Чтобы увидеть жизнь обители «изнутри», корреспондент «МК Черноземье» поработал в монастыре трудником, общаясь с духовными чадами настоятеля, которые и сегодня, 16 лет спустя после ухода батюшки Ипполита, при первой возможности отправляются в Рыльск. Особенно людно в монастыре бывает 17 декабря, когда сотни паломников из всей России приезжают почтить память старца.
Содержание
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РЫЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
Многое повидал за тысячу лет Рыльск! Город, который младше Москвы лишь на четыре года, не раз стирали с лица земли монголы и крымцы, но он восставал из пепла. Одно время Рыльск был под Литовским княжеством, в Отечественную – почти два года под немцами. Только в гражданскую войну здесь пять раз менялась власть!
Хотя первое летописное упоминание о Рыльске относится к 1152 году, к Ипатьевской летописи, где сказано, что князь Юрий Долгорукий «иде на Новгород на Северский, оттуда же иде к Рыльску», город, как считают местные краеведы, намного древнее.
В честь какого «рыла» получил свое не совсем благозвучное название город, на гербе которого изображена «черная отрезанная кабанья голова с червлеными глазами и языком», – вопрос открытый. Одни связывают его с некой дикой свиньей, которая будто бы роясь в земле, случайно откопала источник, давший начало коротенькой речке Рыло, впадающей в Сейм рядом со Свято-Николаевским монастырем, что напротив Рыльска, в поселке Пригородная Слободка.
По другой версии, название города произошло от имени уже упомянутого Иоанна Рыльского – болгарского святого, аскета, подвизавшегося в горах Рила, что на юго-западе Болгарии. После его кончины в 946 году болгарские монахи, гонимые греками, взяв с собой частицу мощей святого – его десницу, или, говоря на привычном нам языке, правую руку, в конце X в. бежали в Киевскую Русь, где и основали монастырь, на месте которого появился город Рыльск.
А МОНАСТЫРЬ НАШ БУДЕТ ЛАВРОЙ!
Рыльск всегда был одним из столпов «курской духовной аномалии», как один из паломников образно назвал здешние святые места, среди которых известная всей России Курская Коренная пустынь и не менее знаменитая Глинская пустынь, в силу ряда административных ляпсусов советского времени оказавшаяся на территории Украины, всего лишь в полусотне километров от Рыльска.
Любопытно, что Курская Коренная икона Божьей Матери была обретена в 1295 году «неким благочестивым мужем» из Рыльска, жители которого много раз пытались перенести икону в свой город. И всякий раз икона чудесно исчезала из Рыльска, возвращаясь на место своего обретения – на лесистый берег реки Тускарь, в 27 верстах от Курска.
В летописях Свято-Николаевский монастырь впервые упоминается в 1505 году, который и принято считать годом его основания. На самом деле монастырь значительно древнее: рядом с ним, в толще крутых меловых холмов, называемых Вискольскими горами, еще в домонгольские времена был ископан пещерный монастырь. Следы пещер видны и в наши дни: из них паломники и сегодня берут целебную глину, помогающую, как здесь считают, от всех болезней. Ей пользовался и отец Ипполит: после «отчиток» одержимых бесами его кожа покрывалась волдырями, которые быстро заживали после наложения глины. Здесь же, у подножия меловых гор, расположены святые источники, из которых монастырские трудники берут воду для трапезной обители.
В советское время монастырь продержался совсем недолго – в 1926 году его закрыли, здесь расквартировали роту красноармейцев, а монахов, ради экономии средств и времени, даже не отправляли в лагеря, а расстреливали прямо под монастырской стеной.
«Здесь каждая пядь земли монашеской кровью полита. Эта земля святая – мы даже не представляем себе, сколько угодников Божьих здесь подвизалось!», – говорил отец Ипполит. Позже, в начале 90-х, батюшка первым делом взялся за восстановление монастырской стены: «Если бы знали, что это за стена, очередь бы выстроилась аж от самого Курска, чтобы хоть один кирпичик в нее положить. Идите помогать на стену – она святая!». И хоть очередь не выстроилась не то что от Курска, а даже от Льгова, стену восстановили в первую очередь.
Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, линия фронта проходила под самыми монастырскими стенами, тем не менее, Святитель Николай уберег свою обитель от разрушения: благодаря его заступничеству на ее территории не разорвался ни один артиллерийский снаряд или авиабомба, которые в изобилии сыпались совсем рядом. Более того, фашисты, отступая, заминировали все храмы, но по непонятным причинам монастырские строения так и не были взорваны.
Впрочем, то, что не удалось фашистам, доделали соотчичи: к 1991 году, когда монастырь вернули Курской Епархии, его превратили в свалку, сплошь заросшую бурьяном, где не было ни одной целой стены, крыши и окна. Увидев это, отец Ипполит, только что назначенный настоятелем, окна кельи которого в первую зиму были затянуты полиэтиленом, возрадовался: » А монастырь наш будет Лаврой!»
ОТЧЕ НАШ ПОД ОДЕЯЛОМ
Сам отец Ипполит, в миру Сергей Иванович Халин, курский, из местных. На родине старца – в селе Субботино, что в Солнцевском районе под Курском, подлинный масштаб его личности осознали только в первые годы после ухода батюшки из земной жизни, когда фотографии земляка в его день памяти, 17 декабря, дружно начинали мироточить.
Сергей Халин родился в многодетной семье, в которой был самым младшим. От дяди-священника Сергею достался чемодан с духовными книгами, которые он изучил, пропустил сквозь себя. Будучи человеком удивительно душевным и добрым, Сергей особенно легко находил общий язык с нищими и «самоварами», как цинично в послевоенное время называли инвалидов без рук и ног, передвигавшихся на каталках, заботясь о них. Душа будущего монаха постоянно чего-то искала – в привычном окружении ему было некомфортно.
Сергей, по свидетельству односельчан, был парнем видным, веселым, танцевал и пел в клубе. Но после танцев, рассказывает одна из субботинских бабушек, «все ребята шли по девкам, а Сережа молиться». Во дворе дома Халиных был сарай, который Сергей в шутку называл скитом, где у будущего старца были развешаны иконы. Там он зажигал лампаду и долго молился, порой до самого утра. Естественно, что в Субботино его дразнили монахом. Да он и не возражал, говоря, что жениться не будет. Уже позже отец Ипполит сказал, что «Господь услышал мои слова и удостоил меня монашества. Именно так: Он меня удостоил, а не я был достоин стать монахом». Позже, когда нему приставали с расспросами, он отшучивался, что «никто за меня замуж не пошел, поэтому пришлось идти в монастырь».
Сергей не вписывался и в классический образ воина Советской Армии, в которой прослужил три года, в артиллерии: после отбоя сержант Халин, чтобы не шокировать сослуживцев, накрывался с головой одеялом и тихонько читал «Отче Наш».
Демобилизовавшись, Сергей огорошил родителей, заявив, что уйдет в монастырь, и в 29 лет был принят послушником в Глинскую пустынь.
