В Тульской области, в музее-усадьбе «Ясная поляна» завершил работу Международный театральный фестиваль «Толстой Weekend». В последний день смотра режиссер Авдотья Смирнова представила публике свою новую картину «История одного назначения». Она выйдет в прокат при поддержке канала «Россия» 6 сентября.
«После шумной премьеры фильма на «Кинотавре», оказаться в тиши «Ясной поляны» особенно приятно», — говорят создатели ленты. Для режиссера Авдотьи Смирновой эта усадьба — место силы и вдохновения.
«Ясная поляна — уникальное место, это не просто помогающее место. Сколько раз я была в Ясной поляне -здесь не бывает плохого настроения», — рассказывает режиссер Авдотья Смирнова.
События фильма «История одного назначения» разворачиваются именно здесь, в Ясной поляне. Юный поручик Григорий Колокольцев знакомится с Львом Николаевичем и рассказываем ему о бесчинствах в своём гарнизоне: командир устраивает травлю писарю, а тот в ответ срывается и дает обидчику пощечину. Цена поступка — смертная казнь. Близится трибунал. Защищать подсудимого Шабунина вызывается никто иной, как граф Толстой.
Эта картина выросла из книги Павла Басинского «Святой против Льва», а точнее из одной маленькой главы «Спасти рядового Шабунина». Авдотья Смирнова и Анна Пармас переписывали сценарий 4 раза. История не складывалась. Говорят — мешал Лев Толстой.
«Не давался Толстой, никак не могли его найти, нащупать. До тех пор, пока мы с Пармас — моим соавтором, напрямую ему не взмолились и попросили его перестать вредничать. Было у меня дома, мы сидели и прямо обратились к нему: «Лев Николаевич, ну перестань вредничать. Все равно же про тебя снимут картину. Снимут какие-нибудь дураки, которые любят тебя не так, как мы. Ну помоги ты нам!» И надо отдать ему должное — на следующий день пошел текст», — говорит Авдотья Смирнова.
Но фильм не только о становлении Толстого-писателя. Трагедия маленького человека, конфликт милосердия с правосудием, проблема выбора между долгом и справедливостью. По словам Авдотьи Смирновой, через оптику XIX века она хотела рассказать о сегодняшнем дне.
«Мы думали, как сделать так, чтобы не было ощущения костюмного кино. Мы решили, что это будет «живая камера» — удочка, которая висит над оператором. У нас много неправильных композиций, чтобы создавать эффект присутствия. Музыка — электронная, а не скрипка или виолончель. Это современное кино, а не историческое», — объясняет Авдотья Смирнова.
Этот фильм — сплетение реальных фактов и вымысла. Главный принцип создателей картины: если так могло быть в теории, то так оно и в истории могло бы быть.
Новости культуры
истории 10:53, 9 июня 2018
На фестивале «Кинотавр» показали «Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой. В фильме о том, как Лев Толстой защищал в суде военного писаря, приговоренного к смертной казни, сыграли Евгений Харитонов, Ирина Горбачева, Елизавета Янковская, Анна Михалкова и другие. Кинокритик Антон Долин считает, что картина выделяется на фоне других фильмов фестиваля не только хорошей актерской игрой, но и важнейшим общественным посылом — рассказывая историю из XIX века, она напрямую говорит со зрителем о сегодняшнем дне.
Авдотья Смирнова сняла хороший фильм, и это не новость. Впрочем, предыдущие ее фильмы тоже были хорошими. Начать надо с другого: «История одного назначения» — по-настоящему важный фильм. Такие в России снимаются не каждый год; гораздо реже, чем хорошие. Он важен для всех, включая тех, кто его не увидит. Примерно так, как важен страшный и прекрасный рассказ Льва Толстого «После бала», входящий в школьную программу. И не только потому, что «История одного назначения» рассказывает, среди прочего, о Льве Толстом, но и потому, что через переживание чужой боли этот фильм приводит зрителя к боли собственной, настолько подлинной и сильной, что перестают иметь смысл отличия «хорошего» кино от «плохого». Здесь этика выше эстетики.
