Одна из задач духовно-нравственного развития детей в школьном образовании – пробуждение интереса к музыкальному искусству и формирование музыкальной культуры, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Отвечает за достижение этой цели учитель музыки.
Содержание
Профессиональные качества учителя музыки
Специалисту нужно обладать подготовкой в области истории и элементарной теории музыки, теории и методики ее преподавания, основ хорового и вокального искусства, дирижирования, анализа музыкальных произведений, основ авторского мастерства. Учитель музыки в школе должен уметь:
- использовать разные методы и приемы обучения музыке;
- задействовать для знакомства детей с музыкальными произведениями разные каналы – не только исполнять или включать музыку, но и иллюстрировать ее с помощью изображений, движений и т. д.;
- организовывать практические занятия по обучению детей разным формам вокального исполнительства;
- организовывать практические занятия по музицированию с применением разных музыкальных инструментов, аудиотехники;
- объяснять учащимся музыкальные образы, проецируя их на жизненный опыт;
- организовывать экспериментально-исследовательскую, проектную, творческую деятельность детей на уроках и во внеурочной деятельности – проводить музыкальные конкурсы, фестивали, праздники и другие мероприятия;
- использовать в работе компьютерные инструменты, включая транспонирование мелодий, конвертирование музыки и видео, изменение темпа музыкального произведения и т. д.;
- следить за последними открытиями и новостями в области музыки и знакомить с ними детей;
- владеть музыкальным инструментом.
Также учитель музыки должен выполнять все общие требования к педагогам, установленные профессиональным стандартом работников образования и ФГОС.
Должностные обязанности учителя музыки
Трудовые инструкции для педагогических работников разрабатываются с учетом ФГОС соответствующей ступени образования и других нормативных документов. Как и любой другой педагог, учитель музыки в школе должен обучать детей с учетом их психофизиологических особенностей, участвовать в разработке образовательных программ, проведении методических и педагогических советов, организации массовых мероприятий, взаимодействовать с родителями и заменяющими их лицами, обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников, пожарную безопасность. К специфическим обязанностям специалиста относят:
- развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы учащихся, поощрение их творческой деятельности;
- формирование у детей эстетического вкуса через знакомство с музыкальной культурой;
- определение содержания музыкальных занятий с учетом подготовленности, возраста, индивидуальных особенностей учащихся;
- проведение музыкальных уроков и внеурочных занятий с использованием современных форм и способов обучения, образовательных и музыкальных технологий, достижений отечественной и мировой музыкальной культуры, современных методов оценки достижений учащихся;
- координация педагогических работников, родителей детей и заменяющих их лиц по вопросам музыкального воспитания.
Как стать учителем музыки. Требования к образованию
Преподавать музыку можно при наличии высшего или среднего профессионального образования по педагогическому или музыкальному профилю. Если вы закончили непрофильный вуз, колледж или техникум, вы можете поступить на курсы профессиональной переподготовки и получить квалификацию учителя музыки.
Где учиться на учителя музыки
В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» проводится дистанционная* профпереподготовка по программе:
Ее учебный план включает:
- общепедагогические дисциплины – вы изучаете основы педагогики, теорию и методику воспитания, знакомитесь с педагогическим процессом, методологией обучения детей с учетом требований ФГОС;
- специальные дисциплины – вы узнаете, как проектировать и проводить уроки музыки в условиях реализации ФГОС, как использовать в педагогической деятельности инновационные технологии.
Учтите, что эта программа подготовки учителей музыки не подразумевает обучения игре на музыкальных инструментах.
Если вы уже преподаете в школе, мы рекомендуем вам поступить на программу повышения квалификации:
3200 руб. 1552 руб.
Она познакомит вас с актуальной редакцией ФГОС в свете музыкального воспитания детей. Вы узнаете, как грамотно планировать и проводить уроки музыки и оценивать учащихся в современной школе. Также обратите внимание на программу:
7200 руб. 2336 руб.
Программа о применении в подготовке и проведении уроков мультимедийных средств, программного обеспечения и других современных инструментов. Напомним, что для работников образования повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года является обязательным требованием для сохранения рабочего места и повышения квалификационной категории (ст. 47 закона «Об образовании в РФ).
Вы получили профильное музыкальное образование и хотите стать учителем музыки, но боитесь не справиться из-за отсутствия педагогической подготовки? Тогда обратите внимание на программу:
Остальные курсы по профилю «Педагогика».