КРАСНЫЙ ПОП ЕДЕТ НА АФОН
В Глинской пустыни он поселился в одной келье с архимандритом Иоанном Масловым, ставшим старцем в 33 года, и был духовным чадом ныне прославленного в соборе Глинских святых схиархимандрита Андроника (Лукаша), прошедшего жестокие пытки и лагеря. Как-то Сергей спросил своего духовного отца, кто станет старцем после него. «Да ты им и будешь!», – ответил прозорливый наставник.
Однажды в Глинской пустыни Сергей Халин, схватив крупозное воспаление легких, был в критическом положении, находясь между жизнью и смертью. Для послушника уже срубили гроб, но он выжил по молитве старца Андроника. Выжил, но умер для жизни. «Глинская пустынь – звезда России»,- говорил отец Ипполит. Возможно, он уже тогда прозревал, что спустя годы, совсем рядом, в Рыльске, его трудами зажжется еще одна звезда – Свято-Николаевский монастырь.
Тем не менее, в Глинской пустыне будущий старец задержался ненадолго – ему было отказано в прописке, и он отправился в Псково-Печерский монастырь, где в 1959 г. был подстрижен в мантию с именем Ипполит, а затем в течение года был рукоположен в иеродиаконы и далее в иеромонахи.
Во Пскове отец Ипполит, уже напитавшийся в Глинской пустыни духом благодатного старчества, окормлялся у других старцев, не менее великих – иеромонаха Симеона (Желнина), ныне причисленного к лику святых, и у старцев Михаила (Питкевича) и Николая (Монахова). В то время у молодого монаха возникали мысли поступить в духовную семинарию, но старцы его не благословляли, говоря, что «монастырь – вот твоя семинария и академия».
Впрочем, вскоре жизнь отца Ипполита изменилась самым невероятным образом: в 1966 году в числе четырех «советских» монахов он был отправлен на Афон, в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Духовная жизнь в монастыре, где прежде подвизались сотни русских монахов, практически угасла и возникла угроза того, что он отойдет к грекам, поскольку его престарелые насельники были немощны, и служить на церковно-славянском языке там было уже некому.
Всеми правдами и неправдами с греками удалось договориться, а Патриарх Алексий I смог убедить ЦК КПСС, что негоже терять столь важный плацдарм на Балканах, пусть даже идеологически не соответствующий имиджу СССР. Вопрос решался на уровне Политбюро и получил одобрение! Это было из области фантастики: после свержения Хрущева, который обещал показать по телевизору последнего в СССР попа, прошел только год с небольшим.
Отец Ипполит прибыл на Афон 11 июля 1966 года. К «красным попам», как их прозвали, там относились с подозрением, поскольку в каждом из них грекам виделся агент КГБ и «коммунистическая опасность».
УСТАЛ Я ОТ АПЕЛЬСИНОВ, КУРСКОЙ КАРТОШКИ ХОЧЕТСЯ
О жизни отца Ипполита на Святой Горе сохранилось мало сведений, да и сам он не любил об этом говорить. Известно, что он жил в той же келье, где ранее подвизался и молился старец Силуан Афонский и так же, как и его предшественник, исполнял обязанности казначея и эконома. Отношение к Силуану Афонскому в те годы на Афоне было неоднозначным, и отец Ипполит сделал всё для того, чтобы сохранить мощи подвижника, которые его хулители и завистники пытались спрятать так, чтобы их потом не нашли.
В течение четырех лет Ипполит представлял свой монастырь в Священном Киноте – управляющем совете Афона, что говорит об уважении к нему со стороны братии. Утверждают также, что батюшка, который в совершенстве овладел греческим, регулярно духовно окормлялся у самого Паисия Святогорца, жившего неподалеку.
Считается, что главная причина, по которой батюшка уехал с Афона – состояние его здоровья, которое в начале 80-х резко ухудшилось. Оно, и в самом деле, было не блестящим: афонский климат с его жарой и постоянно высокой влажностью был противопоказан его легким, проблемы с которыми были еще в молодости.
Тем не менее, помимо проблем со здоровьем, была и другая причина, не менее важная – тоска по Родине. В своих письмах он не раз писал: «Дорожите тем, что ты живете в России. Целуйте родную землю». К тому же в те годы на Афон массово поехали насельники из России, которые устанавливали свои порядки, что порождало всяческие нестроения. «Молодые приехали, и старцев слушаться не стали», – писал батюшка.
Сам же отец Ипполит на вопрос, почему уехал с Афона, отделывался шутками: «Устал я от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!». В августе 1983 г. старец вновь оказался в России, вернувшись домой в стареньком плаще и с чемоданчиком в руках, в котором уместились все его нехитрые пожитки.
ВЫГОНИМ ШПАНУ И ПЬЯНИЦ – МОНАСТЫРЬ НЕ УСТОИТ
Первые годы после возвращения в Россию отец Ипполит подвизался в Псково–Печерском монастыре, с 1986 года получил назначение в Курскую и Белгородскую Епархию, где восстановил несколько церквей, а в октябре 1991 года стал настоятелем Свято-Николаевского монастыря. Хотя сам он себя настоятелем не считал: «Я-то кто? Да никто! Сам Святой Николай Чудотворец здесь настоятельствует!».
Отец Ипполит всегда старался скрыть свою прозорливость, все время умаляя себя. Как-то он обмолвился: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку. И хотя я все эти сорок лет в постриге, но ни одного дня не прожил, как монах». Одно время от отца Ипполита по милости Божьей пошло благоухание – тонкий неземной аромат, который он уже и сам начал замечать, не говоря о паломниках. Чтобы перебить это благоухание, он попросил купить ему одеколон «Шипр», весьма даже земной, которым кропил самого себя и всё в своей келии. Благоухание исчезало, но через день-другой появлялось вновь. Месяц продолжалось это искушение для отца Ипполита, и лишь когда он горячо взмолился, чтобы этого не было, аромат исчез.
Прознав о добром пастыре, настоящем апостоле любви, привечавшем всех, в монастырь потянулись «химики» и бомжи, которых он радушно принимал, и называл господами – все они были для него подобиями Божиими. Отец Ипполит велел принимать и кормить их в любое время, даже ночью, хотя некоторые из них продолжали хулиганить, воровать и пьянствовать даже в монастыре. Батюшка всё терпел и молился за них, даже давал деньги на опохмелку, а когда ему предлагали выставить их из монастыря, говорил: «Если выгоним шпану и пьяниц – монастырь наш не устоит!». И всякий раз напоминал, что в свое время фарисеи тоже осуждали Иисуса Христа за то, что Он делит трапезу с блудницами и мытарями. Хотя большинство «проблемных» насельников всё же исправлялось и работало на восстановлении монастыря, который быстро поднимался из руин.
Порой батюшка получал из мест не столь отдаленных письма с вопросами, можно ли, освободившись, приехать в монастырь, на которые отвечал: «Конечно, приезжайте! Я совсем не против. У нас тут всё можно: и украсть, и выпить… Приезжайте!». Конечно, ему доставалось за излишний либерализм от Владыки Ювеналия, но он, плача, смирялся и говорил: «Это простые русские мужики, наши родные мужики. И нам ли осуждать их после того, что с ними сделала власть?!».
Традиции, заложенные в свое время батюшкой, живы и поныне.
