Можно ли бороться со звуковой агрессией в XXI веке? Станет ли звуковая экология трендом? Мы поговорили об этом с заслуженным профессором НИУ ВШЭ, социологом Даниилом Александровым.
Содержание
- Кто больше шумит: латиноамериканцы или азиаты
- Вы пройдете через какофонию, поморщившись, и пойдете дальше
- Если вы видите дым из трубы соседа, значит, вы живете в перенаселенной местности
- Эволюция сморкания и плевания
- Звуковая цивилизованность, а не аудиальная грамотность
- Кто придумал эти будильники?
- Где мои наушники?
- Почему меня так раздражают громкие звуки?
- Что со мной не так?
- Скрытое в бессознательном
Кто больше шумит: латиноамериканцы или азиаты
– Можно ли оградить себя от навязчивого шума на улице?
– Фокус в том, что запретить шум в дневное время практически невозможно. Это лучше всего доказала Америка: там много адвокатов и хороший навык к судам. А судебные тяжбы способствуют формированию устойчивых правил, при которых люди не только решают за других, а выковывают ограничения, в которых готовы жить. Я требую, чтобы вы не шумели с 18 часов, а вы требуете, чтобы ваш рабочий день, когда вы чините мостовую, был длиннее, и мы договариваемся до 22 часов.
Так и во всем мире: как бы нам что-либо ни мешало под окнами и у соседей, ограничением становится только ночное время. Кроме того, есть ограничения по уровню звука. Если вы можете доказать, что звук, который вы слышите, больше определенного уровня децибел, рабочие должны прекратить шум. Это то, что называется звуковым загрязнением. В Америке вы можете позвонить по специальному муниципальному номеру в случае, если шумят соседи, не убирают мусор и так далее.
– Есть ли какие-то данные о том, кто звонит по этому телефону?
– Один из моих американских коллег Джоша Легеви сделал прекрасную работу, проанализировав жалобы, поступающие на этот номер в Нью-Йорке за определенный период времени. Он их обработал, посмотрев, откуда географически жалуются на шум, мусор и мелкие нарушения общественного порядка. Оказалось, что ни бедные, ни богатые районы, ни афроамериканцы, ни латиноамериканцы не являются источниками таких жалоб. Источниками являются стыки разных слоев населения: богатых с бедными, афроамериканцев с латиноамериканским или азиатским населением.
– У одних один уровень нормы, а у других – другой, так?
– Я думаю, что причина не в этом. Если у вас есть соседи, которых вы считаете «своими», их шум вы считаете приемлемым.
Вы относитесь к одному сообществу, и вы прощаете им нарушения. В крайнем случае, вы готовы пойти к ним и сказать: «Ребята, перестаньте!»
Но если у вас нет ощущения сообщества, то вы начинаете жаловаться третьему, независимому лицу. Это интересный результат, который показывает, что важен не уровень нарушения, а ощущение, что это делают чужие вам люди, с которыми вы не можете пойти на контакт.
– У нас примерно так же?
– Думаю, да. В доме, где я живу, есть кафе, там периодически проходят вечеринки. У нас дружеские отношения, и я могу иногда зайти на эту вечеринку. Если они включают музыку слишком громко, я могу спуститься вниз и сказать: «Милые мои, пожалуйста…» Кто меня знает, тот скажет, что пришел сосед и нужно выключить музыку. Потому что у нас хорошие отношения, и это важно. Если вы не можете решить вопрос по-соседски, то постепенно у вас возникает нервное раздражение именно потому, что вы чувствуете беспомощность. Людям очень неприятно чувствовать беспомощность в любом отношении.
Даниил Александров. Фото: Надежда Дроздова
– В случае с домом и кафе вы нашли компромисс. Но вот вы выходите из метро и сталкиваетесь с человеком, который произносит в громкоговоритель рекламу. Что с этим сделать? Ведь это раздражает.
– Людей раздражает не столько уровень шума, сколько впечатление от этого. Есть привычный шум: кто любит рок-музыку, тот спокойно относится к тому, что ее играют на улице. Я думаю, рок-музыка создана, чтобы немножко раздражать людей, раскачивать, может, ужесточать – но на концертах, а не на улицах. Есть лаунж-музыка, которая придумана для того, чтобы специально привести вас в хорошее, спокойное состояние. Как показали исследователи городского шума, нас больше всего раздражает отсутствие контроля над источником звука. Когда вы вставляете себе в уши наушники или включаете дома музыку, у вас есть полное ощущение контроля над источником звука, и это вас не беспокоит.
