Служение великого игумена Земли Русской — преподобного Сергия Радонежского — многогранно. На наш взгляд, самой яркой гранью этого «светильника многосветлого Российския земли» является та, без которой вряд ли узнали бы мы и о других.
Вот как говорится об этом в тропаре преподобному Сергию: пречестная и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется. Преподобный Сергий действительно был наставником множества учеников, причем слово множество имеет здесь и количественное, и качественное значение. Это было своего рода «расширенное воспроизводство» преподобнического служения в нашей Церкви.
В житии преподобного Сергия есть описание чудесного видения преподобному. Однажды ночью, совершая привычное келейное правило с усердной молитвой о учениках своих, Радонежский игумен услышал вдруг голос, звавший его по имени: Сергий! Ты молишься о детях своих духовных; Господь принял молитву твою. Посмотри кругом — видишь, какое множество иноков собрано тобою во имя Живоначальной Троицы! Так умножится число учеников твоих…» Открыв оконце келии, преподобный Сергий увидел в сияющем дивном свете множество птиц, которые летали по всему монастырю и за его оградой. Так и ученики преподобного, говорится в житии, умножились; одни остались в родной обители, другие разлетелись по Святой Руси.
Первые годы в радонежской чаще, первые двенадцать учеников, единодушно просивших Сергия принять на себя игуменство, — и вот наместник святителя Московского Алексия Волынский епископ Афанасий посвящает Сергия в священный сан и поставляет во игумена. По возвращении святителя Алексия из продолжительной поездки в Константинополь состоялось знакомство с его с Сергием — и до конца жизни продолжалось их общение в любви Христовой. Известно, что преподобный Сергий по великому своему смирению не стал преемником митрополита Алексия, но мы имеем все основания называть Первосвятителя Московского собеседником преподобного Сергия.
Не без искушений начиналось общежительство в будущей лавре; чтобы избежать раздоров, преподобный Сергий тайно удалился из своей обители к своему духовному другу Стефану на реку Махру. В позднейшей иконографии преподобного Стефана Махрищского изображают держащим в руке свиток с текстом псалма: Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни (Пс. 54:8). С помощью Стефана Махрищского нашел преподобный Сергий подходящее место и водворился в пустыни на берегу реки Киржач. Вскоре появились и ученики; была построена церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, но святитель Алексий благословил преподобного оставить в новом монастыре достойного игумена, а самому Сергию вернуться в Троицкую обитель. Игуменом Благовещенского монастыря стал его ученик Роман.
Конечно, такие обстоятельства возникновения новой обители были не правилом, исключением. Целый ряд новых обителей был устроен по благословению преподобного Сергия и в связи с желанием властителей Русской земли. По обету князя Димитрия Донского построил монастырь на речке Дубне ученик Сергия Савва — впоследствии старец почтенный и весьма учительный. Савва по просьбе Троицкой братии стал игуменом после ухода в затвор преемника аввы Сергия, Никона Радонежского. Савва был духовным наставником князя Юрия Звенигородского (сына Димитрия Донского) и, пробыв шесть лет игуменом Троицкой обители, удалился в Звенигород и основал там «Дом Пречистой на Сторожах» — знаменитый Саввин-Сторожевский монастырь.
На иконе первой половины XVIII в. из Церковно-археологического кабинета МДА преподобный Савва с вздетыми руками молится Богородице, изображенной в небесном сегменте с благословляющим Богомладенцем. Надо отметить, что именно Савва Сторожевский пригласил для росписи храмов новой обители совсем еще молодого иконописца Андрея Рублёва, который по благословению игумена создал знаменитый Звенигородский чин — деисусный чин из Строжевского монастыря, часть которого была найдена в 1918—1919 гг. в Успенском соборе (ныне иконы находятся в Государственной Третьяковской галерее). Существует предположение, что по благословению преподобного Саввы написана и знаменитая Рублевская Троица. Добавим, что Саввин-Сторожевский монастырь первым в истории Руси получил статус лавры.
На Подмосковной земле, да и во всей Центральной Руси трудно найти монастырь, не связанный с именем преподобного Сергия: либо обитель была основана самим Радонежским угодником, либо по его благословению, либо учениками его; во всяком случае, даже через два-три поколения прослеживается четкая линия преемственности духовных традиций великого игумена земли Русской.
В иконографии учеников преподобного Сергия — и тех, что оставались насельниками Троицкой обители, и ушедших в далекие места — есть ряд интересных особенностей. На позднем, второй половины XIX в., изображении Собора святых учеников преподобного Сергия из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры это показано особенно наглядно. В центре композиции изображены преподобные Сергий и Никон; они держат икону Живоначальной Троицы через плат, на котором начертаны слова молитвы: «Триипостасный Боже, сохраняй святую обитель до кончины веков». Это, конечно, знаменитая рублевская Троица; именно так выглядела икона в XIX в., до ее реставрационного раскрытия. Обращает на себя внимание то, что буквально все изображенные в композиции святые имеют портретное сходство с преподобным Сергием. При этом каждый из них имеет свои, нередко яркие и узнаваемые черты: например, невозможно спутать преподобных Максима Грека и Мефодия Пешношского. Автор композиции нашел ту меру общего и индивидуального, которая дает возможность видеть в каждом изображенном образ наставника (ср. тропарь: в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником). У них очень похоже изображены глаза — точнее, не глаза, а взор-то, как они молитвенно взирают на икону Святой Троицы: понимаешь, что вместе с преподобным Сергием они в веселии сердца предстоят престолу Святыя Троицы (см. 9-ю песнь канона на обретение мощей Сергия Радонежского). Отметим, что на лаврской иконе круг учеников преподобного Сергия представлен наиболее полно. На другой известной иконе — из Ильинского храма (у Лавры), XVIII в. — изображено всего восемь святых.