МЫ И СЛЕПЫХ КОРОВ БЕРЕМ!
Справедливости ради скажу, что в обитель ехали не только люди, отверженные обществом: рафинированные эстеты и высоколобые интеллектуалы, бросив свои науки и служенье музам, отправлялись в Рыльск, где с упоением драили туалет, орудовали лопатой и ломом, убирали навоз за коровами, которых в монастыре было далеко за сто голов.
Коровы были предметом особой любви батюшки, который любил их, умел доить и был приучен ходить за ними с детства: он покупал у местных жителей всех подряд коров – даже хромых и тех, которые уже давно перестали доиться. Удивительно, но попав в монастырь, они снова начинали давать молоко. Однажды монастырь даже купил быка крутого нрава, с которым не могли совладать его хозяева. Рассказывают, что увидев настоятеля, бык сразу обмяк и утих, опустившись на колени. «Покаялся!», – сказал батюшка и самолично отвел буяна на скотный двор.
Один из братьев рассказал историю, что хитроумные жители соседнего села привели в монастырь слепую корову, рассуждая по пути, заметит ли это настоятель. Они были поражены, когда отец Ипполит, которому было всё открыто, с улыбкой встретил их у ворот монастыря: «Зря вы так боялись! Мы и слепых коров привечаем!». И еще дал за нее денег намного больше, чем полагалось.
С деньгами отец Ипполит обращался легко, шокируя монастырского казначея: раздавал их, не считая, как св. Иоанн Кронштадтский, который одной рукой брал деньги, а другой тут же их отдавал. «Чем больше отдашь, тем больше вернется», – говорил он.
И ведь вернулось: за довольно короткий срок удалось не только восстановить из руин двухэтажный Николаевский храм, но также привести в божеский вид церкви, колокольню, построить трапезную и паломнический корпус, значительно расширить хозяйство монастыря. Более того, старец основал еще пять скитов в ближайших селениях, из которых им был особенно любим Казанский скит в селе Большегнеушево, ставший женским монастырем.
ОСЕТИЯ СПАСЕТСЯ МОНАСТЫРЯМИ
Рыльск стал вторым домом для многих жителей христианской Осетии. Многочисленная осетинская делегация в этом году, как и всегда, приехала на день памяти старца. Но где, казалось бы, Курская область и где Осетия?! Что их связывает?
Сейчас уже никто точно не скажет, что заставило отца Ипполита взять на себя подвиг православного просвещения целого народа, но утверждают, в том числе и осетинские паломники, что сама Богородица, которая не раз являлась батюшке, велела ему молиться о многострадальной Осетии, находившейся в неблагоприятном окружении. Ведь с юга она граничит хоть и с единоверной, но недружественной Грузией, а с востока и запада – с чуждым по духу магометанским миром.
В конце 90-х отец Ипполит благословил создать в Осетии два монастыря – мужской и женский.
А будущую игуменью женского монастыря монахиню Нонну (Багаеву) он разглядел еще в то время, когда она работала корреспондентом на Осетинском телевидении и приехала в Рыльск на съемки фильма о батюшке. «А ты знаешь, что будешь монахиней?», – неожиданно сказал он ей, тогда, в миру, еще Наталье. – У тебя, как и у всех монахов, во лбу крестик светится!»
Прозорливый батюшка предвидел беды, которые обрушатся на Осетию, в частности, обвал ледника Колка в Кармадонском ущелье в 2002 году. Осетины-паломники, которым довелось быть в Рыльске летом 2002, рассказывают: «Батюшка Ипполит, начиная с июля, просил нас связаться с родственниками в Осетии, дабы предупредить их, что в ближайшие месяцы горы будут очень опасны». Все так и вышло: 29 сентября ледник рухнул, похоронив под собой много местных жителей и съемочную группу Сергея Бодрова-младшего. Предвидел батюшка и, случившуюся уже после его ухода из земной жизни, страшную трагедию в Беслане 1 сентября 2004 года, когда вооруженное зверьё захватило школу в Беслане с тысячей заложников.
И едва ли случайно мужской осетинский монастырь, который первоначально организовали в Беслане, расположился всего в 250 метрах от той школы, где произошел этот страшный теракт, который можно сравнить, пожалуй, только с избиением воинами царя Ирода младенцев в Вифлееме две тысячи лет назад. И эта трагедия стала для осетинского народа Голгофой, постоянно напоминающей ему о жертве, принесенной Иисусом Христом.
НЕ ГОВОРИТЕ ЯЗЫКОМ – ЕГО ЧЕРВИ СЪЕДЯТ
В Николаевском и Крестовоздвиженском храмах монастыря и сегодня ведутся тетрадки, в которых паломники записывают свидетельства помощи, оказанной батюшкой Ипполитом, в самых разных ситуациях – таких тетрадок многие десятки и этим свидетельствам нет конца.
Еще в 90-х вся Россия узнала о способности отца Ипполита помочь любому горю: нелады в семьях прекращались, безнадежные наркоманы и конченые алкоголики возвращались к нормальной жизни, отступали онкологические болезни и СПИД, злые Бастинды и Гингемы становились добрыми Стеллами и Виллинами. По молитвам батюшки останавливались поезда, чтобы дождаться опоздавших пассажиров, двигатели автомобилей с фатальными дефектами вдруг заводились, навигаторы начинали показывать правильное направление, а один рыбак наловил более центнера рыбы там, где она никогда не водилась. Ну как тут не вспомнить рыбаков – будущих апостолов с Генисаретского озера? Когда чудеса случаются, это в порядке вещей, странно, когда их нет. Чаще они малозаметны, а многие, увы, ждут хождения по водам.
Паломники, которые помнят батюшку, рассказывают, что первый раз ехали в Рыльск, ожидая, что увидят величественного благообразного старца, который будет изрекать красивые слава. А встречал их монах-простец в рваных кедах, перетянутых веревочкой, и латаном-перелатанном подряснике. Многие честно признаются, что первое время даже разочаровывались: «Разве мы такого старца искали?»
Отец Ипполит – великий молитвенник и молчальник – книг после себя не оставил, проповеди говорить не умел, дара красноречия был лишен начисто. «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем», – повторял он. Терпеливо выслушав паломников, хотя и без их рассказа ему было все открыто, он говорил в ответ очень мало и тихо, нередко так невнятно, что сказанное им было трудно понять. Но одно слово было понятно всегда и всем: «Помолимся!»
И его молитва делала и продолжает делать чудеса – она угодна на небесах.
На могиле отца Ипполита в Рыльске, где установлен бронзовый крест на гранитном постаменте, день и ночь горит неугасимая лампада и лежат свежие цветы, которые не вянут даже в лютые морозы. И стоит чемоданчик для записок батюшке Ипполиту, в которых паломники излагают свои просьбы старцу и делятся своими проблемами. Кому-то, возможно, это может показаться детской игрой в письма Санта-Клаусу, но это работает. Я тоже оставил такую записку, скорее, даже не с просьбой, а пожеланием. И оно уже исполнилось.
Владимир Башмаков. Фото автора и из архива Свято-Николаевского монастыря.
