сайт Горловской и Славянской епархии
Реально ли победить привычку осуждать? Как определить грань между критикой и осуждением? Связан ли грех осуждения с уровнем образования? Священник Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки, делится мыслями о самом распространённом грехе современного общества.
Содержание
Осуждение или рассуждение?
Осуждение — это такой духовный недуг, который можно считать одним из проявлений тщеславия. Человек начинает превозноситься над ближними и считать себя лучше других, и тогда автоматически осуждает их. Не задумываясь, что делает, он ставит себя на место Бога — в том смысле, что начинает выносить приговоры, судить, навешивать ярлыки на ближних. Этот грех намного глубже, чем мы можем подумать.
Осуждать других — плохо, это понимает каждый. Сам Христос говорил: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2). Сам Спаситель никогда никого не осуждал. Даже когда Его распинали, Он молился о прощении своих палачей, говоря: «Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят» (Лк. 23:34).
Повсеместно бытует поговорка «мы не осуждаем, а рассуждаем». Конечно, это просто попытка самооправдания, чтобы успокоить свою совесть. Где проходит граница между осуждением и рассуждением? Самый универсальный рецепт — максимально стараться никого не судить. У нас нет на это морального права. Оно есть только у одного Праведного Судии. Мы не имеем полной и объективной информации о том, что происходит, видим лишь небольшую часть. Маленький сегмент происходящего не даёт нам возможности правильно всё проанализировать. Кроме того, мы очень часто судим о личности, чего тоже делать не должны. Можно осуждать грех, действие, дурной поступок. Христос, когда к Нему привели блудницу, не осудил её как личность. Он рекомендовал ей покаяться и оставить тот образ жизни, который она вела.
Осуждать мы имеем право только себя, и делать это надо в первую очередь. Святые отцы дают нам такую рекомендацию: начни осуждать себя, свои дела и поступки, и до чужих грехов не дойдёшь. Действительно: если мы станем объективно себя оценивать и анализировать своё поведение, нам будет не до осуждения ближних — на это ни времени, ни сил не останется. Спаситель говорит: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3-5). По слову Христа, мы должны начинать с себя.
Святые осуждают осуждение:
Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай (прп. Серафим Саровский).
Берегитесь паче всего осуждать ближних. Не за других вы ответ дадите, а за себя (прп. Лев Оптинский).
Не говорите плохо ни о ком (прп. авва Исаия).
Если постоянно считаешь чужие грехи, будешь множить свои (свт. Николай Сербский).
Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит (свт. Иоанн Златоуст).
Осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно (прп. Иоанн Лествичник).
Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком (прп. Никон Оптинский).
Проблема информационного общества
Проблема осуждения очень актуальна для нашего общества и нашей Церкви. Это недуг, который очень заметен. Я обратил на него внимание, когда начал ходить в храм, и могу утверждать, что, к сожалению, осуждать научился именно здесь. Осуждение зиждется на невежестве. Люди часто берутся рассуждать о вопросах, о которых не имеют даже минимального представления: формирование госбюджета, медицинская реформа, церковное устройство, проблемы образования и так далее. Они посмотрели выпуск новостей, узнали пару новых фактов — и считают, что могут рассуждать об этих сложнейших вопросах.
Я считаю, что степень осуждения прямо пропорционально количеству информации. Мы сейчас живём в информационном обществе, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, мы тонем в ней, и потому не в состоянии давать объективную оценку всему, с чем сталкиваемся. Нужно не всю информацию принимать, не всему верить, всё рационально фильтровать, тогда будет меньше осуждения. Нельзя не вспомнить современные СМИ, которые порой очень специфически подают факты, и в итоге люди осуждают и ропщут. В этом случае нужно искать проверенные каналы информации и не всё подряд смотреть и слушать. В обилии данных можно заблудиться.