В числе учеников и последователей Сергия Радонежского — преподобные Савва Сторожевский; Авраамий Галицкий (именуемый также Городецким и Чухломским); Арсений Комельский; Сильвестр Обнорский; Роман Киржачский; Савва Дубенский; Григорий Голутвинский; Мефодий Пешношский; Павел Обнорский (Комельский); Сергий Нуромский; Савва и Андроник Московские; Афанасий Серпуховской и Афанасий Высоцкий (младший); Никита Серпуховской; Леонтий Стромынский; Афанасий пустынник; Ксенофонт Тутанский; Ферапонт Боровенский; святитель Феодор Ростовский, основатель Симонова монастыря (родной племянник преподобного Сергия); Радонежские преподобные: Никон, Василий Сухий, Епифаний Премудрый, Елисей диакон, Михей келейник, Макарий и Онисим вратари, Илия келарь, Симон екклесиарх, Иаков посольник, Игнатий, Наум, Варфоломей, Исаакий молчальник, Нектарий вестник, Андрей Рублев и Даниил Черный иконописцы.
Собеседниками преподобного Сергия принято считать святителей Дионисия Суздальского (митрополита Киевского и всея Руси); Стефана, епископа Великопермского; Михаила, епископа Смоленского; преподобных Стефана Махрищского, Ферапонта Белоезерского (именуемого также Можайским или Лужецким), Димитрия Прилуцкого, Евфимия Суздальского, Кирилла Белозерского, Феодора и Павла Ростовских, преподобномучеников Григория и Кассиана Авнежских, а также благоверного великого князя Димитрия Донского и его супругу — преподобную Евфросинию Московскую (великую княгиню Евдокию).
Сохранился целый ряд икон с одиночными изображениями учеников Сергия Радонежского; как правило, это иконы, происходящие из монастырей, основанных этими учениками. Конечно, интересны и житийные иконы — как, например, хранящаяся в музее имени Андрея Рублева икона преподобного Авраамия Галичского XVIII в. Авраамий — один из ранних учеников и пострижеников преподобного Сергия; он основал в Костромском крае четыре монастыря. Авраамий изображен с иконой Пресвятой Богородицы «Умиление», явленной ему чудесным образом и указавшей точное место расположения будущей обители.
На иконе первой половины XVIII в. из ЦАК МДА преподобный Пафнутий Боровский изображен в молитве к восседающему на престоле Спасителю. Преподобный стоит на берегу реки Протвы; на другом берегу — основанная им обитель с пятиглавым Богородице-Рождественским собором. На небольшой аналойной иконе умилительно точно прописаны детали: струящаяся Протва (художник несколькими штрихами изобразил рябь на воде), двухъярусная колокольня, деревянная монастырская стена (каменная появилась лишь в XVI в.), даже татарский тип лица у преподобного Пафнутия.
Преподобный Пафнутий родился неподалеку от Боровска в семье крещеного татарина Мартина и его жены Фотинии; в 1414 г. принял постриг в Покровском монастыре на Высоком, семь лет находился в послушании у архимандрита Никиты Серпуховского, а затем 13 лет был игуменом монастыря. Сам Пафнутий впоследствии стал учителем и наставником для другого преподобного — Иосифа Волоцкого. В 1444 г. Пафнутий тяжело заболел, принял схиму, ушел из Высоцкого монастыря и поселился на берегу Протвы под Боровском, основав там монастырь в честь Рождества Богородицы.
Преподобный Иосиф Волоцкий представляет уже следующее поколение духовных наследников великого игумена земли Русской. Иосиф (в миру его звали Иоанн Санин) — сын богатого вотчинника из Волоколамского княжества — принял постриг в Пафнутиевом Боровском монастыре и, взыскуя жизни высокой и строгой, основал под Волоколамском новый общежительный монастырь, получивший позднее его имя. Суровый аскетизм Волоколамского игумена ясно виден на его иконе первой половины XVI в. (Музей им. Андрея Рублева).
Преподобный Антоний Сийский родился за год до того, как основал свою обитель преподобный Иосиф Волоцкий; его можно назвать духовным правнуком Радонежского игумена. Нить преемственности от преподобного Сергия тянется к нему через Кирилла Белоезерского, Александра Ошевенского и Пахомия Кенского. На иконе середины XVII в.(из Музея-заповедника «Коломенское» в Москве) преподобный Антоний изображен в окружении житийных клейм, иллюстрирующих историю создания Троицкого Сийского монастыря, основанного в 1520 г. преподобным Антонием в 80 верстах от Холмогор на берегу Михайловского озера и речки Сии. Строгий общежительный устав был установлен Антонием в новой обители, и многие эпизоды ее начальной истории напоминают историю Троице-Сергиевой обители.
Более чем за столетие до начала Сийской обители, в 1414 г., на берегу реки Нурмы неподалёку от ее впадения в Обнору (ныне это Вологодская область), поселился ученик Сергия Радонежского Павел, имевший к тому времени немалый опыт отшельнического жития: 15 лет он жил отшельником в окрестностях Троицкой обители, а затем три года в Комельских лесах, спасаясь от ненастья в дупле старой липы. Имея благословение преподобного Сергия на создание новой обители и видимый знак этого благословения — медный кованый крест, Павел Обнорский получил и чудесное указание свыше на устройство обители в данном месте: он услышал звон колоколов и увидел свет ярче солнечного. Павел — а ему тогда было 97 лет! — отправился в Москву и, поведав о своем ночном видении митрополиту Фотию, просил благословение на устройство монастыря. Святитель поначалу недоверчиво отнесся к рассказу старца, но в ту же ночь получил Божие откровение и сам принял участие в обустройстве монастыря. Преподобный Павел еще пятнадцать лет духовно руководил обителью, посвященной Живоначальной Троице и имевшей общежительный устав. Обнорский монастырь был одним из самых больших монастырей Русского Севера; первый образ Павла Обнорского еще при жизни его был написан преподобным Дионисием Глушицким.
Есть в Москве монастырь, к сожалению, в годы воинствующего атеизма почти разоренный, который преподобный Сергий считал отраслью своей Троицкой обители: Радонежский игумен не только всегда останавливался здесь, приезжая в Москву, но и смиренно трудился наравне с братией; предание говорит, что пруд рядом с монасты-
рем был выкопан самим преподобным Сергием. Это Симонов монастырь, основанный
в 1370 г. по благословению святителя Алексия и преподобного Сергия и при поддержке великого князя Димитрия (будущего Донского). Первым игуменом Симонова монастыря был племянник преподобного Сергия Феодор, позднее посвященный в сан епископа и занимавший Ростовскую кафедру. После смерти святителя Алексия князь Димитрий избрал своим духовным наставником Феодора.
