САМИЗДАТ И ТАМИЗДАТ, НЕПОДЦЕНЗУРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Все произведения мировой литературы я делю на разрешенные и написанные без разрешения», – говорил Осип Мандельштам в «Четвертой прозе», и в этом смысле можно смело утверждать, что неподцензурная словесность веками развивалась бок о бок со словесностью, одобренной к широкому распространению. «Ворованным воздухом», который Мандельштам считал главным признаком творческой свободы в несвободном обществе, дышали и творцы апокрифов, и слагатели похабных сказок, и князь Курбский, и Александр Герцен, и – ближе уже к нашим дням – Анна Ахматова, никак не рассчитывавшая на публикацию, например, своего «Реквиема», но позволявшая курсировать спискам с этой поэмы в узком кругу доверенных, посвященных в тайну читателей.
Тем не менее как особое социокультурное явление самиздат и тамиздат возникли лишь на рубеже 1950-1960-х годов, когда за границей были опубликованы «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, произведения Александра Есенина-Вольпина, Владимира Тарсиса, Абрама Терца (Андрея Синявского), Николая Аржака (Юлия Даниэля), а по стране – в машинописных, репринтных и фотокопиях – стали ходить произведения, официально как бы не существовавшие, но – в некоторых случаях – смело могущие потягаться своей популярностью с продукцией издательств «Советский писатель» и «Молодая гвардия». Под маркой «самсебяиздата» (честь изобретения этого термина приписывают Николаю Глазкову) чего только не распространялось – от классических «Собачьего сердца» Михаила Булгакова и «Чевенгура» Андрея Платонова до «самопальных», как тогда выражались, переводов из Джеймса Джойса, Генри Миллера и Джеймса Хэдли Чейза, от не прошедших по тем или иным причинам в печать произведений вполне, казалось бы, благополучных членов Союза писателей СССР до неподцензурных журналов и альманахов, которым адресовали свое вдохновение литераторы, демонстративно отказавшиеся от какого бы то ни было сотрудничества с советской властью. «Любой ценой, с любыми искажениями увидеть свои тексты в печати – это было уже не для нас. Зачем? И так прочтут кому нужно», – рассказывает об опыте поколения «детей самиздата» Ольга Седакова. И действительно, именно пишущей машинке «Эрика», которая, – как пел Александр Галич, – «берет четыре копии», именно сам– и тамиздатским изданиям в первую очередь обязаны своей популярностью у читателей и Венедикт Ерофеев, и Иосиф Бродский, и Сергей Довлатов, и Геннадий Айги, и Саша Соколов, и Эдуард Лимонов, и иные многие.
Эта эпоха, растянувшаяся от «оттепели» до перестройки, ныне завершилась. «Ее концом, – пишет Дмитрий Кузьмин, – можно считать 1992–1994 годы, когда три самиздатских журнала – «Митин журнал”, «Вавилон” и «Сумерки” – не без структурных изменений перешли на типографский способ производства», а «происшедшая в России в начале 90-х легализация частного, приватного книгоиздания ‹…› сделала прежнее различие официально изданной печатной продукции и самиздата нерелевантным». Как, равным образом, с переезда редакции журнала «Континент» в Москву, с безуспешных попыток пересадить на постсоветскую почву издание и распространение «тамиздатских» журналов «Время и мы» Виктора Перельмана, «Стрелец» Александра Глезера, «Синтаксис» Марии Розановой нерелевантными стали и различия между публикациями, допустим, в Пензе и, предположим, в Лондоне. Что же касается стремления некоторых нынешних писателей (например, Дмитрия Галковского или автора романов-боевиков Владимира Угрюмова) маркировать издания своих книг как «самиздатские», то эта практика вызывает скорее конфузный эффект, приводя на ум старинный анекдот о ковбое Джо, который оттого и неуловим, что его никто не собирается ловить.
