Слово «никакой», являющееся отрицательным местоимением, пишется слитно с приставкой ни-. «Ни какой» пишется раздельно как союз «ни…ни» и местоимение (союзное слово) в сложноподчиненном предложении.
Чтобы выяснить, как правильно пишется слово «никакой» или «ни какой», слитно или раздельно, определим часть речи, к которой оно принадлежит.
Содержание
- Часть речи слова «никакой»
- Правописание слова «никакой»
Часть речи слова «никакой»
В газетном киоске никако́й журнал мне не приглянулся.
Слово «никакой» определяет подлежащее, выраженное существительным в форме единственного числа мужского рода, и отвечает на вопрос какой?
Рассматриваемое слово конкретно не обозначает признак предмета, а только указывает на него. Такой способностью указывать на предмет, признак, количество обладает самостоятельная часть речи — местоимение. У местоимений имеется несколько разрядов в зависимости от их лексико-грамматического значения. Интересующее нас слово имеет значение отрицания. Значит, отнесем его к разряду отрицательных местоимений, как и следующие слова:
- ничто
- никто
- ничей
- нисколько
- некого
- нечего
Правописание слова «никакой»
Следующий шаг в определении слитного или раздельного написания рассматриваемого слова предпримем, разобрав его по составу:
никакой — приставка/корень/окончание
Эта лексема образована с помощью приставки ни- от однокоренного относительного местоимения «какой»:
какой → никакой.
Все эти исследования позволят с уверенностью утверждать:
Слово «никакой» пишется слитно с приставкой ни-.
Но на календаре никако́й записи не оказалось (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).
Раздельное написание слова «ни какой»
Это отрицательное местоимение может быть написано раздельно, если в падежной форме появится предлог между начальным «ни» и словом, например:
- ни с какой проблемой не встретились;
- ни в какую не соглашаться;
- ни о каком предложении нет и речи;
- ни у какого дома не видно.
Отличаем также раздельное написание сочинительного повторяющегося союза «ни…ни» с относительным местоимением «какой», которое используется в качестве союзного слова в придаточной части сложноподчиненного предложения, например:
Я не знаю, ни какой он гостеприимный хозяин, ни какой у него дом на побережье.
Склонение слова «никакой»
Слово «никакой» может обозначать местоимение в форме мужского или женского рода единственного числа в зависимости от падежа.
Понаблюдаем за изменением по падежам, числам и родам данного отрицательного местоимения.
Сделаем вывод, что независимо от родовой принадлежности анализируемая словоформа пишется слитно.
Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).
Удрать на шлюпке у них не было никакой возможности (Джек Лондон. Морской волк).
Отметим еще одно наблюдение, что в предложении обязательно имеется сказуемое с отрицательной частицей «не» или выраженное словами «нет», «нельзя» и пр. Это доказывает, что местоимение «никакой» усиливает это отрицание и пишется с безударной приставкой ни-, а не с не-.
Сравним, как пишутся слова «никому́ и не́кому».
Аналогично правильно выберем слитное или раздельное написание слов:
- ничего или ни чего;
- никому или ни кому;
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | мни́мый | мни́мое | мни́мая | мни́мые | |
Рд. | мни́мого | мни́мого | мни́мой | мни́мых | |
Дт. | мни́мому | мни́мому | мни́мой | мни́мым | |
Вн. | одуш. | мни́мого | мни́мое | мни́мую | мни́мых |
неод. | мни́мый | мни́мые | |||
Тв. | мни́мым | мни́мым | мни́мой мни́мою | мни́мыми | |
Пр. | мни́мом | мни́мом | мни́мой | мни́мых |
мни́-мый
Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.
Корень: -мн-; суффикс: -им; окончание: -ый .
ПроизношениеПравить
- МФА:
(файл)
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- воображаемый, существующий лишь в мысленном представлении людей ◆ Мнимые препятствия.
- фальшивый, поддельный, ложный ◆ Мнимый больной.
- матем. относящийся к категории чисел, квадрат которых является отрицательным числом ◆ Мнимая единица.