Читайте новости Белгорода в Google News
Архимандрит Ипполит (Халин; 1928–2002), – один из великих старцев нашего времени, преемник традиций Глинской пустыни и Псково-Печерского монастыря, прошедший духовную школу Афона. В 1966 году он оказался в числе первых монахов из России, возродивших жизнь Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Святой Горе. С 1991 года до дня своей кончины архимандрит Ипполит был настоятелем восстановленного им из руин Рыльского Свято-Николаевского монастыря, основал скиты и монастыри на Курской земле и в Осетии. Воспоминаниями о своем духовном отце поделился иеромонах Игнатий (Матюхин), бывший насельник Рыльской обители, ныне – духовник основанного отцом Ипполитом Большегнеушевского Казанского женского монастыря (Курская митрополия).
Расскажите, пожалуйста, как произошла Ваша первая встреча с отцом Ипполитом?
Воспоминания об отце Ипполите, нашем дорогом и любимом, – самые яркие и глубинные. Он незабвенно вошел в нашу жизнь, в сердца многих людей. Мы и сейчас ощущаем его близость к нам, причем не мечтательную, а самую настоящую – бытийную. Батюшка по-прежнему таинственно общается с нами. Старцы имеют дар учительства, ограждают от опасностей, направляют на спасительный путь жизни, и после кончины они не оставляют своих чад.
Я попытаюсь раскрыть облик батюшки, то, что я увидел и понял, живя рядом с ним. До встречи с отцом Ипполитом у меня был опыт общения с известными духовниками. В 1994 году я – послушник Глинской пустыни ездил к разным старцам, чтобы получить благословение на монашество, узнать, есть ли на то воля Божия. Мне сказали, что в Рыльске живет бывший глинский монах отец Ипполит, и у него обязательно надо взять благословение. Я поехал и услышал от батюшки: «Отец, иди-иди в монашество, да-да, надо».
Отец Игнатий, опишите подвижничество архимандрита Ипполита.
Батюшка взял на себя три подвига. Первый из них: «больший из вас будет вам слугой» (ср. Мф. 23:11). Батюшка именно служил каждому: никого от себя не отторгал, всем стремился помочь. Старец исполнил заповедь: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37). Это второй его подвиг. Приезжали больные, искаженные грехом и страданиями, с самыми несчастными судьбами. Батюшка всех принимал и давал им возможность отдышаться от своей собственной жизни. Были и такие, что если бы отец Ипполит их не приютил при монастыре, они покончили бы жизнь самоубийством, погибли. Батюшку осуждали за то, что он оставлял при монастыре таких людей. Но это не его недостаток, а наше непонимание сути христианства, а он изначально поступал праведно. Это было проявление Божественной любви, которая действовала через него. Стяжав в сердце Христа, он не мог не откликнуться на чужую боль. Из всех старцев, с которыми я был знаком, батюшка более всего был похож на Христа, именно своим милосердием к падшим людям.
И третий подвиг: «просящему у тебя – подавать» (ср. Мф. 5:42). У батюшки была необычайная милостивость. В этом он похож на святителя Николая Чудотворца. Если старец знал, что есть нужда, то он подавал даже больше, чем просили, все уходили от него радостные. Тогда в монастыре средств хватало, можно было у нас провести восстановление не хуже, чем в столичных обителях, но деньги расходились на нищий народ, батюшка помогал ему выживать.
Паломники Рыльского Свято-Николаевского монастыря, 1990-е годы
Как Вы считаете, какая самая главная черта духовного облика отца Ипполита?
Говоря об отце Ипполите, обычно останавливаются на внешней стороне его жизни, на чудесах, впечатлениях, но мало описаны его духовное делание, монашеский подвиг. Сейчас мы пытаемся осмыслить, воссоздать облик нашего старца, как будто складываем мозаику. Каким он был? Основная черта батюшки – смирение. Святые отцы учат, что смирение – риза Божества. Отец Ипполит достиг облечения в это божественное одеяние. Мне совершенно ясно, что благодаря смирению он стал подвижником, который в сердце стяжал Христа, Небесного Архиерея, Ему служил, и от Него принимал послушания. Каким таинственным образом ему открывался Бог, мы никогда не узнаем – это он унес с собой.
Батюшка со смирением избрал и принял путь глубокого злострадания, предназначенный ему Христом. И на этом, особо тесном пути, он испытывал покой и духовную радость. Потому что именно на этой стезе, когда человек многое претерпевает, приходит благодать, дающая радость общения с Богом. Смиренный человек получает от притеснений и скорбей радость и покой. Это было обычным состоянием старца.
Мы, паломники, видели, что жизнь Рыльского монастыря отличалась от других обителей. Расскажите, пожалуйста, как протекала монашеская жизнь.
При старце жизнь в монастыре протекала в особом режиме. Мы жили просто, непринужденно, не фиксируя событий, не осмысливая. Как ребенок живет с матерью: она его питает, заботится, и всё идет своим естественным ходом. А когда он вырастает, и мать отдаляется, – он начинает понимать, как она его любила. Вот такой период после ухода старца наступил у всех нас, знавших его. При жизни батюшки протекало наше детство, и казалось, так будет вечно. И только теперь мы понимаем, что оно уже не вернется.
В монастыре нелегко было… Приходилось по-монашески жить не в уединении, а в потоке болящих людей. Я никогда не видел столько страдающих лиц, замученных людей, особенно на отчитках. Батюшка взялся за самых несчастных, самых брошенных. Он принял подвиг, на который редко кто решается. Отчитки – это гигантский труд, не многие монахи могут взять его на себя и не повредиться. Мы исполняли то, что говорил старец – читали молитвы, а боролся и изгонял нечисть из людей – он, силой Христовой. До отказа заполненный храм; если туда войдешь, назад не выйдешь. Читаешь молитвы, а за спиной дикие вопли преисподней. Слышишь истошные крики: «Я тебя убью!..» и понимаешь, что это не пустые слова. Батюшка погружал нас в мир людских страданий и не уставал напоминать о необходимости терпения. Потому что, только освоив эту добродетель, можно обрести смирение. Старец закладывал в нас терпение как фундамент смирения, чтобы потом подняться и до него дорасти.
Что более всего привлекало Ваше внимание в жизни старца?
Меня интересовала именно сокровенная сторона духовного подвига отца Ипполита. Стремясь к монашеству, я искал наставника, который обучил бы духовной науке. Я стал «изучать» старца, вглядываться глазами сердца в его жизнь. От меня не ускользал ни один его жест. Есть такая притча: к авве пришли ученики и стали задавать вопросы. И только один из них молчал. Тогда авва обратился к нему: почему он ничего не спрашивает? А тот ответил: «Мне достаточно просто быть рядом с тобой, отче». Вот и мне хотелось «быть рядом» и через видимое узреть сокровенное и поучающее. Я был на последнем курсе семинарии и наивно полагал, что имею достаточные знания о старчестве. Но около отца Ипполита оказалось, что ничего не знаю. Одно дело – книжное научение, другое – опытное постижение духовных истин.
Как складывались Ваши личные отношения с отцом Ипполитом?
