Кроме того, развивалось и богословие образа. Христиане искали символы, с помощью которых могли бы аллегорически передать оглашаемым истины веры, содержащиеся в Евангелии, оформить помещения для богослужений, чтобы сама обстановка напоминала им о Боге и настраивала на молитву.
Так появился ряд оригинальных раннехристианских символов, о которых и будет дальнейший небольшой рассказ.
1. Рыбка
Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. «ихфис”). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры:
Иисус Христос Феу Иос Сотир – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.
Рыбку христиане изображали на своих домах – в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики. Некоторые носили рыбку на шее. В катакомбах, приспособленных под храмы, данный символ тоже очень часто присутствовал.
2. Пеликан
С этой птицей связана красивая легенда, существующая в десятках несколько отличных друг от друга вариантов, но очень похожая по смыслу на идеи Евангелия: самопожертвование, обожение через причащение Тела и Крови Христовых.
Пеликаны живут в прибрежных камышах у теплого Средиземного моря и часто подвергаются укусам змей. Взрослые птицы питаются ими и иммунны к их яду, а птенцы еще нет. Согласно легенде, если птенцов пеликана укусит ядовитая змея, то он расклевывает собственную грудь, чтобы причастить их кровью с необходимыми антителами и тем спасти их жизнь.
Поэтому, пеликана часто изображали на священных сосудах или в местах совершения христианских богослужений.
3. Якорь
Церковь – это прежде всего твердое основание человеческой жизни. Благодаря ему человек обретает способность отличать добро от зла, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. А что может быть тверже и надежнее чем якорь, удерживающий на месте огромный корабль жизни в бурном море человеческих страстей?
Также – символ надежды а будущее воскресение из мертвых.
Кстати, на куполах многих древних храмов изображается именно крест в виде древнехристианского якоря, а никакой не «крест, побеждающий мусульманский полумесяц”.
4. Орёл над городом
Символ высоты истин христианской веры, объединяющих все население Земли. Дожил до наших дней в виде архиерейских орлецов, использующихся на торжественных богослужениях. Также указывает на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана.
5. Хризма
Монограмма, составленная из первых букв греческого слова «Христос” – «Помазанник”. Некоторые исследователи ошибочно отождествляют этот христианский символ с двулезвийной секирой Зевса – «Лабарумом”. По краям монограммы иногда помещают греческие буквы «а” и «ω”.
Хризму изображали на саркофагах мучеников, в мозаиках баптистериев (крестилен), на щитах воинов и даже на римских монетах – уже после эпохи гонений.
6. Лилия
Символ христианской чистоты, непорочности и красоты. Первые изображения лилий, судя по Песни Песней, служили украшением еще храма Соломона.
По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком христиане изображали святых, прославленных чистотой своей жизни, мучеников и мучениц.
7. Виноградная лоза
Символ связан с образом, к которому в своих притчах часто обращался сам Господь. Обозначает Церковь, её жизненную силу, изобилие благодати, евхаристическую жертву: «Я есмь виноградная лоза, а отец мой – виноградарь…”.
Изображалась на предметах церковной утвари и, конечно, в храмовых орнаментах.
8. Феникс
Образ Воскресения, связанный с древней легендой о вечной птице. Феникс жил несколько веков и, когда ему приходило время умирать, прилетал в Египет и там сгорал. От птицы оставалась только кучка питательного пепла в котором, спустя некоторое время зарождалась новая жизнь. Вскоре из него восставал новый омолодившийся Феникс и улетал на поиски приключений.
9. Агнец
Всем понятный символ добровольной жертвы непорочного Спасителя за грехи мира. В раннем христианстве часто изображался с человеческим лицом или с нимбом (иногда встречался и совмещенный вариант). Позже был запрещен к изображению при иконописании.
10. Петух
Символ всеобщего воскресения которое ожидает всех по Втором пришествии Христовом. Подобно тому, как крик петуха пробуждает людей ото сна, трубы ангелов пробудят людей в конце времен для встречи Господа, Страшного суда и наследования новой жизни.
