наших идеалов – это еще одно поле деятельности, где мы можем проявить храбрость и заслужить одоб- рение Бога, в Которого мы верим. В трудные моменты люди не должны опускать голову, отрываться от своей пристани, увлекшись разными иллюзорными теориями, предлагающими панацею от всех наших бед. В наши времена от молодежи требуется быть смелыми, чтобы поддерживать высокие нравственные стандарты. Именно в этом мы можем проявить настоящую смелость духа. Говорят, что героизм – это не что иное, как концентрированная смелость. Однако наши самые великие герои проявляют себя не только на поле брани. Я думаю, мы можем найти их и среди нашей молодежи. Молодые мужчины и молодые женщины, общаясь со своим окружением, твердо стоят на своих позициях и осуждают все то, что, по нашему убеждению, разрушает личность и истощает энергию молодой жизни.
«Никогда еще в истории человечества, – говорит , – не было столь острой потребности в нравственных героях. Мир ждет их. Провидение Божье повелело науке трудиться и готовить путь для таких героев. Для них мир прокладывает железные дороги, протягивает провода и со- единяет берега океанов. Но где же они? Кто привнесет в наши гражданские и политические отношения стремление к более высокой жизни?” Великий ученый сказал: «Самое важное в мире – это не открытия Галилея, Фарадея и других деятелей науки, а вера в реальность нравственных и духовных ценностей”. Я призываю молодых людей быть смелыми, чтобы оставаться приверженными нравственным и духовным ценностям Евангелия Иисуса Христа. В конце концов, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?” 8.
Цель образования состоит в том, чтобы развивать в ребенке качества, которые помогут ему добиться успеха в дальнейшей жизни; развивать способность контролировать себя, чтобы не стать рабом страстей и слабостей; развивать мужественность, а у женщин – прекрасную женственность, чтобы в каждом мальчике и юноше, в каждой девочке и девушке по меньшей мере был заложен потенциал стать настоящим другом или подругой, а в будущем и подходящим мужем или женой, стать примерным отцом или любящей, заботливой матерью, смело встретить все, что уготовит ему жизнь, преодолевать испытания с сильным духом и без страха встретиться лицом к лицу со смертью9.
В пятьдесят третьей главе Книги Алмы мы читаем рассказ о молодых людях чрезвычайной храбрости, силы и действий, о людях, которые оставались верны всякому делу, им порученному. Кто же были эти молодые мужчины? Это были сыновья родителей, которые тоже всегда оправдывали доверие, им оказанное. Их родителями были обращенные в веру Ламанийцы. Когда на них сошел Дух Божий, они посвятили свои жизни служению ближним, а в своем церковном служении вступили в завет, что они никогда не поднимут оружие на своих братьев и никогда не будут воевать. Такова была их клятва; таков был их завет; и они были верны ему до самой смерти10.
Подобно молодым воинам Геламана, мы должны всегда быть людьми верными, чрезвычайной смелости, силы и действий (см. Алма 53:20).
Я призываю молодежь быть смелыми в поддержании нравственных и духовных ценностей Евангелия Иисуса Христа. Миру необходимы нравственные герои!11
Как сказал , «два пути открыты для вас. Идя по одному, вы будете спускаться все ниже и ниже, туда, где слышны крики отчаяния; …другой путь приведет вас на залитые утренним светом высоты, где раздаются радостные голоса и где честные усилия вознаграждаются бессмертием”…
Чтобы вы сделали правильный выбор, …Бог дает вам ясное понимание, ясное видение, сильную волю, смелые сердца. Приняв мудрое решение, вы сможете идти с высоко поднятой головой, и по вашему лицу будет видно, что вы ни перед кем не чувствуете вины. Даже если жизнь поставит перед вами трудную задачу и возложит на вас тяжелое бремя страданий, пусть пример Христа будет для вас маяком, и свет Его поможет вам идти по жизни, не унывая12.
См. раздел ИСКАЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Обрядове́рие – 1) буквальное соблюдение церковного Устава без его осмысления и глубокой веры; 2) суеверное отношении к церковным обрядам как к главному средству спасения; вера в спасительность внешних обрядовых форм вне зависимости от глубины осмысления их содержания, знаний основ православной веры и духовно-нравственного преуспеяния.
При этом любое отклонение от церковных норм (к ним могут приравниваться и чисто бытовые) расцениваются как ересь.
Обрядоверие возникает из-за нарушение баланса между внешней и внутренней жизнью в Церкви – когда на первое место выходит внешняя жизнь, и забывается, что главное – это устремленность ко Христу, стяжание благодати Духа Святого через уподобление Спасителю в любви, смирении, милосердии.
Внешне обрядоверие может выражаться в форме «просто» любви к внешним формам (Венчание ради пышности церемонии), дани традиции (пасхальные яйца утром Светлого праздника кушаем, а на службе не были), а то и откровенного суеверия (Крещение ради тайного имени от сглаза, Причастие исключительно для телесного здоровья).
