Певческие курсы при Регентском отделении Екатеринбургской духовной семинарии реализует программу специального богословского и общего музыкального образования, и готовит певчих церковных хоров.
Принимаются лица православного вероисповедания, мужского и женского пола имеющие полное среднее образование, приветствуется наличие опыта клиросного послушания (не менее одного года пения на клиросе) и музыкальное образование.
Поступающие в Певческое училище представляют в канцелярию семинарии согласно списку.
Содержание
НАБОР НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Прием документов | с 01 июyя по 18 августа 2020 года |
Сроки проведения вступительных испытаний в 2019 году | 20—21 августа 2020 года** |
** — вступительные экзамены проводятся в учебном корпусе семинарии
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
II. Собеседование профессиональной направленности
Условия обучения
Лица, зачисленные в Певческое училище и не приступившие без уважительной причины к занятиям в течение трех дней с начала учебы, отчисляются. Начало занятий с 1 сентября.
Контакты
Заведующая Регентским отделением
Шелудякова Оксана Евгеньевна
+7 (912) 264-62-36
Регентское отделение
Полезные ссылки
Список документов для поступления в Певческое училище
Доступная среда: информация для лиц с ОВЗ и инвалидов
Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.
Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.
Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.
Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».
Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.
И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.
Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.
И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить… И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.
– Это невозможно, здесь не ловится…
Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…
К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.
Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:
– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.
Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.
Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.
Протоиерей Андрей Алексеев
Далеко не всегда певчие ВООБЩЕ зарабатывают! Чаще — зарабатывают. Реже — работают бесплатно. Но — обо всем по порядку. Прежде всего, увы, клирос совсем не то место, где можно хорошо подняться, одеться, прикупить дорогой сотовый телефон и новую сумочку. Это скорее место, где можно работать ИНТЕРЕСНО. Что, в общем-то, тоже немаловажно. Иногда и денег за неприятную работу не надо, а от некоторой работы (даже оплачиваемой плохо) — за уши не оттянешь. Клирос — как раз второй случай.
1. Работа в храме крайне редко бывает по трудовой. Храм тщательно избегает трудоустраивать певцов по КЗОТу. В основном, работа сдельная, и храм заключает со всеми певчими некий договор подряда, в котором певчий указывает, что готов работать на храм бесплатно до распоряжения настоятеля. Проще говоря, певчий сам подписывается под полным отсутствием прав у себя. Пенсионных отчислений нет, зарплата серая, стаж не идет.
2. Работа в храме оплачивается по выходам. Проще говоря — посетили службу, получили деньги. Иногда сразу, иногда два раза в месяц, иногда раз в месяц. Да-да, вам ставят крестик в табеле после каждого выхода, потом считают крестики и выдают на руки полученную сумму. В крупных городах есть практика платить сразу, но не везде. В Москве — сразу. Потому что певчий приезжает из другого конца города и не факт, что когда-либо приедет вновь.
3. Сколько зарабатывают певчие? В Москве на момент написания статьи средняя ставка колеблется в пределах 1000-1500 рублей за одну службу. Но это — Москва. В регионах ставка драматически меньше и тяготеет к 500 рублям за выход в лучшем случае. Обычная ставка по регионам — 300-350 рублей за выход. В совсем нищенских случаях — 150-200 рублей за выход.
Таким образом, доход певчего подсчитать не трудно. Если работать только в правом хоре (по большим праздникам) — зарплата составит в среднем 8 X 350 + оплата спевок. То есть, около 4000 в месяц. Но поскольку «голых» месяцев без праздников почти не бывает, на практике чек выходит где-то около 6-7 тыс. рублей.
Певчий на полной занятости, работающий еще и на буднях, зарабатывает около 12-14 тыс. Как видите, это мягко говоря, крайне далеко от благополучного существования.
Правда, есть еще скрытые плюсы, не видимые на первый взгляд. Например, трапезная.