Как определить грань между осуждением и критикой? — надо прежде всего быть специалистом в том, что вы берётесь критиковать. Критика должна быть справедливой. Например, сейчас в обществе обсуждаются церковные вопросы. Мы живём жизнью Церкви, имеем соответствующее образование, работаем в этой сфере, и потому имеем право критиковать или обсуждать возникающие проблемы. Однако случается, что за это берутся люди, которые не знают, с какой стороны дверь в храм открывается. Это чистой воды профанация. Хочешь критиковать — разберись, не разобрался — не критикуй.
Как быть, если человек чувствует, что его уносит в осуждение? Как остановиться? Есть такая поговорка, что человек видит то, что знает. Если мы в ближним видим какие-то грехи и начинаем их осуждать, это прежде всего наши грехи. Именно потому мы их так смакуем. Человек, чистый сердцем, даже не помыслит о том, что ближний может что-то нехорошее сделать. Так что осуждаем мы своё, родное. Потому, если начали осуждать — это повод внимательно посмотреть в свою душу и поискать там склонность к тому греху, который так раздражает в ближнем.
Как бороться с этой страстью?
Чтобы приучить себя никого не осуждать, нам надо сразу же помолиться о согрешающем (прп. Симеон Псково-Печерский).
Смиренный не помнит зла, причинённого ему другими, и не осуждает согрешающего (свт. Афанасий Александрийский).
Если увидишь ближнего во грехе, не на одно это смотри, но подумай о том, что он сделал или делает хорошего, и нередко, осмыслив общее, а не частности, найдёшь, что он лучше тебя (свт. Василий Великий).
Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего» (прп. Нектарий Оптинский).
Кто занят познанием себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других (прп. Серафим Саровский).
Город против села
Что касается вопроса о связи склонности к осуждению в обществе и уровнем его культуры, то могу заметить следующее. Есть два типа общественных отношений, условно назовём их городской и сельский. Они очень разные. Село или деревня — это община, где все близко знакомы, люди тесно взаимодействуют и потому считают, что причастны к жизни своих соседей, имеют право в ней участвовать, давать ей оценку. Именно поэтому осуждение — это проблема, в большей степени свойственная сельскому менталитету.
В городе всё иначе: много людей, быстрый темп существования, насыщенность событиями. Люди порой живут через стенку в многоквартирных домах и не знают, как зовут соседа. В течение ХХ века советская власть провела реформы по переселению сельских жителей в города. Этот вопрос решался масштабно, городское население за счёт переехавших из сёл росло стремительно. Я читал в специальной литературе, что демографическая ситуация за довольно короткое время изменилась зеркально: на 1918 год по СССР 85% страны составляло сельское население, к 1991 году 85% составило городское.
Люди переехали из села в город, они утратили свою культуру, а новую в городских условиях не выработали. Потому у нас сейчас так много проблем — и мировоззренческих, и культурных, и демографических. Дело в том, что новый уклад формируется не так быстро, как хотелось бы, на это нужны не годы, а века. В итоге у нас произошла трансформация культурных отношений, из-за чего осуждение стало нормой для нашего общества — чего нет в обществе европейском, например.
Распространению осуждения в наши дни способствует общий уровень неудовлетворённости общества, большое число бытовых и финансовых проблем. Однако люди воцерковлённые не должны осуждать. Наша задача — всех оправдывать. В нашем обществе есть кому судить: полиция, служба безопасности, суды и так далее. Миссия христиан — прощать. Вспоминается дореволюционный случай, когда одного священника, нарушившего закон, судил суд присяжных. Его знаменитый адвокат в последнем слове сказал: «Этот священник нам всю жизнь прощал грехи. Давайте же и мы простим его единственный грех!» В итоге суд присяжных священника оправдал. Нам есть чему поучиться на этом примере. Надо учиться прощать — даже тех, кого не хочется. У нас единственный Праведный Судия — Господь, и не надо Его функции присваивать себе.
Записала Екатерина Щербакова
Паронимы: обсуждать.