По этому случаю уместно вспомнить мысль ушедшей из жизни два дня назад Киры Муратовой: «Если бы все люди внимательно прочли Льва Николаевича Толстого, то все стали бы добрыми и умными». Беда в том, что для этого нужно по-настоящему внимательное чтение. Судя по всему, Смирнова и ее соавторы, сценаристка Анна Пармас и историк литературы Павел Басинский, читали и книги Толстого, и его биографию именно так.
Реклама
Кому-то понравится, а другим, наоборот, будет резать глаз, что герои фильма живут в середине XIX века, но ведут себя и разговаривают как наши современники. За кадром тем временем звучит легкая музыка в сегодняшнем духе, что-то вроде босса-новы. «История одного назначения» — фильм о наших днях, он лишен нарочитой злободневности и тем не менее обжигающе актуален. При этом изложенные в нем события происходили в реальности.
Алексей Смирнов и Евгений Харитонов. Кадр из фильма
Кинокомпания СТВ
Дело было так. В 1866 году граф Лев Толстой случайно встретился в поезде с поручиком Григорием Колокольцевым, который как раз ехал на место службы, в роту в Тульскую губернию. Попутчики разговорились, Колокольцев оказался читателем и поклонником Толстого — тот уже прославился автобиографической трилогией и «Севастопольскими рассказами». Поручик был принят в Ясной Поляне и там через некоторое время рассказал Толстому о трагическом инциденте: мелкая сошка, полковой писарь Шабунин ударил ротного командира, за что ему грозил расстрел. Писатель вызвался быть адвокатом обвиняемого и произнес на процессе блестящую речь. Тем не менее, приговор был вынесен обвинительный. Сюжет правдивый, Смирнова прочитала о нем в книге Басинского о Толстом — этому случаю была посвящена отдельная глава.
Стало быть, малая форма, рассказ. Его Смирнова развернула в кинороман. У «Истории одного назначения» оказалось больше одного назначения. Перед нами правозащитный манифест. Прямое политическое — или, если так бывает, больше, чем политическое — высказывание. Открытый призыв к милосердию, подобный речи в защиту Кирилла Серебренникова и его арестованных коллег, с которой Смирнова начала премьеру своего фильма на «Кинотавре».
Круглоголовый бедолага Шабунин (Филипп Гуревич) — классический маленький человек русской литературы: такой же, как Вырин, Башмачкин, Девушкин. Пожалуй что даже и Поприщин — недаром, будучи сиротой, истово верит в свое аристократическое происхождение и безнадежно пьет горькую. Он попадает в жернова правосудия — то ли кафкианского, то ли сухово-кобылинского. Никто не желает ему смерти, но почему-то каждый словом или делом эту смерть приближает. Заложник обстоятельств, он неудобен для всех — от фельдфебеля, которому по малодушию помогал скрывать воровство солдатских денег, до самого полковника, ждущего высочайшей ревизии.
Шабунин и вправду нарушил закон, но чего стоит закон, способный убить за такое нарушение? Можно ли продолжать жить, руководствуясь им? Конечно, это так не задумывалось, но линия Шабунина выглядит прямолинейной рифмой к процессу Олега Сенцова — маленького человека, ставшего заложником имперских игр в так называемую геополитику.
Этим фильм не исчерпывается. Перед нами — едкое, горькое, злое и крайне точное размышление о либерализме в России. Прекраснодушный мягкосердечный идеалист Колокольцев (впечатляющий дебют Алексея Смирнова) хочет, чтобы его любили и уважали: командиру он несет бутылку кларета, солдат освобождает от строевой подготовки и пытается открыть для них школу. Но и перед папенькой-генералом (привычно импозантный Андрей Смирнов) трепещет, и карьерного продвижения тоже страстно желает. Он первым хочет встать на защиту писаря — и первым же пасует перед обстоятельствами, оказываясь слабее окружающих его отнюдь не либеральных офицеров-солдафонов.