Трапезная — это бесплатная столовая. Если певчий служит в храме каждый день на полной занятости, то он может как минимум дважды (после утренней и перед вечерней службой) поесть бесплатно и полноценно. На гражданской работе такого не бывает и значит — певчий автоматом экономит на завтраке и обеде около 200 руб. в день.
Правда, семью таким образом не накормишь.
Во вторых, иногда в храмах дают так называемые «праздничные». По сути, это приуроченная к крупному празднику небольшая премия, в размере стоимости где-то трех служб. В размере оклада я лично не видел ни разу. Хотя и допускаю, что такое может иметь место.
Иногда настоятель берет певчую/регента на выездные отпевания + позволяет брать еду с отпевального стола. Это довольно сильная прибавка к столу, потому что на отпевальный столик прихожане приносят чай, сахар, булочки, какие-то соки. Все это позволяет сэкономить на походе в магазин. Вдобавок за выездные отпевания могут очень хорошо заплатить сверху, в размере стоимости 2-3 служб.
Сколько зарабатывает регент?
Вот тут воистину — как устроитесь. Есть регенты, которые катаются как сыр в масле. Средняя сумма заработка таковых около 30-40 тыс. рублей в месяц. Но это не правило, а скорее, исключение из него.
Настоятели не охотно расстаются с деньгами и обычно оплата регенту — это небольшой довесок относительно основной зарплаты. Например, сверху 1,5-2 тысячи рублей к основной сумме. Вообще, все очень и очень зависит от умения регента крутиться.
Что значит крутиться? Уметь понравиться настоятелю. Частые исповеди, смиренный вид, вздохи на тему сложной жизни, «напрашивания» на отпевания/венчания, выбивание себе регентского оклада помогают регенту жить чуть лучше остальных певчих.
Именно «чуть», потому что настоятелю, который сам музыкантом не является, очень трудно понять, почему какому-то музыканту надо отдельно доплачивать за то, чтобы он управлял другими музыкантами такой же квалификации. Типа «вы же профессионалы, соберитесь там на репетицию, спойте сами». Ну не понимает священство трудности певчих.
Это все не для денег!
Клирос интересен не деньгами. На клиросе интересно и по своему весело. Это очень сильный генератор жизненного драйва. Можно зарабатывать много, но жить скучно. С клиросом все наоборот. Зарабатываешь мало, но живешь — очень весело.
Служба — как концерт, только интереснее. Все время опасность — не спеть, ошибиться, спеть плохо, получить нагоняй. И все это — в интересном, веселом коллективе. Кто вкусил этой кипучей жизни — больше не мыслит себя ни в чем другом и без клироса уже не может.
Разумеется, клирос гораздо глубже. Верующий певчий в клиросе видит шанс на спасение своей души, тренажерный зал для прокачки чувства смирения и процедурный кабинет по избавлению от гордыни, тщеславия, самодурства и прочих негативных человеческих качеств. И, само собой, верующий певчий просто ХОЧЕТ сказать Богу нечто приятно через пение. Когда мужчина хочет задобрить женщину, он дарит ей цветы или шубу. Певчий через пение пытается угодить Богу.
Конечно, далеко не все певчие верующие. Многим — просто интересно. И это доказательство того, что на клиросе в самом деле есть кипучая, полная драйва жизнь. Поэтому, если стоит вопрос «петь или не петь» — я рекомендую как минимум попробовать. Люди часто ищут драйва в жизни, платят за всякие прыжки с парашютом, или на канате. А на клиросе драйва выше головы и за это еще платят.
Так что — смелее…
Средняя стоимость выхода (Россия 2015)
Средняя стоимость выхода (Украина 2015)
Название города | Средняя стоимость выхода |
---|---|
Киев | Певчий — 70-150грн, регент — 180-200грн |
Черновцы | Певчий — 100-200грн, регент — 150-250грн |
Харьков | ~ 50грн |
Хмельницкий | 20-40 грн, регент +800-1500 гривен в мес. |
Певчий будет петь на небесном клиросе…