А вот весь практически необозримый массив текстов, за 30 лет прошедших сквозь сам– и тамиздат, стал ныне предметом академического изучения. И, разумеется, он подлежит оценке и переоценке, уже свободной от политической конъюнктуры, но, хочется верить, не чуждой чувству исторической благодарности. Будем помнить и о той роли, какую самиздат и тамиздат сыграли в раскрепощении российского общественного сознания, и о том, что, – говоря словами Ильи Кукулина, – именно «неподцензурная литература накопила огромный потенциал выработки самостоятельных, «одиночных”, но при этом эстетически проработанных и осмысленных мировидений….»
См. АНДЕГРАУНД; ЗАРУБЕЖНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ЦЕНЗУРА
Следующая глава >>
Содержание
- СТЫДНО! Письмо в Самиздат
- АВАНТЮРНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- ГЕЙ-ЛИТЕРАТУРА, ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ГОМОСЕКСУАЛИЗМА
- ЗАРУБЕЖНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, МЕЖДУНАРОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Литература
- Детская литература и литература русская
- II. Пролетарская литература или литература революции?
- Номинализм и литература: об автореференциальности, или как литература избежала молчания
- 3. Оттепель и тамиздат: Советская литература приходит на Запад
СТЫДНО! Письмо в Самиздат
СТЫДНО! Письмо в Самиздат Апрель 1979Тот вихрь недовольства, подозрений, обвинений, угроз, вымоганий, какой завертелся вокруг Русского Общественного Фонда, и главным образом в наименее бедствующей столице, — это наш позор. Никогда в прежней России дело милосердия, тогда
АВАНТЮРНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
АВАНТЮРНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА от франц. aventure – приключение, похождение .Терминологически нестрогое обозначение типа литературы, сюжеты которой, непременно отличаясь повышенной динамичностью и экспрессивностью, представляют собою череду
ГЕЙ-ЛИТЕРАТУРА, ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ГОМОСЕКСУАЛИЗМА
ГЕЙ-ЛИТЕРАТУРА, ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ГОМОСЕКСУАЛИЗМА от англ. gay – веселый, радостный, беспутный, нарядный, пестрый.Спор о том, существует ли особая гомосексуальная литература, рискует стать столь же вечным, как и выяснение вопроса, надо ли, скажем, женскую литературу
ЗАРУБЕЖНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, МЕЖДУНАРОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, МЕЖДУНАРОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Словарь Юрия Борева трактует словесную культуру русской эмиграции как абсолютно «уникальное явление в истории мировой литературы», а Александр Николюкин в «Литературной
Литература
Детская литература и литература русская
Детская литература и литература русская Много на свете литератур — и живущих, и ископаемых, но не знаю я другой литературы, которая бы подобно русской ставила вопросы «Что делать?» или «Кто виноват?» не только в повестку дня, но и в заглавия произведений. И именно на
II. Пролетарская литература или литература революции?
II. Пролетарская литература или литература революции? Чувствуя это, тов. Троцкий, в последней по счету своей статье об искусстве, внес в свои построения существенные поправки и ввел деление на искусство революционное и искусство социалистическое. Вот что он пишет:Сама
Номинализм и литература: об автореференциальности, или как литература избежала молчания
Номинализм и литература: об автореференциальности, или как литература избежала молчания Если, предельно схематизируя, поделить мнения, которые звучат в спорах о статусе литературного текста, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос: что говорит (или называет)
3. Оттепель и тамиздат: Советская литература приходит на Запад
3. Оттепель и тамиздат: Советская литература приходит на Запад Разительные изменения, произошедшие в Советском Союзе за годы правления Хрущева, привели к изменениям и в эмигрантской критике. С одной стороны, благодаря оттепели литературный процесс в СССР вновь оживился,
Электронный журнал современной литературы «Самиздат» при библиотеке Мошкова сменил домен из-за претензий Минюста. Об этом сообщил в своем блоге основатель проекта Максим Мошков.
Мошков заявил, что удалил весь контент, ранее размещавшийся на сайтах www.barbos111.narod.ru и http://www.zhurnal.lib.ru. Эти домены попали в список экстремистских материалов Минюста согласно решению Череповецкого городского суда Вологодской области от 13 апреля 2009 года.
