую долину обступают изумрудные горы. Вдали зелень тушуется легкой синеватой пеленой. А самые дальние вершины, словно лебяжьим пухом, покрыты белыми облаками… Слышен клокот бьющейся о камни воды. За поворотом, напоминающим
НА СТАРОЙ КАРАВАННОЙ
НА СТАРОЙ КАРАВАННОЙ Перед пологим спуском к реке Или пограничники спешились и стали растирать потные спины, бока и ноги лошадей жгутами, скрученными из травы. Кони тяжело дышали, фыркали, взмахивая головами, звенели удилами; это фырканье и звон казались в ночной тишине
ЕФИМ ГРИНИН В СТАРОЙ ОТРАДЕ
ЕФИМ ГРИНИН В СТАРОЙ ОТРАДЕ
Неразрешимые противоречия новой Конституции и «новой общности»
Неразрешимые противоречия новой Конституции и «новой общности» Принятая в 1977 году Конституция СССР характеризовала построенное в СССР «развитое социалистическое общество» как общество, «в котором на основе сближения всех социальных слоев, юридического и фактического
Клады старой Рязани
Клады старой Рязани Первое упоминание о Рязани встречается на страницах «Повести временных лет». В XI–XII веках этот город на Оке уже был крупным, хорошо укрепленным политическими центром, со значительным населением. Исключительное значение Рязани определялось не
№ 107 Приказ ГУЛАГа ОГПУ № 43 «О командировании сотрудников для знакомства с жизнью ИТЛ»
№ 107 Приказ ГУЛАГа ОГПУ № 43 «О командировании сотрудников для знакомства с жизнью ИТЛ» 6 февраля 1934 г.г. МоскваБольшинство сотрудников Глав. Упр. Лагерями ОГПУ до сих пор не были ни разу в лагерях и совершенно не представляют ни лагерной обстановки, ни проводимой работы
«Новые времена» в старой усадьбе
«Новые времена» в старой усадьбе (малоизвестные страницы истории сельца Звездунова)Одной из характерных черт пореформенной России был переход дворянских усадеб в руки представителей иных сословий, что неизбежно приводило к изменению облика «дворянских гнезд» и всего
МАСТЕРСКАЯ НА СТАРОЙ ПЛОЩАДИ
МАСТЕРСКАЯ НА СТАРОЙ ПЛОЩАДИ Эта находка была в высшей степени неожиданной. Ну кто бы мог подумать, что КПСС, чьи секретные надобности обслуживала колоссальная, специально сконструированная для конспиративной работы машина КГБ, имеет еще в своем распоряжении этакую
Омар Хайям: …много лет размышлял я над жизнью земной…
Омар Хайям: …много лет размышлял я над жизнью земной… Возможно, великий Хайям выглядел именно такКто еще их персидских поэтов может сравниться славой с Омаром Хайямом (1048 – после 1123 или 1132)? Вслушайтесь в это звонкое имя – Гийяс ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим
Уголок старой Одессы
Уголок старой Одессы С улицы Гоголя поворачиваем направо – к Тёщиному мосту. Переходить через него не нужно. На площадке перед мостом собраны архитектурные объекты, свезённые – одновременно со строительством самого моста – из сносимых старых домов в центральной части
Анатолий Марченко ВСТРЕЧА С ЖИЗНЬЮ
Анатолий Марченко ВСТРЕЧА С ЖИЗНЬЮ СТАСИК СТАНОВИТСЯ ЛЕЙТЕНАНТОМ Друзья звали его Стасиком. За то, что умел по-настоящему дружить и мечтать. За обаятельную мальчишескую улыбку. За то, вероятно, что ходил в строю на самом левом фланге.Он очень любил свое училище. И вовсе не
По старой дружбе
По старой дружбе Футбольный клуб третьей испанской лиги «Бенидорм» из одноименного курортного местечка на побережье Коста-Бланка обогатил анналы испанского футбола одной курьезной историей. В последнем туре сезона 2005/06 клуб уволил своего тренера Анхеля Педрасу —
Во время прощальной церемонии принято говорить траурную речь, которая должна в положительном свете охарактеризовать умершего и «попросить» о его прощении у Всевышнего. Такая традиция берет свое начало еще в Древнем Египте. Люди проводили множество обрядов для покойного, чтобы его душа была чистой и безгрешной в следующей жизни.