Вы пройдете через какофонию, поморщившись, и пойдете дальше
– Получается, что некоторые неприятные уличные звуки мы должны воспринимать просто как грозу или ураган: это есть и ничего с этим не сделать.
– Да, ведь транспорт должен ездить, дороги и дома должны чиниться. Магазины должны продавать свой товар и рекламировать его, кафе должны устраивать вечеринки для молодежи. Вы пройдете через какофонию, может, поморщившись, и покинете эту территорию. Один из великих урбанистов мира Уильям Уайт (William Whyte) писал: сколько бы люди ни сетовали, что их раздражают толпы, они живут в городе потому, что им нравятся толпы.
Нам нравится скопление людей, мы социальные существа.
Меня часто спрашивают, не раздражают ли меня летние гуляния под окнами моей квартиры? Я отвечаю, что это небольшая плата за счастье жить в центре живого города, который я люблю.
– Звук становится проблемой только для жителя мегаполиса?
– Звук всегда был проблемой для человечества. Например, страшный шум, издаваемый животными по ночам в африканской саванне, пугал людей до смерти. Тут другой критерий: с какого-то момента шум стал осознаваться как особенная проблема. Когда вы живете с противным запахом в квартире и к нему привыкли, вы его не ощущаете. Если вы привыкли к окружающему шуму, то он не сильно мешает вашей жизни, а к некоторому шуму нужно привыкнуть.
– Каким образом?
– Когда я вернулся в Ленинград из тихого сибирского Академгородка, то обнаружил, что просыпаюсь в пять утра, когда под окнами проходит первый трамвай. Это открытие меня не порадовало. Но постепенно я перестал замечать грохот трамваев. Другой пример: в одну из своих поездок за границу я в страшном холодном поту стал просыпаться ночью, не понимая, в чем причина. Спустя какое-то время я понял, что это начинает работать система отопления. Она автоматическая, и включается, когда становится холодно. Поэтому в четыре часа ночи горячая вода начинает идти по трубам с каким-то диким звуком, который быстро замолкал. В следующем месяце я уже спал спокойно.
Если звуки неожиданные и к ним нельзя привыкнуть, то они нас пугают. Мы пытаемся их понять. Я могу спать с открытым окном во время народных гуляний на Марсовом поле – не очень приятно, но засыпаю. Но если кто-то включает громкую музыку, это раздражает и будит меня.
Если вы видите дым из трубы соседа, значит, вы живете в перенаселенной местности
– Ситуация с шумом в старые времена была лучше, чем сейчас?
– Нет, гораздо хуже. В старом городе колеса грохотали об булыжник, кричали разносчики, люди непрерывно шумели. Особенно ощутимо это было в Средние века, в городах с узкими улицами. Добавьте сюда еще и запах. В средневековом немецком, французском или английском городе вас могли облить помоями из окна, навоз копился на улицах. Вплоть до конца XIX века во многих городах мира стояла невыносимая вонь от мусора, который не успевали убирать. Довольно поздно люди взялись за уборку.
– Кто впервые задумался о том, что людей нужно ограждать от обилия шума?
– По мнению историков, одной из первых стран, которую стал заботить шум на улицах, была Америка. Там был принят первый закон о шуме. Не потому, что они были самыми продвинутыми. А потому, что большая часть населения Америки жила на огромной территории, застроенной отдельными домами. Говорят, что культурный герой Америки Дэниел Бун перебирался на новое место, если видел дым из трубы соседа, считая, что эта местность становится перенаселенной.
Эффект собирания людей в городах привел к повышенной чувствительности. Если вы живете в условиях, когда не видите даже дыма из трубы вашего соседа, то вас не беспокоит ни его шум, ни его нравы или его какая-то особенная жестокость. Когда шум, крик, вонь, жестокость врывается в ваше пространство, у вас повышается чувствительность.
Постепенно развивается законодательство, ограничивающее шум. В американских периодических изданиях 1900-30 годов много об этом писали, вроде такого пассажа: «Когда, наконец, мы поймем, что никто не имеет права кидать в нас шум, как и кидать камни в наш дом». Или другой пример: «Люди не смеют войти в чужой дом или пытаться в него заглянуть, но владелец дома не имеет никакой возможности остановить их от того, что они наполняли его дом шумом, раздирающим его нервы».