Морфологические и синтаксические свойства
наст. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | осужда́ю | осужда́л осужда́ла |
— |
Ты | осужда́ешь | осужда́л осужда́ла |
осужда́й |
Он Она Оно |
осужда́ет | осужда́л осужда́ла осужда́ло |
— |
Мы | осужда́ем | осужда́ли | — |
Вы | осужда́ете | осужда́ли | осужда́йте |
Они | осужда́ют | осужда́ли | — |
Пр. действ. наст. | осужда́ющий | ||
Пр. действ. прош. | осужда́вший | ||
Деепр. наст. | осужда́я | ||
Деепр. прош. | осужда́в, осужда́вши | ||
Пр. страд. наст. | осужда́емый | ||
Пр. страд. прош. | — | ||
Будущее | буду/будешь… осужда́ть |
о·суж-да́ть
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — осудить.
Приставка: о-; корень: -сужд-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть .
Произношение
- МФА:
(файл)
Семантические свойства
Значение
- высказывать отрицательные, резкие и безоговорочные оценочные суждения о ком-либо, чём-либо, исходя из нравственных, духовных или эстетических оснований; порицать ◆ Отец и мальчики посматривали на неё как-то особенно, как будто только что до её прихода осуждали её за то, что она вышла из-за денег, за нелюбимого, нудного, скучного человека. А. П. Чехов, «Анна на шее», 1895 г.
- юр. признавая виновным, приговаривать к какому либо наказанию; выносить обвинительный приговор ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- разг. обрекать на что-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
- порицать
Антонимы
- одобрять
- оправдывать
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: осуждение
- глаголы: осудить, судить
- наречия: осуждающе
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- осадить
- Английскийen: condemn, judge
- Шведскийsv: döma (sv)
- Английскийen: condemn
- Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Не судите? Александр Ткаченко
- О злословии и клевете прп. Иоанн Лествичник
- О том, чтобы не судить ближнего прп. Авва Дорофей
- Не осуждайте, и не будете осуждены, или как бороться с осуждением иерей Филипп Парфёнов
- Если судим строго ближних… Как преодолеть эту склонность преп. Никодим Святогорец
- Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах
- Анализ слов Иисуса Христа «не судите»
- Не судите, да не судимы будете прот. Евгений Бобылев
- Грех осуждения митр. Эдесский Иоиль
- Осуждение, обличение и рассуждение арх. Иоанн Руставский
- Осуждение: как с ним бороться прот. Георгий Бреев
- Как победить страсть к осуждению? свящ. Георгий Максимов
- Святые угодники Божии о неосуждении священников
- Сначала общий совет: Ищите друзей, с которыми будете молиться, а не сплетничать. С этого совета начинается Псалтирь «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс.1:1), Апостол Павел: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33).
- Что касается поведения в конкретной ситуации, то следует заранее приготовиться и подумать какими словами и мыслями мы будем отстраняться от греха осуждения. Такого рода фразами, хорошо зарекомендовавшими себя на практике, могут быть: «ну, у каждого свои слабости», «кто знает, что там на самом деле», «большой соблазн, не знаю, как бы я себя повёл».
- Можно прямо сказать, что у нас нет желания обсуждать чужие недостатки.
- Хороший способ – перевести тему на добродетели осуждаемого. Например, кто-то говорит: Ты слышал, она такое-то совершила. — Нет, не слышал, но я её всегда с благодарностью вспоминаю они мне (или кому-то) очень помогла или у неё есть такая-то хорошая черта.
- Можно просто перевести разговор на другую тему. Желательно заранее; обычно осуждение других начинается с их обсуждения.
- Первая заповедь блаженства говорит о необходимости смирения. Применительно к борьбе с осуждением, как только появятся первые успехи в борьбе с ним, так та же гордость повернётся к нам другой стороной и будет нашёптывать: какой ты молодец, как ты лихо одолел этот грех. Гордость вообще очень изворотлива: одеваемся хорошо – гордимся этим, одеваемся в рваньё – ещё больше гордимся своим смирением. Поэтому мы должны беречься от того, чтобы побороть один грех, не приобрести ещё более тяжкий.
- Авва Дорофей писал: В общежительном монастыре, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся, или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрел сию добродетель. Однажды отвел я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно, без всякого смущения: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них как от людей? Это – лающие псы».
