Родители всегда хотят детям лучшего: отличная специальность, престижная (обязательно!) работа и надёжный партнёр. А потому без остановки дают ребёнку мудрые советы и скатываются в нудные наставления. Стоп. Ваши советы не работают и могут быть даже вредны. Эмма Сепола, директор Центра сострадания и альтруизма в Стэнфорде, собрала шесть самых опасных советов детям и рассказала, чем их заменить. Текст об этом вышел в издании Psychology Today.
Содержание
«Подумай о будущем!»
Что вместо: «Живи здесь и сейчас»
Человек, который всё время занят мыслями о будущем (например, о том, как получить хорошие оценки или поступить в университет) испытывает серьёзный стресс. Если человек постоянно находится в стрессе, это сказывается на его здоровье и интеллектуальных способностях (нарушаются функции внимания и памяти). Получается, если мы слишком сосредоточены на нашем будущем, наша работоспособность ухудшается.
Те дети, которых научили жить настоящим, чаще чувствуют себя счастливыми. А когда люди счастливы, они начинают учиться быстрее, мыслить креативнее и быстрее решать поставленные задачи. Положительные эмоции делают нас менее подверженными стрессу, помогают легче справляться с проблемами и не сдаваться после неудач.
Конечно, дети должны уметь ставить себе цели и добиваться их. Но не стоит постоянно напоминать ребёнку о том, какой пункт в списке дел следующий. Лучше помогите с текущей задачей.
«Все устают! Хочешь иметь больше — работай больше»
Что вместо: «Отдыхать важно! Пойдём в кино»
В школьном возрасте дети бывают очень беспокойны. Они переживают из-за оценок, находятся под постоянным давлением родительских ожиданий. К большому сожалению, стресс такого рода может стать причиной самоубийства.
То, как живут взрослые, часто отражается на детях: им начинает казаться, что стресс — неизбежная часть успешной жизни. Мы перегружаем себя в течение дня, постоянно работаем на износ. Ночью мы настолько перевозбуждены, что пьём алкоголь, снотворные или успокоительные — лишь бы уснуть. Не лучший пример для детей.
Детей нужно учить не жить в стрессе, а справляться с ним и избегать его. Конечно, мы не можем изменить условия нашей жизни или требования на работе, но мы можем научиться справляться с давлением. Дети должны быть в состоянии переводить свою парасимпатическую нервную систему в состояние «отдыхай и переваривай», а не в стрессовое «борись или беги».
«Не сиди без дела»
Что вместо: «Бездельничать не стыдно»
Мы почему-то больше ценим яркие положительные эмоции вместо сдержанных (вроде простого чувства спокойствия и умиротворения). Мысль о том, что постоянно надо что-то делать, превращает нашу жизнь и жизнь наших детей в утомительный марафон. Свободное время наших детей забито до отказа всякими внеклассными занятиями, семейными активностями типа похода к нелюбимым родственникам. Тут совсем нет места простому отдыху.
Гениальные идеи на самом деле приходят на ум чаще, если мы ни на чём не сосредоточены. Поэтому нас так часто и «осеняет» в душе или во время мытья посуды
Предоставьте детей самим себе. Пусть они сами решат, чем хотят или не хотят заниматься. Дети в любой ситуации могут найти возможность поиграть: будь то очередь ко врачу или дорога до школы. А ещё они могут просто почитать книгу, выгулять собаку или поваляться в снегу. Это помогает смотреть на все события жизни чуть спокойнее. Научите детей расслабляться.
Конечно, мы должны ставить перед детьми сложные задачи, а дети должны учиться работать. Но нельзя отнимать у них возможность играть самостоятельно, быть наедине с собой и мечтать. Дети должны понять: счастливым нужно быть просто потому, что ты живёшь, а не из-за того, что постоянно достигаешь каких-то целей.
«Будь лучшим!»
Что вместо: «Ошибаться нормально»
Родители часто оценивают своих детей исходя из того, что детям легко даётся. Они часто навешивают ярлыки: он у нас математик/художник/душа компании. Но такой подход загоняет ребёнка в рамки. В итоге формируется страх пробовать что-то новое. Если постоянно говорить ребёнку, что он прирождённый спортсмен, — вряд ли он захочет выйти из зоны комфорта и пойти заниматься в театральную студию (а может именно этого он бы и захотел, не расскажи вы ему, в чём он хорош по вашему мнению). Отсюда — стресс и постоянный страх облажаться. А ещё устойчивая мысль: если где-то вдруг появляются сложности — это потому, что я не достаточно хорош для этого занятия.
Но наш ум устроен так, что ему постоянно нужно учиться чему-то новому. И пока мы молоды, учиться на собственных ошибках вдвойне полезно. Поэтому вместо того, чтобы подчёркивать сильные стороны ребёнка, объясните ему, что он может научиться чему угодно, если постарается. Надо объяснить, что неудача — это не раз и навсегда. Надо просто попробовать ещё раз. Вооружённый этой мыслью, ребёнок не будет бояться ошибок, а будет относиться к ним как к промежуточному результату (пусть и неудачному).
«Это платье — не для твоей фигуры, не носи его»
Что вместо: «Принимай себя такой/таким, какой ты есть»
Мы часто считаем, что критика полезна для самосовершенствования. Но постоянно критикуя, родители учат своих детей быть слишком самокритичными. То есть когда родитель говорит ребёнку, что нужно быть более общительным, он может принять это как критику своей природной интровертности.
Исследования доказывают, что самокритика — это, на самом деле, самовредительство. Из-за неё мы оказываемся слишком сосредоточены на том, что с нами не так, а это делает нас менее уверенными в себе. Мы боимся неудач, а из-за этого наша работоспособность ухудшается: мы чаще сдаёмся, едва начиная дело, и принимаем неправильные решения. Если мы слишком самокритичны, мы становимся более беспокойными и депрессивными, когда у нас возникают трудности.
