Выражение «не сотвори себе кумира» — означает быть собой, не создавать себе идола, иметь своё суждение и мнение, не придерживаться сегодняшней моды, не поклоняться безосновательно кому-либо или какой-то идее.
Господь предоставил своему избранному народу десять заповедей. Это произошло в момент, когда заключалось соглашение, следуя которому евреи должны распространять божьи законы во всём мире (не совсем ясно почему Бог сам не мог распространить это учение, а предоставил сделать это дикарям). Моисей, который являлся основоположником иудаизма, а по совместительству ещё вождём и пророком, решил объединить все разрозненные дикие племена евреев и сплотить их в один народ. Моисей осознав важность этих заповедей, самолично вырезал их на Скрижалях Завета.
Читайте ещё: что означает символ Циркуль с наугольником
Содержание
Христианский вариант Заповеди Завета
«…Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…»
(стих 4-5, глава 20, книга Исхода)
Иудейский вариант Заповеди завета
«…Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею…»
(Второзаконие 5:7–10; книга Исхода 20:3–6)
В составе Библии находится так называемый Старый (Ветхий) и Новый завет
Читайте ещё: что означает Символ Бесконечности
Ветхий завет — это первый вариант Библии христиан, который является общим, как для христианства, так и для иудаизма. В него тринадцать исторических книг — книга Екклесиаста (Проповедника), книга Соломоновых притчей, семь книг мудрецов, первая книга Езиды, книги Судей Изралиевых, книга Иисуса Навина; Пятикнижья (Второзаконие, Исход, Числа, Бытие, Исход); девятнадцати книг пророков — послание Иеремии, Плач Иеремии, книга пророка Иезекиля и т. д.; и ещё восьми разных книг в числе которых Первая, Вторая, Третья книга Маккавея, книга Есфири.
Новый завет — это вторая часть Библии христиан, в состав которой входят двадцать семь книг. В числе которых — Откровения Иоанна Богослова; Первого, Второго, Третьего послания Иоанна, двадцать одного послания в числе которых Послание Иакова, а также Первого и Второго послания Петра; Деяния святых Апостолов; четырёх Евангелия (от Луки, от Матфея, от Иоанна, от Марка)
Использование выражения «не сотвори себе кумира» в литературе
«Не сотвори себе кумира
в долине идолов,
не сотвори.
Не повтори ошибок мира,
что наспех выдуман,
не повтори…»
(«Не сотвори» Рогова Ирина Валерьевна)
«Я никогда не понимал фразы «Не сотвори себе кумира». Благодаря кумирам я жил, к чему-то стремился, ставил и добавился цели»
(«Не сотвори себе…» Стальская Софья Станиславовна)
«Можно ли считать Вас первооткрывательницей? Откуда Вы черпаете идеи для своего творчества, исследований? Есть ли у Вас кумиры? Как Вы вообще относитесь к принципу: «Не сотвори себе кумира»? Ваш путь «наверх» был сложным?
— Да, Я — Женщина-Первопроходец, которая в Эпоху оголтелого патриархата Первой с открытым Лицом восстала против существующих догм, ветхих канонов, невежества и полного уничижения Женского Начала»
(Из интервью с Викторией Преображенской)
Читайте ещё: что такое Джихад
Не сотвори себе кумира проповедь
-
- 0
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- Категория: Выражения
Кумир – это рок-музыкант или чемпион мира по боям без правил? Кто считал православные иконы идолами? И зачем израильтяне выковали золотого тельца? Ответим на эти вопросы и поговорим о второй Синайской заповеди.
Золотой телец
Моисей со скрижалями
На Синайской горе Господь вручил Моисею каменные скрижали с 10 заповедью. Вернувшись в стан израильтян, пророк, только что получивший от Бога «правила жизни», с ужасом обнаружил, как его народ бодро нарушает первую и вторую заповедь. Не надеясь уже на возвращение Моисея, евреи попросили его старшего брата Аарона, так же участвовавшего в выводе иудеев из Египта, сделать… им нового бога.
«И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:2-4)
Моисей, конечно же, пришел в гнев. Его можно понять. Он чувствовал свою ответственность за будущее своего народ и, быть может, всего человечества. Вдобавок, еще на Синае, узнав от Бога без подробностей, что происходит внизу, Моисей упросил Создателя помиловать иудеев от Божьего гнева. Но спустившись, пророк своими глазами увидел, в чем дело. Пророку не удавалось сопоставить в уме только что состоявшийся акт договора Самого Бога с людьми и беспечную, безумную мольбу с плясками перед золотым идолом. В ярости Моисей разбил скрижали завета, уничтожил тельца, отчитал Аарона, а верным Богу израильтянам приказал устроить зачистку народа от идолопоклонников.
Прививка от язычества
«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»
(Исх. 20:4-6)
Первая половина заповеди ясна, особенно в исторической ретроспективе: Бог предостерегает людей от языческого идолопоклонства и язычества, а также попыток обожествлять материальные формы или стихии. А что со второй частью?