Эволюция сморкания и плевания
– Какие ученые изучали отношение человека к шуму?
– Шум, производимый людьми в общественном пространстве, – это последняя граница, которую пытается преодолеть цивилизация. Великий социолог Норберт Элиас своим трудом «О процессе цивилизации» произвел колоссальное впечатление в науке. Первый том книги посвящен пониманию того, что такое процесс цивилизации. Элиас занимался исторической социологией и, читая книги об этикете Средневековья, обнаружил удивительную вещь. В одну эпоху людям объясняли, что объеденную кость надо бросать не обратно в блюдо с мясом, а под стол, что сморкаться нужно рукой под стол, а не с помощью скатерти. А, скажем, двести лет спустя новые этикетные книги повествовали о том, что сморкаться нужно, отойдя в сторону, и кости под стол бросать нельзя, и плеваться под стол не надо. То есть исторически сначала приходилось учить людей минимальному: плеваться и сморкаться под ноги, кости кидать под стол, а только потом появились вилки, тарелки, салфетки. Позже оказалось, что плевать и сморкаться нельзя и в салфетки. Постепенно общество менялось и меняло отношение к естественным потребностям: сморканию, плеванию, поведению за едой и другим сторонам повседневной телесности.
И Элиас сделал выдающееся открытие: все правила этикета и правила цивильного поведения, включая правило дуэли и взаимного убийства, ограничивают телесную агрессию, и история показывает рост этих ограничений. Люди сдерживают свою телесную активность, которая могла бы вторгаться в зону телесной жизни другого человека. И это верно не только для Европы, о которой писал Элиас, но и для развития всех цивилизаций мира – вспомним этикет Японии.
– Шум и запах относится к зоне телесной активности?
– Конечно. Человечество развивается от взаимной агрессии к максимальному ограничению, невмешательству в телесное пространство и жизнь соседа. В 60-70-80-е годы мы увидели новый рубеж – распространение дезодорантов.
В общественном пространстве нельзя пахнуть, нужно стирать вещи. Это новое ограничение.
Одновременно с этим появляется идея, что запах духов должен быть тонким. Это не сильный запах одеколона, который чувствуется за километр и который призван, вообще-то, скрывать телесный запах, потому что в XIX веке в баню ходили раз в неделю. Сегодня должно быть все нежно, чтобы я чувствовал запах духов, лишь приблизившись к человеку. Только те, кому мы разрешаем войти в нашу зону телесной жизни, чувствуют этот запах.
Из всего того, что человек агрессивно может выделять в пространство, раздражая окружающих, остался только шум.
Звуковая цивилизованность, а не аудиальная грамотность
– Вы говорили, что к звукам важно привыкнуть. Есть такое понятие – «аудиальная грамотность», воспринимать и слышать звуки и шумы, которые издает город.
– Эту грамотность, как развлечение, желающие могут, конечно, развить. Но кому-то это не надо. Одни люди хотят различать лица прохожих и искать среди них знакомых, а другие – идут, будто вокруг никого. Так что это скорее пожелание. Хотите различать звуки города – прекрасно, не хотите – тоже хорошо.
Важно развивать звуковую цивилизованность в смысле Элиаса: давайте будем в кафе и других местах скопления людей, которые отдыхают или просто заняты своим делом, говорить негромко и не включать музыку. Ведь мы знаем, что за столом нельзя сморкаться и плевать, вот и кричать тоже не нужно. Главный критерий такой «цивилизационной грамотности» – чувствовать, как себя вести в разных ситуациях. Если вы на танцполе – танцуйте и подпевайте. Если в кафе или Эрмитаже – ведите себя соответственно этому месту. Это не значит, что вы всегда должны вести себя одинаково: скованно, будто проглотили аршин или наелись лимона. Вы должны обращать внимание не столько на звуки, сколько на реакцию людей вокруг себя на эти звуки, чтобы видеть, раздражаете вы кого-нибудь или нет.
– Еще одно новое понятие «саундскейп» – от английского «звук» и «пейзаж». Это комплексная картина звуков в определенном месте. В мегаполисе это особенно важно: найти жилье, которое соответствовало бы не только определенному уровню чистоты, экологии, транспортной доступности, но и уровню звука. Означает ли это, что звуковая экология станет новым трендом?