Какую заработную плату получают учителя музыки
В Москве специалисты зарабатывают в среднем около 30 000 рублей в месяц, в Санкт-Петербурге – 25 000 рублей, в крупных провинциальных городах – 20-25 000 рублей. В частных школах, центрах развития учителям музыки платят больше выше, чем в государственных. Например, в Москве такие учреждения предлагают от 70 000 рублей в месяц. Стандартная продолжительность работы учителя музыки на одну ставку – 18 часов в неделю.
Уровень зарплаты зависит не только от места работы, но и от квалификации, стажа учителя, различных надбавок (например, за преподавание в сельской местности). Чтобы зарабатывать больше, можно совмещать работу на нескольких должностях (чаще всего учителя музыки выполняют функции педагога-организатора), вести занятия в учреждениях дополнительного образования (например, в музыкальных школах).
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Подберем программу для Вас!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Рекомендуемые программы обучения
В статье На чем лучше ребенку учиться играть: на пианино, на гитаре, на скрипке или …? разговор шёл о выборе для ребенка специальности для обучения в детской музыкальной школе. В одной статье невозможно осветить все аспекты данного вопроса, поэтому в этой статье мы продолжим разговор по данной теме и рассмотрим ещё одну проблему.
Родители, которые серьезно подходят к вопросу обучения ребенка в детской музыкальной школы, заранее стараются получить как можно больше информации об этом. Они знают, что на подготовительное отделение принимаются дети 5-6 лет, а прием в первый класс производится с 7 лет. Отдавать ребенка на подготовительное отделение или нет – родители решают сами. Но они знают, что, например, специальность «фортепиано” пользуется большим спросом, и не всегда выбранная музыкальная школа может принять на неё всех желающих. Если места на специальность есть, то прослушивание ребенка является в каком-то смысле формальностью. Если же количество желающих превышает количество свободных мест, то в этом случае производится отбор детей. Ребенок, который два года ходил на подготовительное отделение, примелькался преподавателям и уже что-то знает и умеет, будет иметь большое преимущество в поступлении на интересующую специальность перед теми детьми, которые пришли «с улицы”. Поэтому обучение в подготовительном классе не только хорошо для развития ребенка, но и необходимо для поступления в первый класс на интересующую специальность. Значит, 1-2 года ребенок будет заниматься в подготовительном классе, а при 7-ми летнем обучении он будет заниматься ещё 7 лет. 9 лет – это достаточно большой срок, все может измениться за это время. Поэтому думать о том, что будет после окончания ребенком детской музыкальной школы, кажется преждевременным. Так ли это?
При 7-ми летнем обучении в детской музыкальной школе ребенок окончит музыкальную школу в 14 лет. Если после окончания детской музыкальной школы было принято решение поступать в музыкальное училище, то он продолжает учиться в 8 классе детской музыкальной школы и его дальнейший путь более или менее определен. Если продолжать заниматься классической музыкой желания нет, то возникает большой вопрос: что делать дальше? Если не поддерживать навык игры на музыкальном инструменте, то он быстро пойдет на спад, а примерно через 6 месяцев бездействия выпускник забудет практически всё, чему его учили в детской музыкальной школе. Это часто случается с пианистами, когда получается замкнутый круг: ребенок не играет на пианино (потому что он ждал, когда это мучение наконец-то закончатся) и оно расстраивается, но вызывать мастера для настройки инструмента непрактично, потому что ребенок не играет на нем. Поэтому пианино расстраивается всё больше, а играть на расстроенном пианино еще менее интересно, поэтому оно становится никому ненужным, но и выбросить жалко, и хранить в маленькой квартире большого желания нет. До окончания общеобразовательной школы остается 4 года, а в какой форме юный музыкант будет заниматься музыкой в это время — никому не известно. С одной стороны выпускник детской музыкальной школы что-то умеет, а с другой стороны его знаний и умений недостаточно для того, чтобы играть в музыкальной группе (он не имеет навыка игры в ансамбле) и выступать в клубах. Он 7 лет только учил классические произведения. Поэтому максиму, что большинство выпускников музыкальной школы могут выдать – подобрать мелодию популярной песни и сочинить какие-то классические фрагменты на уровне 2-3 класса. Они даже не смогут играть на синтезаторе, поскольку для этого необходимо иметь навык импровизации и знать композиционные формы произведения при игре в том или ином музыкальном стиле или направлении.