Родители должны научить детей самосостраданию, то есть относиться к себе так, как они бы относились к своим друзьям, когда у тех проблемы. Это не значит, что дети должны слишком любить себя и считать, что они всегда и во всём правы. Нет, ребёнок просто не должен убиваться, если он слишком стеснительный/полный/невысокий или ему плохо удаётся математика.
«Мир жесток — думай только о себе»
Что вместо: «Помогай другим и не жди ничего взамен»
Наши социальные связи с детства оказывают огромное влияние на наше здоровье, счастье и даже долголетие. Для нашего благополучия жизненно необходимы хорошие и близкие отношения с другими людьми. А наши интеллектуальные способности и успех напрямую зависят от нашего благополучия.
В книге Адама Гранта «Давай и бери» есть такой тезис: если вы будете проявлять сострадание к другим и строить крепкие отношения с ними, а не сосредотачиваться только на себе, в конечном счёте вы окажетесь более успешными (если, конечно, не позволите людям просто пользоваться вами).
По природе дети полны сострадания и доброты. Но Джиг Туэнге в своей книге «Поколение Я» говорит о том, что даже молодёжь теперь становится слишком замкнутой только на себе. Поэтому так важно поддерживать их природное желание и стремление заботиться о чувствах других людей.
Наш мир действительно жесток, но мы могли бы сделать его немного лучше. Просто научить детей ладить друг с другом, а не конкурировать за внимание и похвалу.
Перевод: Юлия Бабкина
В селе Алтайское есть детский дом «Муравейник» имени Василия Степановича Ершова. Много в детском доме работало замечательных людей. Долго руководил большой семьёй Щеглов Яков Евдокимович, он многому научил Образцову Александру Фёдоровну. Она 37 лет проработала в детском доме, из них директором 17 лет. За долголетний, добросовестный труд была награждена грамотами Министерства просвещения, медалями, орденами Дружбы народов и Октябрьской революции. Двадцать пять лет отдала детскому дому замечательный педагог Вебер Галина Николаевна, из них 16 лет работала директором. Но всё началось с В.С. Ершова. Талантливый воспитатель, организатор первого в Сибири детского приюта Василий Степанович Ершов родился 11 августа 1870 года в селе Полетаеве (недалеко от города Кунгура) Пермской губернии. Родители его, бедные, неграмотные и набожные крестьяне, с большим трудом зарабатывали на жизнь своей большой семьи: в семье росло пять сыновей и восемь дочерей, за детьми присматривали дед с бабушкой.
Василий был старшим сыном у родителей. На него возлагались большие надежды. Поэтому отец решил отдать его учиться, в школу, находившуюся в пяти километрах от дома. Мальчику в это время шел девятый год. Вася занимался прилежно и вскоре умел уже читать. Отец счел, что этого вполне достаточно, и, не позволив сыну окончить первого класса, отдал его в подпаски.
Старый пастух не только обучал смышленого мальчика, своему нехитрому делу, но и впервые заронил в его душу сомнение в искренности проповедей священников. Мудрый старик внушал мальчику мысль о том, чтобы он больше читал: книга жить учит.
Осенью того же года Вася пошел в батраки к своему дяде-портному. Дядя Петрован без особой охоты приобщал племянника к своему портняжному ремеслу, но зато постоянно поручал ему уход за скотом и другую работу в своем большом хозяйстве.
Прошло четыре года. Мальчик научился самостоятельно шить незамысловатое платье. Хозяин начал доверять ему простенькие заказы и, наконец, назначил жалование – 25 копеек в неделю. Свой заработок Вася отдавал родителям, стремясь облегчить участь семьи, помогал отцу с матерью в их нелегком крестьянском труде.
Большую же часть времени он проводил в доме дяди. Любовь к книгам росла с каждым годом. После изнурительной работы зажигал коптилку и читал. Много раз перечитывал он произведения Некрасова, глубоко переживал повествование великого поэта о судьбе простого народа. Книги вызвали у впечатлительного подростка стремление посвятить свою жизнь служению народу.
Пришло время идти на военную службу. В годы службы Василий Ершов постоянно испытывал унижения со стороны господ-офицеров. Однако ничего хорошего не ожидало его и дома, в родном селе. Ему хотелось чего-то лучшего, другой жизни.
После возвращения с военной службы Василий Степанович решил отправиться на заработки в Сибирь, о богатствах которой узнал от своих сослуживцев по роте. Отец отговаривал, запугивая его Сибирью. Сын же остался твердым в своем решении. И вот он шагает по шпалам уже проложенной к тому времени Сибирской железной дороги и размышляет: «Как-то встретит меня суровая сторона?».
Первым из сибирских городов на его пути была Тюмень. Город представлял собой скопище жалких лачуг, купеческих домов и бревенчатых лабазов. По грязным: улицам города и в районе пристани бродили голодные, одетые в лохмотья, беспризорные дети. Их неприкаянность больше всего волновала Ершова. Не устроив еще своей жизни и не имея средств к существованию, он позаботился о судьбе одного мальчика: добился его усыновления.
Добравшись после долгого и утомительного пути до Томска, Ершов надеялся получить работу на каких-нибудь богатых золотоприисках и с этой целью обошел немало мест. Но повсюду его ждало разочарование. Спесивые чиновники, будто сговорившись, твердили, что наем прекращен до следующего года.
Василий Степанович поступает на работу в изыскательскую партию, которая обследовала русло Оби ниже места впадения в нее Томи. Возглавлял партию образованный и прогрессивный человек Д.И. Чижов, многому научивший Ершова и подаривший в знак благодарности за его добросовестную работу фотоаппарат.