– Нет, не станет. Мне кажется, это вторично по отношению к массе других показателей. В конце концов, хорошие современные двойные рамы сильно ограждают вас от звука. Многие предпочтут квартиру с окнами на набережную, где ездят машины, чем с окнами во двор, где напротив стена, но тихо. Набережная Невы или вид во двор с помойкой? Большинство скажет: «Конечно, вид на Неву, а рамы я поставлю покрепче». Люди выбирают транспортную доступность, красивый вид, чистый воздух, но шумом они готовы пренебречь. Не потому что он не важен, а потому что есть вещи, которые более важны.
Жизнь в мегаполисе — это не только бешеный ритм существования и любой другой активности (за исключением потомственных прокрастинаторов — у них в любом месте своя, неспешная атмосфера), но и постоянное шумовое воздействие как днём, так и ночью. Ведь большие города никогда не спят.
Естественно такие условия городской жизни для человека приводят к стрессам и прочим неприятным вещам, поэтому от неблагоприятного воздействия громких и сильных городских звуков необходимо и принято защищаться. Любой профильный магазин сможет предоставить всё необходимое для этой цели: шумоизоляционные материалы, специальные стеклопакеты и многое другое, способное спасти даже тех, кто имеет несчастье проживать рядом с аэропортами, вокзалами, автострадами, «форумными» лавочками возле подъездов (радиус звукового поражения мал, но эффективен) и прочими шумными местами.
Однако все источники повышенного шумового воздействия обладают не только «поражающим» фактором. Любой школьник, познавший для себя мир физики, с лёгкостью вам докажет, что звук — это не только то, что мы слышим, но и волны, создающие колебания в пространстве, которые в свою очередь способны вырабатывать энергию (исключения составляют голоса и звуки в голове у тех, кто напрямую «подключился» к энергоинформационному потоку вселенной).
У некоторых пытливых умов после изучения городской действительности возник весьма интересный вопрос: «А можно ли сделать так, чтобы то, что мы слышим, не только нас раздражало и приводило к стрессам и предынфарктному состоянию, но и работало на благо?». Немного подумав над такой непростой задачей, пытливые умы современности пришли к выводу, что при должном подходе к изучаемой проблеме из этого «шумового ископаемого» можно получать энергию, и в весьма немалых масштабах, если брать в расчёт большие города. Каким образом? Всё гениальное просто, а в этом случае ещё и эффективно. Высотные здания, являющиеся неотъемлемой частью любого мегаполиса смогут стать автономными электростанциями, работающими на сильном городском шуме.
По заявлениям инноваторов, разрабатывающих сей проект, любое здание высотой около 100 метров и выше оснащается дополнительной модификацией в виде чувствительных «волосков», количество которых будет составлять приблизительно 84000 (это в отношении к 100-метровым зданиям. Соответственно с увеличением высоты растёт и число волосков). Так что не удивляйтесь, если в ближайшем будущем вы вдруг повстречаете «шерстяной» небоскрёб. Вместо удивления вам сразу станет понятно, что это именно электростанция, а не утеплитель для комфортабельной зимовки жильцов.
Здание, оснащённое такими звукоулавливающими приспособлениями, становится огромным генератором электроакустической энергии, так как каждый электрореактивный волосок содержит параметрический преобразователь с изменяемой частотой. Иными словами, 84000 мини-электростанций, объединённых в общую сеть и собирающих энергию с наиболее шумных сторон городской суеты. Схема весьма похожа на солнечные и ветровые электростанции, но экономит место, затраты на производство, а также придаёт зданию эксклюзивный вид.
Схема оснащения здания электрореактивными волосками
Как утверждают будущие создатели, энергия, производимая таким способом даже усилиями одного небоскрёба, сможет удовлетворить запросы на освещение городских улиц примерно на 10%, что весьма и весьма неплохо. А если учесть ещё и то, что при колебании не получается создавать вредные выбросы и загрязнять окружающую среду, то такой способ производства электроэнергии кажется перспективным и наиболее востребованным в современном мире. Кстати, 1 волосок-генератор способен производить до 0,21 Вт электроэнергии. В сумме это составляет 150 МВт·ч в год.
