Председfатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий 16 ноября 2010 года выступил с докладом на проходящем в Москве IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.
Дорогие собратья архипастыри! Всечестные отцы, братия и сестры — участники IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви!
С миссионерской деятельностью тесно связана катехизация, как ее органическое продолжение. Задачей миссии является свидетельство о Христе, благовестие, призыв к человеку войти в Церковь Божию, а задачей катехизации — помощь в воцерковлении тех, кто откликнулся на этот призыв. Катехизация призвана укрепить их веру, сделать ее осознанной и деятельной, дабы жизнь этих людей наполнилась подлинным христианским содержанием. Нужно, чтобы обратившиеся ко Христу стали членами конкретных приходов, участвовали в церковных Таинствах, были религиозно грамотными людьми, избежали ошибок в духовной жизни.
Сейчас в духовном просвещении нуждается подавляющее большинство граждан нашей страны, многие из которых уже крещены, но фактически не живут церковной жизнью. Поэтому развитие катехизической деятельности является важнейшей церковной задачей, решать которую следует абсолютно на всех уровнях.
Остановлюсь на важных проблемах, задачах, особенностях современной катехизации, главных аспектах видения катехизической деятельности, а также той работе, которую осуществляет в данном направлении Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Одной из наиболее острых проблем в области катехизации в наше время является то, что ее очевидную необходимость не видят не только те, кто желает приступать к Таинствам Церкви, но и священнослужители.
Приходя креститься и крестить своих детей без элементарных знаний о том, каким ответственным шагом является Таинство Крещения, перед Кем и в чем состоит эта ответственность, в какой огромный и прекрасный мир входит крещаемый, люди обкрадывают сами себя и своих близких. Крещение, по слову апостола Петра, это «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3, 21). Если это обещание остается только в словах, произнесенных во время Таинства самим крещаемым или его восприемниками, то оно становится, безусловно, ложью пред Богом.
Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Результативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб в храме или по вызову. Эффективность пастырской деятельности измеряется тем влиянием, которое совершенное Таинство окажет на жизнь пасомого или пасомых. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопрос: сколько крещенных мною людей воцерковилось или оказалось на пути к воцерковлению…» (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 2009 г.). Однако среди духовенства продолжает бытовать мнение, о том, что если люди просят совершить Таинство, то надо тотчас исполнить просимое не утруждая их предварительной подготовкой, а дальше произойдет все само собой, без всякой дальнейшей помощи. Да, бывает и так, что человек участвуя в Таинстве не до конца осознанно, затем, нередко под влиянием определенных обстоятельств, действительно становится верным чадом Церкви. Но наиболее часто мы видим совсем другую картину. Люди, давшие обеты Крещения, продолжают совершать смертные грехи, подвержены той или иной форме идолопоклонства, суевериям. Содержанием их жизни остается суета мира сего, а не Христос и не исполнение Его заповедей. Христианство становиться лишь внешней формой бытования человека в мире. Это трагедия нашего времени, с которой не может мириться верующее сердце, да и не должно мириться. Постепенное вхождение человека в жизнь Церкви должно предшествовать Таинству Крещения и продолжиться после него. Это достаточно длительный процесс, который, как правило, занимает до нескольких лет. Когда человек, желающий принять Таинство Крещения, предоставлен сам себе, лишен должной помощи, научения как до крещения, так и после, то на деле он становится православным лишь формально, и ответственность за это в немалой степени лежит на священнослужителях, не выполнивших свой пастырский долг, и мирянах, призванных содействовать им в осуществлении катехизической деятельности. Конечно, прохождение должного оглашения не гарантирует в полной мере, что человек будет ревностным христианином, но, по крайней мере, ему будут предложены для этого все возможности.
Таким образом, первейшая задача сейчас состоит в том, чтобы необходимость катехизации воспринималась как императив: как обращающимися в Церковь людьми, так и самими священнослужителями.
Несколько слов о том, какой может быть катехизация в современных условиях. На наш взгляд, необходимо создание гибкой и дифференцированной системы катехизации перед Таинством Крещения и после него. Она должна охватывать все возрастные категории потенциальных прихожан, а также тех, кто уже вошел в церковную ограду и нуждается в духовном просвещении: детей и их родителей, молодежи и взрослых.
Наиболее злободневный и дискуссионный вопрос касается оглашения, т.е. катехизической подготовки к Таинству Крещения, ее длительности и содержания. В Древней Церкви оглашение продолжалась длительное время, в среднем 2-3 года, во многом решая все те задачи, которые стоят перед катехизацией и сейчас. Ее продолжительность соответствовала времени, необходимому для воцерковления оглашаемого. Само же Таинство Крещения являлось логическим итогом глубокого внутреннего изменения, зрелости, готовности к духовному рождению и ответственной церковной жизни человека, плодом его осознанной твердой веры. Однако в IV веке после того, как христианство стало государственной религией Империи, наиболее распространенным сроком подготовки к Таинству Крещения стало 40 дней Великого Поста. Задача оглашения стала более узкой: обеспечить необходимую подготовку к Таинству Крещения, в соответствии со следующими каноническими критериями готовности оглашаемого к принятию Таинства: изменение жизни; время пребывания в чине оглашаемых, достаточное, чтобы говорить о постоянстве намерений; свидетельство верного члена Церкви и личное исповедание своей веры. После крещения процесс воцерковления продолжался. Продолжалась и катехизация.