Мы пришли к тому, что если выпускник детской музыкальной школы хочет в дальнейшем заняться эстрадой, то ему необходимо пройти курс по адаптации его умений к неклассической музыке: пианисту нужно освоить игру на синтезаторе, классическому гитаристу — освоить игру на электрогитаре и т.п. Можно также попробовать освоить и другой инструмент. Вот как раз этому и нужно посвятить те 4 года, которые остаются до окончания средней общеобразовательной школы.
Эффективность данного решения очевидна. В 14 лет подросток достаточно активен, находится в поиске и ему ещё многое интересно. Ему нравятся какие-то музыкальные группы и исполнители, и он был бы не против, для начала, подражать им. Например, пианисту нравится рок или танцевальная музыка – пианино не позволяет ему реализовать свои интерес, а синтезатор – позволяет. Гитаристу нравится тяжелая музыка. На классической гитаре её не сыграть, а на электрогитаре – нет проблем. Родителям необходимо понять, помочь и грамотно направить энергию и интерес подростка в правильное и конструктивное русло. В этом случае его интерес к музыке не только не ослабнет, но и усилится. Я считаю, что музыка намного интереснее, чем сидеть целыми днями за компьютерными играми или в Интернете. Но одной покупкой музыкального инструмента и аппаратуры часто недостаточно для того, чтобы вызвать у подростка интерес. Иногда ему также необходимо и общение. Да, у него дома есть дорогой синтезатор и электрогитара, но это во многих случаях будет ничто, если у него не будет возможности продемонстрировать свои умения другим людям. Он должен почувствовать, что занятия музыкой – это не обязаловка, а интересное занятие и общение. Каким образом можно это реализовать? Очень просто – на коммерческой основе и очень непросто – на бесплатной. Многие коммерческие студии предлагают обучение игре на синтезаторе, электрогитаре и др. Если положить стоимость обучения за один академический час (45 минут) равной 1000 руб., то при занятиях два раза в неделю в месяц придется отдать 8000 тыс. рублей. Я могу сказать, что и в Москве далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы, не говоря уже о регионах. Поэтому для многих возможен только один вариант – обучение за небольшую условную плату, то есть обучение в некоммерческих государственных учреждениях. Данное обучение можно проводить в рамках дополнительного образования, вот только само дополнительное образование значится только на бумаге, а фактически его нет. И это понятно. Для оборудования музыкальной студии в школе требуется от 100 до 300 тыс. рублей. Откуда их взять, если школам не выделяют денег даже на основное – на осуществление образовательного процесса? Где-то ещё остались кружки и дома творчества, но, судя по отношению к ним вышестоящих структур, во многих из них аппаратура не обновлялась с 70-80 годов прошлого века. А играть на разваливающейся аппаратуре, непригодных и еле дышащих музыкальных инструментах занятие малоприятное. Остается одно – организовать дома музыкальный досуг ребенка и приглашать друзей, или ребенок сам организует свой досуг, только на улице.
Человек станет более или менее самостоятельным тогда, когда он начнет работать, в 20-25 лет. Поэтому родителям нужно не только подумать о том, как их ребенок будет заниматься музыкой с 5 до 14 лет, но и как он будет ей заниматься с 14 лет и далее.
Александр Страшко
11.09.09
Мы стараемся регулярно поддерживать казахстанских исполнителей и чаще всего обращаем внимание на уже состоявшихся диджеев, музыкантов или композиторов. Но что делать, если внутри вас сидит начинающий Николас Джаар (Монеточка, Галымжан Молданазар), а вы до сих пор не знаете, как к нему подступиться? Вместе с музыкантами, композиторами и продюсерами выясняем, что надо делать, чтобы оказаться в топе iTunes.
Музыкальное образование
Если прочитать биографии великих музыкантов, то становится понятно, что из их числа классическое музыкальное образование получали единицы. Но у большинства обстоятельства складывались естественным образом. Курт Кобейн, например, рос в музыкальной семье, и в четыре года написал свою первую песню о поездке в местный парк. Мик Джаггер учился в Лондонской школе экономики и политических наук, но просто любил петь, и делал это очень громко. Есть и исключения. Тома Бангальтер из Daft Punk начал играть на фортепиано в возрасте шести лет и с успехом закончил музыкальную школу под строгим надзором родителей. Вывод: если у вас в анамнезе нет родителей-композиторов/музыкантов, и вы не росли в окружении творческой богемы, базовую музыкальную грамоту лучше освоить. Знание тональностей и аккордов может значительно облегчить жизнь в будущем.
