Аннотация
Предисловие
Евангелие от Матфея Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Глава 26 Глава 27 Глава 28 Евангелие от Марка Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Евангелие от Луки Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Евангелие от Иоанна Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Деяния Святых Апостолов Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Глава 26 Глава 27 Глава 28 Соборное Послание Апостола Иакова Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 1-е Соборное Послание Апостола Петра Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 2-е Соборное Послание Апостола Петра Глава 1 Глава 2 Глава 3 1-е Соборное Послание Апостола Иоанна Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 2-е Соборное Послание Апостола Иоанна 3-е Соборное Послание Апостола Иоанна Соборное Послание Апостола Иуды Послание Апостола Павла к Римлянам Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 1-е Послание Апостола Павла к Коринфянам Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 2-е Послание Апостола Павла к Коринфянам Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Послание Апостола Павла к Галатам Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Послание Апостола Павла к Ефесянам Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Послание Апостола Павла к Филиппийцам Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Послание Апостола Павла к Колоссянам Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 1-е Послание Апостола Павла к Фессалоникийцам Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 2-е Послание Апостола Павла к Фессалоникийцам Глава 1 Глава 2 Глава 3 1-е Послание Апостола Павла к Тимофею Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 2-е Послание Апостола Павла к Тимофею Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Послание Апостола Павла к Титу Глава 1 Глава 2 Глава 3 Послание Апостола Павла к Филимону Послание Апостола Павла к Евреям Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22
Аннотация
Настоящий перевод Нового Завета выполнен группой переводчиков, которой руководил известный русский библеист епископ Кассиан (Безобразов).
Первоначально задумывалось осуществить не столько новый перевод, сколько исправление и обновление Синодального перевода. В Кассиановском варианте Нового Завета были учтены достижения Библейской текстологии, связь новозаветного койне с еврейским и арамейским языками, а также некоторые изменения, произошедшие в русском языке со времени первой публикации Синодального перевода.
Исключительным правообладателем перевода Нового Завета под ред. еп. Кассиана (Безобразова) является Российское библейское общество.
Предисловие
Настоящий перевод Нового Завета был начат в 1953 году, при поддержке Британского и Иностранного Библейского Общества, группой переводчиков, которой руководил известный русский библеист еп. Кассиан (Безобразов; 1892–1965). В нее также входили протоиерей Николай Куломзин, баптистский пастор А. Васильев и их ученики. Писатель Борис Зайцев принимал участие в литературной редакции текста.
Первоначально в Комиссии по переводу Нового Завета на русский язык при Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже, которую епископ Кассиан возглавлял с 1951 по 1964 г., предполагалось только пересмотреть Синодальный перевод. Однако со временем члены Комиссии пришли к выводу о необходимости новой русской версии новозаветной части Библии. В Кассиановском варианте Нового Завета были учтены достижения Библейской текстологии, связь новозаветного койне с еврейским и арамейским языками, а также некоторые изменения, произошедшие в русском языке со времени первой публикации Синодального перевода. Новый перевод был полностью издан Британским и Иностранным Библейским Обществом в 1970 году.
Кассиановская версия стала первым в XX столетии полным русским переводом Нового Завета, выполненным в соответствии с нормами современной науки о переводе Священного Писания.