Преемником святителя Феодора в Симоновом монастыре стал преподобный Кирилл, ставший позднее основателем Успенского Кирилло-Белоезерского монастыря. В государственном Русском музее хранится житийная икона преподобного Кирилла Белоезерского, написанная в начале XVI в. Дионисием для Успенского собора Белоезерского монастыря. Общение Кирилла (а он происходил из боярского рода и в монастырь поступил в возрасте сорока с лишним лет) с преподобным Сергием началось, когда новоначальный инок нес послушание в хлебопекарне, а великий игумен посещал Первопрестольную столицу. Примечательно, что уже тогда в смиренном труженике преподобный Сергий увидел будущего угодника Божия: приходя в Симонов монастырь, он первым делом направлялся побеседовать с Кириллом. Кирилл достойно нес все самые тяжелые послушания; через девять лет он был посвящен в священный сан, позднее, в сане архимандрита, был настоятелем Симонова монастыря. Получив во сне откровение Пресвятой Богородицы, призвавшей его на Белое озеро, Кирилл в сопровождении инока Ферапонта отправился в дальнюю дорогу, и в 1397 г. в пустынном месте на берегу озера построил церковь в честь Успения Божией Матери. В течение трех десятилетий был преподобный Кирилл настоятелем основанной им Белоезерской обители, которую в те давние годы называли Северной лаврой. Кириллов монастырь был, кроме всего прочего, еще и крупнейшим центром книжности Древней Руси.
Сопостник и верный помощник преподобного Кирилла Белоезерского — Ферапонт — был уже немолод, когда отправился вместе с наставником своим на берега Белого озера. Когда в Кирилловой обители начались регулярные богослужения, Ферапонт по благословению преподобного Кирилла удалился в пустынное место, поставил там келию и в безмолвии, непрестанной молитве и трудах провел несколько лет. Постепенно собралась и братия, поэтому в 1398 г. построен был первый деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы; сын Димитрия Донского князь Андрей Можайский пожаловал новому монастырю земельный надел — еще одна монашеская обитель возникла на Святой Руси. Через десять лет, по просьбе князя Андрея, Ферапонт отправился в Можайск: благочестивый правитель задумал устроить и там монашескую обитель. В 1408 г. на высоком берегу Москвы-реки началось строительство каменного собора в честь Рождества Богородицы. Первым игуменом нового Можайского Лужецкого монастыря стал преподобный Ферапонт.
Прежнее место подвижнических трудов преподобного Ферапонта на Белом озере не осталось без попечения Божия: через несколько лет настоятелем монастыря стал игумен Мартиниан. Игуменское послушание преподобного Мартиниана продолжилось в Троицкой обители, куда он был приглашен своим духовным сыном — великим князем Василием II. Через восемь лет, в 1455 г., преподобный Мартиниан сумел вернуться в любимую обитель на Белозерье и еще четверть века, до самой смерти трудился над ее благоустроением
В числе подвижников, напитавшихся духовным наследием преподобного Сергия при посредстве Кирилла Белоезерского, были преподобный Корнилий Комельский и его ученик Геннадий Костромской — основатель Преображенского монастыря на берегу Сурского озера, в окрестностях города Любима, где в 1529 г. дал ему земельный надел великий князь Василий Иоаннович. Кроме соборного Преображенского храма преподобный Геннадий построил в своей обители и храм в честь преподобного Сергия Радонежского, незадолго до того прославленного в лике святых.
Еще один ученик преподобного Корнилия, Адриан Пошехонский, занимался в Корнилиевом монастыре иконописанием. Через три года после кончины игумена Корнилия Адриан (бывший тогда иеродиаконом) испросил у настоятеля благословение на пустынножительство и, в сопровождении своего друга старца Леонида, направился в дремучий Пошехонский лес. Предание говорит, что иноков вел некий таинственный монах, который стал невидим по пришествии их на место будущих подвигов. Здесь и устроен был первый на Пошехонье монастырь в честь Успения Божией Матери. Начало обители относится к 1543 г. Преподобный Адриан был 5 марта 1550 г. жестоко замучен напавшими на монастырь разбойниками; нетленные мощи его были обретены в 1625 г.
Однако вернемся ко временам преподобного Сергия. Великий игумен земли Русской сам лично основал девять монастырей, а настоятелями в них поставил достойных своих учеников, не только просиявших впоследствии монашескими подвигами, но и воспитавших новые поколения боголюбивых иноков. Ряд обителей этих, располагавшихся вокруг Москвы, были не только местом молитвенных трудов, но и форпостами на случай нападения врага: набеги ордынцев на Центральную Русь были постоянными. Одним из таких монастырей стал Богородицкий Высоцкий монастырь в Серпухове, основанный преподобным Сергием в 1373 г. по просьбе Серпуховского князя Владимира Андреевича. Авва Сергий прибыл в Серпухов со своим учеником Афанасием и на высоком холме, неподалеку от места впадения реки Нары в Оку, 2 декабря заложил монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной. Ревностными трудами преподобного Афанасия новый монастырь «на Высоком», или Высоцкий, вошел в полную меру сил духовных. Соработниками игумена Афанасия Высоцкого стали преподобный Никон (будущий настоятель Троицкой Сергиевой обители) и первый постриженик нового монастыря преподобный Афанасий Младший.
В память победы на поле Куликовом благоверный князь Димитрий Донской решил основать монастырь близ Коломны, при впадении Москвы-реки в Оку. Пригласил преподобного Сергия, и Радонежский игумен не только сам пришел в Голутвин (так называлось место на окраине Коломны, определенное князем Димитрием под строительство монастыря), но и привел с собой ученика, иеромонаха Григория, который и стал игуменом новой обители.
Еще один подвижник Подмосковной земли — преподобный Давид Серпуховской, основавший на берегу реки Лопасни монастырь в честь Вознесения Господня. Начало монашеского пути этого подвижника — а он происходил из рода князей Вяземских — связано с преподобным Пафнутием Боровским. Дальнейшее его духовное возрастание происходило уже под руководством преподобного Иосифа Волоцкого. Сорок лет монашеских трудов предшествовали основанию новой обители на берегу Лопасни. Давидову пустынь незадолго до своей кончины посетил и благословил преподобный Иосиф Волоцкий.