Жизнь на Земле, как она есть, оказывает огромное влияние на формирование тела и ума. Поэтому, следует стремиться к тому, чтобы упростить свою жизнь и научиться жить по Истине. Именно от праведной жизни зависит и все остальное, в том числе поиски истинного «Я” и Бога. Важность праведной жизни невозможно переоценить. Правильно говорят:
Истина превыше всего. Но еще выше — жить по Истине.
Простая жизнь и высокие помыслы всегда были идеалом, к которому постоянно стремились наши предки. Мы же, в наш современный век, редко задумываемся об этом, хотя говорим и изображаем обратное. Хотя нам и кажется, что жить по таким высоким принципам невозможно, следует все же обратить внимание на важность такой жизни и поискать пути и методы достижения этой цели. Что бы мы ни делали, мы всегда ставим перед собой некоторую цель, определяем основные принципы своих действий, изучаем пути достижения желанной цели и периодически проверяем, насколько мы продвинулись вперед. Для этого совершенно необходимо направить в этом направлении все свое внимание и честно работать изо дня в день. Лишь в этом случае появятся заметные изменения в поведении и образе жизни, изменится отношение к себе и к окружающим.
Из чего же состоит человеческая жизнь? — может спросить любой. Пожилые люди с большим жизненным опытом, уставшие от того, что они видели и испытали, естественно, обращаются к самоанализу. Действительно ли жизнь состоит лишь из еды, питья, сна, рождения детей; из страха, терзаний и борьбы; из попыток выхватить лакомый кусок, накопительства и ненависти? В том ли она, чтобы посылать в тюрьмы или подчинять себе тех, кто слабее нас физически или умственно, а может быть в том, чтобы убивать одних и грабить других? Стоит ли проводить дни в наслаждении неправедно нажитыми мирскими богатствами лишь затем, чтобы наконец умереть жалкой смертью, жалея себя и своих близких, беспомощно стоящих вокруг и оплакивающих тебя? А наша привязанность к таким мирским вещам, как земельные владения, дома, деньги? А наши любимые домашние животные и много прочего, что мы считаем своим, но будем вынуждены оставить здесь против своего желания? Принимая во внимание все вышеизложенное, имеет ли смысл считать достижение мирских богатств своей единственной целью или стоит стремиться к чему-то более благородному и высокому, к тому, что существует вечно и останется с нами навсегда? Ответ прост: главной целью, к которой следует стремиться, должна быть Всемогущая Сила, Первоисточник всей жизни, счастья и вечного мира, дающая нам средство освобождения от ужасающего рабства рождений, смертей и Карм.
Высшей цели, о которой мы говорим, невозможно достичь просьбами и пожеланиями. Для этого необходимо искать и найти того, кто действительно может нам в этом помочь, кто сам познал Царствие Божие и может помочь и нам сделать то же самое. Как свет идет от света, так и жизнь приходит от жизни. Учитель будет постоянно напоминать нам о давно забытом Доме, о Райском Саде, потерянном для нас сейчас, Он укажет на наши недостатки и ошибки в повседневной жизни и поможет, наконец, перейти к действительно активной жизни, полной истинной чистоты, расставшись с тем поверхностным и бессмысленным существованием, которое мы ведем сейчас. Мир, это дом, полный копоти и дыма, в нем невозможно не насажать себе пятен, даже будучи настороже и прилагая все усилия, чтобы этого избежать. Множество жирных, глубоко проникших пятен, сосчитать которые невозможно, вполне характерны для всего нашего образа жизни, их невозможно смыть без посторонней помощи. Характер каждого человека побуждает его играть свою роль на сцене жизни и участвовать в бессмысленных действиях, которые ни к чему не ведут. Так будет продолжаться до тех пор, пока не появится направляющая рука Сей Души, способной провести наше судно через рифы и мели. Этим Божественным помощником и является Истинный Святой. Можно назвать его Гуру (несущим факел), Учителем Сатгуру (то есть Святым, Божественной личностью, пребывающей в единении с Истиной) Муршид-е-Камил (совершенным Учителем), Хади (ведущим), братом, другом, старейшиной или любым другим именем, которое Вам нравится.
Дальнейший анализ приводит нас к выводу о том, что человеческая жизнь зависит, в основном, от двух вещей: от Ахара, то есть питания и от Вихара, то есть от его отношений с другими людьми и прочими живыми существами. Сюда входит вся жизнь человека. И в том, и в другом случае человек действует либо по традиции, либо на основе ограниченной информации, которую он почерпнул из книг или разговоров с другими людьми. Все вышеперечисленное и формирует основу, опираясь на которую человек создает собственные принципы культуры и цивилизации, прочно укореняющиеся в нем и овладевающие его умом и интеллектом.
Вряд ли существует какой-либо практический курс, которым может систематически руководствоваться человек в своей физической, интеллектуальной и духовной жизни. Чтобы избежать бессмысленных действий надо глубоко изучить и проанализировать его составные части. Необходим глубокий анализ изучаемого предмета, чтобы правильно построить свою жизнь на физическом, умственном и духовном уровнях.
Теги статьи: жизнь, праведность