- Чтобы избежать прелести духовной, следует стараться рассматривать любые наши добрые дела как норму, а не как что-то выдающееся. Добро – это естественно, а зло – нет. Кроме того, любое наше добро несовершенно, т.к. имеет примесь тщеславия, поэтому и повода для гордости нет.
- наследственности;
- обстановку его жизни в детстве и юности;
- характер его родителей и воспитателей;
- знания, которые он получил;
- направление его судьбы по Божию промыслу.
Метаграммы
Перевод
приговаривать к наказанию
обрекать на что-либо
Библиография
- Для улучшения этой статьи желательно:
«Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”
В замечательной молитве святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего” есть следующее прошение: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”, что значит – даруй мне Твою благодать, дабы узреть мне и судить мои собственные ошибки, а не осуждать брата моего. С одной стороны, святой просит Бога дать ему дар самопорицания, а с другой – умоляет Его помочь не осуждать ближних.
Что такое осуждение? Осуждение и порицание есть плод ненависти. Осуждение, по словам Иоанна Лествичника, болезнь тонкая, это состояние, устраняющее любовь, это нечистота сердца, утрата целомудрия. Осуждение поистине страшная вещь. Выскажем некоторые мысли по этому поводу.
Господь сказал: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”. Всякое слово будет свидетельствовать или за нас, или против нас. Чего греха таить, осуждение ближнего доставляет нам большое удовольствие. Когда люди получают благосклонность некоего сильного мира сего или душа их полна ненависти, они с легкостью начинают порицать и осуждать других.
Древний церковный писатель Ерма, написавший книгу «Пастырь”, говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения.
Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей.
Обычно мы злословим о ком-то, когда тот не присутствует при разговоре. «И воссели владыки и хулят против меня…” – говорит Давид. И действительно, в Ветхом Завете мы читаем, что Саул, Авенир и Ахитофел насмехались над Давидом. Стих этот имеет отношение и ко Христу. Первосвященники Анна и Каиафа тайно встречались и, в конце концов, обвинили и решили убить Его. Иисус в то время находился в Саду и говорил о Боге, а те тайно оговаривали Его. Вот почему псалмопевец восклицает: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими”.
Этот грех происходит от недостатка любви к ближним. Если бы мы любили своего ближнего, мы бы заступились за него. «Любовь все покрывает”, – говорит апостол Павел. Осуждение заставляет нас видеть грехи других, в то время как сами мы делаем вид, что непогрешимы. Мы всегда оправдываем самих себя, и, как правило, видим недостатки в других. Лучше бы кто-то вкушал плоть и пил кровь, чем «порицал братьев во плоти”, то есть вкушал бы плоть своего брата и изъедал его душу осуждением, как говорит Иоанн Дамаскин.
Наблюдается следующее явление: люди, не имея на это ни власти, ни компетенции, осуждают грешников как словами, так и мысленно. В то время как только Бог может осудить, вынести приговор и осуществить его. Когда мы осуждаем человека, мы узурпируем права Бога. «А ты кто, который судишь другого?” – говорит апостол Павел. Один Господь может оправдать или осудить кого-то. Мы, люди, должны научиться «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего”.
Осуждение является препятствием для нашей духовной жизни. Зачастую, когда в течение дня мы осудили или оклеветали кого-то несправедливо, вечером мы не в состоянии молиться. Все это: насмешки, осуждение, злословие, плохие мысли, злость, – вспоминается во время молитвы и загрязняет нашу душу. Дьявол, зная, что творение молитвы идет на пользу человеку, пытается воспрепятствовать этому. Таким образом, осуждение является грандиозным оружием дьявола. Оно насмерть поражает душу.
Исаак Сирин объяснял, что Бог допускает искушения тому, кто подвержен греху осуждения. Например, плотские искушения, поражающие человека, есть результат его осуждения ближних. Ибо тем, кто возгордился перед братьями своими, Бог попускает плотские искушения, чтобы мы смирились, увидели свою ничтожность, и, таким образом, перестали осуждать своих ближних.
Что однако должно делать нам, когда нас осуждают другие?