Работать долго в изыскательской партии Василию Степановичу не пришлось. В 1900 году вспыхнуло Боксерское восстание в Китае. Ершов был мобилизован в царскую армию. Находясь в районе боевых действий и возвращаясь из Владивостока в Томск через Японию, Сингапур, остров Цейлон, Суэцкий канал, Ершов наблюдал за нечеловеческим трудом китайских кули, горькую участь японских крестьян и пастухов, видел в Африке эксплуатацию негров. Все это невольно наводило его на мысль о том, что нет нигде на земле покоя бедному люду, что каждый сознательный человек должен по мере возможности помогать беднякам. И он решил помогать людям. Возвратись в Томск, Василий Степанович снова встретился с Д.И. Чижовым. Чижов был членом Общества попечения о начальном образовании, занимался благотворительной деятельностью. В эту работу втянул он и Ершова. Василий Степанович разъезжал по городу с фургоном, на котором красовалась надпись «С миру по нитке – голому рубашка», и собирал утильсырье. Стойко переносил он насмешки мещан, зарабатывая, таким образом, деньги на содержание библиотек для простого люда.
Постепенно у него наступало разочарование в своей деятельности: он убедился в том, что большинства членов «Общества попечения» нужды народа не трогают.
В Томске и других населенных пунктах Василий Степанович встречал множество обездоленных детей. Его по-прежнему волновала их участь. Ершов хотел помочь, прежде всего, детям-сиротам, помочь не благонамеренными речами, а практически. Для этого нужны были средства, и Василий Степанович нанимался в качестве рабочего на предприятия, батрачил в хозяйствах кулаков. Он женился на дочери зажиточного томского мещанина, но жена не разделяла благородных устремлений своего супруга. И семья не сложилась. Больше он не пытался создавать ее. Всю свою жизнь Ершов решил посвятить спасению обездоленных детей. Свой скудный заработок расходовал он на то, чтобы накормить и одеть сирот.
Д.И. Чижов подшучивал над Ершовым, называя его усилия сизифовым трудом. Василий Степанович и сам постепенно убеждался в том, что даже щедрая благотворительность беспризорным мало помогает. У него возникла мысль о создании детского приюта. Для этой цели нужны были деньги, и Ершов задумал попытать ещё раз счастья на приисках. Но началась русско-японская война. Василий Степанович опять призвался в действующую армию. После окончания войны, прежде чем возвратиться в Томск, он нанялся работать на Зейских золотых приисках. Прииски оказались выработанными. Рабочие-старатели влачили жалкое существование. Ершов, вняв советам рабочих, навсегда оставил попытку «разбогатеть на золотых россыпях» и возвратился в Томск.
Это был уже умудренный жизненным опытом человек. Он проникся еще большим стремлением создать детский приют. К тому времени Ершов умел неплохо портняжить и фотографировать, с детства владел навыками крестьянского труда. У него крепла уверенность, что на этот раз материальная сторона вопроса будет решена. В хозяйственном и климатическом отношении местом для создаваемого приюта Ершов выбрал село Алтайское под Бийском.
Весной 1910 года Василий Степанович прибыл в Алтайское. Волостной старшина, купцы и кулачество встретили его настороженно. Ершову удалось снять у местного подрядчика второй этаж жилого дома за сто рублей в год. По тем временам такая квартплата даже в городе считалась слишком высокой. Однако другого помещения для приюта Ершов подобрать не смог. В нем было три комнаты и кухня.
Началась подготовка к приему юных жильцов. Василий Степанович хотел брать в приют малышей, но для ухода за ними требовались женские руки, и он решил пригласить к себе сестру Таню, которую родители отдали в монастырь в пятнадцатилетнем возрасте. Получив письмо от брата, Таня совершила побег из монастыря и вскоре была в Алтайске.
В беседе со старейшей воспитательницей детского дома «Муравейник» Рыжковой Валентиной Васильевной я установил, что Ершову стало известно, что в соседнем селе Сарасе живет больная вдова Русина с шестью детьми. Он предложил вдове отдать в приют четырехлетнюю Валю. Вскоре в том же селе Ершов побывал у многодетной вдовы-инвалидки и взял в приют девочку Маню и мальчика Петю. Из села Каянчи в приют привезли сирот Яшу и Васену. А через некоторое время из Песчаного была принята ещё одна девочка. Поздней осенью в приюте появилось еще двое малышей.
Приют жил большой дружной семьей. Таня неутомимо хлопотала по дому, Василий Степанович портняжил по заказу местного купца. Зарабатывал фотографированием.
Напряженно работая, Ершов уделял внимание и детям. Терпеливо приучал их к самообслуживанию, добивался, чтобы они проявляли заботу друг о друге. Постепенно детские сердца оттаивали. Старшие дети охотно присматривали за малышами.
Настоящим праздником для ребят были прогулки с «папой», как они называли Василия Степановича. Они знакомились с окрестностями Алтайского, ходили по берегам реки Каменки, взбирались на горы, сплошь покрытые цветами душистыми травами, наблюдали за поведением животных.
Во время одной из прогулок дети оказались у муравейника. Они с любопытством смотрели на то, как муравьи неутомимо работали, нося в свое жилище большие ноши. И Василий Степанович предложил назвать приют «Муравейником». Ребята дружно поддержали его. Селу импонировало название приюта «Муравейник». С ним ассоциировались понятия «дружба», «трудолюбие».
«Муравейник» столкнулся с огромными трудностями. В нем насчитывалось уже 13 воспитанников и двое взрослых. Помещение становилось тесным. У «муравьят» не было даже собственного огорода. Между тем благодаря неутомимому труду Ершову удалось скопить некоторую сумму денег, позволяющую не только содержать детей, но и завести свое хозяйство.
Василий Степанович мечтал о своем доме. Он обратился в волостное правление с просьбой выделить подходящий участок земли для строительства нового здания приюта. Ему предложили строить дом за Каменкой, на болотистой и каменистой почве. Пришлось согласиться. На отведенном пустыре немало потрудились и взрослые, и дети.
Дом вырос на славу – высокий, с террасой, большими окнами, резными наличниками. Усадьбу обнесли изгородью. Переселившись в свой дом, «муравьята» не только позаботились об огороде, но и решили заложить рощу. Посадили тополь, рябину, черемуху. Возле дома несколько кустов сирени. У детей теперь были свои спальни, место для учебных занятий, для работы и игр.
Но возникли и новые трудности: вышла замуж и ушла из «Муравейника» Таня.
Василию Степановичу самому приходилось готовить пищу, обстирывать детей, нянчить малышей. Правда, в работе по хозяйству все больше и больше стали помогать старшие воспитанники. Мало-помалу жизнь в «Муравейнике» стабилизировалась.
Однако пришла другая беда. Началась первая мировая война. Василия Степановича призвали в армию. Его определили на службу в Бийске. Приют располагал некоторыми средствами. Ершов пытался возложить временно заботу о детях на односельчанку. Но та отнеслась к своим обязанностям недобросовестно. Тогда, отпросившись у военного начальства на короткое время, Василий Степанович прибыл в Алтайское. Часть детей определил в семьи их родственников. Шестерых воспитанников, которых некуда было девать, взял с собой в Бийск, устроил на квартиру. Детей надо было кормить и одевать. Самовольно отлучаясь из казармы, Ершов приносил им остатки пищи, которые брал в солдатской кухне. При этом постоянно подвергался риску попасть под трибунал за самовольную отлучку. Кое-кто из солдат-сослуживцев знал обо всем этом, но не выдавал его.
После окончания войны Василии Степанович был демобилизован из армии и вместе со своими воспитанниками возвратился в Алтайское.
Усадьба оказалась разрушенной: двери сломаны, стекла в окнах выбиты, ограда растаскана. Это отозвалось острой болью в сердце Ершова. Но он решил все поправить и снова энергично взялся за дело.
С чувством радости воспринял Василий Степанович весть о победе Великой Октябрьской социалистической революции. Он активно включился в агитационную работу с населением, читал крестьянам газеты, разъяснял им первые декреты молодой Советской Республики.
Детскому приюту пришлось пережить еще разгул колчаковской реакции. Деревни были разорены администрацией и карательными отрядами военного диктатора Колчака. Продукты питания и одежду для детей приобретать стало совсем трудно. Спасти детей от голода помогли крестьяне, которые с большим уважением относились к Ершову. Из своих скудных запасов они выделяли хлеб и овощи. После изгнания колчаковских банд с Алтая «Муравейник» снова начал укреплять и расширять свое хозяйство. Это дало возможность увеличить число воспитанников в приюте. За годы гражданской войны возникла массовая детская беспризорность. Поволжье голодало. В Сибирь хлынуло множество истощенных и больных детей, лишившихся родителей, а все меры для того, чтобы облегчить участь самых юных граждан. Повсюду создавались детские приемники. Начал свою работу детский приемник и в городе Бийске. Ершов отправился в Бийский детприемник и предложил дать ему на воспитание несколько ребят. Среди них была и нерусская четырехлетняя девочка, которую Василий Степанович стал называть Малиной.
Бийский уездный отдел народного образования предложил Ершову увеличить число воспитанников до пятидесяти человек, переименовать приют в детский дом и перевести его в новое просторное помещение – в один из купеческих домов. Василий Степанович, мечтавший о большой семье воспитанников, охотно согласился. Руководители народного образования назначили его заведующим детдомом, обещали прислать помощников, оказать денежную и материальную помощь.
«Муравьята» поселились в просторном двухэтажном здании в центре села. Они посещали школу, трудились, играли, дружили со своими сверстниками из села.
Но вот в детдом была прислана воспитательница Евсина, как оказалось, дочь крупного ташкентского чиновника. Она с чувством пренебрежения относилась к заведующему и требовала от него как человека, «не имеющего педагогического образования», не вмешиваться в воспитательную работу. Евсина всячески стремилась скомпрометировать Василия Степановича и добиться увольнения его с работы. Ершов покидает детский дом. Евсина становится заведующей.
Василий Степанович в 1921 году в своем старом доме за Каменкой организует новый детский приют «Муравейник». Он хотел воспитывать детей образованными, трудолюбивыми, преданными советскому строю. Поэтому свое воспитательное учреждение решил называть детской коммуной. На воротах при входе в усадьбу была прикреплена вывеска «Детская коммуна «Муравейник» В.С. Ершова». Коммуна начинает расти и крепнуть, а детдом, возглавляемый Евсиной, – быстро разваливаться. Дети из него уходили. Некоторые из старых воспитанников возвратились к своему «папе», стали членами детской коммуны. Евсину сняли с работы.
В середине 20-х годов в коммуне насчитывалось 16 человек. Среди воспитанников царил здоровый дух. Дети росли трудолюбивыми и жизнерадостными. Государство время от времени оказывало материальную поддержку коммуне. Однако по-прежнему основную заботу о содержании «Муравейника» должен был проявлять сам «папа». Немалый доход приносило подсобное хозяйство.
Я начал интересоваться, а остались ли воспитанники В.С. Ершова. Оказалось, что в с. Смоленское живёт старенькая Ершова Валентина Васильевна, она воспитанница детской коммуны. Вот, что она рассказала. К 1927 году хозяйственное положение коммуны оказалось настолько прочным, что она решила за свой счёт организовать площадку для детей крестьян-бедняков, предоставив женщинам возможность работать в поле. Детскую площадку посещало 20 малышей. В то время этот поступок имел не только хозяйственное и педагогическое, но и важное политическое значение. Организация детской площадки давала женщинам возможность активно участвовать в коллективном труде, включаться в общественную жизнь села.
Об инициативе детской коммуны стало известно в Наркомпросе РСФСР. Она была одобрена. Коммуне была вырешена премия в сумме 500 рублей.
Воспитанники коммуны жили полнокровной жизнью. Они участвовали в краеведческих походах, выступали с концертами художественной самодеятельности перед населением, проводили яркие пионерские сборы и костры, участвовали в благоустройстве села. Некоторые воспитанники, оканчивая школу, поступали на курсы, в учебные заведения.
Работа В.С. Ершова не осталась без внимания в нашей стране. В 1932 году за многолетнюю работу на поприще борьбы с детской беспризорностью, за умелое руководство трудовым воспитанием детей В.С. Ершов был награжден Почетной грамотой Президиума ВЦИК СССР.
В 1935 году Василий Степанович был на приеме у М.И. Калинина и Н.К. Крупской. Василию Степановичу был оказан исключительно теплый прием. Михаил Иванович проявил живой интерес к делам детской коммуны. Он высказал пожелание, чтобы детская коммуна была преобразована в детдом с увеличением контингента воспитанников. Всесоюзный староста предложил взять детдом на полное государственное обеспечение. В 1937 году деткоммуна стала детским домом, сохранив своё традиционное название «Муравейника».
Правительство закрепило навечно за детдомом 50 гектаров земли. Кроме того, сама усадьба детдома занимала 4 гектара. Ребята заложили на ней фруктовый сад. Было начато строительство нового здания детдома Оно вошло в строй осенью 1941 года.
В связи с начавшейся войной детдом ожидали новые трудности. Ухудшилось снабжение детей одеждой, обувью, продуктами питания. Дети подрастали. 28 воспитанников пошли учиться в школу, их надо было одеть и обуть. Поступили 32 дошкольника из Смоленской области. Они были доставлены в «Муравейник» в одних рубашонках. Кроме того, в детдом направлялись дети-сироты из различных районов края. Всех надо было одевать и кормить.
Осенью 1942 года из Ленинграда на Алтай эвакуировали детский дом, насчитывавший 180 ребят. В районной газете «Колхозник Алтая» от 30 сентября 1942 года написано: «По просьбе райисполкома «Муравейник» передал ленинградским детям 25 коек, 2 коровы, 10 кубометров дров, 50 килограммов меду, 500 килограммов картофеля и много овощей».
Сам В.С. Ершов трудился, не покладая рук. Свои личные сбережения он не только расходовал на содержание детей, но и значительные суммы перечислял в фонд обороны. В газете «Колхозник Алтая» от 3 марта 1944 года напечатано: «В.С. Ершов в мае 1943 года, собрав все свои личные сбережения, внес в фонд Главного Командования Красной Армии 17000 рублей».
В годы Великой Отечественной войны его воспитанники также охотно жертвовали свои личные сбережения на оборону страны. Коллектив детского дома систематически участвовал в воскресниках, и все средства, заработанные педагогами и детьми, перечислялись в фонд обороны. На имя В.С. Ершова была получена правительственная телеграмма: «Сердечно благодарю Вас и воспитанников детдома «Муравейник» за собраные 25000 рублей на постройку танков. Красная Армия не забудет, вашего скромного подарка и с честью его оправдает. М. Калинин».
В 1944 году за самоотверженный труд по воспитанию молодежи В. С. Ершов был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина. К нему пришла слава, известность. Но годы брали своё. Ухудшалось здоровье. Пришлось сдать заведование детдомом. Василий Степанович работал еще некоторое время инструктором по труду. Но сил не стало хватать и для выполнения этой работы. Однако до конца дней своих он оставался педагогом, воспитателем, «папой». Его маленький дом с романтическим названием «Красная шапочка» постоянно навещали дети. Здесь находи ли они ласку, добрые слова, дружеский совет, выясняли свои отношения, а то и просто играли с «папой». Человеку под восемьдесят, а он бегал с детьми наперегонки. Дети платили ему также любовью и привязанностью. Будучи уже в преклонном возрасте, подводя итоги своей жизни, Василий Степанович сказал: «Я рад. Что на мою долю выпало работать для счастья детей и Родины».
Умер Василий Степанович Ершов 16 апреля 1957 года.
Его имя присвоено детскому дому, а также одной из улиц села Алтайское. Вся его жизнь без остатка была посвящена детям.
Литература
Адвокат Хелен Хяэль, адвокатское бюро Concordia
Взаимные права и обязанности родителей и детей вытекают из происхождения детей.
Установление отца ребенка предположительно отвечает интересам каждого родившегося ребенка, чтобы у него были оба родителя, которые о нем заботятся и воспитывают его.
Установление отцовства и регистрация имени отца в свидетельстве или акте о рождении ребенка являются основанием при предъявлении требования об алиментах. Если биологический отец ребенка, который зачал ребенка, не отражен в акте о рождении ребенка в качестве отца, то ребенок не имеет юридического основания для предъявления требования о содержании, равно как и отец не имеет юридического обязательства принимать участие в содержании ребенка и ежемесячно платить алименты.
В то же время, подчеркну, что наличие записи об отце в акте о рождении ребенка влияет и на право по уходу за ребенком. Оба родителя, зарегистрированные в качестве родителей в акте о рождении ребенка, имеют в отношении ребенка общее право опеки, означающее равные права и обязательства.
