Есть такая забавная штука — народная этимология. Смотрит носитель языка на слово и, видя знакомые части, судит о том, от чего слово произошло. Как-то один читатель, весьма недоброжелательно настроенный к Православию, написал нам: как можно верить тому, что говорят апостолы, если само слово «апостол» означает » без-сапог» («а» — приставка отрицания, как в аморальный, «постолы» — др.русс. «сапоги»). Такие вот пироги… т.е. сапоги…
Но самое интересное, что зачастую носитель языка в правильном направлении мыслит, правильно членит слово, только выводы делает неверные. Поскольку не учитывает, что в процессе развития языка значения и целых слов, и отдельных частей (корней, приставок, суффиксов) видоизменяются, вырабатываются новые; меняется таже управление (управлял глагол с помощью одного предлога, а сейчас — с помощью другого), значение и функции падежей, порядок слов в предложении и т.д. Так, мы и сегодня можем сказать Князь Михайло Андреевичь възрелъ во княжу… грамоту (Князь посмотрел в грамоту), но никак не взя (взял) свои дровни, привяза (привязал) за хвост лошади… и удари в лошадь кнутом (ударил в лошадь кнутом). Мы говорим «язык доведет до Киева», но не гнева до Новагорода не держати, ни до одиного (единого) человека (не держать гнева до кого-либо).
Вот и в слове «убогий» действительно есть приставка у- и корень -бог-, но оно никогда не означало «тот, кто у Бога находится». Если мы посмотрим в этимологический словарь русского языка, то увидим, что и в древнерусском языке это слово (а в письменных памятниках оно встречается с XI в.) значило «очень бедный», «жалкий», «скудный» (поиде убогои от богатого, взя свои дровни и т.д. — см. пример выше), «немощный», «увечный», а в переносном смысле — «духовно ограниченный». Как и в современном русском языке. Слово общеславянского происхождения и есть во всех славянских языках, а значение его складывается из значения, во-первых, приставки у- — в славянских языках этот предлог-приставка означал не только принадлежность кому-то, нахождение у кого-то, но и движение в сторону, прочь, вон (уйти). А, во-вторых, корня -бог- — того же, что в прилагательном «богатый», также общеславянском по происхождению (в письменных памятниках др.русс. «богатый» фиксируется с XI в., а существительное «бог» известно с дописьменной эпохи).
Итак, «убогий» — это «небогатый». И, видимо, значение корня -бог- как-то связано с понятием богатства, благополучия. Действительно, в древних иранских диалектах, откуда, как считается, произведено заимствование (например, из языка скифов, кочевавших по причерноморским степям) мы находим слова с корнем -baga- — «участь», «судьба», а также «господин», «бог». Вполне возможно, источником общеславянского заимствования был древнеиндийский — ср. bhága-h «благословение», «счастье», а также «наделяющий», «дарующий», использовавшийся и как эпитет некоторых богов. Слова, происходящие от этого корня, есть и в других индоевропейских языках. Таким образом, значение общеславянского -бог- установилось не сразу: старшее, более древнее, значение, по-видимому, было «наделяющий богатством», «дарующий благополучие» и являлось сначала эпитетом при имени какого-нибудь «доброго» языческого бога (ср. в «Повести временных лет» Даждь-бог). От него-то и образовались прилагательные «богатый» и «убогий».
Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Т.2. 5 изд. — М., 2002 г.
Содержание
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | убо́гий | убо́гое | убо́гая | убо́гие | |
Рд. | убо́гого | убо́гого | убо́гой | убо́гих | |
Дт. | убо́гому | убо́гому | убо́гой | убо́гим | |
Вн. | одуш. | убо́гого | убо́гое | убо́гую | убо́гих |
неод. | убо́гий | убо́гие | |||
Тв. | убо́гим | убо́гим | убо́гой убо́гою | убо́гими | |
Пр. | убо́гом | убо́гом | убо́гой | убо́гих | |
Кратк. форма | убо́г | убо́го | убо́га | убо́ги |
у·бо́-гий
Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a.
Корень: -убог-; окончание: -ий .
Произношение
- МФА: ед. ч.
(файл) мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- крайне бедный, жалкий ◆ С нею я дал себе волю в большей степени, чем с какой-либо другой молодой гетерой, и в ту ночь моё последнее впечатление от Моники и её длинных ресниц отзывает чем-то весёлым, чего нет в других воспоминаниях, связанных с моей унизительной, убогой и угрюмой половой жизнью. В. В. Набоков, «Лолита», 1967 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- субстантивир. нищий, попрошайка ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- человек, неполноценный физически или умственно ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
- жалкий, нищий, скудный; ничтожный
- нищий, попрошайка
- больной, юродивый
Антонимы
- богатый, мощный, великолепный
- богач
- здоровый
Гиперонимы
- слабый, бедный
- человек
- человек
Гипонимы
- —
- —
- —
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: убогость, убожество
- наречия: убого
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
Перевод
бедный
попрошайка
больной
Для улучшения этой статьи желательно: