В чине отречения от сатаны крещаемые подтверждают отказ от пути Смерти: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и всех дел твоих», а в чине сочетания со Христом сознательно выбирают путь Жизни: «Сочетаюсь с Тобою, Христе».
В своей работе я опиралась на писания учителей и катехетов Древней церкви, а также исследования литургистов XIX-XX вв. Были выявлены три генеральных линии, три смысловых аспекта в этом чине, а именно предкрещальное покаяние, последний экзорцизм и принесение крещальных обетов. Надо отметить, что у катехетов Древней церкви и современных исследователей эти аспекты пересекаются и являются взаимодополняющими.
Содержание
- Чин отречения от сатаны как итог (фиксация) предкрещального покаяния
- Принесение крещальных обетов в чине отречения от сатаны и сочетания со Христом
- Как проходит Таинство Крещения?
- Что происходит во время крещения?
- Чин оглашения
- Таинство Крещения
- Таинство Миропомазания
- Чтение Священного писания и шествие вокруг купели
- Завершающие обряды Крещения
Чин отречения от сатаны как итог (фиксация) предкрещального покаяния
Этап просвещения становится для катехумена временем покаяния, т.е. периодом активных перемен в жизни. На протяжении всего основного этапа оглашения катехумены проходили от одного до нескольких испытаний (в латинской традиции – scrutinium) , во время которых опрос восприемников и самих кандидатов катехизатор проверял, изменилась ли жизнь катехумена: следовал ли он заповедям, проявлял ли милость к больным, перестал ли проявлять гордость и тщеславие . Если катехумен не проходил испытания, то он не допускался к продолжению оглашения. Scrutinium были необходимыми ступенями на пути к итоговому испытанию – чину отречения от сатаны и сочетания со Христом. Чин отречения от сатаны должен был зафиксировать уже происшедшее изменение жизни и ума крещаемого: «Когда же приблизиться время крестить оглашенного, пусть научат его тому, что касается отречения от дьявола и сочетания со Христом. Ибо он должен воздерживаться от противного, а к таинствам приступать тогда, когда наперед очистит сердце свое от всякого злообычая, нечистоты и порока; тогда только он должен приступать к святыне» .
Слова формулы отречения выражали суть происходящего покаяния. Только при осознанном отречении от сатаны и всех дел его отречение обретает силу, а не превращается в магическую формулу. Именно поэтому катехеты и учители церкви много времени уделяли разъяснению оглашаемым возможных форм и существа идолослужения. Все языческие обряды воспринимались христианами как поклонение дьяволу, поэтому отречение от языческого культа было отречением от дьявола.
Во время чина отречения от сатаны крещаемые стояли босые, нагие или одетые в «хитон кающихся», женщины должны были расплести волосы и снять украшения. Стояние во вретище известно как «обряд Cilicium» (лат. – рубашки). Этот обряд имел двойной смысл: стояние в грубой одежде напоминало крещаемому о его собственных грехах и грехах его предков и способствовало печали о грехах и раскаянию; также вретище являлось образом «кожаных одежд», которые были даны Адаму после грехопадения и изгнания его из рая. В Антиохии отречение от сатаны произносили стоя на коленях с воздетыми руками.
Говоря о современной жизни, протопр. Александр Шмеман с горечью отмечал, что христиане «не замечают явного идолопоклонства, пронизывающего идеи и ценности сегодняшней жизни и формирующего, определяющего и порабощающего их жизнь, в гораздо большей степени, чем открытое идолопоклонство древнего язычества» . По мнению о. Александра, отречение от сатаны не означает отвержение некоего мифического существа, в существование которого никто не верит, отречься от сатаны значит «отвергнуть целое мировоззрение, сотканное из гордыни и самоутверждения, из той гордыни, которая похитила человека у Бога и погрузила его во тьму, смерть и ад» .
Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом имеет два аспекта: негативный – отречение – и позитивный – сочетание. Сочетание со Христом –»божественное стремление двигаться, пойти за Христом» . «Выметенный и убранный» дом (Мф 12:44) необходимо наполнить новым содержанием жизни. Возвращение к Богу-Отцу, преодоление разрыва, отпадения от Бога всегда несет в себе аспект новой жизни с Богом во Христе.
Таким образом, чин отречения от сатаны и сочетания со Христом был финальным испытанием готовности катехумена к крещению. Покаянная одежда крещаемых или их нагота, поза с воздетыми руками, стояние на коленях, призваны были выражать происшедшее предкрещальное покаяние, а также помогали катехуменам сделать покаянное усилие. В формуле отречения от сатаны содержалась квинтэссенция наставлений учителей и катехетов о смысле приносимого Богу покаяния. В чине сочетания со Христом нашла свое выражение необходимая составляющая происшедшего покаяния – обещание Богу новой жизни со Христом.
Чин отречения от сатаны как завершающий этап экзорцизмов
На протяжении основного этапа оглашения в период интенсивной подготовки к крещению над просвещаемыми читались запрещения на дьявола – экзорцизмы.
А.И. Алмазов в «Истории чинопоследований крещения и миропомазания» пишет о тесной связи между экзорцизмами и чином отречения и сочетания. Как экзорцизмы имеют своей целью изгнание демонов, так и сущностью чина отречения от сатаны и сочетания со Христом является «освобождение от власти дьявола» .
Мотив избавления катехумена от влияния чуждых духов и очищения проходит сквозь все оглашение, имея своим логическим завершением вопросы и ответы в предкрещальном чине отречения от сатаны и сочетания со Христом .
Дуновение в чине отречения носит характер экзорцизма, поскольку человек избавляется от чуждого духа тем, что выдыхает его из себя. Греческое слово εμφυσημα (дуновение) у свт. Кирилла Иерусалимского используется при описании экзорцизмов: «…и одно дуновение (εμφυσημα) заклинающего бывает огнем для сих невидимых врагов» . Однокоренное слово εμφυσησατε (дуньте) используется и в чине отречения от сатаны, когда архиепископ призывает крещаемых дунуть на сатану .
В «Апостольском предании» экзорцизмы совершаются каждый день и их интенсивность нарастает к концу этапа просвещения. Завершающий экзорцизм совершался епископом, который должен был засвидетельствовать чистоту катехумена от чуждых духов. Если катехумен не проходил испытание, это означало, что он «не слушал Слово с верой, ибо невозможно, чтобы чужой укрывался всегда» .
В Иерусалиме крещаемые отрекались от сатаны, стоя в темном коридоре перед баптистерием экзорцистерии. Само название – «экзорцистериум» – напрямую связано с экзорцизмом, либо с ежедневными, либо с последним экзорцизмом – отречением от сатаны.
Крайне важным представляется личное обращение ко Христу и сатане. И у свт. Иоанна Златоуста, и в «Апостольском предании» слова отречения обращены напрямую к сатане: «Отрекаюсь от тебя, сатана», а слова сочетания напрямую ко Христу: «Сочетаюсь с Тобой, Христе». Обращение напрямую к сатане встречается лишь в запрещениях – экзорцизмах и в чине отречения от сатаны. Личное обращение крещаемого к сатане свидетельствовало о личном характере духовной брани. «Христос ставит вас против него, чтобы, отвергнув его и дунув на него, вы начали борьбу против него» . К сожалению, в современном чине крещения отречение от сатаны лишено личного обращения и произносится по отношению к третьему лицу, священнослужитель спрашивает: «Отрекаешься ли ты от сатаны?», а крещаемый отвечает: «Отрекаюсь» .
В «Апостольском предании» после отречения от сатаны пресвитер помазывал крещаемого елеем заклинания (экзорцизма), говоря ему: «Всякий дух да удалится от тебя». Помазание елеем катехеты и мистагоги Древней церкви сравнивали с умащением борца перед поединком , т.к. намасленного борца труднее ухватить, его тело выскальзывает из рук противника. Когда крещаемый отрекся от сатаны, он должен быть готовым к тяжелой борьбе с ним. Но катехумен ведет борьбу с сатаной, с духами зла внутри себя и в мире не своей силой, его Защитником выступает Христос.
Таким образом, чин отречения от сатаны связан с экзорцизмами и представляет из себя последний очистительный акт, завершающий весь процесс подготовки к крещению. И в экзорцизме и в чине отречения присутствовало личное обращение к сатане: оно свидетельствует о прямой духовной брани, которую в одном случае ведет экзорцист (катехизатор и на завершающем этапе епископ), в другом – сам крещаемый. В помощь и для укрепления крещаемого после отречения о сатаны совершалось помазание елеем экзорцизма. Акт очистительного дуновения, изгоняющего чуждого духа, встречается как в экзорцизмах, так и в чине отречения от сатаны. То, что в экзорцизмах было действием экзорциста при молитвенном участии катехумена, в чине отречения от сатаны совершает сам крещаемый, сердце которого уже очищено и подготовлено к принятию Христа. Т.е. чин отречения от сатаны является экзорцизмом, который совершает сам крещаемый.
Принесение крещальных обетов в чине отречения от сатаны и сочетания со Христом
Крещальные обеты являются частью чина отречения от сатаны и сочетания со Христом и содержат в себе «положительную составляющую» – обещание крещаемого Богу сочетаться, т.е. жить, со Христом, которое было впоследствии дополнено исповеданием веры во Христа как в Царя и Бога и поклонением Ему.
Хотя III в. не дает свидетельств о разработанном чине сочетания со Христом, тем не менее крещальные обеты зафиксированы у Тертуллиана, Амвросия Медиоланского, Киприана Карфагенского. Чин сочетания со Христом может быть выражен и в форме исповедания веры в Отца и Сына и Святого Духа и в единое крещение покаяния, после которого совершалось водное крещение. В Медиоланской крещальной практике не было слов сочетания Христу, чин сочетания заключался в повороте крещаемого на восток, «лицом ко Христу», после отречения от сатаны. Но слов отречения от сатаны и простого поворота было достаточно для заключения договора с Богом.
Истоки сочетания со Христом можно увидеть в воинской присяге, которую римские легионеры приносили не империи, а императору лично, и тем самым устанавливалась личная связь между императором и солдатами . В современной православной литургической практике в чине сочетания со Христом крещаемый должен признать во Христе своего Царя и Бога: «Верую в Него как Царя и Бога» .
Елеопомазание имело также и аллюзии воинской присяги. В древности воинам наносили на лоб знак господина, которому те служили . Так и крещаемые еще до водного крещения становились воинами Христа и носили на лбу печать Того, Кому обещают служить. В 15-й молитве Евхология Серапиона Тмуитского говорится о том, что после помазания елеем, очищении в крещение и обновления Святым Духом крещаемые «обретут силу, чтобы побеждать» .
В современном чинопоследовании таинства крещения елеопомазание несет в себе иной смысл: священнослужитель помазывает крещаемого «для исцеления души и тела», «для слышания веры», чтобы ходил «путями заповедей Твоих» . Таким образом, акцент с духовной борьбы, объявления войны и зачисления в воины Христовы переносится на исцеление душевное и телесное и соблюдение заповедей.
Свт. Иоанн Златоуст сравнивает крещальные обеты с договором при покупке рабов: «Как мы, покупая рабов, наперед спрашиваем самих продаваемых, желают ли они служить нам, – так делает и Христос: намереваясь принять тебя в служение, Он наперед спрашивает, желаешь ли оставить того свирепого и жестокого тирана, и принимает от тебя договорные условия, потому что власть Его не соединена с принуждением» . Но Христос еще до нашего согласия уже заплатил цену за каждого, оставляя человеку право выбора, кому служить. «И однако не принуждает тех, которые не хотят служить Ему; если не угодно тебе, говорит Он, <…> Я не принуждаю и не заставляю» . «Он не требует от нас ни свидетелей, ни рукописаний, но довольствуется одним изречением, и если ты скажешь от души: отрицаюся тебе, сатана, и гордыни твоея, то Он получил все» .
Важно отметить, что «договор» заключался до совершения водного крещения. Обеты, произносимые катехуменами перед крещальной купелью, как и само крещение, не даровали спасения только в силу их принесения, необходимо было соблюдать данные обещания. «Все, сказанное тобою, наипаче в сей страшный час, написано в Божиих книгах. Итак, если ты сему что либо противное сделаешь, как преступник, осужден будешь» . Свт. Златоуст предупреждает христиан не быть беспечными и сохранить обещания, данные Христу при крещении, поскольку их нарушение необратимо: «ибо не бывает второго креста, ни второго отпущения в купели возрождения» . Тертуллиан пишет, что «нарушить обещание наше – то же самое, что отменить крещение» .
Интересна точка зрения на крещальные обеты другого ученного – Х. Бухингера. Он исследует ранние сирийские источники («Деяния Фомы», сирийскую «Дидаскалию», «Историю Иоанна, сына Заведеева») и отмечает, что в них «нет и следов отречения от дьявола» . Собственно отречение от сатаны требовалось только от жрецов языческого культа и не было связано непосредственно с таинством крещения. Тогда как в сирийской «Дидаскалии» (III в.) есть намеки на некий род оглашения и засвидетельствовано подобие чина соединения со Христом (или Троицей), который совершался в начале оглашения в форме исповедания веры . Таким образом, Х. Бухингер предполагает, что изначально в сирийской традиции существовал начаток чина сочетания со Христом, а именно исповедание веры, которое совершалось перед началом оглашения. Затем чин сочетания со Христом переместился в конец оглашения и был дополнен чином отречения от сатаны. Это предположение подкрепляется тем, что, по мнению Х. Бухингера, в раннесирийской традиции положительным аспектом крещения считалось усыновление Богом, возрождение, дар Духа Святого, помазание в пророческое и царское священство. И эти «положительные» акценты превалируют над «отрицательными, разъединяющими аспектами» крещения , хотя обращение и оставление грехов в чине сохраняются. Отметим, что такое предположение ученого – одна из гипотез.
Таким образом, чины отречения от сатаны и сочетания со Христом являются главными обетами, приносимым Богу в таинстве Крещения. Еще раз подчеркнем, что катехумены приносят крещальные обеты до совершения водного крещения. Нарушение принесенных обетов означает разрыв отношений со Христом, вплоть до отмены крещения.
Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом генетически связан с предкрещальным покаянием, освобождением от власти «князя мира сего». Чин отречения от сатаны, напрямую связанный с запрещениями на дьявола, становится последним экзорцизмом, совершаемым самим крещаемым. Отречение от сатаны должно было засвидетельствовать очищение крещаемого от чуждого духа и готовность принять Христа. Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом можно рассматривать как главные крещальные обеты, приносимые до принятия водного крещения. Важным аспектом чина представляется личное обращение ко Христу: «Сочетаюсь с Тобой, Христе» и личный вызов сатане: «Отрекаюсь от тебя, сатана», которые утрачены в современном чинопоследовании. Отречение от прежней греховной жизни, отказ быть рабом «князю мира сего» суть непременные условия крещения. Чин сочетания со Христом отражает сущность христианского крещения, стремление следовать за Христом, признав его своим единственным Богом и Царем. Возрождение святоотеческой катехизации позволит вернуть чину отречения от сатаны и сочетания со Христом ключевое место в таинстве просвещения.
У Евагелие описывается семь таинств и самое первое из них – таинство крещения. Это первая ступень, на которой человек получает божью благодать. Во время церемонии крещения младенец очищается от родительских и прародительских грехов, которые он уже с рождения несет на себе.
Перед тем как начать обряд, взрослому или младенцу дают крестное имя – это имя одного из святых. Сама же церемония крещения начинается с так называемого отречения от сатаны. Священник поворачивает крещеного на запад, потому что запад – это символ тьмы, темных сил, на западе прячется солнце. Стоя лицом на запад, крестный отец и крестная мать от имени ребенка отрекаются от дьявола и всех его дел. Потом крестные родители вместе с младенцем поворачиваются на восток для того чтобы изречь клятву верности Иисусу Христу. Теперь ребенок всю жизнь будет служить ему.
После этого обряд переходит непосредственно к святому крещению, которое проводится в купели, на которой зажженные свечи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вода – это древнейший религиозный символ, символ очищения, возрождения и обновления. Священник трижды в воде делает знамение креста, сначала своей рукой, а потом священным елеем, которым так же помазывают крещеного. Елей символизирует исцеление, свет и радость, знак примирения Бога с человеком.