Но не небоскрёбом единым, как говорится. Никто же не мешает расположить такие устройства вблизи автомагистралей, на башнях аэропортов, вблизи промышленных предприятий и других, достаточно шумных объектов, коих в нашем современном и технологически развитом мире превеликое множество. Даже при самых скромных подсчётах и прогнозах такая система выработки энергии сможет обеспечивать энергией сам объект расположения волосков-генераторов.
Автомагистрали и электрореактивная колонна рядом (коллаж)
Как видно из вышесказанного, наука не стоит на месте и стремится не только к максимально эффективным способам получения электроэнергии, но и к всё более рациональному замещению технологий, наносящих вред планете и живым существам, на экологически чистые и безопасные.
Трезвон будильника больно бьет по голове, мое утро начинается именно с него. Звук раскаленной стрелой вонзается в мою голову. Нужно вставать.
Кто придумал эти будильники?
Кто придумал, что утром надо идти на работу или учебу? Подъем дается тяжело. Пытаясь прийти в себя, иду на кухню. Нужно приготовить завтрак. Включаю кофемолку и тостер, ставлю чайник. Кофемолка жужжит, но, к счастью, не долго, выстреливают хлебцы из тостера.
От чайника со свистком я давно избавилась, хотя польза от свистка все-таки была. Вся бытовая техника как будто придумана для того, чтобы изводить своим шумом, гул и рокот, издаваемый ею, вызывают раздражение и злость.
Город постепенно просыпается и диапазон звуков, доносящихся с улицы, становится все шире. Впереди мучительный рабочий день. Дорога на работу становится испытанием. Шум проезжающих мимо машин, резкие звуки клаксонов, вой сирен, тошнотворно громкие разговоры прохожих. Так и хочется заткнуть уши, убежать подальше, где нет этих больно режущих ухо звуков. Кажется, что от шума не спрятаться, не скрыться.
Где мои наушники?
Только в них и спасение от навязчивых шумов извне. На рабочем месте шумы имеют другой характер — монотонное непрерывное жужжание компьютера, системы кондиционирования воздуха и множество других неопределенных, но болезненных звуков. Тиканье часов вносит отдельный дискомфорт в рабочую обстановку. Но вопреки всему рабочий день заканчивается и близится вечер.
Вечер — предвкушение тишины. Тишина — она мое спасение, спасение моих ушей и утомившейся за день головы. Постепенно спадает градус звукового напряжения, мир вокруг успокаивается. Наступает желанное и такое необходимое спокойствие.
Почему меня так раздражают громкие звуки?
Неужели я не могу спокойно реагировать и не обращать внимания, на посторонние звуки, как другие люди?
Долгое время я пыталась понять, почему именно я так болезненно воспринимаю шум окружающего меня мира. Почему наушники превратились в ежедневную необходимость?
Что со мной не так?
В попытках избавиться от проблемы были перечитаны горы литературы, но тщетно. Консультации с психологами и следование их советам не принесло никакого результата. Советов много, а решения вопроса и реальной помощи нет.
Попытаться привыкнуть, слушать спокойную музыку, вспомнить что-то из детства, сменить обстановку, почитать мантры, успокоиться — у меня не получилось.
Мой каждый день был похож на звуковой ад до того момента, как я познакомилась с системно-векторной психологией Юрия Бурлана.
Скрытое в бессознательном
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, люди, испытывающие сильный дискомфорт и раздражение от звукового фона, у которых наблюдается повышенная чувствительность к звукам — обладатели звукового вектора.
Звуковой вектор задает своему обладателю особые свойства психики. От природы они наделены идеальным слухом и очень чутко реагируют на любой шум. Звуковикам дана природой способность к высшей степени сосредоточения и абстрактный интеллект, способный рождать новые идеи, познавая скрытое.
В тишине им легче сосредоточиться, но для человека с реализованными свойствами звукового вектора шум отнюдь не помеха. Все гениальные композиторы носители звукового вектора.
Но при неполной реализации звуковой вектор проявляет себя негативно, в том числе и болезненным слухом. Часто это неосознанные последствия детских психотравм и психосексуальных задержек развития.
«Режим тишины» необходим с рождения, это залог успешного развития ребенка со звуковым вектором. Громкие крики, особенно крик матери, травмирующе действуют на психику любого малыша. А сверхчувствительному слуху звуковичка причиняют невыносимую боль. Звуки снаружи становятся постоянным источником страдания. Именно от этой боли они прячутся за наушники.