Ученик и сподвижник преподобного Сергия Иаков Железноборовский — выходец из боярской семьи, пришел в Троицкую обитель еще юношей. Укрепившись в монашеском житии и приняв постриг от Радонежского игумена, Иаков по его благословению направился в родные края, в Галицкое княжество, и в пустынном месте близ селения Железный Борок по благословению митрополита Киприана основал новую монашескую обитель. Преподобный Иаков был известен своим миротворчеством и широкой благотворительностью. Чудесные исцеления стали совершаться после его кончины у его гроба.
Преподобный Димитрий Прилуцкий — «присный друг и сомолитвенник» Сергия Радонежского — встретился с Сергием в 1354 г. в Переславле-Залесском. Он был тогда игуменом Никольского монастыря; его знали и уважали за молитвенность и многие духовные дары, которыми наделил его Господь. Тяготясь земной славой, Димитрий искал уединенного места для своих молитвенных трудов, и в 1371 г. он нашел на излучине реки Вологды («при луке») удобное место всего в трех верстах от города и здесь поставил деревянную церковь в честь Всемилостивого Спаса. Вскоре здесь образовался большой общежительный монастырь. До самой своей смерти значительную помощь оказывал Прилуцкому монастырю великий князь Димитрий Донской. Преподобный Димитрий Прилуцкий более двадцати лет был игуменом; земной путь его завершился в 1392 г. Самое известное изображение преподобного Димитрия — икона, написанная около 1503 г. Дионисием, — находится в Вологодском музее-заповеднике.
Еще один собеседник Сергия Радонежского — преподобный Евфимий Суздальский, основатель и архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря, для создания новой обители прибыл в Суздаль в 1352 г. по просьбе Суздальского князя Бориса Константиновича. Уже при жизни Евфимия в нём проживало около трехсот монахов, следовавших установленному им строго общежительному уставу. Преподобный Евфимий часто бывал в Троицком монастыре, молился и беседовал с Радонежским игуменом.
Краткий обзор изображений угодников Божиих, связанных с преподобным Сергием Радонежским узами духовного сыновства, его собеседников и продолжателей духовных традиций открывает нам возможность не только увидеть действенность этих традиций в трудные годы нашей истории, но и говорить о востребованности этих традиций сегодня.
В августе 2014 г. состоялся Первосвятительский визит в Московскую епархию. Местом своего служения Святейший Патриарх Кирилл избрал возрожденный Николо-Пешношский монастырь — одну из древнейших обителей Московской Руси, построенную преподобным Мефодием Пешношским по благословению Радонежского игумена. Преподобный Мефодий трудился над построением монастыря, «пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николая». Произошло это знаменательное событие в 1361 г.
Преподобный Сергий не только благословил Мефодия на новые монашеские подвиги, но и сам немало потрудился в новом монастыре, посещал своего ученика в его уединении. Из монастырских хроник известно, что «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов».
Совсем недавно Пешношский монастырь лежал в руинах, а ныне сияет благолепием: благоустроители возрожденной обители в полной мере ощутили действенность молитвенной поддержки великого игумена Святой Руси — преподобного Сергия Радонежского.
Епископ Балашихинский Николай
Масштаб личности святого Сергия Радонежского настолько велик, что историю России вполне можно делить на «до Сергия» и «после него».
Причем даже это «после» окрашено сильнейшим влиянием преподобного на духовную жизнь страны — через труды его учеников, служение основанного им монастыря.
Преемники
Старец Сергий покинул земную жизнь 25 сентября 1392 года.
Лучшие ученики преподобного во всем походили на учителя. Они стремились к молитвенной созерцательности и вовсе не желали власти. В свое время и Сергий с большой неохотой принял звание настоятеля. Никон через полгода руководства обителью упросил братию освободить его от этого бремени. Новым игуменом после долгих уговоров стал Савва. Шесть лет он вел монастырь курсом, проложенным святым Сергием: строгий распорядок дня, общие труды, смирение и послушание, непрестанная молитва. Но и Савва в конце концов пожелал удалиться от стольких хлопот.
Однако же им обоим не удалось укрыться в молитвенном затворничестве. Зажженную свечу не прячут. Иноки настояли на возвращении «в должность» Никона. А Савву в 1399 году пригласил в Звенигород князь Юрий, второй сын Дмитрия Донского. Там, на горе Сторожи, Савва по просьбе князя основал монастырь и возглавил его. Саввино-Сторожевская обитель стала одной из многих, созданных на Руси учениками и единомышленниками преподобного Сергия. Но на московской земле она со временем сделалась одной из крупнейших.
Епифаний Премудрый
После восстановления монастыря от татарского нашествия в нем вновь поселился монах Епифаний, еще один ученик Преподобного. Он был книжник — писатель, знаменитый своим стилем «плетения словес» и прозванный Премудрым. К тому времени он уже написал житие святого Стефана, епископа Перми, и много лет собирал сведения для жития Сергия Радонежского.
В 1411 году Епифаний присутствовал на освящении Троицкой церкви. По окончании молебна он наверняка прочитал перед всеми свое торжественное «Слово похвальное отцу нашему Сергию». Через семь-восемь лет, когда Епифаний закончил работать над житием Преподобного, «Слово» стало завершающей частью этого довольно объемного труда. Сергий еще не был прославлен в святых, а его житие — на пользу и память потомкам — уже существовало!
В монастыре старца Епифания любили и почитали. Несколько лет до своей смерти (около 1420 года) он был духовником братии.
Иконописцы дивные Андрей и Даниил
Руководили работой сборной артели знаменитые мастера, монахи Андрей Рублев и Даниил Черный. Когда-то, лет 25 назад, они жили в Троицком монастыре «в послушании» у игумена Никона, а потом перешли в Москву работать по заказам великого князя и митрополита. Наверняка они, как духовные ученики Преподобного Сергия, писали иконы и для Троицкой церкви 1411 года. Вероятно, свой изумительный образ «Троица» Андрей Рублев также создал для иконостаса этого деревянного храма.
И вот они снова, в 1425—1427 годах, работают «в похвалу» святому Сергию. Никону хотелось, чтобы храм был чудесен и изукрашен. Для этого он отовсюду собирал лучших художников, и самые горячие просьбы участвовать в росписи адресовал маститым старцам Андрею и Даниилу.