При наличии чрезвычайных обстоятельств, а именно угрозы жизни, указанные выше критерии отходили на второй план, и крещение совершалось без оглашения. Однако, если в дальнейшем эта угроза исчезала, подготовка должна была быть непременно восполнена.
В дореволюционной России та же сорокадневная подготовка осуществлялась перед крещением иноверцев. Затем долгое время, по понятным причинам, оглашение в нашей Церкви фактически отсутствовало. Сегодня его необходимо возрождать. Невозможно более не учитывать перечисленные канонические критерии готовности к Таинству Крещения. Здесь следует искать приемлемые решения, с учетом реалий, но таким образом, чтобы подготовка не была профанирована. В результате оглашения, желающий креститься должен сознательно исповедовать Символ веры, принять твердое решение оставить то, что несовместимо с православным христианством, обрести опыт молитвы, чтения Священного Писания, участия в литургической и церковно-общинной жизни прихода. Ориентиром должны быть крещальные обеты, которые оглашенному необходимо осознанно принести.
Минимально приемлемым оглашением, при отсутствии крайних обстоятельств, по нашему мнению, является проведение не менее двух- трех предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности и православного вероучения, в сочетании с личным духовным трудом человека. При первой беседе можно познакомиться с человеком, выяснить мотивы его обращения с просьбой о крещении и помочь ему в осознании подлинных христианских целей крещения, переподать ему определенное научение, просить прочесть Евангелие, начать молиться, посещать богослужения. А в последующие беседы можно уже будет проверить результат усвоения основных вероучительных истин, нравственных основ, ответить на вопросы оглашаемых.
Положительные результаты может дать и исповедальная беседа со священником и наставление новокрещеного к последующей церковной жизни.
Безусловно, только этой подготовкой нельзя ограничиться. Следует проводить и длительную послекрещальную катехизацию. Но, тем не менее, даже это небольшое введение в круг православной жизни имеет крайне важное значение для чад Церкви.
В приходах и благочиниях, где есть соответствующие возможности, желательно увеличивать длительность и объем подготовки ко крещению. Ориентиром можно считать и сорокадневный, срок, укорененный в церковной традиции. Через несколько лет это время снова может стать основным сроком подготовки к Таинству Крещения. Также для желающих важно предоставить возможность и более длительной и серьезной подготовки.
Особой заботой Церкви должны стать родители и восприемники крещаемых детей. С ними следует проводить разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Эти беседы могут быть совмещены с огласительными беседами, о которых я уже сказал выше. Уместно предложить родителям и восприемникам подготовиться к Таинству крещения младенца через личное участие в Таинствах Исповеди и Причащения. Хотел бы отметить, что для этих целей на каждом приходе должно быть издано краткое наставление родителям и восприемниками, и вручено им для начального практического руководства в духовной жизни.
Послекрещальная катехизация должна дать уже развернутое представление об основных аспектах христианской жизни: о личной молитве, об участии в храмовом богослужении и Таинствах Церкви, об изучении Священного Писания и Предания, о христианской нравственности, аскетике, благочестии и доброделании.
В норме, проведение послекрещальной катехизации, как и оглашения, должно быть в каждом приходе. Она может проводиться в форме бесед со священником, лекториев, воскресных школы для взрослых и иных формах.
Одной из наиболее эффективных форм систематической катехизации являются богословско-катехизаторские курсы. На таких курсах, действующих при благочиниях, епархиальных отделах, духовных учебных заведениях, привлекая лучшие преподавательские кадры, организационные и материальные ресурсы благочиния и епархии, возможно на высоком качественном уровне осуществлять серьезную двух-трехгодичную богословскую подготовку мирян. Здесь полезен и важен для использования опыт, в частности, Кемеровской и Новокузнецкой епархии, где создана единая епархиальная система богословско-катехизаторских курсов, действующих под руководством координационного центра, которым был разработан и внедрен общий для всех курсов епархии учебно-методический комплекс.
Следует расширять практику изучения Священного Писания в приходах в форме библейских, евангельских бесед и кружков. Работа в небольших группах с обсуждением текстов Библии обычно помогает участникам глубже воспринимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни.
Богослужения, Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют новоначальные христиане, важно сопровождать своевременным катехизическим пояснением, раскрывающим им духовный смысл происходящего. Ни при каких обстоятельствах совершающие Таинство Крещения клирики не должны опускать произнесение огласительных молитв и крещальной проповеди. Целесообразно проводить занятия и беседы для желающих глубже понять содержание богослужений.
При современном кризисе семьи особое внимание необходимо уделить подготовке к Таинству Венчания. Вступающие в брак должны осознавать высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и ответственность за это. Церковное попечение о семье должно продолжаться и после совершения Таинства Брака. Важной задачей является организация православной психологической консультации для семей. И опять отмечу, что наряду со свидетельством о совершении Таинства Венчания, брачующимся необходимо дать в назидание хорошо изданное наставление в семейной жизни.