Чтобы дать обзор темы отцовства, считаю необходимым сослаться на соответствующие положения Закона о семье, после чего расскажу о судебной практике по этому вопросу.
Согласно Закону о семье, отцом ребенка является мужчина, зачавший ребенка. Считается, что ребенка зачал мужчина, который на момент рождения ребенка состоял с матерью ребенка в браке, признал отцовство, или его отцовство установлено судом. Закон регулирует отдельно ситуацию с искусственным оплодотворением и предусматривает, что суд не устанавливает в качестве отца ребенка донора, чьи семенные клетки использовались при искусственном оплодотворении.
Хотя существует общая предпосылка, что отцом рожденного в браке ребенка является мужчина, женатый на матери ребенка, в жизни все же бывают ситуации, когда брак сторон фактически прекращен, но юридически не расторгнут, и ребенок зачат с мужчиной, который не женат на матери ребенка. Для урегулирования подобной ситуации законодатель предложил решение, согласно которому все же состоящий с матерью ребенка в браке мужчина не считается отцом ребенка, если он не зачал ребенка и супруги представили по этому поводу в Департамент гражданского состояния общее заявление, или другой мужчина признал свое отцовство.
Приведенные положения крайне важны, поскольку одно только автоматическое внесение состоящего в браке с матерью ребенка мужчины в акт о рождении ребенка в качестве отца на практике создает ситуации, когда мужчина, внесенный в акт о рождении ребенка в качестве отца, не является биологическим отцом ребенка, и чтобы юридически скорректировать ситуацию и внести в акт о рождении ребенка в качестве отца настоящего биологического отца ребенка, стороны вынуждены обращаться в суд.
Признание отцовства
Отцовство можно признать только в том случае, если происхождение ребенка от отца не установлено на законных основаниях. Отцовство может быть признано только лично. Условное или срочное признание отцовства является ничтожным. Несовершеннолетнее лицо или совершеннолетнее лицо с ограниченной дееспособностью может признать отцовство только с согласия законного представителя. Если матерью ребенка является несовершеннолетнее лицо или совершеннолетнее лицо с ограниченной дееспособностью, то она может дать согласие с признанием отцовства только с согласия законного представителя.
Для признания отцовства необходимо согласие матери ребенка. Если мать ребенка умерла и перед смертью дала согласие на признание отцовства, или если ребенок достиг совершеннолетия, то для признания отцовства необходимо и согласие ребенка. За ребенка в возрасте до 14 лет согласие на признание отцовства дает законный представитель ребенка. Ребенок в возрасте не менее 14-ти лет может с согласия законного представителя лично дать согласие на признание отцовства.
Если мать полностью лишена права опеки или умерла, и перед смертью ей не дали согласия на признание отцовства, то отцовство признать нельзя.
Оспаривание отцовства
Право оспорить отцовство есть у мужчины, отцовство которого установлено исходя из брака с матерью ребенка или чье отцовство признано, а также у матери ребенка и у самого ребенка. В течение одного года после рождения ребенка отцовство может оспорить и мужчина, который ходатайствует об установлении своего отцовства вместо мужчины, отцовство которого установлено исходя из брака с матерью ребенка или который признал отцовство. Если с момента рождения ребенка прошло более года, мужчина, который ходатайствует об установлении своего отцовства, может оспорить отцовство другого мужчины с согласия мужчины, внесенного в качестве отца в регистр населения и матери ребенка. При отсутствии указанных согласий суд с учетом интересов ребенка может по серьезной причине предоставить ходатайствующему об установлении своего отцовства мужчине возможность оспорить отцовство другого мужчины.
С учетом соблюдения важных интересов ребенка отвечающий за данную сферу министр может оспорить полученное путем признания отцовство, если есть обоснованное сомнение в том, что ребенок не происходит от признавшего отцовство мужчины.
Если судебным решением установлено, что ребенок не происходит от этого мужчины, то мужчина не может признать отцовство.
Иск об оспаривании отцовства может быть подан только лично.
От имени несовершеннолетнего ребенка отцовство может оспорить только законный представитель ребенка. Другое лицо, имеющее право оспорить отцовство, может сделать это только лично и в том случае, если его дееспособность ограничена, и для этого не требуется согласия законного представителя.
Срок оспаривания отцовства
Отцовство можно оспорить в суде в течение одного года начиная со дня, когда имеющему право оспорить отцовство лицу стали известны обстоятельства, ставшие основанием для оспаривания отцовства.
Это означает, что законодателем установлено ограничение срока оспаривания отцовства, и лицо, желающее оспорить отцовство, должно подтвердить в суде, когда и при каких обстоятельствах у него возникло сомнение в части отцовства, а иск следует подать в течение 1 года, начиная с этого дня. По истечении года после того, как стало известно обстоятельство, на основании которого оспаривается отцовство, в суд с иском об оспаривании отцовства больше обратиться нельзя.
Если законный представитель несовершеннолетнего ребенка не оспорил отцовство вовремя, то ребенок может лично оспорить отцовство у своего биологического отца при достижении совершеннолетия. В таком случае срок начинается со дня, когда достигший совершеннолетия ребенок узнал об обстоятельствах, которые лежат в основе оспаривания отцовства, но не ранее достижения ребенком совершеннолетия.
Если мужчина, отцовство которого установлено в соответствии с браком с матерью ребенка или который признал отцовство, умер до истечения срока оспаривания отцовства, его наследник может оспорить отцовство умершего в течение одного года с момента смерти этого мужчины.