«Без уточнения, что за материалы, кто их автор, есть ли они в данный момент на сайте, и что сейчас на ‘Самиздате’ 56000 авторских разделов и порядка 800,000 произведений оптом зачислены в ‘экстремисты’. Было бы просто смешно, кабы не провайдеры, которые, руководствуясь этим списком, начали перекрывать доступ к ‘Самиздату'», — написал Мошков. «Попытки разрулить эту ситуацию в неофициальном порядке к успеху не привели, по мнению знакомых юристов, юридические пути в данной ситуации перспектив не имеют», — добавил он.
В соответствующем решении Череповецкого суда уточняется, что признаки экстремизма обнаружены в материалах под авторством некоего Дунаева В.А. «Идеи автора предусматривают разделение социума на общности, выделенные по классовому признаку в сочетании с определенной долей ксенофобии и социальной демагогии. Выводами исследования определено, что информация, содержащаяся на указанных сайтах, содержит идеи ненависти, вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам принадлежности к определенной социальной группе, а также отчасти по признакам национальности», — говорится в тексте судебного решения.
В данный момент «Самиздат» доступен на новом домене samlib.ru. Существующая с 1994 года «Библиотека Максима Мошкова» (Lib.ru) является крупнейшей электронной библиотекой Рунета.
материалы Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. — М., 2004. — Т. 1. — С. 47-49.
7. Мильчин А. Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги : практ. рук. — М. : Логос, 2002. — 224 с.
8. Мароши В. В. Авторские и издательские жанровые номинации в современной эдиционной практике // Филологические аспекты книгоиздания. — Новосибирск, 2010. — С. 80-104.
9. Редакторская подготовка изданий / под общ. ред. С. Г. Антоновой. — М. : Логос, 2004. — 495 с.
10. Типология изданий. — М. : Кн. палата, 1990. — 231 с.
11. Фролов В. В. Книговедение. Естественнонаучная и техническая книга. — М. : МГУП, 2003. — 239 с.
12. Швецова-Водка Г. Н. Общая теория документа и книги : учеб. пособие. — М. : Рыбари ; Киев : Знання, 2009. — 487 с.
13. Картины русского мира: современный медиади-скурс. — Томск, 2011. — 287 с.
14. Лингвистические идеи В. А. Белошапковой и их воплощение в современной русистике. — Тюмень, 2010. -316 с.
15. Медиадискурс: новые явления и новые подходы. -Омск, 2010. — 262 с.
УДК 655.4/.5 ББК 76.17
СОВРЕМЕННЫЙ «САМИЗДАТ»: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
© Е. Н. Савенко, 2012
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15
Анализируется процесс трансформации самиздата. Проводится сравнительный анализ ключевых признаков, характеризующих самиздат советского и постсоветского периода. Формулируется определение, отражающее сущность современного понятия «самиздат».
Ключевые слова: самиздат, самодеятельная пресса, незарегистрированное издание, фанзин.
Key words: self-publishing, amateur press, an unregistered edition, fanzine.
Нелегальная литература, или так называемый самиздат, бытовала в России столетиями. Главной функцией самоиздания было преодоление установленных властными структурами ограничений на информацию. Единая трактовка понятия «самиздат» как уникального социокультурного явления советского периода отсутствует.
Например, Википедия характеризует самиздат как «способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов, как правило, машинописным, фотографическим или рукописными способами» .
Приведенное в Большом толковом словаре русского языка определение гласит, что самиздат -«нелегальное бесцензурное размножение литературных произведений» . В свою очередь автор трудов о социальной коммуникации А. В. Соколов трактует смысл этого термина следующим образом: «способ (система) нелегального (неформального) распространения рукописной литературы» .
Существует немало других точек зрения на определение сущности классического самиздата. Однако, несмотря на различные толкования, можно выделить общие ключевые характеристики указанного явления:
• неподцензурность — издание и распространение книжно-журнальной продукции в обход государственных органов надзора за печатью;
• самоиздание — изготовление и тиражирование печатной продукции кустарными способами (машинопись, гектограф, стеклограф и т. п.).
В результате коренных преобразований в начале 1990-х гг. государственная монополия на средства информации была ликвидирована. Наряду с официальной прессой в стране появилось огромное количество независимых, негосударственных изданий. Вместе с тем в постсоветской России существует и большое количество неофициальной, любительской печатной продукции, по-прежнему именуемой самиздатом.