В больших городских приходах важно создавать в храмах консультативную службу по вопросам веры и церковной жизни, привлекая для этого церковно-образованных мирян, имеющих педагогическое или другое сопутствующее гуманитарное образование. Опыт показывает эффективность индивидуальных просветительских бесед в катехизаторской и миссионерской работе с заходящими в храм малоцерковными людьми. Такая деятельность особенно полезна в дни, когда храмы посещает огромное количество людей, редко участвующих в таинствах Церкви (Богоявление, Великая Суббота, Пасха Господня, Рождество Христово, дни поминовения усопших). В приходе следует распространять катехизические листки, посвященные праздникам, Таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной жизни, размещать просветительскую информацию на информационном стенде.
Проблемы катехизации невозможно решить в отрыве от уклада жизни прихода — это дело всей церковной общины. Должна быть налажена внебогослужебная жизнь прихода. Новые прихожане должны активно привлекаться к участию в приходской жизни, в социальных мероприятиях и иных формах церковного служения.
Необходимо особенно заботиться о повышении церковной грамотности и о духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма. Настоятелям приходов необходимо организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять их на обучение, строго контролировать практику их отношения к прихожанам.
Для эффективного осуществления и развития катехизической деятельности Церкви необходимо решить комплекс мер по ее кадровому и методическому обеспечению. В идеале, в каждом городском и крупном сельском приходе должен быть работающий с приходящими в храм людьми штатный педагог-катехизатор, специально подготовленный к данному служению.
В рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам духовного образования и религиозного просвещения нами подготовлен проект Положения и Стандарта программы подготовки работников сферы катехизации. После утверждения священноначалием, данные документы будут регламентировать подготовку катехизаторов Русской Православной Церкви, которая должна осуществляться в каждой епархии.
Также важно разработать учебную программу и пособие по катехетике, для ее преподавания в Духовных учебных заведениях и центрах подготовки катехизаторов.
Следует проводить методические семинары для священнослужителей по катехизации.
В настоящее время Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви готовит методический сборник материалов для педагога-катехизатора, который будет содержать программы, методические рекомендации и указания по проведению предкрещальной и послекрещальной катехизации, организации катехизической деятельности. Ряд рекомендуемых материалов уже размещен на медиа-портале Отдела.
Также Отдел разрабатывает Стандарт для церковно-приходских воскресных школ для детей, содержащий образовательный минимум знаний и навыков, которые должны быть переданы детям; типовую нормативную документацию для воскресных школ, регламентирующую их деятельность.
Эти проекты и методические разработки будут вынесены на обсуждение в рамках I направления Международных Рождественских образовательных чтений: «Катехизация и Таинства Церкви» в этом году.
Важной задачей является налаживание рабочего взаимодействия Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с Синодальным миссионерским отделом и соответствующими епархиальными структурами. Существует целый ряд проектов и направлений работы, при осуществлении которых такое взаимодействие существенно повысит их эффективность.
Многие из обозначенных мною вопросов нашли свое отражение в документе проектного характера «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», подготовленного нашим Отделом, который содержит рекомендации по осуществлению, организации и развитию основных направлений катехизической деятельности нашей Церкви, в соответствии с теми задачами, которые определил нам Святейший Патриарх. Сейчас документ дорабатывается с учетом полученных откликов и замечаний и будет представлен на рассмотрение Священного Синода. Мы обратились к правящим архиереям епархий с просьбой провести епархиальные совещания по вопросам катехизации и обсудить данный документ, соотнести с поставленными в нем задачами состояние катехизической деятельности в их епархиях и принять возможные решения по ее дальнейшему развитию. Означенные совещания состоялись более чем в 50-ти епархиях (но, увы, не во всех!). Анализ показал, что в ряде епархий наиболее важные направления катехизической деятельности и меры по ее организации и развитию уже проводятся или принимаются соответствующие решения.
Назовем основные из них:
- в штат, по крайней мере, городских приходов епархии вводятся должности педагогов-катехизаторов, миссионеров-катехизаторов или иных работников, ответственных за просветительскую деятельность, с соответствующим окладом;
- В приходах проводятся катехизические беседы перед Таинством Крещения и Брака, занятия способствующие последующему воцерковлению, принявших крещение (лектории, воскресные школы для взрослых, беседы);
- В большинстве храмов епархии действуют церковно-приходские воскресные школы, многие из которых являются «семейными», где работа ведется как с детьми, так и с их родителями. Ряд воскресных школ действуют как досуговые центры. Епархиальными отделами религиозного образования и катехизации проводится аттестация воскресных школ.
