Чем неприемлема и отвратительна нецензурная брань? Как от нее уберечь своих детей, когда ее слышишь на улице на каждом шагу, когда ругаются даже девушки? Как и почему вообще с нами случилась такая беда – повсеместное разлитие нецензурной брани?
Содержание
- Это грех Хама
- Нецензурная брань – это молитва к сатане
- Через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром
- События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м подтвердили связь матерщины и революций
- Человек, допускающий сквернословие, участвует в богохульстве
- Священник Димитрий Шишкин:
- Мы следим за своим сердцем, а что на счёт наших уст?
- Почему недопустимы ругательства в жизни христианина?
- Привычка сквернословить — зависимость
- Не воздавайте злом за зло и ругательством за ругательство
- В древней Иудее к предостережению против сквернословия относились очень серьезно
- Является ли мат грехом?
- INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Это грех Хама
Священник Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин:
– Нецензурная брань – это всегда показатель, кто же мы есть на самом деле. Потому что слово человека всегда изнутри идет и что в твоем сердце, то и в словах. Если ты сам свою душу превратил в грязное болото и расплескиваешь его посредством своих скверных слов, то не думай, что будешь счастлив. Потому что даже если окружить тебя всеми благами, ты всё равно самого себя в грязь погрузишь своей собственной речью. Разве же хочется в этой грязи барахтаться?
Что сказать тем, кто привык к нецензурщине? Ну, хотя бы так: «Неужели самое дорогое слово – слово «мама” – стало для вас низким, ругательным? Это ведь как проклятие самих себя, потому что неуважение к маме. Это грех Хама, который против него самого обернулся». Но если сквернослов в ответ смеется, хохочет, то потерял он лицо человеческое и вряд ли что-то удастся ему объяснить.
Привычка к нецензурной брани сходна с одержимостью. Матерщинник подчас не может совладать с собой, его изнутри подпирает, чтобы вставлять в речь эту грязь. Так темные духи стараются всё перепортить, осквернить, очернить, подбрасывают нашей душе искушения, которые губят нас. Так что выбирай сам, что ты хочешь: душу свою спасти или погубить.
Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему
Что касается детей, то важно понять: если они сохранили к тебе уважение, то сами будут видеть и чувствовать этот контраст: в семье никто не ругается, а вне семьи ругань – это то, что за пределами нормального человеческого общения. Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему, так же, как нет смысла подражать какой-нибудь болезни или одержимости.
Сквернословие – болезнь души, и эта болезнь уходит, когда человек приобщается Источнику чистоты – Богу. Тогда душа более тонко улавливает, что ей самой плохо от всякой скверны и нечистоты. А подлинное благородство, высота души и ее достоинство выражаются прежде всего в чистой речи.
Нецензурная брань – это молитва к сатане
Священник Лев Аршакян
Священник Лев Аршакян:
– Нецензурная брань – это, если говорить коротко, молитва к сатане, по большому счету. Она – венец той злобы, которая прячется в нашем сердце и выплескивается оттуда. Это очень сильно вредит тому, кто оскверняет себя этой демонической злобой и извергает ее из себя в виде нецензурной брани.
Правда, меня заставляет проявлять некоторую осторожность по отношению к нецензурным словам то, что к ним иногда прибегал старец Павел (Груздев). Видимо, тут решающим является то, что творится внутри человека. У него, конечно же, внутри был мир. Эти слова он, возможно, подхватил в лагерях, но они у него не шли как выражение злобы. Может, кому-то они были полезны как способ смирения.
Но это отдельный случай. Мы не можем примерять на себя опыт старцев. Нам, мирянам, простым людям, важно понимать, что это хула на Божию Матерь, на все святое, что это молитва бесам. Это сильно разрушает здоровье – и душевное, и телесное. Это рвет наши отношения с Богом и призывает к нам бесов, которые питаются нашими грехами. Человек все больше и больше порабощается ими, что может привести к очень плачевным последствиям.
Через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром
Священник Александр Дьяченко
Священник Александр Дьяченко:
– Мне нецензурная брань отвратительна. Я уже рассказывал, что вырос в армейской среде, где бранятся практически все. Потому и для меня матерщина когда-то была естественна. И только потом, два десятилетия спустя, мне удалось избавиться от этого темного морока. Но сколько труда пришлось для этого приложить!
За годы служения у Престола я на собственном опыте убедился, что через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром. Ругаются практически все, может, кроме верующих. Люди сроднились с матом и даже не замечают, как темное начало обуздало их душу. Об этом и мой рассказ «Язык мой – друг мой?», опубликованный на сайте «Православие.ru».
Из последних наблюдений. 8 июля, накануне нашего престольного праздника, вечером после всенощной отправляюсь на хлебокомбинат за пирогами для завтрашнего стола. На проходной пожилая вахтерша, услышав, что ей нужно открыть ворота, потому как приехали из храма за пирогами, рассмеявшись, отпустила хлесткую матерную шутку, смысл которой: «Да никогда»!
Загрузившись, прежде чем отъехать, я поздравил женщин с наступающим праздником и в двух словах рассказал им о Тихвинской иконе Божией Матери, и бабушка расплакалась. Оказывается, в этот день шесть лет назад трагически погиб ее сын.
Как уберечь детей от матерщины? Не ругаться самим и не позволять никому материться в разговоре с тобой. Объяснять детям пагубность этого действа.
Когда-то матерились только самые низшие, необразованные слои российского общества. В армии офицеры никогда не матерились между собой, хотя в общении с солдатами, особенно распекая подчиненных, командир мог и «загнуть», но перед этим произносил обязательную фразу: «Касается всех, кроме господ офицеров и вольноопределяющихся»!
После Октябрьской социалистической революции к власти пришли те, для кого мат был нормой жизни. Они расправились с аристократами, уничтожили священников и дворян, изгнали университетскую профессуру. И общество стало таким, каким стало.
Что требовать от молодых девчонок, если уважаемый профессор и популяризатор науки Татьяна Черниговская считает мат лишь дополнительным средством коммуникации и не видит в его тотальном распространении ничего дурного?!
Как противостоять этому явлению? Только профилактикой и кропотливой повсеместной разъяснительной работой, начиная с творческой богемы, больших чиновников и даже профессоров. Только бы очень хотелось, чтобы те, от кого это зависит, не ограничиваясь пустыми декларациями, сами являлись бы для всех примером.
События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м подтвердили связь матерщины и революций
Протоиерей Владимир Седов
Протоиерей Владимир Седов:
– Сквернословие бывает разное, иногда бывает как в известной шутке: это они не ругаются, они так разговаривают. Это явление больше социальное и культурное, мода в обществе на распущенность и вседозволенность, и люди, в особенности молодежь, легко этому поддаются. Конечно, хорошего в этом ничего нет, слова имеют свою силу, но так же, как мы часто молимся механически и от такой молитвы наша жизнь мало меняется, возможно и «привычное» сквернословие, которое, как наружная грязь, не проникает в глубину души.
Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать
Вот когда мы ругаемся «в сердцах», это уже как сердечная молитва, только не к Богу обращенная, а к злым силам, и воздействие ее на душу соответствующее: пускаем в душу бесов, и они там всё загаживают, разрушают и опустошают. А мы это чувствуем после припадков гнева. Бороться с этим злом надо, взращивая в душе страх Божий и мысль о Его вездесущии. Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать. Тогда и дети наши, видя перед собой добрый пример, ему последуют.
И надо, чтобы заработали законы, запрещающие сквернословие, ведь смогли же у нас достаточно быстро искоренить курение в общественных местах. Надо всем благоразумным людям желать и содействовать укреплению государственной власти и органов правопорядка. Совершенно очевидна взаимосвязь и последовательность событий: «мирные» демонстрации – переворот – грязь на улицах, цигарка в зубах и матерщина. События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м дали тому наглядную иллюстрацию.
Человек, допускающий сквернословие, участвует в богохульстве
Священник Димитрий Шишкин
Священник Димитрий Шишкин:
– Господь наш Иисус Христос по Божеству Своему – вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Слово. Им сотворен весь мир. Слово – это не только звук, но и мысль, а если мы говорим о Господе, то это Божественная мысль. И в человеке дар слова – это дар Божественный, одно из проявлений образа Божия в человеке. Естественно, этот дар благодатный, он дан нам для благовествования. И если мы этот дар оскверняем в себе, то согрешаем против Бога и против своего призвания быть причастниками Божеского естества. Это грех совсем не малый, как кажется иногда. Вспомним, как Сам Господь говорил, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном суде (см.: Мф. 12: 36). А что же говорить о сквернословии?! Вот почему и апостол Павел напоминает нам: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29).
Дар слова – одно из проявлений образа Божия в человеке. И если мы этот дар оскверняем, то согрешаем против Бога
Сквернословие – это прямое следствие сочетания человеческой души с духами тьмы поднебесными, которые стремятся осквернить в человеке всё, что в нем есть Божественного. Мнят таким образом посмеяться над Богом. Конечно, Бог поругаем не бывает, но человек, допускающий сквернословие, должен отдавать себе отчет в том, что он участвует таким образом в богохульстве и если не остановится, то плоды такого поведения будут исполнены горечи и многих скорбей для самого человека.
Как мы можем уберечь от этой скверны своих детей? Ну, прежде всего ни под каким предлогом не допускать сквернословие в семье. Это послужит добрым примером и положит доброе основание для поведения наших детей в будущем. Кроме того, в семье, где вся жизнь строится православно, не только в формальном, но и в духовном, нравственном отношении, у ребенка естественным образом сформируется правильное отношение к дару слова и дару речи как к дару Божественному.
Конечно, на улице и в обществе на современного ребенка льются потоки словесной скверны. Но, во-первых, при правильном настроении всякий человек (и юный) может избегать мест, где сквернословие бытует как норма общения. Больше того, можно сказать, что обилие сквернословия есть верный индикатор того, что от этого места и от такого сообщества лучше держаться подальше.
Когда при вас бранятся, повторяйте про себя Иисусову молитву и помолитесь о том, кто одержим страстью сквернословия
Ну, а во-вторых, надо понимать, что мир действительно лежит во зле, и не смущаться, не унывать, не отчаиваться от многообразного проявления зла, а только учить наших детей, чтобы они, по слову Псалмопевца, «уклонялись от зла» и «творили благо», то есть, избегая нечистых компаний, сами старались употреблять Божественный дар слова для благовествования. Если же случится где невольно быть свидетелем площадной брани и не будет возможности покинуть это место, то нужно просто молиться про себя, то есть молча, повторяя, например, Иисусову молитву и от души молясь о просвещении человека, одержимого страстью сквернословия. Таким образом избежим греха осуждения и ум свой сохраним от осквернения.
Ну а если говорить о причинах массового растления и распущенности (в том числе и в речи) в наше время, то они очевидны: крайнее ослабление веры в народе. Веры не номинальной и формальной, а деятельной и созидательной, тесно связанной с жизнью по заповедям Христовым. И лучшее, что мы с вами можем сделать для изменения положения, это самим жить благочестиво.
- Shares
Считается, что красивая речь свидетельствует о высоком уровне образованности человека. А как речь может свидетельствовать о том, что человек – христианин?
Ругательства проникли во многие сферы жизни, и услышать их можно даже из уст христиан.
Какие последствия это несет за собой, чем опасно сквернословие и стоит ли избавиться от ругательств в собственной речи? Мы собрали мнения служителей.
Мы следим за своим сердцем, а что на счёт наших уст?
Билли Грэм, всемирно известный проповедник и евангелист:
Многие христиане сегодня отказываются от того, чтобы из их уст лился поток грязных и отвратительных слов, в то время как другие говорят, что их слова не имеют такого уж большого значения… Прискорбно, но наше общество за последние 50 лет изменилось — похоже, что уже невозможно прочитать популярную книгу или посмотреть телепередачу, или фильм, не услышав вульгарную и ненормативную речь.
Почему недопустимы ругательства в жизни христианина?
Пастор Анатолий Райн отвечает на вопрос:
Привычка сквернословить — зависимость
Протоиерей Павел Гумеров, автор и публицист, выступает с лекциями, проводит семинары и беседы на темы семьи и брака, нравственного богословия:
Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол, творя грех, раб есть греха. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить.
Язык, речь — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена. Брань бывает двух видов: аффективная, то есть в минуту гнева, раздражения, и просто, что называется, для связки слов. К последней люди так привыкают, что не могут без нее обойтись. Даже от слов-паразитов («так сказать», «короче», «ну» и т.д.) очень трудно бывает избавиться, тем более — от нецензурной лексики, которой восполняется общая бедность словаря и кругозора.
Но как же, скажете вы, по телевидению мы сейчас часто слышим матерные слова? Не все, что на TV, правильно и хорошо. То, что показывают, нужно обязательно фильтровать. Современное телевидение коммерческое, и ничего случайного там показывать не будут. Это либо реклама (явная или скрытая), либо проплаченный заказ. Голова нам дана не только чтобы втыкать в уши MP-3 плеер, но, и чтобы думать, анализировать, а не слепо за кем-то идти. Зачем нам нужно плясать под дудку тех, кто хочет, чтобы мы превратились в тупое, обкуренное стадо баранов, жующих жвачку попсы?
Не воздавайте злом за зло и ругательством за ругательство
Рик Реннер, старший пастор московской церкви ХВЕ «Благая весть»:
В древней Иудее к предостережению против сквернословия относились очень серьезно
Ирина Хаджебиекова, заместитель главного редактора «Христианская газета»:
Матерный русский язык составляет около сотни слов, в активном же словарном запасе находятся приблизительно 20-30 слов. Но часто люди используют заменители матов (блин, ё-моё, ёлки-палки, фигня и многие др.) Печально, что такие выражения нередко можно слышать и от христиан. Зачем же произносить то, что в сущности своей – мат, просто облаченный в более приемлемую, но созвучную с оригиналом форму? Почему же сегодня столь сильно в человеке желание так или иначе употреблять матерные слова?
Сложившуюся ситуацию объяснил руководитель Петербургского амбулаторно-консультационного центра «Воскресение» кандидат педагогических наук А. Мороз: «Причина широкой распространенности мата в России – общее отпадение народа от Бога, бездуховность людей и даже определенная демоническая увлеченность нашего народа. Это результат воздействия СМИ, которые направляют людей к гедонистическому образу жизни, всячески рекламируют похоти и страсти, и человек, который живет страстями, постепенно начинает выражать свои мысли соответствующим языком».
Богу по-настоящему противно, когда мы, пусть бессознательно, но все же произносим слова-заклинания бесов! Вот почему в древней Иудее к предостережению против сквернословия относились настолько серьезно, что даже по сей день в еврейских семьях нельзя услышать грязную ругань.
Принципы благословения и проклятия, освещенные в Библии, можно подытожить таким образом: ты сам своими действиями или бездействием выбираешь, быть тебе под благословением Божьим или нести на себе проклятье. И важно помнить еще одну истину, подчеркнутую в Библии: благословение и проклятие имеют свойства наследоваться. То, что ты наговорил, придется расхлебывать не только тебе, но и твоим детям. Поэтому: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Прит.13:3).
Вячеслав Боровских, психотерапевт, президент некоммерческой организации «Фонд эффективного народосбережения».
Является ли мат грехом?
Виталий Колесник, ресурс «Твоя Библия. Ответы на вопросы»:
В отношениях между людьми, в их общении, тоже есть эталон — это Слово Божье, которое явил в действии Иисус Христос. В Писании говорится:
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29).
«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших»(Кол.3:8).
«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5:4).
Все-таки в мире есть некоторое понятие о классической речи. Есть авторы, которых мы признаем классиками.
В одном из псалмов Давид выражает свою радость следующими словами:
Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе.
Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего (Пс.137:1,2).
А теперь попробуйте мысленно представить это славословие с матерными словами. Как Вы думаете, Господу было бы приятно такое восхваление? Иисус Христос никогда не говорил гнилого слова. А то, что человек выражает радость матерными словами, скорей не показатель силы его радости, а показатель маленького словарного запаса и низкой культуры образования.
Господь через Соломона говорит: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» (Пр.25:11)
Денис Грибовод, служитель церкви «Благодать» в Киеве, говорит о сквернословии.
- Shares
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Отвечает иеромонах Петр (Бородулин)
Андрей, видимо, у Вас не получится перевоспитать своих коллег по работе. Невозможно отучить человека сквернословить, пока он сам этого не захочет, пока не поймет, что это плохо. Обычно работа — это не то место, где можно повлиять на людей и изменить манеру их поведения, если Вы не являетесь руководителем или начальником.