Андрей Эрикашвили, основатель фестиваля Synthposium
«Вообще процесс написания музыки сейчас всё больше и больше упрощается – достаточно иметь компьютер или планшет и соответствующее программное обеспечение. Если вы хотите записывать вокал или инструмент, то понадобится внешняя звуковая карта. Вовсе не обязательно иметь музыкальное образование – программы стали сами подсказывать, куда нажать, чтобы получились нужный звук или мелодия. Да и в целом современная музыка стала намного примитивнее. Это больше саунд-дизайн, нежели аранжировка».
Оборудование и программы
Даже если вы из тех редких счастливчиков, кто отсидел все семь лет в музыкальной школе, или даже в консерватории, – без софта не обойтись. Самые популярные программы для создания любых звуков или мелодий – это Fruity Loops, Ableton, Reaper, Garage Band. Их называют DAW – digital audio workstation или секвенсоры. Принцип работы у всех более-менее одинаковый, выбирать вам придётся самим. Cамым «юзер-френдли» считается Ableton.
Виталий Угай, Electric Child
«Лично я использую Ableton Live. Этот секвенсор очень удобный и для написания, и для живых выступлений, что не могут себе позволить другие программы. Курсов и видео-уроков по его использованию очень много в YouTube».
Алия Тажикулова, Marty Crown
«Я начинала с айпада, с программы Garage Band. Я просто баловалась и случайно написала свою первую песню. Эта программа не так сложна, как Logic или Ableton, и даже легче, чем Fruity Loops. Насчёт курсов: я честно пыталась, но мне не хватало терпения. Дальше я сотрудничала с продюсерами и параллельно изучала музыкальные программы для того, чтобы писать музыку самостоятельно. Моя песня Migrant Bird – от начала и до конца моё творение. Начиная от музыки, текста и мелодии для вокала».
Георгий Чаркселиани, mnmosine
«Я играл только на басу, но потом захотелось заполнить пустоту иными инструментами, а денег на бесконечное количество гитарных эффектов не было. Я скачал SONAR, но после краткого ознакомления забросил её, «переехав» на Ableton Live (купил Launchpad, так как там была интро-версия). Этот сексенсор был куда более дружелюбным. Сразу после этого я стал скачивать терабайты разных софт-инструментов, библиотек с сэмплами и плагины для обработки звука. После полугода использования Ableton Live получил на день рождения контроллер Ableton Push – контроллер, грубо говоря, пульт, с которого ты управляешь всем. С Push всё стало куда интереснее. Появилось неиссякаемое желание слушать массу разных инструментов. Крутейшее открытие – библиотеки сэмплов. Когда инструмент, например домбру, записывают. Каждую его ноту при всех нюансах игры, чтобы затем играть подключенной к компьютеру midi-клавиатурой. В общем, контроллер дал мне мощный мотивационный толчок к развитию, открытию для себя чего-то нового. Начинающему музыканту могу порекомендовать такую последовательность: разобраться в какой-нибудь DAW (Ableton Live, Reaper, Fruity Loops – хороши для начала), посмотрев несколько часов видео-уроков (Groove3 & Lynda курсы, в моем случае – для Live), а затем, как можно больше слушать и экспериментировать с инструментами, узнавая новое по мере заинтересованности или надобности. Перепробовав десятки софт-синтезаторов, я остановился на эмуляции винтажных – от Arturia».
Продюсер и продакшн
Предположим, с секвенсорами вы разобрались и даже уже начали покупать себе дополнительное оборудование. Из трехсекундного сэмпла ваша запись превратилась в нечто, напоминающее полноценный трек. Теперь вам нужен человек, который доведет его до ума. Хорошо, если этим человеком станет Ваня Дорн. Но такие вещи случаются не сразу, придется подождать.
Виталий Угай, Electric Child
«У нас неверно понимают слово «продюсер». В Казахстане – это агашка, который дает «бабки», но во всём мире продюсер музыканта – это человек, который помогает писать музыку, который определяет твой жанр, звучание и подачу в целом. Сведение треков – очень важный аспект качественной песни, в песне есть глубина и ширина. В композиции каждый инструмент, каждый звук должен звучать с нужной силой, в нужном месте, в левом наушнике или в правом, близко или далеко. У каждого звука и инструмента есть уровень амплитуды частот, и нужно, чтобы между ними не было звуковых конфликтов. Для этого всего нужно сведение, и лишь после всех процессов сведения композицию можно слушать комфортно».