Никон спешил. Чувствуя приближение смерти, он желал увидеть готовый плод своих усилий. В 1428 году он был похоронен возле стены завершенного великолепного собора. В следующем веке его прославили как святого. С тех пор преподобные Сергий и Никон часто изображаются на одной иконе.
Преподобный Сергий становился молитвенником земли Русской, любимым святым русского народа.
Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей.
— Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.
— Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.
— Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.
— Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.
— Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.
— Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.
— Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.
— Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.
— Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.
— Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.
— Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.
— Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.
— Преподобный Афанасий пустынник, где впоследствии был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.
— Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.
— Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.
— Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.
— Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.
— Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.
— Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.
— Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.
Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.
ГЛАВА ХХУченики и собеседники Сергиевыв своих обителях
В Костромских пределах. На Обноре и Нурме. В Москве и на Пешноше.
На Белом озере. В Серпухове. На Дубне. В пределах Вологодских
и тверских. В пределах Калужских и Звенигородских. Опять в Костромских.
Собеседники в Вологде, на Maxpе, в пределах Ростовских, Суздальских и Пермских.
Отдаленные отголоски преданий и неясные следы. Звезды полунощных стран
( 1345 XV ст. )
Радуйся, светильниче многосветлый, возведый ко Христу монахов множества.
Ик. Минеи
Радуйся, прохождением своим в пустынях многия обители насадивый.
Акаф. 2. Ик. 11
Учениками и духовными друзьями Преподобного Сергия основано до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели еще до пятидесяти монастырей, так что духовное потомство великого Радонежского подвижника распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения христианского. В настоящем очерке мы не можем представить полной картины распространения монашества из обители Сергиевой202 и ограничимся здесь краткими сведениями об учениках и собеседниках Преподобного Сергия, основавших свои обители и имевших к нему личные отношения.
1. Одним из первых учеников и постриженцев Преподобного Сергия был Преподобный Авраамий Галицкий, называемый в наших месяцесловах также Городецким и Чухломским203. Судя по тому, что он, по свидетельству рукописного жития, скончался 20 июля 1375 года в глубокой старости, надо полагать, что он был летами много старше Преподобного Сергия, которому в это время было только 56 лет. В обители Радонежской Авраамий трудился в хлебне и поварне, носил дрова и воду для братии, а потом был удостоен сана пресвитерского. Желая высшего подвига, он испросил у великого старца благословения и удалился в дикую тогда страну Галицкую.° Здесь, на одной горе близ Галицкого озера, он обрел чудотворную икону Богоматери «Умиление сердец»° и поставил себе часовню и келлию. Когда его убежище стало известно Галицкому князю Димитрию Феодоровичу°, он принес, по просьбе сего князя, обретенную им святыню в Галич, куда прибыл по озеру в рыбачьей лодке. Народное предание говорит, что там, где плыл Преподобный, еще и теперь видна струя, отличающаяся от прочих и называемая Авраамиевою204. В Галиче от святой иконы было много чудес, почему усердный князь дал средства Преподобному построить на месте явления сей иконы монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы° 205, а самого Авраамия убедил быть игуменом сей обители. Много потрудился здесь святой игумен над обращением дикого племени Чудского к Христовой вере, и Матерь Божия видимо помогала ему в том обильными чудесами от святой Своей иконы. Когда обитель стала очень многолюдна, Преподобный удалился верст за семьдесят; ученики нашли его и здесь, и скоро основана была другая обитель Положения пояса Богоматери° (ныне село Озерки). Затем Авраамий удалился на реку Вига° и основал там монастырь во имя Собора Богоматери.° Наконец он ушел и отсюда и в двадцати верстах от Вигской обители построил четвертую обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы°, где и почил о Господе. Так переносим был сей светильник смирения с одного места на другое и везде возжигал светочи духовной жизни206.
2. Преподобный Павел Обнорский°, или Комельский, родом Москвич, постриженец одного из приволжских монастырей, был также одним из первых учеников Преподобного Сергия. Подобно Авраамию, он проходил в обители великого старца послушания и в кухне, и в трапезе, был и в келейном послушании у самого игумена Сергия206. Так трудился он несколько лет. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Чрез пятнадцать лет такой жизни, когда его стали посещать братия, он снова просил у Преподобного Сергия благословения идти в пустыню уже более отдаленную. Святой старец дал ревностному ученику любителю безмолвия медный крест на благословение, и Павел, после долгих странствий по пустынным местам, остановился наконец в Комельском лесу.° Над речкою Грязовицею Павел избрал себе дупло старой липы вместо келлии и три года подвизался тут никому не ведомый. Потом он перешел на реку Нурму° и здесь поставил келлию немного просторнее оставленного дупла. Преподобный Сергий Нуромский, также ученик Сергия Радонежского, однажды пришел к нему и увидел вот что: стаи птиц вились около Павла, иные из них сидели на голове и на плечах его, и он кормил их из рук; тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисицы и зайцы бегали кругом, ожидая того же… Вот жизнь невинного первого человека!° Когда стали и сюда приходить к нему любители безмолвия и просили позволения жить с ним, то он сначала не соглашался, а потом, вспомнив советы наставника своего Преподобного Сергия Радонежского, испросил у Митрополита Фотия° благословения на устроение общежительного монастыря во имя Живоначальныя Троицы.° По глубокому смирению он не принял священного сана. Стодвенадцатилетним старцем, лежа на смертном одре, 6 января 1429 года он со слезами поведал братии о сожжении в тот день Костромы татарами, а 10 января отошел ко Господу. В его обители и поныне хранится крест, данный ему Преподобным Сергием° на благословение208.
3. В четырех верстах от пустынного жилища Преподобного Павла подвизался его друг и духовный отец Преподобный Сергий Нуромский. Он был родом грек, пришел в Радонежскую пустыню к Преподобному Сергию с Афонской горы и долго жил под руководством великого отца иноков. По его благословению он основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.° Сергий и Павел часто посещали друг друга, причем Павел из уважения к Сергию провожал его обыкновенно на две трети расстояния от своей обители. Место, где расставались святые друзья, ознаменовано часовнею. Преподобный Сергий скончался 7 октября 1412 года.