Кесарь — греческая форма (Καίσαρ) латинского слова Caesar. Первоначально слово, это имело значение собственного имени и было прозвищем Кая Юлия, знаменитейшего из членов первого римского триумвирата. Затем оно, мало-помалу, сделалось именем нарицательным. Именем «кесарь» стали обозначать тех римских правителей, которые, подобно Каю Юлию Цезарю, соединили в своем лице все высшие должности римской республики и таким образом явились властителями Римского государства, его императорами. Возникновение христианства совпало по времени с образованием римской империи; поэтому в новозаветных писаниях упомянуты некоторые из римских кесарей, именно те, в правление которых совершились события первоначальной истории христианства, занесенные в священные новозаветные книги. Назовем этих кесарей. 1) Октавиан, получивший от сената титул Августа — «почитаемого» и известный под этим почетным именем († 14 г. по Р. Хр.). От него, кесаря Августа, вышло, по свидетельству Евангелиста Луки, повеление сделать перепись по всей вселенной. В силу этого повеления пошли все записываться каждый в свой город. Пошел и Иосиф из Назарета в Вифлеем записаться с Мариею, обрученною ему женой, которая была непраздна. Здесь, в Вифлееме, во дни кесаря Августа, родился Христос Спаситель (Лук. 2, 1—11). — 2) Тиверий, пасынок Августа и его преемник (14 — 37 г. по Р. Хр.). В пятнадцатый год правления кесаря Тиверия явился Иоанн, сын Захариин, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов и совершая это крещение над приходившими к нему креститься. При кесаре Тиверии крестился от Иоанна Спаситель наш и, затем, выступил на общественное служение (Лк. 3, 1—3. 7. 12. 21— 23). Изображение и надпись на золотой монете, поданной Христу Иисусу были Тивериевы; к Тиверию кесарю прежде всего относились слова Христа: воздавайте кесарево кесарю; Тиверия же разумели иудеи, когда, возводя клевету на Господа Иисуса, говорили, что Он запрещает платить подать кесарю, а также, когда они кричали Пилату: «ты не друг кесарю, нет у нас царя кроме кесаря» (Мф. 22, 17 сл. Мр. 12, 14 сл. Лк. 20, 22 сл. 23, 2. Ин. 19, 12, 15). Наконец, при Тиверии кесаре, скончавшемся в 37 г., Господь Иисус претерпел крестную смерть и воскрес из мертвых. — 3) Клавдий (41—54 г.), наследовавший Каю Калигуле. При кесаре Клавдии был в римской империи великий голод, предвозвещенной Агавом, о чем упомянуто в Деян. 11, 28; по свидетельству той же книги, иудеи в Фессалониках обвиняли Павла и Силу в том, что они поступают против повелений кесаря (Деян. 17, 7), именно кесаря Клавдия. При этом же кесаре и по его распоряжению были удалены из Рима иудеи (Деян. 18, 2). — 4) Нерон (54—68 г.), пасынок и преемник Клавдия. В правление Нерона произошло с апостолом Павлом то, что описано в 25—28 гл. книги Деяний. Находясь в Кесарии в узах, апостол, был обвиняем во многих преступлениях пред правителем Фестом со стороны своих соплеменников-иудеев. Последние настойчиво просили Феста;· чтобы он оказал им милость, отправил ап. Павла в Иерусалим на суд, при чем злоумышляли на дороге убить ненавистного им узника. Желая угодить иудеям, Фест предложил апостолу отправиться в Иерусалим. Но он сказал: «требую суда кесарева» — и правитель ответил ему: «ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься» (Деян. 25, 1—12), Отправленный под стражею в Рим, апостол провел здесь, ожидая суда кесарева» два года в узах, без особенного, впрочем, стеснения (Деян. 28, 16—19. 30. 31). Все это происходило приблизительно в 61—63 году, и таким образом под кесарем в изложенном повествовании разумеется именно кесарь Нерон, хотя он ни однажды не назван по имени.
В первые времена правления кесарей, каждый подданный Римской империи, пользовавшийся званием римского гражданина, имел право, в каком бы пункте империи он ни находился, требовать, если его в чем-либо обвиняли, суда кесарева. Поэтому-то ап. Павел, имевший достоинство римского гражданина (Деян. 22, 25—29), требовал, находясь в Кесарии, чтобы его, вместо Иерусалима, отправили на суд кесарев в Рим (Деян. 25, 11). С тех пор как Иудея была поставлена под управление римских прокураторов (в 6 г. по Р. Хр.), единственным государем этой страны сделался кесарь, который мог здесь устанавливать налоги и собирать подати (Мф. 22, 17 сл. Мр. 12, 14. Лк. 20, 22 сл.). Со времени разделения римских провинций (27 г. до р. Хр.) на провинции, которыми управлял сенат, и на провинции, которые зависели непосредственно от кесаря, была разделена и казна государственная. Налоги с провинций сенатских поступали в казнохранилище сената (aerarium), а дани с провинций кесаревых шли в казну, которою непосредственно распоряжался кесарь. Так как Иудея была провинциею кесаря, то дани с её населения были платимы кесарю (Мф. 22, 17 сл. и др.).
* Николай Александрович Елеонский,
протоиерей, магистр богословия, заслуженный
проф. богословия Московского университета
Николай Феодосиевич Мухин,
магистр богословия, экстраорд.
проф. Киевской духовной академии
Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 9, стлб. 554. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1908 г. Орфография современная.