Судебное установление отцовства
Отцовство устанавливает суд, если ни один мужчина не определен как отец ребенка, а также если отцовство оспорено и суд установил, что ребенок не происходит от мужчины, отцовство которого оспорено.
Происхождение от отца суд устанавливает на основании обстоятельств, позволяющих предположить, что ребенок происходит от этого мужчины. Временем зачатия считается период времени с трехсотого дня до сто восемьдесят первого дня до рождения ребенка. Если установлено, что ребенок зачат вне указанного периода времени, то временем зачатия считается этот период времени.
Вопрос об установлении или оспаривании отцовства решает суд на основании иска мужчины, поданного против ребенка, или на основании иска матери или ребенка, поданного против мужчины. Если лицо, против которого надо было подавать иск, умерло, то суд в рамках неискового производства принимает решение об оспаривании или установлении отцовства на основании заявления лица, которое имеет право подать иск.
Законодатель ограничивает оспаривание отцовства лицом, которое ходатайствует об установлении себя отцом ребенка. Если остальные участники (мать, ребенок, супруг матери, отцовство которого предполагается) не желают воспользоваться правом оспаривания отцовства, то сомнительно, что вмешательство мужчины, который ходатайствует об установлении себя отцом, в уже существующие семейные отношения наилучшим образом отвечает интересам социальной семьи и ребенка. Поэтому закон позволяет мужчине, который ходатайствует об установлении своего отцовства, оспорить отцовство другого мужчины только в том случае, если мать ребенка и установленный в качестве отца мужчина согласны с этим. По серьезной причине и с учетом интересов ребенка разрешение оспорить отцовство может дать и суд.
Закон дает министру по региональному развитию компетенцию оспаривать отцовство с учетом общественных интересов или серьезных интересов ребенка в случае, если отцовство признал мужчина, в отношении отцовства которого имеются обоснованные сомнения. Цель этого положения заключается в том, чтобы препятствовать так называемому скрытому усыновлению, если мать ребенка дает согласие установить в качества отца мужчину, от которого ребенок на самом деле не происходит.
Суд может установить отцовство на основании обстоятельств, из которых можно заключить, что ребенок биологически происходит от этого мужчины совершенно точно или с очень высокой долей вероятности.
В деле происхождения суд должен выяснять обстоятельства до тех пор, пока не обретет внутреннюю уверенность в том, что мужчина является или не является отцом ребенка, и принять решение в соответствии с этим.
NB! Если в акте о рождении отец уже указан, то следует, прежде всего, оспорить эту запись об отцовстве и только после вступления судебного решения в силу можно разрешать иск об установлении происхождения от другого мужчины. Оспаривание отцовства указанного в акте о рождении отца и одновременное рассмотрение исков об установлении происхождения ребенка не разрешается.
Суд не может установить отцовство ребенка, прежде чем не будет установлено, что ребенок не происходит от мужчины, внесенного в Регистр населения в качестве отца ребенка. Сначала суд должен рассмотреть требование об оспаривании отцовства. Как правило, целесообразно разрешать требование об оспаривании отцовства мужчины, внесенного в качестве отца в Регистр населения, отдельно от дела об установлении отцовства другого мужчины, потому что речь идет о требованиях разного вида против разных лиц. Если в суд представлены оба требования, то при необходимости следует приостановить установление происхождения и рассмотрение связанных с этих других требований.
В суде можно установить происхождение лица и по женской линии.
В период жизни утверждаемой матери можно установить материнство (т.е. женщину, родившую ребенка) в ходе искового производства. После смерти утверждаемой матери материнство можно установить только в неисковом производстве.
Закон позволяет устанавливать происхождение только, так сказать, в одной ступени, т.е. позволяет устанавливать только происхождение лица от утверждаемого умершего отца или матери, а не от бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки и т.д. Происхождением устанавливается родство лиц и родителей, а также права и обязательства детей и на основании этого вносится запись о происхождении в Регистр населения. В споре о наследовании все же можно спорить о том, является ли лицо наследником исходя из усыновления.
Иск об установлении отцовства может подать, прежде всего, мужчина, который заинтересован в установлении того, что он является отцом ребенка, а также мужчина, который желает установить, что он не является биологическим отцом ребенка.
Установление происхождения ребенка от отца имеет обратную силу до рождения ребенка, как и признание недействительной записи в акте о рождении ребенка по причине оспаривания его происхождения от отца. Таким образом, мужчину при установлении происхождения в суде следует считать отцом ребенка начиная с рождения ребенка.
Обязательство содержания и оспаривание/установление отцовства
Если лицо во время рассмотрения иска об алиментах было внесено в качестве родителя ребенка в акт о рождении ребенка, то оно в качестве родителя ребенка обязано обеспечить ребенку содержание. Признание отцовства может быть неправильным, но это не влияло и не влияет на действительность установления происхождения в производстве по иску об алиментах. Если решением суда будет установлено, что ребенок не происходит от признавшего отцовство родителя, то это решение будет иметь обратную силу до рождения ребенка. В то же время, нельзя отменить фактическую реализацию прав родителя, как нельзя и изменить задним числом запись в акте о рождении ребенка. И все же, при вступлении такого судебного решения в силу лицо, в отношении которого запись о родительстве признана неверной, не обязано выплачивать ребенку алименты.
Лицо, внесенное в акт о рождении ребенка в качестве родителя, должно обеспечить ребенку содержание и в течение времени, когда идет рассмотрение его иска о признании записи о родительстве недействительной. Следовательно, второй родитель может потребовать алиментов на ребенка через суд и за то время, в течение которого рассматривается иск о признании записи о родительстве недействительной. В случае признания записи о родительстве недействительной хоть и заканчивается обязательство ответчика по выплате алиментов на ребенка, но он не имеет права требовать возврата выплаченных алиментов.