Я был монах с претензиями. Мне хотелось жить в обустроенном монастыре, чтобы были условия для монашеского делания. Поэтому Рыльский монастырь мне не понравился. Там было многолюдно, а я любил молиться в уединении. Просил у батюшки благословения уехать, но он не отпускал, а потом, наконец, сказал: «Езжай, все равно потом сюда приедешь».
Мне было по душе книжное любомудрие, после семинарии хотел учиться в академии. Но владыка не благословил, а, вопреки моим ожиданиям, направил в Рыльский монастырь. И тогда вспомнились слова батюшки о моем возвращении. По сути, старец тогда предрек: здесь мое место. Предсказания духоносных отцов имеют такое свойство: сначала ты их слышишь, но в полной мере не воспринимаешь, и только спустя годы начинаешь понимать их смысл. Семь лет я провел в Рыльском монастыре, потом был переведен в женский монастырь в селе Большегнеушево. С 2000 года прохожу «Ипполитовские академии» – сначала с батюшкой, потом с игуменией Ипполитой (Ильиной), настоятельницей нашей обители.
Живя рядом с батюшкой, я знал, что он прозорлив, мудр, ему открывается воля Божия – это всё было очевидно. Но мне хотелось получить еще внутреннее свидетельство его совершенства и старчества. Я написал ему целый труд, задавая вопросы об аскезе, – хотелось узнать его мнение. Долго ждал, но не получил никакого отклика. Теперь я понимаю, что до осмысления ответов на мои духовные вопросы надо было еще дожить.
Всё начало открываться после кончины отца. Стало происходить то, что описано у святых отцов. Старец ушел… Но скорби не было, душа летала… – неописуемая, глубокая Пасхальная радость. И стали проясняться ответы на мои вопросы. Батюшка не торопился с откликом. Он воспитывал монахов своей особой «молитвенной педагогикой». По его молитве, в свое время, когда я был готов воспринять, пришло то, что я так долго искал: полная ясность ответов на мои вопросы и внутреннее сердечное удостоверение. Это всё свидетельства его старчества и совершенства.
Отец Ипполит скончался ночью. Я проснулся и почувствовал: батюшка умер. Через две-три минуты услышал звук колокола… Старец посетил свое чадо. Когда душа уходит, она навещает близких. Сразу после кончины батюшки родилась наша сердечная близость, чего раньше я не чувствовал. Пришло ясное понимание, что теперь я с ним навеки: ни он меня не отпустит, ни я от него не отойду.
Как отец Ипполит учил, воспитывал монахов?
Мы, знавшие отца Ипполита, сейчас глубже и глубже познаем тайну его души, она словно раскрывается в течение нашей жизни. Батюшка своим молчанием и краткими словами как бы говорил нам при жизни: «Смотрите, что и как я делаю, не задавая лишних вопросов, а со временем всё откроется и прояснится». Как Евангелие мы читаем, и оно раскрывается в течение жизни. Так и батюшка: мы его видели, слышали, но тогда это было только начало.
Прошло 15 лет после его ухода, а он меня по-прежнему окормляет, воспитывает, устыжает, смиряет, напоминает… Я вижу, куда идти, у меня пример перед глазами. Он – воплощенная кротость и смирение. Мы говорим о добродетелях, о кротости, а кротких людей не встречаем. А у нас был опыт общения с таким человеком, мы видели его реакцию, поступки, вглядывались в его глаза. Для нас, начинающих монахов, это было очень важно.
Нужно время, чтобы мы по-настоящему уяснили его поучения. Например, батюшка говорил много раз: «Терпи, отец». Только спустя годы я понял смысл терпения, и каким оно должно быть. Мы часто терпим неправильно: собираем злость на ближнего, свою бессердечность, а потом изливаем всю раздражительность, чаще всего на слабого человека. А терпение – это умение быть добрым при любых злостраданиях.
Что такое старчество? Старец изначально видит твой путь и знает, куда вести. Сейчас мы глубоко чтим батюшку, стараемся исполнить его наставления по русской пословице: вперед батьки в пекло не лезь. Зачем изобретать велосипед, терять время, делая крюки и зигзаги? Надо идти прямым путем, а это стезя отца Ипполита: «Живи просто. Живи и радуйся». По мирским понятиям, оснований для радости у батюшки было мало, скорбная мученическая монашеская жизнь, а в сердце – покой и радость.
Какие конкретные поучения он дал Вам лично?
Помню одну исповедь у батюшки. Он был в своей деревянной «каливе», я встал на колени. И вдруг ощутил, что меня чем-то накрыло, как колпаком, что-то со мной происходит. Возникла особая духовная близость со старцем. Смотрю на него и чувствую, что он меня любит и всё видит. Обычно мы исповедуемся, и в душе ничего не происходит. А здесь, в этой благодати любви, возникли пронизывающая боль за грехи, стыд и понимание недопустимости этих грехов. Это было очень остро, как не бывает в обычной жизни. Старец показал, как надо исповедоваться: грех должен не просто называться, а в переживании боли и стыда отторгаться. Это яркий пример силы молитвы отца Ипполита. Батюшкина благодать – небесного свойства, она передавалась нам, утешала, а порой, вот таким образом просвещала, обучала.
Запомнился такой случай. Будучи послушником, я страдал от своей разбитой обуви, не было денег купить новую, и ноги промокали. В Рыльский монастырь я приехал в ботинках-«крокодилах». Мне сказали, что отец Ипполит заботится, чтоб все были одеты-обуты. Решил проверить: если он прозорливый, то должен заметить, в чем я хожу. Однажды даже обогнал его, показывая, что моя обувь явно рассыпается. После этого посмотрел на реакцию батюшки – он только улыбался. Из монастыря я уехал на учебу в семинарию в Курск. Через полгода после этого случая мне принесли коробку с новой обувью: «Это тебе от отца Ипполита». Вот такой урок мне преподнес батюшка: всё видит, но всему свое время. Интересно заметить, что в дальнейшем у меня всегда обуви достаточно, сам раздаю.
Батюшка неоднократно говорил мне: «Отец Игнатий, я не умею, а ты будешь проповедовать, будешь говорить людям». Я тогда избегал мирского общения и поэтому смущался от такого предсказания. После смерти батюшки, действительно, пришлось рассказывать о нем, преподавать, проводить экскурсии. Но для этого сначала надо было пройти школу Рыльского монастыря.
То, что отец Ипполит говорил и явно показывал, – это на всю жизнь. Недавно произошел такой случай. На Афоне у меня была встреча с архимандритом Ефремом, игуменом Ватопедского монастыря. Он поговорил со мной ласково, вразумил, но потом я вновь подошел что-то спросить. А он мне уже жестко указал: «Я тебе всё сказал, иди исполняй». Отец Ипполит был помягче, но принцип тот же, схожая «педагогика»: я вам сказал и показал всё необходимое на это время, теперь исполняйте, если хотите… Без отца Ипполита жизнь многих людей была бы иной.
Афон, конец 1960-х годов Отец Ипполит за свою жизнь прошел несколько монашеских школ: глинская, псково-печерская, афонская. Как Вы полагаете, какая из них стала главной, особо повлиявшей на него?