Никола Пуссен «Поклонение Золотому тельцу”
Мы видим предупреждение о том, что за прегрешения родителей могут пострадать дети, внуки и даже правнуки. Грех, как привычка, может передаваться по наследству, будучи посеян в одном поколении, а взойдя – гораздо позже. Блаженный Иероним Стридонский так пишет об этом:
«Наши помыслы и решения… Бог карает не сразу, но взыскивает в потомстве, то есть в дурных делах и коснении в греховном».
Сколько народов в истории человечества свернули со спасительного пути поклонения Истинному Богу? Стали язычниками или заблудились в религиозном поиске, уверенно предпочтя собственное понимание Творца богоданной вере? Господь предупреждал об этом еще на Синае.
Икона или идол?
Иконоборцы (картина Доменико Морелли, XIX век)
Христианство во все времена вело борьбу с идолопоклонством. Из житий мучеников первых веков в Римской империи мы в изобилии черпаем информацию о том, насколько жители самого крупного государства своего времени были заражены служением каменным изваяниям. Перед «божествами» приносились жертва, совершались ритуалы, попытки принуждения христиан к участию в идолопоклонстве.
Нередко соприкосновение христианских святых с языческими «культовыми объектами» наглядно демонстрировало их природу. Например, когда великомученицу Татьяну привели в храм Аполлона с целью заставить девушку принести истукану жертву, кровля здания вместе с изваянием рухнули, а из идола с громким воплем вырвалось нечто. Понятно, что свято место пусто не бывает: там, где нет Бога, обязательно появятся темные силы. Потому, что человек сознательно сделал выбор в их пользу.
Вот заговорив об идолах, мы невольно можем задаться вопросом: а как же быть, например, с православными иконами? Вопрос хороший, но он был снят в IX веке на Константинопольском соборе. Патриарх Мефодий при поддержке царицы Феодоры защитили православные иконы от возможных гонений. За 100 лет до этого события императора Лев III решил, что икона – это идол, а ее присутствие в храмах и домах прямо нарушает вторую Синайскую заповедь. Тысячи икон, фресок и мозаик было уничтожено в период иконоборчества. Кто же был прав?
VII Вселенским собором было объяснено просто:
«Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».
Синайская икона Христа Пантократора
Отметим, что на иконах изображаются люди и события. Иисус Христос – был и Человеком. Тем более – его святые. Ангелы и бесплотные силы также имели видимую глазу форму, когда являлись перед людьми. Православная икона изображает как бы невидимый мир, несет в себе глубокий символизм в образах, формирует нужный настрой на молитву и несет в себе напоминание о Боге.
Поклоняясь иконам, православные христиане поклоняются Богу и Его подобию, просиявшему в тех или иных святых.
Не сотвори себе кумира
В нашем языке нашего времени слово «кумир» приобрело примерно следующее определение: как правило, это эстрадный исполнитель или актер большого кино, деятель другой сферы искусства или выдающийся спортсмен. Реже политик, ученый, профессионал своего дела. Кумиром становится обычный человек, в выдающихся способностях которого убеждены его обожатели. Они видят в нем своего рода мессию, несущего свет, мотивирующего, дающего надежду.
Обычного человека, пусть и одаренного, сами люди преувеличенно наделяют сверхкачествами и даже ставят в центр своей жизни. Он становится богом для отдельных людей. После смерти Курта Кобейна из «Нирваны» по всем странам мира прокатилась волна самоубийств. Для людей Курт был всем, человеком, на которого равнялись. Очевидно, что самоубийство – это шаг, который верные фаны повторили за своим кумиром.
Еще жестче «почитание» своих гуру в сектах и даже приближающимся к ним православным общинам. Если светские кумиры, как правило, не претендуют на роль воплотившейся истины (скорее, сами люди наделяют талантливых любимцев образами божественности), то лидеры религиозных групп с большей уверенность встают на место Бога. Последствия – печальны для всех. А ведь мы забываем, что каждый из нас, какими бы выдающимися способностями он не обладал, да будь хоть святым при жизни – всего лишь человек, без Бога ни на что по-настоящему значимое неспособен.
Не сотвори себе кумира значение
Соломон покланяется кумиру. Себастьяно Риччи.
«Не сотвори себе кумира» — такой совет даем мы человеку, который слишком сильно увлекся какой-то личностью. Идеализирует ее, стремится подражать или готов служить ей. Таким кумиром может стать кто-то из знакомых, или историческая личность. А еще чаще кумирами мы называем современных «звезд» – актеров и музыкантов.
Но что же значит слово кумир?
Происходит оно от семитского kumra, что значит «жрец». В славянских языках так называли скульптурные изображения языческих богов.
Что же касается фразы «Не сотвори себе кумира», то на самом деле она является одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай. Полностью заповедь звучит так: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой…».
Эта заповедь — вторая по счету и предостерегает человека от следования языческим культам, поклонения идолам и ложным богам. Она является логическим продолжением первой заповеди, которая гласит: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
На первый взгляд она актуальная для древнего человека и потеряла свою значимость в наше время. Но стоит все же задуматься: ведь речь в ней идет не только о статуях. Как знать, возможно сейчас, увлекаясь благами современной цивилизации мы точно также творим себе кумиров из дорогих вещей, карьеры и прочих не слишком возвышенных понятий, которым служим и уделяем внимания гораздо больше чем Богу и Его заповедям.