1. Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы? (Аллегория)
2. Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков? ИЛИ: Какой стилистический приём использует Пастернак для усиления выразительности образа в словах «Figaro // Низвергается градом на грядку»? ИЛИ: Какой вид звукописи, основанный на повторении согласных звуков, использован в следующих строках: «Там волны выше этих веток // И, сваливаясь с валуна…»? (Аллитерация)
3. Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. ИЛИ: Какое художественное средство, заключающееся в повторении начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения: «Не буди, как восемь лет назад.// Не буди того, что отмечталось…»? ИЛИ: Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения и основанная на повторении их начальных слов? (Анафора)
4. Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении? ИЛИ: Как называется прием резкого противопоставления понятий, положений, состояний и образов («Безличное – вочеловечить, // Несбывшееся – воплотить!»)? (Антитеза или контраст)
5. Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? ИЛИ: Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных в строке («В мерцаньи красных лампад»)? (Ассонанс)
6. Как называется стихотворная форма, для которой характерны отсутствие рифмы, размера (Она немедленно уронила на пол // Толстый том художественного журнала, // И сейчас же стало казаться, // Что в моей большой комнате // Очень мало места. А.Блок)? (Верлибр)
7. Какая художественная категория позволяет создать эффект «сопряжения» прошлого и настоящего? (Время)
8. Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)? (Гипербола)
9. Как называется художественно значимая подробность, играющая важную роль в воплощении авторского замысла («в старомодном ветхом шушуне»)? (Деталь)
10. К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение? (Ода, элегия, посвящение, эпиграмма……) ИЛИ: Каково авторское определение жанра поэмы «Облако в штанах»? (Тетраптих) ИЛИ: Назовите жанр классической поэзии, черты которого присутствуют в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». (Элегия) ИЛИ: Каково авторское определение жанра стихотворения «Море»? (Элегия) ИЛИ: Укажите традиционный лирический жанр, с которым сближается стихотворение М.И. Цветаевой «Стихи к Блоку». (Послание)
11. Поэт часто использует художественный приём, заключающийся в скрытой насмешке над героями. Укажите его название. (Ирония)
12. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение? ИЛИ: К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение? (Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»), философская…) ИЛИ: К какой жанрово-тематической разновидности лирики, затрагивающей вечные вопросы бытия, относится стихотворение А.А. Блока? (философская)
13. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов? ИЛИ: Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? ИЛИ: Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Слишком раннюю утрату и усталость// Испытать мне в жизни привелось»)? (Инверсия)
14. Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. (Катрен)
15. Приведённый фрагмент условно делится на две взаимосвязанные части, на границе которых стоит союз «а» («А если когда-нибудь в этой стране…»). Как называется построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей? (Композиция)
16. Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. (Кольцевая)
17. Основные литературные направления, поэтические течения. (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), соцреализм, постмодернизм) ИЛИ: Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»? (Символизм) ИЛИ: Как называется авангардистское течение в поэзии, ярким представителем которого явился В.В. Маяковский? (Футуризм) ИЛИ: К какой ветви русской поэзии второй половины XX века относится творчество В. С. Высоцкого? (Авторская поэзия)
18. Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). ИЛИ: «Град креветок», «белая магия пены» и т. п. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, использовано поэтом при создании образов? (Метафора)
19. В своем произведении В.В. Маяковский использует созданные им новые слова: «декабрый», «любёночек». Назовите термин, которым обозначают такие слова. (Неологизм)
20. Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? (Оксюморон)
21. Как называется приём, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? ИЛИ: Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строке «звездам к лицу б хохотать»? ИЛИ: Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)? (Олицетворение)
22. В поэме «Облако в штанах» автор бросает резкий вызов публике, задавая всему произведению обличительно-публицистический настрой. Каким термином обозначается такая идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения? (Пафос)
23. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? (Перифраз)
24. Каким термином называют описание природы в литературном произведении? (Пейзаж)
25. Какой художественный прием дважды использован в первой строфе для усиления смысловой выразительности текста? («Здесь все меня переживет, //Все, даже ветхие скворешни // И этот воздух, воздух вешний, // Морской свершивший перелет.) (Повтор)
26. Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением «Жизнь прожить – не поле перейти». Как называют такое изречение? (Пословица)
27. Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова? (Просторечия)
28. Укажите размер, которым написано стихотворение. (Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)) См. подробнее на сайте «К уроку литературы»: Стихотворные размеры». ИЛИ: Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп). (Хорей)
29. Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? (Риторический вопрос) ИЛИ: Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения («Несбывшееся – воплотить!»; «Простим угрюмство – разве это // Сокрытый двигатель его?»)? (Риторические) ИЛИ: Дайте определение восклицаний, которые используются поэтом для активизации читательского восприятия («Нам ли вымаливать милостей у времени!»). (Риторические восклицания)
30. Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? ИЛИ: Как называется созвучие концов стихотворных строк (метелица – стелется; холодна – из окна и т.п.)? (Рифма)
31. Как называется характер рифмовки? (Кольцевая, перекрёстная, смежная) ИЛИ: Укажите тип рифмовки в стихотворении В.Высоцкого: «Как ныне сбирается вещий Олег // Щита прибивать на ворота, // Как вдруг подбегает к нему человек — // И ну шепелявить чего-то…» (Перекрёстная) ИЛИ: Укажите тип рифмы: времени — ремни. (Неравносложная)
32. К какому средству выражения собственной позиции прибегает поэт, подвергая своих персонажей не скрытому, а откровенному осмеянию, обличению? (Сарказм)
33. Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков? ИЛИ:
Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)? (Символ)
34. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом». ИЛИ: Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь». ИЛИ: Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…» (Сравнение)
35. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? (Строфа)
36. Цитата, предваряющая последующее произведение и перекликающаяся с основным текстом. (Эпиграф)
37. Назовите термин, которым называют художественное определение. ИЛИ: Во фрагменте употреблены образные определения «измученный рот», «у заветного пня», «в смерти блаженной» и др. Какой вид тропа использован в этих примерах? ИЛИ: Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»). (Эпитет)
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания #.
Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром воронёной рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гуменных плетней, – Гетманский шлях, полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый, живущ ό й придорожник, часовенка на развилке; за ней – задёрнутая текучим маревом степь. С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу.
В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привёл он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину. Она прятала лицо, редко показывая тоскующие одичалые глаза. Пахла шёлковая шаль далёкими неведомыми запахами, радужные узоры её питали бабью зависть. Пленная турчанка сторонилась родных Прокофия, и старик Мелехов вскоре отделил сына. В курень его не ходил до смерти, не забывая обиды.
Прокофий обстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины и к осени увёл на новое хозяйство сгорбленную иноземку-жену. Шёл с ней за арбой с имуществом по хутору – высыпали на улицу все, от мала до велика. Казаки сдержанно посмеивались в бороды, голосисто перекликались бабы, орда немытых казачат улюлюкала Прокофию вслед, но он, распахнув чекмень, шел медленно, как по пахотной борозде, сжимал в чёрной ладони хрупкую кисть жениной руки, непокорно нёс белёсо-чубатую голову, – лишь под скулами у него пухли и катались желваки да промеж каменных, по всегдашней неподвижности, бровей проступил пот.
С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане. Жил в своём курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гутарили про него по хутору чудн ό е. Ребятишки, пасшие за прогоном телят, рассказывали, будто видели они, как Прокофий вечерами, когда вянут зори, на руках носил жену до Татарского ажник кургана. Сажал её там на макушке кургана, спиной к источенному столетиями ноздреватому камню, садился с ней рядом, и так подолгу глядели они в степь. Глядели до тех пор, пока истухала заря, а потом Прокофий кутал жену в зипун и на руках относил домой. Хутор терялся в догадках, подыскивая объяснение таким диковинным поступкам…