А спровоцировать другого человека начать материться Вам назло очень даже легко. Некоторые из Ваших коллег могут посчитать, что Ваша неприязненная реакция на мат — это слабость, и могут использовать сквернословие как оружие против Вас, если захотят, например, посмеяться над Вами или вывести из себя.
Что делать? Есть ситуации, которые мы не в состоянии исправить. И эта — одна из таких. Вам нужно научиться пропускать сквернословие «мимо ушей», не обращать на него внимания.
Во-первых, необходимо смириться с неизбежностью слышать сквернословие на работе. Вы должны допустить этому быть на работе. Исключением здесь является сквернословие в присутствии женщин и детей: это вещь абсолютно недопустимая, с которой нельзя ни в коем случае мириться и необходимо сразу же и решительно пресекать.
Во-вторых, необходимо выработать правильное отношение к сквернословию. Однажды с одним современным нам старцем произошла такая история. Как-то раз к нему пришел посетитель, человек грубый, привыкший сквернословить, и у них со старцем завязался разговор. Келейник старца, будучи не в силах выслушивать бранные слова посетителя, вышел из комнаты, где происходила беседа. Когда посетитель ушел, келейник вернулся и спросил старца:
— Отче, прости меня, почему ты его не остановил?
— А в чем дело?
— Да ведь он так ругался!
— Да?! А я ничего не слышал…
Смысл истории — следующий: человек, живущий внимательной духовной жизнью, не допускающий сквернословия не только в словах, но и в помыслах, действительно может и в этом мире, лежащем во зле, оставаться чистым: слыша не слышать того, что не касается его и сути разговора.
Если Вам это окажется не по силам сразу, тогда попробуйте отгородиться, выстроить заслон вокруг себя, отвлечь себя от сквернословия, чем-нибудь вытеснить его из сознания: подумайте о чем-то другом, перебейте скверную брань размышлениями внутри себя о чем-то важном, актуальном для Вас. А еще лучше — занять внимание молитвой: читать псалмы, молитву Честному Кресту, Иисусову молитву. Естественно, это потребует от Вас определенного духовного напряжения.
Попробую поделиться личным отношением к сквернословию. Я мирюсь со сквернословием, как с одной из реалий окружающей меня действительности. И исключить эту реалию из окружающего меня мира я, к сожалению, просто не в состоянии, как бы я этого ни хотел. Но для себя я считаю его абсолютно недопустимым, и никогда не буду употреблять скверные слова. Сквернословие — это грех, а с грехом нужно бороться, и начать борьбу, прежде всего, нужно с самого себя — не допускать сквернословия не только в словах, но и даже в мыслях. И, даст Бог, видя добрый пример, и другие люди задумаются и постепенно начнут исправляться.
Еще раз подчеркну: в вопросе описана конкретная ситуация, когда нет других способов пресечь сквернословие, а личные увещевания не помогают, а вызывают лишь раздражение.
Тревожитесь о том, что ребёнок может приехать из лагеря с дополнительным багажом из тщательно скрываемых вами неприличных слов? Боитесь, что ребёнок узнает, что такое мат и, того хуже, начнёт его употреблять в лексике?
Давайте разберёмся для начала что же такое «мат» и как с ним бороться. В Российском законодательстве нет легального определения этому понятию, однако существует закон, который предполагает административное наказание за данный вид нарушения. И регламентируется это статьёй 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство. Наказание за такой проступок — либо денежное взыскание — административный штраф в сумме от 500 до 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток. Административная ответственность наступает с 16 лет, так что и старшим отрядам не помешает знать о том, что теперь материться это не только «круто» но и наказуемо.
А если ребёнок младше 16 лет? С него, конечно, штраф не возьмёшь да и само понятие административный кодекс для него вещь непонятная. Зато детям вполне понятно, что оказавшись в ситуации самостоятельности, они вполне могут попробовать такой вид запрета, как бранные слова. От одного «наученного» мату ребенка нецензурная лексика может распространиться и по всему отряду. А далее, если у детей ещё не сложилась речевая культура, они привезут со своих каникул не очень приятный для родителей презент.
Сейчас в лагерях борьба с нецензурной лексикой уже идет полным ходом, но, как бы вожатые и руководство не стремились огородить детей от такого «недуга», всё равно ребенок не застрахован от влияния своих «испорченных» матом сверстников, а такие всегда есть. Именно поэтому в лагере, в месте, где должна царить атмосфера детства, праздника и радости, особенно важно не упустить момент и предотвратить опасность.