Причины жизнеспособности и востребованности этого уникального явления — предмет от-
Е. Н. Савенко, 2012, Спецвыпуск, с. 98-100
дельного исследования, специальной публикации. В рамках же данной статьи попробуем разобраться, что представляет собой самиздат в бесцензурном обществе? Какие характеристики присущи этому новому социокультурному феномену?
Согласно новому законодательству в области массовой информации и книгоиздания, издательская деятельность в современной России носит не разрешительный, а регистрационный характер. Причем печатные издания с тиражом менее 1 тыс. экземпляров (экз.) регистрации не подлежат. Поэтому зачастую в качестве одного из основных критериев, характеризующих современный самиздат, выдвигается такой формальный признак, как малотиражность.
Например, иркутский журналист В. Скращук характеризует современный самиздат как «совокупность средств массовой информации, каждое из которых издается небольшим тиражом (до 1 тыс. экз.) одним человеком или группой лиц самостоятельно, без использования труда профессионалов при изготовлении макета» .
Однако подобное определение корректно лишь при условии соблюдения самиздателями существующего законодательства. Но, как свидетельствует практика, это характерно далеко не для всех создателей альтернативной прессы, многие из которых принадлежат к маргинальным слоям общества.
Некоторые самиздатели разными способами обходят закон: не указывают исходные данные своей печатной продукции, увеличивают реальный тираж издания путем последующей его допечатки. Другие же в силу своих идеологических взглядов сознательно не соблюдают действующее законодательство.
Пример тому — анархический самиздат постсоветского периода. В 1990-х гг. тиражи многих анархистских газет и журналов значительно превышали допустимые для незарегистрированных изданий пределы. Тираж, намного превосходящий 1 тыс. экз., имели следующие анархические издания: «Анархия», «Рабочий», «Черная звезда», «Черное знамя» . А тираж газеты питерских анархистов «Новый свет» в 1994-1995 гг. доходил до 15 тыс. экз. .
Со временем тиражи самиздатовской анархистской периодики сократились, однако произошло это не из-за усиления законопослушности ее создателей, а из-за материальных проблем. Но и в настоящее время в стране выходит несколько самодеятельных анархоизданий с солидным тиражом. Например, создатели журнала «Автоном», выпускаемого с 1995 г., намеренно превышают допустимый по закону тираж и печатают до 2 тыс. копий.
Нередки также случаи появления любительских музыкальных журналов, тиражи которых превышают 1 тыс. экз. Например, в Заринске во второй
половине 1990-х гг. выходила самодеятельная информационно-музыкальная газета «Новый день», тираж которой составлял 3 тыс. экз. . Имеются сведения о выходе в свет в 2004-2005 гг. трех выпусков любительского журнала «ИМХО», посвященного панк-хард музыке. Тираж издания составлял 2 тыс. экз. .
Уточнения требуют и другие критерии определения современного понятия «самиздат». Как ранее упоминалось, важным признаком указанной дефиниции являлся процесс изготовления (самоизготовление). Однако представление о том, что размножение самодеятельной, любительской литературы осуществляется исключительно кустарными технологиями печати устарело.
Сегодня любой автор может воспользоваться типографскими услугами и издать за личные средства свое произведение в оригинальном виде: без допечатной профессиональной подготовки. И многие этим активно пользуются. Упоминавшийся ранее журнал «Автоном», позиционирующий себя как «гламурный анархический самиздат», выходит в последние годы в типографском исполнении в глянцевой красно-белой обложке.
Типографским способом издаются в настоящее время и некоторые другие самодеятельные периодические издания: панк/хардкор фанзин1 «Имхо-панг», журналы фантастики «Шалтай-болтай» и «Конец эпохи», журнал футбольных фанатов «Русский
Обложки современных фанзинов
1 Фанзин — любительское периодическое или непериодическое издание (журнал, бюллетень, альманах и т. д.).
фан-вестник» и др. Внешне они выглядят как профессиональные издания, но создаются любителями и за их средства тиражируются на полиграфическом оборудовании.