- В храмах создаются консультативные службы, освещающие жизнь Церкви и отвечающие на насущные вопросы прихожан связанные с религиозной жизнью;
- Проводятся занятия по повышению церковной грамотности персонала храма;
- В благочиниях назначаются помощники благочинного по катехизаторской работе;
- Создаются Советы помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации;
- Организуются духовно-просветительские центры, призванные осуществлять различные катехизические программы для детей, молодежи и взрослых, на базе которых также возможно проведение курсов повышения квалификации преподавателей воскресных школ и катехизаторов, учителей общеобразовательных школ;
- Создаются благочиннические библиотеки;
- Проводятся семинары по катехизаторской работе в епархии с целью обмена и систематизации имеющегося на приходах опыта, методические семинары для директоров и педагогов воскресных школ;
- Осуществляется подготовка и повышение квалификации катехизаторов, педагогов воскресных школ, организаторов катехизической деятельности на Курсах катехизаторов и в других формах;
- Осуществляется материальная поддержка катехизической деятельности на епархиальном, благочинническом и приходском уровне;
Выражаю надежду, что эти и многие другие важные направления работы будут осуществляться во всех епархиях.
От того, как мы сможем наладить катехизаторскую работу на всех уровнях от приходского до общецерковного, обеспечить слаженность и четкость действий всех звеньев этого очень сложного механизма, взаимодействие наших Синодальных структур, во многом зависит духовный облик нашей Церкви и всего российского общества.
Благодарю за внимание.
Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru
Образование и воспитание » Методы обучения в современной школе » Традиционные методы обучения в школе
Страница 3
Катехизическая беседа
В переводе с греческого языка katecheo, или «катехизический», означает «я поучаю, я наставляю». Впервые этот метод появился в средневековый период, и уже тогда его стали широко применять на практике, сообщая ученикам новые знания. В церковной литературе есть учебник под названием «Катехизис», который построен по тому же принципу. Все религиозные догмы в этом учебнике разделены на вопросы и ответы. Однако современный метод катехизической беседы имеет одно существенное отличие от средневекового аналогичного метода: если в Средневековье заучивали материал без осмысления, то в современном мире от учеников требуется самостоятельность в умственной работе.
Этот метод необходим в первую очередь, для того чтобы проконтролировать процесс обучения и узнать, насколько усвоен пройденный материал. К тому же этот метод широко используется для закрепления уже изученного. С помощью катехизической беседы прекрасно развивается мышление и тренируется память. Было обнаружено, что при определенной постановке вопросов ученики прекрасно запоминают и закрепляют свои знания. Более того, они способны не только вспоминать уже изученный материал, но и грамотно излагать его. Знания при этом прекрасно систематизируются и укладываются «по полочкам». К тому же у учителя есть прекрасная возможность проследить за тем, насколько верно понят материал.
Эвристическая беседа
В переводе с греческого языка heurisko означает «я нахожу». Одним из общепринятых мастеров такой беседы был Сократ. Вот что говорят о нем по этому поводу: «Сократ никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения . Целью Сократа было не само знание, а пробуждение у людей любви к знанию». В связи с этим метод получил еще один вариант названия — сократовский.
Есть у этого метода и свои отличительные особенности. Новые знания при его использовании приобретаются благодаря усилиям, прежде всего учеников. Получают они их в процессе самостоятельного, мышления. Дальнейшие знания и открытия ученики приобретают, используя уже ранее изученные темы путем самостоятельного «открытия» законов и правил. Далее они подводят итоги и делают выводы.
Говоря о преимуществах этого метода, Дистервег писал, «что для учащихся гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само доказательство. В общем и целом в большей степени способствует образованию знание путей, по которым мыслители пришли к своим выводам, чем только знание этих выводов».
Однако эвристическая беседа может быть применена не всяким учителем, а только тем, кто хорошо подготовлен дидактически. Словом, человеком он должен быть опытным, знающим свое дело. Да и ученики должны уметь самостоятельно мыслить. Однако действенным этот метод будет только в том случае, если учитель сможет заинтересовать учеников и привлечет их к активной работе в классе.
Этот метод не всегда можно реализовать на практике в достаточной степени, так как очень часто в одном классе бывают собраны дети с различными умственными способностями, поэтому кто-то участвует в эвристической беседе, а кто-то нет. Так что применять этот метод следует тогда, когда будут выяснены психические способности каждого ребенка. Только в случае соответствия учеников требованиям можно пользоваться этим методом обучения.
Сравним два вида бесед и посмотрим, в чем их сходство и различие. Так, катехизическая беседа способствует развитию памяти и мышления учеников. В тот момент, когда ученики отвечают на вопросы учителя, они опираются уже на полученные ранее знания. Таким образом, происходит их переработка и систематизация. Используется этот метод для проверки знаний учеников.
Что же касается эвристической беседы, то она направлена на получение учениками новых знаний. Во время такой беседы развиваются и логические способности самостоятельного мышления. Посредством мыслительных усилий ученики открывают для себя новые знания. И если в катехизической беседе, когда учитель задает вопрос, на него отвечает только один ученик, то в эвристической ответов учеников множество.