История одного назначения | Официальный трейлер
Максим Русских
Но и это не все. Перед нами хроника писательского и личностного становления Льва Толстого (Евгений Харитонов — пожалуй, главное актерское открытие фильма). В начале он уступает место назойливому наглецу в поезде не из смирения-«толстовства», а только ради своего удобства. Он прагматичный человек, везущий в свое имение дорогих черных поросят из Японии и собирается, к ужасу управляющего (колоритный Игорь Золотовицкий), заказывать удобрения из Аргентины. Вместе с тем, именно сейчас он пишет «Войну и мир», в буквальном смысле переживая чужую трагедию: он работает над сценой ампутации ноги Анатолю Курагину.
Реклама
Кажется, глубокий интеллигент Толстой противопоставлен поверхностному поручику. Но и он интуитивно предпочитает красивую риторику прагматичной конкретике: артистично выступает в суде и пренебрегает реальным шансом спасти писаря — отправить государю депешу с прошением о помиловании через тетушку-фрейлину. Он вот-вот придумает Платона Каратаева, уже готов с ним разговаривать на равных. А вот как спасти от смерти, понятия не имеет.
Семья и дом Толстого — жена Соня (Ирина Горбачева), брат Сергей (Алексей Макаров), его невеста и сестра Сони Татьяна (Елизавета Янковская), живущая в доме учительница в сельской школе (Анна Михалкова) — выписаны в таких любовных деталях, что умным телепродюсерам стоило бы уговорить Смирнову сделать о них отдельный сериал. Это еще одно самостоятельное кино внутри фильма.
У Алексея Юрьевича Германа был удивительный замысел, который он не успел осуществить: полнометражный «После бала». В этом неснятом фильме на балу должны были кружиться в вальсе все любимые герои Толстого, из разных книг. А потом выходить, разгоряченные, на улицу и видеть страшную муку солдатика под шпицрутенами, слышать его растерянную мольбу: «Братцы, помилосердуйте». Разумеется, у Авдотьи Смирновой мало общего с Германом-старшим — другой киноязык, стиль, аудитория. Но при этом близкие задачи: показать, что, во что бы мы ни верили, как бы себя ни вели, Россия от века устроена именно так. Одни выходят в палачи со шпицрутенами в руках, другие корчатся в муках и кричат «Братцы, помилосердуйте». А третьи — только слушают этот крик, не будучи в силах изменить положение вещей. Для чего снимать об этом фильм? Хотя бы для того, чтобы они не затыкали ушей. Это тоже немало.
Антон Долин
В основу фильма «История одного назначения» – новой работы режиссёра Авдотьи Смирновой, снявшей такие фильмы, как «2 дня» и «Кококо», – положена книга «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой. История одной вражды» писателя Павла Басинского. В своём расследовании автор опирается на документальные материалы, в том числе и архивные: он рассказывает о необычном случае, произошедшем с автором «Войны и мира».
Трейлер фильма «История одного назначения»
По сюжету, поручик Григорий Колокольцев отправляется на службу в пехотный полк, расположенный в Тульской области, где к смерти приговаривают простого писаря: чтобы помочь ему избежать трибунала, Колокольцев обращается за помощью к молодому графу Толстому, роль которого сыграл Евгений Харитонов.
Писатель и сценарист Павел Басинский — про источник вдохновения фильма:
Когда я сдавал свою книгу в редакцию Елены Шубиной, где она вышла, я вообще хотел эту главу выбросить, потому что она не связана непосредственно с сюжетом. Это книга о конфликте Толстого и Святого Иоанна Кронштадтского — и вообще Толстого и церкви. Но, наверное, в этой истории есть что-то особенное. Главу эту я в итоге оставил, да ещё схулиганил, потому что назвал её «Спасти рядового Шабунина”».