Вместе с иском о признании записи о родительстве недействительной лицо, в отношении которого сделана, как утверждается, неверная запись в акте о рождении ребенка, может ходатайствовать о том, чтобы этим же судебным решением было прекращено производство о принудительном исполнении взыскания с него алиментов начиная с момента вступления в силу судебного решения.
Тест ДНК
То обстоятельство, что ребенок является биологическим последователем мужчины, сегодня надежнее всего можно установить при помощи молекулярно-генетического исследования (тест ДНК). В ситуации, когда проведение молекулярно-генетического исследования оказывается невозможным (в т.ч., например, в случае смерти мужчины), можно установить происхождение ребенка и на базе других обстоятельств, которые дают достаточно оснований утверждать, что ребенок происходит от этого мужчины. Прежде всего, можно учесть то обстоятельство, что у матери ребенка во время предполагаемого зачатия ребенка были интимные отношения с этим мужчиной, а также и все прочие обстоятельства, которые в совокупности дают основание достаточно уверенно утверждать, что ребенок происходит от этого мужчины.
Лицо должно, в соответствии с законом (кодекс гражданского судопроизводства), пройти экспертизу по установлению происхождения. Лицо может отказаться от участия в экспертизе и сдаче анализа только в случае если у него имеются для этого медицинские противопоказания и это может причинить вред его здоровью. В остальных случаях отказ не является оправданным.
В случае неоднократного необоснованного отказа лица от прохождения экспертизы это следует трактовать против него в подтверждение утверждений ходатайствующей о проведении экспертизы стороны производства об обстоятельствах (происхождения), для подтверждения которых оно ходатайствовало об экспертизе. Для этого суд при назначении экспертизы должен предупредить лицо о последствиях необоснованного отказа от прохождения экспертизы. Таким образом, если лицо отказывается от прохождения теста ДНК, есть основание сомневаться в том, что результаты теста подтвердили бы его отцовство, и в этой ситуации отцовство можно считать установленным.
В Эстонии тест ДНК можно провести в Эстонском институте судебной экспертизы, см. www.ekei.ee.
Тест ДНК для установления происхождения можно заказать и во внесудебном порядке, по желанию сторон, или же тест назначает суд своим решением. Для проведения экспертизы необходимо, чтобы все участники сделали анализы в экспертном учреждении одновременно, т.е. мать, отец и ребенок должны одновременно находиться при проведении экспертизы. Процедура безболезненная – у всех исследуемых лиц берутся пробы слюны изо рта при помощи ватных тампонов.
Результатом экспертизы является либо исключение (обследованный мужчина не может являться биологическим отцом обследованного ребенка), либо подтверждение (обследованный мужчина может являться биологическим отцом обследованного ребенка). Подтверждение выражается в виде вероятности отцовства.
В случае заказанного во внесудебном порядке исследования все лица, чьи ДНК исследуются, должны быть проинформированы об этом и согласны с проведением исследования. Оба родителя несовершеннолетнего ребенка, внесенные в акт о рождении ребенка, должны быть осведомлены о проведении исследования. Частный анализ ДНК стоит 57 EUR за одно лицо (т.е. и мать, и отец, и ребенок должны уплатить по 57 евро). См. дополнительную информацию о ДНК – тел. 663 6726 или dnainfo@ekei.ee.
Особая связь, которая, несомненно, есть между мамой и малышом, начинает устанавливаться с первых минут жизни ребенка, когда его прикладывают к материнской груди.
Есть мнение, что пресловутая связь формируется и того раньше, на этапе вынашивания, и целиком зависит от того, насколько нежно мать относится к плоду и какие мысли ее занимают. Кроме того, плоду передаются все материнские эмоции: и радость, и тревога влияют на сердцебиение и обмен веществ.
Когда ребенок появляется на свет, он совершенно беспомощен, связь с миром обеспечивается только через маму, поэтому эмоциональная связь укрепляется. Малыш привыкает к ритму материнского сердца, голосу, запаху, в ее присутствии он чувствует себя спокойно и в безопасности. Она обеспечивает его всем необходимым, она же является представителем всего мира.
Маленький ребенок отлично считывает все мамины тревоги и радости, поэтому нет смысла пытаться скрыть от малыша какие-то огорчения, ведь он все равно сможет их прочувствовать на очень глубоком уровне. Если мама долгое время подавлена и раздражена, ребенок не только чувствует это, но и может страдать от этого, заболевая и переживая.
Существует мнение, что внутренняя связь между мамой и малышом ведет еще и к тому, что ребенок начинает воспроизводить все мамины ожидания и страхи. Поэтому так важно настроиться на позитивный лад и ожидать от малыша только спокойного поведения и гармоничного развития.
Мама в этой паре должна выполнять роль опытного ведущего, уверенного лидера. Она должна направлять ребенка, подсказывать ему, что правильно, а что нет, ведь это естественное продолжение первоначальной внутренней связи между мамой и малышом. Считается вредным, если в качестве такого лидера оказывается ребенок, а взрослые начинают под него подстраиваться. Ребенок еще слишком мал, он не может знать, как его воспитывать и какой режим ему полезен, для этого у него есть родители.
Мама должна с самых первых дней стараться улавливать сигналы, которые подает ребенок, и вовремя откликаться на них. Важным моментом в формировании связи между мамой и малышом является грудное вскармливание.
К тому же, вы, пока ребенок еще маленький, должны быть все время рядом, в поле зрения. Дети, которым спокойно и хорошо, меньше плачут, легче засыпают и лучше спят. Кстати, постоянная забота на первом году жизни в будущем поможет ребенку проще расставаться с матерью, что тоже немаловажно.