Вот здесь в ход идут всевозможные психолого-педагогические приёмы, на которые только способны работники детских лагерей. Что они только не выдумывают:
— заменяют все непристойные слова позитивными и общественно одобряемыми;
— за каждое оскорбительное слово дети читают стихи наизусть или учат новые;
— назначают оплату из конфет/мелочи/идей и т.п.;
— ведут разъяснительные беседы, о том, что такое мат, откуда он взялся и почему издревле порицался, что материться – это признак плохого воспитания и матерятся только самые отсталые слои населения;
— делают полный запрет на всяческие нарушения, прописывая это во внутренних правилах пребывания с наказанием вплоть до отчисления из лагеря;
— собирают с детей объяснительные, причём не только стандартные, но и такие, в которых подробно описывается в какой ситуации слово было употреблено, что оно означает и каким другим словом можно было бы его заменить.
Всё это в равной степени может иметь как положительный эффект, так и нулевой.
Детский лагерь – явление временное, также как и временный детский коллектив, в котором он находится 3 недели, а то и меньше. Да, эти дни могут круто поменять жизнь ребёнка, подарив новые знакомства, мечты, возможно помочь с выбором профессии или дав ориентир на будущее. Однако эти изменения происходят на подготовленной родителями, школой и постоянным окружением базе: если ребёнок приезжает в лагерь с сильной привязкой к дому и родителям, то не один, даже самый опытный вожатый не сможет сделать так, чтобы ребёнок не скучал по дому. Тоже самое и с лексикой: если ребёнок вырос в семье, где мат – это норма, то сложно ему объяснить в лагере, что другие дети могут не знать таких слов.
А если он приехал домой с «новыми знаниями», которые недопустимы в семье этого ребёнка, скорее всего хватит пары дней, чтобы ребёнок перестал их употреблять. Если же всё-таки ваш малыш пополнил свой словарный запас нецензурными выражениями, не впадайте в истерику, не ругайте ребенка за то, что он нашел в лагере себе плохих друзей и не ставьте крест на дальнейших поездках. Рано или поздно он все равно познакомился бы с этой частью русского языка. Рассматривайте ситуацию как очередной этап взросления. Ваш ребенок приобрел важный жизненный опыт. Теперь, столкнувшись с хамством и сквернословием в обычной жизни ребёнок, как минимум, не растеряется и не испугается, а сумеет осадить наглеца.
В завершение, несколько советов:
- Будьте сами примером для своего ребёнка, как в речи, так и в поступках.
- Отправляя ребёнка в лагерь, предупредите, что дети могут быть разные и только ему выбирать, с кем дружить, кого слушать и у кого учиться.
- Если же всё-таки непоправимое произошло, объясните ребёнку, что материться – это всё равно что справлять нужду в общественном месте: неприлично, неприятно и для нормального человека недопустимо. И если так делают другие люди – значит им этого не объяснили и они, несчастные, живут в неведении и не понимают, что творят.
- Если ребёнок стал ругаться систематически и эмоционально, обязательно попытайтесь выяснить, что у вашего ребёнка на душе, из-за чего он волнуется и переживает, что могло послужить причиной для стресса, и постарайтесь ему помочь справиться с этим.
Нужно быть готовым к тому, что в детском лагере ребёнок получит разнообразный опыт. Поэтому прежде чем делать выводы о работе конкретного лагеря, нужно разобраться в сложившейся ситуации, выслушать мнения всех сторон и доверительно относиться к тем, кто на эти 3 недели ближе к вашему ребёнку, ведь именно эти люди могут дать ему больше, чем все учителя и тренеры за год. А согласитесь, что лучше космонавт, который при выходе на орбиту вдруг скажет не «какая красота», а по-другому, чем ничего не добившийся, безработный интеллигент.
контент-редактор #LIFE_INCAMP
13 лет в сфере отдыха и оздоровления, знание сферы изнутри: от вожатого до заместителя директора.
Опыт работы в лагерях на Байкале, в р-ке Саха (Якутия), Новосибирской области. Ведение курсов подготовки вожатых, режиссура, организация массовых мероприятий.