Существуют и другие раннехристианские символы, которые не вошли в данную подборку: крест, голубь, павлин, чаша и корзины с хлебом, лев, пастух, оливковая ветвь, солнце, добрый пастырь, альфа и омега, колосья хлеба, корабль, дом или кирпичная стена, источник вод.
Андрей Сегеда
Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)80
Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.
Мир «иной» приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из «языческих» образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.
Символизм христианского искусства этой поры был проявлением «естественного» для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.
Отношение к непосредственному изображению Бога и «мира невидимого» было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.
Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, «для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ». Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве.
Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):
15 Подпора страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода
Спаситель Иисус,
Пастырь, пахарь,
20 Кормило, устье,
Крыло Небесное
Святого стада.
Рыбарь всех смертных,
Тобою спасенных
25 В волнах неприязненных.
Из моря нечестия
Сладкою жизнью уловляющий,
Веди нас, овец
30 Разумных Пастырь
Святый, веди нас,
Царь детей непорочных.
Стопы Христа —
Путь Небесный.
Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.
Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви — Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения — Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, — получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба.
Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).
Виноградная лоза — евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие.Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены — ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения — способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете — символ земли обетованной, в Новом — рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.
К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.
Приведем фрагмент равеннской мозаики VI в., изображающей лозу, монограмму Христа и павлина, — птицу, символизирующую возрождение к новой жизни.
С самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря (Ин 10:11-16; Мф 25:32); Агнца — Его ветхозаветного прообраза (например, Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени, выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля.
Остановимся прежде всего на монограмме имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр. Возможно, монограмма восходит к словам Апокалипсиса о «печати Бога Живого» (Откр 7:2) и «новом имени побеждающему» (Откр 2:17) — верному в Царствии Божием.
Греческое название монограммы crisma (собств. «помазание, миропомазание») может переводиться как «печать». Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: , ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. Нередко она украшается пальмовыми ветвями или утверждается в лавровом венке (античные символы славы), сопровождается буквами и . Приведем изображение детали саркофага II в., в которой собственно хризма не присутствует, но значение сохраняется. Такое употребление и восходит к тексту апокалипсиса: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. (Откр 1:8; см. также Откр 22:13). Начальная и конечная буквы греческого алфавита являют таким образом Божественное достоинство Иисуса Христа, а их соединение с Его именем (хризма) подчеркивает «…Его собезначальное бытие со Отцем, Его отношение к миру, как первоисточника всего и конечной цели всякого бытия». Таково изображение хризмы на монете императора Константина II (317-361).
Дополнительной отсылкой ко Христу могла служить надпись, которая была шифрограммой Его имени Christos — ikhthus, «рыба». Помимо простого анаграммного сходства, это слово приобретало и дополнительную символическую нагрузку: его читали как аббревиатуру фразы Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Iesus Christos Theu Yu Sotir. Ср. серебряную пластинку IV в. (Трир).
Изображение хризмы — постоянный мотив христианского искусства. Приведем и интересный современный графический вариант хризмы — эмблему журнала «Sourozh».
Все эти изображения — действительно тайнопись: за известными формами букв алфавита и др. скрывается образ Распятия Воплотившегося Бога и возможность для человека измениться через приобщение к тайне Креста.
Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).
К таким образам относится также и якорь — символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20). Вот изображение якоря из римских катакомб.
В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы — символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви — символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века. А это — еще один, графически проработанный вариант того же сюжета.
Другой распространенный символ — корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль — символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани — смерти.
Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, — распространеннейшая метафора (см. выше в гимне Климента Александрийского). Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой — обретение вечной жизни в единении с Богом.
Обратимся к образу Христа — Доброго Пастыря. Основной источник этого образа — евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей — Ис 63:11, Иисус Навин — Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится — «Господь, Пастырь мой» (Пс Господе говорится — «Господь, Пастырь мой» (Пс 23:1-2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян — паствой.
Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл — власть; флейта — сладость Его учения («Никто никогда не говорил так, как этот человек» — Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи.
Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса , с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног — образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце — кающемся грешнике — в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: «Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных» (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, «полагающего жизнь свою за овец» (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству.
С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца — ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, «вземлющего грехи мира» (Ин 1:29). Агнец — Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения «Агнец будет пасти их и водить их на живые источники вод» (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.
Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы — апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором — хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная.
Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы, но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя «по человеческому существу». По отношению к «прямому образу» такие символы являлись уже пережитками «иудейской незрелости».
В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф 13:47).
Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22), которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. В Писании Христос говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?»(Мф 7:9-10). По мысли толкователей образ рыбы относится ко Христу как истинному Хлебу Жизни, в противоположность змее, которая символизирует диавола. Изображение рыбы нередко сочетается с изображением корзины с хлебами и вином, и таким образом символ рыбы связывается с Самим Христом. Выше мы писали, что этой соотнесенности способствует и графический облик греческого названия рыбы. Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде.»
На рисунке — изображение рыбы, служившее заставкой к письму свт. Василия Великого.
Крест Христов и Его Воскресение, апокалиптические чаяния всеобщего воскресения и настоящая жизнь Церкви в Таинстве Евхаристии — вот суть образов, скрывающихся за символами первых веков христианства, часть которых постепенно, начиная со времени Константина Великого, вытеснялась более прямыми образами.
Елена Луковникова
Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского Экзархата. Московский Патриархат, 1989, с. 11.
Слово устье может значить и «гавань». — Ред.
Цит по: Граф А. С. Уваров. Древнехристианская символика. М., 1908.
Архим. Христофор. Древнехристианская иконография как выражение древнецерковного миросозерцания. Спб., 1886, с. 60.
Gerd Heinz-Mohr. Lexikon der Symbole. Herder, 1992, S. 274.
Отметим, что посох как знак пастырского достоинства вручается православным игуменам и епископам.
В этом значении образу Агнца наследовало более позднее изображение Распятия. Цит по: Успенский Л. Там же, сс. 40-41.
Дата публикации или обновления 23.01.2018
Источник жизни
27 сентября – Воздвижение Креста Господня.
Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память об историческом событии – обретении царицей Еленой около 326 г. в Иерусалиме и последующем поднятии (воздвижении) для поклонения верующих того Креста, на котором был распят Христос. Но смысл праздника не столько исторический, сколько духовный…
Главный символ христианства
Христиане первых трёх веков использовали много разных символов, которые могли указывать на имя и на спасительное значение проповеди, жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Это символ и Пастыря доброго, и корабля спасения, и якоря веры, и рыбы (по первым буквам этого греческого слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»). Образ креста в первые три века не был самым популярным среди них.
Но он стал таковым благодаря особому явлению свыше равноапостольному царю Константину.
Перед решающей битвой с полками правителя Италии Максенция в 312 г. императору Константину, который на тот момент ещё не был крещён, явилось с неба знамение образа креста с надписью: «Сим победиши». После этого явления Константин приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу в битве.
Знамение с неба и чудесная победа подтолкнули Константина к тому, чтобы отправить свою мать Елену в Иерусалим на поиски исторического Креста, того самого, на котором был распят Христос.
После его обретения по распоряжению Константина на месте Голгофы и Гроба Господня был построен храмовый комплекс в честь Воскресения Христова.
Сразу после освящения храма в 336 г. праздник Воздвижения стал одним из самых почитаемых в Иерусалиме. Торжественные богослужения ежегодно длились до восьми дней.
Паломники со всего мира могли собственными глазами увидеть самую важную материальную реликвию, оставшуюся после вознесения на небо Иисуса Христа, – древо Креста, который был орудием казни, но после стал символом Воскресения.
В подтверждение этого Господь через Свой Крест подавал чудеса, за что Крест и был впоследствии назван Животворящим, т.е. «дающим жизнь». Маленькие частички крестного древа христиане уже в IV веке стали носить на груди в специальных футлярах, как сейчас носят нательный крестик.