Отец Ипполит – это особый опыт прихода афонского старчества в Россию. Афониты все похожи друг на друга. И наши подвижники одной школы тоже сходны, с них канон можно писать: глинское, псково-печерское старчество. Батюшка прошел русские школы старчества, но все же главное в его облике и служении то, что он – святогорец, освоивший исихастскую афонскую традицию молитвы. Он явил афонский дух и нес афонское послушание в России. И это бесценное богатство стало достоянием Рыльского монастыря. После месяца, проведенного на Афоне, я понял батюшку больше, чем за все предшествующее время. Более ясным стал его путь к такому совершенству.
В Казанском монастыре в селе Большегнеушево чувствуется афонское влияние. Вы связываете это с покровительством отца Ипполита?
У нас установилась духовная связь с Ватопедом, со старцем Ефремом. Он приезжал к нам в монастырь. Мы почувствовали веяние с Афона, когда шло строительство монастыря. В стране начался кризис, а у нас в 2009 году появились спонсоры. В глухую деревню пришли новые люди. Ведь кто-то их привел? Отец Ипполит, конечно же. Он причастен ко всем нашим событиям и свершениям. Через афонитов, из близкого его сердцу Афона, батюшка направил к нам помощь.
Вид женского монастыря во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Большегнеушево
Расскажите, как батюшка сейчас являет себя из блаженной вечности?
Сейчас начинается новый виток вхождения старца в нашу жизнь. Первый был при жизни батюшки, второй начался сразу после его ухода и связан с его посмертными чудотворениями. И в последние годы после телевизионных передач по центральному телевидению в монастырь хлынул поток людей, узнавших о новом чудотворце. Люди чаще всего едут не с духовными проблемами, а просто полечиться. Так было в Рыльском монастыре и при батюшке: лечились и получали исцеление. Сейчас происходит то же самое, но с этого начинается духовное пробуждение. За каждого человека пойдет молитва старца. От отца Ипполита никто не уйдет без духовного плода. Такое массовое почитание старца является проявлением посмертной жизни отца Ипполита во Христе. Это его тихие скромные, а иногда и яркие чудеса – для людей, которые его не знали, но уже полюбили и потянулись к нему.
Говоря о многочисленных чудесах отца Ипполита, обычно имеют в виду изменение обстоятельств, когда по молитвам старца внезапно приходит помощь Божия. Это то, что помогает нашей внешней жизни, но бóльшее чудо происходит в сердце человека, когда оно обращается ко Христу. Мы знаем множество таких примеров чудес, которые старец творил в душах людей. Иногда одним днем, иногда постепенно, он делал человека православным христианином. Причем он не убеждал, а просто общался, жил с нами, молился, и люди вокруг него – обретали веру, воцерковлялись. Среди нас были многие, кому он постучал в сердце, кого нашла его любовь, кого он извлек из жизненной суеты или бесплодных поисков.
Интересно отметить, что батюшка таинственным образом запечатлевал свой дух в людях, с которыми близко общался, они обретали некое помазание. Передаются и привычки отца Ипполита. У меня всегда возникает особая радость встречи, когда оказывается, что кто-то знал батюшку.
Ежегодные дни памяти архимандрита Ипполита в Свято-Николаевском монастыре: 17 декабря – день упокоения и 12 февраля – день Ангела. Панихида у могилы старца
Святость бывает каноническая, когда Церковь подтверждает народное почитание подвижника, торжественно провозглашает его святым. А есть признание и почитание народа Божьего, который чувствует святость праведника и имеет свидетельства. Так на Афоне почитают многих подвижников и обращаются к ним в молитве как к святым. Для меня и многих чад и почитателей отца Ипполита, его святость – очевидна и несомненна. Отец Ипполит достиг состояния обожения и совершенства, доступного человеку. Святость берет начало на небесах, когда на подвижника нисходит благодать Божия и преображает его. Отец Ипполит показал, как возможна святость в наше время. Он внес в нашу жизнь главное и ценное: благодатное слово; явил идеал монаха и воплотил Христов дух.
Вид Рыльского Свято-Николаевского монастыря
Сегодня много пишут о старцах Иоанне (Крестьянкине), Кирилле (Павлове) и очень мало – об отце Ипполите. Батюшка и сейчас не торопится открываться. Но я думаю, что придет время, и мы осознаем значение особого подвига отца Ипполита для современного монашества и поймем его святость.
17 декабря в Свято-Николаевском мужском монастыре Рыльского района отпраздновали день памяти архимандрита Ипполита (Халина) – известного подвижника, монаха и духовника, который сумел возродить новую жизнь в русских монастырях в советское время. Как рассказали в сообществе «Курск православный», после панихиды на могиле старца замироточил крест.
— Я тоже стала свидетелем этого чуда. Миро капало с креста, — поделилась одна из курянок в группе ВК.
Воспитанник старцев Глинской пустыни, постриженик Псково-Печерского монастыря, отец Ипполит 17 лет был экономом Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Вернувшись на родную курскую землю, он поднял из руин древний Свято-Николаевский монастырь в Рыльске и посвятил свою жизнь помощи страждущим. К нему ехали с духовными и физическими недугами, с горестями и радостями. Обращаются за помощью к нему и сейчас.
— Конечно, факт мироточения — это чудо, потому что даже ученые, которые исследовали состав миро, говорят, что там такие соединения, которые не встречаются в нашей обыденной жизни, — говорит руководитель отдела религиозного образования Курской Епархии, протоиерей Олег Чебанов. — Это что-то необъяснимое, что-то, что не укладывается в привычные нормы, что не может быть объяснено известными законами. На мой взгляд, можно сказать, что такие события укрепляют нас в вере. Люди узнают об этом, кто-то поедет в Рыльский район, чтобы увидеть чудо своими глазами. Люди больше задумываются о своем духовном мире, на какое-то время отрываются от своих материальных забот, мирских дел и вспоминают о душе.
В 1990-е годы в Рыльский Свято-Николаевский монастырь в Курской области нескончаемым потоком потянулись люди со всех уголков России – ехали за разрешением самых важных вопросов, за помощью и утешением. Настоятелем обители был тогда архимандрит Ипполит (Халин; † 2002) – необычайно добрый русский старец, прошедший духовную школу Афона. Как-то схиархимандрит Макарий (Болотов) сказал о нем: «Если бы в России было сто таких монахов, Россия с корнями поднялась бы на Небо».
17 декабря – 15 лет со дня кончины старца Ипполита.
Русский афонский старец
Архимандрит Ипполит (Халин) В середине ХХ века существование русского монашества на Афоне находилось под большим вопросом. Насельников нашего Свято-Пантелеимонова монастыря тогда было меньше десятка. Духовная жизнь здесь медленно, но очевидно угасала. Обитель уже даже могла отойти к грекам… Но в 1966 году произошло то, что в буквальном смысле спасло русский монастырь и позволило ему возродиться. Впервые из Советского Союза сюда разрешили делегировать несколько монахов. В их числе оказался и архимандрит Ипполит (Халин). Прибывший сюда спустя несколько лет схиархимандрит Илий (Ноздрин) говорил, что только благодаря этим монахам обитель на Святой Горе удалось тогда сохранить.