Здесь я хотел бы вспомнить слова Иоанна Златоуста. Святой говорит, что, когда мы живем в грехе, даже если нас никто не осуждает или не обвиняет, мы являемся самыми ничтожными среди людей. Напротив, когда мы пребываем в прилежной добродетели, «даже если против нас целая вселенная”, т.е. даже тогда, когда весь мир осуждает нас, тогда мы «ревнители всего”, т.е. достойнейшие из всех.
Поэтому нам должно прислушиваться не к тем, кто нас осуждает, а к добродетели жизни нашей.
Митрополит Эдесский, Пельский и Aльмопийский, Иоиль. Жертва вечерняя, стр.161 -166
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия”
***
Осужде́ние – 1) уничижительное мнение (суждение) о ближнем, пристрастно характеризующее его недостатки; 2) обличение; 3) вменение вины.
Осуждение считается видом тщеславия рассматривается как один из тягчайших грехов.
***
Чем осуждение отличается от рассуждения?
Как следует из практики общего словоупотребления, понятия «рассуждение» и «осуждение» имеют различные смыслы. Глагол «осуждать» означает — выказывать неодобрение, обнаруживать чью-либо виновность, выдвигать обвинительный приговор. Глагол «рассуждать» хотя и может сближаться по смыслу со словом «обсуждать» (а значит и «оценивать» кого-либо, в том числе в нравственном или юридическом отношении, или, что то же, «осуждать»), однако в первую очередь всё же располагает к другой интерпретации: излагать суждения, строить умозаключения. Несмотря на разницу в смыслах подмена этих понятий происходит настолько часто, что порой не вызывает удивления.
В каких же случаях, рассуждая о ближних, люди именно рассуждают, а в каких переходят границы дозволенного и вопреки правилу («не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1)) осуждают?
Для того, чтобы разрешить это недоумение, желающий «порассуждать» должен задаться (как минимум) двумя вопросами: какова цель предполагаемых рассуждений, и имеет ли он моральное право оценивать то или иное действие заинтересовавшего его человека?
Положим, Церковь не запрещает ставить оценку действиям ближнего в благих целях, например, с целью молитв о нём как о согрешившем, либо с целью его дальнейшего вразумления.
Однако и в таких случаях Святое Евангелие побуждает христианина сперва обратиться ко грешнику лично, открыто указать ему на его грех; затем, если тот всё же не вразумится, подойти к нему снова, взяв с собой одного или двух свидетелей; наконец, если и это не подвигнет грешника к покаянию, обратиться к нему от лица церкви.
Очевидно, что и призвание свидетелей, и обращение ко грешнику от лица церкви требует предварительного рассуждения, некоторого обсуждения его греха. Стало быть, такого рода рассуждения не только не запрещаются Божьим законом, но и предписываются (Мф.18:15-16).
Не противоречат канонам и рассуждения по поводу такого-то и такого-то грешника с третьими лицами, имеющее целью оградить эти лица от исходящей от грешника опасности, например, если он является раскольником или еретиком .
Правда, всё вышесказанное справедливо лишь для здравых, трезвых рассуждений.
Что касается вопроса о моральном праве на обсуждение того или иного грешника, здесь важно помнить о замечании, которое хотя и было озвучено 2000 лет тому назад, однако остаётся актуальным и сегодня: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?» (Мф.7:3).
Разница в отношении к собственным грехам и ко грехам ближних бывает настолько разительной, что иногда думается, что приведённую выше метафору не только не следует считать риторическим преувеличением, но можно ещё и усилить.
И это понятно. Для борьбы со своими грехами требуется немало усилий, может быть даже духовных подвигов, а осуждая стороннего человека, легко выказать себя с самой лучшей стороны, мол, он — грешник, но коль скоро я его осуждаю, значит я — не такой. Ай да молодец!
Многие из нас бывают скоры на обсуждение чьих-то грехов, тогда как не уделяют надлежащего внимания своим, словно забывая о грозном Евангельском предостережении: «каким судом судите, таким будете судимы» (Мф.7:2). А зря.