Основанием для использования этих методов служат уже полученные ранее знания и приобретенный опыт. Для успешного использования этих методов необходима активная совместная работа под чутким руководством учителя, равно как и тщательная подготовка самого преподавателя. Как правило, в младших классах беседа должна продолжаться не более 10-15 мин. Что касается старших классов, то здесь ее время может быть увеличено.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
Статьи по педагогике:
Клинико-психологическая характеристика детей с РДА
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Аутизм (от латинского слова authos — сам), по О.С. Никольской, проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, п …
Педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания
В последние годы проблема педагогической поддержки детей (подростков), остается достаточно актуальной не только в специальной но и общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Психолого- педагогические основы формирования и развития личност …
Методика организации школьного театра
Методика школьного театра имеет свои предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество, играющего (воспитанника), педагога – режиссера. Организация работы над спектаклем — это сложный и длительный процесс, имеющий свои т …
Циркуляр №3626 от 22 июня 2010 года
БЛАГОЧИННЫМ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ
На состоявшемся 11 марта 2010 года в Новодевичьем монастыре города Москвы собрании благочинных и председателей отделов Московской епархии были определены основные направления деятельности отделов Московской епархии и благочиний в свете докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2009 года и Архиерейском Совещании 2 февраля 2010 года.
На нашем собрании вменялось в обязанность благочинных, с участием председателя Миссионерского отдела, в трехмесячный срок продумать круг обязанностей и скоординировать учреждение в городских приходах должности катехизатора-миссионера. Во исполнение этого решения ко мне поступали рапорты об учреждении на приходах благочиний таких должностей с кругом их обязанностей. На сегодняшний день, объединяя полученные данные об опыте отдельных приходов, сообщаю для Вашего руководства, чем должны заниматься эти лица.
I Катехизатор-миссионер — это находящийся в непосредственном подчинении настоятеля храма священнослужитель, церковнослужитель или мирянин, занимающийся катехизацией по поручению священноначалия. Он должен иметь достаточный опыт церковной жизни, богословское образование, общую гуманитарную подготовку, постоянно повышая свой образовательный уровень и быть компетентным для осуществления всех видов катехизации.
II Катехизаторы-миссионеры приходов благочиния образуют рабочую консультативную группу, возглавляемую и руководимую членом Епархиального миссионерского отдела соответствующего благочиния.
III Катехизатор-миссионер:
1) проводит огласительные беседы с желающими принять таинства Крещения и Брака, следуя определенной программе, заранее согласованной с настоятелем храма;
2) проводит дальнейшую катехизацию с новокрещенными людьми;
3) осуществляет первоначальное консультирование людей, приходящих в храм. В храме на видном месте должна быть размещена информация о катехизаторе и его обязанностях, с указанием контактной информации катехизатора;
4) принимает непосредственное участие в издании приходских средств массовой информации, особенно в работе интернет-сайта храма;
5) несет ответственность за наличие и содержание храмового информационного стенда, содержащего материалы просветительского характера;
6) участвует, по благословению настоятеля, в различных церковных и светских просветительских мероприятиях;
7) осуществляет постоянный творческий поиск устойчивых общественных связей и объектов для расширения круга миссионерской деятельности прихода;
8) проводит мониторинг сектантской, оккультной и атеистической пропаганды и вырабатывает предложения по противодействию ей;
9) рекомендует настоятелю церковно-образованных мирян для миссионерской и катехизаторской деятельности.
Контроль за исполнением данного циркуляра возлагается на благочинных.
+Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский
Катехизатор — человек, который проводит беседы об основах веры перед крещением. Их также называют огласительными, а сам процесс — оглашением, или катехизацией. Беседы в обязательном порядке проводят со взрослым человеком, желающим принять Крещение, либо с будущими крестными родителями. Что и зачем рассказывают людям перед крещением — в нашей рубрике «Люди в храме».
Содержание
Алексей Волков, 43 года. Катехизатор храма Преображения Господня в Тушине
Фото Владимира Ештокина
Его дедушка работал в охране Сталина, а сам он до прихода в храм был инкассатором и серьезно занимался рукопашным боем. Окончил миссионерский факультет православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На последнем году учебы стал проводить огласительные беседы перед крещением. По воскресеньям преподает для друзей-прихожан гиревое жонглирование и рукопашный бой.
— Когда я начал заниматься миссионерством и катехизацией, слово «миссионерство» воспринималось прихожанами как какое-то сектантство, а слово «катехизация» было вообще для них непонятно. И когда они научились его выговаривать без ошибок, то подумали, что катехизатор — это охранник, только такой крутой, секьюрити, который еще и о Боге говорит. Просто так сложилось, что у меня есть опыт в охране и я помогаю организовать работу наших храмовых охранников.
Катехизатор в храме необходим. Иногда человек по разным причинам боится подходить к священнику. Ему нужно поговорить с таким же, как он сам. С такими людьми я сажусь и разговариваю.
В нашем приходе мы проводим три огласительные беседы: одну — священник, остальные — я. Это важный психологический момент — показать людям, что священники не кусаются, не относятся к «касте избранных», адекватные люди. Что я пытаюсь сделать на беседах? — заразить людей верой. Показать, что Православие — не совокупность бабушкиных суеверий, а это очень интересно, глубоко и отвечает на важные вопросы человека.
