С одной стороны, мы все хотим иметь чистое сердце перед Господом, но, с другой стороны – мы не хотим отстать от какого-то греха, или соблазна, мы каемся в чем угодно, но, только не в том, что мы не хотим оставить. Или, например, если мы кого-то обидели, и просим прощения перед Господом, говоря: Господи, прости, что я на него накричал, но он сам виноват, что довел меня до такого состояния! то, в таком случае, – мы не просим прощения, а оправдываемся перед Богом, объясняя, почему мы так поступили. Это лукавство, как написано: «Лукаво сердце более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). Но, Бог все это знает! Он знает наши сердца, потому что Он «… создал сердца всех их и вникает во все дела их.» (Пс. 32:15). Бог судит намерения сердечные. Поэтому, когда мы приходим перед Богом в молитве, или в покаянии, и что-то скрываем, – то Бог все это знает! Он видит наше сердце, знает больше, чем мы можем себе представить! Давид молился: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.» (Пс. 18:13,14). Наше лукавство имеет многоэтажность. И, наверное, ни один человек не мог опуститься на самый нижний этаж, чтобы покаяться до конца, потому что все родились во грехе: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.» (Пс. 50:7). Поэтому, покаяние – это не разовое действие, а постоянный процесс длиною в жизнь. Это постоянное очищение от той нечистоты, в которой мы все родились: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один.» (Иов. 14:4).
Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
- Главная
- Проповеди
- Покаяние
- Плоды покаяния
»
»
»
Плоды покаяния
Цель: Убедить церковь, что покаяние оценивается по результатам
Момент покаяния или плоды покаяния?
Сегодня я хочу обратить внимание церкви на одну фразу, прозвучавшую из уст Иоанна Крестителя. Вы её, конечно, все помните: «Покайтесь, порождение ехиднины!»
Так? Нет, не так!
Как это не дико сейчас прозвучит Иоанна Крестителя покаяние людей интересовало слабо! Он призывал их совершенно к другому! Впрочем, не буду вас интриговать, давайте прочтём вместе:
Эта фраза немного по-разному звучит в изложении Луки и Матфея:
Лук.3:7-9 » приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Матф.3:7-10 «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Обратите внимание – Иоанн не говорил им «покайтесь»! А говорил: Сотворите достойные плоды (или плод) покаяния!
Его,… а, следовательно, и Бога, поскольку Иоанн Креститель был наибольший среди пророков, как свидетельствовал о нём Иисус. А это значит, что через него говорил к людям Сам Бог! Так вот Бога интересует не покаяние само по себе, а именно его плоды!
Вот и поразмышляем мы сегодня о «плодах покаяния».
Покаяние совершается именно, как семя, начало, вступление к процессу (короткому или длительному), который важен именно результатом, плодами…
Покаяние, как фикция
Итак, покаяние… Сколько народу на Украине прошло через покаяние за последние 20 лет? Не ошибусь, если скажу: Миллионы!
А теперь посмотрите на современные церкви: 2-3 % от всех покаявшихся! Где остальные? А это те самые деревья, не приносящие плода, которые срубают и бросают в огонь!
И мы сегодня живём на грандиозном лесоповале. Вокруг, насколько хватает глаз, до горизонта, миллионы поваленных деревьев… И среди них, кое-где, то там то сям стоят одинокие деревца с плодами на ветках… Вот такая печальная картина!
И огонь для этих срубленных деревьев уже на подходе!
Покаяние – это поступок! Для большинства людей произнести слова «я виноват», это – подвиг! Покаяние – это важно! Без него нет прощения…
С покаяния, собственно начинается христианство… Не с крещения в купели младенцев. Выдумки последующих за первоапостольской церковью поколений христиан, которые противоречат Писанию, мы в расчёт не принимаем.
Говорить о том, что младенец после крещения становится христианином, всё равно, что говорить, что человек, купивший диплом врача в подземном переходе, становится медиком!