«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», – сказал Спаситель (Лк. 6:37).
Способы борьбы с осуждением
Находим их в сочинениях св. отцов и церковных писателей.
Отсекать греховные помыслы.
Осуждаем мы двояко: в мыслях и в разговорах с другими людьми. Началом в любом случае является мысль. Существуют определённые этапы пленения страстью. Любая болезнь проходит несколько стадий. И ее легче лечить на ранних стадиях, чем на поздних. Первая стадия греха называется прилогом и проявляется в том, что человеку приходит некая мысль. Прилог – вкрапление мысли в сознание. Затем должно произойти опознание её как добрую или злую. Грех не сваливается неожиданно, он всегда проходит все эти стадии. Любая мысль начинается с прилога. Но прилог грехом ещё не является. Поэтому наша задача отсечь греховный прилог сразу после его возникновения.
Осуждение коренится в страстях празднословия (тема важная, но не к месту) и пустословия (сплетни, слухи). Их искоренение избавляет от осуждения.
Научиться первым помыслом искать во всех людях хорошее.
Рассказ прп. Аввы Дорофея: «Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келлию его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келлию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келлию его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состояние келлии согласно с состоянием души его».
Пример из современной жизни. Мы входим в храм и видим девушку без платка в короткой юбке или парня в шортах и в майке. Как это правильно воспринимать? С радостью! «Нецерковный человек зашёл в храм! Слава Богу!».
Не спешить высказаться
Перед любым высказыванием или ответом нужно всегда брать паузу, никогда не спешить высказаться. Особенно важно не спешить выплёскивать негативные эмоции – да не зайдёт солнце во гневе вашем (Еф.4:26).
Протоиерей Игорь Мазур давал такой совет: Христианин должен придерживаться 2-х принципов: никого не бояться (кроме Бога) и ничему не удивляться. Тот, кто ничему не удивляется, тому и нечего осуждать.
Стараться реже оценочно говорить о других людях
На обеденном столе блаж. Августина была сделана следующая надпись: «Кто любит в разговорах затрагивать доброе имя отсутствующих, пусть знает, что доступ к этому столу ему воспрещен». Если гость, находящийся за столом, забывал этот совет и начинал сплетничать, то хозяин говорил ему: «Или мы сотрем это изречение, или я удалюсь».
В некоторых греческих монастырях, соблюдающих древние монашеские уставы, есть правило: если монах позволяет себе поговорить с кем-то «о третьем лице», то на следующий день он не имеет права причащаться.
Не доверять сплетням
Можно вспомнить случай из жизни преподобного Пимена Великого. К нему пришел какой-то брат и стал говорить: а вот в таком-то монастыре происходят такие вещи. Преподобный сказал: «Я не знаю, так это или не так». «Но мне об этом сказал верный человек», — заметил брат. «Был бы верный, не сказал бы»,— ответил преподобный Пимен.
Есть такой совет: Никогда не позволяйте вашим ушам слышать то, что не видели ваши глаза.
Разделять человека и его грех, не смешивать их, видеть образ Божий в каждом человеке
Любой грех это болезнь. У каждого из нас свои симптомы и свои проявления болезни. Тот, кто осознаёт это, иначе относится и к себе, и не осуждает ближних, по-другому их видит. Ведь нелепо, находясь в больнице, критиковать больных иными, чем у тебя болезнями, ведь ты же сам не здоров.
Учитывать индивидуальные особенности человека
Составляя свое мнение о человеке или его поступке, мы не в состоянии учитывать всех факторов, оказавших влияние на формирование этого человека, всех причин, побудивших совершить тот или иной поступок. Один Господь всеведущ. Люди рождаются с различными наклонностями, различными темпераментами, воспитываются в разных семьях, живут в разной среде. Все это оказывает влияние на формирование личности и на проявление ее в делах.
К одному настоятелю обратились с вопросом: «Кто у вас в монастыре самый благочестивый?». Настоятель ответил: «Повар. Имея от природы нрав вспыльчивый, огненный, этот повар постоянно сдерживает себя. И потому внешне не отличается от других иноков».