Основы построения траурной речи
Примеры построения и написания текста для прощальной церемонии
Различия траурных речей, которые говорят в разных странах
Особенности поминальных слов на 40 дней
Что сказать на поминках?
Основы построения траурной речи
- Подобные высказывания всегда необходимо делать со всей душой и от всего сердца;
- не стоит перебарщивать с трагичностью и устраивать из своей речи показательное шоу;
- текст для высказывания лучше написать заранее, чтобы собрать свои мысли в одно целое;
- в тексте выделите для себя наиболее важные части, глядя на которые вы сможете быстро сориентироваться;
- не затягивайте со временем. Никому не станет лучше, если рассказ будет длиться несколько часов. Скорее всего, это только спровоцирует недовольство окружающих;
- обязательно выучите то, что вы писали. Чтение с листочка всегда выглядит несколько отстраненным;
- если не можете придумать слова, которые стоит сказать на похоронах, вспомните самое яркое воспоминание об умершем. Какой-то случай, заставивший вас понять, что этот человек значит для вас очень много. Что-нибудь яркое и красочное, что будет описывать его только с лучшей стороны.
Традиция говорить особенные слова во время прощальной церемонии появилась в нашем обществе относительно недавно. Она пришла к нам из западных стран.
Примеры построения и написания текста для прощальной церемонии
Первое, на что нужно обратить внимание – это ваше обращение ко всем собравшимся людям:
- «Любимые и родные…»
- «Уважаемые присутствующие…»
- «Дорогие и самые близкие…».
После этого обязательно представьтесь гостям. Скажите о том, кем вы приходились покойному:
- «Меня зовут (ваше имя), он (имя усопшего) был мне лучшим другом/преданным товарищем/понимающим коллегой и прочее.»
- «Отец был для меня…»
- «Моя бабушка заслуживает только искренних и добрых слов…».
Дальше расскажите коротко о печальном событии, о том, как вы узнали об этом или что именно почувствовали в этот момент. Поделитесь своей болью с окружающими– это имеет больше значение:
- «Мы говорили по телефону за несколько часов до этого…»
- «Я виделся с ним пару дней назад…»
- «Прошло столько времени с тех пор…».
Расскажите людям о том, каким именно вы знали усопшего. Опишите его черты характера, поведение или реакции на различные ситуации:
- «У него никогда не было плохого настроения…»
- «Отзывчивый и веселый человек…»
- «Вместе с ней я научился только самому полезному и важному…»
Наиболее распространенные прощальные слова скорби и личные соболезнования:
- «Мы всегда будем тебя помнить…»
- «Память о тебе сохраниться навечно в наших сердцах…»
- «Пусть земля будет пухом…»
Различия траурных речей, которые говорят в разных странах
- Иудеи, в отличие от христиан, обязательно говорят слова из их собственной версии Библии – Торы. Эти высказывания, как принято считать, помогают умершему в его загробном странствии.
- В Индии с умершим прощаются, читая траурные мантры, которые произносят именно мужчины, чаще всего это сын умершего. Если такового нет, то речь произносит брат, дядя или другой родственник. Это связано с тем, что на индийских похоронах имеют право присутствовать только мужчины.
- Мусульманский народ читает для успокоения души ушедшего молитвы из Корана – суры. Их произносят стоя и про себя. Кроме этого, на кладбищах часто присутствуют люди, которые читают подобные молитвы за денежное вознаграждение.
- Погребальная молитва имеет название Джаназа и означает непосредственное обращение к Богу о прощении и помиловании усопшего. Она должна произносится именно мужчиной, если же ни одного представителя мужского пола нет поблизости, то данная обязанность переходит на женщину. Если Джаназа не будет сказана, то такие похороны признают недействительными.
- А вот для жителей африканских стран похороны человека – это вовсе не траур, а наоборот, праздник освобождения души от физического тела. Играет радостная музыка, все смеются и улыбаются. Местные жители проводят массовые танцы, некоторые даже отплясывают вместе с гробом на плече.