Беседы у меня проходят в форме лекции. Просто вести диалог бессмысленно — это нецелесообразное расходование времени. Если бы у меня была возможность в течении месяца или года с этими людьми поработать, тогда это была бы череда бесед. Но поскольку время ограничено, то это форма лекции, в процессе которой мне можно задавать вопросы. Более того, своим слушателям я сразу говорю, что не настаиваю на том, чтобы они в обязательном порядке досиживали до конца — они хоть сейчас могут встать и уйти. Я их сразу отмечаю, что они были на беседе. Делаю это специально, чтобы у людей не создавалось ощущения «обязаловки». Слушателей такой подход сразу расслабляет. Некоторые вначале смотрят на меня так: сейчас из вежливости посижу минут 10, а потом под каким-нибудь предлогом уйду.
Фото Владимира Ештокина
У людей вначале одна и та же реакция — вначале смотрят недоверчиво, исподлобья. Потом с удивлением. Потом в глазах появляется блеск. Потом — радость на лице. Крайне редко бывает, что кто-то уходит, не дождавшись конца. Хотя два часа мозгового штурма — это тяжело. Часто многие остаются после окончания беседы, и мы чуть ли не до полуночи сидим и обсуждаем их наболевшие вопросы.
Быть катехизатором — служение, а не работа. Работа — с 9:00 утра до 18:00 вечера с перерывом на обед. А служение — это всегда. Даже во сне. Моя мама говорила: «Когда ты во сне разговариваешь, ты либо молишься, либо лекции читаешь». Был такой случай: пришел ко мне на огласительную беседу молодой человек — собирался стать крестным. Прошел все беседы. Понял, что со мной есть о чем поговорить. Когда все расходились, мы оставались, и я отвечал на его вопросы о вере. От меня он ушел довольный, обменялись контактами. Прошел год, я уже и забыл о нем. И тут он звонит: «У меня проблемы». Оказалось, что парень расходится с женой — она собиралась уйти к другому, и, естественно, он это сильно переживал. Его даже не интересовало мнение Церкви на этот счет или что-то подобное — ему просто нужны были чисто житейские советы от старшего товарища, вот он про меня и вспомнил. Не то чтобы я ему советовал чего-то, нет. Просто был рядом и говорил, как бы поступил на его месте. Этот парень во время одной из наших бесед стал говорить, что он побьет ухажера своей жены. Я ему и говорю: «А ты драться-то умеешь?» Ну, я ему предложил походить ко мне на рукопашку. Конечно, не с целью, чтобы он кого-то реально избил, а чтобы чем-то его занять. Он начал ходить, понравилось. Со временем у него появилась внутренняя уверенность, он перестал так раскисать по этому поводу.
Увы, жена от него все-таки ушла, хотя, надо отдать ему должное, он до последнего пытался сохранить семью. И тут у него возник вопрос: а дальше-то что? А дальше началась церковная жизнь, поскольку на тренировках постоянно поднимались вопросы веры. И вот один раз увидел его в храме, стоит на службе, другой раз. Смотрю — уже исповедоваться начал. Потом он перешел в другой храм, где как раз алтарников не хватало. Сейчас он там и работает, рад до безумия. Никогда не знаешь, какими путями Бог приведет человека к Себе.
Валентин Циферблат, 68 лет. Катехизатор-миссионер в СИЗО № 2 (Бутырская тюрьма) и СИЗО № 4 в Москве
Фото Владимира Ештокина
Горный инженер, до 1990-х годов работал в закрытом НИИ старшим научным сотрудником. Занимался бурением, награжден медалью «Изобретатель СССР». В его родословной по материнской линии двое святых: священноисповедник Петр Чельцов и священномученик Михаил Чельцов. Последний был миссионером и написал книгу о своем тюремном заключении «Воспоминание «смертника” о пережитом».
Когда до работы в тюрьмах я занимался уличной миссией, я обратил внимание, что 9 из 10 человек тебя просто не слышат, а в тюрьме люди уже морально готовы к разговору о Боге и даже ищут Его. В отличие от многих «свободных» людей, заключенные «остановились» и стали задумываться о своей жизни. На приходе или улице люди послушали и побежали — а там бежать некуда. Мало того, узники тебя еще будут держать до последнего, задавать много вопросов. Еще одно отличие: приходят и некрещеные, и сектанты — все хотят услышать Слово Божие и разобраться в своей вере, какая бы она ни была.
В Бутырке мы находимся по 4 часа. Около часа мы пьем чай, приносим сладости, разговариваем на разные темы. Потом мы читаем Евангелие воскресного дня и толкуем его по святым отцам, при этом вовлекаем узников в беседу. Опять же, это отличие от катехизаторских курсов на обычном приходе. Мы стараемся, чтобы люди сами думали, работали и отвечали на вопросы. Примерно треть из слушателей воцерковляются по-настоящему — они уже здесь начинают помогать в алтаре, работать звонарями, читают за богослужением.
Самое сложное — изменить себя. Мы не только пытаемся донести слово Божие людям, но еще работаем и над собой.
С отцом Константином Кобелевым, священником Бутырского изолятора. Фото Владимира Ештокина
Если ты сам не будешь верить в то, что ты говоришь, эта фальшь всегда проявится. Если у тебя нет любви к людям, то ты не сможешь привести человека к Богу. У катехизатора должно быть стремление помочь ближнему. Если в человеке нет этого милосердия, он быстро теряет ко всему интерес.