Замечательный пример приводит святитель Иоанн Златоуст. Две девочки-близняшки попали на невольничий рынок. Одну из них купила монахиня и воспитала в трудолюбии и благочестии. Другую купила блудница и сделала ее сначала свидетельницей, а потом и соучастницей своей распутной жизни. Неужели по смерти этих сестер Господь не учтет всех обстоятельств их судьбы? А мы? Могли бы мы учесть всё? Для нас это невозможно. А потому не будем и пытаться произносить своего суда над другими.
Не сводить все мотивы поступков человека к одному
Редко, когда человек имеет один мотив, причём злой. Среди мотивов могут быть добрые и злые, поэтому неверно рассматривать лишь один мотив, возможно человек руководствовался совсем другим.
Ставить себя на место того, кого хочешь осудить
Полезно поставить себя на место этого человека и постараться попробовать прожить эту ситуацию им. И тогда, может быть, станет понятно, что двигало этим человеком, и наша оценка не будет страстной. И тогда, может быть, мы поймём, что делать дальше, и не надо будет выносить это на общее обсуждение.
Милосердие к человеку – лекарство от осуждения
Святитель Иннокентий Московский говорил: все видят, как человек падает — никто не видит, как он встает.
Старец Анатолий Оптинский учит нас: «Пожалей, и не осудишь». Надо стараться по отношению к другому человеку быть адвокатом, а к себе — прокурором.
«Чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять…
Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех нас помиловал, не только того, кого хотелось осудить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, – и замрет злой позыв».
св. Феофан Затворник
Сразу же переключаться от чужого греха к своему: разве я подобного никогда не делал, если нет, то легче ли мои иные грехи? Без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта очень сложно избежать осуждения.
Как говорил Шекспир: Грехи чужих судить вы так усердно рвётесь! Начните со своих – и до чужих не доберётесь.
Есть меткое высказывание: «Всё, что вы видите во мне, это не моё, а Ваше, моё – это то, что я вижу в вас».
Хотели бы мы быть опозоренным на весь мир? Тогда не будем и мы позорить других.
Единственный человек, с которым мы должен сравнивать себя – это мы в прошлом. И единственный человек, лучше которого мы должен быть –это мы сейчас. Поэтому, когда у Вас появилось желание кого-то осудить, осудите это желание.
Избегать телепередач и новостей в Сети, которые провоцируют осуждение.
Представьте, что Вам бы пообещали 100 тыс.$ в день за то, что мы бы не осуждали человека, то как бы мы были внимательны… Сразу бы минимизировали опасное общение, телевизор. Очень бы внимательно за речью следили…
Молиться за осуждённых нами людей
Вечером за каждого осуждённого сотвори несколько поклонов с молитвой «Господи, спаси раба Твоего и меня, грешного, помилуй». Можно записки на молебны подавать об осуждённых православных.
Преподобный Иосиф Оптинский учил против помыслов осуждения молиться молитвой святого Ефрема Сирина и приводить на память свои собственные немощи. Ему вторил преп. Нектарий Оптинский: Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
Изучать опыт подвижников
Протоиерей Валериан Кречетов рассказывал о своём отце, который был осуждён советской властью по липовой политической статье и несколько лет провёл в суровых условиях заключения, но не рассказывал об этом детям. Причина, по которой папа, как мне кажется, не рассказывал о Соловках, — он не хотел озлоблять нас против режима. Нет никакой радости в том, что ты озлобляешься на то и тех, что и кто вокруг.
Также он приводил пример воспоминаний исповедника святителя Афанасия, епископа Ковровского когда, пройдя 30 лет по тюрьмам и ссылкам, он говорит, что в таком-то лагере, «помню, был следователь, милейший человек». С таким теплом вспоминает…
Прп. Паисий Афонский говорил: «Всегда надо искать добрый помысел, постараться оправдать человека. Увидел согрешающего человека — подумай, что он, может быть, не с той ноги встал, у него давление, сердце, у него, может быть, неприятности на работе, вообще у него больная печень,— это не он, а его физиология… И постараться найти причину, чтобы сгладить, простить, не обратить внимания, и самое главное — сказать, что он оступился. Не «он вор», а «он своровал», «он оступился». Не «он пьяница», а «он выпил». Пусть это будет продолжаться подряд десять лет, но все-таки считать, что «он выпил»: вчера, сегодня, послезавтра — «выпил», а не «пьяница».