После этого священник трижды окунает младенца в воду, проговаривая при этом слова молитвы. Раньше, после омовения водой, крещеного следовало одеть в белую одежду, как символ возвращения человека к целостности и неприкосновенности. Сейчас белую одежду сменила пеленка для крещения – крыжма, в которую младенца заворачивают, чтобы ножки и ручки не замерзли.
Малышу на шею надевают крестик, как символ его веры в Иисуса Христа. Крест почитается, как хранитель всей вселенной, красота церкви, ангелов слава и демонов язва. Каждый крестьянин должен носить на себе крест в знак крещения, обещая этим, жить по-христиански и нести не себе, так называемый, жизненный крест.
Священник помазывает младенца святым миром, делая знак креста на разных частях его тела. Это печатка или знак Духа Святого. В это время ребенку, невидимо для глаз, предоставляются дары Святого Духа, при помощи которых он укрепится в жизни: чело – для освещения разума; глаза, нос, рот уши – для освещения чувств; грудь – для освещения сердца; руки и ноги для освещения дел и поведения. С этого момента святой дух тесно связан с душой ребенка, младенец становится христианином. Священник, а вместе с ним и крестный отец с крестником на руках торжественно трижды обходят вокруг купели. Этим они показывают радость по поводу крещения нового человека.
Наступает время заключительных обрядов крещения и миропомазания — омовения святого мира и остригание волос. Омовение святого мира с тела младенца означает, что связь со Святым Духом существует теперь лишь в душе. Остригание волос с древнейших времен было символом послушности и жертвы. Особенно понятным становится смысл этой жертвы во время крещения младенца – малыш не может предложить Господу ничего другого и поэтому с него состригают несколько волосиков в виде креста. После остригания священник подносит крестным родителям крест для поцелуя, с этого момента они становятся духовными родителями ребенка.
Далее следует обряд воцерковлиния, завершающий введения младенца в ряды членов Церкви. Если крестят мальчика, то священник берет его на руки и идет вместе с ним к алтарю. Если же крестят девочку, то ее подносят к иконам с ликами святых.
В конце крестная мама вместе с ребенком подходит к священнику, который причащает ребенка Кагором, символом крови воскресшего Христа. Взрослых, которые проходят обряд крещения, причащают кровью и плотью Христа. На этом обряд крещения и миропомазания заканчивается.
Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.
Как проходит Таинство Крещения?
Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.
Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.
Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.
Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:
«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».
В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.
Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.
Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.
После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве.
Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.
После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:
«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.
Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.
— Почему в алтарь вносят только мальчиков?
– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.
— Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.
– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.
Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.
Что происходит во время крещения?
Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение. Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.
Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.
Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.
Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.
Чин оглашения
Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.
Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».
Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).
Далее трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву.
Рука священнослужителя — рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.
Три запрещения на нечистых духов
Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.
Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.
Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое — отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.
Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.
Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».
Отречение от сатаны
Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.
Исповедание верности Христу
Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.
Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями — злом, кроющимся в сердце его.
Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.
СИМВОЛ ВЕРЫ
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5 И воскресшаго в третий день по Писанием.
6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11 Чаю воскресения мертвых,
12 и жизни будущаго века. Аминь.
Объяснение молитвы Символ веры
Символ веры содержит все основные христианские истины.
В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.
Таинство Крещения
Освящение воды
В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.
Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:
«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».
Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.
В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.
Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).
Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила — таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.
Освящение елея
После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.
Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).
Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).
Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.
Погружение в купель
Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения — погружение в купель.
Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:
Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест — знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками — здесь и теперь — жизни вечной.
Облачение новокрещенного
Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.
Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.
В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).
Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, — это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.
И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть — это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.
Смерть — это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь — единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.
Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.
Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).
Таинство Миропомазания
После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».
Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро — это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.
Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.
Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.
Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши — чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста — чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.
Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).
Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.
Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.
Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».
Миропомазание — новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша — Святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.
Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.
Чтение Священного писания и шествие вокруг купели
После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.
С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.
Завершающие обряды Крещения
Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания — смывание святого Мира и пострижение волос — совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд — это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.
Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос.
Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.
Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.
С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.
«Татьянин день»