Евгений Харитонов — про образ молодого Льва Толстого:Шаг за шагом мы репетировали, разговаривали, общались по поводу моего персонажа. Для меня это было страшновато и неожиданно, потому что я, как и многие, не знал Толстого в его молодые годы. Воспринимал его как некий монумент. Но в процессе репетиций и общения всё сложилось само собой».
По словам режиссёра фильма «История одного назначения» Авдотьи Смирновой, экранизирован был только четвёртый вариант сценария. Знакомство с противостоянием Толстого и военного суда состоялось для неё в 2015 году. Прочитав короткую главу в книге Павла Басинского, Смирнова решила, что именно об этих событиях хочет снять фильм.
Тизер фильма «История одного назначения»
Авдотья Смирнова — про необычный кастинг:
У меня был минимальный кастинг, потому что, когда я пишу сценарии, я пишу на конкретных артистов. У меня, естественно, не было Льва Толстого, но, например, то, что Софью будет играть Ира Горбачёва, было понятно до того, как я написала первую строчку. А нужно сказать, что над «Историей” я работать начала в 2015 году, когда ещё даже сценария фильма «Аритмия” не было. На самом деле методом кастинга искался Лев Толстой, Таня Берс, капитан Яцевич и рядовой Шабунин. Но больше всего меня интересовало, как найти артиста именно на роль Толстого. Я думала, что будут долгие поиски по всей стране, но неожиданно попала на спектакль Кирилла Серебренникова «Обыкновенная история”, в котором и увидела актёра, играющего три крошечных, но очень разных эпизода. Прямо в антракте я позвонила Анне Пармас, писавшей сценарий, и сказала ей, что нашла Льва Николаевича. Мне было важно, что Евгений Харитонов оказался длинноруким, не могу вам объяснить почему, но таково моё ощущение от Толстого. А потом, когда я увидела несколько фотографий Толстого в юности, поняла, что они с Женей очень сильно внешне похожи. Наш художник по гриму Галина Пономарёва, когда первый раз приклеила Жене бороду, прибежала ко мне с выпученными глазами и криком «Так не бывает!”».
Помимо Евгения Харитонова, важные роли в фильме «История одного назначения» сыграли Алексей Смирнов (поручик Григорий Колокольцев), Филипп Гуревич (рядовой Василий Шабунин), Ирина Горбачёва (Софья Толстая).
Тизер фильма «История одного назначения»
Независимые картины часто страдают от сложностей с финансированием – «История одного назначения» исключением не стала. Авдотья Смирнова призналась, что неожиданно закрыть бюджет помог Роман Абрамович:Бюджет у фильма большой, как у всякой исторической картины, – 110 млн рублей. Государственных денег нет ни копейки. Половину денег мне дал мой муж, а дальше пришлось ходить, искать. Мы поняли, что не хватает финальной суммы, но уже было невозможно весь процесс уместить в меньшее количество денег, людей и техники. Возможно, мне нужно было пускаться в съёмки с незакрытым бюджетом, что, скорее всего, означало бы остановку и удорожание процесса. И тут Роман Аркадьевич, с которым мы не были знакомы, неожиданно мне позвонил. Он представился, я сначала это восприняла как шутку. Роман Аркадьевич попросил прислать ему сценарий, а спустя пару дней сообщил, что готов выделить на съёмки недостающую часть денег. Он отказался фигурировать в основных титрах, а рассказываю я вам всё это по той причине, что хочу его сейчас поблагодарить».
В российский прокат фильм «История одного назначения» выйдет 6 сентября.
Фильм от режиссера Дуни Смирновой о реальном эпизоде из жизни Льва Толстого.