Мы стараемся всегда объяснить человеку: то, что он сюда попал — это промысл Божий, чтобы он узнал о вере. На один из праздников в Бутырской тюрьме пришел бывший сиделец, который провел тут 3 года, и сказал: «Я с благодарностью вспоминаю это время». Здесь он услышал Божье слово и нашел смысл жизни. И он ее сейчас старается изменить. Сами воспитатели говорят, что 80 % заключенных возвращается обратно. Мы им объясняем, что у нас общая задача — исправить человека. Они исправляют его трудом, мы — верой.
На мой взгляд, самое сложное в православии — прощение не только людей, любящих нас, а прощение своих врагов. И это особенно актуально в тюрьме. Мы постоянно говорим: «Вы должны простить того человека, который, допустим, на вас написал донос». Особенно это касается тех, кто считает, что сидит ни за что.
Совсем недавно был интересный случай: на территории Бутырки есть психбольница, ее называют «Кошкин дом». Туда привозят заключенных с психическими заболеваниями из других СИЗО на лечение, а узники из хозяйственного отряда Бутырки за ними ухаживают. Один из сидельцев, который там работает, увидел в больнице человека, принимавшего непосредственное участие в его судебном процессе. Теперь он сам оказался под следствием. Какая у заключенного должна быть реакция? Он же может отомстить. Здесь наша цель — донести до человека, что он должен не только простить своего врага, но и помочь ему. Пока не ясно, чем закончится эта история, но человек пришел к нам за советом и рассказал о ситуации — это уже дает надежду на то, что он может над собой работать и отнестись к своему «врагу» по-христиански. Такие случаи не единичны: один из наших слушателей встретил в тюрьме своего адвоката, который в деле ему никак не помог, а деньги за работу взял большие. Бывают такие столкновения, где человек должен проявить свой христианский характер. В этом одна из задач наших занятий — научить человека не озлобляться и по возможности не отвечать на зло злом.
Диакон Николай Лавренов, катехизатор храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, 34 года
Экономист по образованию, до 2012 года совмещал светскую работу и служение катехизатором. Сейчас помимо дьяконского служения проводит огласительные беседы перед крещением и работает заместителем председателя миссионерской комиссии города Москвы. Считает, что лучшие миссионеры и катехизаторы получаются из людей с техническим складом ума.
Крестили меня в детстве, но обратился к вере только в студенческие годы. В этот период жизни мне стали попадаться книги на религиозную тематику — какие-то эзотерические вещи. Меня они не «зацепили» и глубины в них я не почувствовал. Больше напускного пафоса, непонятной терминологии. Однажды, выходя из дома, я хотел взять что-то почитать в дороге и ничего достойного внимания не мог у себя найти. И тут в книжном шкафу я увидел Библию. Я подумал, что Библия — точно серьезная книга, и начал ее читать. Я в ней сразу утонул и не мог остановиться — читал и читал, хотя изначально относился к написанному скептически. Так появилось желание обратиться к Богу, молиться Ему. Так начался мой путь в Церкви.
Одна из ошибок катехизатора — желание просто развлечь людей, поговорить с ними «за жизнь», чтобы им было не скучно. Человек после такой беседы выходит довольный, но пустой и не готовый. Он по-прежнему не знает, кто такой Христос и в чем смысл Крещения. Нужно относиться к огласительным беседам как к величайшему событию в жизни каждого слушателя. Возможно, что у него не будет другой возможности узнать о Боге. Нельзя тратить время впустую, рассказывая людям что-то интересное, но не самое важное в данном случае.
Катехизатор — это человек верующий, который болеет душой за то, что люди вокруг него еще не знают Христа. Мы должны ощущать, что вне Церкви нет спасения. И люди, которые там пребывают, для нас очень дороги. Мы из милосердия, из любви к Богу и ближнему должны приложить все силы, чтобы рассказать им о Христе. Очень важно, чтобы это желание было подкреплено образованием, но не просто формальной корочкой — необходимо, чтобы миссионер сам был наставлен в вере и мог простым и понятным языком о ней говорить. При этом катехизаторские или миссионерские курсы нужно закончить хотя бы для того, чтобы проверить свои знания. Даже если ты уверен, что все знаешь, в этом должен быть уверен и настоятель храма, который отвечает за качество огласительных бесед.
Самое радостное в моем служении — когда человек от заблуждения приходит к истине. Конечно так бывает не всегда и не со всеми. Были и огорчения, и радости. Например, как-то целый год я общался с девушкой, готовил ее к крещению. У нее так и не появилось твердой решимости принять православие. А потом это общение вовсе прервалось, и я подумал: «Как грустно: целый год усилий — и без результата». Прошло много времени, я уже забыл об этой истории, и вдруг звонок от нее: «Я покрестилась». То есть все, о чем мы говорили, не прошло напрасно.
Не знаю, должен ли катехизатор обладать особой харизмой, но дар проповеди у него точно должен быть. Есть такие люди, которые могут сказать, как апостол Павел: «Горе мне, если не проповедую». Если ты проехал с человеком где-то в дороге и не заговорил с ним о вере, ты чувствуешь угрызения совести, которая говорит тебе: «Другого случая не будет. Только сейчас можно этому таксисту сказать о Христе, хотя бы пару слов».