Архимандриту Серафиму Тяпочкин совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: «блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).
Можно вспомнить и Притчу о прощённом монахе.
Что делать, если при нас кого-то осуждают
Об опасности на пути преобразования страсти в добродетель
***
«Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю, – говорит св. Иоанн Златоуст, – Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнес суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и по твоему суду о других… Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета, — мы сами обременены грехами, превышающими всякое помилование. Будем больше сострадать тем, которые грешат, не заслуживая снисхождения, чтобы и мы могли надеяться на такую же милость к себе; хотя, сколько бы ни старались, мы никогда не будем в состоянии оказать такое человеколюбие, в каком имеем нужду от человеколюбивого Бога. Поэтому не безрассудно ли, когда мы сами находимся в такой большой беде, строго разбирать дела своих собратий и вредить самим себе? Таким образом, ты не столько выставляешь его недостойным твоего благодеяния, сколько самого себя – недостойным Божия человеколюбия. Кто строго взыскивает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог».
***
преп. авва Дорофей
«Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келлию его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келлию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келлию его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состояние келлии согласно с состоянием души его. И никогда он не говорил ни о ком: сей брат нерадив, или сей тщеславен, но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого. Благий Бог да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получать пользу от каждого и никогда не замечать пороков ближнего. Если же мы, по собственной нашей греховности, и замечаем или предполагаем их, то тотчас обратим помысл наш в добрые мысли. Ибо если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощию Божиею рождается в нём благость, которою благоугождается Бог».
свт. Василий Великий
«Не будь судьей чужих падений. На них есть Судия праведный».
преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:
«(Христианин) подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся. И мы оказываемся безрассудными судьями и этим допускаем нелегкий грех».
святитель Тихон Задонский:
«Берегись осудить ближнего, поскольку он пред своим Господом стоит или падает, поскольку и сам ты – грешник. И праведнику судить и осуждать никого не следует, тем более грешнику – грешника. И судить людей – дело одного Христа: Ему Небесный Отец передал Суд, и Он будет судить живых и мертвых – этому Суду и сам ты предстоишь. Берегись же похитить себе сан Христов – это весьма тяжко – и судить подобных тебе людей, чтобы с этим мерзким грехом не явиться на Суд Божий и не быть справедливо осужденным на вечную казнь».
преподобный Исидор Пелусиот:
Нужно обратить душевное око от рассмотрения чужих погрешностей на свои собственные и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправдание.
прпмч. Митрофан Сребрянский:
Нет плохих людей на свете, а есть больные души, жалкие, подверженные греху. За них надо молиться, им нужно сочувствовать.
свт. Николай Сербский:
Как грязная вода не может убелить грязное полотно, так и грешник не может очистить другого грешника, пока себя не очистит. Потому предостерегает Господь: исцели себя сам! Если хотите исправлять других, исправьте себя, а потом о других ревнуйте. Это закон Христов.
архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
Ты много читал, а не понял главного — духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающим. Самые разрушительные грехи — это соблазн и осуждение. Вот и начни вниманием эти два греха изгонять из души и сердца.
священник Александр Ельчанинов:
Смотрите на врагов, как на больных одной с вами болезнью.
Н.Е. Пестов:
Мы не можем судить ближнего, т.к. мы не знаем его:
архим. Рафаил (Карелин):
Надо вообще избегать говорить что-либо о людях, оценивать их, хвалить или порицать, ибо сердце человека — это глубокое море, а мы видим лишь поверхность его.
из воспоминаний об архим. Серафиме (Тяпочкине):
Ему совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: «блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).
***
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака —
Вот и станете вы человеком.
Булат Окуджава