Сергей Халин, как звали будущего архимандрита Ипполита в миру, был восьмым ребенком в крестьянской семье Ивана и Евдокии Халиных. Он родился в Курской области в селе Субботино. День его рождения – 18 апреля 1928 года – пришелся на среду Светлой седмицы. Мальчик был самым младшим ребенком в семье. Все три его родные брата погибли на фронте, поэтому Сергею еще в детстве пришлось тяжело трудиться, помогая родителям. Однако это не помешало ему закончить среднюю школу, затем выучиться на литейщика, а спустя некоторое время получить образование еще и в педучилище.
После недолгой работы ремонтником шоссейных дорог Сергей в 1948 году был призван на военную службу. Как он сам вспоминал, в армии он часто читал по ночам под одеялом «Отче наш». Известно, что еще с детства Сергей имел глубокую веру в Бога. Этому он во многом был обязан своему дяде Михаилу, служившему священником. Кроме него в роду Халиных до этого уже были не только священники, но и монахи. Сохранились воспоминания, что у Сергея в юности под кроватью стоял чемодан с духовной литературой, которую он часто читал. Еще он очень любил петь и знал наизусть много стихотворений русских поэтов, которые помнил даже до старости.
Глинская пустынь
Когда в 29 лет Сергей оказался у ворот Глинской пустыни, а затем решил принять монашество, родители против этого не стали возражать. Сам же он уже спустя много лет шутил про себя: «Никто не захотел за меня замуж, пришлось идти в монастырь».
Послушник спросил своего наставника, кто станет старцем после него, и услышал: «Да ты им и будешь»
В пустынь Сергей пришел, желая получить благословение на дальнейшее обучение в семинарии, однако остался здесь послушником. Отцы сказали, что в монастыре ему будет и семинария, и академия. Духовным отцом молодого послушника стал известный старец схиархимандрит Андроник (Лукаш). Многие отмечали, что они были удивительно похожи даже нравом, манерой поведения. Известно, что в это время старец исцелил послушника Сергея Халина от сильного воспаления легких, которое могло привести и к смертельному исходу. Это еще больше их сблизило. Как-то в своей простоте Сергей спросил духовного отца, кто станет старцем после него. «Да ты им и будешь», – ответил прозорливый наставник.
Преподобноисповедник Андроник (Лукаш) Из Глинской пустыни, в которой он провел всего один год, Сергея направили в Псково-Печерский монастырь. Здесь он познакомился с такими духоносными старцами, как иеросхимонах Симеон (Желнин) и схимонах Николай (Монахов). Однако наиболее духовно близок ему оказался иеросхимонах Михаил (Питкевич), прибывший сюда с Валаама в 1957 году. Сергей стал его келейником. Очень скоро он принимает постриг, затем – рукоположение в иеродиаконы и (в 1960 году) в иеромонахи. Монашеское имя Сергей получил в честь священномученика Ипполита Римского. Всего в Печорах он провел шесть лет, до того самого 1966 года, когда был отправлен на Афон.
О жизни отца Ипполита на Святой Горе сохранилось мало сведений. Известно, что здесь он пел на клиросе, много трудился на земле, и сегодня на Афоне растут посаженные старцем ливанские кедры. Еще батюшка пытался разводить здесь кур, которые очень его любили и ходили за ним следом. Некоторые греки в шутку называли отца Ипполита «босоногим» («ксиполитос») по созвучию этого греческого слова с его именем.
Жил отец Ипполит в той же келье, где ранее подвизался и молился старец Силуан Афонский
Мы знаем, что еще до канонизации Силуана Афонского батюшке удалось сохранить мощи подвижника, которые монахи, сомневаясь в святости преподобного, хотели спрятать в недоступном месте. Примечательно, что жил отец Ипполит в той же келье, где ранее жил и молился святой. Еще, как и Силуан Афонский, он долгое время нес послушание эконома.
В течение четырех лет отец Ипполит представлял свой монастырь в Священном Киноте, что свидетельствует о его высоком авторитете среди братии. Следует отметить, что батюшка прекрасно знал греческий язык, свободно на нем общался.
Отец Ипполит сильно тосковал по Родине. Часто в письмах он писал знакомым: «Дорожи тем, что ты живешь в России. Целуй свою землю». На Святой Горе он провел 18 лет.
В 1984 году старец тяжело заболел и не мог больше оставаться на Афоне, так как здешний климат не благоприятствовал его выздоровлению. Так иеромонах Ипполит вновь оказался дома, в России.
«Сорок лет я низко кланялся каждому человеку»
С Афона батюшка вернулся сначала в Печоры. Он был возведен в сан архимандрита, а немного позже и игумена. В 1986 году он получил направление в родную Курскую епархию, где в должности настоятеля ему пришлось восстанавливать из руин несколько сельских храмов. В Николаевский Рыльский монастырь отец Ипполит был направлен в 1991 году – настоятелем. В этой обители он провел последние годы – 11 лет. Восстанавливать монастырь и возрождать в нем монашескую жизнь батюшке пришлось практически с нуля. Один из самых старинных храмов в России находился тогда в полуразрушенном состоянии.
Не сразу отцу настоятелю удалось привести монастырь в порядок. Поначалу, особенно в первый год настоятельства, архимандриту Ипполиту приходилось даже слышать слова недовольства от священноначалия за то, что восстановительные работы продвигаются очень медленно. Однако вскоре к старцу начали съезжаться в огромном количестве люди. Обитель удалось привести в ухоженный вид, хозяйство значительно увеличить. Интересно, что при этом батюшка сам никогда не участвовал ни в каких строительных вопросах. Единственным его деланием была молитва. Каждый день отец Ипполит в одиночку совершал крестный ход вокруг храма. И находились люди, средства, материалы, необходимые для строительства.
Каждый день отец Ипполит в одиночку совершал крестный ход вокруг храма. И находились люди, средства, материалы
Впрочем, старец не стремился к слишком дорогому наружному украшению, его больше интересовало то, что внутри. Он принадлежал к числу тех священников, которые не столько заботятся о благоустройстве храмов, сколько о благоустроении человеческих душ. Возможно, именно поэтому так много людей стремилось попасть к старцу. А он имел такую любовь и сострадание, что мог вместить в свое сердце каждого – от бизнесмена до бомжа-алкоголика. Монастырь при отце Ипполите был открыт днем и ночью для всех нуждающихся. Иногда настоятелю даже приходилось слышать упреки, что из святого места он якобы сделал «притон». Были здесь и ранее судимые, и наркоманы, все отверженные обществом люди. И многие из них оставляли прежнюю жизнь, исцелялись, получали огромную духовную помощь.
Старец обладал удивительным даром любви и утешения. Еще его отличала необычайная кротость и простота. Православный бард Евгений Фокин вспоминал о батюшке: «Его простота была такая, что другим он быть и не мог». Но все свои духовные дарования старец усердно скрывал. Многие даже недоумевали, почему к отцу Ипполиту едут нескончаемым потоком люди. Внешне он не производил какого-то особо яркого впечатления, распознать духоносного старца в нем было практически невозможно. Поэтому те, кто ехал в монастырь в ожидании каких-то чудес или пророчеств, были разочарованы.