Кстати, про таксиста: недавно ехал с одним, и он рассказал мне историю из своего детства и заодно про поступок, о котором жалеет больше всего. Однажды папа дал ему рубль и попросил купить помидоры. Продавщица куда-то вышла, и он взял овощи, а деньги не оставил. Прошло много лет, это мелкое воровство до сих пор мучает человека, а исправить ситуацию нельзя. А цена этой проблемы — рубль. Я ему стал рассказывать о Христе, о Его искупительном подвиге. Сам водитель дал мне повод рассказать о том, что Спаситель фактически и уплатил за него эти деньги — Он принял наказание за грехи всех людей на Кресте. Эта история не закончилась грандиозным чудом с просьбой немедленно крестить его, нет. Она закончилась тем, что он меня внимательно выслушал. И одно это сделало наш разговор не бессмысленным. По крайней мере, так я это расцениваю.
Если ты чувствуешь призвание к миссионерству и не проповедуешь, то становишься похожим на пророка Иону, который испугался язычников чужой страны и уплыл в другом направлении. И чем это кончилось?.. Если мы будем уклоняться от проповеди, когда имеем призвание, то Господь спросит с нас как в притче о талантах: «Я тебе дал эти таланты. Почему ты их зарыл?».
В связи с освобождением Русской Православной Церкви от репрессий безбожной власти возникла историческая ситуация острой необходимости в религиозном просвещении русского народа. Десятилетия атеизма воспитали несколько поколений людей, оторванных от своих православных корней и от православной культуры.
Перед Церковью возникла сложная, но жизненно необходимая задача воцерковления русского народа, религиозно отождествляющего себя с Православием и принадлежащим ему, зачастую только благодаря крещению, но не имеющим живой связи и общения с Церковью в молитве и в Таинствах.
Эта ситуация во многом уникальна, потому что еще никогда в истории Церкви не было такого продолжительного и изощренного гонения на нее, следствием которого было бы «расцерковление» целых поколений. Как вернуть этих людей в лоно Православной Церкви? Вот насущная задача для всех православных людей и, в особенности, для Православных духовных учебных заведений, готовящих новое поколение пастырей и миссионеров для Церкви.
В 1998 году, уже после возрождения Перервинской Православной Духовной семинарии (тогда еще духовного училища), по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при ней были организованы четырехгодичные Высшие Православные Богословские Катехизаторские курсы (ВПБКК).
Позднее Ученый совет Перервинской Православной Духовной семинарии принял решение преобразовать ВПБКК в Катехизаторский отделение при Перевинской Православной Духовной семинарии. Учебно-методическим советом ППДС были разработаны учебный план и программа по данному образовательному направлению.
Цели и задачи катехизаторского отделения
Основной целью Катехизаторского отделения является подготовка церковных работников – катехизаторов, которые в будущем должны будут осуществлять социальное служение Церкви Христовой: помогать священнослужителям при совершении церковных Таинств, нести слово Божие в больницы, тюрьмы, школы, дома престарелых и во все иные места, где его хотят услышать.
Все слушатели Катехизаторского отделения проходят за время обучения основной круг богословских, церковно-исторических и церковно-практических дисциплин (исключая специальные пастырские предметы). Для формирования навыков катехизаторской работы в учебный план Катехизаторского отделения внесен такой предмет как «Организация и ведение катехизической деятельности». На старших курсах в учебном плане появляются и другие специальные дисциплины.
Причащение воспитанников детского дома
Защита дипломных работ
Вручение диплома
Условия приема на катехизаторское отделение при ПДС на 2020/2021 уч. год
На катехизаторское отделение при ППДС принимаются лица обоего пола от 18 до 50 лет, имеющие полное среднее образование.
Документы принимаются с 1 до 19 сентября.
Вступительные экзамены с 21 по 23 сентября.
Перечень необходимых для поступления документов:
- Документы о светском и духовном образовании (оригинал документа с последнего места учебы и копии остальных).
- Рекомендация священника (духовника), заверенная печатью храма.
- Свидетельства о Крещении и Венчании (копии).
- Паспорт (копия).
- Приписное свидетельство или военный билет (копия).
- Справка с места прописки (или «О регистрации» ф.№ 9, или о составе семьи, или выписка из домовой книги).
- Медицинская справка (086/у).
- Медицинский полис (копия).
- Личное прошение (пишется в семинарии).
- Автобиография.
- Фотографии 3х4 (4 шт.).
- Прочие документы (грамоты, характеристики, дипломы и т.д.) по усмотрению абитуриента.
Общежитие для учащихся катехизаторского отделения при ППДС на время обучения не предоставляется. Отсрочка от службы в ВС РФ не предоставляется. Во время обучения студенты проходят катехизаторскую практику в обители.
Документы принимаются в Канцелярии семинарии (учебно-административный корпус за памятником митр. Платона (Левшина), 2 этаж направо) по рабочим дням с 10 до 18 ч. Адрес: г. Москва, ул. Шоссейная, 82. Тел.: +7 (495) 354-15-83; E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.