Очень быстро из рядовых символов, напоминающих о Спасителе, образ Распятия Христова стал главным символом победы Христа над смертью.
Сила Крестная
Взирая на Крест Христов, мы вместе с древними песнописцами с радостью повторяем: «Радуйся, слепых настaвниче, немощных врачу, воскресение всех умерших…»
Однако неправы те обвинители, которые считают, что православные христиане, почитая Крест Христов, поклоняются ему как идолу. Когда мы молимся словами: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста», мы обращаемся не к нательному крестику или Распятию, не к изделию из дерева или из металла, мы молимся ко Христу, Который и есть христиан Упование, заблудившихся Наставник, Пристанище обуреваемых и Победа в битвах.
Он – Источник жизни и исцелений, Он – Сила Божия ко спасению верных, Он – Победа над духами злобы поднебесной.
Почему ещё для нас так важен образ Креста? Потому что Крест Христов – это Любовь Божия.
И Божественный путь – путь Крестный. Путь терпения, смирения, незлобия и самоотверженной любви.
Посему нательный крестик для нас не магический амулет, крестное знамение – не магический ритуал, а исповедание веры в то, что Христос умер за нас, грешных людей, чтобы ранами Его мы исцелились. Вспоминая это, в день Воздвижения Креста Господня мы постимся, смиряя свою плоть, чтобы дать место духу.
Итак, смысл этого праздника выходит далеко за пределы исторических воспоминаний. Мы прославляем Крест Христов, символ победы жизни над смертью, который был орудием казни, но силой Божией стал для верующих исцеляющим средством и проводником к Воскресению.
Таисия Подмарёва
По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 9/238, сентябрь 2018 г.
В начало
Курсы повышения квалификации
«Основы религиозных культур и светской этики»
Контрольная работа
Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов
Трошина
Ирина Михайловна
2018 г.
1.Введение …………………………………………………………………3
2.Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов….3
3.Заключение ………………………………………………………………15
4.Список используемых источников …………………………………….16
Введение
Христианская символика – это совокупность символов и знаков, которые употребляют различные церкви.
Символика – это слово имеет греческое происхождение. «Symbolon» в переводе с англ. языка — обозначение, эмблема, знак. Символика – это совокупность символов, которые использует группа лиц, организации, общественные или политические образования и т.д.
Христианская символика невозможна вне Церкви. Поэтому человек, который хочет приобщиться к традициям, к вере, должен видеть в земном изображении храма, икон, видеть небесное.
Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов
Впервые христианская символика появилась во времена первых гонений. Тогда её употребляли как тайнопись, чтобы узнать друг друга. Но эта символика была связана с религией. Первая христианская символика «донесла до нас богословие ранней Церкви». Многие христианские символы берут начало в язычестве, когда древние люди пытались познать Бога. Современная Церковь объясняет наличие и смысл этих символов. Израиль знал путь познания Единого Бога, поэтому первые христиане и христианские символы были из иудейской среды.
Христианские символы изображались не только в местах молитвы, но даже и частную домашнюю жизнь.
Первохристианские символы — это не просто зашифрованные изображения. Они являются наглядной проповедью. Они – притчи, к которым обращались библейские пророки и даже Иисус Христос в своих беседах и проповедях.
Зримым воплощением церковного символизма является православный храм. Православный храм – это продуманная система смыслов. В храме всё подчиняется единой цели – это путь к обожению. Храм – это святое место, где члены Церкви приобщаются к Божественной жизни в таинствах.
Стены. Св. Иоанн Златоуст говорит, что каждый верующий, все вместе и есть храм. Тем самым он сближает живой храм Божий со зданием Храма.
Восточная часть – «страна живых», страна райского блаженства. Рай, который потеряли люди бал на Востоке, в Едеме. Место вознесения Христа расположено от Иерусалима на востоке. «Восьмой день творения» — пришествие будущего Царства Божьего, символизируется восходом солнца, востоком. Само здание храма должно быть обращено на восток.