Андрей Эрикашвили, основатель фестиваля Syntposium
«Композиция в современных треках крутится, как мне кажется, вокруг одного – двух звуков, которые и делают её запоминающейся. Самое сложное – создать своё фирменное звучание, на что люди тратят большую часть своего времени. Если человек с ушами, то он быстро сможет оценить качество своего творения и внести недостающие детали. Конечно, не менее важная часть – это постобработка, мастеринг, но если изначально материал был слабым, то его не исправят даже профессионалы».
Распространение
Поздравляем! Ваша работа уже напоминает ЕР, за который не стыдно. Но самое главное для музыканта – его слушатели. Вы же не хотите, чтобы ими оставались ваша мама и кот? Нам очень повезло, что мы родились в то время, когда возможность быть услышанным есть у каждого. Какой сервис стоит выбрать? Впрочем, не всё так легко. «Самый адекватный способ сделать релиз – залить его на главные музыкальные площадки – Apple Music, Google Play и Boom (официальный сервис VK). И вот тут начинаются проблемы, потому что обычный человек не имеет права ничего туда выкладывать. Для этого существуют специальные фирмы-прокладки, которые заключили с площадками эксклюзивное соглашение. Их мало и за выкладывание они просят в среднем тысячу рублей», – пишет автор телеграм-канала «Русский шаффл». Что же делать?
Андрей Эрикашвили, основатель фестиваля Synthposium
«Важно не только записать хиты, но и быть услышанным. Для этого существует множество способов, но если человек хочет оказаться на мейджор-лейбле, придётся попотеть. При этом сейчас огромное количество платформ, позволяющих самостоятельно публиковать и продавать свою музыку, как например Bandcamp. Другое дело, что количество этой музыки сейчас намного превышает спрос. Здесь уже в дело вступает настоящая живая конкуренция».
Виталий Угай, Electric Child
«Нужно выстроить маркетинговую компанию, отталкиваясь от своего творчества. Можно делать посев по пабликам в VK, можно снять клип и «завирусить» его. Инструментов много, и все они работают, но индивидуально. Песни нужно заливать на платные сервисы в любом случае, но и от VK отказываться не нужно. Очень много нынешних популярных музыкантов – выходцы из пабликов-миллионников. VKontakte у нас, как на западе Soundcloud. У них оттуда появились XXXTentacion, Lil Pump и Kygo, а у нас – Feduk, Элджей и «Пошлая Молли».
5. Лейбл
Если раньше лейбл мог стать воротами в мир популярности, то сегодня успех зависит только от вас самих и определённого коэффициента удачи. Сделать запись в лучшей студии, снять самостоятельно клип и даже запустить его в ротацию на телевидение – сегодня для этого не нужно крупное имя рекорд-компании. Но имя лейбла по-прежнему является залогом качества твоей музыки и гарантом твоего успеха в будущем. Так стоит стремиться к этому, или нет?
Алия Тажикулова, Marty Crown
«Мне нужен лейбл. Во-первых, я пишу свою музыку на самую качественную музыкальную технику. Во-вторых, мне интересней быть среди друзей-музыкантов, так как это общение, мы делимся информацией и идеями. В-третьих, это всё же распределение труда. Часто бывает, что я не хочу заниматься музыкой, а хочу создавать текст и петь. Также, например, я не могу заниматься организацией выступлений или постпродакшеном, за меня договаривается менеджер лейбла. Мой лейбл Silver Gun Records поверил в мой потенциал и помогает мне во всём бесплатно. У каждого, в конечном счете, свой интерес от коллаборации».
Виталий Угай, Electric Child
«У каждого лейбла есть почта, куда они принимают демо-записи юных музыкантов. Составьте список любимых лейблов и смело отправляйте свои записи. Качественный лейбл делает очень много работы, начиная с финансовых вложений в тебя как артиста, заканчивая организацией концертов и туров. Многие живут и без лейблов, им легче нанять команду, которая будет заниматься всеми этими делами, так как лейбл забирает себе большую часть дохода. Но нанять команду может только уже состоявшаяся звезда».