Выйти из негативных состояний возможно, осознав свою природу с помощью системного мышления. На звуковика природой возложена глобальная задача — осознать скрытое. Реализуя свои врожденные свойства, человек со звуковым вектором включается в совсем другие отношения с окружающим миром вместе со всеми его шумами.
Понять, почему так происходит, найти причины своих реакций на окружающий мир и, наконец, избавиться от дискомфорта,можно уже на вступительных бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь и наслаждайтесь звуками окружающего мира.
Курочкина Елена
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Не могу его забыть
Как развить уверенность в себе, или Почему все женщины идеальны, кроме меня
У края бездны. Звуковая депрессия
В 2011 году Всемирная организация здравоохранения выпустила доклад, который гласил, что в одной лишь Западной Европе из-за шумового загрязнения каждый год теряется один миллион здоровых лет жизни. Согласно отчету, шум по своей сути раздражает людей и его воздействие на человеческие гормоны и нервную систему вызывает все больше беспокойства среди ученых.
Точно так же, как пищеварительная система страдает от сахара и калорий, от шумового загрязнения страдают мозг и нервная система.
Слуховая система постоянно анализирует акустическую информацию, включая нежелательные и отвлекающие звуки, которые фильтруются и интерпретируются различными мозговыми структурами», – утверждает Вольфганг Бабиш, исследователь, изучавший воздействие шума на мозг.
Фото: Unsplash
Постоянно включенная слуховая система нашего мозга создана для работы в естественной среде – никак не в какофонических городах и пригородах. Появляется все больше доказательств того, что шум способствует метаболическим расстройствам, таким как диабет, повышенное кровяное давление, сердечные заболевания.
Как может навредить шум? Громкие или неожиданные звуки могут активизировать симпатическую нервную систему и стимулировать увеличение стрессовых гормонов, таких как адреналин и кортизол. Со временем эта активизация и увеличение гормонов могут привести к повышению кровяного давления, вязкости крови и уровня сахара в крови.
Исследование, опубликованное в этом году Томасом Мюнцелем, профессором медицины в Медицинском центре Майнцского университета в Германии, обнаружило, что из-за шума увеличивается риск нерегулярного сердцебиения. В другом докладе 2018 года Мюнцель подробно рассказал о связи между громким шумом и сердечной недостаточностью – а также о негативном воздействии шума на сон и мышление. Он утверждает, что все, что громче 70 децибелов, может считаться нездоровым шумом, потому что этого достаточно, чтобы нарушить сон, а плохой сон является фактором риска для здоровья.
Фото: Unsplash
«Вы можете закрыть глаза, но не можете закрыть уши», – говорит Мюнцель. Во время сна внезапный или громкий шум может привести к значительному повышению кровяного давления, даже если сам человек не проснется.
Воздействие разных шумов на здоровье по большей части зависит от контекста и вашей чувствительности. «Люди могут привыкнуть к шуму. Человек, долго проживающий в большом городе, может не обращать внимание на гудение машин за окном, в то время как этот же звук может сводить человека родом из небольшого города с ума», – утверждает Бабиш.
Независимо от уровня децибелов, любой шум, который вас отвлекает или раздражает – будь это смех коллеги или лающая собака соседа – может активизировать вашу нервную систему и привести к плохим последствиям, включая рост риска психических заболеваний. «Чем сильнее вы раздражены, тем больше вероятность того, что вы переживете депрессию или тревогу», – добавляет Мюнцель.
Даже музыка может вызывать стресс, – считает Джоан Лоуи, доцент и директор Центра музыки и медицины имени Луи Армстронга. Музыка с быстрым ритмом может ускорить сердцебиение и дыхание. И хотя это может быть полезным во время упражнений, это не очень хорошо, когда вы за рулем автомобиля.
Фото: Unsplash
Маскировка или блокировка громких и раздражающих звуков поможет бороться с их негативными последствиями для здоровья. Наушники, в зависимости от ситуации, – неплохой вариант, утверждает Бабиш. То же касается и мягкой музыки или вентиляторов – все это может скрыть отвлекающий шум. Есть также доказательства того, что звуки природы – дождь, шелест листвы, морские волны – успокаивают нервную систему.
Полная тишина, однако, не должна быть вашей целью. «Отсутствие каких-либо звуков может также вызывать стресс», – говорит Мюнцель.
Пора обратить внимание на то, что жизнь стала слишком громкой. Возможно, стоит убавить шум.