4. В двадцати верстах от обители Преподобного Павла была обитель Воскресения Христова°, основанная еще раньше Павловой учеником Преподобного Сергия Радонежского Сильвестром Обнорским. Долго подвизался здесь, на берегу Обноры, в глухом лесу этот угодник Божий, пока не нашел его один заблудившийся поселянин. После того около его пустынной келлии стали селиться ревнители духовного подвига, и основалась обитель. Святитель Алексий благословил построить храм во имя Воскресения Христова. Преподобный Сильвестр часто удалялся в глухое место дремучего леса, которое и теперь называется заповедною рощей. Оттуда по временам выходил он для беседы с посетителями на то место, где теперь часовня. Скончался он в 1379 году, апреля 25 дня.
5 и 6. Преподобные Андроник и Савва. Преподобный Андроник, «тихий, кроткий, смиренный», по отзыву летописца209, был родом из той же Ростовской области, из которой происходил его великий авва. Святой наставник очень любил своего святого ученика за его добродетели и безответное послушание и особенно молил о нем Бога, чтобы покрыл эту невинную душу от вражеских козней и помог ему довершить свое течение до конца. Андроник давно питал в душе желание основать свою общежительную обитель и не таил сего желания от старца. Мы видели выше, как это святое желание исполнилось, когда Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса. Место было избрано в семи верстах от Кремля, на речке Яузе, и сам Преподобный Сергий приходил благословить это место. В 1361 году обитель была окончена строением. Великий старец не раз приходил сюда к любимому своему ученику и подкреплял его в подвиге своими беседами. Однажды великий подвижник зашел сюда поклониться образу Спаса (который был принесен Святителем Алексием из Царьграда) перед отправлением в дальний путь, в Нижний Новгород (в 1365 г.), и при прощании долго беседовал с Андроником. Впоследствии на месте их разлуки поставлена часовня, это на пути во Владимир. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва° и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил, которые расписывали придворный Благовещенский собор и соборные храмы во Владимире и Сергиевой Лавре.° И поныне стоит на правой стороне царских врат Троицкого собора чудотворная икона Пресвятыя Троицы, написанная преподобным Андреем.
7. В одно время с Андрониковым монастырем (в 1361 г.) возникла обитель Пешношская, основанная пустыннолюбивым Мефодием210. В молодых летах пришел он к Преподобному Сергию и жил несколько лет под его руководством. Потом по благословению старца он уединился в глушь дубового леса за рекою Яхромою° и на небольшом возвышении среди болота поставил себе келлию. Когда около него стали собираться братия, Преподобный Сергий, посетив его, посоветовал ему построить обитель и храм на другом, более сухом месте и благословил то самое, где теперь стоит эта обитель.° Преподобный Мефодий сам трудился при ее построении, пеш нося деревья через реку. Оттого обитель получила наименование Пешношской, а речку прозвали Пешношей.° По временам Преподобный Мефодий для безмолвия уединялся за две версты от обители, и сюда приходил к нему для духовной беседы Преподобный Сергий. Отсюда эта местность названа Беседою, и здесь стоит часовня. «Собеседник и спостник» Преподобного Сергия Мефодий преставился спустя восемь месяцев после кончины своего великого старца, 4 июня 1392 года. В его обители честно хранится деревянный потир, в коем он священнодействовал, и ковчежец с частию мощей Преподобного Сергия211.
8. Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник Преподобного Сергия, в юности постриженный им, был одним из самых усердных и любимых его учеников212. Удостоенный сана священства, он возымел желание основать свой общежительный монастырь и открыл свою мысль Богомудрому дяде-наставнику. Преподобный Сергий благословил его на это дело и даже сам пришел осмотреть избранное им на высоком берегу Москвы-реки место для обители.° Это было около 1370 года. Слава о святой жизни Феодора скоро собрала около него много братий. Великий Князь избрал себе Феодора в духовники° и посылал с поручениями по делам церковным к Вселенскому Патриарху; Митрополит Алексий относился к нему с отеческою любовью, и Киприан писал ему послания вместе с Преподобным Сергием. Высокое положение, в какое был поставлен Феодор, тревожило его святого дядю, который «болезновал о чести и славе его» и молился, «во еже совершити ему течение без преткновения». Великий отец иноков почитал обитель Симоновскую родственною о Христе своей Радонежской обители, и когда потребность и польза вызывали его в Москву, он приходил прямо в Симонов монастырь, где для него устроена была даже особая келлия. Любитель смирения и труда, он и здесь вместе с братиею возделывал собственными руками землю для огородов, насаждал деревья, копал пруды и кладязи. И теперь еще видны здесь плоды его труженической жизни: недалеко от монастыря на ровном возвышенном песчаном месте находится обширный (в окружности до 150 сажен) и глубокий (на средине до 6 аршин) пруд, обнесенный валом и обсаженный березами. Общее предание Москвы уверяет, что этот пруд ископан руками первых святых подвижников на Симонове и что в сих трудах принимал живое участие Преподобный Сергий. Оттого и зовут этот пруд Сергиевым. И московские старожилы говорят, что многие страждущие, несмотря на время года, погружаясь в воду сего пруда с верою и молитвою об исцелении, получали просимое. С древних лет в день Преполовения Пятьдесятницы сюда бывает крестный ход для освящения воды° 213.
Преподобный Феодор впоследствии был Архиепископом в Ростове°, где, несмотря на кратковременное управление паствою, оставил по себе вековечный памятник основанием Богородицерождественского женского монастыря.° Он скончался 28 ноября 1394 года.
9 и 10. Из Симоновской обители вышли два подвижника Белозерские, Кирилл и Ферапонт, которые оба пользовались наставлениями Преподобного Сергия. Первого из них привел сюда друг Сергиев, Преподобный Стефан Махрищский. Когда Преподобный Сергий приходил в Симонов, он прежде всех посещал Кирилла в хлебне. Прозорливый старец видел, что будет Кирилл впоследствии, и с любовью беседовал с ним о спасении души. После Феодора Кирилл некоторое время был настоятелем Симоновской обители, но потом, по любви к безмолвию, удалился в свою уединенную келлию на Старом Симонове°, а оттуда вместе с другом своим Ферапонтом ушел в пределы Белозерские.° Там Кирилл положил основание общежительной обители Уcпения Пресвятой Богородицы° (в 1397 г.), а Ферапонт основал тоже общежительный монастырь Рождества Богородицы° (в 1398 г.). В 1408 году Преподобный Ферапонт, по желанию Можайского князя Андрея Димитриевича, перешел в Можайск° и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь°, в котором и почил в 1426 году, 27 мая. А Преподобный Кирилл скончался в 1427 году°, 9 июня.