Сценарий к картине «История одного назначения» Авдотья Смирновой написала в соавторстве с Анной Пармас (режиссер клипов группы «Ленинград») и Павлом Басинским (автор книги о Льве Толстом). Киноистория основана на реальных событиях, произошедших в 1866 году, когда 38-летнему Льву Толстого его знакомый офицер Колокольцев рассказал о деле Василия Шабунина. Этот рядовой писарь был приговорен к расстрелу за то, что ударил по лицу капитана Яцевича. Толстой вызвался защищать в качестве адвоката писаря Шабунина, но проиграл, и Василия казнили.
Лев Толстой писал: «…Случай этот имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни: потеря или поправление состояния, успехи или неуспехи в литературе, даже потеря близких людей!»
Льва Толстого в фильме «История одного назначения» играет Евгений Харитонов, роль еще одного ключевого персонажа поручика Григория Колокольцева досталась брату Авдотьи Алексею Смирнову. Также в карине задействованы актеры: Филипп Гуревич, Ирина Горбачёва, Лиза Янковская, Игорь Золотовицкий, Анна Михалкова, Сергей Уманов, Анна Пармас, Андрей Смирнов, Алексей Макаров, Кирилл Васильев, Татьяна Колганова и др.
Режиссер и сценарист Авдотья Смирнова в августе 2017 года рассказывала о проекте «История одного назначения» на питчинге в Минкультуры: «История реальная. Она вся задокументирована. 1856 год. Толстому 38 лет. «Война и мир» только пишется, детей всего трое. Он помещик с большими стяжательскими планами. Однако Толстой – не основной герой фильма. Он – один из четырёх. Главный герой – поручик Григорий Колокольцев, и картина – история его взросления. В фильме речь о чувстве долга, которое может погубить все иллюзии о том, как человек должен прожить свою жизнь».
Сюжет фильма История одного назначения
Григорий Колокольцов утром после очередного кутежа поручик поссорился со своим отцом, генералом Колокольцовым. В результате Григория отправляют служить в удаленный от столицы московский пехотный полк, квартированный в Тульской области недалеко от Ясной Поляны. В поезде Колокольцов знакомится с графом Львом Толстым, который приглашает молодого офицера погостить в своей усадьбе.
Колокольцов, прибыв на новое место службы узнает, что командир полка Яцевич несправедливо строг к солдатам. При этом всеобщей травле в полку подвергается писарь Василий Шабунин. Василий, идя на поводу у воров, вынужден исправлять цифры в бухгалтерских книгах полка, чтобы скрыть хищение полкового имущества. Вскоре воровство вскрывается, и вся вина ложится на Шабунина. Во время допроса нервы писаря не выдерживают, и он бьет Яцевича по лицу. За пощечину командиру, согласно новой военной реформе, солдата ждет смертная казнь. Колокольцев рассказывает об этом случае Толстому, и 38-летний граф, работающий в это время над «Войной и миром”, решает выступить на военном суде защитником солдата.
«История одного назначения» — фильм о выборе, который предстоит сделать каждому из героев. О том, как легко порой перейти границу между добром и злом, и как эта граница неминуемо оказывается границей между свободой и несвободой, между жизнью и смертью. Это фильм о необратимости самых, на первый взгляд, незначительных поступков и, конечно, о том, как падает судьба человекакак в юридическую пропасть.
Съемочная группа фильма История одного назначения
- Режиссер: Авдотья Смирнова
- Сценарий: Авдотья Смирнова, Анна Пармас, Павел Басинский
- Продюсеры: Анатолий Чубайс, Сергей Сельянов, Наталья Смирнова, Виктория Шамликашвилли, Оксана Барковская
- Оператор: Максим Осадчий-Корытковский
- Актеры: Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Филипп Гуревич, Ирина Горбачёва, Лиза Янковская, Игорь Золотовицкий, Анна Михалкова, Сергей Уманов, Анна Пармас, Андрей Смирнов, Алексей Макаров, Кирилл Васильев, Татьяна Колганова, Анна Рыцарева и др.