Но не о младенцах сейчас речь. Речь о взрослых, серьёзных людях, которые сознательно лгали Богу. Нет! В момент покаяния они не лгали! Они искренне верили, что раскаиваются в своих грехах. Во всяком случае, я надеюсь, что большинство из них думали именно так!
Но, когда пришло время жить в соответствии со Словом Божьим, они начали искать для себя оправдания, по какой бы причине этого не делать?
Как можно назвать человека, который не держит слово? Есть такая обидная собачья кличка: Пустобрёх! Это пёс, который лает просто так, без всякой причины, от избытка активности.
Видимо покаяние в период так называемого «Пробуждения» у абсолютного большинства людей происходило как раз от избытка активности: по принципу – а чего бы мне ещё такого учудить!
Но обратимся к тем, кто остался в церкви. Как часто мы каемся?
Некоторые из христиан по несколько десятков раз за свою христианскую жизнь выходят перед церковью на покаяние… Человек слаб! И каждый из нас много согрешает… И мы каждый день в чём-то каемся перед Господом.
Кто сегодня просил у Него прощения? Вот видите!
Прощает ли Он нас! Думаю, да! Иначе не учил бы Иисус своих учеников, когда они поинтересовались, сколько раз можно прощать грешника? Помните:
Матф.18:21,22 «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».
Мы вернёмся к этому эпизоду чуть позднее, но уже в изложении Евангелиста Луки…
Итак, поскольку Иисус предлагал своим ученикам прощать ближнего до 500 раз на день, то насколько Бог милостивее человека, настолько Он и прощает больше! Но…
Есть вещь, которая может прервать эту цепочку непрерывных покаяний… И эта вещь называется «Плодом Покаяния»! Что же это?..
Обряды… обряды… обряды…
Прежде, чем ответить на этот вопрос, вернёмся на Иордан к Иоанну Крестителю.
Странный человек, ведущий странный образ жизни и говорящий от Имени Бога… такие люди всегда притягивали к себе. А поскольку он ещё и крестил (то есть совершал общеизвестный в те времена обряд очищения), это создавало определённые иллюзии у народа, приходящего к Иоанну.
Вообще любой обряд – штука достаточно опасная. У совершающего любой обряд зачастую создаётся иллюзия, что для того, чтобы изменить что-то в духовном мире, достаточно совершить некоторые внешние манипуляции, и всё устроится.
Мы недавно вспоминали изречение китайского мудреца Конфуция, который утверждал, что для правильного управления страной достаточно совершать определённые церемонии. Глупости говорят иногда даже мудрецы!
Но вернёмся к крещению в воде Иордана… Толпы людей со всего Израиля собирались к Иоанну Крестителю, поскольку по записям историков в те времена по особенному ревностно ожидалось явление Мессии и восстановление Царства под Его правлением и люди были озабочены тем, чтобы быть приготовленными к явлению этого царства…
И по видимому, значительная часть идущих к Иордану для крещения думала, что достаточно покаяться, омыться в водах Иордана под «чутким руководством» Божьего пророка, и всё! Ты готов к пришествию Мессии!
И судя по словам Иоанна Крестителя, он знал, что значительная часть тех, кто шёл к нему креститься именно на такое действие ритуала крещения рассчитывали!
И возможно его это так уже «достало», что он встречал их практически проклятиями!
Попробую произнести современным языком то, что говорил Иоанн Креститель, встречая желающих «крестанутся» или если хотите – «обаптистериться». Итак, говорит Иоанн Креститель (не я!!!):
«Вы что же думаете, гадёныши! Что вот это лёгкое купание в грязной водичке позволит вам очиститься от ваших мерзостей и грехов, и избежать адского огня?! Или вы рассчитываете на то, что происхождение от праведника Авраама делает и вас праведниками?!
Бросьте! Забудьте «этих глупостев»! Бог, если нужно вот из этих вот булыжников сделает детей Аврамовых, которые будут в тысячи раз чище вас!
Богу намного важнее то, что вы будете делать после покаяния, чем наспех пробормотанное «прости меня Боже» или торопливое макание в речную воду. Если ваша жизнь после покаяния не измениться, если вы не прекратите делать зло, если не научитесь делать добро – горе вам!