Особенности поминальных слов на 40 дней
Согласно принятым правилам, для поминовения умершего человека, люди собираются спустя определенное количество дней после его смерти: 9 дней, 40 дней и год. Поминальная речь по структуре полностью соответствуют траурной речи:
- характерным признаком является соблюдение минуты молчания в дань памяти;
- первым берет слово глава семьи, а уже после него дается возможность высказаться братьям/сестрам, друзьям, бывшим сотрудникам/начальнику, соседям и т.д.;
- необходимо быть готовым к тому, что некоторые из рассказчиков не смогут закончить свою речь. Запаситесь несколькими фразами, которые вы сможете вставить в качестве окончания текста, чтобы не получилась неловкая ситуация;
- все слова утешения говорятся исключительно стоя. Таким способом собравшиеся выражают искреннее уважение к умершему.
На прощание с усопшим возьмите с собой парное количество цветов и свечу.
Что сказать на поминках?
Представляем вашему вниманию несколько простых примеров. Они помогут вам быстрее сориентироваться в теме. Старайтесь говорить тихо, чтобы создать вокруг спокойную атмосферу, без криков и истерик.
- «40 дней назад не стало нашего любимого…»
- «Всю свою жизнь мой брат был активным и добродушным человеком…»
- «Прошло уже 40 дней, как мы простились с…»
- «Мой дедушка был еще тем шутником. Я до сих пор помню, как он приходил к нам домой после работы и с легкостью придумывал забавные ситуации…»
- «Она научила меня ценить все моменты, которые происходят в жизни независимо от ситуации…»
Поминальные слова в память об отце
Говорить теплые слова должны дети умершего:
«Дорогие гости! Спасибо за то, что собрались сегодня все вместе, дабы проститься с самым родным и близким нам человеком – отцом семейства. Мы потеряли нашу главную опору, сильного и терпеливого мужчину. Он был безумно умным и мудрым, всегда уделял нам время и давал полезные советы, которые помогали в жизни.
Папа всегда старался сделать нашу жизнь только лучше. Постоянно работал и приучал нас к труду, но никогда не забывал хорошенько отдохнуть, взяв нас на природу и устроив ночевку в палатках или долгий поход к загадочному кладу. К слову сказать, он заранее прятал сладкие подарки и делал вид, что понятия не имеет откуда в лесу оказывалась коробка с конфетами.
Мы навсегда запомним тебя, как лучшего отца во вселенной. Наша память о тебе останется навсегда. Земля тебе пухом…»
Траурная речь для жены от мужа
«Этот день самый тяжелый в моей жизни, потому что я потерял любовь всей жизни. Она была безумно красивой, такой, что словами не описать. Всегда умела поддержать разговор и умела писать маленькие четверостишья, которыми веселила меня каждый день.
Когда ее не было долго дома, я всегда чувствовал себя пустым и одиноким. Но как только она возвращалась назад, наша квартира наполнялась безумно яркими цветами и громким смехом. Наверное, стоит сделать важное ударение, но моя любимая не умела готовить, что абсолютно не мешало ей постоянно проводить время на кухне и пробовать новые рецепты.
Думаю, именно за такое безумство я ее полюбил. И всегда буду любить. Родная, ты навсегда в моем сердце. Мы скоро с тобой встретимся…»
Прощальные слова на похоронах друга
Траурная речь на похоронах друга не должна быть длинным эпическим рассказом. Достаточно коротко вспомнить о том, что связывало человека с умершим. Примером прощального монолога может послужить следующий:
«Он (она) была мне не только единомышленником, с которым можно было обсудить все на свете, но и достойной опорой и поддержкой. Я высоко ценил его (ее) готовность прийти на помощь в любой ситуации. Боль от потери переполняет мое сердце, и эта рана не скоро затянется. Спи спокойно, дорогой друг (дорогая подруга)!».
Речь на траурном митинге
На траурных митингах собираются коллеги усопшего. Поэтому с прощальной речью выступают коллеги.
«Меня зовут Мария, и я была начальником умершего более 10 лет. Две недели назад он взял отпуск, и я без задней мысли спокойно отпустила его, потому что была уверена, что увижу Сергея снова. Перед этим у нас был огромный завал на работе. Все наваливалось, как снежный ком, а он только улыбался и говорил, что быстро решит все проблемы.
Благодаря его аналитическому уму у нас получалось закрывать проекты раньше других компаний. Потеря такого ценного сотрудника – сильный удар по всем людям, с которым он работал.
Он был для меня не только отличным коллегой, но и отличным компаньоном и другом для поездок за город вместе с нашими семьями. Наши дети растут вместе, надеюсь они станут такими же хорошими товарищами, какими были мы. Счастливого тебе дальнейшего пути…».
Читайте также: что означает 9 дней после смерти