Подводя итоги можно с уверенностью констатировать, что в постсоветской России самиздат заметно модифицировался. Под воздействием социально-политических преобразований и технического прогресса трансформировались его функции, эволюционировали технология изготовления и облик любительских изданий. Произошедшие изменения требуют выработки дефиниции, которая бы раскрывала сущность указанного явления в современных условиях.
На наш взгляд, новый самиздат — это незарегистрированные (в силу малых тиражей или несоблюдения установленных государством юридических процедур) печатные издания, выпущенные одним человеком или группой лиц в авторской редакции на собственные средства.
Литература
1. Самиздат // Википедия. — URL: http://ru.wikipedia. org/wiki (дата обращения: 22.06.2012).
2. Большой толковый словарь русского языка / ред. С. А. Кузнецов. — СПб. : Норинт, 2004. — С. 1142.
3. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб. : Изд-во Михайлова, 2002. — С. 431.
4. Иркутский самиздат: новая эра. — URL: http://irkutsk-zabvo.livejoumal.com/96725.html?#cutid1 (дата обращения: 25.06.2012).
5. Самиздат. Кое-что об истории анархических изданий. — URL: http://sau-m.org.ua/forum/9-254-1 (дата обращения: 23.08. 2012).
6. Рауш П. Анархическое движение Питера (19881996). — URL: http://blackspb.com/2012/03/117 (дата обращения: 23.08.2012).
7. Громилов А. Обзор заринского самиздата. — URL: http://www.redut.info/samizdat/ybych1/obzor (дата обращения: 3.07.2012).
УДК 002.2+655.4/.5 ББК 76.10+76.17
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
© С. Н. Лютов, 2012
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15
Анализируется кризисная ситуация в издательской отрасли и на книжном рынке, проблемы производства и распространения книжной продукции, а также книговедения. Рассматриваются региональные аспекты изучения книжной культуры.
Ключевые слова: книга, книжное дело, книговедение, книжная культура.
Key words: book, book deal, книговедение, book culture.
В последнее десятилетие наряду с проблемами, традиционно обсуждаемыми на книговедческих форумах и в печати, все большую тревогу вызывает кризисная ситуация в сфере книгопроизводства и книжной торговли. Развитие книжного дела в первом десятилетии XXI в. весьма противоречиво: от рекордных показателей до кризисных явлений, от оптимистичных прогнозов до выводов о непредсказуемости развития современного книгоиздания . Авторами отраслевого аналитического доклада высказано предположение, что в первом десятилетии XXI в. завершился период традиционного книгоиздания и книжникам
для выживания «предстоит не только решать текущие проблемы, но и ставить перед собой принципиально иные задачи» .
Ситуация на книжном рынке требует не только других подходов от специалистов-практиков книгоиздательской отрасли и книжной торговли, но и актуализирует новые задачи перед книговедением как наукой о книге и книжном деле. В XXI в. наука о книге вошла с грузом проблем, накапливавшихся десятилетиями. В конце прошлого столетия М. П. Ельников сделал ряд полезных обобщений о книжном деле. Прежде всего он относил книговедение к наукам, «которые, не обладая сис-
Самиздат – своеобразная советская практика неподконтрольного распространения кустарно выпускаемых литературных, публицистических, философских и др., каких угодно по жанру, но недоступных или мало доступных легально текстов.
Важнейший способ сопротивления идеологическому контролю и цензуре в послесталинский период советской истории. Наиболее распространенные технологии изготовления – машинопись, реже фотография, в некоторых случаях множительная техника, иногда подпольные типографии.
Термин введен в обращение поэтом Николаем Глазковым, надписывавшим свои рукописные сборники: Сам себя издат (ср. Политиздат и т.п.) – формула, сократившаяся до Самиздат: «сам сочиняю, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за это». Людмила Алексеева пишет: «В России почти всегда существовала более или менее жесткая цензура, и поэтому со времен Радищева запрещенные к публикации произведения ходили по рукам в списках. Но они лишь дополняли литературу и публицистику. Как массовое явление, как основное средство самопознания и самовыражения общества самиздат – явление уникальное»1.