Смотрите и бойтесь! Топор Божьего гнева уже занесён над вами и огонь ярости Божьей уже ждёт тех, кто не изменит свою жизнь!»
Так… ну, или почти так, по-доброму, с энтузиазмом и радостью, встречал крещаемых этот человек…
И видимо, значительная часть из них понимала, что именно дела после покаяния особенно важны для Бога и потому спрашивала у Крестителя, что же им делать? Давайте почитаем из…
Лук.3:10-14 «И спрашивал его народ: что же нам делать?
Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать?
И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».
Попробуем перечислить рекомендации Иоанна Крестителя тем, кто у него крестился:
- Ты был богатым, но жадным? Перестань жить для себя, помогай другим людям и спасёшься!
- Ты обирал свой народ, чтобы набить свои карманы пользуясь должностью мытаря? Перестань грабить и живи на те деньги, которые тебе положено получать по закону и тогда спасёшься!
- Ты был злобным человеком с оружием в руках, который пользовался своей силой и властью, чтобы обижать других? Ты клеветал на людей, чтобы можно было под благовидным предлогом борьбы с нарушителями закона обирать их? Прекрати это делать и живи на своё жалование и тогда спасёшься!
Итак, суть, смысл, центр Иоаннова крещения в воде Иордана можно обобщить словами пророка Исайи:
Ис.1:16-20 «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь.
Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят».
Как видим, и Исайя и Иоанн говорят о двух вариантах результата омовения: или прощение, или смерть!!! Если изменения от зла добру есть – будет прощение; если нет – смерть!!!
Великолепно говорил об этом пророк Иезекииль в 18-ой главе:
Иез.18:21-32 «…беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.
Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?
И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет.
Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?
Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал.
И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет.
А дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?
Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.
Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!»
Вот слово, которое обозначает то главное, что должно произойти немедленно после покаяния: ОБРАТИТЕСЬ!!! Повернуться, отвернутся от зла, и пойти в сторону добра – это путь к плоду покаяния!
Вспомним ещё раз 8-ой стих из 3-ей главы Евангелия от Луки, Иоанн призывает: «Сотворите же достойные плоды покаяния…»
А чтобы сотворить, нужно начать творить, а чтобы начать творить нужно бросить идти в сторону зла, повернуться, и пойти в сторону добра, то есть — обратиться!
Бесподобный образчик пустопорожнего Иоаннового крещения демонстрируется каждый год 19 января в нашей стране и у некоторых соседей. По телевидению показывают, как лезут в прорубь «христианообразные» грешники – политики, пришедшие к власти на грязных деньгах и манипуляциях с подсчётами голосов; бизнесмены, сколотившие многомиллионные состояния, грабя государство и обманывая своих сограждан; чиновники, наевшие себе необъятные животы на взятках и махинациях…
И эффектно обмакнувшись в ледяную воду (вот, мол, мы какие ревностные христиане!), вылазят оттуда, чтобы опять лгать, воровать, клеветать, и собирать себе сокровища на земле. А небеса? Да кто же из серьёзных, солидных и уважаемых людей верит этим сказкам?
Поверят! Придёт и для них время! Да, боюсь, поздновато будет!
Нет! Ни покаяние, ни водное крещение и даже ни вера в Бога даёт спасение!
Но если после покаяния ты обращаешься, разворачиваешься на 180 градусов и идёшь прочь от тех дел, в которых ты покаялся, не возвращаясь больше к ним, как пёс на свою белвотину…
Но если после водного крещения, где ты обещал Богу добрую совесть, та разворачиваешься на 180 градусов и идёшь прочь от лжи, подлости, клеветы, зависти, злобности и всего того, что делало твою бывшую совесть злой и не возвращаешься как свинья обратно валяться в грязи…
Но если, поверив в Бога, ты обращаешься, разворачиваешься на 180 градусов и идёшь вершить дела веры…
…то вот тогда только ты и сохранишь то спасение, которое при покаянии, через крещение и по вере дарует Господь!