СинонимыПравить
- воображаемый, несуществующий, кажущийся
- фальшивый, поддельный, ненастоящий, ложный
АнтонимыПравить
- реальный, действительный
- истинный, подлинный, настоящий
- действительный
ГиперонимыПравить
ГипонимыПравить
Родственные словаПравить
Ближайшее родство
- существительные: мнимость, мнение
- прилагательные: мнительный
- глаголы: мнить
- наречия: мнимо
ЭтимологияПравить
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- мнимая беременность
ПереводПравить
воображаемый
- Английскийen: imaginary
- Немецкийde: angeblich
- Украинскийuk: уявний
поддельный
- Английскийen: pretended, supposed
- Украинскийuk: вдаваний
Для улучшения этой статьи желательно:
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
ВИНА – состояние человека, обусловленное нарушением им долга, требований авторитета, обязанностей, накладываемых законом или соглашением (договоренностью). Противоположностью вины является заслуга, которая признается за человеком, совершившим действия, превышающие требования долга. Возможность виновности (как и заслуги) обусловлена (актуально или потенциально) ситуацией выбора, в которой человек оказывается в результате осознания долга или предъявления ему требования, самим фактом которого удостоверяется свобода человека как способность выбирать между правильным (требуемым, подобающим) и неправильным (запрещаемым, непотребным), а также его ответственность. Виновным может быть признано лишь вменяемое лицо, и обвинение означает признание вменяемости человека. Вина человека может быть признана различной за действия, совершенные преднамеренно (умышленно), вынужденно (подневольно) и по неосторожности или наивности (неумышленно). С юридической точки зрения из того, что нечто совершено данным индивидом, еще не следует, что преступление может быть ему вменено, если не будет доказано, что действие, оцениваемое как преступное, было совершено с умыслом, намеренно. Так же различна направленность сознания вины, которая может возникать на основе интернализации внешнего авторитета или возложения человеком роли авторитета на себя. Осознание вины выражается в чувстве стыда, муках совести. В признании (в частности, исповедальном) своей вины заключается раскаяние, а в осознанном принятии наказания, искупающего вину, – покаяние.
Юридическое и моральное понятия вины следует отличать от т.н. метафизического понятия вины, суть которого заключается в том, что человек оказывается (и признается) безусловно виновным не только из-за своего несовершенства и связанной с этим неспособности до конца исполнить свой долг, но и вследствие всего, что происходит вокруг. Такова христианская идея вины. Согласно религиозной этике, виновностью сопровождается грех, и чувство вины выражает осознание человеком собственной греховности; это чувство неизбывно вследствие первородного греха человека.
И. Кант, указывая на то, что человек виновен самим фактом возможности свободы (как произволения), наряду с преднамеренной (dolus) и неумышленной виной (culpa) выделял также прирожденную вину (reatus). Виновность, по Канту, следует усматривать не только в совершении поступков, имевших злые последствия, но и в поступках, совершенных не ради долга, а по максимам, которые по самой своей природе вполне могли бы привести к дурным последствиям и не привели лишь по счастливой случайности. Вина-reatus и заключается в неисполнении долга как необходимости совершать добро во всей возможной полноте. По Гегелю, человек виновен уже в своей способности действовать, быть виной – «причиной» происходящих вовне изменений, а действование – возможная материя проступка и преступления. Во французском экзистенциализме вина человека обусловлена его неспособностью сполна реализовать собственный потенциал.
Ф.Ницше, выводя понятие «вины» (Schuld) из материального понятия «долг» (Schulden), видел источник этого «основного морального понятия» в отношениях должника и кредитора, превращенными формами которых являются отношения индивида с общиной, предками и божеством. Однако еще Кант показал, что моральная вина не является «передаточным обязательством», подобным денежному (т.е. долгом, который может быть перенесен на любое другое лицо); она представляет собой выражение глубоко личного обязательства. По П.Рикеру, вина символизируется в суде, который, «метафизически перенесенный в глубины души», становится тем, что называют «моральным сознанием». Как и Гегель, Рикер видит в чувстве вины одно из проявлений двойственности сознания, внутреннего диалога, посредством которого осуществляется самоанализ и самонаказание.
Поскольку чувство вины представляет собой один из эффективных механизмов формирования зависимости, провоцирование этого чувства у человека с зависимым, или авторитарным, т.е. сориентированным на внешний авторитет, сознанием оказывается эффективным механизмом власти (политической, корпоративной, родительской или межличностной) и, как указывал Э.Фромм, способствует упрочению авторитарных отношений.
Литература:
1. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа . – Соч., т. 4, М., 1958;
2. Кант И. Религия в пределах только разума . – Он же. Трактаты и письма. М., 1980;
3. Ницше Ф. К генеалогии морали . – Соч., в 2 т., т. 2. М., 1990;
4. Рикер П. Виновность, этика и религия. – Он же. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996, с. 175–201.
Р.Г.Апресян