Заметным социальным феноменом самиздат становится во второй половине 50-х, с началом «оттепели» и стихотворного бума, бывшего одной из главных примет изменения общественного климата после XX съезда. Первое время самиздат носил в целом неполитический характер, основной корпус текстов составляла художественная литература, в первую очередь стихи запрещенных и полузапрещенных, или просто давно не издававшихся авторов. Главный повод для самиздатовского выпуска произведения в 50-х – не столько его запретность, сколько дефицитность и актуальность. Поначалу в самиздате преобладали сочинения зарубежных авторов (например, культовый в ту пору Хэмингуей), и стихи неугодных советской власти поэтов (и классиков, таких как Гумилев, Мандельштам, Цветаева, и начинающих, как Иосиф Бродский). Особую группу составляли литературные антиутопии и собственно политические произведения («Новый класс» Милована Джиласа, «1984» и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «Мрак в полдень» («Слепящая тьма”) Артура Кестлера). Рядом с переводами и с перепечатками ранее изданного на русском, в самиздате появляется новая отечественная проза (с 1958 широкое хождение имел «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, впоследствии большую популярность имели книги Александра Солженицына, среди эмигрантов первенствовал Владимир Набоков). Создаются самиздатовские альманахи и журналы (один из первых – «Синтаксис» Александра Гинзбурга, 1959 — 1960). С особым вниманием были встречены материалы политических процессов – сделанные Фридой Вигдоровой записи суда над Иосифом Бродским, составленная Александром Гинзбургом и Юрием Галансковым Белая книга — сборник документов по делу Синявского-Даниэля.
Постепенно самиздат политизируется, в нем возрастает доля сочинений, непосредственно посвященных проблемам советской истории, обсуждению и критике советского общественного строя. Эти изменения были связаны с окончанием оттепели, усилением идеологического противостояния (как между властью и оппозиционно настроенной интеллигенцией, так и внутри последней) и оформлением во второй половине 60-х диссидентского движения. С последним связаны важнейшие события в истории самиздата эпохи застоя, в т.ч. многолетние периодические издания, крупнейшим и влиятельнейшим из которых был правозащитный бюллетень Хроника текущих событий (ХТС, 1968-1983).
Чтение, изготовление, распространение самиздата постепенно становится самой массовой формой инакомыслия, нарушающей монополию советского режима на распространение информации – и, соответственно, частым поводом для репрессий.
Несмотря на аресты распространителей и хранителей неподцензурных текстов, самиздат до середины 80-х оставался почти повсеместным и не поддающимся контролю властей явлением. Сложилась устойчивая самиздатовская культура, ставшая непременной составляющей быта широких кругов интеллигенции. И не только интеллигенции. У этой культуры были свои герои и ритуалы, фольклор и юмор:
«Ходил тогда в Москве анекдот о телефонном разговоре приятелей, обменивающихся самиздатом:
– Ты уже съел пирог, который тебе вчера дала моя жена?
– Съел.
– И жена твоя съела?
– Да.
– Ну, тогда передай его Мише – он тоже хочет его попробовать».2
В перестройку, с началом журнального бума и ослаблением цензуры в области «худлита» и социальных наук, поток традиционного самиздата мелеет, но возникает новый, всецело и откровенно политический самиздат – листовки и издания складывающихся политических партий и движений. Распад СССР и смена политического режима в 1991 привели к уменьшению выпуска и этой продукции.
Самиздат и связанный с ним тамиздат могли возникнуть только при авторитарном режиме, зорко следящим за распространением социально значимой информации, и были неотъемлемым атрибутом позднего советского общества.
В настоящее время в России самиздат в советском смысле не существует, т.к. отсутствует прямая и всеобъемлющая политическая цензура. Тем не менее, в некоторых общественных и субкультурных кругах этот термин используется для обозначения политических и художественных изданий, изготовляемых не типографским способом, распространяемых в обход обычных регистрационных процедур, коммерческих сетей и т.п.
1 Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. – М. Хельсинкская группа, 2006 – 384 с. – с. 210.
2 Там же, с. 215.
Дмитрий Ермольцев