11. Около 1373 года князь Владимир Андреевич, основатель Серпухова, пожелал устроить в этом городе иноческую обитель, как лучшее училище благочестия. Он пригласил к себе Преподобного Сергия и просил его совета. Святой старец благословил доброе намерение князя и вместе с ним осмотрел место будущей обители. Место это называлось Высоким, потому что находилось на возвышенном берегу Нары, близ Оки, в лесу, в версте от города. 2 декабря 1373 года Преподобный Сергий заложил храм обители в честь Зачатия Богоматери Праведною Анною. Князь просил старца оставить строителем новой обители пришедшего с ним ученика, Преподобного Афанасия. Афанасий, в миру Андрей, еще в юности пришел к угоднику Божию в его Радонежскую пустыню, и старец очень любил его за его безответное послушание и смирение. Преподобному Сергию жаль было отпустить от себя Афанасия, а блаженному Афанасию не хотелось расстаться с Богомудрым Сергием, но «так угодно Господу», сказал старец, и Афанасий повиновался. При содействии благочестивого князя обитель скоро окончена была строением, и к Афанасию собралось много братий. Преподобный Сергий не раз посещал своего ученика в Серпухове214 и прислал сюда своего будущего преемника, Преподобного Никона, который и был здесь первым иноком, а потом и пресвитером. Князь построил в обители каменный храм, и Митрополит Киприан сам освятил его. С этого времени между Святителем и Высоцким игуменом установилась самая тесная духовная дружба, Киприан не раз писал Афанасию самые дружеские послания, а искренно преданный ему игумен разделял скорби Святителя, сопутствуя ему в Киев и Царьград.° В 1387 году Преподобный Афанасий купил себе в Константинопольском Предтечевском монастыре° келлию и остался там с несколькими учениками своими навсегда. Он много потрудился над переводом и списыванием святоотеческих творений (известен написанный им устав «Око Церковное»°), присылал из Царьграда в свою обитель иконы и скончался там около 1401 года. В Высоцком монастыре его преемником по игуменству был соименный ему ученик Афанасий°, прославившийся по кончине чудотворениями215. Из других его учеников известен преподобный Никита°. В этой обители сохранились крашенинные ризы Преподобного Сергия216.
12. Год спустя после основания Серпуховской обители Преподобный Сергий положил начало уже известной читателям обители на Киржаче.° Здесь первым игуменом был его ученик Преподобный Роман, скончавшийся 1392 года июля 29 дня.
13 и 14. В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Богоматери на реке Дубенке°; первым его игуменом, или строителем, был преподобный Леонтий°, ученик Преподобного Сергия217. Спустя три года, в 1381 году, после славной победы Куликовской Великий Князь Димитрий Иоаннович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что «на острову»°, где игуменствовал Преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.° В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, икону Пресвятой Богородицы «Кипрскую», которая и поныне чтится в приходской церкви села Стромыни218.
15. Преподобный Афанасий пустынник°, «зовомый Железный посох» 219, подвизался на месте, где потом был основан Череповецкий Воскресенский монастырь и где теперь Воскресенский собор° в Череповце.
16. Преподобный Ксенофонт Тутанский° основал Тутанский Вознесенский монастырь° на берегу реки Тьмы, в тридцати верстах от Твери, где ныне село Тутань. Память его местно чтится 26 января220.
17. Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря°, в десяти верстах от города Мосальска (Калужской губернии). По преданию, Преподобный Сергий благословил Ферапонта иконою Успения Богоматери; Ферапонт пришел с нею в окрестности нынешнего погоста Боровенска; утружденный от пути, он лег под тенью одного из вековых деревьев, поставив на нем образ. Но, проснувшись, не нашел его на своем месте; долго искал он икону и наконец нашел в лесной чаще, на одной сосне. До трех раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение ее в одном и том же месте. Преподобный принял это событие за указание, что Пресвятая Богородица благоволила избрать сие место для обители, и поселился тут. Скоро собрались около него любители отшельничества, и обитель основалась. Год кончины преподобного Ферапонта неизвестен. Святая икона Успения Богоматери и поныне стоит в церкви Боровенского погоста221.
18. Преподобный Савва Сторожевский, по кончине Преподобного Сергия и по удалении Преподобного Никона на безмолвие шесть лет управлял Лаврою Преподобного Сергия. Памятником его попечений об обители Преподобного Сергия служит источник, изведенный его молитвами и поныне называемый Саввиным (близ церкви Воскресения Христова в Кокуеве). По желанию Звенигородского князя Юрия Димитриевича в 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы°, в котором и почил 3 декабря 1406 года.
19. Преподобный Иаков Железноборский°, или Галицкий, родом из Галицких дворян Амосовых, почти до самой кончины Преподобного Сергия жил в его обители, а потом поселился в глухом лесу у железных рудников, в тридцати верстах от Галича. В 1415 году случилось ему быть в Москве, где имел он пребывание в Предтеченском под Бором монастыре.° В то время Великая Княгиня Софья Витовтовна, супруга Великого Князя Василия Димитриевича°, страдала родами; Великий Князь послал просить молитв у подвижника Иакова, и преподобный предсказал посланным, что супруга Великого Князя родит ему наследника престола. София родила сына, и благодарный Великий Князь дал Иакову средства построить монастырь во имя Предтечи° на месте его подвигов. Иаков скончался 1442 года 11 апреля.
20. Преподобный Григорий Голутвинский°, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.° В этой обители, основанной около 1385 года в честь Богоявления Господня, хранится посох Преподобного Сергия, с которым он, по преданию, встречал после победы Димитрия Донского222.
К ученикам Преподобного Сергия причисляют:
21. Преподобного Пахомия Нерехтского°, основателя Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты° Костромской губернии. Скончался в 1384 году 23 марта.
22. Преподобного Никиту Костромского°, основателя Богоявленского монастыря в городе Костроме°, и
23. Преподобного Никифора Боровского°, изображенного на иконе Троицкого собора223.