Алтарь – «высокий жертвенник» — важная часть храма, основная святыня. Алтарь освящает весь храм и символически изображает «селение Божие».
Солея – это возвышение на запад, внутрь храма, к молящимся. Солея – место для певцов и чтецов. Их называют «ликами». И они символизируют ангелов, которые воспевают хвалу Богу.
Амвону – полукруглый выступ солеи против царских ворот. С этого возвышения преподаётся причастие. В этом возвышении таится удивительный смысл. Ведь, алтарь не заканчивается иконостасом. Он выходит из-под него к людям. И даёт понять всем людям, стоящим в храме, что происходит в алтаре.
Амвон – «восхождение» — гора или корабль, с которых проповедовал Господь.
Амвон – это камень, отваленный от дверей гроба Господня. Это сделало всех, верующих в Христа, причастниками Его бессмертия. Ради чего всем верующим преподаются с амвона тело и кровь Христовы, «во оставление грехов и в жизнь вечную».
Средняя часть храма символизирует корабль. Эта часть представляет пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Средняя часть символизирует уже мир обоженный, освящённый – «новое небо», «новая земля».
Иконостас – это становление и жизнь Церкви во времени. Он состоит из нескольких рядов, которые распологаются в определённом порядке.
Верхний ряд иконостаса представляет ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея.
Второй ряд представляет ветхозаветную церковь от Моисея до Христа.
В третьем ряду – изображается земная жизнь Христа.
Четвёртый ряд – деисис («молитва») – моление Церкви за весь мир.
Нижний (местный) ряд. В нём находятся изображения местночтимых святых и икона того праздника, которому посвящена церковь.
Западная сторона храма символизирует страну «мёртвых» и ад. На западной стороне хоронили умерших. Здесь изображались светские сцены
забав, которые напоминают о суетной, неразумной жизни, ведущей к погибели.
Средняя часть выражает общую идею храма. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь от начала первозданной Церкви до Страшного суда.
Вся роспись храма – это символ Церкви вечной.
На северных и южных стенах храма изображены важные события церковной истории.
Притвор находится в западной части храма – противоположный алтарю — символу рая. В притворе стоят те, кто готов войти в Церковь, стать её членом, кающиеся и те, кого Церковь не допускает к причастию святых таин.
Своды, купол. В куполе изображается Глава Церкви — Христос Вседержатель.
Глава храма – есть символ Христа — Главы Вселенской Церкви. Сам храм – тело Церкви, глава – вместилище Божественной премудрости.
Столпы, поддерживающие своды внутри храма, — символ «столпов Церкви» — апостолов, святителей и учителей Церкви.
Верх храма состоит из основания, «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста.
Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нём символ самого Христа и символ крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в
числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.
Одна глава знаменует единство Бога.
Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
Три главы знаменуют Святую Троицу.
Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.
Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.
Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев.
Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.
Крест. Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос.
Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего. Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.
Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа. Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.
Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.
Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.
Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.
Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.
Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.
Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.
Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.
IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.
Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.
Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.
Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение
Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.
Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.
Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.
Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.
Девятиконечная звезда — символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.
Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.
Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах. Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.
В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.
Лев — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.
Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.
Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.
Заключение
Наша современная жизнь наполнена различными символами. Они сопровождают нас везде. Но символы нельзя потрогать. Они являются скрытым смыслом. Очень часто символы путают с простыми обозначениями. Простые обозначения можно понять буквально. Например, дорожные знаки. В символах же сокрыты глубокие познания человечества. Их недостаточно исследовать простым рациональным способом. Символику необходимо изучать под всеми её аспектами. Чем больше мы знаем, тем сильнее понимаем, сколько осталось ещё неизведанного.
Список используемых источников:
Елена Луковникова «Древнехристианская изобразительная символика»
Олег Стародубцев, кандидат богословия, зав. кафедрой церковной истории
Сретенской духовной семинарии «Символика православного храма»
Елена Сикирич «Язык символов – язык вечности»