И потому, совсем не напрасно орал, идущим к нему людям, Иоанн Креститель: сотворите достойные плоды покаяния!!! Бесплодное покаяние – это фикция, самообман, глупость! Если в твоей жизни остаются грехи, в которых ты только что каялся – никакого покаяния не было! Не обманывай себя!!!
И я думаю, тоже не шёпотом, а возмущённо кричал окружавшим его подхалимам (по другому назвать их не могу!) Христос:
«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лук.6:46)
Он как бы говорил: «Если Я для тебя Господь, подчиняйся Мне и делай то, что Я тебе велю! А если ты не подчиняешься Мне, будь настолько добр, не зови Меня Господь! Я знать тебя не знаю и знать не хочу! Пошёл отсюда!!!»
Говорил Он так? Говорил! Читаем…
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Наш Господь – строг, но и милостив. Он готов прощать вновь и вновь…
Давайте посмотрим, как звучит у Евангелиста Луки диалог Иисуса с Петром о количестве прощений:
Лук.17:3,4 «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему».
Обратите внимание, здесь звучит «семь в раз в день обратиться» — настолько важно обращение для прощения.
И это было всегда:
Ис.55:6,7 «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».
Для Господа очень важно при покаянии обращение от злых дел и вот тогда, можно рассчитывать на то, что Он – многомилостив.
На мой взгляд, совершенно потрясающим образцом бесконечной милости Божьей звучат слова из…
Иер.3:1 «Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?»
А ты (Иудея) со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь».
Он прощает непрощаемое! Но… Будем мудры! Не стоит испытывать долготерпение Божье!
О многом, очень многом говорят вот эти стихи из пророка Иеремии:
Иер.15:1-6 «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не к народу сему; отгони от лица Моего, пусть они отойдут.
И пошлю на них четыре рода , говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять; и отдам их на озлобление всем царствам земли за Манассию, сына Езекии, царя Иудейского, за то, что он сделал в Иерусалиме.
Ибо кто пожалеет о тебе, Иерусалим? и кто окажет сострадание к тебе? и кто зайдет к тебе спросить о твоем благосостоянии?
Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать!!!!!»
И тут же в следующем стихе ответ, почему Бог устал миловать:
Иер.15:7 «Я развеваю их веялом за ворота земли; лишаю их детей, гублю народ Мой; но они… (Послушайте!!!) не возвращаются с путей своих».
Нет реального обращения с путей зла на пути добра – это и есть самый короткий путь добраться до конца долготерпения Божья!
А потому, братья и сёстры, также как нам на этом месте в день хлебопреломления напоминают об огромной ответственности (вплоть до смерти!) за легкомысленное к нему отношение. Так же и я хочу сосредоточить ваше внимание на страшной ответственности такого обыденного для верующего шага, как покаяние.
Что мы делаем при покаянии? Мы говорим Богу, что виноваты перед ним в чём-то и обещаем этого больше не делать! И вот тут скрыта опасность! Опасность такая же реальная, как опасность беспечного отношения к причастию.
Еккл.5:3-5 «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни!!!
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом : «это — ошибка!» Для чего тебе , чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?»
И это не мудрствования Соломона, это почти дословное цитирование Закона:
Втор.23:21-23 «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха.
Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими».
Не подобно ли добровольному приношению Господу наше покаяние и обещание больше не грешить? Отсюда и подобная ответственность за это!
Заключение.
Мы сегодня поразмышляли немного о важности плодов покаяния.
О том, что важнее произнесения слов «Господи прости», важнее слёз раскаяния – реальное обращение в жизни каявшегося человека от злых дел. А ещё важнее видимые результаты покаяния – я покаялся в грехе перед Богом – и больше его в моей жизни уже нет!
Я обещал Богу добрую совесть – и она остаётся доброй на протяжении всей моей жизни.
Я поверил в Бога – и результатом моей веры всегда будут реальные дела веры, за которые мне будет не стыдно перед Ним.
Аминь