Современные Преподобному Сергию подвижники благочестия высоко ценили его духовную опытность и дорожили его мудрыми советами и наставлениями. Отсюда целый сонм его святых друзей и «собеседников». И как сладостно звучит для сердца это умилительное наименование! Все они более или менее от него заимствовали свое иноческое образование, потому что «не в меру излилась благодать Божия на сего избранника, и он, смиренно стараясь быть ниже других, невольно превозмогал всех обилием своих духовных дарований, которые так высоко и, можно сказать, одиноко поставили его над ликом иночествующих° своего века и последующих» 224. Поименуем здесь более известных из них.
1. Преподобный Димитрий Прилуцкий, основатель обители Прилуцкой, близ самой Вологды.° В первый раз он познакомился с Преподобным Сергием, вероятно, в 1354 году, когда Преподобный Сергий приходил в Переяславль просить игумена для своей обители и, сколько ни отказывался, был сам посвящен в сан игумена Епископом Афанасием. Преподобный Димитрий в то время подвизался в основанном им Никольском монастыре на берегу Переяславского озера.° Весьма вероятно, что он упросил Преподобного Сергия и остановиться в его обители225. С того времени он часто ходил к Преподобному Сергию. Из Переяславля в 1371 году он удалился в Вологодские пределы и там основал первую в той области общежительную обитель во имя Спасителя. Почил 11 февраля 1392 года.
2. Преподобный Стефан Махрищский. О нем уже говорено было выше (гл. XIII). Подобное тому, что потерпел Преподобный Сергий в своей обители, случилось и с его святым другом: против него вооружились соседние жители, братья Юрковские, и грозили его убить. Давая место гневу, кроткий Стефан тайно ушел° в вологодские леса и здесь, на реке Авнеже, основал пустынную обитель Пресвятыя Троицы.° Вызванный Великим Князем Московским° опять на Махру, он оставил там двух учеников Григория и Кассиана°. Преставился 14 июля 1406 года.
3 и 4. Преподобные Павел и Феодор Ростовские. Когда Преподобный Сергий (в 1363 г.) был на своей родине, в Великом Ростове, сии подвижники просили его избрать им место для обители и благословить начало их святого дела. Углубившись в непроходимые тогда лесные дебри, окружавшие Ростов, Преподобный Сергий избрал место на берегу реки Устья и сказал пустынникам: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сиe». Тут и был основан Борисоглебский монастырь.° Феодор основал еще Никольский монастырь на реке Ковже°, впадающей в Белое озеро. Он скончался 22 октября 1419 года. Вскоре после него преставился и Павел226.
5. Преподобный Дионисий, Архиепископ Суздальский°, постриженец Киевский, основатель Печерского Вознесенского монастыря на берегу Волги°, в 5 верстах от Нижнего Новгорода. Скончался 15 октября 1384 года в Киеве227.
6. Преподобный Евфимий, ученик Дионисия, во время своего пребывания в Суздале неоднократно приходивший к Преподобному Сергию для духовного собеседования с ним. Он основал две обители Васильевскую, в 5 верстах от Гороховца, и известный Спасо-Евфимиев монастырь° в Суздале. Почил 1 апреля 1405 года.
7. Святитель Стефан Пермский, основал 3 обители на устьях Выми, Вычегды и Сысоли°.
8. Святитель Михаил Смоленский°, ученик Преподобного Феодора Симоновского, или Ростовского, чудотворца.
Блаженный Епифаний, упомянув об основании Преподобным Сергием некоторых монастырей, замечает: «Не толико же святый Сергий монастырей постави, елико зде написахом, но многи монастыри воздвиже на славу Божию и Пречистыя Богородицы, и своя ученики постави в тех монастырех начальствовати». Из вышеприведенного списка учеников и собеседников Преподобного Сергия видно, что действительно Епифаний о многих из них не упоминает вовсе. Но и наш список, конечно, далеко не полон. Так, известно, например, что на обратном пути из Нижнего Новгорода в 1365 году Преподобный Сергий положил основание Георгиевской пустыни° в Гороховецком уезде, на берегу реки Клязьмы228. Нет сомнения, что в этой пустыни первыми подвижниками были ученики или собеседники великого отца иноков, но кто именно сведений не сохранилось. Известно также, что еще Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской пожаловал Преподобному Сергию в самом Кремле, близ своего дворца, место для келлий и церкви на случай пребывания его в Москве и что впоследствии тут существовал Богоявленский монастырь229, но кто был строителем сего монастыря неизвестно. В Рязанском Троицком монастыре сохранилось предание об основании его Преподобным Сергием в то время, когда он приходил в Рязань для примирения Князя Олега с Московским Великим Князем, но никаких подробностей о его построении не сохранилось230. О многих обителях, вероятно, до нас не дошло и преданий. Есть, например, села, в которых находят могильные плиты с именами погребенных под ними иноков, хотя никаких воспоминаний исторических, никаких даже преданий о существовании в этих местах монастырей нет231. Но уже одни эти надгробные плиты свидетельствуют, что тут были «монастырьки», которые, конечно, имели свое благотворное действие на окрестных жителей и служили проводниками духа православного подвижничества в народную среду, и это действие, как бы оно ни было ограничено в смысле пространства, было важно уже потому, что сказывалось постоянно, становилось повседневным… А если мы примем во внимание вышеприведенный список учеников и собеседников Сергиевых, то с большою вероятностью можем предположить, что и число духовных питомцев Преподобного Сергия, и число обителей, основанных ими и их учениками, было несравненно более, чем сколько нам известно на основании свидетельств исторического предания.
Древнему избраннику Божию, великому отцу верующих, было некогда сказано°: «Воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я… тако будет семя твое» (Быт. 15, 5). И Преподобному Сергию, великому отцу иноков, было показано в видении множество птиц и сказано: «Посмотри кругом!.. Так умножится стадо учеников твоих!» И сбылось это обетование небесное. Точно птички райские, разлетелись птенцы Сергиевы из родного гнезда Радонежского по всему востоку и северу Русской земли и прославили Господа своею дивною жизнью; будто звезды по небу полуночному, рассыпались они по лицу родной земли и ярко горят по всему необъятному пространству ее пределов северных. И пока не заслонят собою этого дивного сияния суетные облака мудрований человеческих, пока будет веять на Руси дух истинного подвижничества, дотоле не будут страшны ей никакие напасти, ибо семя свято стояние ея!..