Проповеди батюшка никогда не произносил, красноречием не отличался. Вообще он говорил очень мало и тихо, часто неразборчиво, так что не всегда можно было сразу расслышать, что он говорит, – приходилось переспрашивать. Ко всем мужчинам он обращался «отец». «Ну как, спасаешься, отец?» – обычно спрашивал в начале разговора старец. В конце говорил: «Помолимся» – или советовал читать акафист Николаю Чудотворцу, которого особенно чтил.
Как-то женщина, у сына которой был СПИД, по совету знакомых, хватаясь за последнюю соломинку, решила обратиться за помощью к отцу Ипполиту. Ехали они издалека. Старец перекрестил сына этой женщины и сказал: «СПИДа у тебя нет». Всю дорогу назад женщина причитала и возмущалась: тоже, мол, святого нашли, а он ничего даже не знает, только зря так далеко ехали. Вернувшись домой, сын вновь прошел обследование, и… никакой болезни у него не нашли.
Но обычно архимандрит Ипполит помогал иначе. Он благословлял приехавших за помощью людей пожить немного в обители, потрудиться на послушании, помолиться. И люди оставались: кто на неделю, кто на несколько месяцев, кто на всю жизнь. Они спасались через молитву и послушание. Практически каждый день в обители совершались молебны о недужных («вычиты», как их называл батюшка), на которых исцелялись даже бесноватые, а также алкоголики, наркоманы и другие. Однако присутствовать на них старец благословлял всех, так как считал, что «сегодня все духовно больны». За эти «вычиты» враг рода человеческого сильно мстил старцу: его лицо покрывалось огромными волдырями, избавиться от которых помогала только продолжительная ночная молитва.
На вопрос, как нужно молиться, старец отвечал: «С нежностью»
Внутренний подвиг отца Ипполита от нас скрыт, но плоды его были очевидны всем. Батюшка часто любил повторять евангельские слова: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11: 12). Точно так, говорил он, нужно себя вначале понуждать и на молитву, а потом человек уже сам не сможет без нее жить, будет спешить на правило, «как на свидание». На вопрос, как нужно молиться, старец отвечал: «С нежностью».
Самым главным качеством батюшки было глубокое, неподдельное смирение. Как-то незадолго до смерти он обмолвился одному из паломников: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку». Он никогда строго не обличал никого из приходящих, мог это сделать только мягко, иносказательно, например через какую-нибудь песню или стих. Батюшке несвойственно было заставлять кого-либо или настаивать; наоборот, он всегда как будто уговаривал человека, даже если точно знал, как тому лучше будет поступить. Возможно, поэтому архимандрит Кирилл (Павлов) однажды заочно назвал отца Ипполита «самым добрым батюшкой на земле».
Случалось, что приезжали к старцу даже люди неверующие – просто из любопытства. Иеродиакон Свято-Успенского монастыря в Алании Сергий (Чехов) рассказывал, что впервые он посетил Рыльский монастырь, будучи атеистом, отца Ипполита считал каким-нибудь экстрасенсом. Батюшка обратил на него внимание и спросил, хочет ли тот стать монахом. В планы молодого человека это, конечно же, не входило – в будущем он собирался жениться. Батюшка не настаивал. Но спустя два года молодой человек вновь оказался в монастыре и остался здесь послушником. Сам он был поражен прозорливостью и другими духовными дарами отца Ипполита. «Я приехал туда атеистом, но старец взял меня за руку – и мир перевернулся!» – говорит он.
Рыльский монастырь
За довольно короткий срок настоятелю удалось не только восстановить из руин Николаевский храм, но и значительно расширить хозяйство монастыря. Работы хватало всем: было здесь много земли, которую требовалось возделывать, были и животные. Особенно батюшка почему-то любил коров, сам их доил. Они его тоже очень любили и слушались. К кончине отца Ипполита в монастырском стаде было около 150 буренок.
Помимо возрождения духовной и хозяйственной жизни в Рыльском монастыре старец основал еще пять скитов в ближайших селениях. Особенно ему полюбился Казанский скит в Большегнеушево, который сегодня уже является женским монастырем. В нем батюшка проводил много времени в последние месяцы своей жизни. Но и этим духовническая деятельность архимандрита Ипполита не ограничилась: им были основаны два монастыря в Осетии – мужской в Беслане и женский в Алагире.
«Апостол Алании и Северного Кавказа»
«Кавказ спасется монастырями», – говорил отец Ипполит
Неизвестно, с чем было связано особое попечение батюшки о жителях Осетии. Сами они даже называли его «апостолом Алании и Северного Кавказа». Кто-то утверждал, что Сама Богородица велела ему молиться за эту землю. Очевидно, что батюшка, наделенный даром прозорливости, предвидел и те трагические события, которые произойдут на Северном Кавказе после его смерти. Он считал, что «Кавказ спасется только монастырями». Вряд ли является совпадением, что основанная старцем в Беслане Успенская мужская обитель находится всего в 200 метрах от той школы, где в 2004 году произошел известный теракт. А в Аланской женской обители позже был создан реабилитационный центр для детей, пострадавших в результате этой трагедии. Батюшка сам указывал места для создания монастырей в Осетии.
Успенская мужская обитель в Беслане
Интересна история знакомства будущей игумении монастыря в Алагире матушки Нонны (Багаевой) с отцом Ипполитом. Наташа (так ее звали в миру) приехала к старцу по работе. Тогда она еще была режиссером на телевидении Осетии, ей нужно было снять передачу о какой-нибудь интересной и известной личности. Поскольку к старцу приезжало много осетин, Наташа решила взять у него интервью, но интервью настоятель Рыльской обители давать, конечно же, не умел. Зато в разговоре он спросил молодую девушку: «А вы знаете, что вы монахиня?» Наталью это тогда сильно рассердило, и она поинтересовалась, откуда это вообще может быть известно. «У монахов крестик светится на лбу», – ответил батюшка. Такого «откровения» о себе девушка совершенно не ожидала услышать. Но потом она была удивлена еще больше. В ее келью прибежала женщина, разыскивая «Наташу-режиссера». И старец сказал ей, что к ним в обитель пожаловала сама Аланская игумения, и указал на «Наташу-режиссера». А сама девушка тогда даже и не знала, кто такая «игумения». Но уже спустя год она приняла постриг в Свято-Николаевском монастыре и сегодня возглавляет Богоявленскую обитель в Алании.
Блаженная кончина
Когда в конце 2002 года у батюшки случился инсульт, для всех это было неожиданностью, но никто не думал, что он умрет. Несколько недель отец Ипполит находился в бессознательном состоянии. Причем удивительно, что в момент его причащения на какое-то время у батюшки появлялся глотательный рефлекс, а потом вновь исчезал. Ко Господу старец отошел 17 декабря, а отпевали его 19-го – в день памяти столь любимого им святого Николая Чудотворца. Похоронили духовника обители у алтаря отстроенного им Николаевского храма. После кончины батюшки было зафиксировано чудо: крест на его могиле стал мироточить. Это случилось на девятый день. Многие утверждали, что накануне и в сам день смерти они видели необычные природные явления. Однако и без этого для всех было очевидно, что Русская земля обрела в лице архимандрита Ипполита (Халина) еще одного своего молитвенника на Небе.